Что хочет ребенок в 8 месяцев. Кризисный период: что должен уметь ваш ребенок в восемь месяцев

Твой малыш уже настолько взрослый, что может осознать, какой он маленький! Да, где-то с этого возраста ребенок начинает соразмерять габариты предметов и интуитивно понимать, что больше, а что меньше. Конечно, не стоит ставить перед ним сложные задачи, но вложить большую коробочку в меньшую кроха сумеет. А также нанизать по порядку несколько колец на пирамидку, поставить пару кубиков друг на друга, вытащить из мешочка игрушки и сложить их в него.

Сейчас пора уделять внимание занятиям, развивающим мелкую моторику – пальцы крохи настолько чувствительны, что им доступна работа, ранее считавшаяся слишком тонкой, например, снимать крышечку с коробки (одевать ее назад должна помочь мама).

Эмоциональное развитие ребенка 8 месяцев

Общаясь с ребенком, ты чувствуешь, что малыш стал тебя понимать. Простые просьбы типа показать часть своего лица или тела или какой-то привычный предмет ребенок выполняет без труда. Естественно, чтобы это все делать, вы вместе с ним должны предварительно все эти действия разучить. И обученный хлопанью в ладоши и посыланию воздушного поцелуя малыш может блистать своими умениями на семейных торжествах, приводя родню в восторг.

Общение с ребенком не носит односторонний характер (т. е. ты говоришь, он выполняет). Малыш и сам способен дать понять маме, чего он хочет в данный момент. Он активно жестикулирует, показывает пальчиком на ту игрушку, которую просит ему подать, делится тем, что его заинтересовало (например хватает маму за руку или одежду и пытается направить ее в сторону впечатлившего явления). Кроха уже способен любоваться! Так, впервые увидев снегопад, малыш прильнет к окну.

Ребенок в 8 месяцев, естественно, все еще очень привязан к маме. Он расстраивается, когда она уходит, и это абсолютно нормально. В людном месте, когда кругом незнакомые лица, малыш может стушеваться (скорее всего, так и будет). Сейчас характерной его возрастной реакцией является настороженное отношение к новым людям. Абсолютно нормально, когда он не рвется к ним на руки, а предпочитает спрятаться за маму. Скорее родителей должно насторожить, если кроха в этом возрасте слишком доверчив и приветлив с незнакомцами, реагирует на них так же, как на родителей. Или ребенок просто еще не дозрел до должной степени осторожности (а у каждого ребенка темпы эмоционального развития индивидуальны!), или же вы слишком опекаете малыша, создав ему тепличные условия, и пока он считает, что весь мир столь же дружественен, как его мама и папа. Коль так, пока не стоит развенчивать эти убеждения, но стоит все же спускать дитя с рук дома и позволять набивать свои, такие необходимые, «шишки».

Еще твой ребенок 8 месяцев, скорее всего, стал бояться резких звуков – пылесоса, фена, блендера и пр. Если малыш застал тебя с работающим прибором в руках и расплакался, выключи технику и обними ребенка. Приласкай, а затем покажи ему выключенный прибор, объясни, зачем он нужен. Если после включения плач возобновляется, на время убери девайс из поля зрения ребенка. Старайся использовать его, когда малыша нет в комнате. Эти страхи сейчас естественны, и совсем скоро ребенок их «перерастет».

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

  • Повторять простые действия взрослого, например хлопать в ладоши, кивать головой в такт
  • Понимать самые простые слова мамы, например: «дай ручку», «покажи носик» и т. п.
  • Лепетать с ему лишь понятным смыслом (но он есть!)
  • Понимать, что мама ушла и беспокоиться, когда ее давно нет
  • Разделять четко взрослых на своих и чужих
  • Сидеть, ползти, а некоторые дети – и вставать у опоры и переступать ножками
  • Откусывать кусочки , пережевывать мелкие кусочки
  • , когда его туда садят

Нормы роста и веса для детей 8 месяцев

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Физическое развитие ребенка на 8 месяце жизни

Итак, твой малыш уже сидит, в том числе и во время прогулки в коляске. Еще одним из весьма желательных этапов физического развития является ползанье. От наших мам часто слышим удивленные рассказы, мол, странно, мои дети не ползали вообще. А может, их не выпускали в эпоху тотального увлечения манежами?

Поэтому еще до того, как твой малыш начал вставать в кроватке, вытаскивай его на пол и пытайся увлечь ползаньем. Природа возьмет свое, и кроха начнет передвигаться. Разные дети делают это по-разному: кто-то бочком, кто-то вообще задом, а кто-то катается, сидя на попе и отталкиваясь руками. Вне зависимости от стиля, ползанье – замечательная тренировка мускулатуры и координации движений ребенка, а потому пойдет ему на пользу. Всячески поощряй кроху в его успехах.

И, кстати, особенно не заморачивайся на гигиене: достаточно просто мыть пол с привычной для твоего дома регулярностью. Ребенок уже не так мал, чтобы нуждаться в стерильности, и контакт с некоторым количеством микробов даже полезен для развития его иммунитета.

А вот чем точно не стоит увлекаться – это ходунками. Такое приспособление неестественно ускоряет события (если ребенок сам еще не начал ходить, значит, его организм к этому не готов!). Тем самым на дается неадекватная нагрузка, что может привести к их повреждениям. Поэтому лучше не покупать малышу вовсе такую вредную игрушку.

А вот что касается машинок-толокаров – напротив. Они как раз и очень пригодятся в развитии координации движений, и порадуют малыша. Но, если он не спешит подружиться с такой машинкой – не переживай, отложите езду на более позднее время. Все дети разные, и любовь к таким катаниям приходит к ним в разные периоды взросления.

Еще раз хочется отметить, что малыша нельзя насильно «стимулировать» ходить, то есть попросту ставить ребенка на ножки, пока он не начал делать это самостоятельно. Как и в случае с сидением, ходьба – естественный навык, управляемый инстинктами ребенка. (сначала у опоры, а потом и без нее) тогда и только тогда, когда для этого достаточно созреют его мышцы, кости, сухожилия и вестибулярный аппарат. Любое искусственное «ускорение» навредит ребенку, например, не готовые к таким нагрузкам кости могут искривиться. То же самое касается насильного отбирания опоры у малыша, не умеющего еще стоять или, тем более, переступать с ножки на ножку без нее. Не торопи события, каждый здоровый ребенок встает и идет тогда лишь, когда наступает его время полной готовности.

Несмотря на некоторое замедление роста, восьмимесячный младенец заметно меняется, по сравнению с предыдущим периодом – он активно впитывает новую информацию и осваивает новые умения, благодаря заметному улучшению моторики, координации движений и более осмысленному восприятию действительности. Формирование навыков у разных детей проходят в соответствии с присущими только им анатомическими и психическими данными, но есть и условные нормы, помогающие родителям понять, что должен уметь ребенок в 8 месяцев. Используя их в качестве ориентира, в случае некоторых отклонений, они могут своевременно принять меры и помочь ребёнку справиться с проблемами.

С полугода до полутора лет развитие ребёнка происходит, в соответствие с его индивидуальными особенностями, но, невзирая на это, есть отдельные изменения, которые могут наблюдаться ежемесячно в течение всего периода.

К восьми месяцам малыш, как правило, уже может сам садиться, вставать, делать первые неуверенные шаги. Так как он становится более подвижным и тратит большое количество энергии на изучение окружающих его предметов, рост его несколько замедляется. Укрепление мышц и улучшение координации позволяет детям делать разнообразные движения.

Маленький человек крайне импульсивен, и ещё не вполне может управлять своим телом, поэтому взрослым необходимо оберегать малыша от вероятных травм и повреждений, максимально обезопасив пространство вокруг него. К самым опасным местам можно причислить острые углы мебели, розетки, стеклянные и другие бьющиеся предметы, мелкие предметы, которые ребёнок может ненароком проглотить.

К восьмому месяцу дети прибавляют в весе до половины килограмма, а рост их увеличивается примерно на полтора сантиметра. По сравнению с семью месяцами, они могут весить от 8 до 9 килограммов и больше, в зависимости от генетики, не считая того, что мальчики, всегда несколько крупнее.

У детей уже может быть от 4 до 6 зубов, которыми они пытаются разжёвывать кусочки фруктов и печенье. В связи с этим, малыши плохо спят, у них может подниматься температура, возникать отёки и даже нарушаться стул (опорожнение кишечника, в этом случае, становится жидким).

Для таких периодов характерно снижение работы иммунной системы, поэтому ребёнок становится, особенно, уязвимым к различным инфекциям, поэтому нужно следить за тем, чтобы не брал в рот всё подряд.

Из-за того, что в это время реакция детского организма может быть непредсказуемой, врачи не рекомендуют проводить вакцинаций и давать детям новые, незнакомые им продукты.

Также свои особенности имеет и психоэмоциональное развитие ребенка в 8 месяцев, который чувствует себя некомфортно в присутствии посторонних людей, а также, попадая в незнакомую обстановку. В целом, это интересный и плодотворный период, когда малыш способен удерживать в памяти многие вещи, уже умеет подражать взрослым и ведёт себя более социально и самостоятельно.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

Когда звучит вопрос – что должен уметь делать восьмимесячный малыш, на него нельзя ответить однозначно. Наверное, надо хорошо знать наследственность, физические данные, особенности поведения и даже уже проявляющийся характер ребёнка. А кто, как не родители, лучше всего об этом осведомлены? Поэтому нет смысла сравнивать своего ребёнка с кем-то ещё.

Тем не менее, некоторыми определёнными навыками дети обладать должны:

  • самостоятельно садиться, из положения на животе, спине, при этом переворачиваясь и помогая себе ручками;
  • сохранять сидячую позу ребёнок должен несколько минут;
  • активно ползать разными способами, в большинстве случае, дети делают это на четвереньках;
  • стараться вставать, используя опору, делать несколько шагов с помощью маминых рук;
  • играть самостоятельно около 10 минут;
  • подниматься на одну две ступеньки и аккуратно спускаться;
  • знать названия разных бытовых предметов, игрушек, имена родственников;
  • уметь захватывать мелкие предметы, перекладывать из одной руки в другую, мелкие вещи брать большим и указательным пальцем;
  • знать, как пить из чашки.

Усвоение хороших привычек необходимо стимулировать с раннего возраста. Зная, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, родителям нужно поощрять малыша в желании самостоятельно проводить утреннюю гигиену рта, умывать личико и мыть ручки перед едой. Надо сказать, что некоторые детки в таком возрасте это умеют.

На данном этапе крайне не разумно держать ребёнка в закрытом пространстве, каковым является манеж или некоторые развивающие коврики. Другое дело, что за играми малыша нужен постоянный контроль. Кроме того, ребёнку необходимо непосредственное общение с близкими людьми, особенно, с мамой. Не надо думать, что малыш пока ещё ничего не понимает. К восьмому месяцу он осознаёт не только смысл слов, но и может откликнуться на просьбу, например, подать взрослому игрушку или другой предмет. Также дети хорошо различают интонации, могут радоваться или обижаться, в зависимости от обращённых к ним слов, сказанных разным тоном.

Безусловно, хорошо, если родители имеют возможность заниматься малышом, что, несомненно, ускорит развитие важных навыков и поможет ему научиться управлять своими эмоциями, а значит, и поведением.

Развивающие игры для восьмимесячного ребенка

Понимая, что должен уметь 8 месячный малыш, родителям нужно как можно больше находиться рядом с ним. Это надо, прежде всего, для того, чтобы научить его играть, ведь самым лучшим является наглядный пример.

Помимо того, что с детьми необходимо постоянно разговаривать, показывать им различные предметы, объяснять их назначение, малыши нуждаются в игрушках, поскольку именно через игровой процесс они постигают все явления внешнего мира.

Развивать у ребёнка фантазию, мелкую моторику, координацию и другие способности помогут:

  • мячи размеров, цветов и текстуры;
  • большие надувные игрушки – домики, машинки;
  • мягкие кубики, пирамидки, конструкторы по возрасту из небольшого числа элементов;
  • сортеры с фигурными прорезями и набором специальных деталей;
  • резиновые фигурки животных и их детёнышей;
  • бизиборды – развивающие доски;
  • толокары – специальные каталки, помогающие ребёнку научиться ходить.

Необязательно покупать детям дорогие игрушки, некоторые из новомодных игр можно сделать собственными руками или доверить отпрыску выполнение маленького несложного поручения. Главное, поддерживать малыша в стремлении к изучению всего нового и незнакомого.

Когда взрослые спрашивают что нужно уметь в 8 месяцев девочке, можно понять их интерес, ведь в доме растёт маленькая хозяюшка. Исходя из того, что малышки развиваются быстрее, чем мальчики, почему бы маме не взять это на заметку и научить свою дочь помогать ей с раннего детства – она вполне сможет вытереть пыль с низкой тумбочки или будет вместе с родительницей месить тесто и лепить из него пирожки для своих кукол? С таким же успехом мальчик может сложить свои игрушки в коробку по просьбе старших, подать отцу полотенце или полить цветы.

Всё, чем бы не занимались девочка и мальчик, уметь в 8 месяцев абсолютно всё невозможно, но, будь то развивающие игры, прятки, помощь взрослым, все эти занятия станут для них бесценной информацией и помогут адаптироваться ко взрослой жизни.

Режим дня восьмимесячного малыша

Средняя продолжительность сна у малыша, по-прежнему, составляет около 15 часов, 10 из которых приходится на ночной отдых. Днём некоторые дети предпочитают спать всего два раза и неохотно ложатся ближе к вечеру, поэтому родителям необходимо, чтобы они проводили часы бодрствования активно и чаще бывали на свежем воздухе. Прогулки, в основном, происходят утром до обеда и в послеобеденное время с 15 до 17 часов.

Сон остаётся важным показателем здоровья ребёнка, поэтому маме и папе необходимо создавать нормальные условия для спокойного отдыха своего сына и дочери.

В число таких требований входит:

  • чистое бельё и одежда из натуральных материалов;
  • температурный режим (+20-21 градус);
  • оптимальная влажность – около 60%;
  • отсутствие шума, яркого освещения;
  • вечерние ритуальные действия – сказка, купание и многое другое.

Кормят детей до 5 раз в день, причём, грудное молоко и молочные смеси дети употребляют во время завтрака и перед сном. В остальное время они питаются фруктовыми, овощными и мясными пюре, кашами, двухкомпонентными супами, соками, детским печеньем и сухариками без содержания сахара.

Детки-искусственники в это время уже знакомятся с кисломолочными продуктами – в их рацион постепенно вводится домашний, самодельный творожок на простокваше и сметане, кефир, куриные желтки.

Важно, чтобы каждый день протекал по продуманному заранее сценарию, тогда каждое действие и событие в жизни ребёнка будет более осмысленным и плодотворным. Нередко отсутствие такого расписания и является той причиной, по которой взрослым не всегда удаётся проводить со своими детьми больше времени. Понимая, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, не надо воспринимать это буквально.

Развитие ребенка в 8 месяцев: видео

Малыш растёт не сам по себе, а каждый день перенимает опыт своих близких. Если же они уделяют общению с ним, хотя бы, час-другой каждый день, это обязательно даст прекрасные результаты в виде новых умений, стремления к получению информаций и активной жизненной позиции в будущем.

Второе полугодие жизни у каждого новорожденного проходит по-разному, одни ведут себя спокойно и быстро набирают массу, другие стремятся познавать мир и отличаются чрезмерной активностью. Чтобы развитие ребенка в 8 месяцев проходило правильно, задачей родителей является обеспечить крохе положительный микроклимат в родном коллективе, как можно больше общаться с малышом, а также окружить маленького члена семьи лаской и заботой.

На восьмом месяце набор массы будет не таким значительным, как ранее. Это и неудивительно, ведь ребенок уже больше двигается, ползает, приподнимается, из-за чего тратит намного больше энергии. Вес восьмимесячного малыша в норме должен составлять 8-8,5 килограммов, однако это средний показатель, который может иметь отклонения вплоть до 2 кг. Тревогу стоит бить в том случае, если новорожденный за месяц вовсе не набирает веса, или, что еще хуже, теряет его. Это может быть следствием нехватки питания или же болезни – в любом случае ребенка следует показать педиатру.

Оптимальный режим питания для 8 месяцев – это прием пищи через каждые 4-5 часов. С этого времени можно начинать постепенно отучать кроху от груди, лучше всего вначале ограничить ночные кормления. Вместо привычных 2-3 раз попробуйте оставить 1-2 кормления. Чтобы ребенок не испытывал ночью чувства голода, перед сном наряду с грудным молоком предложите малышу кашку или молочную смесь (главное, давать прикорм перед прикладыванием к груди, иначе ребенок не станет его есть). Со временем аналогичным образом можно ограничивать количество дневных кормлений, постепенное отстранение от грудного питания поможет малышу спокойнее перенести этот период, а вам позволит избежать проблем с переполненными молочными железами.

В 8 месяцев у крохи обычно уже есть 4-6 зубиков, однако некоторые детки получают первый резец к году, если не позже. Позднее развитие зубного ряда не является отклонением или тревожным симптомом, но все же стоит показать малыша педиатру во избежание возможного заболевания.

Ножки и ручки восьмимесячного малыша уже не такие пухленькие, как раньше, локтевые и коленные суставы укрепляются, поэтому вскоре он сможет сам вставать на ножки. Поначалу, самостоятельно встав около опоры, ребенок может капризничать и плакать. Распространенная ошибка неопытных родителей в том, что они думают, будто малышу больно, на самом деле, у крохи просто не получается сесть обратно, что и вызывает панику. Помогите малышу присесть, после чего опять приподнимите и усадите обратно, проделав это несколько раз, малыш поймет, что ничего сложного нет, и успокоится.

Развитие пищеварительной системы на данном этапе практически завершено, поэтому организм готов к приему взрослой пищи. С 8 месяцев можно давать ребенку разнообразные продукты: каши, макаронные изделия, мясо и рыбу, овощи и фрукты. Табу лежит лишь на сладостях, солениях, копченых и жареных блюдах, а также ненатуральных продуктах.


Начиная с полугода новорожденные проявляют повышенный интерес к познанию окружающего мира, поэтому все незнакомые предметы и явления они стремятся попробовать на вкус и пощупать. Не нужно ограничивать малыша, ведь он осваивает новые для себя ощущения, предлагайте ему игрушки из разных материалов (резины, дерева, ткани и пр.) для развития моторики, знакомьте кроху с яркими цветами и новыми звуками, чтобы стимулировать память.

В 8 месяцев малыши уже могут лепетать, а некоторые произносят свои первые слова – мама, баба, ам-ам, дай и пр. Помогите развитию разговорных навыков ребенка – больше читайте, пойте малышу песенки, рассказывайте скороговорки. Приобщайте кроху к совместному диалогу, предложите повторять за вами слова или же попробуйте повторять лепетание малыша, он обязательно оценит ваши попытки.

Примерно в 8 месяцев кроха начинает проявлять характер, сейчас он может кричать и требовать вашего внимания наиболее активно. Попытки манипулировать вами должны мягко пресекаться, поскольку, предоставив сейчас полную свободу действий, перевоспитать непослушного активиста уже не получится.

  • Сразу обозначьте предметы, непозволительные для игр, и не отступайте от установленного правила;
  • Договоритесь с домашними, чего нельзя разрешать и давать ребенку, ведь если вы будете запрещать что-либо, а бабушки или дедушки станут это разрешать, воспитательного эффекта вы не добьетесь;
  • Не идите на поводу у вредины, если он капризничает без повода, – не спешите брать его на руки, поскольку вполне возможно, что малыш успокоится самостоятельно. Отвлеките его игрушкой, музыкой, а на руки берите только в том случае, если все успокоительные средства не помогают.

Развитие характера личности проходит на протяжении всей жизни, поэтому важно с самого начала обозначить позволительные рамки и правила поведения, благодаря которым ваш ребенок вырастет воспитанным человеком.


8 месяцев – возраст познания окружающего мира, сейчас малыш еще не совсем осознанно знакомится с новыми вещами и явлениями, однако все полученные на данном этапе знания станут основой для его дальнейшего развития. Важно в данное время показать крохе, что можно трогать, а что категорически запрещено. Так как кроха еще не понимает многих моментов, постарайтесь наглядно показать, что произойдет, если он, к примеру, дотронется до плиты или утюга. Проведите эту манипуляцию самостоятельно и изобразите, как вам больно. Предложите ребенку пожалеть вас и расскажите, что такое поведение принесет немало болезненных ощущений.

Разумеется, все опасные предметы в квартире должны быть надежно спрятаны, также во избежание травм постарайтесь зафиксировать ящики столов и шкафов так, чтобы ребенок не смог их открыть. Для дверей, подоконников и углов стола можно использовать силиконовые накладки, а электрические кабели и шнуры лучше спрятать под ковер или плинтус. Отдельно следует отметить опасность бытовой химии, так как кроха в 8 месяцев способен сам передвигаться по комнате ползком, ограничьте его доступ к ванной комнате, где обычно хранятся моющие средства и порошки. Любопытные детки все пробуют на вкус, а такое «лакомство» может стать причиной значительного отравления.

С полугода жизни для развития памяти малыша можно использовать самые разные игрушки. Крохи любят музыкальные предметы – надоевшие погремушки можно заменить интерактивными плакатами с буквами и музыкой или же музыкальным пианино. Мягкие кубики с цифрами, буквами, предметами и животными помогут не просто обучать кроху новым словам, они могут служить в качестве материала для постройки башен, а также прекрасно подойдут для кидания вместо мяча.

Выбирая занятия для ребенка, основывайтесь на его увлечениях: к примеру, если малыш очень активный, займите его спортивными занятиями, тренируйтесь с фитболом, покажите грудничку перекладины и кольца, приобретите детский боулинг и мягкие мячики. А спокойных деток могут заинтересовать менее активные игры: купите детское лото для развития памяти, мягкие пазлы или разнообразные пирамидки, которые помогут развитию мышления и укреплению маленьких пальчиков.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Двигательные навыки настолько совершенствуются, что малыш пробует самостоятельно садиться и ползать. Также в этом возрасте у ребенка возникает потребность в эмоциональной поддержке и постоянном общении.

Яркая примета этого возраста - страхи малыша. Ребенок может вдруг начать бояться шума пылесоса, бабушкиной шубы или дедушкиной бороды. Любая перемена в пространстве или во внешности близкого человека может напугать малыша. Психологи считают, что эти страхи вполне оправданы и говорят о формировании чувства безопасности и личностных границ у младенца. Не рекомендуется воспитывать смелость в столь нежном возрасте.

Моторные навыки малыша в 8 месяцев

Что должен уметь малыш в 8 месяцев?

  • Первые попытки ползать. Ребенок свободно и ловко делает переворот со спины на живот. Малыш старается принимать именно эту позицию, потому что она дает возможность видеть окружающий мир. Это положение также позволяет крохе передвигаться. Можно заметить, как грудничок пробует встать на четвереньки, но пока что стоит неуверенно, раскачивается. Чаще всего ребенок начинает ползать не на четвереньках, а по-пластунски. Не все восьмимесячные дети начинают ползать, но большинство, оказавшись на животе, активно двигаются всем телом, вытягивают ноги, подтягиваются на руках, вращаются в разные стороны.
  • Положение сидя. У старшего поколения бабушек почему-то сложилось мнение, что в 6 месяцев грудничок уже должен сидеть. Однако согласно международным нормам психомоторного развития младенец может самостоятельно сесть в период от 7 до 9 месяцев. Восьмимесячный малыш уже может свободно сидеть, при этом у него не должна округляться спина. Без поддержки взрослых младенец может усидеть около 5 секунд, после чего может завалиться набок или опереться одной рукой для равновесия. В сидячем положении у младенца обычно много позитивных эмоций. Ведь поза позволяет хорошо видеть все, что происходит вокруг него. Есть ли какая-то разница в сроках высаживания девочки и мальчика? Этот вопрос часто задают мамы. Медики утверждают, что пол никак не влияет на этап высаживания, и относят эту информацию к разряду мифов. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, во сколько месяцев можно сажать девочек и мальчиков, читайте в других статьях.
  • Подтягивание на руках. Можно провести такой эксперимент. Грудничок лежит на спине, перед ним нужно выставить большие пальцы, направленные друг на друга (в виде перекладины). Ребенок хватается за пальцы и пытается подтянуться, чтобы сесть. В этот момент не надо помогать крохе и тянуть его за ручки. В этом возрасте малыш прекрасно справляется с задачей самостоятельно и принимает вертикальное положение. Мышцы спины, живота, рук, шеи у грудничка уже хорошо развиты.
  • Развитие координации движения и равновесия. Ребенок может принимать различные позы, благодаря равновесию, дополнительной опоре рук, балансированию ногами. Для этого возраста характерно лежачее положение на боку с опорой на одну руку («поза садового гнома»), при этом другая рука у малыша свободна, он может ею манипулировать. Верхняя нога в этой позе также свободно двигается и создает равновесие. Зачем грудничку эти сложные трюки? Эти упражнения подготавливают малыша самостоятельно сесть из положения на животе и боку.
  • Закрепление навыка хватания и удерживания предмета в руке. В 7 месяцев грудничок уже умел одновременно брать два предмета в обе руки. Этот навык в 8 месяцев усовершенствуется. Если предложить крохе две одинаковых игрушки небольшого объема, он должен учиться брать их одновременно. Бывает, что малыш возьмет один предмет, увлечется им и забудет о другом. В этой ситуации нужно предложить ему вторую игрушку еще раз. В этом возрасте уже можно определить рабочую руку и сказать, будет ребенок правшой или левшой. Важно понимать, что никакой коррекции проводить не нужно. Но нагружать необходимо обе руки.
  • Мелкая (тонкая) моторика. Мелкая моторика (работа пальчиков) развивает мышление. Правая рука соответствует левому полушарию и связана с логическим, рациональным мышлением. А левая рука «дружит» с правым полушарием и отвечает за творчество и воображение. Когда малыш нажимает на кнопки пульта, крутит пуговицы на одежде, пытается сложить матрешку или пирамидку, работают не только его руки, но и мозг. Что должен уметь ребенок в восемь месяцев, если говорить о мелкой моторике? Кроха уже способен взять маленький предмет в руку и удерживать его только пальчиками, не вкладывая полностью в ладонь. Важно, чтобы этот навык вырабатывался одинаково на правой и левой руке.

Пришла пора перебираться с дивана или кровати в «нижний ярус», то есть на пол. Во-первых, это безопасно: отсюда малыш точно не упадет. Во-вторых, появляется возможность освоения новых территорий. Открытое пространство важно для психофизического развития грудничка. Но «нижний ярус» также нужно обезопасить: поставить заглушки на розетки, крючки на дверцы шкафов, убрать острые и тяжелые предметы, бытовую химию. Чтобы лучше увидеть опасности, следует опуститься вниз и взглянуть на мир глазами крохи.

Формирование базового чувства безопасности

У грудничка во втором полугодии жизни формируется важнейший в жизни, базовый механизм безопасности. Отсюда вытекает доверие миру, в котором он живет. Кто развивает это доверие? Конечно, мама. Она является зеркалом состояний малыша. И хорошо, когда мама отражает и позитивные, и негативные эмоции. Радостному и довольному ребенку она непременно улыбнется, а плачущего и обиженного приголубит и погорюет вместе с ним. Мама и ребенок находятся на одной эмоциональной волне. И чем больше эмоций у мамы, чем они искреннее, тем шире и приветливее становится окружающее пространство для малыша. Понимание эмоциональности в этом случае - не экзальтация, не восторг, а живое включение в переживания крохи. Эмоции делают любого человека живым и присутствующим, а это крайне важно почувствовать младенцу.

Психомоторные навыки ребенка в 8 месяцев развиваются интенсивнее, когда у малыша формируется механизм безопасности. Если мама будет с каменным лицом и в депрессии, у крохи повышается тревожность и чувство незащищенности. Он с меньшим желанием будет осваивать и познавать мир.

Психоэмоциональное развитие и общение

Какие реакции могут быть у ребенка в этом возрасте при общении с близкими и посторонними людьми? Как он воспринимает мир, осмысливает действия и явления, взаимосвязи между предметами?

  • Быстрое переключение внимания. Родители замечают, что грудничок этого возраста не может долго играть в одну и ту же игру. Интерес к старому занятию у него быстро пропадает, когда в поле зрения появляется новый объект. Психологи не рекомендуют перегружать малыша информацией и предлагать ему много новых игр сразу.
  • Отношение к незнакомцам. Настороженное отношение к незнакомым людям растет. В этом возрасте даже самый общительный малыш может проявить недоверие к незнакомцу. Это абсолютно нормальная реакция, которая говорит о формировании дистанции с людьми. Также дети могут проявлять избирательность: к одним незнакомым идут на руки, а к другим нет, одним начинают улыбаться, а при виде других - плакать. Многие дети в этом возрасте сильно привязаны к матери. И если она исчезает на какое-то время, испытывают тревогу и беспокойство.
  • Восприятие взаимосвязи предметов и действий, изучение свойств предметов. Малыш начинает улавливать, что если предмет исчезает, то не растворяется в пространстве, а перемещается. Теперь ему интересно все, что движется. Можно провести такой эксперимент. Один взрослый сидит за столом и усаживает кроху к себе на колени, а другой - выкладывает на стол игрушку (кубик, мячик, машинка). Как только грудничок потянется за игрушкой, взрослый толкает ее так, чтобы она перекатилась через стол и упала на пол. Малыш пристально следит за движением и наклоняется, чтобы рассмотреть игрушку на полу. Также в 8 месяцев дети умеют находить спрятанные предметы, перекладывать их, вкладывать один в другой.
  • Наблюдение за окружающим миром и явлениями природы. Во время прогулок в коляске ребенок теперь может находиться в сидячем или полусидячем положении. Пространство расширяется для него до «космических» масштабов. Теперь ребенок может наблюдать за движениями людей, животных, птиц, машин, чувствовать ветер, капли дождя, солнечные лучи на лице и т.д.
  • Возражение и проявление характера. В этом возрасте малыш может выразить протест, если ему что-то не нравится. Это может быть визг, крик, плач. Также у ребенка появляются любимые занятия и игрушки в зависимости от типа темперамента. Если ребенок проявляет в этом возрасте негативные эмоции - это абсолютно нормально. Но в большинстве случаев здоровый восьмимесячный грудничок все-таки радостный и довольный жизнью. Ребенок может повторять одни и те же действия много раз, если они приносят ему радость.
  • Прятки - любимая игра. Младенец в этом возрасте осознанно поддерживает игру в прятки. Когда кто-то из близких прячется за мебелью или под покрывалом, грудничок с нетерпением ждет появления и громко смеется, если ему говорят «ку-ку» и окликают по имени.

Закрепление позитивного опыта в этом возрасте крайне важно. Рекомендуется уже сейчас хвалить ребенка и подбадривать его, если при освоении нового вида деятельности, у него что-то не получается.

Речевое развитие

В 8 месяцев малыш умеет не только громко лепетать и вскрикивать, но и «говорить» шепотом. Ребенок открывает для себя, что можно произносить звуки с разной силой и интонацией. Речевые навыки, которые сформировались в 7 месяцев, усовершенствуются.

  • Слоговые цепочки. В этом возрасте грудничок способен воспроизводить различные комбинации закрытых и открытых слогов: «да-да», «ма-ма», «дай-дай», «та-та», «ба-ба», «ма-ба», «ге-хе», «йэ-йэй» и другие варианты. Некоторые слоговые цепочки становятся более устойчивыми и произносятся с четкой артикуляцией. Для лепетной речи, ближе к концу второго полугодия жизни, характерно обеднение слоговых цепочек. Это нормальный процесс доречевого развития.
  • Мелодический лепет. Малыш уже умеет воспроизводить интонацию родной речи, ставит ударения в слогах, имитирует звуки речи взрослых. Также важное открытие этого возраста - обозначение объектов окружающего мира слогами, то есть лепетная речь становится осмысленной.

Грудничка нужно стимулировать к активной вокализации. Обычно дети начинают лепетать, когда пребывают в хорошем настроении, чем-то увлечены, общаются с близкими людьми. Также стимулировать малыша к лепету может речь его сверстников.

Что может ребенок в 8 месяцев? Моторные навыки этого периода: попытки самостоятельно усаживаться и ползать, уверенное захватывание и удерживание мелких предметов пальчиками, совершенствование координации движения и равновесия. В этом возрасте малыш осознает причинно-следственные связи между предметами и действиями, быстро переключает внимание, любит играть в прятки, наблюдать за движением и уже проявляет характер.

Распечатать

На каждом этапе роста малыша необходимо уделять большое внимание его развитию. Восьмимесячный возраст – это как раз тот период, когда можно начинать развивать ребенка творчески, заниматься освоением новых речевых навыков, уделять внимание физической и двигательной активности. В какие игры с ребенком играть в этом возрасте? Какие игрушки стоит покупать 8- месячному малышу?

Как развивается ребенок в 8 месяцев

Движение

В этом возрасте детки становятся весьма активными и любознательными. Большинство уже умеют ползать, а некоторые даже встают на ножки. Малышу все интересно! Он с удовольствием осваивает новые пространства квартиры, старается выползти из уютной детской в коридор, попасть в гостиную или спальню родителей. Ребенок любит подвижные игры, хлопает в ладошки. Стоя у опоры, ребенок топает ножкой, любит музыку, пытается пританцовывать сидя или стоя.

Зрение

Зрение 8-ми месячного ребенка становится четким и осмысленным. Он уже находит глазами знакомые предметы и радуется людям, которых знает. Незнакомцев малыш может побаиваться и испытывать дискомфорт в их обществе.

Слух

Большинство деток в этом возрасте начинают пугаться громких звуков. Это легко определить по тому, как малыш реагирует на крики, грохот или сирену. Он плачет и пытается прижаться к маме. Но зато приятную ритмичную музыку, детские песенки, стишки, прибаутки малыш воспринимает с удовольствием и радуется, когда их слышит.

Любые игры и занятия надо подбирать, исходя из тех умений и способностей, которые присущи возрасту малыша. Не стоит перегружать кроху слишком сложными заданиями, но и играть с ним, как с трехмесячным ребенком, тоже не нужно

Речь

В возрасте 8 месяцев начинает формироваться речь. Разумеется, ребенок еще не говорит, но начинает активно использовать разные звуки, которыми пытается что-то сообщить родителям или сопровождает ими игру. Речевые навыки нужно обязательно поощрять и развивать.

Эмоциональное развитие

Эмоции в возрасте 8 месяцев становятся более разнообразные. Конечно, больше всего эмоциональная активность ребенка связана с мамой. Малыш радуется и спокоен, когда она рядом и плачет и беспокоиться, когда ее нет в поле зрения. Также новые эмоциональные всплески могут быть связаны с появлением новых людей, игрушек, сменой обстановки. Очень важно позаботиться о том, чтобы общий эмоциональный фон в семье был спокойным и доброжелательным, а на кроху не могло быть оказано никакое негативное воздействие.

Как научиться понимать ребенка

В подборе игр и занятий очень важно и то, чтобы они были в радость ребенку. Малыш не должен уставать и перенапрягаться от чрезмерных нагрузок. Родители, занимаясь с ребенком, должны контролировать степень нагрузки и вовремя понимать, когда малыш начинает уставать.

Если кроха бросает игрушки на пол, это не значит, что он капризничает и плохо себя ведет. В большинстве случаев такое поведение – это приглашение взрослых к совместной игре.

Необходимо наблюдать за ребенком. Многие звуки в этом возрасте малыш произносит не просто так, а пытается обозначать ими какой-то предмет или эмоцию.

Важно следить за мимикой и моторикой ребенка. Если он устал, то это будет ясно видно. В движениях появляется неуверенность и вялость, личико становится недовольным, ребенок не улыбается, начинаются хныканья или плач.

Когда малышу занятия в удовольствие, то это тоже несложно понять. Он радуется и очень старательно выполняет те или иные действия.

Когда и сколько заниматься с 8-месячным ребенком

К восьмому месяцу жизни формируется некий режим, которого мама и малыш придерживаются. Даже если нет каких-то четких временных рамок, то все равно можно проследить некую упорядоченность течения дня. Подъем и отбой, кормления, дневной сон – все это происходит примерно в одно и то же время.

Время для игры и занятий стоит подбирать так, чтобы оно не приходилось на вечер перед укладыванием малыша спать. Активные занятия могут способствовать тому, что кроху будет сложно уложить. Лучше всего выбирать дневные или утренние часы, когда ребенок весел, бодр, сыт и здоров. Именно в таком состоянии лучше всего усваиваются новые знания и формируются умения.

Обучающие занятия не стоит делать слишком длинными. Достаточно 10-ти –15-ти минут несколько раз в день. Исключение можно сделать в том случае, если ребенку уж очень нравится заниматься, и мама видит, что он не устал.

Обычные игры с мамой или папой могут занимать и более продолжительное время, ограничений нет, нужно смотреть на поведение ребенка. Если ему нравится играть, он не устал и весело смеется, то можно продолжать сколько угодно.

Как создать благоприятную атмосферу для занятий

Занятия и игры должны доставлять удовольствие. Немаловажную роль играет атмосфера. Чтобы создать нужное настроение, можно воспользоваться следующими приемами:

  • Включить приятную музыку для фона (это может быть классика, детские песенки или просто любимые песни ребенка, возможно, ему нравится что-то из взрослого репертуара).
  • Обеспечить хорошее освещение (можно подвинуть столик для занятий и игр к окну или включить свет в комнате).
  • Если есть детский проектор (например, «звездное небо» или что-то в этом духе), можно включить его, делая игру по-настоящему волшебной.
  • Положить рядом любимые игрушки малыша.


Любое занятие следует проводить в легкой игровой форме. Не нужно поучать ребенка, обращаться с ним строго или требовать, чтобы он сидел и слушал неподвижно. Стоит помнить, что это всего лишь 8-ми месячный малыш!

Чем занять 8-ми месячного малыша?

Дети в этом возрасте очень любят тактильные игры – «ладушки», массажик «Ехал поезд» и многие другие. Также с ребенком можно разучивать части тела, называя их и сопровождая слова поглаживанием, поцелуем или легкой щекоткой. От таких занятий малыши в восторге. Кроме того, такие игры с мамой способствуют формированию здоровой психики и устойчивого эмоционального развития.

Также к тактильным занятиям можно отнести разучивание приветствий «здравствуй», «пока». Можно учить ребенка приветственно и прощально махать ручкой или здороваться за руку, совсем как папа.

Двигательную активность помогают развивать ходунки. Не все детские врачи рекомендуют их использование. Но, тем не менее, ребенок, имеющий опыт хождения в ходунках, гораздо быстрее начинает ходить самостоятельно и не боится при ходьбе отпускать мамину ладошку. Перед покупкой ходунков родителям стоит проконсультироваться с врачом и взвесить все плюсы и минусы этого приспособления.


Ни в коем случае нельзя оставлять малыша одного во время использования ходунков

Также для стимуляции двигательных навыков полезно использовать большие крупные игрушки, такие как яркий мяч. Можно показать его крохе, положить в другой конец комнаты, и малыш будет ползти, чтобы достать его. Так можно делать столько раз, сколько будет интересно ребенку.

Творческое развитие можно начать с рисования. Для этого можно приобрести альбом и восковые мелки. Простые цветные карандаши не подойдут. Они тонкие, и ребенку в возрасте 8-ми месяцев тяжело удержать их в руке, поэтому карандаши или мелки нужно выбирать как можно толще. Не стоит пытаться управлять рукой ребенка, пусть он рисует сам.

Отлично можно разнообразить купание ребенка всевозможными играми. Сейчас продается много игрушек, которые можно использовать в ванной. Это резиновые зверушки, яркие непромокающие книжки, специальные фломастеры для рисования по ванной и телу, которые легко смыть. Все это можно активно использовать во время купания. Сопровождать игру можно песенками и стишками.

Детки такого возраста любят рассматривать яркие книжки. Картинки хорошо сопровождать стихами или песенками. Обязательно показывать малышу картинку и несколько раз проговаривать то, что на ней изображено.


С помощью таких игр ребенок учится различать цвет, форму, отличать большой предмет от маленького, развивается точность движений и моторика

Хорошо использовать развивающие игрушки – пирамидку, сортировщик, кубики. Нужно набраться терпения. Не сразу у крохи будет получаться играть в такие игрушки. Возможно, он ими не очень заинтересуется, но надо предлагать их каждый день, терпеливо показывать, как собирать башню из кубиков и пирамидку.

Какие игрушки купить 8-месячному малышу?

Покупая игрушки для деток этого возраста, следует отдавать предпочтение качественным нетоксичным материалам, прочности, ярким цветам, крупным деталям, которые невозможно проглотить.

В играх и развитии пригодятся следующие игрушки:

  • Яркий мяч, большой, но такого размера, чтобы малыш мог держать его в руках.
  • Пирамидка.
  • Игрушка-сортировщик.
  • Барабан.
  • Юла или волчок достаточно большого размера.
  • Надувные и резиновые игрушки для ванной.
  • Детские картонные книжки большого размера с яркими иллюстрациями.
  • Большие яркие кубики.
  • Альбом и мелки для рисования.

Не стоит покупать большое количество игрушек. Это рассеивает внимание, и ребенку труднее чему-то научиться. Для восьмимесячного малыша данного набора будет вполне достаточно. Ведь главное в играх и занятиях в этом возрасте не игрушки, а постоянно общение с мамой. Разговаривайте с детьми, общайтесь, играйте, пытайтесь чему-то научить, и результат не заставит себя ждать.

Поделиться: