Дети и телевизор. Полезные советы родителям

Марина Никитина
Консультация для родителей «Дети и телевизор»

Воспитатель МБДОУ №74 г. о. Самара

Никитина Марина Анатольевна

В наши дни телевизор , видео, компьютер и игровые приставки прочно вошли в жизнь многих детей. Экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Он становится главным «воспитателем » ребенка.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю , то есть около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.

Это безобидное времяпрепровождение вполне устраивает не только детей, но и их родителей . В самом деле, кроха не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей» , эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

Овладение разговорными навыками в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда кроха не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребенка возникают исключительно на живую речь, адресованную конкретно ему. Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком» . Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, она не становится «своей» . Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняться криками или жестами.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации» . Она особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью и повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. В то же время многообразные впечатления воспринимаются им поверхностно и отрывочно.

Кроме того, многим малышам стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу в памяти и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не удерживают и не связывают их. В результате не понимают текста в целом.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения новых сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать , придумывать новые сюжеты. Им неинтересно общаться друг с другом. Вообще общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным : детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Телевизор всему виной ?

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей» . Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем . В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Но неужели всему виной телевизор ? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда ТВ поглощает все силы и внимание малыша, когда оно подменяет для маленького ребенка общение с близкими взрослыми, то, безусловно, оказывается мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики.

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира. Изменить или наверстать упущенное в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) – время зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека.

В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечены и признаны своеобразие и особенности первых лет. Только в конце прошлого века было открыто качественное своеобразие детства, принципиальные различия в воспитании мира ребенка и взрослого. До этого дети рассматривались как маленькие взрослые, которые еще многого не знают и не умеют. Но сейчас это особое своеобразие и фундаментальное значение детства опять оттесняется на задний план. Это происходит под предлогом «требований современности» и «защиты прав ребенка» . Полагается, что с маленьким ребенком можно обращаться так же, как со взрослым : его можно учить чему угодно, ему можно объяснять нормы и правила поведения. Сажая малыша перед телевизором , родители полагают , что он так же, как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Вспоминается эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, ми ребенок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном. стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное белье. Ребенок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор . Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия изображения маленьким ребенком. Он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, кроха просто видит яркие движущиеся пятна, которые, как магнитом, притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной манипуляции, малыш начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Примитивная зависимость от сенсорных ощущений может закрыть малышу все богатство мира. Ему все равно, куда смотреть, - только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность.

Право на детство.

Главное право ребенка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые обирают его и нарушают основной закон развития психики ребенка. Попытаюсь напомнить и пояснить этот закон, открытый Л. С. Выготским.

Суть его заключается в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции малыша – его интересы, переживания, представления, образы – первоначально существуют не внутри его самого, а в пространстве между ребенком и взрослым. При этом взрослый не навязывает крохе какие-то свои представления или ценности. Он вместе с ним строит его внутренний мир, открывая новые грани действительности, которые сами по себе не видны и поэтому могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно. Можно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей кроха открывает только вместе с взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог.

И только потом, открытые и опробованные вместе со взрослым человеческие представления, ценности, переживания входят в психическую жизнь ребенка и становятся «своими» . Если же малыш в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, то смысл окружающих вещей, а вместе с ним и вся человеческая культура, остается закрытым, чужим, невостребованным, а его внутренний мир – пустым.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать подрастающее поколение к информационной технике можно только тогда, когда оно готово к ее использованию по назначению. Когда ТВ будет для детей именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем .

«Все трудности воспитания вытекают из того, что родители - не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях.» Л. Н. Толстой

В наш современный век- телевизор, компьютер, телефоны и прочая техника стали незаменимыми помощниками в жизни каждой современной семьи. Как говорится, без техники теперь ни куда. Для многих семей привычкой становится включенный телевизор весь день, если даже по телевизору нечего смотреть, он работает «для фона».

Телевизор превратился в семье в помощника, и всё чаще заменяет простое общение с мамой, папой, бабушками и дедушками. Для многих это удобно, включил, посадил ребенка, а сам занимаешься домашней работой. Ребенок при деле и родитель свободен. Телевизор, становится главным воспитателем ребенка.

Казалось бы, это безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития:

1. Дефицит концентрации внимания.

Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.

2. Отставание в развитии речи.

Сейчас все больше родителей обращаются за помощью к учителям-логопедам. Ребенок к пяти годам не говорит вообще, либо речь бедна и примитивна. Причина этому, дети смотрят программы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать, поэтому у детей возникает проблема с речью. А ведь владение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог со взрослыми и сверстниками.

3. Ребенок не умеет фантазировать.

Отсутствие фантазий у детей должно настораживать родителей больше, чем их чрезмерное количество. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя, пропадает познавательный интерес, не прилагает усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Ему скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Детей ничего не интересует и не увлекает. Ребенок может просто целый день ходить и не знать, чем же ему поиграть. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях со сверстниками. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Ребенка ничего больше не интересует и не увлекает, как телевизор или компьютер. Он предпочитает нажать кнопку и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы.

Разговаривая с родителями, на эту тему, они часто задают встречный вопрос:

Что вы предлагаете, совсем запретить ребенку смотреть телевизор?

Запрещать ребенку смотреть телевизор – это не выход, но следует ограничивать время просмотра.

ВАЖ НО: детей старше двух лет можно допускать до просмотра телепередач не более чем на 30 минут в день, детишек от трех до семи лет – на 40 - 50 минут, от семи до тринадцати – на 1,5 - 2 часа.

Мы надеемся, что вы задумались, над этой проблемой!

Желаем вам успехов в воспитании наших детей!

Консультация для родителей детей дошкольного возраста по теме: «Мама, папа, я и телевизор».

Автор: Русакова Любовь Михайловна, старший воспитатель МБОУ «Подюжская СШ им. В.А. Абрамова» структурное подразделение детский сад «Лучик», п. Подюга Архангельской области, Коношского района.
Описание: данная консультация предназначена для родителей детей дошкольного возраста, педагогов.
Цель: дать родителям рекомендации о том, как правильно научить детей смотреть телевизор.
Задачи: познакомить родителей с правилами просмотра детьми телепередач;
развивать ответственность родителей за организацию досуга детей.
«Лучшее украшение новогоднего стола – это телевизор», – сказал когда-то почтальон Печкин из Простоквашино. Действительно мы не представляем сейчас себе жизнь без телевизора.
Педагоги жалуются, что телевидение отрицательно влияет на здоровье детей, портит зрение, отрывает от уроков, чтения книг, перегружает информацией, нарушает режим дня и т.д.

Почему же величайшее изобретение человечества так печально повлияло на семейное общение, на воспитание детей?
В специальной литературе выделяется более сорока функций, которые выполняет сегодня телевизор. Среди них – информационная, познавательная, коммуникативная, воспитательная, образовательная, развлекательная и многие другие. Через телевизионный экран мы можем приобщиться к истории, науке, искусству, социальным проблемам сегодняшнего дня. Всё это мы можем. Но, увы, чаще всего это не делаем.
К сожалению, безгранично богатые возможности телевидения используются достаточно примитивно. Почему? Беда в том, что чаще всего мы не отдаём себе отчёта, зачем включаем телевизор, что именно хотим от него получить. Просто, придя домой, освободившись от домашних дел или заодно с ними, привычно нажимаем кнопку и смотрим. Всё, что нам показывают.
Такая всеядность не только не формирует новые потребности, но часто сужает круг тех, что имелись.
Пассивное отношение к телевизионным передачам быстро усваивают от нас дети. Если взрослый, просиживая вечера у телевизора, отдыхает, отвлекаясь от своих забот, то дети, наоборот, устают, не ложатся вовремя спать, перегружают нервную систему.
Нередко телевизор становится причиной конфликта между родителями и детьми.
Как сделать, чтобы телевидение объединило семью, развило её духовные потребности? Как научиться самим, научить своих детей смотреть телепередачи?
Начните с планирования. Наметьте заранее, какие передачи интересно будет смотреть всем вместе, старшим членам семьи, какие детям.
Важно не просто сказать ребёнку, что он сейчас будет смотреть, а настроить его на восприятие. Например, прочитать что – нибудь про животных, если собираетесь смотреть передачу о животных, перечитать или просто вспомнить сказку, которую будут показывать. Этот настрой очень важен, чтобы увиденное оставило след в душе ребёнка.
После просмотра передачи полезно обсудить с ребёнком то, что он увидел. Это гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд. Возьмём любимую всеми детьми передачу «Спокойной ночи, малыши!». В жизни наших детей она стала чем – то вроде нянюшки, готовящей ребёнка ко сну. Может быть, стоит поговорить с ребёнком, о чём говорили в этой передаче.
Сидит маленький человек перед телевизором спокойно, значит всё в порядке. Но бывает мультфильм, даже очень хороший и вполне доступный пониманию ребёнка, как бы проходит мимо. Малыш улавливает отдельные реплики, смешные случаи, а зачем всё это показывают, про что – не понимает. Помочь ему может только взрослый.
Отстраняясь от совместного просмотра детских передач, мы упускаем возможность приобщить ребёнка к искусству, научить его понимать язык художественных образов. Да ещё и теряем верный путь к лучшему взаимопониманию с ним. Обсуждая что – то, ребёнок и взрослый начинают размышлять вместе, открываются друг другу новыми гранями.
Общение после просмотренных телепередач важно и для самих супругов. Та информация, которую люди воспринимают и обдумают вместе, формируют общие интересы, сближает их. Ещё больше сближают общие переживания, которые возникают у супругов при совместном просмотре фильмов и спектаклей. Укрепляется их эмоциональная связь, которая делает супружеские отношения более прочными.
Получается, что телевизор может и разъединять людей, и объединять их, и отнимать свободное время, и давать богатую пищу для души и ума. Всё зависит от того, как мы его смотрим. Этому нам нужно учиться.
Правила простые надо соблюдать,
И вы, мамы и папы,
Должны хорошо их знать!
1. Расстояние при просмотре телевизора должно быть не менее двух метров.
2. Ребёнку дошкольного возраста желательно смотреть телевизор в день всего два часа.
3. Запрещайте малышу смотреть взрослые фильмы, а особенно ужастики, так как это очень плохо влияет на психику ребёнка.
4. Запрещайте принимать пищу ребёнку перед телевизором, это плохо влияет на усвоение пищи.
5. Не разрешайте без конца переключать программы пультом.
6. Включайте телевизор дома только тогда, когда вы хотите посмотреть свою любимую телепередачу.
Я желаю Вам, чтобы у вас было так, как в этом стихотворении.
Телевизор смотрим вместе,
Папа, мама, ну и я,
А программа про животных,
Интересна всем она.
Наблюдаем, узнаем,
Обсуждаем сообща.
Здорово смотреть всем вместе.
Потому что мы одна,
Очень дружная семья.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ

«Какое горе-телевизор! Вечные конфликты с детьми, которые готовы сидеть всё свое время у телевизора, которые перестают читать, ибо телевизор вытесняет книги…»

«Какое счастье – телевизор! Как он расширяет кругозор и детей и родителей. Сколько общих интересов рождает, от скольких хлопот спасает: не нужно ходить с детьми в кино, например. Он часто заменяет детям родителей – во всяком случае, по части информации».

Какое из этих высказываний поддерживаете вы? (ответы родителей);

Как можно эффективно использовать телевидение в воспитании детей?;

Следует ли ограничивать время просмотра младшими школьниками телепередач?

Почему?

Нужно ли заранее выбирать телепередачи для просмотра детьми?

Современный ребенок практически не представляет своей жизни без голубого экрана. Герои и образы телевизионных передач – вполне реальные образы его детства. Он обращается с телевизором и компьютером свободно, чем с книгой: книгу надо научиться читать, а телевизор надо только смотреть и слушать. И если в школу дети приходят новичками, еще не умеющими читать и писать, то зрители они уже довольно опытные.

Телевидение воздействует на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Для большинства детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного. Однако родителей огорчает то, что дети тратят на телевизор много времени, смотрят передачи и для детей, и для взрослых. Когда же мы пытаемся ограничить их сидение у телевизора или компьютера дети сердятся на нас, идут на компромиссы. Они делаются враждебными, вынуждают спорить с ними и даже угрожать им. Многие ведут себя так, словно наступит конец света, если они не смогут смотреть телевизор каждый день. Отчего же это происходит? Причин много и первая из них – это то, что телевидение доступно. Достаточно нажать кнопку, чтобы получить любое зрелище. Усилий не требуется. Далее: телевизионные сказки доставляют детям большое удовольствие. Они позволяют им с легкостью фантазировать, мчаться на коне, преследуя бандитов и т.д.. Кроме того, сериалы, которые повторяются очень часто, заставляют их регулярно смотреть телевизор, чтобы узнать, чем же закончится та или иная история.

Так завлекает ребят сам телеэкран. Но большая ответственность лежит и на родителях, который сами создают привычку постоянно смотреть телевизор.

Мы делаем это:

А) когда сами часто смотрим все подряд, отключаясь от реального мира. Дети хотят разделить наши привилегии и подражают нам. Кроме того, они так же любопытны, как и мы.

Б) когда мы ленимся и радуемся: пока дети сидят у экрана, они спокойны и нет нужды заниматься ими. Так мы сами потакаем им, подсказываем, как найти себе новое занятие, и успокаиваемся, раз они довольны.

В)когда используем телевидение или компьютер как награду или наказание. Чтобы посмотреть ту или иную передачу, дети спешат поскорее сделать все дела. Родители пользуются этим пристрастием ребенка, чтобы заставить его сесть за уроки, заставить выполнить домашнюю работу или своё распоряжение. Они говорят: «Не сделаешь – не разрешу смотреть телепередачу». Ребенок выполняет наше приказание. Однако, чтобы он не делал, его мысли поглощены предстоящей передачей, стремлением любой ценой получить право смотреть телевизор или играть. Это наносит очевидный вред воспитанию, мешая формированию добросовестного и ответственного отношения к труду и учению.

Когда же телевидение для ребят нужно?

Когда оно расширяет границы опыта, показывая края и людей, которых без него не увидели бы.

Когда оно вызывает на размышление, учит ребят думать, спорить, соревноваться и предлагает собеседников умных, оригинально мыслящих людей.

Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо ещё суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр телепередач. Для младшего школьника – это 3-4 передачи в неделю. Далеко не все отцы и матери согласятся с этим требованием и признают его целесообразным. Наши дети смотрят 4-5 передач в день. Длительный просмотр телепередач плохо влияет на нервную систему и зрение детей. Нервная система часто не выдерживает большой эмоциональной нагрузки, повышенной чувствительности к мелькающему свету. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным.

Многие родители могут сказать: «Я целый день на работе и не вижу, чем мой ребенок занимается дома». Но мне кажется, что каждый из вас должен пользоваться у своего сына или дочери авторитетом. И слово отца или матери должно для них быть законом. Этого, конечно, не будет, если родителей не интересует режим дня их детей. Если не отведены определенные часы для прогулок и игр, для уроков, чтения книг и просмотра передач. И ребенок, который смотрит фильмы после 9 часов вечера, не успевает хорошо отдохнуть. На уроки он приходит вялый, несобранный. Учителя слушает невнимательно, ответы часто дает невпопад.

Лучший способ предотвратить обыкновение часами смотреть телевизор – это самим оставаться самым привлекательным объектом в доме. Существует огромное множество игр, сказок, забав, которыми можно занять детей в конце дня. Если мы пренебрегаем этим, то телевизор винить не в чем. Виноваты мы в том, что дети отталкивают нас, стремясь посмотреть передачу. Как бы в дальнейшем они не пренебрегали нами и в других случаях.

Какие же передачи должны смотреть наши дети? Очень важно, чтобы родители вместе с детьми просматривали программу телепередач на неделю и отмечали те передачи, которые будут дети смотреть. Предлагайте просматривать то, что доступно для понимания ребенка. Сейчас в эфире очень много передач, которые ребята смотрят с большим удовольствием – «Звездный час», «Устами младенца», «Поле чудес», «В мире животных» и многие другие. Младшим школьникам можно смотреть и телепередачи для взрослых, но только те, которые имеют большое воспитательное значение: знакомство с музыкой и искусством, передачи, воспитывающие любовь к природе, интерес к спорту, к прошлому нашей Родины. Это помогает не только расширить кругозор ребят, но и сформировать их индивидуальные интересы.

Однако, если вы не будете стремиться обсуждать с детьми увиденное, то усвоение новых сведений и фактов представит для них определенные затруднения. Большинство детей уже через 2-3 дня не могут рассказать о содержании передачи, которые смотрели, так как они с трудом самостоятельно осмысливают полученную информацию, с трудом может определить и выразить свое отношение к тем фактам и событиям, о которых он узнал из передачи. Хочется верить, что каждому из вас важно знать, что ребенку понравилось, что он заполнил, что понял, что произвело на него сильное впечатление. А дети надолго запоминают передачи, которые смотрели всей семьей. «Мне очень нравится, когда по выходным дням мы в сей семьей смотрим мои любимые передачи. Я успеваю смотреть телевизор и наблюдать за папой и мамой. Хочется, чтобы они разделяли мои увлечения, смеялись вместе с моими любимыми героями, переживали за них. Выходные дни я жду с нетерпением». К сожалению, таких примеров немного, так как дети представлены сами по себе, и смотрят не только познавательные и развивающие программы.

Мало пользы и плохое воспитание воздействие оказывают на ребят видеофильмы, которых нынче показывают «великое множество». Фильмы ужасов, боевики, насыщенные бранными словами, развивают наших детей вовсе не в хорошую сторону. И опять строки из письма, но уже взрослого человека. Оно было напечатано в газете «Культура» под заглавием «Опомнитесь!»

«….Эти фильмы смотрят, прежде всего, дети! Фильмы ужасов, где вырывают языки, выдавливают глаза, перепиливают электропилой, скармливают людей крокодилам, стали духовной пищей, вернее, духовной жвачкой наших детей. Почему у нас не ставятся возрастные ограничения, ведь в той же Америке, чьей второсортной продукцией снабжают нас кинопрокатные организации, возрастные ограничения ставятся даже на видеофильмах. Когда-то практиковалось и у нас. Сейчас же неограниченная «Свобода»; даже с эротических фильмов стыдливо снята табличка «детям до 16», не говоря о фильмах ужасов. Кино теперь – пусть и не самое важное, но самое эффективное и доходчивое зрелище. И оно уже не станет видом искусства, так как подросток и не пойдет на фильм, если там никого не убивают, не калечат. Что же дальше? Взрослые, опомнитесь!»

Эти слова возмущенного человека способен понять и осмыслить любой из нас, так как они сказаны от души, в которой скопилась боль за своих детей, страх за их будущее, стыд за наше настоящее. Даже на взрослого человека фильмы ужасов производят отрицательное воздействие, будоражат его нервную систему. А дети? Они по утрам, идея в школу, с увеличением рассказывают друг другу о просмотренном фильме, используя «нецензурные» слова и выражения. И не хочется верить, что слышишь эти слова от 8-10 летнего ребенка, который на уроке не умеет самостоятельно, четко и ясно выразить свою мысль обыкновенным русским языком. Детям нравятся герои «импортных» фильмов и они мало говорят о тех добрых и поучительных сказках, которыми в детстве увлекались мы с вами.

Недавно я присутствовала на уроке ИЗО, тема которой была «Мой любимый телегерой». Из 20 учащихся этого класса ни один не нарисовал героя из какой-либо русской сказки. Это были портреты – рисунки чудовищ, со злыми лицами, злобными глазами, увешанные цепями, шпагами и пистолетами. Всё это говорит само за себя.

А сейчас ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: - В видеофильмах, которые вы смотрите вместе с детьми, часто слышаться бранные слова и показывают фрагменты секса. Какова ваша реакция? (ответы зала).

Вы сейчас увидите, как ответили на эти вопросы учителя и родители. - Какими вырастут наши дети? Что их будет интересовать в жизни? Чем они будут увлекаться? Все это полностью зависит от нас – взрослых, от того как мы воспитывали своего ребенка, начиная с пеленок.

За все школьные годы дети проводят в среднем 15.000 часов у телевизора, из них видят 13.000 сцен насильственной смерти.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

И ТЕЛЕВИДЕНИЕ.

РЕБЕНОК И ТЕЛЕВИЗОР.

Телевидение прочно вошло в жизнь наших детей. экран все чаще заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные и разговор с отцом. Но ТВ не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение им не идет им на пользу развития детской психики .

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПОРА ЕСЛИ НЕ ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР, ТО ХОТЯ БЫ ОГРАНИЧИТЬ ВРЕМЯ ПРОСМОТРА?

    РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ РЕЧИ.

Родители и педагоги все чаще жалуются на задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, говорят мало и неохотно, их словарный запас беден и ограничен.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ТВ? Ребенок, сидящий перед экраном, постоянно слышит разговор. Но овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребенку мало слышать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю малыша и не способствуют развитию его речевых навыков.

    У НЕГО НАРУШЕНЫ ВНИМАНИЕ, СПОСОБНОСТЬ К КОНЦЕНТРАЦИИ.

Чаще всего это проявляется, когда ребенок идет в школу. Он не в состоянии сосредоточиться на одном деле больше 3-5 минут, ему трудно сидеть на уроке, ему постоянно нужно двигаться. Его голова может быть набита огромным количеством информации, но анализировать и устанавливать связи между фактами ему трудно. Он постоянно нуждается в новых впечатлениях и внешней стимуляции.

ПРИЧЕ ЗДЕСЬ ТВ? «Волшебный ящик» предлагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемый музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно, да и времени нет: за одним кадром следует другой, они ведут зрителя, не оставляя ему возможности осознать увиденное .

3.ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

Ребенок теряет способность и желание чем – либо занять себя. Ему скучно рисовать, конструировать, придумывать сюжеты игр. Его ничего не интересует, не увлекает.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ТВ? Малыш, проводящий слишком много времени перед телевизором, привыкает лишь пассивно воспринимать

информацию. Он и в жизни как бы, оказывается, по ту сторону экрана и ждет, когда кто-то «сделает» ему весело и интересно.

4.ЕМУ НЕ ИНТЕРЕСНО ОБЩАТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ.

Его общение со сверстниками становится формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ТВ? Ребенку легче нажать кнопку и ждать новых развлечений. В крайнем случае, он предпочтет просто возиться или толкаться с приятелями.

5.ОН СТАНОВИТСЯ АГРЕССИВНЫМ.

Раньше потасовка среди детей заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле – этого было достаточно, чтобы считать себя победителем. Теперь победитель с удовольствием бьет побежденного.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ТВ? Маленький ребенок не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Ученые выяснили, что только 50 % родителей пытаются объяснить детям негативные стороны насильственных действий, демонстрируемых телевидением, 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети.

Бессмысленно исключать СМИ из жизни и воспитания детей,

но родители должны регулировать отношения ребенка с телевизором, контролировать то, что он смотрит, и помнить, что «волшебный ящик» никогда не заменит ребенку живого общения.

СКОЛЬКО МОЖНО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР ДЕТЯМ.

Детям до 2 лет телевизор противопоказан.

Детям 2-6 лет от 15 до 40 минут в день.

Детям 6-10 лет не более 1 часа в день.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных 3-5 летних детей смотрит ТВ примерно 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день,

что намного превосходит их время общения со взрослыми.

Подготовила педагог психолог Л.Б.Бадулина

Поделиться: