Детский аутизм как помочь ребенку. Как помочь аутичному ребенку

Знакомьтесь, это Наталья Никулина и Дарья Березина из Петрозаводска. Обе женщины – мамы со стажем. Вместе они организовали в своем родном городе проект по подготовке обучающих пособий для детей с особенностями развития. Карточки, визуальные расписания и другие пособия по альтернативной коммуникации делают своими руками подростки из детско-юношеского центра Петрозаводска. Ребята выполняют свою ответственную работу под чутким руководством взрослых наставников и не только получают за это деньги, но и помогают социально значимому проекту.

С чего началась затея с производством обучающих пособий и что важно знать человеку, который никогда не общался с детьми с аутизмом, «Летидор» узнал, лично встретившись с активными мамами.

В 2008 году у Натальи Никулиной родился третий ребенок – Степа. И почти сразу материнское сердце подсказало: что-то не так. Степа развивался по-другому, отличался реакциями и поведением от своих старших брата и сестры в том же возрасте. В три года мальчику диагностировали аутизм, что побудило маму больше узнать об этой особенности, в том числе углубиться в нее профессионально.

До рождения Степы Наталья работала педагогом дополнительного образования. После появления особенного сына Наталья продолжила педагогическую деятельность, но несколько изменила ее ракурс – занялась развитием программ, направленных на социализацию детей с аутизмом.

Наталья Никулина с сыном Степой

Дарья Березина – художница, в разное время работала руководителем творческой студии моделирования, книжным иллюстратором и занималась частной творческой деятельностью.

В 2011 году у Дарьи родился сын Федя. У Феди не было особенностей, но по своей природной активности мальчик отказывался слушаться маму. Чтобы справиться с его поведением, научить ребенка соблюдать установленные в семье правила, Дарья стала интуитивно применять в воспитании визуальную поддержку – рисовала для Феди картинки ежедневных дел: так мальчик охотнее соглашался соблюдать режим.

С Натальей Дарья познакомилась, когда в качестве волонтера принимала участие в одном из ее социальных проектов.

Через некоторое время в одном из разговоров Дарья обмолвилась о карточках, которые она использует в воспитании Феди. Наталья, к тому моменту знавшая о методике альтернативной коммуникации, подтвердила, что визуальная поддержка – одна из самых эффективных стратегий работы с любыми детьми: и с обычными, и с особенными.

Сын Дарьи, Федя, выполняет упражнения согласно виуальному расписанию

Так, из взаимного интереса к этой стратегии у Дарьи и Натальи родился проект «Планик» , главная задача которого – помочь родителям особенных детей найти наиболее эффективные способы развития, обучения и социализации детей .

Кроме методической поддержки семей, воспитывающих детей с аутизмом, которую «Планик» осуществляет уже несколько лет, Наталья занимается организацией лагеря для особенных ребят. В этом лагере работает много волонтеров, которые не имеют специального образования и не всегда знают, как общаться с детьми с аутизмом, но обладают огромным желанием помогать.

Чтобы волонтерам было проще понять своих подопечных, Дарья и Наталья придумали для них специальные карточки, в которых они коротко изложили основные правила коммуникации с людьми с аутизмом.

Мы познакомились с этими правилами и считаем, что их должен знать каждый.

Правило №1. Для детей с аутизмом важно строгое соблюдение режима

Особенным детям необходима рутина. Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, делают их жизнь проще. Детям хорошо и спокойно живется, когда они уверены, что «вчера» будет похоже на «завтра». И желательно в мельчайших деталях.

Если ребенок привык, что он чистит зубы зеленой щеткой и кладет ее строго на вторую полочку справа, то не стоит перекладывать ее на другое место – это может сильно его расстроить.

Если что-то пошло не по плану, ребенок с аутизмом не всегда может справиться с эмоциями.

Нарушение рутины может привести к сильному эмоциональному всплеску.

Поэтому, если вы вдруг увидели ребенка, бьющегося в истерике (например, в супермаркете), не стоит делать скорые выводы о его невоспитанности. Возможно, у него проблемы другого характера и перед вами тот самый эмоциональный всплеск.

Если рядом с ребенком есть взрослый, постарайтесь адекватно реагировать на происходящее и не акцентировать на этом свое внимание и внимание окружающих.

Максимум, что вы можете сделать, – в мягкой форме поинтересоваться у взрослого, не нужна ли помощь.

Наталья Никулина: Одно время сын постоянно носил кепку так, что она сильно сползала на глаза. И каждая бабушка считала своим долгом сообщить мне: «Он же у вас не видит!» А одна даже подбежала и быстро поправила сыну кепку, чем, естественно, вызвала его недовольство.

К сожалению, у наших людей есть проблемы с соблюдением границ, и далеко не все интересовались, нужна ли мне помощь, а торопились «позаботиться» о Степе, не спрашивая моего разрешения. В Финляндии на такой случай многие родители детей с аутизмом носят с собой специальные визитки. На них они пишут что-то вроде: «У моего ребенка аутизм, проявите понимание. Если хотите узнать об этой особенности, почитайте то-то и то-то». Собственно, такие визитки люди делают не только для ликбеза, но для того, чтобы отвлечь внимание. Бабушка делает ребенку замечание, ты даешь ей карточку. И пока она вчитывается, подбираешь ребенка и уводишь его. У нас пока такие визитки не прижились.

Правило №2. Используйте визуальное общение

Дети с аутизмом лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. С ними не работает способ «Повтори много раз, и он тебя услышит и выполнит просьбу» или фраза «Я же тебе сто раз сказала».

Не работает не потому, что они не слышат, а потому, что иначе воспринимают информацию.

Представьте, что вы попали в иностранное государство. Вы хотите есть, пить, спать. Но вы не знаете языка, а вокруг много активных людей, которые все время разговаривают. Для вас эти разговоры лишь шумовой фон, который вас начинает утомлять. Так вот, человек с аутизмом – это и есть тот самый иностранец, попавший в чужое государство. И самый простой способ коммуникации для него – это визуализация. Попросту говоря, картинки.

За многолетний опыт использования методика доказала свою эффективность.

Есть несколько нюансов в ее использовании, но при необходимости ее может освоить каждый.

На карточках изображаются предметы, свойства, действия. Протягивая ребенку карточку с изображением бутерброда, взрослый как бы совершает акт коммуникации, говорит ему: «Хочешь бутерброд?»

Вступая в общение с обычным человеком, мы привыкли цеплять его взглядом, каким-то звуком, просто обращением по имени. Для человека с аутизмом это может не сработать, поэтому нужны карточки. Они помогают взрослому подготовить ребенка к общению: привлекают его внимание, позволяют сконцентрироваться на факте коммуникации, дают понимание, что сейчас вы обращаетесь адресно, именно к нему.

Наталья Никулина: Для детей с аутизмом важна визуальная поддержка. Приведу пример. В прошлом году мы в лагере поставили батут, конечно, никак не могли увести с него детей. Они были готовы прыгать до бесконечности. Мы тут же соорудили конструкцию, на которую наклеили пять больших смайликов. Один смайлик символизировал одну минуту. Мы стали открывать смайлы, показывая, сколько времени детям осталось развлекаться. Первые несколько раз пришлось уводить детей с боем. Многие сопротивлялись. Но мы их аккуратно выносили с батута, показывая на визуальное расписание. На третий и четвертый раз проблема была исчерпана. Ребята уже следили за исчезающими смайлами и сами уходили с батута».

Наталья и Дарья не советуют использовать при общении с особенными детьми гаджеты.

Так как дети могут сконцентрироваться не на факте коммуникации, а на самом устройстве.

Но если вы столкнулись с особенным человеком и не знаете, как объясниться с ним, гаджет может выручить.

Дарья Березина: Если вы не понимаете, как общаться с таким человеком, попробуйте сделать это с помощью картинок. Загуглите гамбургер и покажите ему. Так у вас будет шанс быстрее понять друг друга .

Возможно, когда-нибудь у нас появятся люди с аутизмом, как в США или Японии, и будут носить с собой специальные книжки с карточками, которые помогают им общаться с миром. Но пока в экстренных случаях приходится прибегать к помощи смартфонов.

Первое визуальное расписание, которое Дарья сделала для своего сына

Правило № 3. Чем проще ваша речь, тем лучше

В общении с ребенком с аутизмом почти всегда действует так называемое правило «Один-один».

Если ребенок говорит вам одно слово, вы отвечаете ему тоже одним словом.

Когда хотите позвать ребенка погулять, не надо говорить «Ой, на улице погода хорошая, можно прогуляться» . Ему сложно вычленить из этой фразы главное, и, скорее всего,он просто зависнет на вопросе.

Надо говорить медленно, спокойно, односложно. Если хотите позвать на прогулку достаточно спросить: «Гулять?»

Правило№ 4. Старайтесь избегать иносказаний

Ребенок не поймет вас, если вы скажете: «У меня голова раскалывается», – потому что буквально представит, как голова распадается на части. Надо объясняться проще: «Болит голова».

Правило № 5. Научитесь ждать

Коммуникация с ребенком, у которого есть расстройство аутистического спектра, не должна происходить в спешке. Взрослому, который задает ребенку вопрос «Гулять?», не стоит рассчитывать на моментальный ответ. Обработка информации происходит у всех по-разному. Кому-то требуется 10 секунд, кому-то минута, а кому-то и больше.

Если много раз задавать один и тот же вопрос с расчетом на то, что ребенок быстрее ответит, можно только усугубить ситуацию.

Наталья Никулина: Представьте компьютер, которому вы даете команду, но он обрабатывает ее медленнее, чем обычно. Вы хотите ускорить процесс и повторно нажимаете на кнопку, которую уже нажимали. А потом еще и еще. Что вы получаете? На устройстве зависают все программы на очень продолжительное время. Приблизительно то же происходит с ребенком, которого вы несколько раз спросили, хочет ли он, например, в туалет. Научитесь молча ждать, и в большинстве случаев получите ответ.

Дарья занимается с сыном Натальи Степой

Говорите о том, что им интересно. Узнав, чем интересуется ребенок, вам будет гораздо проще построить вашу беседу. При обсуждении удобной для них темы такие дети могут раскрыться. Для легкости общения необходимо найти правильную "длину волны", на которой им удобно общаться.

  • Например, ваш сын может обожать автомобили, и эта тема станет отличным началом беседы.
  • Сокращайте предложения в разговоре с маленьким ребенком или человеком, которому сложно осмысливать устную речь. Разговаривая с аутистом короткими предложениями, вы дадите ему возможность более эффективно «переваривать» информацию.

    • Это зависит от ребенка. Некоторые аутисты вполне могут осмысливать длинные предложения. Никогда не показывайте, что вы старше и не обращайтесь с ними как с младенцами.
    • Некоторые дети-аутисты с трудом понимают устную речь. В этом случае можно общаться с ними посредством письменных сообщений, например, “Сейчас мы будем кушать”. Они могут написать ответ или ответить устно благодаря зрительной коммуникации.
    • Письменное общение может стать отличным помощником.
  • Рисуйте. Аутисты имеют образное мышление и хорошо воспринимают рисунки. Пробуйте рисовать схемы, инструкции или простые изображения, чтобы доносить до них свои идеи. Так они смогут точнее понять, что вы пытаетесь им донести, ведь большинство детей-аутистов лучше реагируют на визуальную коммуникацию.

    • Попытайтесь визуализировать распорядок дня ребенка.
      • Нарисуйте повседневные занятия; завтрак, поход в школу, возвращение домой, свободное время, сон. Если ваш ребенок учится читать, тогда можете добавлять слова.
      • Так ребенок сможет проверять свои занятия и правильно планировать свой день.
    • Используйте схематические рисунки для пояснения действий, но добавляйте элемент, который будет персонализировать каждый символ.
      • Например, у вас могут быть рыжие волосы. Добавьте их к рисунку, чтобы при его виде у ребенка возникала ассоциация с мамой.
  • Давайте время на осмысление. Может потребоваться больше пауз, чем в обычном разговоре. Ребенку необходимо время, чтобы обдумать услышанное. Запаситесь терпением и не торопите их; давайте им время подумать и подготовить свой ответ.

    • Если ребенок не ответил на первый вопрос, то не спешите задавать второй. Это сбивает их с толку.
    • Тут дело в способе обработке информации, а не интеллекте. Даже очень умные люди могут иметь сложности с пониманием устной речи, поэтому не следует делать вывод, что ребенок глуп.
  • Соблюдайте языковое постоянство. Всем известно, что в языках существуют различные варианты построения фраз. Для выражения одной мысли могут использоваться разные слова. Дети-аутисты не улавливают таких различий, поэтому говорите одинаковыми фразами, чтобы не сбивать их с толку.

    • Системность и постоянство очень важны.
    • Например, за обеденным столом можно попросить подать горох десятком различных фраз. Но для аутистов лучше придерживаться единого и постоянного варианта.
    • Следует понимать, что у вас не получится всегда повторять слово в слово, поэтому не нужно паниковать, если вы произнесли непривычную фразу.
  • Проявляйте чуткость и не воспринимайте молчание как личное отношение. Ваш ребенок может не говорить со всеми, но старайтесь не воспринимать это лично. Проявляйте чуткость, уважайте их границы и давайте понять, что вы всегда рады ребенку.

    • Вы никогда не можете точно знать, почему ребенок молчит. Возможно, неудачно выбрано время для беседы, не подходит окружающая обстановка или ребенок фантазирует о чем-то другом.
    • Глубокое уважение по отношению к чувствам и границам ребенка это лучший способ убедить их открыться.
    • Пытаясь заговорить с вашим ребенком, другие люди могут подумать, что он асоциален или они ему не нравятся. Вероятнее всего, что эти предположения не являются верными. В любом случае необходимо объяснять людям, что они должны войти в положение.
  • Начинайте разговор с утверждения. Детям-аутистам не всегда легко отвечать на вопросы вроде "Как дела?", которых они могут даже испугаться. Превращение мыслей в предложения для них может требовать времени, поэтому начинайте разговор без подобного давления, чтобы не ставить их в неловкое положение.

    • Можно похвалить игрушку.
    • Просто прокомментируйте что-нибудь и попытайтесь дождаться ответа.
    • Опять же, говорите о том, что им интересно.
    • Более старшие дети могут придумать ответы, которые они будут излагать после наводящего вопроса. В таком случае на вопрос "Как дела?" вы автоматически получите ответ "Хорошо". Вопрос в начале беседы не будет стрессом, если у ребенка есть заготовленные ответы.
  • Общение с агрессивными детьми

    Агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному (Реан А.А., 1999, с.218).

    Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. (там же, с.218)

    Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций.

    Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, то необходимо обучить ребенка приемлемым способам выражения гнева:

    1. научить ребенка прямо заявлять о своих чувствах;

    2. выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

    Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому этим детям будут полезны любые релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998г.). В процессе обучения можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева.

    М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести «Стоп». Для того, чтобы прием начал работать необходима многодневная тренировка.

    Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. C этой целью можно обсудить с ребенком наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Очень полезно совместное чтение взрослого с ребенком с дальнейшим обсуждением прочитанного, когда взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. А также рекомендуется сочинять с ребенком сказки, истории.

    Как общаться с агрессивным ребенком?

    Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева, Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-нибудь назло(медленно выполнять указания родителей).

    Технику: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий, тоже не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливого вопроса своего ребенка:»А что мне за это будет?»

    Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Авторы книги «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей (1997) советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

    1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

    2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия.

    3. Если Вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

    4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное (примите ванну, послушайте любимую музыку, посмотрите комедию...)

    5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности.

    6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

    Дети с ОВЗ

    Воспитание и обучение детей с особенностями в развитии (гиперактивность, агрессивность, тревожность, аутизм)

    Гиперактивные дети

    Что такое гиперактивность? «Гипер…» - указывает на превышение нормы, слово «активный» означает «действенный, деятельный». Наличие синдрома гиперактивности может определить только врач-невропатолог после специальной диагностики.

    В основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) – микроорганические повреждения головного мозга. Причинами возникновения гиперактивности могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, внутриутробное кислородное голодание, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.

    Гиперактивность характеризуется двигательной расторможенностью, импульсивностью (действия по первому побуждению) и дефицитом активного внимания. Пик проявления гиперактивности приходится на 6 – 7 лет, затем идет постепенный спад, т.е. к 14-15 годам проявления гиперактивности сглаживаются. Американские ученые считают, что так или иначе гиперактивность проявляется и во взрослом возрасте. Эти дети мало спят, очень подвижны, очень высокая отвлекаемость. Внимание переключается непроизвольно, у них много незаконченных дел, плохая координация движений, недостаточный мышечный контроль.

    Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью. Важно их различать.

    У гиперактивных детей могут возникать следующие трудности:

    · не могут сидеть спокойно (обычно с рождения, но внимание на это обращают часто только в школе; могут возникать конфликты с учителем);

    · говорливость

    · поведение часто агрессивно (т.к. самооценка обычно занижена из-за внутреннего неверия в свои силы, могут совсем перестать учиться);

    · не могут ждать и действовать по плану (импульсивность);

    · лучше воспринимают материал один на один (лучшие результаты в начале дня, спрашивать желательно на первых уроках);

    · очень реагируют на новизну и на что-то интересное (при этом не растормаживается внимание, поэтому важно быть экспрессивными при общении с ними).

    У девочек гиперактивность проявляется реже и выражена менее ярко. Кроме девочек, часто «упускают» успевающих детей (учатся они обычно на 4 вместо 5 и т.д.).

    Если у вас гиперактивный ребенок, необходимо правильно выбрать стратегию (выработка единой стратегии воспитания педагогами и родителями). Важно помнить, что никто в этом не виноват (и, прежде всего ребенок). Ребенок такой, какой он есть. Родителям и педагогу можно обмениваться «карточками-переписками», в которых, на заранее подготовленной карточке, коротко записывается информация о ребенке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме (любое достижение ребенка обязательно отмечается в карточке). Далее:

    · очень важен тактильный контакт;

    · рабочее место должно быть тихим и спокойным (не у телевизора, не у двери);

    · родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать ребенку;

    · требуется постоянная психологическая поддержка, (ребенок хочет быть успешным, но это редко удается), он будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест, поэтому важно переключать ребенка на другой вид деятельности, как только он устал;

    · не читать нотации (длительная речь не будет до конца выслушана и осознана), а установить заранее правила поведения и систему поощрений и наказаний (нельзя требовать «исправления» сразу всего, требования должны быть конкретными, четкими и выполнимыми), причем на отработку каждого требования может уйти много времени (2 – 4 недели и больше);

    · не подавлять двигательную активность, а научить выплескивать ее приемлемыми способами;

    · снизить требования к аккуратности (особенно вначале, чтобы сформировать чувство успеха и повысить мотивацию);

    · договариваться с ребенком заранее, подготовить к смене занятий, предупредив об окончании за несколько минут (снижение агрессии на взрослого);

    Если ребенок «случайно» что-то сделает не так, хотя и будет стараться, его можно простить. Ребенок должен знать, что не лишиться вашей любви.

    Агрессивные дети

    Агрессия - с латинского «нападение», «приступ».

    Агрессивность – поведение, которое наносит физический и моральный вред другому человеку.

    Проявляется агрессия в злых шутках, оскорблениях, избиениях, а также в реакциях самонаказания или аутоагрессии. По аффекту агрессия проявляется в гневе, ярости, эмоциональном возбуждении. Запускаться агрессивное поведение может любой реакцией, которая ребенку не нравится. Характерно полевое (непредсказуемое) поведение, особенно для подростков.

    Такие дети испытывают враждебность к окружающему миру и заранее ожидают враждебного отношения к ним. Трудно формируется рефлексия, склонны вину за агрессию приписывать другому. У них низкий уровень эмпатии (не могут встать на позицию другого человека). Могут часто вымещать злобу на слабых (агрессия напрямую связана со страхами). У агрессивных детей обычно низкая самооценка.

    Причины агрессии:

    · большую роль, помимо органических нарушений, играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка (доказано, что в случае резкого отлучения от груди и в случае сведения к минимуму общения с матерью у детей формируются тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность);

    · важен характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявления гнева у ребенка (два полярных метода воздействия: чрезмерная строгость либо излишняя снисходительность);

    По результатам исследований, родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, наоборот, взращивают ее. Агрессия порождает только агрессию. Поэтому родителям важно уметь находить разумный компромисс, чтобы научить детей справляться с агрессией.

    Агрессивного ребенка очень сложно принять таким, какой он есть, но этот ребенок больше других нуждается в помощи взрослых, в их внимании. Агрессия ребенка – это отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным, не любимым.

    Такой ребенок ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников с помощью агрессии, т.к. не знает, как сделать это по-другому.

    Агрессивные дети часто подозрительны, любят перекладывать вину за ссоры и конфликты на другого человека. Сами они обычно не могут оценить свою агрессивность, наоборот, им кажется, что все хотят обидеть именно их (возникает замкнутый круг).

    К сожалению, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

    Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям даны на страницах книги Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» (М., 1997). Автор выделяет 5 способов контроля поведения ребенка: два из них – позитивные (просьбы и мягкое физическое манипулирование ), один – нейтральный (модификация поведения , которая предполагает использование поощрения за выполнение определенных правил и наказания за их игнорирование). Этот способ нельзя использовать слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду. И, наконец, два негативных способа – частые наказания и приказы . Эти способы контроля заставляют ребенка чрезмерно подавлять свой гнев, у него появляются пассивно-агрессивные черты характера (это скрытая форма агрессии, ее цель – вывести из себя взрослого, причем ребенок может причинять вред и себе: специально плохо учиться, капризничать на улице без причины, надевать те вещи, которые не нравятся родителям и т.д.).

    Поэтому важно обязательно продумать систему поощрений и наказаний в семье:

    · наказания не должны унижать ребенка;

    · наказание следует непосредственно за проступком (время для ребенка течет иначе, не должно быть длительных наказаний);

    · наказание эффективно, если ребенок сам считает, что заслужил его;

    · за один проступок нельзя наказывать дважды;

    · важна постоянная отработка навыков общения с окружающими, т.е. расширение поведенческого репертуара (выбор способов поведения в различных ситуациях).

    Все эти способы и приемы не должны иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей обычно только приводит к ухудшению поведения ребенка.

    Наладить отношения с ребенком может помочь терпение родителей, внимание к ребенку, к его нуждам, потребностям, (а также и к своим собственным).

    Три направления работы:

    1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева (вербальным или физическим). Дать возможность ребенку выразить гнев на бумаге или приемлемым физическим способом.

    2. Обучение навыкам распознавания и контроля гнева, умению владеть собой в различных ситуациях.

    3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (эффективны поведенческие тренинги, ролевые игры, театр, обучение способам выхода из конфликта). Важно развитие навыков взаимодействия с другими людьми, в т.ч. обращение «я», а не «ты» (говорить о своих чувствах). Невербальное общение (поза, мимика, жесты).

    Тревожные дети.

    Отличительная особенность этих детей – повышенная тревожность.

    Тревога – эпизодическое проявление беспокойства, волнения.

    Тревожность – устойчивое состояние.

    Страх – человек боится чего-то конкретного.

    Часто причиной является произошедшее в раннем возрасте событие, вызвавшее беспокойство. По каким-то причинам реакция беспокойства, тревоги закрепилась и ребенок реагирует так на все события. Он считает себя несостоятельным во всем, всегда опасается, поэтому пытается контролировать ситуацию (но все контролировать невозможно).

    Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых; влияет и авторитарный стиль родительского воспитания. Еще до школы может сформироваться учебная тревожность (завышенные требования к ребенку, стиль работы воспитателя, сравнения с другими детьми в худшую сторону, чрезмерная нагрузка).

    В случае невротических реакций необходима помощь психолога и медиков.

    Тревожные дети очень самокритичны, часто занимаются самоедством, им важно не опростоволоситься. Пытаются контролировать не только ситуацию вокруг, но и общение (тяжело переживают разрывы со сверстниками). У них черно-белая окраска мира. Совершенно разваливаются в ситуации неопределенности, двусмысленности. Часто ожидают самого худшего. Свойственна повышенная утомляемость, раздражительность. Из-за постоянного беспокойства склонны к мышечным напряжениям, поэтому полезно обучать релаксации. Могут возникать соматические проблемы.

    У тревожных детей заниженная самооценка, поэтому очень полезно всяческое одобрение (хотя оно лишь смягчает ситуацию). Склонны к перфекционизму, среди них часто встречаются отличники (такими их делают семьи). Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в худшую сторону.

    Тревожность часто формируется под влиянием ложных убеждений (тяжело работать, если они сформированы на довербальном уровне). Важно работать с неправильными представлениями ребенка, перестраивать их (показать положительные стороны его жизни, то, что у него хорошо, чтобы он сам научился эти стороны видеть). Для подростков хорош юмор (относиться с юмором к себе и различным ситуациям).

    Часто развитию тревожности у детей способствуют взрослые. Родители могут предъявлять ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Потерпев одну неудачу за другой, ребенок понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Все это мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности и успешности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

    Родители должны ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Полезно снизить количество замечаний.

    Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею!» Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь сложной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.

    Тревожному ребенку важен тактильный контакт с родителями, который помогает обрести чувство уверенности и доверия к миру. Очень полезны упражнения на релаксацию. При этом желательно, чтобы родители выполняли упражнения вместе с ребенком.

    Аутичные дети.

    Аутичность – (от греческого – сам) – обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

    Основные симптомы: трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития.

    Аутизм проявляется в разных формах. О.С. Никольская предлагает в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него. Она выделяет четыре основных формы проявления аутизма.

    1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма.

    2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, но для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, связывая их с конкретной ситуацией.

    3. Захваченность аутистическими интересами. Дети отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Обладают большим словарным запасом, говорят сложными, «книжными» фразами. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

    4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Здесь основная проблема – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Характерны трудности в усвоении двигательных навыков, речь бедна и аграмматична, могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

    В повседневной практике мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4 – 5 раз чаще. Причины его возникновения до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. Часто наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Может сочетаться с другими психическими расстройствами. Диагноз «аутизм» может поставить только врач.

    Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. Нарушается «комплекс оживления», характерный для нормального развития. Ребенок позднее своих сверстников начинает узнавать мать, а, узнав ее, не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека. Неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета. Часто наблюдаются двигательные стереотипы: раскачивания, какие-либо однообразные движения, может длительное время издавать одни и те же звуки. Обычно дети избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, стремятся уйти от контактов с окружающими.

    От коллективной игры аутичные дети отказываются. Могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе (манипулирование предметами).

    Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором (результатом может быть «уход в себя» либо вспышка агрессии). Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии.

    Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними. Могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях (абсолютный слух, рисование, счет и т.п.).

    Свойственное обычно отставание в развитии речи аутисты даже не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с ЗРР, но без нарушения общения. Во фразовой речи, как правило, отсутствует местоимение «Я». Ребенок говорит о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к нему. Механическая память обычно хорошо развита, поэтому надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, часто автоматически повторяют понравившиеся им фразы.

    Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, испытывают определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Позже других детей научаются одеваться, раздеваться, пользоваться горшком и т.д.

    При раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальные способности.

    Как помочь аутичному ребенку.

    Родители аутичных детей часто обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Кроме того, иногда можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа – люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

    Родителям важно понять, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

    Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослым слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

    Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Можно использовать с этой целью некоторые релаксационные игры и пальчиковые упражнения. Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущения будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

    Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

    Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

    Очень полезна работа с песком, глиной, пшеном, водой, рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами).

    Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

    Родители в силах многое предпринять, чтобы помочь детям с расстройством аутистического спектра преодолеть свои проблемы. Но не менее важно убедиться, что и вы получаете необходимую поддержку. Когда вы воспитываете ребенка с аутизмом, забота о себе — это не роскошь или проявление эгоизма, а необходимость. Будучи эмоционально сильным, вы с большей вероятностью сможете дать ребенку все необходимое. Следующие советы по воспитанию детей помогут сделать жизнь с аутичным ребенком легче.

    Руководство для родителей по лечению и поддержке ребенка с аутизмом

    Если вы недавно узнали, что ваш ребенок имеет или может иметь расстройство аутистического спектра, вам, вероятно, не безразлично, что будет дальше, и будущее вызывает тревогу. Ни один родитель не готов к тому, чтобы услышать что-то помимо того, что у них здоровый и счастливый ребенок, а диагноз «расстройство аутистического спектра», несомненно, особенно пугает. Вы, возможно, чувствуете неуверенность в том, как наилучшим образом помочь своему ребенку, или же сталкиваетесь с растерянностью, слушая противоречивые советы по лечению. Возможно, услышав, что аутизм является неизлечимым, «пожизненным» состоянием, вы стали беспокоиться о том, что никакие ваши действия не принесут пользы и будут бессмысленны.

    Несмотря на то, аутизм не «проходит» с возрастом, есть много способов лечения, которые помогут детям приобрести новые навыки и преодолеть широкий спектр проблем в области развития. Помощь для удовлетворения особенных потребностей вашего ребенка широко доступна: от бесплатных государственных услуг до поведенческой терапии в домашних условиях и школьных программ. При правильном плане лечения, большой любви и поддержке, ваш ребенок сумеет учиться, расти и процветать.

    Не ждите диагноза

    Как родитель ребенка с аутизмом или связанных с этим заболеванием проблем в развитии, лучшее, что вы в силах сделать — это начать лечение сразу. Обратитесь за помощью, как только начнете подозревать, что что-то не так. Не ждите, теша себя надеждой, что ребенок «наверстает», или что он просто «вырастет» из проблемы. Даже не ждите официального диагноза. Чем раньше дети с аутизмом получают помощь, тем больше у них шансов на успешное лечение. Раннее вмешательство — наиболее эффективный способ ускорить развитие ребенка и уменьшить симптомы аутизма в течение жизни.

    Если ваш ребенок страдает аутизмом

    • Образовывайте себя об аутизме . Чем больше вы знаете о расстройствах аутистического спектра, тем лучше вы будете принимать обоснованные решения в пользу своего ребенка. Изучайте различные вариантах лечения, задавайте вопросы и участвуйте в принятии всех решений по лечению.
    • Станьте экспертом по своему ребенку . Выясните, что вызывает у вашего ребенка деструктивное поведение, а что — положительный отклик. Что для ребенка является стрессовым или пугающим? Успокаивающим? Неудобным? Приятным? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вам будете легче устранять проблемы и предотвращать или сглаживать ситуации, которые вызывают трудности.
    • Принимайте все странности вашего ребенка . Вместо того чтобы думать о том, как ваш аутичный ребенок отличается от других детей, и том, что он «отсутствует», встаньте на сторону принятия. Наслаждайтесь особыми проявлениями вашего ребенка, отмечайте небольшие успехи и перестаньте сравнивать своего ребенка с другими. Чувство безусловной любви и принятия поможет ребенку больше, чем что-либо другое.
    • Не сдавайтесь . Невозможно предсказать ход расстройства аутистического спектра. Не спешите с выводами о том, какая жизнь предстоит вашему ребенку. Как и все остальные, люди с аутизмом имеют целую жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.

    Изучение всего, что только можно, об аутизме и вовлеченность в процесс лечения займет немало времени, чтобы помочь вашему ребенку. Поэтому, следующие советы помогут сделать повседневную жизнь проще как для вас, так и вашего ребенка:

    • Будьте последовательным . Дети с расстройствами аутистического спектра сталкиваются с трудностями с тем, чтобы научиться применять то, чему они научились в одних условиях (таких, как кабинет терапевта или школа), к другим, в том числе к условиям дома. Например, ваш ребенок может использовать язык жестов в школе, чтобы общаться, но никогда даже не подумает сделать это у себя дома. Создание последовательности в среде ребенка — лучший способ укрепить обучение. Узнайте, что делают врачи (учителя) ребенка и продолжайте практиковать ту же технику в домашних условиях. Найдите возможность проведения терапии в более чем одном месте, чтобы стимулировать ребенка переносить то, что он узнал, из одной среды в другую. Также важно быть последовательным в том, как вы взаимодействуете с ребенком и когда имеете дело с трудностями в его поведении.
    • Придерживайтесь графика . Дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, чувствуют себя лучше, когда им предлагается очень структурированный график или привычные повседневные процедуры. Опять же, это вызвано потребностью в последовательности. Составьте расписание для ребенка с определенным временем для приема пищи, терапии, школы, отхода ко сну. Старайтесь свести к минимуму возможные срывы. Если предстоит неизбежное изменение расписания, подготовьте ребенка к нему заранее.
    • Поощряйте хорошее поведение . Положительное подкрепление непросто работает с детьми с расстройствами аутистического спектра, поэтому приложите усилия, чтобы уловить тот момент, когда ребенок делает что-то «хорошее». Хвалите, когда ребенок действует соответствующим образом или осваивают новый навык, обращая особое внимание на то поведение, за которое вы хвалите. Кроме того, ищите разные способы, чтобы вознаградить ребенка за хорошее поведение, например, дав ему наклейку или позволив играть с любимой игрушкой.
    • Создайте дома безопасное пространство . Выделите для ребенка личное пространство в доме, где он сможет расслабиться и чувствовать себя в безопасности. Это включает в себя организацию и установление границ таким образом, чтобы ребенок мог понять особенность этого места. Здесь будут полезны визуальные подсказки (цветные ленты, которые маркируют границы, предметы с надписями или картинками). Вам также следует обезопасить дом, особенно если ребенок склонен к истерикам или к агрессивному поведению, которое направляет на себя.

    Общение с ребенком с расстройством аутистического спектра — сложная задача, но вам не обязательно нужно разговаривать или прикасаться, чтобы быть в контакте. Вы передаете множество сигналов с помощью взгляда, тона голоса, языка тела, своими прикосновениями. Ребенок тоже общается с вами, даже если никогда не говорит. Вам просто нужно выучить его язык.

    • Обращайте внимание на невербальные сигналы . Если вы наблюдательны и внимательны, то вы научитесь улавливать и понимать невербальные сигналы, которые ребенок использует для общения. Обратите внимание на разные виды звуков, которые он издает, мимику и жесты, которые использует, когда устал, голоден или хочет что-то.
    • Выясняйте причины истерики . Естественно чувствовать себя расстроенным, когда вас неправильно поняли или игнорируют, и дети с расстройствами аутистического спектра в этом ничем не отличаются от других. Ребенок начинает закатывать истерику чаще всего потому, что вы не реагируете на его невербальные сигналы. Взрыв чувств — его способ сообщить о своем разочаровании и обратить на себя ваше внимание.
    • Отведите время на удовольствия . Ребенок с расстройствами аутистического спектра по-прежнему является просто ребенком. Для обоих — и ребенка и его родителей — в жизни должно быть больше радостей, чем лечения. Отведите в расписании время на игры, когда ваш ребенок наиболее сконцентрирован и отзывчив. Придумайте способы весело провести время вместе, думая о том, что вызывает у ребенка улыбку, смех, и помогает выйти из своей «раковины». Ваш ребенок, вероятней всего, будет получать удовольствие от той деятельности, которая не выглядит терапевтической или образовательной. Вы получите огромные преимущества, которые принесет вам радость от присутствия ребенка и радость ребенка от проведения спокойного времени вместе с вами без какого-либо давления. Игра — неотъемлемая часть обучения для всех детей, и она не должна ощущаться как работа.
    • Обратите внимание на сенсорную чувствительность своего ребенка . Многие дети с расстройствами аутистического спектра имеют повышенную чувствительность к свету, звуку, прикосновениям, вкусу и запаху. Некоторые дети с аутизмом гиперчувствительны к сенсорным стимулам. Выясните какие виды, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают у вашего ребенка «плохое» или разрушительное поведение, а что вызывает положительный отклик. Что вызывает у ребенка напряжении? Успокаивает его? Создает дискомфорт? Приятно? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вы будете более успешно устранять проблемы, предотвращать ситуации, которые вызывают трудности, и создавать успешный опыт.

    При таком большом количестве разных видов лечения сложно понять, какой подход наиболее хорош для вашего ребенка. Еще больше усложняет этот процесс множество часто противоречащих друг другу рекомендации от родителей, учителей и врачей. При составлении плана лечения имейте в виду, что не существует единственного метода лечения, который работает для всех. Каждый человек с расстройством аутистического спектра уникален и обладает своими сильными и слабыми сторонами.

    Лечение ребенка должно быть приспособлено в соответствии с его индивидуальными потребностями. Вы знаете своего ребенка лучше всего, так что ваша задача — убедиться, какие потребности и каким образом будут удовлетворяться. Вы можете сделать это, задав себе следующие вопросы:

    • Каковы сильные и слабые стороны моего ребенка?
    • Какое поведение вызывает наибольшие проблемы? Каких важных навыков не хватает ребенку?
    • Как мой ребенок лучше всего осваивает материал: через визуальные образы, на слух или через действия?
    • Что нравится моему ребенку и как эти действия могут применяться в комплексном лечении и укреплении обучения?

    Наконец, имейте в виду, что независимо от того, какой план лечения выбран, ваше участие имеет ключевое значение для достижения успеха. В ваших силах помочь своему ребенку получить максимальную отдачу от лечения, если будете работать рука об руку с командой (врачи, учителя, члены семьи) и придерживаться терапии дома. (Вот почему ваше благополучие имеет важное значение!)

    Выбор лечения аутизма

    Когда дело доходит до лечения аутизма, вы сталкиваетесь с огромным разнообразием методов и подходов. Некоторые виды терапии направлены на снижение проблемного поведения и построения коммуникации и социальных навыков, в то время как другие работают с проблемами сенсорной интеграции, двигательными навыками, эмоциональными проблемами, а также пищевой чувствительностью.

    Так как вариантов лечения много, будет чрезвычайно важным для вас исследовать этот вопрос, поговорить с экспертами в этой области и задать им интересующие вопросы. Имейте в виду, что вы не обязаны ограничиваться только одним видом терапии. Цель лечения аутизма — лечение уникального комплекса симптомов и удовлетворение потребностей вашего ребенка, а это часто требует комбинированного подхода, который включает в себя несколько различных видов терапии.

    Обычные методы лечения аутизма включают в себя поведенческую терапию, развитие речи, игровую терапию, физиотерапию, трудотерапию и пищевую терапию. Но имейте в виду, что распорядок жизни имеет важное значение, и программа должна быть спроектирована таким образом, чтобы была постоянной. Подумайте о том, какие существенные навыки и модели поведения в первую очередь нуждаются в лечении. Невозможно решить все и сразу.

    Хороший план лечения подразумевает:

    • Опору на интересы ребенка
    • Предсказуемый график
    • Обучение решению задач путем выполнения серии простых шагов
    • Активное задействование внимания ребенка в высокоструктурированной деятельности
    • Способность
    • Регулярное подкрепление поведения
    • Вовлечение родителей

    В последнее время заговорили о росте заболеваемости аутизмом в мире, чуть ли не эпидемии. С одной стороны, диагностика аутизма вышла на более качественный уровень. С другой стороны – немногие родители знают, что делать, столкнувшись с такой проблемой. Об этом мы поговорили с детским психиатром, врачом высшей категории медицинского центра "София" Ольгой Гуленко.

    Как помочь ребенку выйти на сцену Помогите ребенку хорошо подготовиться к выступлению. Чем лучше он отрепетирует свою речь или сценку, выучит стихотворение, тем более уверенным будет себя чувствовать на публике. Не критикуйте, а отмечайте особенно удачные моменты выступления. Почаще устраивайте «домашние» выступления: ставьте сценки, вместе читайте пьесы по ролям или стихи. Опыт общения с доброжелательной аудиторией поможет справиться со страхами. Уделите внимание началу и концу выступления: моменту выхода на сцену, поклону, благодарности зрителям.

    Стоит ли верить статистике

    Мировые статистические данные, касающиеся аутизма, довольно противоречивы. По некоторым данным, каждый 80-й ребенок в Украине и в мире имеет особенности аутистического спектра. Однако сюда можно отнести людей с какими-то особенностями характера (менее общительных, более избирательных в общении), но при этом социально адаптированных. Слухи о тенденции к стремительному росту заболевания аутизмом, возможно, несколько преувеличены. В настоящее время диагностика стала более четкой, в то же время информированность среди населения выросла, и все больше людей стали обращаться к врачам с подозрениями на аутизм. Кроме этого, с некоторых пор дети, больные аутизмом, стали получать пособие по инвалидности, и этот диагноз больше не подменяетсядругими психиатрическими диагнозами.

    Причины аутизма у детей

    По поводу причин заболевания до сих пор ведутся споры. Самой основной причиной называют наследственность. Например, родители не общительные, замкнутые люди, но при этом вполне социально адаптированные и успешные. На фоне неблагополучных родов у малышей таких родителей может произойти усиление симптомов. Существуют также факторы, которые при наличии определенной наследственной предрасположенности провоцируют развитие заболевания. Одним из таких факторов некоторые называют вакцинацию.

    Каков прогноз

    Для каждого ребенка диагноз может быть определен только со временем и после нескольких лет вмешательства. Тем не менее, как сказала Дебора Фейн, доктора наук, профессора кафедры психологии и отдела педиатрии в университете Коннектикута в интервью для портала Medscape Medical News, от 10 до 25% детей теряют ASD-диагноз (диагноз аутизма), а ее мнение основано на литературе и ее собственном клиническом опыте,

    Данная патология включает в себя очень много других психиатрических синдромов. Это заболевание может сопровождаться разной степенью снижения интеллекта. В некоторых сферах дети с аутизмом могут быть очень способные, в некоторых у них интеллект очень низок. Есть дети с аутизмом, которые говорят, у них присутствует вербальное общение, а некоторые не говорят даже в старшем возрасте. В двигательной сфере онимогут быть как заторможенные, так и гиперактивные. Некоторые аутичные дети боятся всего нового, а некоторые, напротив, способны совершенно бесстрашно выбежать на дорогу или убежать от мамы. То, что симптоматика заболевания настолько полиморфна, иногда усложняет диагностику и формирование какого-либо прогноза. Равно как и успех реабилитации зависит от очень многих факторов.

    Важно как можно раньше начать бить тревогу, подключать специальные методики, которые применяются для коррекции. При правильной коррекционной работе есть много случаев в практике, когда дети за 2-3 года делали большой прорыв, и даже некоторые смогли учиться в общеобразовательной школе. Среди аутистов есть люди, которые добились больших успехов в области физики, в сфере искусства, стали успешными учеными.

    Кто может поставить диагноз

    Поскольку диагноз аутизм находится в компетенции психиатрии, то обращаться следует к детскому психиатру. Эти врачи есть при обычных детских поликлиниках. Обратиться к ним самостоятельно могут родители ребенка. Направить к психиатру может невролог или педиатр.

    Методы лечения

    Подход к лечению аутизма должен быть комплексным. Он включает в себя и медикаментозное лечение, и реабилитацию. В рамках реабилитации с детьми работают различные специалисты: психологи, логопеды. В комплексное лечение входит также диета. Замечено, что исключение некоторых продуктов (речь идет о безказеиновой и безглютеновой диете) уменьшают симптоматику.

    К сожалению, эта патология серьезная и очень тяжело поддается коррекции. Конечно, большую роль играет, какова степень снижения интеллекта и как удается решить проблему речевого дефицита. На первом этапе у психологов стоит задача стимулировать коммуникативные потребности. Это происходит в форме всевозможных психолого-педагогических технологий коррекции расстройств спектра аутизма. Все они способствуют развитию эмоциональных контактов с близкими, развитию внимания, способности к имитации, совместной деятельности. Достаточно эффективным является применение подходов прикладного анализа, при котором поощряются правильные формы поведения и не поощряются неправильные. Таким образом, формируется правильная модель поведения. Этих детей нужно научить тому, чему здоровый ребенок учится сам, впитывает эти навыки с молоком матери: говорить, смотреть в глаза, выполнить инструкцию "дай", сказать "да" или "нет", понять, что "я" - это "я" (аутисты долгое время говорят о себе в третьем лице).

    Где помогают справляться с аутизмом

    К сожалению, далеко не все дети, получившие диагноз аутизм, могут получить достаточно квалифицированную помощь. В столице больше возможностей для реабилитации. Существует Киевский речевой центр, в который поступают дети преимущественно с речевой патологией. Дети в этом центре могут получить 2 курса в год. Но в промежутке все равно нужны занятия. Выручает сеть детских специализированных логопедических детских садов в Киеве, а также детских садов для детей с различными задержками развития. В регионах у родителей меньше этих возможностей. Тем не менее дети с аутизмом в нашей стране имеют право на пособие по инвалидности, которое оформляется на срок от 3 до 16 лет и не нуждается в подтверждении каждые 2 года. Пособие позволяет частично оплачивать медикаментозное лечение и реабилитацию. Часто родители, чтобы помочь ребенку, ищут возможности обращаться в коммерческие структуры и лечить ребенка у частных врачей.

    Татьяна Корякина

    — Поделится Новостью в Соц. Сетях

    Как помочь ребенку выйти на сцену Помогите ребенку хорошо подготовиться к выступлению. Чем лучше он отрепетирует свою речь или сценку, выучит стихотворение, тем более уверенным будет себя чувствовать на публике. Не критикуйте, а отмечайте особенно удачные моменты выступления. Почаще устраивайте «домашние» выступления: ставьте сценки, вместе читайте пьесы по ролям или стихи. Опыт общения с доброжелательной аудиторией поможет справиться со страхами. Уделите внимание началу и концу выступления: моменту выхода на сцену, поклону, благодарности зрителям.

    Время экзаменов: как помочь ребенку?

    Чтобы ребенок успешно справился с экзаменами, родителям тоже придется постараться. От вашего поведения многое зависит. Как же помочь ребенку преодолеть очередные испытания в жизни? Во-первых, важно обеспечить чаду правильный режим дня. Его выстраивают так, чтобы ребенок не только готовился к экзаменам, но и имел возможность поиграть и подвигаться (активный отдых дает организму силы бороться со стрессом). Немаловажен и здоровый сон, помогающий быстрее воспринимать и обрабатывать данные.

    Как научить ребенка контролировать эмоции

    Четыре простых совета помогут объяснить ребенку, как управлять своим настроением и что делать с негативными эмоциями Расскажите ребенку, что не бывает «плохих» и «хороших» чувств – все они одинаково важны. Но вот научиться выражать гнев надо без насилия, то есть словами: «я расстроен» или «я злюсь на тебя». Посоветуйте ребенку делать паузу, прежде чем он закричит или ринется в драку. Научиться останавливать себя можно с помощью выбранного слова-сигнала или, например, посчитав мысленно до трех.

    За уроки - с удовольствием!

    4 способа помочь ребенку с домашним заданием Поощряйте самостоятельность но держите руку на пульсе: интересуйтесь, много ли задано, что ребенок уже сделал, а к чему собирается приступить, предложите помощь в поиске дополнительного материала. Не стоит часами сидеть над уроками: вместо этого чередуйте простые и сложные задания и не забывайте о перерывах. Даже из лучших побуждений не заставляйте школьника писать задание в черновик, а затем переписывать начисто. В результате двойной работы он лишь устанет - и ошибок будет еще больше./span> Творчество вме

    Как вылечить детский кашель

    Дети болеют простудами по нескольку раз в год, а осенняя погода повышает вероятность подхватить ОРВИ. Кашель - распространенный симптом простуды у ребенка. Врачи напоминают родителям, что детский кашель нельзя игнорировать, иначе он может перейти в хронический и вызвать серьезные осложнения. Чтобы помочь ребенку быстрее победить вирусы, традиционно назначаются постельный режим, обильное питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы.

    Поделиться: