Доу внесение игрушки в группу по возрастам. Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе

Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т.д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т.д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам (например, см. Приложение 1).

Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т.д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т.д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

НОД «Знакомство с новыми игрушками: куклы».

Автор. Воспитатель Саясова В.В. детский сад "Колосок", Шатковский район, Нижегородской области.
Описание материала. Этот материал будет интересен воспитателям первой младшей и второй младшей групп при знакомстве детей с новыми игрушками. Можно использовать любые игрушки и любого цвета.
Интеграция образовательных областей. "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Музыка"
Цель. Продолжать знакомить детей с новыми игрушками группы.
Задачи .
Образовательные. Учить сравнивать игрушки по величине,учить узнавать красный и жёлтый цвет, называть части тела, находить их у себя; учить детей двигаться в соответствии со словами текста.
Речевые: отвечать на вопросы воспитателя, обогащать и активировать словарный запас детей по теме; развивать речь,
Развивающие: развивать слуховое внимание, тактильные ощущения, общую моторику, развивать чувство ритма.
Воспитывающие: бережное отношение к игрушкам.
Средства реализации. Две новые куклы разных размеров и в разного цветом платьях (красный и жёлтый). Игрушки (куклы, мишки, зайчики) на каждого ребёнка и музыкальное сопровождение для танца.
Ход НОД
1 Организационный момент. Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в группу принесли новые игрушки и загадывает детям загадку:
Платье носит,
Есть не просит,

Всегда послушна,
И с ней не скучно.
Кто это, ребята? (Кукла)
2 Основная часть. Рассматривание большой и малой куклы.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие красивые игрушки- куклы. Одна кукла большая, а вторая,ребята, какая? (маленькая). Каким цветом платье у большой куклы? (Красным).

А каким цветом платье у маленькой куклы? (Жёлтым)


Воспитатель . Давайте, ребята, назовём, что есть у кукол и у нас у всех. Воспитатель обращает внимание детей на ноги, руки, глаза и тп., просит показать эти части тела у себя.
Воспитатель . Молодцы! А как можно играть с куклами?
Ответы детей (с подсказкой воспитателя): покормить, покачать, причесать.
Воспитатель . Я хочу напоить наших кукол чаем, но большая кукла любит красный цвет, а маленькая жёлтый. Из чашки какого цвета, мне напоить большую куклу? (Из красной), а маленькую из чашки какого цвета? (из жёлтого). Воспитатель ставит чашки нужного цвета у каждой куклы.
Воспитатель . Кроме того, что кукол можно кормить, причёсывать, убаюкивать, с ними можно ещё и танцевать. Давайте-ка мы с вами то же потанцуем!
Чтобы не было споров кому танцевать с новыми куклами, а кому со старыми, воспитатель предлагает:
Новых кукол посадим на стульчики и они посмотрят, как наши дети умеют танцевать. А мы с вами возьмём игрушки с полочек, а то им грустно стало, почему это с ними не играют и не веселятся.
3 Музыкально- ритмические движения.
Под музыку пляска с куклой и другими игрушками (дети держат игрушки за руки, лапки и выполняют движения за воспитателем)
Хлопать куколка умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так,
Своих ручек не жалеет.
Топать куколка умеет,
Своих ножек не жалеет.
Вот так, вот так,
Своих ножек не жалеет.
А теперь мы все пойдём,
С куклами плясать начнём,
Вот так, Вот так,
С куклами плясать начнём.
(А. Ануфриева)
4 Итог занятия. Воспитатель предлагает детям оставить новых кукол у себя в группе и придумать им имена, организовывает сюжетно- ролевую игру «Семья».

Предварительный просмотр:

Методика внесения новой игрушки

1. Кукла в осеннем наряде «Осень».

2. Возраст детей: 2-3 года

3. Игрушку вношу для группы детей.

4. Повод внесения: тематический.

5. Цель внесения: доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.

Задачи: начать игру , формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе); развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи (обогащать словарь детей), помогать детям отвечать на простейшие («кто?», «что?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одета?», «какая?», «где?», «когда?», «куда?»); уточнить знание основных цветов (желтый, красный), эстетическое развитие (развивать интерес к окружающему, обращать внимание детей на красивые вещи).

6. «Презентация» игрушки.

Игрушка появляется неожиданно, приходит в гости к детям. Предварительно я знакомлю детей с изменениями в природе осенью (наблюдения во время прогулки, чтение художественной литературы, рассматривание картинок, иллюстраций осенней тематики).

Я придумываю историю и представляю игрушку. Держу куклу в руках и говорю: «Дети, к нам сегодня в гости пришла «Осень». Она жила в своем сказочном лесу. Ей так захотелось прийти к вам в гости, познакомиться и поиграть с вами». Я рассматриваю куклу «Осень», обращаю внимание детей на ее внешний вид, задаю детям вопросы, помогаю им ответить на них: «Посмотрите, дети, какая «Осень» красивая, веселая и добрая! Во что она одета? – «в платье». Ах! Какое красивое платье и украшение на голове у нашей «Осени»! Все платье украшено осенними листьями и украшение на голове тоже все в листьях! А какого цвета платье у «Осени»? – «желтого». А какого цвета осенние листочки на платье? – «желтого, красного». Правильно! Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, они опадают с деревьев, кружатся на ветру, а потом лежат на земле. Вот почему нашу гостью куклу зовут «Осень», она собрала красивые осенние листочки и украсила ими свое платье и прическу».

Каждый ребенок знакомится с куклой, подходит, разглядывает ее.

После знакомства с куклой «Осень» я начинаю игру. Я рассказываю, что «Осень» устала, она очень долго шла к ребятам и предлагаю посадить ее за стол и угостить. Дети сажают «Осень» за стол, готовят для нее угощения, чай, затем угощают ее.

Развитие игры. С использованием новой игрушки куклы «Осень» можно придумать много игр: сюжетные, театрализованные, игры со строительным материалом.

1. «Осень» захотела потанцевать с ребятами. Под музыку дети танцуют с «Осенью», водят хоровод, танцуют с платочками, с осенними листочкам.

2. Кукла «Осень» показывает детям концерт.

3. Предлагаю детям построить домик для «Осени» из конструктора - игра со строительным материалом с использованием новой игрушки.

4. Предлагаю детям познакомить «Осень» с другими игрушками.

5. После знакомства с другими игрушками, «Осень» приглашает их к себе в домик, который построили дети, и устраивает чаепитие. Дети выбирают игрушки, которые придут в гости к «Осени», сажают всех за стол, накрывают стол скатертью, ставят чашки, блюдца, тарелку с угощениями (игрушечные пирожные), наливают чай всем игрушкам.

После игры с куклой «Осень» предлагаю детям определить, где будет находиться наша игрушка. Я говорю: «Ребята, теперь «Осень» останется жить у нас в группе. Давайте поставим ее на полку, где живут наши другие куклы, чтобы ей не было скучно одной!»

Используемая литература:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"//Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. М.:Мозаика-Синтез 2010.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика М.: Издательский центр «Академия» 2010.

3. Флерина Е.И. Игра и игрушка М.: «Просвещение» 1973.

4. Федеральные Государственные Требования к игровому оборудованию и игрушкам от 20 июля 2011г.


Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

9 методик внесения детской игрушки в группу детей детского сада

Способ1 . Музыкальное оформление.
К каждой новой игрушке рекомендуется подобрать песенки или звуки, которые связаны с названием игрушки. Игра чем-то напоминает «Угадай мелодию», только простая версия. Например, вносим игрушку барабан. При этом звучит Песенка про барабан. Может быть целая музыкальная подборка под конкретную игрушку: барабанная дробь в цирке, звук барабана оркестра и т.д. Пока звучит музыка детям предлагается угадать, какая игрушка сейчас появится.
Способ 2 . Театральная постановка Игрушке дается актерская роль, как в театре и она участвует в театральной постановке. Например, кукла Мариша превращается в заколдованную царевну, которую все раскалдовывают. Сценка разыгрывается буквально 5-8 минут. Сценарий необходимо продумать заранее. Для постановки потребуются другие персонажи и сцена.
Способ 3 . Загадки, прибаутки, стихи О предмете – игрушке можно загадать загадку, а также рассказать стихотворение.
Способ 4 . История, сказка Прежде, чем приподнести игрушку детям, можно поведать удивительную историю о ней, рассказать сказку. В этом случае не требуются сценарий и сцена.
Способ 5 . Спортивные игры, соревнование Игрушка включается как элемент спортивной игры. Например, игрушка может задавать спортивные задачки. Кукольное хозяйство (посудку) можно предложить детям на скорость сервировать для кукол на стол. Игрушка заяц может попросить детей попрыгать также быстро как он.
Способ 6. Волшебство Игрушка может быть накрыта красивым покрывалом, расшитым блестками и бисером. Такие покрывала очень напоминают платки из Индии или Турции. Знакомство с игрушкой начинается словами, которые описывают свойства игрушки. Саму игрушку можно трогать под покрывалом, но не показывать, пока дети не догадаются, какая игрушка спрятана под покрывалом. Например, «Что скрывает волшебное покрывало? По форме это квадрат, если потрогать пальчиками, то оно похоже на стекло, а по запаху это малина».
Вместо покрывала может быть использован сундук, в котором всегда появляются очень значимые предметы.
Способ 7 . Гости Когда игрушка приходит в гости, все дети стараются ее чем-нибудь порадовать, угостить и рассказать что-то интересное. А потом игрушка рассказывает о себе что-то полезное и просит детей погостить у них
подольше.
Способ 8 . Дружба Игрушка хочет узнать у детей, что такое дружба и можно ли подружиться с детьми.
Способ 9. Забота Здесь игрушка преподносится как яркий, красивый предмет, за которым нужно бережно ухаживать, не ронять, не рвать, мыть. Здесь детям можно показать как ухаживать за игрушками, рассказать историю о бережном отношении к предметам.



46. Занятия как фронтальная форма организации обучения дошкольников. Виды,структура,особенности руководства. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количест составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельн, месту проведения и т.д. В д саду используются фро-ные, груп и,.индивид формы организован обучения.Осн форма организ обуч детей в д. саду - занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду"". проводятся с детьми всех возрастных групп дет сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. (См, таблицы № 3, 4) Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка. В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.

Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.

Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.

Обеспечить познават. активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные- Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.

Четко определить цель и дидактические задачи занятия.

Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.

Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

47. Экскурсия, как форма занятия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Проведение экскурсии требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. 0 предстоящей экскурсии детям сообщается заранее. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой выясняются представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. В ходе экскурсии детей размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.

48 Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко ИСПОЛЬЗУЮТ игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

Планирование : планирование. детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т.п.); намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату : младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда.Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику т поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога . Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Вид деят-и Компонент ИГРА ТРУД УЧЕНИЕ
Цель В её постановке главкам роль принадлежит детям, обуслов-ливается интереса- ми и желаниями Совместная (для детей и взрослых) постановка цели Цель перед детьми ставит педагог, который руководству- ется программой
Планирова-ние Дети подчиняются свободному замыслу, обговаривариваемые пути развития сюжета могут изменяться. Предварительный план не обязателен Характерно предварительное обговаривание всех сторон деятельности Занятие проводит педагог по заранее продуманному плану. Дети выпол-няют указания воспитателя.
Процесс деятель-ности В процессе руководства педагог должен считаться с замыслом и интересами детей. Прямые указания могут привести к разрушению игры. Участником педагог может не быть. Общение возникает либо на основе единства замысла, либо на основе личных симпатий. Дети с помощью игрушек или предметов-заместителей изображают деятель-ность взрослых. Их действия носят игровой, отобразительный характер и не приводят к реальному результату. Взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Педагог не должен от на чала и до конца выпол-нять работу с вос-питанниками, но они должны видеть заинтересованность взрослого в дости-жении общей цели. Общение возникает на основе единства цели. Сотрудничест-во и взаимопомощь поддерживаются и поощряются педагогом. Ведущими явл-ся предметно-орудийные действия, с помощью которых и достигается результат. Педагог всецело направляет деят-ть детей: педагог учит – дети учатся. Усилия детей в достижении постав ленной цели носят индивидуальный характер. Ведущими явля- ются умственные действия и учеб- ные навыки
Результат Не приносит практи-ческого результата. но вызывает у детей ра-дость, довлетворение, Может быть заверше-на на любом этапе и от этого не теряет сво-ей привлекательности. Смысл труда состоит в полу- чении практичес кого результат, удовлетворяющего чью-то потреб ность. Дети получают результат по- знавательного характера - научился.

Требования к организация детского труда :

I. Систематичность детского труда . Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки . Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е.А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3. Подбор оборудования для труда . Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы . Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного рнимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

49. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада. САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила.

Специфика : перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

Значение :

трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;

приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка;

приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени;

дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких;

дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

в младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за стол только с чистыми руками;

дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей;

в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

Методы :

показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД - поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов. Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

Хранение игрушек

Особенности хранения игрушек обусловлены необходимостью обеспечить:

1) доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;

2) общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой игрушки;

3) сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.

Первому требованию наиболее соответствуют стеллажи с открытыми полками. Полки должны быть расположены так, чтобы дети доставали и убирали игрушки легко. Каждая игрушка должна иметь свое постоянное место. Для крупных строительных материалов целесообразнее использовать нижние полки, для сюжетно-образных полки повыше, для настольных игр -верхние полки.

Существенную роль играет и время, затрачиваемое на приготовление игрушек к игре и их уборку. Такой способ воспитывает у детей бережное отношение к игрушкам, организованность действий, чувство порядка.

Музыкальные игрушки лучше помещать в застекленные шкафчики, чтобы сохранить хорошее качество их звучания.

Расположение игрушек должно быть не только целесообразным, но и привлекательным. Народные дидактические игрушки, составляют радующее сочетание цвета, величин, форм. Сюжетно-образные игрушки-куклы, зверята, домашние животные - словно зовут к себе и как будто ждут детей.

После игры детей в их игрушечном царстве должен быть наведен полный порядок. Учить дошкольников оставлять игрушки в порядке - это значит воспитывать с ранних лет разумную бережливость, организованность, аккуратность и уважение к труду окружающих.

Поделиться: