Фцкм как расшифровывается. Формирование целостной картины мира

Конспект по ФЦКМ во 2 младшей группе

Тема: «Инструменты»

Цели:

Образовательные :

- Познакомить детей с инструментами и их назначением ;

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

Обогащать опыт детей в умении использовать различные инструменты (предназначенные для детей) по назначению;

Формировать умение сосредотачивать внимание детей на опасных, встречающиеся в повседневной жизни инструменты ;

Развивающие:

Развивать внимание, логическое мышление, память

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью (дать представление о том, что инструменты могут быть опасны и могут нанести вред организму)

Оборудование : предметные картинки; карточки, инструменты, игрушка-кот, ноутбук, проектор

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, вспомните сказку С. Маршака «Кошкин дом» . Что случилось с домом? (Дом сгорел.)

Что решили сделать кот Василий и котята? (Они решили построить новый дом.)

Кот Василий пришел сегодня к нам в гости и просит помощи.

Подумайте хорошо, прежде чем ответить, что нужно для постройки дома? (Нужны строительный материал и инструменты .)

Кот Василий не знает, как называются эти инструменты и для чего они нужны.

Про инструменты и для чего они нужны нам сегодня расскажут Кукутики (смотрим видио)

2. Давайте, еще раз вспомним названия инструментов (молоток, пила, дрель, топор, кисточка)

Давайте вместе поиграем в игру.

Игра «Что делают инструментом .

Воспитатель показывать инструмент , дети говорят, какие действия им выполняют.

Молотком забивают гвозди.

Топором рубят дрова.

Пилой пилят доски.

Кисточкой красят забор

Дрелю просверливают отверствия

Физминутка

Давайте, ребята и Василий мы с вами отдохнем.

Динь-дон, динь-дон -

Братцы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Прибирают всё кругом.

Мы к ним в гости придём

И подарки принесём.

На пол – мягкую дорожку,

Расстелив её к порожку,

Две подушки на диван,

Мёду липового жбан.

Закрепление

Ребята и кот Василий скажите, а инструментами можно играть?

Дети: возможные ответы детей

Воспитатель: Конечно нет – это опасно для здоровья! Их называют ещё «Опасные предметы».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие тяжелые инструменты. Кто может работать с такими инструментами, ребята?

Дети: Взрослые. Папа и дедушка.

Воспитатель: Что может случиться, если вы возьмете тяжелый молоток?

Дети: Молоток может упасть на ногу и сломать палец или прибить ноготь на пальце.

Воспитатель: Что может случиться, если вы возьмете плоскогубцы?

Дети: плоскогубцы могут прижать палец на руке. Будет очень больно.

Воспитатель: Эти инструменты очень тяжелые и опасные.

Игровое упражнение «Скажи, что изменилось?».

Ребята и Василий, внимательно посмотрите, как лежат инструменты,

запомните. Теперь закройте глаза.

Воспитатель убирает одну картину.

Откройте глаза и скажите, что пропало?

Рефлексия.

Ребята, как думаете мы помогли коту Василию?

Как мы ему помогали?

Теперь он знает, что такое инструменты и для чего они нужны, но про безопасность не забывай Василий.

Кот Василий благодарит вас всех и говорит, что теперь они быстро достроят дом и пригласят нас в гости.

До свидания кот Василий.

«Вода-водичка» Непосредственно организованная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел ФКЦМ) в старшей группе

Цель: формирование и систематизирование знаний детей о свойствах воды
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей со свойствами воды посредством экспериментальной деятельности (отсутствие собственной формы; текучесть; пар – тоже вода; вода может растворять предметы; вода нуждается в очистке); дать представление о процессе фильтрации;
Развивающие:
развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умения работать с незнакомыми растворителями, соблюдая при этом необходимые меры безопасности); развивать социальные навыки в умении работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
Приёмы и методы:
демонстрация опыта, беседа, игра, сотрудничество подгруппами, отгадывание загадок, чтение стихотворения
Материалы:
Для демонстрации опытов: мука из активированного угля, травяной настой мяты, зеркало, электрический чайник, воронка, фильтровальная бумага;
Для самостоятельной деятельности детей: прозрачные стаканчики для каждого ребёнка, пипетки, пробки красного и синего цвета, предметы круглой и квадратной формы; на каждый стол фильтровальная бумага, воронки, блюдца, чашки, бутылочки, ложки пластмассовые или металлические, растительное масло, соль, сахар.
Оборудование: слайды с различными видами водоёмов, ноутбук, мультимедийная установка
Индивидуальная работа:
демонстрация опыта – переливание воды в разные ёмкости
Предварительная работа:
Беседа о воде и её значение в жизни человека; рассматривание иллюстраций о воде; дидактические игры: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка»; чтение художественной литературы; наблюдение за водой на прогулке; разучивание стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода»; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с электроприборами (правила безопасного обращения с ними)Воспитатель:Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в нашу волшебную лабораторию. Кто скажет, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. И мы с вами будем проводить опыты, только с чем, догадайтесь сами.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, Кто я такая? (Вода)
Воспитатель:Правильно, мы проведём опыты с водой. Кто скажет, где встречается вода в природе? Давайте послушаем, как бежит весёлый ручеёк. (Слайды с изображением воды в природе (река, ручей, озеро, море, лужа. Демонстрация картинок сопровождается аудиозаписью звуков воды). Что делает вода? (течёт, льётся, журчит, переливается, бежит). Давайте пройдём за столы через наш импровизированный ручеёк. Девочки сядут за столы с красной фишкой, а мальчики с синей.
Опыт 1: «Вода – жидкость, не имеет собственной формы»
Воспитатель:Вы сказали, что вода льётся, течёт. Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. На нём много посуды. Какая она? (Стеклянная).
Как нужно обращаться с такой посудой? (Аккуратно, не стучать друг о друга, потому что можно разбить).
Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть как льётся вода, течёт и растекается по дну блюдца (самостоятельная работа детей).
Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдце? Почему вода растеклась по блюдцу? (вода жидкость).
Воспитатель:Совершенно верно. Если бы вода не была жидкостью, то она не смогла течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Посмотрите, у вас на столе лежат кубы и шары. Какую они имеют форму? (куб квадратной формы, а шар – круглой). Поместите куб (шар) на блюдце, затем на стол, на ладошку, в стакан – изменили ли они свою форму? (Нет, форма не изменилась).
Воспитатель: Есть ли форма у воды? Давайте проверим. Нальём её сначала в блюдце, затем в чашку, потом в бутылочку и в баночку.
Что происходило с водой когда мы её наливали в блюдце, чашку, бутылочку, баночку? Какую форму вода принимала? (Она принимала форму этих предметов). Что можно сказать по этому опыту о воде? Имеет ли вода свою форму? (Вода не имеет своей формы. Она принимает ту форму, во что её наливают).
Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Воспитатель:А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Для этого разделимся на две команды. Одна команда расскажет «Вода – это хорошо, потому что…»; а другая команда расскажет «Вода – это плохо, потому, что…», условие – не повторяться.
возможные варианты ответов детей:
Хорошо: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, водой можно закаляться, можно играть, проводить опыты, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, можно стирать одежду, водой поливаем цветы, растения в огороде, в воде живут животные, около воды живут птицы и т.д.
Плохо: в жару если напиться холодной водой, можно заболеть, горячей водой можно обжечься, если пролить воду на пол, то можно подкатиться и упасть, если часто поливать цветы, то они могут погибнуть, если не умеешь плавать, то можно утонуть, при наводнении вода разрушает дома, дороги и т.д.
Воспитатель:Молодцы, вы показали свои знания о пользе и вреде воды. Продолжаем.
Опыт 2: «Вода может нагреваться»
Воспитатель:Ребята, скажите, может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? (Когда воду нагревают)
Что так сильно нагревает воду, что она закипает? (Огонь, газ, электрический нагреватель)
Сегодня я принесла электрический нагреватель. Кто знает, как он называется? (Электрический чайник). Давайте при помощи его мы нагреем воду.
(дети рассаживаются вокруг стола, где приготовлены атрибуты для демонстрации опыта, воспитатель демонстрирует опыт превращения воды в пар)
Вода постепенно начинает нагреваться, что с ней происходит? (Она кипит, булькает, бурлит).
Можно ли обжечься кипящей водой? (Да она очень горячая).
Приведите примеры, где можно встретить горячую воду, а где тёплую? (Горячая вода в грелке, когда кипятим чай, мама варит суп. Тёплая вода в кране, в батареях, в лужицах, вода нагревается в реке).
О каком свойстве воды мы сейчас с вами говорили? (Вода может нагреваться, может быть горячей и тёплой).
Опыт 3: «Пар – это тоже вода»
Воспитатель:Сейчас я выключу нагреватель. Вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Посмотрите ребята, что это поднимается над баночкой? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Ведь в банке была только вода.
Воспитатель:Всё верно, если воду нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы ещё раз проверим, что пар – это вода. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? (Оно запотело и на нём появились капельки воды).
Дыхательная гимнастика
Воспитатель:Я предлагаю вам подышать лечебным паром. Для этого я заварила лечебную травку. Давайте подышим ей. Кто догадался, что это за травка? (Это мята)
Правильно это мята, вот ещё волшебное свойство воды мы с вами сейчас узнали, что паром мы можем лечиться, когда простываем. Молодцы, продолжаем дальше.
Опыт 4: «Вода - растворитель»
Воспитатель:Ребята, сейчас я попрошу вас подойти к моему столу. Здесь у меня стоят блюдца, накрытые салфетками, а что в них, догадайтесь сами, отгадав мои загадки: (Отгадав загадки, воспитатель открывает салфетки, чтобы дети убедились, что находится на блюдце).
1. Белый камень в воде тает (Сахар).
2. В воде родится, а воды боится (Соль).
3. Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковородке пенится,
Брызгает и шипит (Масло).
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды? Давайте сейчас мы с вами проверим. Пройдите на свои места. Посмотрите что у вас в синей баночке, и что в красной. Давайте посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Положите мальчики соль в стакан и размешайте, а девочки положите сахар и размешайте ложкой. Что получилось? Посмотрите друг у друга, растворился или нет соль и сахар?
Дети, как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде? Давайте посмотрим. Я положу вот такую муку в воду и размешаю. Что вы видите? (Вода стала чёрной). Мы пока оставим эту воду и вернёмся к ней немного позже.
А вы налейте несколько капель в ваши стаканчики растительного масла. Что произошло с маслом? Растворилось оно в воде или нет? Какой можно сделать вывод, проделав опыты с солью, сахаром, мукой и маслом? (вода растворяет одни вещества, а некоторые нет).
Совершенно верно, продолжаем экспериментировать.

Опыт 5: «Очистка воды»
Воспитатель: Посмотрите на баночку, где мы растворили муку. Как вы думаете, можно ли пить такую воду?
Действительно, такую воду пить нельзя. Что нужно сделать, чтобы воду можно было пить?
Да, её нужно очистить. И мы сейчас воду очистим при помощи фильтра. Для этого я беру фильтровальную бумагу, вставляю в воронку и немного смачиваю фильтр водой, чтобы он прилип к стенкам воронки. Затем перелью воду с мукой. Что вы видите? (Вода стала чистой). А сейчас вы очистите воду от масла (самостоятельная работа детей).
Уберите воронку с фильтром и посмотрите что стало с водой. (Вода стала чистой).
Что стало с маслом? (Масло осталось на фильтре).

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут в реке. Затем вода попадает на водоочистительную станцию, где с помощью сложных фильтров очищают воду от песка, грязи, микробов. И только после очистки вода попадает в водопровод.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, можем ли мы прожить без воды? А какая бывает вода, для этого я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Какая бывает вода?»
Вставайте все в круг, передаём мяч друг другу и называем, какая бывает вода, не повторяться. (Родниковая, безвкусная, морская, солёная, прозрачная, речная, болотная, бесцветная, минеральная, пресная, без запаха и т.д.)
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды мы с вами узнали? (Вода – жидкость, не имеет собственной формы, воду можно нагревать, растворяет одни предметы и не растворяет другие, воду можно очистить при помощи фильтра).
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Дети нашей группы знают стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода». Давайте расскажем его нашим гостям.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. Спасибо. Вы были активны и показали отличные знания о воде.

Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Формирование целостной картины мира у дошкольников
Тема НОД «Домашние животные» (корова, свинья, коза)

Расимбетова Г.Ф., дефектолог МАДОУ Д/С №106 «Забава» г. Набережные Челны

Цель: познакомить детей с домашними животными.

Образовательные: формировать умение узнавать животных по их описанию; знакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных;

Развивающие: развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, расширять активный и пассивный словарь;

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным, Формировать умение проявлять заботу, испытывать положительные эмоции.

Оздоровительная работа: улучшать психоэмоциональное состояние, укреплять мышцы спины, развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Музыка».

Словарная работа: ферма, сарай, свинарник, коровник.

Индивидуальная работа: вызывать звукоподражание с Ринатом, с Димой и Ильёй проговаривание полными предложениями.

Предварительная работа: рассматривание картинок, разучивание песенки про корову.

Оборудование и материалы: игрушки: Корова, коза, свинья, домики для животных, молоко, сыр мясо, шерсть, тетушка Наталья, стульчик, ведро молока, трава, корыто с водой.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть (знакомство с животными) .
  3. Итог.

Раз, два, три, посмотри

(Дети хлопают в ладоши, показывают на себя и на друг друга, улыбаются друг другу) .

Сегодня мы с вами отправимся на ферму.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

Раз, два, три, раз, два, три

Мы на ферме, посмотри.

А вот к нам кто-то идет, отгадайте:

Молоко даёт нам кто-то

Детям пить его охота

Чтобы были все здоровы

Педагог: Правильно, это корова. Посмотрите, у коровы длинное, широкое туловище, длинный хвост на конце с кисточкой, им корова отгоняет насекомых. На голове у коровы рога и большие уши. На ногах копыта. Есть вымя. Коровы живут в коровнике, едят сено, траву, пьют воду.

– Давайте мы с вами покормим корову. (Дети кормят корову травой)

– А как называется детеныш у коровы?

Педагог: А как его корова громко зовет?

Педагог: А как ей теленок тихо отвечает?

Педагог: Корова нам дает мясо и молоко. А вот и тетушка Наталья пришла корову доить, а мы, ребятки, ей поможем.

Молоко мы надоили

Всех ребяток угостили

(Дети поочередно сжимают руки в кулаки и совершают движения сверху вниз) .

Педагог: А теперь подставляйте свои чашечки, я вам налью молока. (Дети складывают две ладоши в виде чаши. Когда дети сделают «чашечки» дефектолог подносит к ним руку, сложенную щепотью, и произносит [c], каждому ребенку наливает молоко.)

– Выпейте молоко (дети подносят ко рту ладони и причмокивают губами)

– Ну вот и подкрепились.

Педагог: А это кто?

Вымя, борода и рожки

Скажет громко «Ме-ме-ме»

Молоко несу тебе.

Педагог: Правильно, это коза. Вот она. Тело козы покрыто пушистой шерстью, у нее есть короткий хвостик. На голове маленькие торчащие рожки. На ногах копыта. Коза любит есть свежую траву, листочки, ветки. Живет коза в сарае. Дает полезное молоко, мясо, шерсть. Из шерстяных нитей мы вяжем теплые вещи.

– Ребята, а как называют детеныша козы?

Педагог: Давайте покажем рожки. А теперь громко покричим как мама коза зовет своего козленка.

Педагог: А как козленок ей тихо ответит?

Педагог: А тетушка Наталья уже подоила всех коров, устала. Давайте споем для неё песенку?

У тетушки Натальи было пять козлят.

«Ме-ме-ме» так они кричат.

У тетушки Натальи было пять поросят

«Хрю-хрю-хрю» так они кричат.

У тетушки Натальи было пять телят

«Му-му-му» так они кричат.

– Теперь погладьте ручки.

Педагог: Тетушке понравилась ваша песенка. А про каких животных мы пели?

Дети: Про телят, козлят, поросят.

Педагог: А вот и наши поросята с мамой свиньёй.

Спереди пятачок, сзади крючок,

Посередине спинка, на спинке щетинка.

– Свинья ест овощи, фрукты, зерно, хлеб, желуди, остатки еды. Живет в свинарнике, дает мясо.

– А как свинья громко хрюкает?

– А как поросенок ей тихо отвечает?

– Посмотрите как много животных на ферме. Вам понравилось гостить у тетушки Натальи?

– Но нам пора возвращаться в свою группу. Давайте закроем глазки.

– Раз, два, три, мы в группе, посмотри!

Педагог: Где мы были сегодня, ребятки?

Педагог: С какими животными познакомились?

Дети: С коровой, свиньёй, козой.

Педагог: Что нового узнали? Что дают животные человеку?

Дети: Молоко, мясо, шерсть.

Педагог: Как за ними нужно ухаживать?

Дети: Кормить, поить, убирать.

Педагог: Вы ребята молодцы, ну а теперь самостоятельно постройте животным домики из кубиков.

Дети переходят в игровую зону для самостоятельной игры со строительным материалом.

Конспект занятия по ФЭМП и ФЦКМ в средней группе «В гости к Крошу»

Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по Образовательной области «Познавательное развитие (Раздел ФЭМП и ФЦКМ) в средней группе №5 «Лучик»
Тема: «В гости к Крошу»

Цель : Обобщить полученные знания.

Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами.
- закрепить представление детей о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг.
- закреплять представления детей о частях суток.
- закреплять знания детей о фруктах и овощах.
- закрепить знания детей об общественном транспорте

Развивающие:
- развивать наглядно – образное мышление, внимание, память.

Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.

Виды детской деятельности и приемы работы:


Форма организации детей:
фронтально, индивидуально.

Место проведения:
группа

Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Письмо
Заяц Крош
2 монетки
книга

Раздаточный:
картинки с предметами похожие на геометрические фигуры, страницы с геометрическими фигурами фрукты: яблоко, банан, груша, апельсин, лимон; овощи: томат, огурец, лук, морковь, кукуруза, раскраски зайчика
Билеты с геометрическими фигурами разного цвета

Ход
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и, скажем, здравствуйте!
Дети: здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо. Хотите узнать что там?
Дети: ДА!
Воспитатель: Тогда открываю!
Ребята, я приглашаю вас в гости сегодня днем. Ваш заяц Крош.
Ну, что ребята, пойдем в гости?
Дети: ДА!

Воспитатель: Только Наш зайчик далеко в другом городе живет. На чем к нему можно добраться?
Дети: на автобусе, на машине, на поезде.
Воспитатель: а какой еще транспорт вы знаете?
Дети: корабль, самолет
Воспитатель: Я вам предлагаю поехать на автобусе. Возьмите, пожалуйста, свой билет.
(билеты лежат на полу)
Внимательно посмотрите, какая у вас геометрическая фигура на билете.
И найдите свое место в автобусе. Кто у нас будет водителем автобуса?
Ребенок: я

Воспитатель: Скажите, а что делает водитель автобуса.
Дети: водит, управляет автобусом, возит людей.
Воспитатель: Молодцы. А я буду кондуктором и буду проверять ваши билеты.
(одеваю фуражку )

Воспитатель: граждане пассажиры, предъявите ваши билеты за проезд. Даша, объясни, как ты нашла свое место?
Ребенок: у меня желтый круг и на стульчике желтый круг.

Воспитатель: хорошо, ваш билетик Рома. Как вы нашли свое место?
Ребенок: у меня синий треугольник и на стульчике синий треугольник.
(собираю билеты в сумку и снимаю фуражку )

Воспитатель: Ребята мы не опоздали в гости?
Дети: нет

Воспитатель: какая часть суток сейчас?
Дети: утро

Воспитатель: какие еще части суток вы знаете?
Дети: вечер, день, ночь.

Воспитатель: ой я совсем забыла про подарки. В гости с пустыми руками не ходят. Что делать?
Дети: купить подарки

Чтобы понять как сделать, Фцкм что это такое в детском саду, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Непосредственно образовательная деятельность “Познание. ФЦКМ” с детьми второй младшей группы “Цветок”

Вид детской деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский, продуктивный.

Используемая образовательная программа: основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.

Цель: расширять представления детей о растениях, о простейших взаимосвязях в живой природе, о свойствах воды.

  • Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, желание ухаживать за растениями;
  • Развивающие задачи: развивать мелкую маторику, внимание; эстетическое восприятие, усидчивость;
  • Образовательные задачи: формировать представление о строении цветка,учить различать листья, стебель; закреплять красный, жёлтый и зелёный цвета; закреплять свойства воды.

Возраст детей: 3–4 года (вторая младшая группа).

Направление: “Познавательно-речевое развитие”.

Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”.

Форма проведения: подгрупповая.

Планируемые результаты: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности, дети активны при создании индивидуальной композиции “Цветок из “мозайки”, участвуют в наблюдении за цветком в вазе, в разговоре с педагогом, воспринимают художественное слово во время выполнения упражнений пальчиковой гимнастики “Цветок”.

Методы и приёмы:

– рассматривание;
– показ;
– сюрпризный момент;
– обращение к личному опыту детей;
– наводящие вопросы к детям;
– д/и “Мозайка”;
– пальчиковая гимнастика “Цветок”;
– полив цветка;
– индивидуальная работа с детьми.

Наглядные средства обучения:

Тюльпан с закрытыми лепестками, тюльпан с открытыми лепестками, прозрачная стеклянная ваза с водой (для цветка), графин с питьевой водой (для детей), сироп тёмно красного цвета, стаканчики для питья, лейка с водой, использование мультимедийной установки, мозаика (красные, жёлтые, зелёные фишки), увядающий небольшой цветок в цветочном горшке.

Организация детей: стоя возле воспитателя, сидя за столами, стоя в кругу, сидя на стульчиках.

Индивидуальная работа: полив цветка, собрать мозаику.

Словарная работа: слова: стебелёк, лепесток.

– игры с мозаикой;
– труд в уголке природы;
– дидактическая игра “Цвета”;
– чтение художественной литературы: энциклопедия в картинках для малышей, энциклопедия для детей “Весь мир”, Ю. Соколов, энциклопедия “ Всё обо всём” Д.И.Ньюсон;
– рассматривание серии демонстрационных картин “Наш детский сад”.

Вводная часть (длительность 2–3 минуты).

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности.

Основная часть: (длительность 8–10 минут).

Цель: реализация задач программного содержания.

Заключительная часть: (длительность 2–3 минуты).

Цель: подведение итога деятельности.

Воспитатель показывает детям закрытый тюльпан.

Воспитатель. Ребята посмотрите, какой красивый цветочек.

(Рассматривание цветка.) Ребята, скажите, какие цветы вы знаете? (Дети называют цветы. ) Наш цветок называется Тюльпан, ребята подойдите поближе давайте рассмотрим цветок.

(Воспитатель на интерактивной доске ещё раз показывает строение цветка.)

Знакомство с цветком.

Воспитатель. У цветка есть лепестки и стебелёк (показывает). Какое интересное слово – лепесток. Давайте повторим его лепесток. (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

Воспитатель. Лепестки красные, а стебелёк зелёный. (Воспитатель опрашивает 2–3-х детей какого цвета лепестки и стебелёк.). У цветка есть серединка. У нашего цветка лепестки закрылись и поэтому мы не видим его серединку. (Показывает детям цветок, серединку не видно) . Мы увидим серединку когда цветок раскроется, давайте поставим наш цветок в воду. А как вы думаете, зачем нужно ставить цветок в воду? (Ответы детей.) Посмотрите вода прозрачная, мы видим стебелёк.

Изготовление цветка из “мозаики”.

(Дети усаживаются за столы.)

Воспитатель. Серединка у цветочков будет желтая. Берём желтую фишку, лепесточки будут красными…..(Показывает, как выкладывать цветок.) Вот какой красивый цветочек получился. Сейчас давайте сделаем нашему цветочку стебелёк (воспитатель берёт зелёные фишки и показывает, как выкладывать стебелёк). Дети выполняют задание самостоятельно.

Пальчиковая гимнастика “Цветок”.

Дети встают в круг.

Будит солнышко цветочек: (Ладони соединить.)
“Просыпайся – ка, дружочек.
Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно разводить пальцы в стороны.)
Новый день пришел опять”.
А как вечер опустился –
Спать цветок заторопился.
Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно соединять пальцы.)
Завтра с солнышком вставать!

Воспитатель обращает внимание детей на цветок. Посмотрите, наш цветочек распустился. Мы поставили его в водичку, и он открыл свои лепесточки. Вот какая волшебная водичка! (За это время тюльпан должен открыться, если этого не произойдёт, его можно незаметно заменить.)

Воспитатель. Всем растениям нужна вода. Если их не поливать, они погибнут. Пойдёмте, посмотрим на наши цветочки в уголке природы. (Дети проходят в уголок природы.) Ребята, посмотрите, какие у нас цветочки красивые. Детки любят поливать цветочки? Молодцы! Все цветочки полили. Дали цветочкам водичку “попить”. Воспитатель достаёт из середины увядающий цветок. Ребятки, смотрите, цветочек заболел! Он совсем сухой! Как же нам помочь цветочку? Ответы детей . Конечно, его нужно скорее полить. Егор возьми леечку и полей цветочек. Ребёнок поливает цветок. Теперь наш цветочек снова оживёт. Мы потом с вами придём и посмотрим.

Воспитатель. Ребята, цветочки у нас все политы, они попили. А вы хотите пить? У меня есть водичка. (Показывает графин с водой.) Водичка чистая, прозрачная. Давайте добавим в неё сироп и посмотрим,что получится. (Воспитатель добавляет в воду красный сироп.) Теперь помешаем. Какого цвета стала водичка?.Получился вкусный морс. Кто любит морс? Давайте попробуем. (Воспитатель разливает морс в стаканчики, дети пьют морс.)

Ребята, а что мы сегодня с вами делали?

Ребятки, водичка нас напоила, напоила наши цветочки.

Расцвели тюльпанчики –
Жёлтые стаканчики,
Жёлтые и красные,
Лепестки атласные.
Вот бы день рождения
Был весной у мамы,
Я бы подарила ей
Нежные тюльпаны.
Бархатные, разные,
Самые прекрасные,
С капелькой искристою,
Будто серебристою.
Скажем водичке спасибо.

Чтобы понять как сделать, Фцкм что это такое в детском саду, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Формирование целостной картины мира (ЦКМ) при чтении художественной литературы (ЧХМ)

Цель: повышение профессиональной компетентности по формированию ЦКМ при ЧХП.

1. Систематизировать и расширить знания об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

2. Расширить знания о современных формах, методах и приемах.

Ход семинара – практикума

I Чтобы мы почувствовали себя свободно и могла включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда-то в детстве любил слушать книги, их читали родные, воспитатели в детском саду. Я предлагаю Вам вспомнить любимую книгу или произведение, из Вашего детства.

Образ мира возникает и развивается как целостное образование познавательной сферы личности.

У ребенка-дошкольника первичным является сенсорный (чувствительный) опыт, позволяющий приобрести представления о свойствах и качествах объекта и явлений мира. В период дошкольного детства формируются основы взаимодействия человека с окружающим миром во всех его частях и контекстах.

В любой деятельности дошкольник отражает свое миропонимание. В процессе жизнедеятельности ребенка происходит обобщение опыта, переход его во внутренний план через усвоение внутреннего образа мира. В результате обогащается психика ребенка, обеспечивается его ориентировка во внешнем мире. Образ мира переводился во внешнюю деятельность.

Таким образом, процесс формирования ЦКМ у дошкольников представляет собой поэтапно развертывающуюся логику накопления ребенком чувственного опыта, опосредованный через личностный опыт.

III Наша с вами задача сегодня посмотреть как при помощи ЧХЛ сформировать ЦКМ ребенка.

А.С. Пушкин писал: – «чтение литературы – вот лучшее учение». С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая прочитанное.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависит от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и

степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации ФЦКМ через чтение художественной литературы являются:

1.Формирование круга детского чтения (нужно прежде всего руководствоваться принципом всестороннего развития – социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического.

2. Нужно правильно организовывать процесс чтения:

– систематичность (ежедневное чтение)

– интересным (методы и приемы)

· Словесный – чтение произведением

Чтение с продолжением

Вопросы по содержанию

Выразительное чтение, беседа, прослушивание.

· Практический – элементы инсценировки, игры – драматизации,

Дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра.

· Наглядный – показ иллюстраций, картинок, игрушек;

элементы инсценировки, движение пальцами, руками, схемы, алгоритмы…

И если мы будем соблюдать различные методы, приемы, то мы способствуем формированию ЦКМ при ЧХЛ.

IV Практическая часть

В настоящее время в нашей стране произошли изменения в системе дошкольного образования. Современное образование стало на путь реформ – каждое учебное заведение перешло на ФГТ – интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы.

Сейчас я Вам предлагаю на практике показать интегрированный подход. Как в Вашей работе происходит интеграция образовательных областей.

ЗАДАНИЕ: На примере Вашего любимого детского произведения показать взаимодействие областей.

Лексическая тема: домашние животные

Я могу в образовательной деятельности использовать фрагмент из рассказа Носова «Живая шляпа»:

…перед детьми лежит шляпа. Вспоминаем рассказ (прочитанный ранее), после чего переходим к теме – поднимаем шляпу, а там котенок. Мы его либо рисуем, либо лепим, либо конструируем…

Автор: Беликова Вера Александровна, воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»

Пояснительная записка
Исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира это активная и сложная деятельность.
ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра ипознавательно-исследовательская деятельность. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческуюактивность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Снежная зима всегда наполняет детскую душу чувством радости и необъяснимого восторга. Со временем, это чувство притупляется, однако все равно где-то в глубине души все замирает, и мы наслаждаемся красотой, спящей под белым покрывалом природы. Дети часто спрашивают уродителей: «А что такое снег?» Обычно взрослые отвечают односложно,что это замерзшая вода. В нашем проекте мы попробуем разобраться не только с вопросом о том, что такое снег, но и рассмотрим его свойства, причем как со стороны науки, так и со стороны поэзии.
Концепция данного проекта заключается в следующем решение проблемных творческих задач главный способ осмысления мира. При этом разнообразные сведения, которые могут запомнить и понять ребята, не цель обучения, его побочный результат, ведь рано или поздно дети их получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они уже не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому проект разработан с позиций узнающего мир дошкольника, что позволяет показать ребенку взаимосвязи в окружающей его действительность.

Название проекта:
Что такое снег?
Тема проекта: Формирование целостной картины мира дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Проблемное поле проекта:
Описать необходимость реализации потребностей и интересов каждого ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования со снегом.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают что идёт обучение.
Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Элементарный опыт это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
Цель:
Приобщение детей к познавательно-исследовательской деятельности с целью расширения представлений детей об окружающем мире (свойстваснега)
Задачи:
1.Расширение представлений детей о причинно-следственных связях в окружающем нас мире.
2.Реализовать потребность детей среднего дошкольного возраста в экспериментировании.
3.Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности
4. Развитие умения анализировать результаты наблюдения и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
5.Расширение кругозора ребёнка, его активного словарного запаса.
Планируемые результаты
Личностные качества способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о свойствах снега, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника; способен устанавливать простейшие связи между явлениями; способен самостоятельно действовать в процессе опытов и экспериментов. Интеллектуальные качества способен объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. способен к исследованию объектов природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе экспериментирования способен к составлению описательного или творческого рассказа о зимних явлениях; демонстрирует устойчивый интерес к происходящим в природе изменениям; имеет простейшие представления о некоторых свойствах снега; Физические -движения точные и скоординированные при проведении опытов; -способен проявить волевые усилия (довести работу до конца). Вид проекта –исследовательский, Состав участников Дети 4-5 лет-10 человек, имеющие интерес к познанию явлений природы Педагоги музыкальный руководитель, Родители –помощь в нахождении информации в Интернете

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (основные шаги реализации проекта).
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Зима, декабрь- 19-23 Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый.Дети совместно с родителями подбирали загадки о зиме, рисовали по личным наблюдениям.
Родители интересные факты о снеге, помощь в оформлении выставки рисунков
педагоги- подбор литературы, музыкального материала, 17-19 декабря.
2 Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта составление конспекта НОД, плана экскурсий, прогулок, выставки рисунков, фотографий 19 декабря.
3 Практический
Родители оформляют, собранный материал в буклет, воспитатель проводит с детьми наблюдения, опыты, показывает процесс, объясняя его смысл по ходу; читает детям о зиме, заучивают стихотворение организует игры, в которых дети применяют полученные знания, дети рисуют о зиме, готовит презентацию по итогам проекта 20
4 Презентационный. Накопленные за время проекта материалы систематизируются, оформляются в мультимедийную презентацию.
Продукт деятельности готовится к презентации, представляют его: на итоговом занятии -заседание «научного совета исследовательской лаборатории»; родители как зрители и как участники присутствуют на занятии. 23декабря.
5 Контрольный. Дети приобрели первичный опыт поисково-исследовательской деятельности. Это вызвало у них живой интерес. У воспитанников появилась потребность изучать явления и объяснять друг другу и взрослым, что такое снег, какой он.
Организационные формы работы над проектом.Деятельность по участникам Формы работы. Название тема. Сроки
1 Деятельность воспитателя Разработка консультаций, памяток для родителей.
Оформление буклетов, брошюр, листовок, стендовой информации для родителей.
Создание условий в группе и на игровом участке.
Разработка конспектов мероприятий.
Ситуациативная беседа: «Внимание гололед», «Почему снег скрипит» «Снег, снежок..», «Почему идёт то снег, То дождь 19.12-23.12
Деятельность узких специалистов. Побор музыкального материала аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев)., П.И. Чайковский «Зима» 19.12
2 Совместная деятельность педагога и детей. Подготовка пособий, материалов, инструментов для опытов и экспериментов, чтение худ.литературы, рассматривание зимних пейзажей и составление творческих рассказов, письменное оформление
чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», «Зима»,вырезание снежинок из бумажных салфеток, оформление коллажа проведение опытов со снегом, стихотворение М. Познанской «Снег идет»: 19.12-23.12
3 Совместная деятельность детей друг с другом.Наблюдение
Опыты Скрип снега, снежинка на ладошке, снег рыхлый, узоры на стекле, снег липкий можно слепить снеговика –большого и маленького Ежедневно в режимных моментах
4 Самостоятельная деятельность детей. Игры
Индивидуальная деятельность в уголке экспериментирования
Игры со снегом на прогулке, самостоятельные опыты в уголке –внесли снег, растаял. Процедили через ватные тампоны- вывод нельзя есть снег –очень грязный. Ежедневно в режимных моментах
5 Совместная деятельность ребенка с родителями. Подбор иллюстраций о зиме, разучивание загадок, пословиц «Папка –передвижка» В течение реализации проекта
6 Деятельность родителей Оформление буклетов «Что такое снег?» 23.12

Итоговое мероприятие
Заседание «научного совета исследовательской лаборатории» на котором присутствуют родители, они являются участниками данного заседания.

Описание продукта, полученного в результате проекта
Коллаж- на котором размещены иллюстрации зимних явлений; альбом с загадками, пословицами, поговорками- оформленный рисунками детей; выставка фотографий, как они занимаются экспериментальной деятельностью; буклет, изготовленный родителями «Что такое снег?», книжка –малышка с рассказами детей о зиме
Интеграция образовательных областей, например (Художественно-эстетическое развитие (синтез изобразительного, словесного, музыкального искусства); социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие) пп Название образовательной области Содержание
(краткое) Задачи
1 Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Снежинка» на диске Развитие умения и навыки работы в технике пластилинография отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание.
2 Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) «Снежинка» Бальмонт, рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки»; стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
рассматривание зимних пейзажей, составление рассказов Использование художественных произведений, картин с зимними пейзажами для развития у детей творческих способностей, воображения; закрепления знаний об окружающем мире.
3 Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство) Слушание П.И. Чайковский «Зима», аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев). Продолжать знакомить детей с музыкой о зиме; развивать желание слушать музыку внимательно; воспитывать любовь к природе.
4 Познавательное развитие Эксперименты со снегом, изучение свойств снега, зимних явлений Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, дивиргентного мышления при выборе способа действия; способствовать накоплению у детей представлений о свойствах снега. Продолжать знакомить детей со свойствами снега;развивать любознательность; воспитывать интерес к опытам.
5 Социально-коммуникативное развитие. П/Игры «Снег-снежок», «Два Мороза», д/и «Что здесь лишнее?», «Зимние забавы»-карта –схема, опыты, наблюдения Развитие свободного общения со взрослыми и детьми во время опытов и экспериментов; умения выдвигать гипотезы и предложения, самостоятельно делать выводы.
6 Физическое развитие Физминутки, подвижные игры на прогулке, пальчиковые игры, Развитие мелкой моторики, двигательных навыков
7 Художественно-эстетическое развитие (рисование). Рисование по замыслу о зиме, снежинки Упражнять в умении рисовать кисточкой,закрепить приемы рисования; развивать мелкую моторику рук. аккуратность; воспитывать интерес к рисованию.

8. Речевое развитие. Составление рассказов по картине, по наблюдениям, выводы по результатам опытов и экспериментов Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Зима»
Продолжать знакомить детей со временем года «Зима»; развивать речь, память; воспитывать любознательность

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.
Изучение природоведческой литературы по данной теме

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
ноутбук, мультимедиопроектор,

Уголок экспериментирования
карта –схема «Зима», «Зимние виды спорта», гуашь, для подкрашивания воды, формы, ватные диски, картинки с природными явлениями; картинки-схемы слов: лес, снег, снежинка; фишки: синие, красные, зеленые, серые; различные ёмкости,
Центр природы
картинки с изображением признаков зимы. сюжетные картинки из сказки «Снегурочка»;; бумажная снежинка; указка; мольберт; магнетики, календарь погоды, пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений. Центр книги
Художественная литература соответственно возрасту и тематике.
Центр творчества
Цветные карандаши (6 основных цветов) ;гуашь (6 основных цветов) круглые кисти; пластилин; салфетки из ткани; фартуки; ёмкости для промывания кистей от красок; светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, альбомные листы для рисования. Проект на 1 неделю
Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели:
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Наблюдения В специально созданных условиях Наблюдение за снегопадом в окно изготовление цветных льдинок, Наблюдение за метелью в окно Рассматривание узора на стекле
Экскурсия В парк- рассмотреть иней на деревьях. Прогулка Наблюдения в природе –рассмотреть снег, снежинку аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев). (утро, др.)» игры со льдом на прогулке. Лепка снеговика- снег липкий Мороз- снег твёрдый, рассыпчатый, скрипит под ногами
2 Рассказывание Откуда берётся снег? Из чего он состоит? Почему снег скрипит? Почему идет снег или дождь? Рассматривание зимних пейзажейи составление небольших рассказов Зимние забавы –рассказ по картам схемам
3 Чтение художественной литературы
Пословицы,поговорки, загадки о зиме Заучивание наизусть стих. о зиме рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки»; слайд с изображение снежинок;
4 Экспериментирование, моделирование снег белого цвета и не прозрачный, снег рыхлый и холодный. В тепле снег быстро тает.
Исследование чистоты снега.
«Снегопад-метель-вьюга-гололед-поземка»
5 Игры (настольно-печатные и дидактические) Упражнение «Слова-признаки»
Подвижная игра «Снег-снежок»
Дидактическое упражнение «Выбери признаки зимы»
Дидактическое упражнение «Закончи мое предложение»
Д /и «Зимние слова» П/и «Снежный бой»

6 Художественно-творческая деятельность Слушание П. И. Чайковского «Зима» рисование Рисование по замыслу «Рисование снежинки по точкам»
аппликация Снеговик лепка Пластилинография на дисках «Снежинка» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.– 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2010.-123с.
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.ТЦ Сфера

Разделы: Работа с дошкольниками

Вид детской деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский, продуктивный.

Используемая образовательная программа: основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.

Цель: расширять представления детей о растениях, о простейших взаимосвязях в живой природе, о свойствах воды.

Программное содержание:

  • Воспитательные задачи:
воспитывать любознательность, желание ухаживать за растениями;
  • Развивающие задачи:
  • развивать мелкую маторику, внимание; эстетическое восприятие, усидчивость;
  • Образовательные задачи: формировать представление о строении цветка,учить различать листья, стебель; закреплять красный, жёлтый и зелёный цвета; закреплять свойства воды.
  • Возраст детей: 3–4 года (вторая младшая группа).

    Направление: “Познавательно-речевое развитие”.

    Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).

    Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”.

    Форма проведения: подгрупповая.

    Планируемые результаты: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности, дети активны при создании индивидуальной композиции “Цветок из “мозайки”, участвуют в наблюдении за цветком в вазе, в разговоре с педагогом, воспринимают художественное слово во время выполнения упражнений пальчиковой гимнастики “Цветок”.

    Методы и приёмы:

    – рассматривание;
    – показ;
    – сюрпризный момент;
    – обращение к личному опыту детей;
    – наводящие вопросы к детям;
    – д/и “Мозайка”;
    – пальчиковая гимнастика “Цветок”;
    – полив цветка;
    – индивидуальная работа с детьми.

    Наглядные средства обучения:

    Тюльпан с закрытыми лепестками, тюльпан с открытыми лепестками, прозрачная стеклянная ваза с водой (для цветка), графин с питьевой водой (для детей), сироп тёмно красного цвета, стаканчики для питья, лейка с водой, использование мультимедийной установки, мозаика (красные, жёлтые, зелёные фишки), увядающий небольшой цветок в цветочном горшке.

    Организация детей: стоя возле воспитателя, сидя за столами, стоя в кругу, сидя на стульчиках.

    Индивидуальная работа: полив цветка, собрать мозаику.

    Словарная работа: слова:стебелёк,лепесток.

    Предворительная работа:

    – игры с мозаикой;
    – труд в уголке природы;
    – дидактическая игра “Цвета”;
    – чтение художественной литературы: энциклопедия в картинках для малышей, энциклопедия для детей “Весь мир”, Ю. Соколов, энциклопедия “ Всё обо всём” Д.И.Ньюсон;
    – рассматривание серии демонстрационных картин “Наш детский сад”.

    Структура:

    Вводная часть (длительность 2–3 минуты).

    Цель: создание интереса, эмоционального настроя к деятельности.

    Основная часть: (длительность 8–10 минут).

    Цель:реализация задач программного содержания.

    Заключительная часть: (длительность 2–3 минуты).

    Цель: подведение итога деятельности.

    Вводная часть.

    Организационный момент.

    Воспитатель показывает детям закрытый тюльпан.

    Воспитатель. Ребята посмотрите, какой красивый цветочек.

    (Рассматривание цветка.) Ребята, скажите, какие цветы вы знаете? (Дети называют цветы. ) Наш цветок называется Тюльпан, ребята подойдите поближе давайте рассмотрим цветок.

    (Воспитатель на интерактивной доске ещё раз показывает строение цветка.)

    Основная часть.

    Знакомство с цветком.

    Воспитатель. У цветка есть лепестки и стебелёк (показывает). Какое интересное слово – лепесток. Давайте повторим его лепесток. (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

    Воспитатель. Лепестки красные, а стебелёк зелёный. (Воспитатель опрашивает 2–3-х детей какого цвета лепестки и стебелёк.). У цветка есть серединка. У нашего цветка лепестки закрылись и поэтому мы не видим его серединку. (Показывает детям цветок, серединку не видно) . Мы увидим серединку когда цветок раскроется, давайте поставим наш цветок в воду. А как вы думаете, зачем нужно ставить цветок в воду? (Ответы детей.) Посмотрите вода прозрачная, мы видим стебелёк.

    Изготовление цветка из “мозаики”.

    (Дети усаживаются за столы.)

    Воспитатель. Серединка у цветочков будет желтая. Берём желтую фишку, лепесточки будут красными…..(Показывает, как выкладывать цветок.) Вот какой красивый цветочек получился. Сейчас давайте сделаем нашему цветочку стебелёк (воспитатель берёт зелёные фишки и показывает, как выкладывать стебелёк). Дети выполняют задание самостоятельно.

    Пальчиковая гимнастика “Цветок”.

    Дети встают в круг.

    Будит солнышко цветочек: (Ладони соединить.)
    “Просыпайся – ка, дружочек.
    Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно разводить пальцы в стороны.)
    Новый день пришел опять”.
    А как вечер опустился –
    Спать цветок заторопился.
    Раз, два, три, четыре, пять – (Постепенно соединять пальцы.)
    Завтра с солнышком вставать!

    Воспитатель обращает внимание детей на цветок. Посмотрите, наш цветочек распустился. Мы поставили его в водичку, и он открыл свои лепесточки. Вот какая волшебная водичка! (За это время тюльпан должен открыться, если этого не произойдёт, его можно незаметно заменить.)

    Воспитатель. Всем растениям нужна вода. Если их не поливать, они погибнут. Пойдёмте, посмотрим на наши цветочки в уголке природы. (Дети проходят в уголок природы.) Ребята, посмотрите, какие у нас цветочки красивые. Детки любят поливать цветочки? Молодцы! Все цветочки полили. Дали цветочкам водичку “попить”. Воспитатель достаёт из середины увядающий цветок. Ребятки, смотрите, цветочек заболел! Он совсем сухой! Как же нам помочь цветочку? Ответы детей . Конечно, его нужно скорее полить. Егор возьми леечку и полей цветочек. Ребёнок поливает цветок. Теперь наш цветочек снова оживёт. Мы потом с вами придём и посмотрим.

    Воспитатель. Ребята, цветочки у нас все политы, они попили. А вы хотите пить? У меня есть водичка. (Показывает графин с водой.) Водичка чистая, прозрачная. Давайте добавим в неё сироп и посмотрим,что получится. (Воспитатель добавляет в воду красный сироп.) Теперь помешаем. Какого цвета стала водичка?.Получился вкусный морс. Кто любит морс? Давайте попробуем. (Воспитатель разливает морс в стаканчики, дети пьют морс.)

    Заключительная часть.

    Рефлексия.

    Ребята, а что мы сегодня с вами делали?

    Ребятки, водичка нас напоила, напоила наши цветочки.

    Расцвели тюльпанчики –
    Жёлтые стаканчики,
    Жёлтые и красные,
    Лепестки атласные.
    Вот бы день рождения
    Был весной у мамы,
    Я бы подарила ей
    Нежные тюльпаны.
    Бархатные, разные,
    Самые прекрасные,
    С капелькой искристою,
    Будто серебристою.
    Скажем водичке спасибо.

    Использованная литература

    1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012.
    2. Энциклопедия в картинках для малышей, 2010.
    3. Энциклопедия для детей “Весь мир”, Ю. Соколов , 2009.
    4. Энциклопедия “ Всё обо всём” Д.И.Ньюсон , 2000.
    5. “Наш детский сад” серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. Учебно-наглядное пособие автор – составитель Н.В. Нищева , художник О.Р. Гофман. Санкт– Петербург “ Детство пресс”, 2008.
    6. “Физкультминутки на каждый день” Забалуев А.А ., 2010.
    7. “Развиваем речь 3–4 года” Земцова О.Н ., 2000.
    Поделиться: