Хэллоуин — праздник поклонения тёмным силам. Борцы с хэллоуином в рф неправильно понимают подоплеку праздника

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Милена Фаустова, Марина Борисова. В ночь с 31 на 1 ноября многие люди в России, как и во всем мире, вслед за США и Канадой готовятся отмечать Хэллоуин, языческий праздник, смысл которого сегодня уже мало кто понимает.

"Это отвратительное маски-шоу противоречит духовным и культурным традициям народов России"… "Искажение человеческого лица с помощью масок, изображающих звероподобных и демонических существ, не может не наложить отпечаток на эмоциональное состояние человека, не может не затронуть его душу"… "У мусульман крайне отрицательное отношение к этому событию, Хэллоуин демонстрирует признаки откровенного бесовства, поэтому о нем в положительном ключе от любого мусульманина вы не услышите — ни в Европе, ни в Америке, нигде"…

С редким единодушием религиозные и общественные деятели обличают этот "коммерческий проект" и средство "культурной колонизации", педагоги и психологи тревожатся за неокрепшую детскую психику, для которой могут быть опасны "игры с образами зла", а юные православные активисты собираются "с плакатами и листовкам" ходить по улицам и "объяснять прохожим, почему не стоит отмечать или пропагандировать Хэллоуин".

А тем временем "любителей наряжаться и пугать других" всеми доступными способами наперебой зазывают купить маскарадные костюмы, посетить "веселые вечеринки", "дискотеки ужасов" и "фрик-балы" в ночных клубах, всевозможные Хэллоуин-квесты и даже "ужасающий велопробег". Народ упорно готовится веселиться напропалую, не задумываясь, что он, собственно, празднует.

История Halloween: кельты или индейцы?

Считается, что Хэллоуин (All Hallows Evening — вечер накануне Дня всех святых, или на староанглийском — All hallow ees — месса торжества Всех святых, которое в Римско-католическая церковь отмечает 1 ноября) берет свое начало в культуре кельтов, у которых существовало четыре четко обозначенных начала времен года. Одно из них — праздник Самайн, который отмечали 31 октября — знаменовало собой приход зимы и имело сельскохозяйственное и сезонное значение.

Историки полагают, что восприятию его как темного и языческого праздника, связанного с культом мертвых, мы обязаны христианским монахам X — XI веков. Свою версию они подкрепляют толкованием присутствием традиционных для Хэллоуина атрибутов, например, так называемого светильника Джека.

Согласно ирландской легенде, хитроумному и скупому фермеру по имени Джек удалось обмануть самого дьявола, выманив у него обещание не забирать душу фермера в ад после смерти. А поскольку Джека за его грехи не пустили и в рай, то дьявол, помня о своем слове, "помог" приятелю — дал ему тлеющие угли из адского костра, дабы Джек мог осветить свой путь. А чтобы они дольше горели, вырезал фонарь из репы и положил их в него. С тех пор фонарь или светильник Джека — символ неприкаянной души, которая бродит в темноте, освещая свой путь тлеющими угольками. В западном христианском учении, место, где томятся такие души, называется чистилищем.

В позднекельтской традиции в качестве "светильника Джека" использовали именно репу или брюкву. Тыква же появилась гораздо позже: овощ, скорее всего, был завезен в Европу миссионерами, побывавшими в Северной и Центральной Америке. Оттуда же, по всей вероятности, была позаимствована и некоторая обрядовая сторона современного Хэллоуина. Ведь именно в Мексике, а также Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре еще со времен древнеиндейских племен ольмеков, майя и ацтеков в конце октября и начале ноября отмечали (и до сих пор отмечают) День или карнавал мертвых, и тема смерти там играет одну из ведущих ролей.

Задолго до возникновения христианства индейские племена в дар богине Миктлансиуатль — "госпоже мертвых" — в эти дни приносили черепа своих умерших предков, которые бережно хранили в собственных домах как великую семейную реликвию и демонстрировали во время различных ритуалов в качестве символа смерти и своеобразного — конечно, не христианского — воскрешения.

Древние индейцы верили, что души умерших в день Карнавала мертвых возвращаются в некогда принадлежащие им черепа, и, таким образом, на время воссоединяются с живыми.

С христианскими представлениями о Дне всех святых древнеиндейский День мертвых соединился в XV веке — после открытия Америки и активной христианизации местного населения. А с веками он и вовсе стал приобретать черты того Хэллоуина, который известен во всем мире сегодня. Это и черепа-тыквы (тыква в Америке — самый дешевый и доступный овощ) в качестве своеобразной кельтской "нити Ариадны" в чистилище, и карнавальные костюмы, изображающие скелеты, мертвецов, мумий, потусторонних монстров, ведьм, колдунов, и традиция выпрашивать сладости. Последняя, несмотря на то, что уходит своими корнями к дохристианским языческим обрядам, в Средневековье тесно переплелась с обычаями другого католического торжества — Рождества Христова.

Несмотря на то, что Хэллоуин, который стал широко отмечаться лишь в конце XIX века в Америке и Канаде, сегодня приобрел популярность во всем мире и, безусловно, имеет духовную (сакральную) составляющую, в религиозной среде к нему относятся с определенной осторожностью и даже неприязнью.

Отношение к Хэллоуину в России

Как пояснил РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов, Хэллоуин — это "народный фестиваль языческого происхождения", который ошибочно считают католическим праздником. Более того, некоторые католики вообще не знают о его существовании — например, в Камеруне, Уругвае, Корее. Впрочем, в свое время, поскольку Хэллоуин издревле соседствует с двумя великими католическими праздниками — Днем всех святых (1 ноября) и Днем поминовения всех усопших верных (2 ноября), Римско-католическая церковь пыталась "использовать" Хэллоуин для усиления христианской веры.

"Еще святые отцы говорили, что зло не терпит насмешек, потому что суть дьявольского греха — гордость, а она не выносит, когда над ней смеются. Поэтому, как насмешка над силами зла, выступающими против Бога, этот праздник мог существовать, и церковь не имела ничего против него", — сказал католической священник, добавив, что когда праздник превратился в "чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности", то целесообразность его проведения исчезла.

Новости и модный флешмоб вдохновили создателей костюма для Хэллоуина Хэллоуин отмечается в США и других англоязычных странах ежегодно 31 октября в канун Дня всех святых по католическому календарю. В соответствии с народными суевериями, именно в канун этого праздника, только раз в год, нечистая сила может прийти на землю.

"В XVIII-XIX веках он был больше детским праздником, потому что дети очень любят страшилки. Сейчас же этот маскарад стал популярен среди взрослых, которые воспринимают его как день вседозволенности, и в нем уже нельзя увидеть христианского понимания зла и отношения к нему церкви", — уверен Кирилл Горбунов. Однако директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве счел "чрезмерным объявлять Хэллоуин опасным для нашего общества и запрещать его".

В Русской православной церкви от празднования Хэллоуина предостерегают уже не одно десятилетие. А в разных городах страны духовенство и простые верующие вот уже какой год выходят с самыми различными инициативами запрета Хэллоуина как на региональном, так и на федеральном уровнях. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, однако, в разговоре с корреспондентом РИА Новости выразил уверенность, что "просто запреты не помогут".

На территории одних школ России Хэллоуин официально запрещен, на территории других спокойно отмечается. Православная церковь и мусульмане резко против этого, в Краснодаре по случаю Хэллоуина даже создан специальный «православный патруль», но менее популярным действо от этого не становится. В чем же причина такого положения дел?

Дебаты о том, что это за праздник такой – Хэллоуин – и стоит ли перенимать России эту западную традицию, ведутся уже не первый год, как минимум с начала «нулевых», а то и раньше. Представители традиционных российских религий, в первую очередь Русской православной церкви и исламской уммы, категорически против. Но, невзирая на это, Хэллоуин продолжает отмечаться если не повсеместно и официально, то в рамках частных и коммерческих инициатив довольно широко.

С Хэллоуином, православные!

«Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?»

В этом году День всех святых неожиданно стал предметом околополитической повестки. Губернатор Крыма Сергей Аксенов заявил, что в школах полуострова никаких мероприятий, связанных с Хэллоуином, быть не должно в принципе. Проследить за выполнением своего требования он обязал Министерство образования республики. «Специалисты – педагоги, психологи – высказывают обоснованные опасения, что игры с образами зла могут быть опасны для неокрепшей детской психики», – он.

Вопрос по данному поводу журналисты впоследствии адресовали пресс-секретарю президента России. Дмитрий Песков уведомил, что данная тема в Кремле вообще не обсуждается, так как «полно других вопросов на повестке дня». «А вообще, это не совсем наш праздник, и, судя по всему, формально такого празднования ни в каких школах нет», – он.

Формально Песков не совсем точен. Мероприятия, связанные с праздником, проводятся и в некоторых школах, например, на Сахалине «в рамках знакомства с традициями англоязычных стран ». Такая формулировка представителей церкви обычно не успокаивает.

Одним из первых публичных высказываний на тему праздника стала реплика отца Всеволода Чаплина в 2003-м: «Когда как бы в шутку обращаются к злой силе, прославляют ее, заигрывают с ней, это отражается на судьбе человека, потому что приучает его к мысли о допустимости зла, о нормальности греха, о том, что нечистая сила – это нечто приятное, веселое или, по крайней мере, неопасное».

Фото

В 2011 году протодиакон Андрей Кураев, который частенько транслирует по общественным вопросам иную точку зрения, нежели Чаплин, Чаплина весьма однозначно поддержал. «Для Католической церкви это День всех святых, праздник рая, а здесь предлагается, напротив, что-то радикально антихристианское вспомянуть и натянуть на себя данную харю. Может, и можно было бы играть в эти хари в обществе традиционно христианском, где есть представление о норме. Когда есть норма, то можно и пошутить. А здесь, напротив, происходит возвеличивание того, что считают исключением из нормы, и эту анормальность дают в качество нормы», – подчеркнул он.

А в прошлом году о Хэллоуине в числе прочих резко высказался и отец Димитрий Смирнов: «Люди надевают маски бесов, всяческое кривляние, отвратительное поведение – это скорее похоже на всякие ужастики, нежели на праздник всех святых. Это совершенно выхолощенная европейская традиция. У нас в России совершенно другая традиция. У нас даже, когда в некоторых районах России ходили ряженые – на Рождество, это носило более милые формы, и то Церковь всегда говорила о том, что совершенно неприемлемо всякое паясничанье в высокоторжественный и святой день, когда Христос пришел на землю ».

В этом же монологе отец протоиерей задает риторический вопрос: а почему бы тогда в России наряду с Хэллоуином не прославлять индийского бога Ганешу? И как в воду глядел – вопрос оказался не риторическим. В 2015-м резонансным событием в религиоведческих кругах стало проведение в ряде регионов страны «индийского фестиваля красок Холи». Это мероприятие с очень четким индуистским и религиозным контекстом, и в нем тоже идет речь о борьбе божеств с демонами. В общем, некие попытки культурной инфильтрации имеют место быть не только с Запада, но и с Востока.

Накануне нынешнего Хэллоуина ряд богословов тоже высказались вполне определенно. И не только православных. Например, имам-хатыб Белой мечети Татарстана Руслан хазрат Фархутдинов заявил : «Ребенку необходимо объяснить смысл этого праздника. Любой адекватный человек, отличающий белое от черного, понимает, что никакой пользы от этого праздника нет. Если детям нужны чудеса, то их лучше искать в христианстве и исламе. Иисус Христос и Магомет сотворили много чудес. Они были пророками, и Господь наградил их даром творить чудеса. А в омерзительном сатанинском празднике Хэллоуине нет ничего чудесного. Наоборот, он угнетает детскую психику. Сейчас идет насаждение чужой идеологии, близкой по духу самому шайтану – сатане. Но надо объяснить детям, что в сатанизме не стоит искать чудеса – их надо искать в традиционных религиях».

Вторит словам имама клирик Татарстанской митрополии, иерей Сергий Карпухин: «У российских народов своя культура и свои религиозные традиции, поэтому для нас Хэллоуин – это не праздник. Хэллоуин насаждается извне, с Запада. Русская православная церковь четко говорит, что этот праздник языческий и бесовский, поэтому христиане не должны его отмечать. Мы должны соблюдать свои традиции, в том числе и религиозные».

Согласен с этими тезисами и скандально известный депутат питерского Закса Виталий Милонов, который придумал , чем заменить празднование Хэллоуина в России. По его словам, «если в том же парке имени Бабушкина позвать диаспоры – чеченскую, татарскую, крымско-татарскую, эвенков – и сказать: «Ребята, давайте так – приходите и делайте фестиваль своих кухонь», знаете, сколько людей придет с удовольствием? И с детьми, и без детей, и пенсионеры».

Не все православные, однако, готовы бороться с западной традицией столь мирным путем. Например, в Краснодаре православные общественники и активисты планируют «провести несколько рейдов по клубам, где будет праздноваться Хэллоуин». Об этом заявил в СМИ лидер «Православного союза» Роман Плюта, пояснив, что «при возникновении каких-либо эксцессов участники патруля планируют делать замечания нарушителям общественной морали». «В случае откровенного пренебрежения правилами общественного поведения активисты намерены обращаться с заявлениями в органы правопорядка – полицию и прокуратуру», – он. В общем-то, благое дело, но почему только в этот праздник? Ввели бы «православный общественный патруль» в каждый пятничный вечер. Поучили бы морали отдыхающих.

В этом контексте куда более позитивной выглядит инициатива с «оправославленным Хэллоуином», который пройдет в Хабаровске. Мероприятие проводит православная молодежь из движения «Курс-Восток». В программе молебен и тыквенный пирог с лекцией о сути праздника Дня всех святых.

Культ потребления

В общем, если пройтись по медиаполю, то вырисовывается довольно странная картина. Ни один из федеральных спикеров ничего хорошего о пресловутом празднике не говорит. Либо плохо, либо ничего. Но очень многие люди продолжают его праздновать. Как и День святого Валентина или святого Патрика, как тот же праздник Холи, уже упоминавшийся выше. Отчего так?

Многие богословы говорят о некоем «навязывании с Запада». Но кто эти «навязыватели» и как вообще можно навязать праздник? Навязать можно тяжелый труд, который из-за самого факта навязывания будут выполняться из-под палки и чисто формально. С тем же Хэллоуином проблема скорее в том, что он красочен, шумен и, безусловно, глуп, как и большинство карнавалов – в этом их задача. Карнавальное действо – это отдых для разума. И его при этом, конечно, не навязывают, а раскручивают коммерчески.

В Европе и США любой праздник, будь то Хэллоуин или Рождество – это, в первую очередь, коммерческий проект, который в рамках каких-то ритуальных условностей единого культа потребления увеличивает добровольные траты населения и, соответственно, прибыль разного рода структур. От магазина тыкв до фабрики ёлочных игрушек – в зависимости от праздника.

Что же до школ, то там это самодеятельное празднование вызвано отчасти тем, что нужно чем-то загрузить отчетность по внеклассной работе. Сахалинский педагог эту остаточную (еще с 90-х годов) тенденцию обозначила с хрестоматийной четкостью: «с традициями знакомим». На практике, добавим мы.

Однако, учитывая медийный резонанс, думается, что в ближайшие пару лет Хэллоуин из школ и прочих учебных заведений уйдет, оставаясь в клубах, барах и пабах, и то далеко не всех. В принципе, наверное, это правильно. Запрещать народу проводить время именно таким образом, если это не нарушает закон, значит, стимулировать массовый интерес. И без того подогреваемый коммерчески.

Но рекомендовать не участвовать – почему бы и нет? В стране свобода слова. Свобода праздников, даже самых экзотических, тоже относится к этому. С религиозной же и, паче чаяния, моральной точки зрения говорить в случае Хэллоуина нужно, скорее, не о сатанизме или оккультизме. Граждане, которые подходят к вопросу этого праздника именно так и называют его, как правило, Самайн, тоже имеются, но это уже отдельная история, которая скорее в компетенции сектоведов, правоохранителей и психиатров (в зависимости от «хардкорности» церемоний, проводимых особо идейными гражданами).

В случае же с Хэллоуином речь, скорее, идет об эклектике постмодерна в рамках стимуляции жажды потребления. Этот потребительский культ потому так легко и проникает везде и всюду, что может мимикрировать под самые разные формы, оставаясь в основе своей простым, максимально материальным и основанным на простых вещах (таких как жажда статуса и успеха) действом. Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?

“Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.”
1-е ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 5:21-22

Праздник Зла

Хэллоуин – это религиозный день, но не христианский. Том Сангуинет, бывший первосвященник религии колдунов и магов, сказал: “Современный праздник, который мы называем Хэллоуин, берет начало от дня полнолуния, ближайшего к 1-му ноября, это новый год ведьм. Предполагается, что в это время духи (демоны) пребывают на пике своей силы и вновь посещают планету Земля… Хэллоуин – полностью и абсолютно злой, и нет и не будет ничего, что может сделать его приемлемым для Господа Иисуса”.

День Смерти

Хэллоуин своими корнями крепко упирается в язычество и колдовство. Он начался как фестиваль друидов Самхаина. Кельты считали 1 ноября днем смерти, потому что в северном полушарии этот день был началом зимы, листья опадали, начинало темнеть раньше, и температура падала. Они верили в то, что их бог солнца терял силу и Самхаин, господь смерти, превосходил силой бога солнца. Друиды также учили тому, что накануне праздника, 31-го октября, Самхаин собирал духов всех, кто умер за прошедший год, чтобы они вернулись в свои бывшие дома, чтобы навестить живущих.

Жертвоприношения Людей и Животных

На протяжении тысяч лет во время Хэллоуина священники друидов совершали церемонии поклонения дьяволу, во время которых кошки, лошади, овцы, рогатый скот, люди и другие жертвы собирались в одном месте и запихивались в клетки ведьм, где сжигались заживо. Очевидно, что подобные жертвоприношения людей и животных требовались для того, чтобы ублажить Самхаина и чтобы духи не навредили им.

Кошелек или Жизнь

Для того, чтобы получить людей и животных для этих жертвоприношений, друидские священники ходили по домам и просили дать им самых жирных телят, черных овец и людей. Тем, кто давал, обещали процветание, а тем, кто отказывал, угрожали, и проклинала их. Это и есть происхождение выражения “кошелек или жизнь ”.

Джек-О-Лэнтерн ("Светящийся Джек")

“Светящийся Джек” появился от обычая зажигать свечу внутри тыквы или черепа, что служило сигналом, отмечающим те фермы и дома, которые поддерживали религию друидов и таким образом искали “жизни ”, когда начинался террор Хэллоуина. Энциклопедия “World Book” говорит: “Невинно выглядящее освещенное лицо тыквы, “Светящегося Джека” - есть древний символ проклятой души”.

Танец Смерти

Когда люди и животные кричали от боли в агонии, сгорая заживо, друиды и их последователи одевались в костюмы, сделанные из кож и голов животных. Они танцевали, монотонно напевали и прыгали через огонь в надежде отогнать от себя злых духов.

Дом Ужасов

Один из популярных героев Хэллоуина, граф Дракула, был также реальным человеком. Дракула жил с 1431 по 1476 годы. За время своего 6-ти летнего правления он убил более 100000 мужчин, женщин и детей самыми ужасными способами. Он придумал план, как избавить свою страну от забот о попрошайках, инвалидах, больных и престарелых, пригласив их на пир в один из своих дворцов. Он хорошо накормил и напоил их. Затем спросил: “Хотите быть беззаботными, чтобы у вас не было недостатка ни в чем на свете?” Когда его гости закричали: “Да! ”, Дракула приказал окружить дворец и поджечь его. Никто не убежал из этого настоящего “дома ужаса .”

Слово Бога

“Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.” (ВТОРОЗАКОНИЕ 18:9-14).

Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто.” (ИЕЗЕКИИЛЬ 44:23).

“Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих.” (OСИЯ 4:6).

“Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.” (ПРИТЧИ 22:6)

“а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.” (ОТ МАТФЕЯ 18:6-7)

“Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;” (К РИМЛЯНАМ 12:9).

“… итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.” (К РИМЛЯНАМ 13:12).

“Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.” (1-е КОРИНФЯНАМ 10:21).

“Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.” (2-е КОРИНФЯНАМ 6:14-17).

“и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.” (К ЕФЕСЯНАМ 5:11).

“Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.” (К ФИЛИППИЙЦАМ 4:8).

“Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,” (1-е ТИМОФЕЮ 4:1-2)

“Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.” (ИАКОВА 4:7).

“Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.” (ИАКОВА 1:27).

“Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.” (3-е ИОАННА 11)

Участие в Язычестве

Вместо того, чтобы принимать участие в язычестве, ходить с ведьмами и быть заодно с Хэллоуином, вместо того, чтобы наши дети праздновали безжалостность и бездумно развлекались в день смерти, мы должны сосредоточить внимание наших семей и церкви на праздновании Дня Реформации 31 октября.

День Реформации вместо Хэллоуина

Именно 31 октября 1517 года Доктор Мартин Лютер пригвоздил 95 Тезисов на дверь Шлосскирхе (замок-церковь) в Виттенберге, Германия. Его смелый вызов против небиблейских принципов правления папства средневекового Рима вдохновил Протестантскую Реформацию. Всем, основанным на Библии, церквям стоило бы отмечать праздник величайшего возрождения веры и свободы в истории. Реформация была одним из наиболее важных поворотных моментов мировой истории. Энергия, высвобожденная от нового открытия Библии на доступном языке, привела к самому выдающемуся духовному Возрождению в истории. Реформация освободила христиан Северной Европы от разрушительного влияния язычества эпохи Возрождения и привела к величайшим свободам и научным открытиям в истории.

Каждому, верящему в Библию, христианину стоило бы отмечать день Реформации. Ни одному христианину не стоило бы принимать участие в праздновании оккультного Хэллоуина.

Мы пребываем в состоянии всемирной духовной войны. Жестокое обращение с животными, вандализм и даже убийства происходят значительно чаще во время Хэллоуина. Каждый год во время Хэллоуина многие тысячи животных и даже люди приносятся в жертвы на сатанинских ритуалах по всему миру, в то время, как миллионы других людей, включая, имеющих добрые намерения, христиан, принимают участие в празднованиях Хэллоуина. Хэллоуин – основное время, для ведьм и сатанистов, привлекать людей в свои ряды. Многие люди свидетельствуют о том, что они были вовлечены в оккультизм во время вечеринки Хэллоуина. Хэллоуин - очень религиозный праздник, но не христианский.

“Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.” (К РИМЛЯНАМ 12:21).

Выбери Жизнь

31 октября, в этом году, активно выступи против Хэллоуина: организуй свою семью и церковь отмечать день Реформации и принять участие в духовной битве, искренней молитве; молясь Псалмами, делясь Евангелием со своими друзьями и соседями, в особенности с теми, кто, возможно, не думая, принимает участие в этом оккультном празднике гадания, ворожбы, человеческих жертвоприношений и жестоком обращении к животным.

“Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых” (К ЕФЕСЯНАМ 6:10-18).

Dr. Peter Hammond, Africa Christian Action
PO Box 23632
Claremont, 7735
Cape Town, South Africa
Кейптаун, ЮАР

Шамиль (Павел) ЗАРИПОВ

Приближается 31 октября, когда множество людей внезапно начинает готовиться к так называемому хэллоуину (Halloween) — «Дню всех святых». Причём тут тыква, зачем молодёжь наряжается в демонов и чудовищ, и причём тут святые? Информация бралась из самых разных источников, отдельное спасибо сайту Русской Православной Церкви в Лондоне (РПЦЗ) за публикацию интересной проповеди .

Кельтский праздник урожая… и смерти

Праздник Хеллоуин появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. Есть распространённая среди католиков, православных и протестантов точка зрения, что кельты почитали бога смерти по имени Самайн, умилостивляя его жертвами, а другие источники говорят, что «Самайн» (Саман, Сауин и так далее) следует переводить с ряда языков кельтского происхождения как «конец лета».

Кельты считали, что в этот день бог умирает, чтобы позже родиться вновь. Потому в ирландском Samhain — это ноябрь, и в этот день начинается новый год. Также в этот день завершали складирование зерна, резали скот, делая запасы на зиму. Люди прыгали через костры. По преданию, в этот день умирали люди, нарушавшие обрядовые табу.

И в современных северных областях Ирландии и Шотландии проводятся всевозможные ритуалы умилостивления духов и в канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти.

Друиды верили, что если бог смерти (или просто духи) останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хеллоуин разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat (кошелёк или жизнь), представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Видно, что праздник, в конечном итоге, выходит довольно-таки грустным и имеет мало отношения к христианству. Но почему же он сохранился в христианском мире?

Миссионерская дипломатия

Со дня Пятидесятницы (дня создания Церкви), служителям Христовым было необходимо вести миссионерскую деятельность в языческой среде. И порой вступали в смертельную конфронтацию, когда проповедников убивали. Но следом приходили новые люди, рассказывали о Христе, и в конце концов, Церковь победила. Почти трёхсотлетний опыт борьбы церкви с римским синкретизмом показал, что христианство победило не административной и не военной силой, а чем-то другим. Сверхъественной силой Святого Духа, который вдохновлял сотни и тысячи мучеников на их подвиг во имя Христа.

Также неправомочно считать, что христианство навязал Римской империи Константин Великий. Христиан в то время было не более десяти процентов, но просвещённый Святым Духом неглупый правитель понимал, что разрозненное противоречивое язычество не в состоянии что-либо противопоставить таинственной Силе, которая в ночь перед решающей битвой явила ему крест и сообщила «этим победишь!». Показать римлянину крест (орудие казни!) как оружие победы – это по-настоящему сильно. Но Константин поверил и вошёл и в историю и в святцы.

В Восточной Римской империи христианство стало государственной религией со всеми плюсами и минусами этого положения. У Церкви появился тот самый административный ресурс, и порой это поворачивалось и против неё самой – и снова оказывалась в позиции, казалось бы, безнадёжно гонимой. А иногда христианские правители силой или указами подавляли деятельность еретиков. Всё это было. Но Церковь всегда могла показать, чем она победила на самом деле.

В 7 веке в Англии бенедиктианский учёный монах Беда Достопочтенный составил «Церковная история народа Англов», где приводит историю миссионерской деятельности Церкви среди островных народов. И приводит интересное письмо самого святителя Григория Великого к посланному им аббату Меллиту.

«Когда Бог Всемогущий приведет вас к нашему преподобнейшему брату епископу Августину, сообщите ему мое решение, принятое после долгих раздумий относительно народа англов. Я решил, что храмы идолов этого народа не должны быть разрушены. Уничтожив находящихся в них идолов, возьмите святую воду, и окропите эти капища, и воздвигните в них алтари, и поместите святые реликвии. Ибо если храмы выстроены прочно, весьма важно заместить в них служение идолам службой Истинному Богу. Когда эти люди увидят, что святилища их не разрушены, они изгонят заблуждения из своих сердец и с большей охотой придут в знакомые им места, чтобы признать Истинного Бога и молиться Ему.

Также можно заменить каким-либо праздником присущий им обычай закладывать быков в жертву демонам. Так, в день освящения даров или в праздники святых мучеников, чьи реликвии помещены в храме, следует позволить им возводить вокруг храма шалаши из веток и праздновать там. Не давайте им приносить животных в жертву дьяволу, но пускай они сами употребляют их в пищу, благодаря Творца всех созданий за Его щедрые дары. Так через внешние радости им легче будет прийти к радостям внутренним; ведь невозможно в один миг лишить всего их неподатливые умы.

Человек, намеревающийся взойти на вершину, карабкается по уступам вместо того, чтобы перепрыгивать через них. Так и Господь, явив себя израильтянам в Египте, повелел им служить Ему теми же жертвами, что до того они приносили дьяволу, и приказал им закладывать животных в жертву Ему. Уже с иными чувствами они откладывали часть жертвы и оставляли прочее, и хотя они закладывали тех же самых животных, но приносили их в жертву Истинному Богу, а не идолам, и, значит, это была уже иная жертва. Это вы и должны передать нашему брату, дабы он в своем положении рассудил, как лучше это сделать».

И именно эта методика миссионерства, которая привела к наибольшей эффективности и во многом сформировала наш богослужебный круг. Так, у нас сегодня есть праздники, заместившие когда-то языческие. Например, доподлинно неизвестно когда именно родился младенец Иисус Христос. Но 25 декабря в Римской империи праздновали день Непобедимого Солнца (по разным версиям, Митры или Сола).

И вот, в 4 веке священноначалие принимает решение установить празднование Рождества Христова – с целью рассказать людям о праздновании рождения «Истинного Солнца Правды». В Писании и песнопениях Господь Иисус Христос называется Незаходимым Светом (Откровение, главы 21-22), и Солнцем правды (Малахия 4:2). В праздник заложена радость о том, что Господь пришёл в мир, чтобы принести нам спасение, в песнопения заложено догматическое поучение об учении Церкви. Сравните это с рекомендациями святителя Григория Великого, и вы будете смеяться над «разоблачениями», в которых утверждается, что православные празднуют языческие праздники.

Хеллоуин — дипломатический провал… или реакция?

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и примерно в 5 веке установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье по Пятидесятнице, то пятидесятый день после Пасхи плюс неделя).

От праздника Всех Святых и происходит слово Хеллоуин — т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых,» которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Хеллоуин.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заманить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество.

Общество, убеждая нас в том, что Хеллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

Как в случае со многими неоязыческими культами (в том числе славянским), христианству удалось побороть сущность религиозной системы кельтов. Люди забыли страшную суть некоторых праздников, обрядов. Но Церковь, в рамках своей миссионерской дипломатии, попыталась взять от неё важное и достойное, чтобы дать людям старое содержание на новый лад – то есть память предков и почитание умерших.

Насколько успешно это получилось – можно судить по тому, что 31 октября в Западной Церкви память всех святых всё же чтится – там, где есть такое почитание. Люди вспоминают именно святых и молятся об усопших. Но параллельно существует некое остаточное явление от языческого праздника – со всеми известными атрибутами.

Отдельные участники хэллоуина зачастую считаются христианами и совершенно спокойно в этот день рисуют и вырезают тыквенные рожицы, одеваются в страшные костюмы и идут на тематические мероприятия, не осознавая несовместимости демонского обличия со званием христианина. Тогда как большая часть вообще отрицает религиозную подоплёку происходящего и даже могут быть атеистами. Но это особенно страшно, ведь человек вступает в праздное общение с тёмными силами, отвергая Бога. И становится игрушкой в руках этих сил.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, люди наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий.

Фонарь Джека

Посмотрим в википедии, что из себя представляет фонарь Джека (он же зловеще улыбающаяся тыква). «Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю. Согласно ирландской легенде (очевидно, что созданной уже после принятия христианства) жадный до денег кузнец-выпивоха Джек предложил как-то властителю преисподней пропустить с ним пару стаканчиков в трактире.

Когда пришло время расплачиваться, предприимчивый ирландец попросил дьявола обратиться монеткой. После чего Джек, не мудрствуя лукаво, быстро положил её к себе в карман, где как раз лежал серебряный крестик. Дьявол оказался в ловушке - «у Христа за пазухой». И, как ни старался, он не мог принять первоначальное обличье. В конце концов, дьявол добился своего освобождения, пообещав взамен год не строить Джеку козни, а также после его смерти не претендовать на его душу.

Во второй раз хитрый кузнец обвел вокруг пальца доверчивого Сатану, попросив его залезть на дерево за фруктами. Как только нечистый взгромоздился на раскидистую крону, Джек нацарапал на стволе крест. Так он выторговал себе ещё десять лет беззаботной жизни. Воспользоваться полученными привилегиями выпивоха Джек не смог, потому что в скором времени умер. После смерти грешника не допустили в рай. Ни Богу, ни дьяволу Джек оказался не нужен.

Неприкаянный ирландец в ожидании Судного дня был вынужден бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил лукавый. Джек положил тлеющий огонек в пустую репу и пустился в странствование. Отсюда и название фонаря - англ. Jack-o-lantern, сокращённое англ. Jack of the Lantern».

История интересная и даже в чём-то поучительная, но опять же, имеющая мало отношения к Православию. Но она отвечает на вопрос о том, кого же показывает нам светящаяся тыквенная голова. Точнее, изначально репы. Там же мы читаем интересное дополнение о распространении хеллоуинской резьбы по тыкве:

«Впервые «светильники Джека» появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хэллоуина распространилась в США (благодаря шотландским и ирландским мигрантам), светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых. Впервые создание тыкв-светильников в Северной Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину вплоть до второй половины XIX столетия».

Подобная история есть и в текстах для чтения наших школьных учебников английского языка. Итак, мы узнаём из открытых источников (которые легко проверить другими), что традиция использования тыквы чрезвычайно поздняя. Но даже более древняя традиция изготовления подобных светильников исходит из легенды о падшей неприкаянной душе. В Православии нет учения о призраках людей. Неприкаянно бродят по земле, причиняя людям неприятности, только бесы.

Колядки или Кошелёк-или-Жизнь?

Я вырос в маленьком военном городке, и помню, что на рождественские святки по домам ходили всем известные детишки из неблагополучных семей. С некоторыми из них я учился в параллельном классе, и нам никогда не было жалко для них конфет, печенья и мелких денег.

В биографии отца реформации Мартина Лютера я встречал момент, что в юности, учась на юридическом факультете, он едва сводил концы с концами и зарабатывал на пропитание пением под окнами псалмов и других песнопений. По всей видимости, это была нормальная практика в католических странах. Получается, что эту традицию церковный народ также вполне успешно воцерковил.

Но если воцерковлённая молодежь сегодня поёт «Слава Богу родился Христос», тропари и кондаки, то народные колядочные песенки довольно жёсткие – кто не подаст, тому что-то будет («Кто даст, Тот - князь, Кто не даст - Того в грязь!»). Но что остаётся петь человеку, для которого не существует радости о родившемся Господе? А как мы уже знаем, с похожей мотивацией ходила по домам кельтская молодёжь. Кто не подаст (не принесёт жертву) – на того прогневаются духи, предки и так далее.

В самих колядках нет ничего языческого, если человек приходит попросить, неся в ответ светлую радость христианского праздника.

Ночь нечистой силы или о свободе быть человеком

В том, как отмечает хэллоуин современный секулярный мир, нет ничего христианского. Это очередной разнузданный праздник, спекулирующий на его якобы целиком христианском происхождении. Ясно об этом и говорит стремление приодеться пострашнее. Люди одевают костюмы скелетов, бесов, вампиров, зомби, красят лица страшным гримом и собираются на вполне разгульные действия, где часто рекой льётся алкоголь.

Люди приравнивают себя к нечисти забывая о высоком достоинстве человека. Светские гуманисты много говорят об этом, при этом отношение к религии выражают через категории свободы. Но Библия и Православная Церковь говорит о высшем предназначении человека. Человек свободен, он волен выбрать и путь полного порабощения себя стихиям мира сего, но при этом, как не парадоксально, потеряет свободу. Свободу быть человеком.

Протоиерей Димитрий Смирнов: Слово о хэллоуине


- Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, как Церковь относится к празднику Хэллоуин?

В той форме, которую мы видим на улицах, в каких-то учреждениях – по-моему, это отвратительное беснование.

- А какую форму вы видите?

Люди надевают маски бесов, всяческое кривляние, отвратительное поведение – это скорее похоже на всякие ужастики, нежели на праздник Всех Святых. Это совершенно выхолощенная европейская традиция. У нас в России совершенно другая традиция. У нас даже, когда в некоторых районах России ходили ряженые – на Рождество, это носило более милые формы, и то, Церковь всегда говорила о том, что совершенно неприемлемо всякое паясничанье в высокоторжественный и святой день, когда Христос пришел на землю.

А это иначе, как чужебесие, никак нельзя назвать. Почему тогда мы не прославляем индийского бога Ганешу? Ходил бы слон украшенный, согласно басне Ивана Андреевича Крылова – слона водили напоказ. Взять этот праздник у Индии, он бы ходил по улице… Есть такое выражение замечательное – с какого мороза? У нас что – недостаточно праздников что ли? Почему именно этот?

Я понимаю коммерческую подоплеку этого. Люди думают, что, если срабатывает на Западе, на этом можно заработать, как на святом Валентине, давайте и мы сюда. Раз это беснование нравится западным европейцам, пусть это проглотят и восточные. Но совершенно не все надо обезьянничать.

- Страшно, что в этом бесновании принимают не только взрослые люди, но и маленькие дети привлекаются.

Вот именно. Более того, было замечено, что многие дети впадают после этого праздника в такие состояния душевные, психические, когда они нуждаются в медицинской помощи. Насколько я знаю, в Москве это запретили специальным указом министерства образования.

- Вы думаете, в других регионах тоже стоит запретить?

Конечно, зачем ждать по всей Руси великой, по-моему, это вполне могло бы сделать министерство образования, или кто в данном вопросе компетентен. Но у нас, как всегда – сначала все попробуем, напьемся из лужи, будем лечиться от дизентерии, а потом уже запретим пить из лужи. По-моему, это вещь очевидная. Такое ощущение, что те люди, которым доверили детей, потеряли вообще здравый смысл. Что печально.

О празднике тыквы Halloween


Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween (Хэллоуин). Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31 октября на 1 ноября , когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти.

В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.


Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O"Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows" Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E"En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Святые Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.


Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Епископ Александр (Милеант)

Поделиться: