Инновационные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Инновационные технологии в воспитании и обучении детей в детском саду Принципы построения программы

i]

В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» : новый политический курс состоявшегося государства» определены основные приоритетные работы в сфере образования, где знания и профессиональные навыки являются ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования .

"Модернизация дошкольного образования должна быть продолжена. Я поручаю правительству на основе передового международного опыта внедрить современные методы дошкольного обучения . Они должны быть инновационными и креативными ",- сказал Назарбаев в ходе интерактивной лекции в Назарбаев Университет.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования , как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Развитие дошкольного образования , переход на новый качественный уровень

не может осуществляться без разработки инновационных технологий . Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей .

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Немаловажным в дошкольном образовании является речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов в инновационном подходе .

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том , что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых

(все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста я использую свой практический материал по мнемотехники. Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи .

Использовать мнемотаблицы можно для :

Обогащения словарного запаса;

При обучении составлению рассказов;

При пересказах художественного произведения;

При отгадывании и составлении загадок;

При заучивании стихов.

Также в работе по развитию речи я опробировала и применила метод синквейн.

Синквейн слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк» . Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для координации пальцев при письме. использовать его как метод развития речи . Алгоритм синквейна для детей , которые пока не умеют читать : Условные обозначения :

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

Также своей работе по развитию речи я применила и методику «Карты ума» Тони Бьюзен для детей старшего дошкольного возраста . «Карты ума» - это инструмент, за универсальность их недаром называют «швейцарским ножиком мышления» . «Карты учат» анализировать информацию и выделять ключевые слова. Они идеально подходят для планирования . Осминожка, с разноцветными щупальцами и ключевыми словами – ассоциациями, а в центре голова - тема. В результате своей работы создала, апробировала и залецензировала практическое пособие «Лексический калейдоскоп» для закрепления графо-моторных навыков, обогащению словаря, развитию логического мышления, упражняясь по которым малыши также натренируют мышцы руки и добьются правильной координации пальцев при письме.

Применение инновационных методов и приёмов в работе по развитию речи помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения связной речи .

Литература :

1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения : РК, 2012 № 1080

2. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Поташник М. М., Хомерики О. Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении//Магистр. 1994. №5.

4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность . М, 2003.

Публикации по теме:

2. слайд. Нравственность – это разум сердца. Генрих Гейне «Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие: первая.

Комплексный подход к ознакомлению детей дошкольного возраста с хореографией Детство восприимчиво к прекрасному - музыке, живописи, танцу. Именно в детстве человек эмоционально насыщен, он впечатлителен, активен.

МО для воспитателей «Социо-игровой подход в развитии навыков сотрудничества детей дошкольного возраста» «В гостях у кота Леопольда» Цель: показать систему работы образовательного учреждения в разных возрастных группах по данной теме, направленную.

Савостина Екатерина Николаевна, воспитатель МБДОУ
д/с №21 «Сказка» г. Старый Оскол, Белгородская область

В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания дошкольников. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь дошкольные учреждения, как начальную ступень развития и формирования личности ребенка. В настоящее время в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инновационная деятельность не может существовать и развиваться стихийно, она требует специальной, поэтапной и систематической организации.

Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются изучить и применять в своей работе новые приемы и методы воспитания и обучения детей, а также методику работы с родителями. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению современного и творческого потенциала специалистов нашего дошкольного учреждения. Мы считаем, что очень важную роль играет профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие. Одной из важных задач, которые решают наши воспитатели, при реализации инновационных подходов является определение личностных и профессиональных качеств: отношение детей и родителей; отношение педагогов и детей, моральные правила; профессионализм и коммуникабельность.

Педагогический коллектив нашего детского сада старается найти и применить в своей работе новые формы работы с родителями: ознакомительные (наглядно-информационные; познавательные; информационно-аналитические) ; просветительские (семинары – практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, психологические тренинги, анонимную переписку, выпуск газет, совместные досуги, выставки, ярмарки) . Несмотря на многочисленные методы взаимодействия с родителями нам бы хотелось подробнее остановиться на более эффективном методе взаимодействия и сотрудничества с родителями - метод проектирования. Он позволяет добиться успехов во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей, а так же немаловажно, что данный метод оказывает положительное влияние на физическое и психическое развитие малышей.

Проведенное нами ежегодное анкетирование родителей показало, что современные родители, очень сильно нуждаются в помощи специалистов, а главное, что они этого абсолютно не стесняются и готовы обсудить проблемы воспитания своего ребенка с человеком компетентным в данном вопросе. Для родителей становятся актуальными многие вопросы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как научить своего ребенка играть со сверстниками, как правильно любить и как можно наказать ребенка не подвергая насилию, как снизить агрессию и тревожность? Родители получают ответы на свои многочисленные вопросы в нашем детском саду: у воспитателей, психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, инструктора по физическому воспитанию. Совместная проектная деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ помогает осознать родителям, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, социального и гармоничного развития. Исходя из результатов анкетирования родителей, в сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с родителями дошкольников через реализацию проекта «Детский сад наш второй дом».

В рамках данного проекта был организован «День открытых дверей». Экскурсия начинается с посещения групп, помещений для дополнительного образования (изостудия, экологическая тропа, краеведческая комната, физкультурный и музыкальный залы) , медицинского кабинета в сопровождении заведующего и старшего воспитателя. Родители по желанию могли посмотреть работу педагогов с детьми (посетить занятия, понаблюдать за разными видами деятельности детей, оздоровительными процедурами) . В процессе экскурсии с родителями беседуют педагоги дополнительного образования (педагог-психолог, логопед, педагог английского языка) , медицинские работники, которые консультируют их по возникающим вопросам. Прошла выставка детских поделок, рисунков для родителей «Осенние мотивы».

В рамках реализации нашего проекта были проведены встречи за «круглым столом»: «Что мешает ребенку развиваться?», «Какие мультики смотреть?», «Любимая игрушка вашего малыша». В ходе проведения круглого стола, родители пришли к выводу, что проявление агрессии это результат зависимости влияния средств массовой информации на психическое и физическое состояние детей. Показанный видеофрагмент о вреде иностранных мультиков позволил родителям прийти к пониманию того, как важно подходить к выбору передач, транслируемых по телевидению и подбору мультфильмов иностранного и отечественного производства. Благодаря педагогам, родители узнали, что гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу.

Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т. е. принятие ребенка таким, какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже». Многие родители пересмотрели систему воспитания в своей семье, признали свои ошибки и пытаются устранить их и выстроить совершенно новые, доверительные отношения с ребенком. В рамках данного проекта проведена серия индивидуальных устных консультаций с родителями по актуальным вопросам воспитания и общения с детьми. Системная работа нашего проекта позволила родителям больше и чаще использовать гуманные методы взаимодействия с ребёнком. Мы считаем, что вся проделанная нами работа над данным проектом способствовала созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами, развитию творческих способностей в совместной деятельности.

Список литературы:

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) , утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003;
  2. Письмо Минобразования России от 15. 03. 2004 № 03 51 46ин/14 03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
  3. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Поташник М. М. , Хомерики О. Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении//Магистр. 1994. №5.
  5. Сластенин В. А. , Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М, 2003.

Что такое дидактическая мастерская? Мастерская педагогическая (или дидактическая) - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д.


Регламент для выступающих Общее количество времени для выступления каждой группы – до 7 мин. Общее количество времени для каждого выступающего от группы – до 3-4 мин. Правила: 1. Простота – печать истины. Лат. 2. Моё правило – разделить каждую проблему на много частей так, чтобы каждая была реально выполнима. Р. Декарт. 3. Всякая экономия сводится в конечном счёте к экономии времени. К. Маркс.


Цели и задачи педагогической мастерской: ознакомление с основными положениями новых стандартов, анализ особенностей образовательных стандартов второго поколения и их реализация внедрения с сентября 2011, 2012 года; изучение инновационных подходов, реализуемых в образовательных стандартах второго поколения; возможность применения инновационных подходов в условиях внедрения стандартов второго поколения.


Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) - Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) - Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы - Федеральной целевой программе развития образования - Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»


Уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности


Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к: метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями); личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) результатам;


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД к обучению Долгие годы в научных и методических рекомендациях преобладал поэлементный, функциональный подход, когда глубоко и подробно анализировалась та или иная функция учителя, воспитателя, методиста, в результате чего то или иное явление часто изучалось в отрыве от других. На определённом этапе такой подход принёс пользу и оправдал себя, в современных условиях всё чаще используют системный подход.




КОММУНИКАТИВНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД к обучению Коммуникативно – деятельностноый подход к обучению предполагает учебное сотрудничество. Основу коммуникативно-деятельностного подхода к обучению составляют: формирование способности к самоучению, саморазвитию; воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств; интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся в условиях коллективной учебной деятельности. интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся в условиях коллективной учебной деятельности.


Конкретность, чёткость и диалогичность цели. Доминирование развивающей цели в единстве с обучающей и воспитывающей. Ориентирование на уровень образованности и развития обучающихся (образованность). Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к сообщению темы и цели занятия


ПРОБЛЕМНО-ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД в системе интерактивного обучения По сути, вся человеческая жизнь состоит из решения разнообразных задач… В.Симонов Процесс решения задач способствует развитию мотивационной, интеллектуальной, предметно- практической сфер личности.


Само- и взаимоконтроль. Целесообразность форм контроля. Оптимальное сочетание направленных и ненаправленных вопросов. Использование активных методов диагностики (анализ конкретных ситуаций, анализ ситуационных задач и др.). Реализация проблемно-задачного подхода к контролю исходного уровня знаний


Макрокультурный подход к обучению Макрокультурный подход к школе обеспечивается за счёт планомерного перехода к командной культуре, способствующей объединению творческого потенциала и усилий всего коллектива, позволяющей строить процесс взаимодействия всех членов образовательного процесса на более устойчивых демократических началах.


Оптимальное сочетание инвариантной и вариативной частей изучаемого материала. Ориентация на дидактические принципы: научности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой. Преобладание активных методов обучения. Реализация макрокультурного подхода к объяснению нового материала на занятии


ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Личность – это то, какие выборы делает человек на протяжении своего жизненного пути. Б. Ярмахов Научиться строить обучение так, чтобы проявлялись важнейшие функции личности: выбор ценностей, рефлексирование смысла своей деятельности, реализация способностей и задатков.


Реализация личностно-ориентированного развивающего подхода к организации практической части занятия Целесообразность практических методов. Формирование осознанного отношения к полученному инструктажу. Проблемно-поисковый характер методических указаний. Частично-поисковый характер самостоятельной работы обучающихся.


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД Дифференциация (в переводе с латинского «difference») означает разделение целого на различные части, ступени. Дифференциация (в переводе с латинского «difference») означает разделение целого на различные части, ступени. Новая психологическая установка учителя: «Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».


Реализация дифференцированного подхода к закреплению на занятии 1.Использование интерактивных; диалогичных, диагностических форм и методов определения уровня усвоения изученного. 2.Методы получения обратной связи – диалог и полилог. 3.Повышение уровня совершенствования знаний – систематизация и актуализация знаний.


ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД как основа здоровьесберегающей педагогики Тот, кто держит в руках своё время, держит в руках свою жизнь. Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится о других людях. В.М. Шепель Эргономика (в переводе с греч. ergon – «работа» + nomos - «закон» – это научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы, время, здоровье и работоспособность человека (словарь иностранных слов).


Конкретность, чёткость поставленных вопросов. Управление вниманием обучающихся. Акцентирование на самых важных и основополагающих вопросах занятия. Ориентация на осознанность, системность и мобильность полученных знаний. Реализация эргономического подхода к подведению итогов занятия, рефлексии


ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Особенности творчества как процесса: 1. Получение нового результата, нового продукта. 2. Получение нового метода, приема, способа действия. 3. Новый продукт или способ не может быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. 4. Способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. 5. Наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения. 6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД как научная основа управления методической работой в современной школе Основой диагностической деятельности является научно обоснованный анализ деятельности учителя и её результатов. А.Н. Кочетов Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Яккока


Работать в постоянном поиске – девиз развития современного педагогического коллектива. Постоянная диагностика доминирующих, то есть преобладающих у членов педколлектива мотивов педагогической и методической деятельности. Сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования. Научная организация труда педагогов, работающих в инновационном режиме. Анализ и устранение затруднений педагогов. Реализация диагностического подхода к организации методической и учебно- воспитательной работы 29 Наша новая школа Школа формирования идентичности гражданина России. Школа формирования идентичности гражданина России. Школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта. Школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта. Школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России. Школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России. Школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности. Школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности.


Наша новая школа Школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду. Школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду. Школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в обучении в современное общество. Школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в обучении в современное общество. Школа предупреждения и профилактики социальных рисков. Школа предупреждения и профилактики социальных рисков. Школа формирования здорового и безопасного образа жизни. Школа формирования здорового и безопасного образа жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 480 комбинированного вида города Челябинска

Инновационные технологии в воспитани и и обучени и детей в детском саду

Подготовила: Фазылова Д.Т.

Челябинск 2015 г.

" Ребё нок воспитывается разными случайностями, его окружающими . Педагогика должна дать направление этим случайностям . " (В .Ф. Одоевский )

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Инновацие й - называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое.

Инновационные технологии - это создание и внедрение чего-то нового, разработка новых технологий обучения и воспитания, а также апробация этих технологий в образовательном учреждении. Это могут быть новые формы взаимодействия педагогического коллектива с родителями, интересные способы развития творческих способностей детей и так далее.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "Не рядом, не над ним, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Что же означает сам термин "технология".

Технология происходит от греческого слова "мастерство, искусство" и "закон, наука" - это наука о мастерстве.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая технология - это целостный научно-обоснованный проект определённый педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержания, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.

Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей проектирующей наиболее рациональный путь обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и результатов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогические технологии можно использовать, как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Основные требования (критерии ) педагогической технологии :

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника

· игровая технология

· технология "ТРИЗ"

· технологии предметно-развивающей среды

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни . Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 3 группы :

· Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

· Технологии обучения здоровому образу жизни.

· Коррекционные технологии

Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Технологии проектной деятельности .

Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Технологии исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Информационно-коммуникационные технологии .

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства ( компьютер, аудио, видео ).

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин - " компьютерная технология обучения ". Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций .

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении для развития индивидуальности ребенка, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создание условий личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Технология " Портфолио дошкольника ".

Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования . В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре .

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

инновационная технология педагогический коллектив

Образование детей строится как целостный процесс, объединенный общим содержанием, сюжетом, персонажем. В него включаются последовательно:

· игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

· группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

· группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Технология " ТРИЗ "

Технология " ТРИЗ " (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!" Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте - это привить ребенку радость творческих открытий.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Применение инновационных педагогических технологий способствует :

· повышению качества образования;

· повышение квалификации воспитателей;

· применение педагогического опыта и его систематизация;

· использование компьютерных технологий воспитанниками;

· сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

· повышение качества обучения и воспитания.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим .

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Инновационные образовательные технологии и их влияние на эффективность процесса обучения. Педагогические условия использования инновационных технологий. Реализация педагогических условий эффективного использования инновационных технологий в школе.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Педагогические технологии. Технология развития нововведений в обучении истории. Роль инновационных технологий в обучении истории. Внедрение инновационных технологий в целях повышения эффективности обучения истории. Метод интерактивного обучения.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Понятие и классификация инноваций в образовании. Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы. Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях Республики Казахстан.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2011

    Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении истории. Внедрение инновационных технологий в практику школ. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий. Метод кооперативного обучения. Использование блок-таблиц и структурно-логических схем.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Использование компьютерных технологий в детском саду. Принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями речи. Проведение исследования с помощью компьютерной игры "Игры для Тигры" и традиционных методик в детском саду, их результаты.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Понятие и теория педагогической технологии. Исторические корни технологий воспитания и обучения. Структура и основные качества современных педагогических технологий, их классификация. Технологии воспитания и обучения в Хуциевской СОШ Кизлярского района.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

    Теоретические основы инновации и социализации. Субъектный подход социализированности, его компоненты. Ретроспектива инновационных технологий социализации обучающихся, роль педагога дополнительного образования в реализации инновационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2011

    Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2012

    Понятие инновационных технологий, инновационные подходы к организации обучения. Эффективность внедрения информационных технологий в процессе изучения специальных дисциплин в профессиональном училище. Преодоление барьеров в инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Понятие и цели инноваций. Анализ результатов работы учителей по использованию инновационных педагогических технологий на уроках математики. Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм, их применение при изучении темы "Трехзначные числа".

г. Санкт-Петербург

2013 г .

Инновационный подход в обучении

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей процесса обучения становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые, инновационные подходы к организации процесса обучения.

Именно инновации (нововведения ) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций.

Педагогические инновации – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;


б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т. д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление .

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

Создание профильных классов;

Игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

Метод проектов,

Создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

Индивидуальные образовательные траектории;

2. Представление и передача содержания образования

Опорные сигналы;

Организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

Создание компьютеризированных курсов;

Метод погружения;

Выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

Проблемное обучение;

3. Методы оценивания образовательного результата:

Расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

Создание портфолио.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие снизить асоциальные явления в детско-юношеской среде:

Создание различных вариантов школы полного дня;

Создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;

Создание детско-родительских объединений вокруг школы;

Создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

Создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения иностранному языку , направленных на более эффективное развитие личности.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий , Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.


Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т. е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т. е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии , в частности Интернет.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные , устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения , умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.


Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой , словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.

Что касается языкового портфеля, то в его основу заложено соотнесение российских требований к уровню овладения иностранным языком с общеевропейскими системами, что, в свою очередь, является отправной точкой для создания единого образовательного пространства. Основным критерием оценки уровня владения иностранным языком в технологии языкового портфеля является тестирование. Приоритетом данной технологии становится переориентация учебного процесса с преподавателя на обучаемого. Обучаемый же, в свою очередь, несет сознательную ответственность за результаты своей познавательной деятельности. Вышеуказанная технология приводит к постепенному формированию у учащихся навыков самостоятельного овладения информацией. В целом, языковой портфель многофункционален и способствует развитию многоязычия.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны , а в иных случаях без них просто не обойтись.

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 года.

2. Хуторской инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос»,-2005.-10 сентября. http://*****/journal/2005/0910-19.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», е-mail:*****@***ru.

3. Хуторской инноватика: методология, теория, практика: Научное издание,-М.: Изд. УНЦ ДО, 2005.

4. , Добудько преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. института /Самарский гос. пед. ин-т,1993.-С.250.

5. , К вопросу обеспечения качества образования в вузах // Современные проблемы науки и образования.-2006.-№1-С.31-31.

6. Фрумин подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003.

Поделиться: