Из опыта работы "нетрадиционныеметоды продуктивной деятельности". Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение нетрадиционных техник и игровых упражнений в различных видах деятельности по ручному труду Нетрадиционная продуктивная деятельн

План:

1.Сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников.

2. Виды продуктивной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

3. Этапы развития продуктивной деятельности ребёнка.

5. Изобразительные способности дошкольников.

1. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных за­дач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в детском саду.

Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

В процессе рисования, лепки, аппликации ре­бенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им кра­сивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художест­венных возможностях изобразительной деятельности. Углубляются предс­тавления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладева­ют изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их ис­пользовать.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от вос­питателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично спосо­бствовать приобретению необходимых навыков. Известный исследова­тель А. Лилов, свое понимание творчества выразил так: оно «имеет... общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристи­ки, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти об­щие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общест­венное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта при его взаимодей­ствии с объективной действительностью».

В. Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «творчество характеризует непрерывное единство познания и воображе­ния, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение ис­кусства».

Педагоги подчеркивают, что творчество в любой облас­ти человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Что же представляет собой изобразитель­ное творчество ребенка дошкольного возраста? Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие опреде­ленного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество име­ет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее ре­зультате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее ог­ромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность - это достоя­ние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как сред­ство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в те­чение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глу­бокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, кото­рый в дальнейшем приложат к любой области труда».

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрос­лый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изоб­разительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способ­ствует разностороннему развитию детской личности.

По Толковому словарю русского языка, творчество – создание новых по замыслу художественных или материальных ценностей.

Энциклопедия даёт такое определение: творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

В. Н. Шацкая подчеркивала: «Мы его (детское художественное творче­ство) рассматриваем в условиях общего эстетического вос­питания скорее как метод наиболее совершенного овладения определен­ным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».

Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действи­тельности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое пост­роено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а так­же впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и слож­ное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлече­ние образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспиты­вать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сде­лать их представления ясными, более полными. Это поможет детям яр­че воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества воспроизводи­мого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средства передачи образов в ри­сунке, лепке, аппликации.

Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к ра­боте Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значе­ние». Этому условию отвечают те замыслы, которые являются внутрен­ней потребностью ребенка. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться с расчетом лишь на эту потреб­ность. У многих ребят ее не наблюдается, хотя при организованном вов­лечении в художественную деятельность эти дети обнаруживают иногда незаурядные способности. Следовательно, возникает большая педагоги­ческая проблема - найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».

Л.Н. Толстой, обучая крестьянских ребятишек, предложил одно из возможных решений задачи развития творческих способностей. Этот прием заключался в том, что Толстой и его ученики начинали писать на одну тему «Ну, кто лучше напишет? И я с вами». «Кому у кого учиться писать...» Итак, первый способ, найденный писателем, выражался в том, чтобы показать ребятам не только продукт, но и сами процессы писания, рисования и т.д. В результате ученики видели, как «это делается».

Педагогические наблюдения за процессом детского худо­жественного творчества показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют восп­роизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых персонажей, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выде­лять качества изображаемого; планируя свои действия, учиться устанав­ливать их последовательность. Исследователь детского изобра­зительного творчества Е.И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для разви­тия аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всег­да приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правиль­ное изображение».

Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на практике происходит обратный процесс; разговоры пресекаются, обрыва­ются воспитателем.

Е.И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображае­мого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразитель­ной деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значе­ние регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения...». Педагогические исследования показали, что дети охотно запоминают четко сформулированные прави­ла работы с изобразительными материалами и руководствуются ими.

2. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.
Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2-3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

3. Доизобразительный этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. Здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.
Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.
Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.
Ассоциативный этап заключается в появлении умения изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия - цветом, формой, композиционным построением.
Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы; в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании еще нет прочного следа, который образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней.
Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно.
Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Тем не менее второй рисунок все же говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла.
Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких-либо деталей: рук, ног, глаз - человеку, колес - машине и т. п.
Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение, например: что ты нарисовал? Какой хороший мячик, нарисуй еще такой же.
С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.
Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.
В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.
В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу - научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например в изображении людей - разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев - молодое дерево и старое, различные формы ствола, ветвей, кроны.
Первые детские работы отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другими, отсюда и несоответствие пропорций. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали.

4. Условия творческого развития дошкольников в процессе продуктивной деятельности.

1. Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразиельные средства [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

2. Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач». [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

3. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

4. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

5. Творческие изобразительные способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Б.М. Теплов разделял способности и задатки на врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психологических исследований свидетельствуют, что способности измеряемые тестами имеют большой коэффициент детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства нервной системы способностей.

Различают общие и специальные способности.

К общим способностям относят высокий уровень сенсорной организации, умение видеть проблемы, строить гипотезы, решать задачи, критически оценивать результаты, упорство, эмоциональность, трудолюбие и другие. К специальным – те, которые необходимы для деятельности только в отдельных областях, например: художественный вкус и музыкальный слух и т.п.

Нетрадиционные методы продуктивной деятельности.

У большинства детей, с нарушением интеллекта имеются проблемы с нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики руки, что в свою очередь влияет на формирование изобразительных умений и навыков. У детей с нарушением интеллекта мало подвижны пальцы рук, движения нескоординированные, несогласованные, такие дети начинают поздно обращать внимание на окраску предметов и плохо соотносят цвета, им трудно запоминать их названия. Несформированность графических навыков и умений не даёт ребёнку возможности в рисунках выражать задуманный образ, затрудняют развитие познания и эстетического восприятия.

Развивая у детей художественно-творческие способности, Работая по традиционным методикам, пришли к выводу, что они не побуждают к экспериментированию с красками материалами, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Поэтому, особенно важно, с детьми, имеющими проблемы в развитии проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Использование нетрадиционных методов и приёмов в работе с такими детьми, вызывает у них желание рисовать, мотивирует их к созданию задуманных образов, развивает координацию и ориентацию на листе бумаге, развивает мелкую моторику, творческое мышление, фантазию, воображение. Каждая из нетрадиционных методик и техник- это игра. Именно в игре, дети получают необходимые знания, умения и навыки, чувствуют себя более раскрепощенными, непосредственными, развивают воображение, самовыражаются.

Цель нетрадиционной технологии: Способствовать коррекции и развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Чтобы добиться этой цели, мы решаем следующие задачи:

1.Научить детей захватывать предмет с учетом их свойств и величины разными типами хватания.

2.Формировать умения оперировать каждой рукой, Кистью руки, выделять каждый палец в отдельности.

3.Обучать нетрадиционным техникам изобразительной деятельности.

4.Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Мы применяем в работе следующие виды техник:

1.Тестопластика.

2.Техника-квиллинг (Бумагокручение)

3.Пуантилизм (Точечный рисунок)

4.Монотипия

5.Рисование ладошками и пальцами

6.Оттиск печатками (кубики с нитками, печатки из овощей, спичечным коробком, коктельной трубочкой, листьями, пенопластом и так далее)

7. Тычок жесткой полусухой кистью

8.Оттиск смятой бумагой

9.Свеча+акварель

10.Восковые мелки +акварель

11. Рисование крупой

12.Рисование мыльными пузырями

Тестопластика: Тестопластика в детском саду появилась не давно, с каждым годом набирает свою популярность. Тестопластика воздействует на развитие детей в комплексе. Повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику рук, дети двумя руками начинают работать синхронно, формируется умение планировать работу, вносить изменения. Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Особую радость им доставляет изготовление украшений и подарков. Можно предложить детям украсить новогоднюю ёлку изделиями из солёного теста, слепить и расписать подарки мамами бабушкам к 8 марта, сделать рамку для фотографий и т д.

Раскрашивать изделия из соленого теста удобнее гуашью. Её цвета более стойкие и яркие. После завершения работы можно покрасить работы лаком. Он придаст блеск поделке и защитит от влаги.

Одним из условий успешной работы является подготовка. Рабочая поверхность должна быть чистой и ровной. Можно использовать пищевую или упаковочную плёнку. Тесто к такой поверхности не прилипает, а поверхность остаётся чистой и гладкой. Для раскатывания теста понадобится скалка, Ножницы (они помогут сделать ежу иголки, цветку лепестки), ножи (лучше использовать пластмассовые ножи, так как они более безопасны и тесто к ним не прилипает), пластиковые вилки помогут нанести рисунок на изделие, карандашом удобно обозначать глаза или наносить рисунок. Можно воспользоваться различными трафаретами, которые хозяйки используют при выпечке печенья, подойдут и крышки разного размера, пуговицы, бусины, камешки, соломинки для коктейля.

В процессе лепки из соленого теста, дети знакомятся с формой предметов, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, наблюдательности, воображения.

Бумагокручение (техника квиллинг). В последнее время довольно популярна техника работы с бумагой – квиллинг, или бумагокручение, бумажная филигрань. Техника основана на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей оригинальные изделия. Дети с огромным удовольствием и желанием мастерят поделки из бумаги по типу оригами. Японцы считают, что искусство оригами несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно действительно полезно для творческого и духовного развития детей.

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей. Накручивать полоски бумаги можно на карандаш, фломастер, Правильно выбранная бумага для квиллинга - это залог хорошего результата. Изделие получится аккуратным, привлекательным и живым, если бумага, которая используется для его изготовления, будет высокого качества. Для бумагокручения используется бумага различной плотности, окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для бумагокручения (разноцветные и однотонные) можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1-1,5 сантиметра, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в ходе работы полоски для бумагокручения разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер.

Пуантилизм одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Приём нетрадиционного рисования в технике пуантилизм отлично развивают мелкую моторику рук у детей, вызывает устойчивый интерес к творческой деятельности.

Монотипия это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном. Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон.

Живопись с помощью пальцев. Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизирует внутренние резервы организма. Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.

Свеча+акварель. Восковые мелки+акварель. Для основного рисунка используется свеча, кусок мыла, белый восковой мелок. Невидимый контур, нанесённый этими материалами, не будет окрашиваться при нанесении на них акварельной краски, а будут проявляться. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.

Печать листьями. Ранней весной, когда на деревьях распускаются молодые клейкие листочки, и поздней осенью, когда они меняют цвет и опадают, ребенок с интересом наблюдает за ними. Поэтому, когда на занятиях детям предлагается отпечатать самый настоящий листок березы или клена, они это делают с огромным удовольствием. Сначала нужно покрыть листок краской, а затем окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Всякий раз следует брать другой листок. Так прожилки лучше будут отпечатываться. Если черешка нет, не беда. Его можно легко нарисовать кисточкой

Оттиск поролоном, пенопластом. Дети любят выполнять поролоновые рисунки. Для них специально вырезаются из поролона различные фигурки, геометрические фигуры, которые потом крепятся на карандаш при помощи обыкновенной проволоки. Дети обмакивают поочередно различные фигурки в краску и сначала хаотично, а потом по порядку штампуют на листе бумаги сердечки, кружочки, квадраты и треугольники, составляя простые и сложные орнаменты.

Оттиск пробкой. Используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и пробка и мисочка с краской. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с двух сторон. Правило- прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование печатками из овощей.
Изготавливаем (вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды.

Оттиск смятой бумагой.
Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце, рыбок, животных. Правило - не используется вода.

Рисование с помощью пипетки .
Разводим в баночке краску с водой нужного цвета, набираем её в пипетку, капаем на альбомный лист бумаги осторожно надавливая на резиновый кончик пипетки. Эти методом можно изобразить дождь, точки у мухомора или божьей коровки.
Рисование крупами, песком.
На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, ребёнок пальчиками посыпает крупу, (песок), которая засыхает на клею, получается любой рисунок.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют

1. Преодолеть чувство страха у детей.

2.Дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.

3.Способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.

4.Развивают мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию.

5.Учат детей работать с разнообразным материалом.

6.Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

ИРИНА СМОЛЬНИКОВА

«Человек по натуре своей – художник.

Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.» М. Горький

В связи с введением в действие ФГОС ДОО к структуре основной общеобразовательной программы активно модернизируется сама система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии .

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности .

Развивается у ребёнка :

Мелкая моторика рук и тактильное восприятие; Пространственная ориентировка на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие; внимание и усидчивость. логическое и абстрактное мышление, фантазия, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности .


Техника -жгутиками из салфеток



техника – кант


техника – сюжетное оригами


Ребенок осваивая различные художественные материалы, экспериментируя, находит способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации, воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы . При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов, а ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта, проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.

техника-ниткография


Техника –квилинг



Техника – барельеф



Техника – коллаж



Техника-картонаж


Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов в рисовании или при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало.

Создавая продукт своей деятельности , ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это даёт возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих движений.

техника –монотипия


Основным инструментом успешного художественного образования является предметно - развивающая среда. Она является основным помощником в восприятии детьми художественных ценностей, их смысловой и эмоциональной нагрузки. Дети должны иметь свободный доступ ко всем экспонатам. Иметь возможность рассматривать предметы и объекты в различных ракурсах,потрогать их руками. Кроме того, очень важно, чтобы изучаемые объекты были объединены одним сюжетом. Если развивающая среда мобильна, то меняющиеся экспозиции подчеркнут богатство и разнообразие направлений и видов искусства. В экспозициях должны присутствовать работы как сверстников, так и взрослых, как любительские произведения, так и профессиональные, сравнивая и анализируя которые, дети лучше понимают тонкости и нюансы художественного замысла автора.






На мой взгляд, было бы интересно сохраняя все рисунки и поделки маленького творца, создать некий «музей» , где бы малыш смог бы рассматривая свои шедевры, увидеть свои достижения и стремиться к лучшим результатам


Работая с нетрадиционными материалами отмечено, что дети интересуются, активно включаются в работу, задают вопросы. Применяя нетрадиционные техники художественно- продуктивной деятельности , вместо готового образца показывать способ действия с нетрадиционными материалами , инструментами, это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению ребенка. Можно сказать, что ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве продуктивной деятельности детей , а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. К тому же при использовании различных нетрадиционных материалов создается ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности .

Публикации по теме:

Темой моего опыта работы является «Использование нетрадиционных техник в изо - деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста и.

Использование нетрадиционных форм в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста "Использование нетрадиционных форм в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста" Девиз-Здоровье – высшая награда Оно.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2-3лет. Тема: "Волшебный рисунок" Включение рисования нетрадиционными способ в повседневной.

Долгих Ольга Александровна,воспитательИспользование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду.

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности с детьми средней группы Нетрадиционные техники рисования- это необычное сочетание инструментов и материалов,позволяющее разнообразить занятия по изобразительной.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению. Исходя из этого, я разработала рабочую программу кружковой работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники продуктивной деятельности. Новизна этой программы заключается в том, что она направлена на расширение базового компонента образования через интеграцию различных видов продуктивной деятельности.

Цель моей работы - овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками квиллинг и бисероплетение для самостоятельного и творческого создания композиций, формирование художественного мышления и эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Поэтому важными задачами для меня являются:

1.) Формировать технические умения и навыки работы с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, бисер и др.) и инструментами;

2.) Формировать навыки учебной деятельности:

Умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях;

Умение действовать по словесной инструкции;

Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

Умение контролировать собственные действия;

3.) Развивать у детей:

Умения создавать композиции;

Творческих способностей, наглядно-образного мышления, внимания, памяти;

Мелкой моторики рук;

Произвольности, усидчивости, целеустремленности;

4.) Воспитывать:

Эстетический вкус, аккуратность при работе с различными материалами;

Интерес к творческой, художественной деятельности.

5.) Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Для этого я выделила следующие этапы работы:

Обдумывание;

Подготовка к занятиям с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы;

Непосредственное изготовление изделия детьми.

В основе такого методического подхода положена идея – ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения.

Занятия я провожу в мини группах одновременно работающих детей, состав которых может меняться. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Дни образовательной деятельности кружка я выбираю в зависимости от интенсивности нагрузки на детей. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Именно такая гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволила мне учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья, уровень овладения определенными навыками, нахождение на определенном этапе реализации творческого замысла и другие возможные факторы.

Кроме развития мелкой моторики, творческих способностей, формирования технических умений и навыков в работе, я отметила положительную динамику во взаимоотношениях между детьми. Они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им большую радость. Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше. Поэтому в моей работе был соблюден принцип от простейшего к более сложному. Благодаря этому, дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

Я регулярно представляю вниманию детей и родителей выставку детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках продуктивной деятельности – это квиллинг, бисероплетение, аппликация из бросового материала, рисование витражными красками по стеклу, аппликация из ткани и многое другое. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально их радует. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной продуктивной деятельностью, тем более доводить ее до конца.

В заключение хочется отметить, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей через различные виды, в том числе и нетрадиционные, продуктивной деятельности дает позитивный результат: дети все более уверенно работают в знакомых техниках, более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.


Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности - продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

В период пребывания дошкольников в стенах детского сада малыши приучаются к трудовой деятельности, многообразие которой способствует поддержанию интер...

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект...

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

Если детям наскучило лепить одни и те же фигурки, их родителям приходится выдумывать увлекательную игру с привычным материалом. Ребенку должен стать и...

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование - быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка - манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании - так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу - оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.


Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами.
Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате взаимодействия объекта реального мира и органов чу...

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.

Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

  • физическом укреплении организма;
  • умственном развитии;
  • эстетическом развитии;
  • духовно-нравственном становлении личности.
23 2
Поделиться: