Как наши дети воспринимают окружающий мир и роль родителей в этой участи? Как дети воспринимают мир.

Еще несколько десятилетий назад ученые считали, что маленькие дети очень мало знают об окружающем их мире.

Мнение Пиаже о том, как формируется восприятие детей

Швейцарский психолог Жан Пиаже, которому приписывают основание научного исследования о детском мышлении, был убежден, что дети дошкольного возраста не могут понять того, каким является окружающий мир, и что происходит в сознании других людей.

В серии интервью и экспериментов, проведенных с детьми в середине 20-го века, ученый предположил, что они оказываются в ловушке своей субъективной точки зрения и не в состоянии представить, что думают, чувствуют или во что верят другие люди. По его мнению, маленькие дети не обращают внимания на тот факт, что разные люди могут иметь различные точки зрения или что их собственные перспективы со временем меняются.

Упущения ученого

Большая часть последующих исследований о мышлении в раннем детстве находилась под сильным влиянием идей Пиаже. Ученые стремились усовершенствовать эту теорию и эмпирически подтвердить его точку зрения. Но становилось все более очевидным, что Пиаже что-то упустил. Он, казалось, серьезно недооценивал интеллектуальные способности маленьких детей. Поэтому исследователи начали разрабатывать все более хитроумные способы выяснить, что происходит в сознании детей, и в результате к картине их способностей добавилось все больше нюансов.

Следовательно, старые идеи об эгоцентрической природе детей и их слабых интеллектуальных способностях все чаще оспариваются. Их постепенно заменяют более широким предположением, что дети видят смысл не только физического мира, но и понимают других людей даже в самом раннем возрасте.

Темные века умственного развития

Исторически сложилось так, что дети не получают высокой оценки их умственным способностям. Пиаже не только считал, что дети являются эгоцентричными в том смысле, что они не в состоянии отличить их собственную точку зрения от других. Он также был убежден, что их мышление характеризуется систематическими ошибками и путаницей.

Например, дети, с которыми он работал, казалось, были не в состоянии отделить причины от их последствий, не могли определить реальность, кроме поверхностных появлений. Дети, по мнению Пиаже, также становятся жертвами магического и мифического мышления: ребенок может поверить, что солнце - это шар, который кто-то бросил в небо, где он все больше и больше рос. На самом деле, Пиаже считал, что психическое развитие детей прогрессирует так же, как, по мнению историков, развивалась человеческая мысль в течение исторического времени: от мифического к логическому мышлению.

Пиаже твердо верил, что дети сосредотачиваются исключительно на собственных действиях и представлениях. При игре с другими они не сотрудничают, потому что не знают о существовании разных ролей и перспектив. Он был убежден, что дети буквально не могут действовать сообща: вместо того чтобы играть вместе, они играют бок о бок, практически без учета других. И когда маленький ребенок общается с другими, он якобы не может рассматривать точку зрения собеседника и разговаривает сам с собой, не слушая других.

Пиаже и его последователи утверждали, что дети проходят через что-то вроде темных веков умственного развития, прежде чем медленно и постепенно становятся разумными и рациональными, когда достигают школьного возраста. Наряду с этим развивается постоянно растущее понимание других людей, в том числе их взглядов на мир.

Изменение мышления о сознании

Сегодня возникает совсем другая картина умственного развития детей. Психологи постоянно раскрывают новое понимание глубины знаний о мире детей младшего возраста, в том числе их понимание других людей. Недавние исследования показывают, что даже младенцы чувствительны к перспективам и убеждениям других.

Часть мотивации пересмотреть некоторые из выводов Пиаже вытекает из идеологического сдвига о происхождении человеческих знаний, который произошел во второй половине 20-го века. Становилось все более непопулярным предполагать, что основное понимание мира построено исключительно благодаря опыту.

Отчасти это было спровоцировано теоретиком Ноамом Хомским, который утверждал, что нечто столь сложное, как правила грамматики, не может быть понято только благодаря воздействию речи, а является врожденным «языковым факультетом». Другие последовали его примеру и определили дальнейшие «основные области», знания в которых якобы не могут быть собраны исключительно с помощью опыта, а значит, должны быть врожденными. Одной из таких областей является наше знание о сознании других. Некоторые даже утверждают, что базовые знания о сознании других людей есть не только у младенцев, но они должны быть эволюционно более старыми, и, следовательно, присутствовать у наших ближайших родственников - человекообразных обезьян.

Новые гениальные инструменты исследования

Для того чтобы доказать, что младенцы знают больше в этой области, чем было признано, исследователи должны были придумать инновационные способы показать это. Большая часть того, что мы теперь признаем, к примеру, гораздо больше интеллектуальных способностей детей, появилось благодаря более чувствительным инструментам исследования, чем Пиаже имел в своем распоряжении.

Вместо того чтобы заниматься с малышами в форме диалога или же заставлять их выполнять сложные задачи, новые методы обращают внимание на поведение детей, которое является естественным в раннем возрасте. Идея заключается в том, что эти «малые» формы поведения дают детям возможность продемонстрировать свои знания неявно и спонтанно - без необходимости отвечать на вопросы или следовать инструкции. Например, дети могут многое выразить с помощью мимики, когда они сопереживают другим.

Когда исследователи измеряют это менее требовательное и часто непроизвольное поведение, они могут обнаружить чувствительность к психическим состояниям других людей в более раннем возрасте, чем методами, которые использовал Пиаже и его ученики.

Современные исследования

В 1980-е годы эти виды неявного поведения были приняты в психологии развития. Но прошло некоторое время, прежде чем эти средства были использованы для измерения детского понимания ментальной жизни других людей. Недавние исследования показали, что даже младенцы и маленькие дети очень чувствительны к тому, что происходит в умах других.

В одной серии экспериментов ученые из Университета Южной Калифорнии нашли доказательства того, что маленькие дети могут даже предвидеть, как будут чувствовать себя другие, когда их ожидания не подтвердятся.

Такие исследования показывают, что в умах младенцев и детей младшего возраста происходит гораздо более глубокие процессы, чем считалось ранее. Эти слои понимания детей не могут быть доступными, если использовать методы Пиаже и его преемников. Новые инструменты исследований показывают, что дети знают больше, чем они могут сказать.

Старые способы имеют значение

Несмотря на эти очевидные успехи в изучении мышления детей младшего возраста, было бы серьезной ошибкой списать со счетов тщательные и систематические анализы, составленные Пиаже и его учениками, потому что оригинальные методы выявили существенные факты о том, как думают дети, чего не могут обнаружить новые «минималистские» методы.

В современном обществе нет консенсуса относительно того, насколько точный вывод мы можем сделать из взгляда, гримасы или жеста рукой. Такое поведение явно указывает на любопытство по поводу того, что происходит в сознании других людей, и, вероятно, на раннюю интуицию в сочетании с готовностью учиться дальше. Это пролагает путь к более богатым и явным формам понимания сознания других людей. Но они никак не могут заменить растущую способность ребенка формулировать и усовершенствовать свое понимание того, как люди ведут себя и почему.

Важность исследований Пиаже

Пиаже недооценил когнитивные способности грудных детей, возможно, из-за отсутствия необходимых инструментов. Но его понимание того, как ребенок постепенно приходит к пониманию мира вокруг него, и того, кем он является среди общества, остается вдохновляющим, как и 50 лет назад. Сегодня проблема для ученых в области развития заключается в интеграции нового со старым, и понимании того, как чувствительность младенцев к сознанию других постепенно перерастает в полномасштабное понимание окружающих людей.

Все мы с вами когда-то были маленькими и начинали изучать этот мир. Каждый делал это по-разному. Сначала, при первой встрече ребёнка с незнакомым предметом у малыша возникает к нему интерес и огромное желание его изучить. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что наших маленьких граждан интересует абсолютно все. Чтобы ребёнок познавал этот мир, эму крайне важно постоянно узнавать что-то новое для себя и сопоставлять эту информацию с уже освоенным. Ведь детское восприятие мира постоянно меняется и сравнивается с тем, как воспринимают его самого.

Познание мира через игру

В раннем возрасте малыш познаёт мир через игру, поэтому очень важно научить его играть. Играя с новой игрушкой, ребёнок прежде всего проверит её вкус и прочность. Таким образом, он будет воспринимать и запоминать что можно делать с этой игрушкой, а отчего она сломается. Наблюдая за поведением и привычками взрослого, ребёнок начинает копировать его действия. Со временем, когда дитя подрастает и начнёт говорить, родители должны правильно ответить на все детские вопросы. Очень важно научиться разговаривать с ребёнком на одном языке, чтобы рассказать ему обо всём в доступной для его понимания форме. С детьми нужно много общаться, используя эмоции и жесты, ведь малыш будет учиться воспринимать мир именно через вас. Дети начинают относиться к вещам так, как вы относитесь к ним вы сами. Пугая ребёнка чем-то, вы формируете его подсознательно негативное восприятие к этому. Со временем дети смогут оценивать самостоятельно, поэтому не стоит навязывать своё мнение, а лучше интересуясь мнением ребёнка, стимулировать его восприятие и мышление. Этот способ максимального общения значительно укрепит его собственную самооценку как личности.

Как дети мыслят?

Дети мыслят по-другому, ведь научно доказано, ведь они воспринимаю то, что услышали с замедлением в 7 секунд. Для ребёнка время идёт очень медленно, так как у него намного больше энергии. Бытует мнение, что дети младше 8 лет учатся воспринимать окружающий их мир с помощью только одного из органов чувств. Эти чувства поочерёдно сменяют друг друга долей секунды, но вместе одновременно не работают. В результате ребёнок, принимает решение, полагаясь на тот орган чувства, который дал ему больше информации.

Часто дети одухотворяют не живые предметы. Это связано с тем, что у них богатое воображение. Чтобы разобраться во всём происходящем вокруг, ребёнок может наделять неживое всеми качествами живого. Так «дождь идёт», а в сказках животные умеют говорить. Да и сами родители часто внушают ребёнку, что игрушки разговаривают и чувствуют.

Памятка родителям

Не торопитесь изменить детское восприятие мира, ведь для ребёнка - это возможность хоть как-то понять непонятные для него вещи. Когда он подрастёт, разберётся что к чему, а может быть, и вам придётся эму помочь. Главная задача родителей – это воспитать достойного, умного и полноценного члена общества. Все мы социальные изначально и наши дети станут воспринимать окружающий мир под влиянием социума. Уделяйте больше времени общению со своими малышами и со временем вы удивитесь, насколько они восприимчивы и открыты.

Чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, он чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует (не даром существует такое выражение "что во мне, то и во вне... своих родных. Когда закончите это упражнение, позвольте себе рассказать о том, что с Вами сейчас произошло. Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден...

https://www.сайт/psychology/12018

Восприятие мира младенцем

Которая мешала главному герою. Как объяснить эти изменения в поведении? Модели объяснения В глазах младенца этот наш мир кажется очень простым местом. Ученые предполагают, что они ассоциируют человека, которого любят с «помощником». Хотя... их основные потребности удовлетворены. Эпилог: даосская философия - путь к истинному человеку Многие ученые пробовали приобрести восприятие и формы суждения младенцев и маленьких детей, чтобы комбинировать их со своими собственными способностями. Даосские пути...

https://www.сайт/journal/125910

Восприятие мира

А чем больше развито логическое мышление, тем меньше становится доступ к подсознанию. Это значит: что мы заложим в ребенка в раннем детстве, то и вырастет из него. А по сути, большинство детей повторяют судьбы своих родителей, так... просто этого не замечает, не акцентирует на этом свое внимание), и он готов расцеловать весь мир , даже вонючего больного бомжа, так как в его восприятии это не просто бомж, а отражение его блаженства. Почему при приеме некоторых наркотических препаратов возникает...

https://www.сайт/religion/111781

Восприятие мира

Видели ли вы спящую цаплю? Басе говорит: безмятежное благородство. Это сказано о вас, когда с вами случается молчание - безмятежное благородство. Внезапно вы становитесь императором. Прозрение дает вам целую вселенную. Оно отбирает прочь все то, что ложно, и дает вам все то, что истинно, все то, что красиво, все то, что благородно, все то, что есть сущая радость. Такой человек, как Басе - человек глубокой медитации - начинает видеть это повсюду. Даже в спящей цапле он увидит...

https://www.сайт/religion/15223

Восприятие мира

Огранили кристал,
Он в цене выше стал.
На порядок дороже,
Сделать внешний вид может.

Восприятием тело,
Обмануть ум сумело.
Субъективность суждения,
Дарят нам ощущения.

И по своему всяк,
Слово, песню и знак,
Телу веря, поймёт,
И своё в...

https://www.сайт/poetry/1142663

Внутренний мир ребенка - в его комнате

Растут, и впоследствии не нужно будет менять мебель и декор. Другая крайность – использование в интерьере чрезмерно насыщенной гаммы цветов и очень большое количество элементов. Мир ребенка отличается от мира взрослых, восприятие реальности тоже естественно другое, поэтому правильней всего обустраивать его комнату, сообразуясь с его увлечениями и предпочтениями – лучше год от года немного менять...

https://www.сайт/journal/140323

Притча про восприятие мира

Скрипка!" - Каково понимание, таково и действие. Менять нужно не действие, а мировоззрение. - Что нужно сделать, чтобы изменить его? - Просто понять, что твой способ восприятия мира имеет недостатки.

Поделиться: