Как ребенку привить лидерские качества. Как воспитать ребенка лидером: мой личный опыт

Как вырастить из ребёнка лидера? Этот вопрос чаще всего беспокоит амбициозных родителей, мечтающих воспитать из своих детей руководителей и бизнесменов. Нужно ли в каждом ребёнке развивать лидерские качества, каковы характеристики будущего лидера и как успешно способствовать их развитию – вы узнаете из нашей статьи.

Мнение психологов

Лидерами не рождаются, а становятся – так считают большинство психологов. Предпосылкой для активного развития лидерских качеств в ребёнке могут ранние задатки, которые проявляются в поведении. Обратите внимание на активность ребёнка, целеустремлённость, упорство, – и вы поймёте, прирождённый это лидер или нет.

Многие психологи считают, что если у ребёнка нет задатков к лидерству, то лучше не травмировать психику ребёнка, пытаясь сделать из него «хозяина жизни». Это вовсе не так. Несмотря на то, что, по мнению статистики, настоящими лидерами могут стать только 5% населения, родителям всё же нужно уделять развитию лидерских качеств в ребёнке. Почему это так важно? А потому, что даже если ребёнок в будущем не будет способен вести за собой коллектив, то он будет уметь уверенно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.

«Лидером может стать каждый ребёнок, который открыт новым знаниям и людям, стремится быть самостоятельным и преодолевать трудности».

Как же вырастить лидера?

Психологи советуют:

  1. Любите ребёнка. Ребёнок должен ощущать, что его любят. Это самое главное условие в деле воспитания лидера.
  2. Используйте методы позитивной педагогики. Создайте дух позитива и оптимизма в вашей семье. Не повторяйте ребёнку каждый пять минут: «Нельзя», «Не трогай», «Плохо», «Не вздумай». Такие утверждения негативно сказываются на психике и формировании характера ребёнка. А фразу «Ты плохой» лучше сразу забыть. При этом не попустительствуйте поступкам малыша. Указывайте на недостатки поведения с помощью иных выражений, например: «Ничего страшного, всё можно исправить», «Не стоит», «Ты хороший ребёнок, но сейчас ты поступил плохо».
  3. Подбадривайте. Поддерживая ребёнка в его начинаниях, тем самым вы воспитываете его уверенность в собственных силах. Отмечайте его успехи и достижения. А если что-то не получается – учите его не расстраиваться. Уверяйте, что всё получится, хоть и не сразу.
  4. Не утаивайте от ребёнка трудности жизни. Сталкиваясь с препятствиями, мы учимся ежедневно их преодолевать. Пусть и ребёнок учится смело смотреть в лицо сложностям и не бояться бороться с ними.
  5. Поддерживайте инициативу. Ребёнку хочется выступать на публике или посещать какой-то кружок? Поддержите его на пути к самореализации.

Лидер-школьник - эталон для одноклассников. Такого «неформального» лидера не выбирают и не назначают официально, его видно сразу. Он не уполномочен быть ответственным за какие-то дела, однако ему доверяют и учителя, и сверстники. Он - законодатель моды и всех актуальных тенденций. Среди черт ребёнка-лидера можно выделить ответственность, наличие собственного аргументированного мнения, умение защитить другого.

Лидерские качества

Психологи утверждают, что лидерам присущи определённые правила поведения и качества:

  • лидер оказывает поддержку, а не настаивает
  • лидер вдохновляет на действия, а не заставляет
  • лидер умело контактирует с окружающими
  • лидер умеет убеждать других
  • лидер формирует своё окружение
  • лидер умеет организовывать людей для общего дела
  • лидер умеет планировать, а после этого – действовать.

Лидер помогает другим добиться успеха, он самоутверждается как .

Средства воспитания

Ребёнок с лидерскими задатками имеет на всё своё мнение, частенько предлагает помощь, даёт советы. Чтобы не уничтожить задатки лидера, нужно стараться не ограничивать его вашими потребностями и желаниями и предоставлять пространство для мыслительной деятельности, для выработки собственных решений и поступков. Однако родитель всегда остаётся в роли родителя, а это тоже роль лидера. Как верно решить такое противоречие?

Начиная целенаправленно развивать в ребёнке лидерские качества, обратите внимание на то, какими средствами можно воспитывать ребёнка.

В домашних условиях:

  1. Будьте авторитетом. Общаясь с ребёнком, старайтесь быть эталоном поведения для своего ребёнка, всегда аргументируйте свою точку зрения, запрещая что-то или убеждая в чём-то, предлагайте альтернативные варианты. Интересуйтесь позицией ребёнка в тех или иных вопросах, однако будьте тверды в своём решении. Родитель - особая роль, авторитет у него должен быть всенепременно. Ребёнок должен прислушиваться к родителям, ценить их . Помогает фраза: «Когда будешь взрослым - будешь поступать, как хочешь, и нести за это ответственность».
  2. Распределяйте дела и обязанности. У ребёнка должна быть сфера деятельности, за которую он целиком отвечает (к примеру, вытирает пыль). Пусть он сам составляет график уборки, следит за «орудиями труда», а вы лишь иногда проверяйте качество работы. По мере взросления количество сфер деятельности можно увеличивать, предоставляя ребёнку самому планировать их содержание. Чем больше ребёнку доверяют - тем успешнее он будет самостоятельно принимать решения. Если ребёнок просит не вмешиваться в ход выполнения домашнего задания, но сам не успевает всё сделать в срок, отвлекаясь на компьютерные игры или телевизор, лучше предложить помощь по планированию дня.
  3. Не соревнуйтесь с ребёнком. Соревнование «Кто в доме главный?» вовсе не способствует развитию лидерских качеств. Будущего лидера лучше учить сотрудничеству и партнёрству. Не спорьте, а решение стремитесь принимать сообща с ребёнком.
  4. Помогайте общаться сёстрам и братьям. Не редкость, когда в семье соревнование происходит между детьми. Здесь родителям лучше помочь детям найти каждому из них свою «нишу» и подсказать, как правильно выстроить отношения друг с другом. Учите помогать детей друг другу, а не соперничать.
  5. В поисках компромисса. Договаривайтесь с ребёнком, ищите обоюдно приемлемые решения. Так вы не искорените лидерские задатки и научите ребёнка мыслить критически.

В школе:

Путями воспитания лидера сегодня принято считать:

  • образовательный (участие в научных кружках и факультативах)
  • общественно-политический или гражданственный (участие в детских и молодёжных организациях, самоуправлении)
  • эстетический (увлечённость краеведческой и экологической работой, фотографией и пр.)
  • физкультурно-спортивный (командные виды спорта, туризм, поездки в лагеря различной направленности, экспедиции).

Если хотите вырастить настоящего лидера, то:

  1. Помогайте ребёнку почувствовать веру в свои силы.
  2. Уважительно относитесь к ребёнку.
  3. Прекратите излишне опекать.
  4. Когда ребёнок не уверен в своих силах, рискуйте и прилагайте усилия в формировании лидерства.
  5. Не мешайте мечтать и строить амбициозные планы.
  6. Давайте возможность самому находить решения и преодолевать препятствия.
  7. Развивайте лидерские качества, привлекая к командной работе (в спорте, учёбе и на отдыхе).
  8. Расширяйте кругозор ребёнка, предоставляйте возможность для формирования личных интересов.
  9. Учите доброжелательному общению с людьми.
  10. Будьте примером. Меняйте собственное поведение для того, чтобы показать ребёнку образец истинного лидера.

Лидерские качества можно развить в каждом ребёнке - было бы желание. Однако помните, что спокойные дети ничуть не хуже их активных сверстников. Любите детей такими, какими они есть.

Проектная работа по английскому языку в 3 классе «Сочини сказку»

Цель проекта: вовлечение учащихся в творческую и самостоятельную деятельность.

Задачи проекта:

1. Объединить учащихся единой деятельностью;

2. Формировать навыки самостоятельной деятельности;

3. Создать благоприятный климат общения;

4. Ориентировать на получение конкретного продукта.

Оборудование:

Карандаши, ножницы, клей, бумага и заготовки сказочных героев.

Источники получения информации:

Сборники сказок на английском языке, различные справочные материалы, интернет-ресурс.

Проекта дает уникальные возможности для коммуникативного обучения английского языка даже при опоре на минимальный языковой материал.

Ход выполнения проекта.

Начинаем с выдвижения проблемы.

Проблема-демонстрация своих знаний на английском языке.

Вопрос к учащимся: Как вы можете показать свои знания по английскому языку в интересной для вас форме? Учащиеся начинают предлагать то, что им интересно. Вместе находим приемлемое решение - сочинить сказку.

Следующим этапом обсуждения является то, о чем будет сказка. Дети очень любят животных, они предлагают сказку придумать именно о них.

Вопрос к учащимся: Как мы будем работать - все вместе или по группам, где каждой группой будет придумана своя сказка? Учащиеся выбирают второй вариант и аргументируют его, ссылаясь на то, что когда они будут работать по группам, их производительность будет выше, и в результате их деятельности получится не одна сказка, а несколько, то есть учащиеся заранее проговаривают, что они получат в конце своей деятельности, каков будет их результат.

Обсуждаем этапы работы над проектом.

1.ПОдготовка к проекту. Отрабатываем синонимическую систему обучения, при которой обозначение предметов, явлений, понятий происходит,как на русском, так и на английском языках. Например: Я не могу пойти на бал, мое единственное платье грязное и поношенное.

(слова Золушки).

Перевод учащихся этой фразы Золушки приобретает следующий вид: I can t go to the бал

My единственное dress is dirty and old.

Алладин : I хочу to be a prince. Помоги me to live in the дворец.

Незнакомые слова постепенно вводим в предложения.

2.Организация участников проекта. Формируются при помощи учителя группы учащихся, где перед каждой – стоит своя задача. Распределяются обязанности в группах, учитывая способности учащихся к логическим рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании групп, в них включаются учащиеся разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3.Выполнение проекта.

Чтобы осуществить поставленные задачи, каждый учащийся в группе вынужден искать и отбирать необходимые сведения из различных источников, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств. Например одна из групп создала вот такую сказку.

A Bear and Mouse .

A Bear спал. Вдруг по его телу пробежала a Mouse . The Bear схватил the Mouse и собирался уже ее съесть, как the Mouse пропищала: « Excuse , Bear ! I am a Mouse. I am little and безобидная . Please, let me go. I can help you в трудный час ». The Bear расхохотался : «I am a Bear. I am big. You are a Mouse and you are little. How a little Mouse окажет помощь a big Bear? You can’t help me». The Bear немного подумал, почесал затылок и сказал: « All right Mouse , go ». - и отпустил the Mouse . Она пискнула: « Thank you . Good bye ! » - и исчезла.

Через некоторое время the Bear попался в охотничьи сети и, сколько ни бился, не мог выпутаться.

На его рев прибежала the Mouse and сказала: « I must help you ,»-и перегрызла веревки. « Thank you ! » -поблагодарил ее the Bear -« Теперь я понял, что даже a little Mouse can оказать большую помощь»

The Bear and the Mouse подружились.

5. Презентация проекта.

Учащиеся свою сказку рисуют так, как они ее представляют. Процедура защиты проекта моделирует ситуацию, когда учащийся вынужден высказать свою точку зрения по определенной проблеме, аргументировать ее, затем выслушать мнение оппонентов, согласиться или не согласиться с ними, объяснив свою позицию, отвечать на вопросы.

6.Подведение итогов проектной работы.

С самого раннего детства в ребенке начинает формироваться лидерский потенциал. Задача родителей – помочь своему малышу стать лидером.

Для начала попросим вас вспомнить свое детство, походы в детский сад или школу. Вспомните свой класс в школьные годы. Были ли в классе те, кого, мягко говоря, не любили? Нет, мы сейчас даже не про хулиганов, срывающих уроки. А про ябед, которые бесконечно жаловались, ныли, а в конфликтных ситуациях еще и перекладывали вину за содеянное на плечи других ребят? Скорее всего, с такими детьми мало кто дружил, к их мнению не прислушивались. А за кем шли, чье мнение было авторитетно? Ответьте себе, какими были такие ребята? Они старались найти выход из любой ситуации, не теряли веру в себя, свои силы, проявляли стойкость, силу воли, характер и достигали цели.

Во взрослой жизни все то же самое. Кто успешен в коллективе на работе, кто из вашего окружения счастлив или умеет хорошо заработать? Это такие же сильные и волевые личности.

И конечно же, любые родители желают, чтобы их ребенок стал именно таким успешным человеком, лидером, а не нытиком. Очень важно, чтобы взрослый понимал, что речь идет вовсе не о становлении ребенка великим оратором или «капитаном команды», не о том, как научить ребенка идти по головам к своей цели.

Кто же такой лидер? Лидер – это тот, кто умеет управлять жизненными процессами, это целеустремленный и волевой человек, а еще лидер не боится брать на себя ответственность.

Лидерские качества не обязательно проявляются в умении вести за собой толпу, лидерство имеет много видов. Лидер может быть организатором, инициатором, эрудитом, умельцем и даже эмоциональным центром. Они могут выступать как вдохновителями, предлагающими идеи, так и исполнителями уже выбранной программы. Часто лидеры являются вдохновителями и организаторами одновременно. Ваша задача – увидеть в ребенке такие задатки и не пытаться дрессировать свое чадо, не стремиться к тому, чтобы он без лишних слов подчинялся вам во всем. Поступая таким образом, вы можете подавить в нем личность. Беспрекословное послушание может сделать из податливого ребенка несчастного взрослого в будущем.

Для того, чтобы стать лидером, ребенку не обязательно быть круглым отличником в школе или побеждать всех соперников на спортивных соревнованиях. Самое главное, чтобы ваш отпрыск не боялся проявлять инициативу, нес ответственность за свои действия и с раннего возраста принимал решения сам. Мы предлагаем вам ознакомиться с работающими решениями, которые помогут воспитать в ребенке уверенность и самостоятельность.

Поддерживайте инициативу

В определенном возрасте дети начинают проявлять интерес к окружающему миру и процессам в нем. Конечно же, для каждого ребенка этот возраст индивидуален. Вот только реакция родителей не всегда бывает правильной: это не трогай, то опасно, и, пожалуй, фраза, хуже которой ничего быть не может «у тебя все равно не получится».

Именно поэтому, не рубите инициативу ребенка на корню, не ругайте, даже если у него не получилось что-то сделать. Наоборот, поддержите детскую инициативу – это станет первым шагом на пути к воспитанию в ребенке лидерских качеств. Она проявляется в мелочах, вы можете даже не заметить этого. Приведем пример. Ребенок решил сам погулять с собакой, помыть посуду, помыть пол. Даже если что-то он сделал не очень хорошо, похвалите его за то, что он решил помочь. Он молодец, ну а в следующий раз получится еще лучше! Если результат совсем плох, например, потерялась собака или ребенок залил полы, необходимо с ребенком сделать выводы из результата, а затем дать ему инструкции и подсказки.

Предложите ребенку вместе выполнить дело. Вы разделяете инициативу с ребенком, но не в коем случаете не делаете дело целиком за него. Если вы поощряете самостоятельность своего малыша, то в будущем ребенок не побоится быть ответственным.

Чаще интересуйтесь мнением ребенка, предлагайте ему выбор. До того, как ребенок примет решение, расскажите малышу о последствиях этого самого решения и оцените их стратегически. Это помогает развивать в ребенке критическое мышление, умение видеть причинно-следственные связи и делать выводы.

Важно: дети, за которых все решают их родители, становятся безынициативными и, вырастая, живут по чужим сценариям.

Ответственность – основа лидерства

Итак, ваш ребенок проявил инициативу и вы поощрили это. Теперь нужно научить малыша нести ответственность за совершенное действие, сделанный выбор, принятое решение. Ребенок-лидер должен уметь справляться с последствиями.

Последствия принятых решений могут быть как позитивными, так и негативными. Поэтому, с детства ребенка нужно учить принимать результаты своих решений.

Например, необходимо объяснить, что если вы купите ребенку конфету сейчас, то вечером на десерт он ее уже не получит. Или: ваше чадо может пойти гулять с собакой, не надев на нее поводок, но тогда она убежит. В любом возрасте у ребенка должна быть хоть и маленькая, но зона ответственности.

Процесс исправления ошибок – это тоже ответственность. Вы направляете ребенка, подсказываете как поступить, но не делаете за него все целиком. Он должен исправить свои ошибки сам.

Чем старше ребенок становится, тем серьезнее обязанность можно доверить ему. От помощи по хозяйству, до чистки клетки попугая или поливки цветов.

Помогите ребенку организовать собственное время

В настоящее время модно использовать такой термин как тайм-менеджмент. Он подразумевает под собой умение управлять, организовывать и распоряжаться своим временем, повышая эффективность его использования. Успешные люди владеют тайм-менеджментом в совершенстве.

Кроме самого тайм-менеджмента успешный человек умеет планировать, обладает самодисциплиной. Важно воспитывать эти качества в ребенке с самого детства, начиная с самых простых вещей: соблюдение режима дня, планирование занятий и физической активности. Сам распорядок дня лучше всего составлять вместе с ребенком, с учетом его пожеланий. Но и вы должны сами соблюдать режим и выполнять обещания. Иначе перед глазами ребенка будет пример, что можно нарушать запланированное, а так быть не должно.

Не стремитесь записать ребенка на всевозможные кружки. Пусть ребенок посещает только те, которые ему действительно интересны. Но занимательный досуг и интересы у ребенка быть должны обязательно, так как они обогащают личность.

Когда ребенок учится в начальной школе, уже можно ставить небольшие цели и планировать их. Купите ему красивый органайзер или веселые канцелярские принадлежности, которые также станут мотивацией для записей и планов. Во всем должен быть элемент игры или творчества.

Опять же, не делайте за ребенка то, что у него не получается. Только преодолевая препятствия, ребенок приобретет силу духа, целеустремленность и настойчивость. Направляйте, помогайте, но справиться ребенок должен сам.

Физическая активность и спорт

Физическая активность необходима и взрослым и детям. Речь идет вовсе не о профессиональном спорте, ведь там ребенка больше загоняют в жесткие рамки. Выберете с малышом что ему интересно: танцы, плавание, единоборства, гимнастика, теннис. Но обязательно в умеренных количествах. Любой спорт, какой бы вы ни выбрали, развивает множество полезных для жизни качеств, таких как: настойчивость, воля, выносливость, концентрация, самодисциплина, терпение, умение понимать потребности своего тела.

Доказано, что спорт не только укрепляет иммунитет, но и помогает развитию умственных способностей и снятию напряжения. Также, ребенок научится принимать поражения, а из победы не делать самоцель. Иными словами, ваше чадо наладит адекватные отношения с собственным эго.

Не зря родителям советуют привлекать к спорту гиперактивных детей, ведь именно в спорте они учатся направлять свою энергию в нужное русло.

Станьте хорошим примером

В воспитании ребенка прежде всего нужно начать с себя. Глупо рассказывать отпрыску о вреде курения, если сам куришь.

Огромную роль играют семейные устои и традиции, распределение домашних обязанностей между родителями, личные отношения между папой и мамой.

Если отец является достойным человеком, сын будет подражать ему. Если мать уважает себя, самодостаточна, умеет быть чуткой, нежной и имеет гибкий ум, дочь будет подражать ей. Дети как губка – впитывают все. Поэтому, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя.

На этот счет имеется даже английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Согласны?

Правила общения с ребенком

Баланс контроля со стороны родителей и свободы ребенка как личности очень важен. Правильное общение с ребенком начинается с выполнения некоторых пунктов.

  • Любить не значит баловать. Не позволяйте ребенку все по первой же его истерике. Регулируйте желания ребенка, отказывайте аргументированно и говорите с ребенком, мотивируя его.
  • Не считайте своего ребенка идеальным. Хвалите его за достижения, но не превозносите над другими детьми. Иначе малыш может загордиться и даже относиться с пренебрежением к другим детям. Радуйтесь успехам ребенка как своим собственным, но похвала всегда должна быть по поводу.
  • Помогайте ребенку. Да, мы говорили о том, что малыша надо приучать к самостоятельности, но, если вы видите, что без вашего вмешательства проблему не решить, помогите.
  • Не используйте деструктивную критику. А даже если и приходится критиковать, то критикуйте не самого ребенка, а его действия и поступки. Разбил вазу? Пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз. Если ребенок никак не может выучить стихотворение, переключите его внимание, а затем продолжите учить. Принятие ребенка и любовь к нему – это основа его уверенности в будущем. В случае, когда ребенок постоянно слышит лишь критику, он опускает руки и не хочет добиваться своего.
  • Пол ребенка играет роль в воспитании. Девочке нужно больше внимания и заботы, а мальчику – доверия и восхищения. Ведь однажды из девочки вырастет женщина, а из мальчика – мужчина. Женщина тоже может быть лидером. Но ее лидерство заключается не в том, чтобы пахать как лошадь, взваливая все на себя. А в том, чтобы уметь вдохновлять, быть мудрой и гибкой, влиять на других, но не подавлять их.
  • Возраст имеет значение. Чем старше ребенок, тем более серьезные решения он принимает.
  • Верьте в ребенка и не требуйте от него больше, чем он может на самом деле. Формирующейся личности важна поддержка близких и принятие малыша таким какой он есть.

И помните, ваша цель – это не воспитание управленца. Цель – воспитание самодостаточного счастливого человека. Не забывайте проявлять любовь к ребенку, верить в него, ведь если ваш малыш будет знать, что дома его всегда поддержат, он вырастет успешным!

Инструкция

С самых первых дней жизни ребенка прислушивайтесь к нему. Научитесь понимать, что значат его просьбы, не игнорируйте его плач, отвечайте на его улыбку и лепет. Малышу должен знать, что он пришел в доброжелательный мир, где его любят и с его мнением считаются. Проявляйте свою любовь несмотря ни на что, даже если вы устали или огорчены его поведением. Это будет основой его в себе.

Не сравнивайте ребенка с другими и не критикуйте. Вы можете осуждать его поступки, но не критикуйте его самого. К примеру, если он что-то нечаянно разбил или сломал, вместо того, чтобы наказать его, постарайтесь вместе исправить поломку. Привычка сразу исправить свою ошибку поможет в будущей жизни гораздо больше, нежели готовность к самоуничижению.

Казалось бы, чем больше ребенку позволяют - тем больше он верит в себя. Но привыкнув все, что хочется, не признавая ограничений в принципе, ребенок не сумеет адекватно вести себя во взрослом мире. Установите для него рамки, но пусть ограничений сразу будет не много. Вводите в ваш договор с малышом новые «нельзя» постепенно. Начните с самого наболевшего, например: «Игрушки у других больше не отнимаем, не бьем».

Позволяйте ребенку помогать вам: сложить белье в стирку, снять высохшие вещи и т.п. Похвалите его, даже если он сделает что-то неловко. Малыш будет чувствовать, что его помощь ценят, и с удовольствием захочет помогать вам еще.

Не смейтесь над ребенком. Особенно на людях. Нет ничего более унизительного. Особенно если это смех родных людей, которым он . Не рассказывайте при малыше о его промахах, о том, как он перепутал правый ботинок с левым. Это может заставить ребенка забыть про попытки одеваться самостоятельно. Он будет бояться снова ошибиться и выглядеть смешно.

Приучайте его к свободе выбора, не решайте все . Пусть иногда малыш сам выбирает, какую шапку ему надеть, что съесть на , с кем и во что играть. Тогда он научится принимать решения и действовать сам.

Ободряйте его, если у него что-то не получается. Постарайтесь вселить в него уверенность, что он все сможет. В трудной ситуации ваши слова вспомнятся и помогут ему.

В общении с ребенком старайтесь поменьше употреблять фразы, подобные этим: «Не бегай, упадешь! Не трогай, сломаешь!». Позвольте ему приобретать собственный опыт.

Не требуйте от ребенка невозможного, не торопите его. Если он декламировать стихи на детсадовском празднике, не настаивайте. Ведь если, разволновавшись, он забудет слова – это может надолго отбить у него желание к публичным выступлениям. Пусть он сначала выступит в кругу семьи, а уже потом, обретя уверенность в своих силах, выйдет на «большую сцену».

Хвалите его. В общении с будущими личностями, уверенными в себе, нужен специальный язык. Запомните: не «непонятные каракули» - а «инопланетное животное». Подчеркивайте, что то, что он делает, - хорошо. Когда малыш закончит рисовать, предложите повесить рисунок на стенку в его комнате. А в конце дайте совет на будущее: «Тебе не кажется, что лучше красками проводить линии, а не размазывать их по всему листу?»

Формируйте позитивный образ родителей. Никогда не говорите: «Ты «такой-сякой», весь в отца!» или в маму. Если родители будут хвалить друг друга, мама говорить: «Ты умный, прямо как твой папа!», а отец заметит: «Ты трудолюбивый, весь в маму!» - малыш обязательно поймет, что у таких замечательных родителей может быть только замечательный ребенок.

Любящие родители - не единственные люди, с чьим мнением придется столкнуться ребенку. Поэтому оценивайте его успехи адекватно и максимально объективно. Пусть он реально осознает свои силы, знает, что у него получается, что нет. Учите его не сдаваться и повторять попытки. Не играйте «обожающих родителей», чтобы ваш ребенок не зависел от чужого мнения. Вера в себя - это еще и умение развиваться самостоятельно, не ища одобрения окружающих.

Мир предъявляет к сегодняшним детям достаточно жесткие требования – система образования, воспитания установила высокую планку психического, умственного, физического развития для детсадовцев, школьников. Окружение ребенка изобилует талантливыми, одаренными сверстниками. Возможности роста, расширения кругозора, получения нового опыта растут с каждым годом. Кажется, «середнячки» в современном мире будут совершенно неприспособленными к жизни, неконкурентоспособными, потерянными, не обретут признание, успех, самоуважение и веру в себя.

  • Родители все чаще задаются вопросом: как можно воспитать лидера в ребенке — мальчике особенно?
  • Действительно ли лидерские качества можно привить, развить, воспитать даже в самых робких детях?
  • Что для этого нужно делать?

Задатки лидера проявляются у некоторых ребят уже в трехлетнем возрасте. Все, что нужно сделать родителям и педагогам, – немного подтолкнуть, направить малыша, научить правильно использовать свой авторитет среди друзей. Стоит ли работать в этом направлении, если малыш застенчив? Да – возможно, в будущем такой ребёнок не поведет за собой толпу, но он научится слушать и слышать себя, ответственно принимать решения, отстаивать свои границы.

Родители не всегда имеют четкое представление о том, как проявляются лидерские качества, и путают их с капризами, агрессией, нетерпимостью. Трехлетка, вопящий на соседку по игре, что она должна быть злой принцессой, иначе он выгонит ее из компании, не может называться лидером, как и подросток, держащий в страхе отличника, чтобы тот делал вместо него домашние задания.

Черты лидера

Какие же особенности детского характера и поведения говорят о наличии лидерских задатков?

  • У ребенка есть хобби, увлечение, дело, способное надолго завладеть его пристальным вниманием.
  • Если что-то не получается, малыш не торопится расстраиваться и жаловаться, а пытается решить проблему снова и снова.
  • Контактность, коммуникабельность, в том числе с незнакомыми людьми.
  • Интерес к делам семьи.
  • Умение увлечься делом, которое на первый взгляд кажется скучным, неинтересным, бесполезным.
  • Дружелюбие, доброта – малыш не склонен к обидам, зависти, ссорам.
  • Необъяснимая способность притягивать к себе других детей – ребенок лидер всегда в центре игры.
  • Умение планировать, просчитывать разные варианты, выбирать наилучший.
  • Активность, жизнерадостность, способность «разруливать» чужие конфликты, заступаться за тех, кого обижают.
  • Здравомыслие – дети с задатками лидера умеют договариваться, идти на компромисс, аргументировать свою позицию.
  • Адаптивность, гибкость.
  • Стремление везде и всегда быть первым, побеждать.

Доверие воспитателей, учителей и сверстников, ответственность, обаятельность, харизматичность – признаки настоящего, достойного предводителя. Такие дети ведут за собой без давления, принуждения, они умеют убедить, увлечь, объяснить, согласиться с мнением другого, оказать поддержку, организовать. Являясь авторитетом для друзей, они часто становятся инициаторами «спасательных операций», если кому-то нужна помощь.

У медали лидерства есть оборотная сторона – зазнайство и нарциссизм. Чтобы этого избежать, ребенка нужно мягко направлять в русло созидания, акцентируясь на его лучших качествах, прививать и поддерживать чувство ответственности за себя и тех, кого он ведет за собой.

Истинный предводитель знает свои сильные стороны и с удовольствием демонстрирует их публике. Он тянется к старшим ребятам и взрослым, умело поддерживает общение с ними.

Воспитание лидера в семье

Задумываясь о том, как вырастить лидера, мама и папа чаще всего двигаются в сторону специальных методик, сложных психологических приемов, забывая о том, что основа основ – это общение, собственный пример и доверие. Родители воспитывают своих отпрысков, просто находясь рядом с ними каждый день, демонстрируя определенные модели поведения. Наблюдая за значимыми взрослыми, кроха усваивает их ценности, взгляды, принципы, способы действия в различных ситуациях. Поэтому прежде всего необходимо уделить внимание качеству собственной жизни и взаимодействия внутри семьи.

Психологи объясняют, как воспитать в ребенке лидерские качества, не делая для этого ничего особенного:

Следите за речью

Обидные фразы и слова, сказанные сгоряча, от усталости или на автомате, ранят детей и программируют их на неудачи. «Какой же ты грязнуля», «Ну что ты вечно копаешься», «Молчи и делай, что сказано». Унижающие личность ребенка прозвища: дурачина, неряха, рева-корова, трус. Все эти слова западают глубоко в душу и протаптывают тропинку к комплексам, неумению заботиться о себе и общаться с другими людьми.

Будьте малышу поддержкой, говорите ему хорошие, добрые слова, концентрируйтесь на его плюсах. Исключите дразнилки, обзывания, ярлыки.

Речь родителей должна быть чистой, грамотной, правильной, понятной – такой же будет и речь ребенка, а это очень важно для лидера, ведь предводитель – это всегда отчасти оратор.

Больше внимания

Уверенность в себе, желание исследовать окружающий мир, смелость дерзать — неизменные спутники «долюбленных» детей. Если для совсем крох любовь выражается в постоянном контакте с мамой, то дошколятам и школьникам нужны беседы, обсуждения, размышления. Заведите семейные ритуалы:

  • книжка с мамой на ночь;
  • обсуждение того, как прошел день, после ужина;
  • утренняя зарядка с папой;
  • семейный обед у бабушки на выходных;
  • совместное приготовление пищи, уборка.

Любая совместная деятельность – возможность пообщаться, обсудить какое-то событие, просто поболтать ни о чем.

Свобода действий

Невозможно вырастить из ребенка лидера, если не давать ему пробовать и ошибаться. Гиперопека убивает инициативность, желание развиваться, думать, делать. Разрешите годовасу продолжать попытки взобраться вверх по крутой лестнице, трехлетке – налить себе воды и одеться, пятилетке – разрешить конфликт со сверстником, школьнику – договориться с учителем о дополнительных занятиях.

При выборе секций и кружков руководствуйтесь пожеланиями ребенка, пусть начинает, бросает и пробует что-то другое. Так маленький человечек научится анализировать и выбирать.

Предоставьте выбор в решении проблем. Родители склонны давать детям готовые решения по первому же запросу. Попробуйте изменить сценарий – отдайте инициативу в руки сына или дочери. Чадо научится слушать себя, доверять себе, осознает, что обладает реальным влиянием.

Поддержка

Положительная мотивация – способ подтолкнуть ребенка к новым свершениям. Вместо того, чтобы ругать за неудачу, поддержите: «Да, выступать на публике действительно страшно. Должно быть, ты расстроился, что не смог рассказать стих». Малыш поймет, что ошибки и неудачи – неизбежная часть пути, а с каждой попыткой вероятность победы повышается. Невозможно сделать ребенка лидером, не научив его достойно относиться к своим поражениям.

Поддержать – прежде всего принять чувства, переживания малыша. Правильный посыл от родителей – я вижу твое состояние, я его понимаю, я помогу тебе справиться. Учите детей проявлять свои эмоции с оглядкой на тех, кто рядом: ты злишься, это нормально, но хлопать дверьми от злости нельзя, вместо этого ты можешь порвать бумагу или покричать в подушку.

Широкий круг общения

Маленький предводитель нуждается в аудитории. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе, посещайте массовые мероприятия, гуляйте на больших площадках. Расширяйте привычный круг контактов – помимо садика или школы запишите чадо на занятия командным видом спорта, в театральный кружок, другую секцию, предполагающую взаимодействие в группе.

Ответственность

Воспитывайте в крохе умение отвечать за свои слова и поступки. Показывайте и объясняйте, как сделать выбор, не затрагивающий интересов других людей. Обращайте внимание на то, какие последствия имеют те или иные действия, учите видеть взаимосвязь между собственным поведением и реакцией на него со стороны родных и друзей. Прививайте правильные ценности: честность, уважение к окружающим, умение соблюдать чужие границы, эмпатию.

Ответственность появляется вместе с обязанностями. Подключайте чадо к выполнению домашних дел. Дом – общий, и все члены семьи прилагают усилия, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Договоритесь, за что отвечают сын или дочь, когда должна выполняться работа, кто и когда проверяет качество исполнения. Постепенно этап контроля можно будет исключить.

Здоровая критика и похвала

Умение воспринимать критику играет важную роль в развитии лидерских качеств ребенка. Задача родителей – мягко указать отпрыску на недочеты, подтолкнуть его двигаться дальше, продолжать попытки, искать новые пути решения проблем. Отмечайте то, что сделано хорошо, и стимулируйте делать еще лучше. «Я вижу, что все игрушки на своих местах, одежда лежит аккуратно в ящиках, фломастеры в коробке. Только пыль на столах осталась. Кажется, тут понадобятся тряпка и еще пять минут времени».

Современные психологи утверждают, что хвалить тоже нужно с умом. Дети перестают воспринимать похвалу, когда на все свои достижения слышат неизменные шаблоны: «Молодец!», «Как красиво!», «Ты самый лучший!». Для того чтобы ребенок обрел истинное понимание своей ценности, достаточно немного изменить стратегию. Описывайте то, что видите – «О, я смотрю, ты нарисовал здесь два красных пятна, одно синее, много зеленых черточек и даже желтую закорючку. Как ты так придумал?!», «Я вижу, что посуда помыта, крошки со стола убраны, пол чистый. Все, как я и просила. Вот это я называю ответственностью!». Через некоторое время ребенок сам начнет осознавать свои победы, видеть сильные стороны и признавать собственные достоинства.

Партнерство вместо соревнований

Родители порой имеют искаженное понимание того, как воспитать лидера – в ребенке предлагается культивировать дух соперничества с мамой, папой, братьями и сестрами. Семья – это прежде всего партнерство, в котором существует строго определенная иерархия. Родители обозначают границы, нормы допустимого поведения, являются авторитетом, имеющим решающее слово. Братья и сестры – одинаково ценные члены семьи, на их привилегии никак не влияет то, кто из них лучше рисует, кто первый поел или оделся. Пресекайте соперничество между детьми, поощряйте попытки сблизиться, действовать сообща, поддерживать друг друга.

Игры на определение и развитие лидерства

Вопрос: «Как воспитать лидера в ребенке?» – мальчике или девочке, имеет еще один простой ответ: играйте. Организуйте следующие несколько игр, которые наглядно продемонстрируют, насколько развиты лидерские способности ваших деток, и на что следует обратить внимание.


Игровая деятельность наглядно показывает, кто из детей имеет явные предводительские таланты.

А если он не лидер?..

Дети разные, и зачастую родительские ожидания – а вернее, амбиции – не оправдываются. Как быть, если ваш малыш, несмотря на прилагаемые вами усилия, продолжает оставаться застенчивым, замкнутым и скромным?

Сосредоточьтесь на положительных сторонах своего ребенка и любите его именно таким. Позвольте малышу заниматься тем, что ему интересно, подбадривайте, верьте в него. Не стоит стыдиться дитя, которое избегает всеобщего внимания. Возможно, ваш тихий спокойный созерцатель станет выдающимся изобретателем. В любом случае, ломать стержень человека, даже маленького — сомнительное удовольствие, которое к тому же не принесет счастья ни родителям, ни ребенку. Поддерживайте сына или дочь в их начинаниях, желаниях, инициативах. Учите прислушиваться к себе, самостоятельно принимать решения, ценить дружбу, верность, порядочность.

Быть лидером – не всегда означает быть первым среди остальных. Истинный лидер – тот, кто способен следовать своему сердцу, выбирать свой путь, выбирать цели, идти к ним, сохраняя свой комфорт, окружая себя людьми, которых хочется видеть рядом.

Поделиться: