Комаровский про еду и одежду. Полноценное питание годовалого ребенка: Комаровский рекомендует

Принципы эти совсем не сложные. Надо знать всего 5 простых слов, за каждым из которых скрывается одно из основополагающих правил кормления детей.

Мы будем говорить о детях, которые вышли из того счастливого возраста, когда единственным блюдом в рационе является материнское молоко. Большинство врачей рекомендует, чтобы период «исключительного млекопитания» продолжался 6 месяцев. Именно с этого возраста начинается прикорм, этот особый этап в жизни младенца и его родителей — этап адаптации ко взрослой еде, этап экспериментов, проб и ошибок.

Наша задача — максимально упростить эту адаптацию, уменьшить количество рискованных опытов, облегчить процесс принятия решений. Ну а решение поставленной задачи предусматривает знание основных принципов здорового питания. Принципы эти совсем не сложные. Надо знать всего 5 простых слов, за каждым из которых скрывается одно из основополагающих правил кормления детей.

Итак, 5 принципов — 5 слов (трудно определить, какой из принципов главнее, поэтому разместим их в алфавитном порядке):

Безопасность.

Разнообразие.

Удобство.

Теперь подробнее.

1. Аппетит

Еду надо хотеть! Аппетит — стремление к приему пищи — важнейший признак здоровья, свидетельство того, что организм и нуждается, и готов к тому, чтобы поесть, обязательное предварительное условие полноценного переваривания и усвоения всего, необходимого организму. Пища, съеденная без аппетита (с уговорами и ритуальными родительскими плясками), полноценно не усваивается и на пользу не идет!

Постоянное отсутствие аппетита — это повод не экспериментировать с едой, а менять основные параметры образа жизни, прежде всего режим сна и физических нагрузок. Не бойтесь не накормить! Воздержание от еды естественно для человека как биологического вида и намного более физиологично в сравнении с родительским желанием «накормить любой ценой».

Женщина, не выходящая за пределы кухни, позиционируется как «нормальная мать», а купившая готовый продукт — мачеха

2. Безопасность

Риск кишечных инфекций и отравлений у детей заметно выше, чем у взрослых, что обусловлено как особенностями детского поведения, так и физиологическими особенностями иммунной системы и системы пищеварения. Безопасность детского питания подразумевает действия в трех направлениях:

1. Выбор исходных продуктов

2. Правильная кулинарная обработка

3. Соблюдение правил хранения

Родители должны отдавать себе отчет в том, что имеющиеся в продаже «детские продукты питания» в максимальной степени соответствуют критериям безопасности, что обусловлено жесткими требованиями к качеству исходного сырья, значительными ограничениями на использование потенциально опасных ингредиентов — как технологических (красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса, консервантов и т.п.), так и пищевых (какао, мед, орехи и т.п.). Дополнительный аргумент в пользу готовых «детских продуктов» — стерильность современных производственных линий и малый объем упаковки, позволяющий ребенку съесть готовый продукт в течение одного кормления.

Но важно не забывать и о том, что стерильные условия производства и качественная упаковка не освобождают родителей от необходимости лично контролировать сроки годности приобретаемых продуктов, изучать и соблюдать рекомендуемые производителем правила хранения

3. Польза

Полезный детский продукт — это продукт, в максимальной степени удовлетворяющий потребности растущего детского организма в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах, витаминах, макро- и микроэлементах.

Особое место в ряду полезных занимают продукты кисломолочные — кефир, йогурты, творожки. Кисломолочные продукты рекомендуются к использованию в детском питании ежедневно с момента начала прикорма, а возраста, когда эти продукты больше не нужны (перестают быть полезными), просто не существует.

Дополнительная польза детских современных кисломолочных продуктов состоит еще и в том, что, во-первых, в процессе производства в них обеспечивается оптимальный для детского организма баланс ингредиентов (например, регулируется, в соответствии с требованиями медицинской науки, количество жиров, сахаров, соли), а, во- вторых, имеется возможность обогатить готовый продукт компонентами, которые ребенку нужны, но которых мало (или вообще нет) в исходном сырье (кальций, витамин К и т.п.).

4. Разнообразие

Разнообразное питание значительно повышает вероятность того, что детский организм получит все критически важные витамины, макро- и микроэлементы.

Для родителей принципиально важно понимать, что разнообразное питание подразумевает регулярное получение ребенком продуктов из пяти основных пищевых групп: мясо (рыба), крупы, молоко, овощи, фрукты. Говоря другими словами, 5 разных каш или 5 разных творожков — это не разнообразие, но ежедневно что-то мясное, что-то молочное, какой-то овощ, какой-то фрукт и какая-то крупа — это и есть подлинное разнообразие, разнообразие полезное и способное обеспечить ребенка всем необходимым.

Следует отметить, что потребность в разнообразном питании во многом не физиологическая, а психологическая, инстинктивная, поскольку возможность питаться разнообразно с незапамятных времен рассматривается как признак социального благополучия (бедный сидит на хлебе и воде, у богатого стол ломится от разнообразной еды). В этом аспекте становится понятным инстинктивное стремление родителей максимально разнообразить детское меню и стремление производителей детского питания максимально удовлетворить эту родительскую потребность.

Кисломолочные продукты и в этом аспекте хороши: они нужны и полезны ежедневно, но при этом родители имеют возможность активно экспериментировать, предлагая ребенку разные вкусы и разную консистенцию.

Настоятельно рекомендую при выборе продукта внутри пищевой группы идти навстречу индивидуальным предпочтениям ребенка. И если конкретному младенцу нравится питьевой йогурт с добавкой яблока, так это не повод переживать по поводу того, что густой йогурт со злаками малышу не по вкусу. Давайте то, что нравится, — благо выбор возможных вариантов просто огромен, и всегда можно подобрать то, что будет с аппетитом поедаться именно вашим особо требовательным едоком.

5. Удобство

Главное удобство современного детского питания — возможность освободить женщину от рутинной домашней работы, отойти от привычного и недостойного женщины XXI века образа матери-героини, превратить материнство из подвига в счастье.

Главное препятствие на пути к удобству — печальные традиции, в соответствии с которыми женщина, не выходящая за пределы кухни, позиционируется как «нормальная мать», а купившая готовый, специально предназначенный для детского питания продукт — как мачеха, не способная на самопожертвование ради ребеночка.

Ни логика, ни здравый смысл не дают ответа на вопрос, почему купленный на рынке неведомого происхождения творог в сочетании с непонятно где и кем выращенными фруктами — это хорошо, а тот же творожок с фруктами — готовый, заведомо полезный, вкусный, безопасный и удобно упакованный — это плохо.

Известный педиатр относит вопросы питания детей к очень важным и не приветствует никакие родительские эксперименты в этой области. Он говорит, что взрослый человек волен питаться, как ему заблагорассудится, и не важно, что он выбрал для себя - сыроедение, раздельное питание, вегетарианство, голодание или что-то другое. Однако ставить пищевые опыты над детьми Комаровский называет неэтичным и жестоким поведением. Давайте узнаем отношение популярного врача к другим проблемам питания подросших малышей и болеющих деток.


Отсутствие аппетита

В первую очередь при всех проблемах с питанием ребенка Комаровский советует не делать из пищи культ. Родители не должны превратить вопрос «как и чем накормить ребенка?» в смысл собственной жизни.

Проблему плохого аппетита известный врач напрямую связывает с достатком семейства, а также с образом жизни семьи. Он напоминает, что аппетит появляется после того, как ребенок затратит достаточное количество энергии. Если же малыш мало двигается (например, много времени проводит за уроками), тепло одет, мало гуляет, то и энергии у него тратится мало, что и проявляется сниженным аппетитом.

Комаровский по своему опыту заметил, что у малышей, у которых нет аппетита, родители либо очень заняты, либо очень ленивы. Им легче начать уговаривать малыша, обещать ему подарки и пытаться накормить другим способом, чем погулять и поиграть с крохой в активные игры. В целом известный врач делает акцент на том, что аппетит указывает на готовность тела к усвоению пищи, следовательно, кормить детей без аппетита бессмысленно.


Режим питания

Основой рекомендаций кормить ребенка по режиму Комаровский называет учение Павлова, согласно которому при употреблении пищи в одно время пищеварительные соки начинают вырабатываться к нужному времени, что улучшает переваривание. Однако данное учение не учитывает, что не всегда существует возможность давать ребенку пищу в одинаковое время.

К тому же, популярный врач напоминает, что для опытов Павлов использовал собак, а их образ жизни сильно отличается от детского, поскольку на современных детей действует огромное количество факторов, способных изменять аппетит (например, просмотр телевизора или полученная двойка). И потому Комаровский рекомендует кормить детей не по часам, а с учетом наличия аппетита и готовой еды.

Отказ от пищи

В числе причин отказа от еды известный педиатр называет:

  • Заболевания полости рта, кишечника или органов дыхания.
  • Неподходящие физические характеристики пищи (очень горячая или холодная еда).
  • Неподходящий вкус еды (горький, соленый, кислый).

Тем не менее, в большинстве случаев такое поведение ребенка Комаровский связывает с педагогическими и воспитательными проблемами, когда родители с раннего возраста потакают требованиям детей и готовы ущемлять в еде себя, но давать малышу самое вкусное и желаемое.


Перекусы

Комаровский называет это явление, когда родители в промежутках дают малышам конфеты, фрукты, печенья и другую еду, очень частым При этом популярный врач считает перекусы допустимыми за исключением двух ситуаций:

  1. Если у ребенка имеются проблемы с аппетитом.
  2. Если в ротоглотке ребенка есть хроническая инфекция.

Сладкое

Сладкую пищу Комаровский называет источником быстродоступной энергии и удовольствия. И если ребенку есть, куда эту легко полученную энергию тратить, никаких препятствий для того, чтобы дать ребенку сладость, известный педиатр не видит.

Однако он напоминает, что на экзотические фрукты и шоколад очень часты аллергии, и если проблема появилась, эти продукты нельзя давать в маленьком количестве, а следует исключить из рациона минимум на год.

Супы

По своему опыту Комаровский знает, насколько популярно для нашей страны мнение, что хотя бы раз в день ребенку нужна жидкая и горячая еда в виде супа . При этом известный врач акцентирует внимание родителей на том, что борщи и супы каждый день не едят в десятках стран, а медицина не считает первые блюда обязательными в рационе. Есть супы или нет, зависит исключительно от ваших привычек и вкусов, а также от количества свободного времени родителей и их материального положения, так как сварить первое блюдо на несколько дней выгодно по финансам и по времени.


Питание при болезнях

Прежде чем решить, нужна ли пища заболевшему ребенку, Комаровский обращает внимание на 2 момента:

  1. Есть болезни, для лечения которых важно определенное питание. Примером может быть сахарный диабет (ограничивают сахар) или болезнь почек (ограничивают соль). Также особая диета нужна при воспалении кишечника, пищевом отравлении, запоре, болезнях поджелудочной железы и других патологиях пищеварительной системы.
  2. При любом остром заболевании или обострении хронической патологии у большинства детей аппетит снижается.

По словам известного врача, снижение аппетита при любой болезни является типичным признаком, указывающим на то, что потребности в пище у ребенка снизились. И верной тактикой Комаровский считает оставить малыша в покое и не заставлять есть.

Печень ребенка во время болезни занята синтезом веществ, которые нейтрализуют бактерии и вирусы, а также обезвреживанием токсинов. И нагружать ее дополнительно процессом пищеварения не стоит.


  1. В первую очередь учитывать аппетит ребенка.
  2. Ни в коем случае не кормить насильно.
  3. Порции уменьшить, но пищу предлагать чаще.
  4. Никакие новые продукты больному ребенку не давать.
  5. Выбирать для питания заболевшего малыша теплую, нежирную, жидкую и легко усваиваемую пищу.

В последние годы у всех мамочек нашей страны появился негласный авторитет – доктор Комаровский. Этот специалист является одним из самых авторитетных врачей в нашей медицине, а его советы горячо передаются женщинами из уст в уста. Одна из главных для матерей тем, которую поднял Комаровский – прикорм. Как организовать его правильно, только в пользу для здоровья малыша? Когда и с чего начинать его вводить в жизнь ребенка? Об этом и многом другом мы и поговорим сегодня.

Прежде чем начать разбор того, каким должен быть прикорм по Комаровскому, стоит разобраться в том, чем вообще является прикорм. Проще всего это показать на контрасте с докормом. Докормом считается способ восполнения недостатка пищи в рационе ребенка. Банально, если младенцу не хватает материнского грудного молока, то ему дается искусственная смесь либо молоко домашнего млекопитающего, в редких случаях молоко матери-донора. Подготовка ребенка к взрослой пище путем добавления в его рацион новых продуктов – это и есть прикорм.

Когда его стоит ввести?

Самый первый год в жизни малыша – самый важный, с точки зрения педиатрии, а потому и кормление ребенок должен получать строгое и продуманное. Начинать прикорм при грудном вскармливании по советам Комаровского стоит не ранее, чем через 6 месяцев от рождения. И не так важно, что именно преобладает в питании грудничка: материнское молоко или детская смесь. Мнение Комаровского о первом прикорме таково, что до шести месяцев нормально развивающийся ребенок получает все необходимое от матери и специальных молочных смесей.

Однако и позже шести месяцев начинать первые прикормы Комаровский не рекомендует, ведь именно новые продукты должны начать формировать у младенца новые навыки – жевание, мелкую моторику.

Также ребенок должен вовремя получить те питательные вещества, что отвечают за его рост, а также за развитие организма. Кроме этого, именно жевательные процессы помогут деснам вашего ребенка облегчить прорезывание зубов, а вам пережить с малышом этот нелегкий процесс. Продумывание того, когда начинать первый прикорм, было тесно связано с развитием психоэмоциональных и физических процессов в организме детей, поэтому так важно соблюсти этот момент.

Плюсы и минусы раннего прикорма

То, насколько важен первый прикорм при грудном вскармливании, Комаровский объяснил, сравнив плохие и хорошие стороны этого процесса. Как уже говорилось выше, в случае, если ребенок развивается нормально, получает все необходимые питательные вещества и не имеет недостатка в кормлении, а его мама здорово и разнообразно питалась во время беременности и также питается до сих пор, то необходимости во до шести месяцев нет. Это скорее принесет негативные последствия. К ним можно отнести расстройство органов пищеварения и аллергию, к которой организм малютки пока не готов.

Конечно, раннее начало прикорма по Комаровскому имеет и положительные стороны. Он рекомендует его семьям, в которых стоит проблема гиповитаминоза в кормлении малыша. Если грудничок отстает в весе, росте и развитии от нормы, а также в его здоровье наблюдаются признаки анемии, то ранний прикорм ему просто необходим. Он может заключаться в соках, кусочках желтка, овощном пюре и в других неопасных продуктах, которые восполнять недостаток витаминов и полезных веществ. Однако помните о том, что прикорм не стоит делать детским питанием, ведь зачастую, что отмечает и доктор Комаровский, на упаковках таких баночек пишется не совсем верная информация о разрешенном возрасте.

Чтобы ввести правильно первые прикормы, Комаровский рекомендует придерживаться определенных советов. Правила прикорма по доктору Комаровскому звучат следующим образом:

  • вводя в первый раз в рацион грудничка какой-либо продукт, делайте это очень осторожно. Попробуйте для начала одну ложечку или один глоток добавить к привычному ГК. С каждым новым приемом пищи можно постепенно увеличивать дозу, если детский организм негативно не реагирует на это;
  • небольшие беспокойства вроде легкого покраснения щек малыша или несильного плача ночью, должны стать первым звоночком, что на некоторое время с этим продуктом стоит повременить. Продолжить введение стоит только после полного избавления от симптомов;
  • начинать приучение к новым продуктам строго запрещено в периоды заболевания младенца, так как в эти дни он и так слаб. То же самое стоит сказать и о периодах за три дня и на протяжении трех дней после прививок;
  • если малыш ясно дает понять, что продукт ему не нравится – не стоит его заставлять, это вредно.

Это небольшое количество совсем понятных правил поможет избежать очень многих проблем.

С чего стоит начинать прикорм?

Разные врачи и специалисты-педиатры, задаваясь вопросом «с чего начинать прикорм?», высказывают совершенно разные точки зрения. Кто-то считает, что первым делом необходимо ввести овощное пюре, ведь именно оно содержит большое количество полезных витаминов и минеральных солей. Другие утверждают, что уходить дальше от кисломолочного рациона не стоит, так что первым продуктом обязательно должен быть кисломолочный продукт. Доктор Комаровский за последних, и прикорм он рекомендует начинать с далекого брата молока – кефира.

Грудничку будет легко приучиться к жидкому продукту, очень похожему на материнское молоко. Желудок должен хорошо усвоить состав детского кефира, ну а тот, в свою очередь, насытит организм кисломолочными бактериями. Вводить первые разы его стоит только в утреннее кормление около 9–11 часов, дать нужно не больше трех-четырех чайных ложек. Кстати, сначала стоит дать кефир, а уж после закончить процесс кормления ГВ или смесью.

Если в течение всего дня с вашим малышом не произойдет ненормальных реакций организма, значит, можно продолжать введение прикорма.

Приучайте дальше к кефиру, удвоив на следующий день дозу кисломолочного продукта. Если все реакции ребенка каждый день будут оставаться неизменными, то уже к концу седьмого месяца мы получим дозу в 150 мл, на которой стоит остановить ее увеличение. Остановиться вы можете и раньше, если этого желаете.

Продолжение прикорма поэтапно от Комаровского

Если вы видите, что введение прикорма при грудном вскармливании или кормлении смесью у вас отлично прижилось, то можете продолжать этот процесс. Согласно Комаровскому, должен идти следующим образом:

  1. Добавляем еще один кисломолочный продукт – творог. Ввести его стоит только с пятого дня прикармливания кефиром, попробовав одну чайную ложку. После количество добавляемых к прикорму ложек нужно постепенно повысить до 40 грамм, и оставаться в этой дозировке до 8-ми месяцев. И кефир, и творог, кстати, можно подслащать, но не сильно. Творог в отличие от кефира может быть домашним.
  2. Очень важно то, что одно из кормлений в течение семи дней должно состоять из кефира в 150 мл и творога в 40 грамм, чтобы ребенок кушал хотя бы один раз в неделю исключительно «взрослую пищу» в остальное время отказываться от грудного вскармливания или молочной смеси не надо. Этот этап должен длиться три - четыре недели.
  3. В этом этапе мы начинаем приучать ребенка к новому продукту. В этот раз в рацион добавляется каша, причем лучше всего на ту роль подойдут гречневая, рисовая или овсяная. Добавлять кашу стоит в последнее перед засыпанием ребенка питание. Она варится на коровьем молоке, хотя для лучшего результата стоит делать ее на молочной смеси для шестимесячных грудничков.
  4. Уже к восьми месяцам можно ввести в рацион манную кашу, так как, если сделать это раннее, из-за глиадина в животе малютки начнется пучение с коликами. Как вы можете заметить, к этому возрасту ваш малыш уже сидит не только на простом грудном кормлении, он уже получает целых два замененных прикорма из кефира с творогом и каши. Как только у него появится первый зуб, можно будет переходить к следующему этапу.
  5. Многие спрашивают, как приучить ребенка кушать овощи, а ведь именно ранее приучивание к овощам с восьми месяцев отлично помогает ему полюбить хоть морковку, хоть шпинат. Как только у вас появляется первый зуб, ему нужно заварить пробный отвар. Для него измельчаются морковка, картошка, капуста и лук, после чего смесь с кипятком разваривается. Процеженный и вновь вскипяченный отвар дается малышу в бутылочке. Ребенок должен пить отвар в течение двух дней, в первый раз получив 50 грамм, а во второй 100 грамм.
  6. Следующий этап проводится только, если малыш хорошо реагирует на овощи. Вам нужно начать готовить суп из овощей или овощное пюре, постепенно увеличивая количество того или иного овоща, тем самым в какой-то момент полностью заменив одно из кормлений. В приготовленное вами пюре, кстати, стоит добавлять 1–3 мг растительного масла, которое почему-то боятся давать детям до первого дня рождения.
  7. Только спустя две - три недели после начала прикорма овощами можно дать ребенку попробовать мясо. Сначала это будет куриный бульон к овощам, а уже потом в пюре можно добавить измельченное мясо. Детьми также хорошо воспринимается сваренный куриный желток, одну пятую которого можно дать уже спустя пару дней после пробы мяса.
  8. Еще до того, как , можно дать малышу попробовать свежий фруктовый сок в качестве дополнения к основному питанию. Плоды фруктов можно начать давать вместе с овощами, добавляя пюре в кашу, а после и просто давая обычное фруктовое пюре. Будьте осторожны с аллергическими реакциями, и если в какой-то момент организм ребенка перестал вести себя хорошо, то, скорее всего, дело именно во фруктах или ягодах.
  9. Последним этапом станет постепенное добавление в рацион хлеба, а начиная с десяти месяцев и рыбы. Кстати, именно с рыбой у детишек бывают проблемы с животом, так что с ней можно повременить, просто организовав одно знакомство.

Как итог, вы можете заметить, что еще за три месяца до года ваш малютка уже имеет три прикорма вместо ГВ или кормления смесью. Он питается кашей с фруктами, супом или пюре из овощей и мяса, а также ест кисломолочные кефир и творог. В перерывах он пьет свежий фруктовый сок, к которому, кстати, существует отличное дополнение, любимое малышами – детское мягкое печенье, которое уже можно в небольших количествах давать ребенку. Начиная питаться новым по месяцам, к году ребенок уже получает весь необходимый запас витаминов и микроэлементов, который поможет ему расти здоровым и крепким.

График-таблица этапов введения прикорма

Чтобы вам было удобнее запомнить либо распечатать вышеизложенные правила, мы подготовили для вас таблицу прикорма по Комаровскому. Эти графики с описанием количества продуктов и месяцев, когда вводить эти самые продукты, помогут вам не заблудиться и вырастить здорового и крепкого малыша:

Тип пищи 6 месяц 7 месяц 8 месяц 9 месяц 10 месяц 11 месяц 12 месяц
Кефир 10–40 мл 50–150 мл 150–200 мл 200 мл 200 мл 200 мл 200 мл
Творог 5–20 грамм 20–30 грамм 40–50 грамм 50 грамм 50 грамм 50 грамм 50 грамм
Овощное пюре - - 50–100 грамм 100–150 грамм 150–180 грамм 180–200 грамм 200 грамм
Сок - - 5–10 мл 10–20 мл 20–40 мл 40–60 мл 60–80 мл
Молочная каша - - 5–90 грамм 100–150 грамм 150–180 грамм 180–200 грамм 200–230 грамм
Мясное пюре - - - 5–50 грамм 50–60 грамм 60–70 грамм 70–80 грамм
Рыбное пюре - - - - 5–30 грамм 30–40 грамм 40–50 грамм
Растительное масло - - 1 мг 3 мг 3 мг 3 мг 5 мг
Вареный желток - - 1\5 штуки 1\2 штуки 1 штука 1 штука 2 штука

Приготовленное или покупное меню для прикорма?

Последний вопрос, который хотелось бы подробнее осветить – нужно ли готовить еду для прикорма самостоятельно, или покупные варианты тоже подойдут? Комаровский по этому поводу считает, что известные и популярные варианты готовой продукции детского питания имеют право на жизнь, ведь они завоевали доверие родителей по всему миру спустя столько лет. Детское питание очень удобно для поездок, оно существенно экономит время приготовления, да и текстура продукта идеальнее всего подходит для не умеющего есть твердое малыша.

Минусами покупных баночек и коробок могут стать только их цена, а также очень малый срок годности. То есть, с уверенностью можно сказать, что для начала прикорма они не годятся, ведь большое количество будет просто выбрасываться в мусорку. А вот самостоятельно приготовленные блюда пусть и тратят много времени, зато контролируются именно вами. Вы сможете потратить то количество продуктов, которое вам нужно, да и в процессе приготовления вы будете уверены. Вы можете сделать тот вкус, который точно понравится малышу, добавляя сахар и соль, убирая и добавляя разные компоненты.

Заключение

Стоит подытожить все вышесказанное. Во-первых, начинать прикорм в случае отсутствия каких-либо проблем стоит с шести месяцев. С чего начать? С самого близкого к молоку продукта - кефира. Дальше стоит следовать согласно описанным доктором Комаровским этапам, постепенно увеличивая разнообразие продуктов и их дозировку. На протяжении всего прикорма нужно следить за состоянием малыша, как физическим, так и эмоциональным. Малейшее реагирование организма должно остановить прикорм продукта, на которое оно было вызвано. Использовать в рационе малыша стоит и покупные, и приготовленные самостоятельно блюда, поэтапно выводя кормление грудью и молочными смесями из рациона. Уже к 12 месяцам ребенок спокойно перейдет на основное здоровое питание, а вы будете радоваться отличному взрослению вашей малютки.

Закрепить все вышесказанное также поможет видео со словами Доктора Комаровского о прикорме для ребенка.

Итак, друзья, разговоры о еде, разговоры о первой еде – фактически это прикорм – это всех волнующая тема. Наверное, у педиатра есть несколько таких тем – типа «Лечим понос», «Лечим сопли», «Лечим кашель», «Прикорм» — ночью разбуди, будем рассказывать, как с этим жить.

Прошу вас записать 10 простых правил:

Правило №1. Когда начинать

Самое главное правило прикорма – когда начинать? Раньше я говорил так: с 4 до 6 месяцев прикорм ребенку не нужен, он нужен для мамы.

Сейчас я скажу так: до 6 месяцев прикорма не бывает. Понимаете, медицинская наука не стоит на месте, и все больше и больше данных о том, что не надо вот этих экспериментов до достижения ребенком 6 месяцев. Хорошо?

Правило №2. Независимость от вида вскармливания

Очень важно немедленно забыть о том, что система вскармливания имеет какое-то отношение к срокам прикорма:

  • Мы – искусственники, нам прикорм надо с 3 месяцев!
  • Мы на грудном вскармливании, мы вообще в год начнем. До года – только мама!

Друзья мои, независимо от видов вскармливания оптимальное время начала прикорма — 6 месяцев.

Правило №3. Не экспериментируем с больным ребенком

Прикорм и вообще новые продукты дается тогда, когда ребенок здоровый. Если ребенок болен, что-то не так – давайте не будем с больным экспериментировать.

Три правила мы уже знаем – молодцы!

Правило №4. Спокойная обстановка

Опять-таки, зачем вам нужны эти эксперименты, если вы поехали куда-то в гости, собрались в путешествие – завтра мы куда-то едем, а сегодня давайте что-нибудь дадим, и всю ночь будем лечить понос! Поэтому если мы собираемся давать какие-то новые продукты, давайте адаптироваться к обстоятельствам и не проводить эксперименты тогда, когда это неудобно кому-либо из членов семьи.

Правило №5. Сначала прикорм, потом основная еда

Что очень важно? Прикорм все-таки дается тогда, когда ребенок реально голоден, то есть его дают до того, как накормить его основной едой. Понятно, что если вы его приложили к груди, то после того, как он наелся, уже очень трудно проводить какие-то эксперименты с новой, необычной едой. Поэтому еще раз важное правило – сначала прикорм, потом основная еда.

Правило №6. Если ребенок отказывается от новой еды

Еще одно правило – если отказывается, не надо расстраиваться, но и не надо закрывать этой темы. Отказывается – повторять через какое-то время, предлагать, предлагать, предлагать.

Что еще очень важно – если вам очень хочется, чтобы он это ел, а он это не ест, ешьте это сами в его присутствии. Это очень способствует.

Правило №7. Монокомпонентность нового прикорма

Еще одно правило: все новое монокомпонентно. То есть если мы решили дать кашу, то не надо давать кашу из 7 злаков, а потом гадать, какой из них нам не подошел. Договорились? Молодцы.

Правило №8. Постепенность перехода на прикорм

Если мы заменили одно из кормлений прикормом, то экспериментировать с другим мы начнем только после этого. То есть не надо каждое кормление проводить эксперименты. Давайте утром покушаем маму, второе кормление – прикорм, мама. И когда мы полностью заменим второе кормление, тогда будем в третье, четвертое еще проводить какие-то эксперименты. Это желательно. Договорились? Молодцы!

Правило №9. Постепенность расширения меню

Есть еще такое правило, к которому желательно прислушиваться – как правило, новые продукты, которые ребенок еще никогда раньше не пробовал (а таких продуктов сразу может быть несколько), не надо давать с интервалом менее 5 дней. То есть не надо каждый день что-то новенькое. Потом опять-таки будет трудно разобраться, кто же виноват на самом деле.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правило №10. Срок полной замены кормления — неделя

По большому счету должен вам сказать, что, как правило, на полную замену кормления – например, мы решили дать ребенку овсяную кашу – как правило, оптимальный срок для того, чтобы заменить смесь на овсяную кашу полностью — около недели. Понятно? То есть мы знаем, что ребенок ест эту молочную смесь. Сегодня дали 20 г, завтра 40, послезавтра 80 и т.д. – неделя на замену кормления.

Правила кончились. Теперь очень интересные вещи, поскольку опять-таки медицинская наука не стоит на месте.

Прикорм и аллергия

Например, в США очень острая проблема связана, к примеру, с арахисом. У них очень распространено – вы, наверное, знаете – арахисовое масло. У них есть огромное количество детей с аллергией на арахис. И всю жизнь говорили мамам: «Никогда не давайте арахис маленьким детям! Это увеличивает вероятность аллергии!»

И вдруг буквально множество исследований последнего времени доказывают, что, оказывается, если детям с 6-8 месяцев в небольшом количестве дают арахис, то это резко уменьшает вероятность аллергии потом, когда он будет постарше.

То есть вот так все меняется. Другой вопрос в том, что если в доме есть люди с аллергией, если эта тема для семьи в принципе актуальна, то лучше таких экспериментов не проводить.

Я к чему это все говорю? Очень часто, вот уже сейчас ваш врач может вам посоветовать то, что идет в разрез с тем, что написано во многих книжках. Но наука не стоит на месте и все меняется.

Например, рыба. Во многих книгах пишут о том, что рыбу лучше после года: начинаем прикорм мясом, а потом рыба. А сейчас, если ребенок получит рыбный суп или кусочки рыбы в бульон, начиная с 8 месяцев, оказывается, ничего страшного с этим не будет – пожалуйста, на здоровье!

И еще один последний совет вам.

Прикорм, как познание мира

Знаете, оказывается, чуть ли не самое шикарное в прикорме – это сам процесс еды, когда ребенок сам – руки, ложка. Но у нас же сплошь и рядом прикорм выглядит так: усадили, завернули, сунули рожку, 2 рожка, и потом бутылку.

Ребята, уже в 6 месяцев попытайтесь сделать так – прикорм же в 6 месяцев, когда он начинает есть этот творожок – это же, как вы понимаете, к калориям, к еде не имеет совершенно никакого отношения. Да, это фактически познание мира, новые способы еды.

Поэтому уже такого карапуза усадили, поставили перед ним тарелку, дали в руки что-то, похожее на ложку, и пусть пытается есть. Да, он будет весь с ног до головы в этой ложке творожка. Он все равно рано или поздно будет пачкаться, но, тем не менее, это очень здорово для его развития, для моторики, для интеллекта.

Это очень классно, когда ребенок учится тому, что он будет есть сам. Это лучше, чем вместе смотреть мультики по телевизору. Я на это обращаю ваше внимание. Вы хотите дать ребенку творожок – усадили ребенка, дали ему тарелку, сели напротив с точно такой тарелкой с творожком, и кушаете этот творожок. Он смотрит на вас и повторяет.

Я страшно хочу, чтобы ваши дети смотрели на вас, а не на мультики по телевизору. Объясните папе, что он личным примером нужен в процессе прикорма намного больше, чем все Маши и медведи вместе взятые.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

    Приходилось ли человеку голодать ? Конечно, да, как, впрочем, и любому другому биологическому виду (зайцу, волку, карасю, оленю) из тех, что существуют в живой природе в настоящее время. Вывод - голодание для человека естественно. Можно рассуждать о чувстве меры, можно обосновывать рациональность голодания рассуждениями о выведении шлаков, но природная целесообразность явно существует.

    Вегетарианство . Ели или не ели рыбу и мясо наши предки? С точки зрения автора статьи, очень даже ели. А некоторые народы вообще не ели ничего кроме рыбы и мяса - например, эскимосы. Вывод - вегетарианство , может быть, и хорошо, но с точки зрения Природы, оно естественным не является.

Становится понятным, что если по каким-то причинам ребенок останется без еды, то естественные (эволюционные, физиологические) механизмы адаптации не дадут ему пропасть. Но отсутствие в рационе белков животного происхождения неминуемо приведет к нарушениям роста и развития, поскольку вышеупомянутых механизмов адаптации к такому варианту питания не существует.
Приступая, наконец, к конкретным рекомендациям подчеркнем, что в необъятной теме следует, во-первых, выделить 3 основных направления:

а) питание детей раннего возраста;

б) питание здоровых детей и

в) взаимосвязь питания и болезней.

Во-вторых, отметим, что наша задача вовсе не состоит в том, чтобы дать ответы на частные, тактические вопросы - как варить овсяную кашу и как кормить ребенка, заболевшего вирусным гепатитом. Наша цель - общая стратегия - формулировка принципов - чего нельзя, что хорошо, что плохо, а что и вовсе не имеет значения.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ребенок должен питаться теми продуктами, которые являются для него наиболее естественными в соответствующем возрасте.
И наверняка отсутствует надобность доказывать кому-либо, что нет и не может быть для новорожденного ребенка ничего более ценного (естественного), чем материнское молоко. Неудивительно, что вскармливание младенца молоком матери так и называется - естественным.
Отметим некоторые принципиальные моменты.

    Время первого прикладывания к груди. Первые капли молока - молозиво - содержат в себе вещества, "запускающие" развитие иммунной системы и нормального пищеварения . Поэтому чем раньше прикладывают ребенка к груди, тем лучше (оптимально - прямо в родзале). Этот факт убедительно доказан физиологами и врачами. Тем не менее, в сотнях роддомов детей приносят для первого кормления на вторые-третьи сутки, а то и позже. Мотивируется это усталостью матери, слабостью ребенка, возможностью некоторых врожденных болезней, при которых прикладывание к груди опасно, а для уточнения диагноза требуется время. На самом деле, реальные причины для того, чтобы не кормить сразу после родов имеют место очень редко. Пути решения проблемы - доверительная беседа будущих родителей с врачом, принимающим решение о времени первого кормления - педиатром роддома (неонатологом). Всегда следует помнить, что не кормить сразу - решение менее рискованное и менее ответственное, а оплата труда врача-неонатолога никоим образом не стимулирует его к принятию ответственных решений.

    Если нет или не хватает материнского молока? С современных позиций, оптимально использование адаптированных молочных смесей. Выбор последних огромен, а достоинства очевидны - удобство приготовления, присутствие должного количества витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Любые разведения коровьего молока явно и по всем параметрам уступают готовым смесям. Единственный аргумент "за" - это цена, хотя впоследствии на лекарства наверняка уйдет больше денег, поэтому экономия весьма сомнительна.

    Частота кормлений и ночной перерыв. Все большее число педиатров пришло, наконец, к выводу о том, что наиболее естественной является методика свободного вскармливания . Суть последней - ребенок ест тогда, когда хочет есть. С физиологических позиций, абсолютно неестественно будить ребенка для того, чтобы покормить , и не кормить орущего и голодного только потому, что время еще не пришло. Существование биоритмов вполне доказано и с этой точки зрения очевидно следующее: потребность в питании может заметно варьировать не только в связи со временем суток, но и в зависимости от погодных условий, времени суток, качества материнского молока и многих других факторов. Рекомендации о необходимости ночного перерыва в кормлениях - лучший способ вызвать нервные расстройства у родителей и соседей.

    Прикорм - что и когда? Интересное слово "прикорм " требует объяснения. Прикормом называют продукты, которые ребенок первого года жизни получает в дополнение к материнскому молоку или молочным смесям (не путать с "докормом"; докорм - это когда, например, не хватает у мамы молока и ребенка докармливают молочной смесью). Необходимость прикорма обусловлена заверениями ученых о том, что на определенном этапе развития младенца количество витаминов и других полезных веществ в материнском молоке не обеспечивает потребностей ребенка. Отсюда выводы - уже с месячного возраста следует давать яблочный сок, а с 4 месяцев - овощной отвар (по крайней мере, именно такие указания имеются в медицинском "Руководстве по детской диететике"). Изучая подобные инструкции, автор статьи постоянно испытывает глубочайшие сомнения. Совершенно непонятно, как ухитряются до настоящего времени существовать другие млекопитающие? Нет, можно, конечно, допустить, что мать-волчица употребляет какую-то неведомую траву, дабы помочь волчатам встать на ноги (точнее, на лапы). Начитавшись научной фантастики, можно даже представить, как двухнедельному волчонку папа-волк приносит с охоты ценные витаминосодержащие овощи. Но даже при максимальном напряжении умственной деятельности не удается понять - где "достает" витамины белая медведица? За что умная Природа так наказала человеческих детенышей, откуда эта неполноценность? Почему все остальные звери могут жить без овощных супов, а наши дети не могут? Но допустить, что ошибся Создатель (Бог или эволюция, значения не имеет) автор не может.
    Выводы напрашиваются сами по себе - если ребенку не хватает витаминов, то следует либо должным образом кормить его мать, либо давать младенцу молочную смесь, в которые умные дяди и тети уже включили все необходимые витамины. Никто и никогда не сможет толком объяснить, почему стакан яблочного сока, выпитый кормящей матерью, хуже, чем капля того же сока, проглоченная месячным ребенком.
    Но ведь когда-нибудь придется давать что-то еще. А когда? Для поиска ответа вновь обратимся за советом к Природе. В отрыве от цивилизации ребенок питается материнским молоком до того времени, когда сможет съесть то, что его папа принесет с охоты. А для поедания этого потребуются зубы. Таким образом, появление зубов является важнейшим биологическим критерием, указывающим на необходимость прикорма. И становится понятным, что все дети разные - одному прикорм понадобится в 6 месяцев, а другому - только в 8. Но не менее понятно другое: утверждения типа "всем с месяца сок и всем с 5 месяцев суп" - по меньшей мере, спорные.
    Использование с пятимесячного возраста кисломолочных продуктов, творога, молочных каш (манной, овсяной, рисовой, гречневой) - вполне оправдано, но соки, отвары, супы, желтки, овощные и фруктовые пюре до появления зубов давать не следует.
    Очевидно, что мнение автора статьи может показаться спорным и недостаточно аргументированным. Поэтому, в качестве информации к размышлению, отметим следующее: 1. Наука о витаминах, их нехватке и необходимости коррекции естественного вскармливания возникла много лет назад, когда никто слыхом не слыхивал про адаптированные молочные смеси. 2. Переделывать существующие инструкции и оспаривать мнения академиков от питания - всегда было делом нелегким. 3. Помните - соки, овощные пюре, фруктовые каши - это не просто прикорм. Это очень серьезный бизнес. 4. В несчастной развивающейся стране, когда кормящая мать голодает и (или) однообразно питается (например, только рисом, или только финиками, или только рыбой, или только хлебом) давать ребенку витамины - вполне целесообразно. Если на зарплату можно купить в неделю одно куриное яйцо - вполне логично дать четырехмесячной крохе четвертушку желтка. Но если можно купить десяток яиц - тогда лучше кормящей маме съесть глазунью из трех глаз.
    И последнее. Увидеть пользу от раннего прикорма нельзя. По большому счету, родители просто ставят на собственной совести жирную галочку, мол, мы сделали все как надо. Но вред видят тысячи - появление или усиление диатеза, расстройства стула. Короче говоря, все при деле - академики пишут инструкции, промышленность выпускает соки, педиатры рекомендуют соки, мамы соки дают, дети соки пьют, педиатры лечат поносы и аллергию, мамы покупают лекарства и другие соки - "главное, ребята, сердцем не стареть"...

ПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ

В этом разделе мы поговорим о детях, вышедших из младенчества и дошедших до "общего стола" - о тех, кто ест все или почти все из того, что едят взрослые.
Принципиально важный момент - питание ребенка ни при каких обстоятельствах не должно стать смыслом жизни взрослых. Мудрый совет "не делать культа из еды" применительно к детям актуален, как никогда.
Самой "волнующей" темой является аппетит , а количество связанных с ним проблем прямо связано с достатком семьи. По большому счету, аппетит - стремление к приему пищи - является эквивалентом затраченной ребенком энергии. На что тратит энергию ребенок? На рост и развитие, на двигательную активность, на поддержание температуры тела. Много ли может потратить энергии умный, начитанный и всегда тепло одетый ребенок, который вместо активных игр на свежем воздухе изучает иностранный язык? Вопрос риторический, но вот очевидность ответа не способствует почему-то принятию адекватных решений. Сплошь и рядом отсутствие у ребенка аппетита - признак лени или занятости его родителей. В любом случае, мобилизовать всю семью и с песнями, танцами, уговорами и обещаниями подарков накормить несчастное голодающее дитя гораздо легче и проще, чем провести полдня на свежем воздухе.
В целом, наличие аппетита - свидетельство готовности организма к тому, чтобы принятую пищу должным образом усвоить, а следовательно, еда помимо воли - не имеет особого смысла.
Рассмотри теперь вопросы, возникающие чаще всего.

    Кормление по часам. В основе рекомендаций - учение знаменитого физиолога Павлова. Если принимать пищу в одно и то же время, то к этому моменту начинают вырабатываться желудочный и кишечный соки, а это очень полезно, поскольку улучшает процесс пищеварения. Не учитывается, однако, тот факт, что у человека не всегда имеется возможность есть в одно и то же время. Опыты Павлов проводил на собаках, а образ жизни собаки слегка отличен от образа жизни наших детей. Павлов не надевал на собак носочки и шапочки, его звери не нервничали в связи с полученной двойкой и не имели возможности смотреть телевизор. Короче говоря, на нормального современного ребенка воздействует множество факторов, каждый из которых может повлиять на аппетит. Похоже, вывод однозначен - кормление не по часам, а по аппетиту, но все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
    Не просто, прежде всего, потому, что произнесенная ребенком фраза "кушать хочу " в тысячах семей однозначно воспринимается как призыв к немедленному действию - дитя голодное!!! Но кормление по аппетиту никоим образом не должно превращать родителей и всяких других бабушек в жертв. Проблемы здесь больше педагогические, чем медицинские. Если ребенок отказался от еды, то еду он должен получить не тогда, когда захочет, а тогда, когда у мамы появится время для кормления. И нет ничего страшного в том, что дитя подождет. Пришел со школы и есть отказался, а через час захотел - ну что ж, подождет еще часик, пока папа придет с работы. Короче говоря, проблемы кормления в определенное время не существует. Есть лишь два принципиально значимых фактора - 1. Аппетит и 2. Наличие готовой еды. И если еда есть, а аппетита нет, то не следует насиловать ребенка. Главное вовремя ему объяснить, что наличие аппетита вовсе не повод для того, чтобы взрослые, забыв про все дела, бросались на кухню. Кстати, совпадение пунктов 1 и 2 вполне может рассматриваться как основной критерий отсутствия в семье проблем с питанием.

    Это хочу, это не хочу. Обозначенная проблема в 99% случаев имеет своей основой педагогику. Голодный человек ест то, что дают. Да, для большинства людей жареная картошка лучше, чем перловая каша. Но когда с раннего возраста родители положительно реагируют на детские требования - ситуация очень быстро заходит в тупик. Если с помощью криков и воплей ребенок может получить не то, что дают, а то, что хочется именно ему, - то это вовсе не медицинская проблема. Любовь к детям никоим образом не должна способствовать формированию эгоизма и чувства собственной исключительности. Абсолютно недопустимо такое положение вещей, когда глупые папа и мама глотают суп, а умный Петя ест куриные котлеты. Интересно, что сама мама, комментируя сложившуюся ситуацию, говорит сыночку: "Бедная твоя жена, и как она будет тебя кормить?". Так, может быть, есть определенная логика в том, чтобы не создавать детям проблем в будущем?

    Кормление в промежутках между кормлениями . Явление удивительно частое. Яблочко, конфетка, печеньице и т. д. С медицинских позиций вредно, хотя бы потому, что слюна - основной нейтрализатор микробов, попадающих в полость рта. Постоянное питание не только уподобляет ребенка жвачным животным, но и может способствовать возникновению таких болезней как, например, хронический тонзиллит. Речь, кстати, вовсе не идет о жевательных резинках, которые к еде никакого отношения не имеют. Таким образом, кормление в промежутках между кормлениями является недопустимым в двух случаях: 1. Наличие проблем с аппетитом и 2. Наличие хронических инфекций в ротоглотке.

    Сладости. Источник удовольствия, во-первых, и источник легкодоступной энергии, во-вторых. Вполне резонно отметить, что легкодоступную энергию надобно иметь возможность тратить (достаточная двигательная активность). Если нет проблем с лишним весом и аппетитом , то почему бы и не получить удовольствие? Но: помнить про частые аллергические реакции на шоколад и заморские фрукты - ежели подобные проблемы имеются - не играться, не давать по чуть-чуть, а не давать вообще, по крайней мере, год, а там попробовать.

    Первое блюдо. Выражение "раз в день надобно горяченькое и жидкое" довольно популярно. Ежедневное употребление супов и борщей абсолютно не принято в десятках стран мира. Первое блюдо - с медицинских позиций - вовсе не обязательно. Употреблять или нет - дело вкусов и привычек вашей семьи, немаловажную роль играет при этом материальное положение и наличие свободного времени - наварить на три дня суп не очень сложно и не очень дорого.

ПИТАНИЕ И БОЛЕЗНИ

Вопрос этот только на первый взгляд кажется сложным, хотя общие рекомендации достаточно просты.
Снижение аппетита - типичный признак почти любой болезни. С точки зрения логики, действия родителей очевидны: ведь если ребенок от еды отказывается , то значит его организм не испытывает потребности в пище , а, следовательно, и ребенка, и организм надобно оставить в покое. Но действовать, таким образом, очень тяжело, поскольку количество здоровья принято связывать с количеством съеденной каши (помните поговорку - "мало каши ел"). Ну а поскольку при болезнях здоровья стало меньше, то напрашивается вывод о том, что еды надо больше.
На самом же деле заболевшему младенцу часто бывает не до питания . Один из важнейших органов, обеспечивающих процесс пищеварения , - печень. И она же, во-первых, синтезирует вещества, нейтрализующие вирусы и бактерии, а во-вторых, обезвреживает яды (токсины бактерий, распавшиеся клетки), образующиеся в организме. Естественно, что нормальный организм стремится освободить печень от дел, с которыми можно подождать (процесс пищеварения), и нагрузить ее работой более неотложной (борьба с возбудителями инфекций).
Отсюда важнейший вывод: чем больше еды напихают в больного ребенка любящие родственники, тем дольше и тем тяжелее он будет болеть.
Правила кормления заболевшего ребенка:

    Руководствоваться, прежде всего, аппетитом .

    Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

    Кормить чаще, но давать меньше.

    Во время болезни избегать экспериментов - никаких новых продуктов не использовать.

Поделиться: