Методы и средства воспитания.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему

"Методы воспитания в педагогике".


1. Понятие метода воспитания…………………………………………………………………………….3

2. Классификация методов воспитания………...........................................................4

3. Примеры, используемые в процессе воспитания………………………………..5

3.1 Примеры, используемые в процессе воспитания………………………..9

4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности………………………………………………………………...11

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности……………………………………………………………………………...12

6. Методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании……………...14

7. Система методов педагогического воздействия………………………………...15

8. Заключение…………………………………………………………………………..18

По методам я разумею точные и простые правила.

1. Понятие метода воспитания.

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методологическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методологические приемы могут быть использованы в разных методах.

Методы воспитания и методологические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти и сгладить сложности динамического учебно-воспитательного процесса.

Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности(игровая, учебная, трудовая), с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно ссвязано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания. Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

2. Классификация методов воспитания.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, можно выделить систему общих методов воспитания:

· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера)

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации)

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие)

· методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое значение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

3. Методы формирования сознания личности.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе по продолжительности.

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организационно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Можно обозначить три основные задачи этого метода: вызвать положительные нравственные чувства детей (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.

Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которого является распознавание определенного качества личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставление их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности.

1. Методы воспитания

В центре внимания любого цивилизованного общества должен быть человек, но особенно важна забота о будущем, т. е. о подрастающем поколении, в т. ч. о ближайшем будущем – студентах. Какими придут они завтра в качестве руководителей и специалистов в производственные коллективы – вот один из главнейших вопросов, на которые обязана ответить высшая школа.

Важную роль в решении этой кардинальной и актуальной задачи должна сыграть психолого-педагогическая подготовка тех, кто будет работать с людьми.

Можно ли подготовить в стенах вуза специалистов по воспитанию А. С. Макаренко был убежден, что можно. «Я убежден, - замечал он, - что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком». [Цит. по: 13, с. 4]. Но для этого необходимы: с одной стороны – интерес, желания и усилия обучаемого; с другой – четкая организация работы.

Воспитательный процесс обеспечивается определенной системой, организацией воспитательной деятельности, направленной на реализацию поставленной социальной цели и достижение реальных формирующих результатов.

Важнейшей характеристикой организации воспитательного процесса является комплексный подход, как способ оптимизации воспитания. Он предполагает наряду с единством цели и средств воспитания, учетом всех факторов общественной жизни последовательное сочетание воспитания с обучением: выработки способности превращать знания в убеждения, умения пропагандировать и отстаивать свои позиции, применять полученные знания, умения, навыки на практике.

Вместе с тем следует оговориться, что теория воспитания даже не ставит задачи дать готовые рецепты на все случаи жизни (жизнь многообразнее и сложнее любой теории, непредсказуемее любого научного предвидения). Она вооружает лишь знанием принципов (см. предыдущую тему), руководящих исходных положений, которые предопределяют главные требования к процессу воспитания, его содержанию, организации и методам.

В этом плане, первой ступенью на пути к овладению воспитательным мастерством лежит необходимость твердо уяснить существо, характер и сущность методов воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия воспитателей на сознание, волю, чувства, характер, темперамент и другие психические свойства личности воспитуемых, чтобы выработать у них необходимые качества. .

Что характеризует методы воспитания?

1. Комплексность применения (ни один метод не признается универсальным и всеобъемлющим).

2. Направленность на развитие умственных способностей (не механическая муштра, не заучивание догм, а сознательное развитие интеллекта).

3. Глубокий гуманизм (не унижение, не воспитание рабской покорности, а формирование качеств свободной, незакомплексованной личности).

4. Уважение личного достоинства и гражданских прав воспитуемых (страх воспитывает только ненависть и индивидуализм, недоверие – хитрость и обман, а уважение – полное взаимопонимание и взаимодействие).

5. Сочетание, взаимоотношение (методы дополняют друг друга, проникают один в другой, позволяют гибко применять их в зависимости от конкретной педагогической ситуации).

Наконец, методы реализуются в конкретных формах воспитательной работы. Основными из них являются:

а) учебные занятия (нельзя воспитывать не обучая и обучать, не воспитывая); только неразрывное диалектической единство в осуществлении образовательных и воспитательных целей приносит успех и тому, и другому;

б) политико-воспитательные мероприятия (политическое информирование, политические сообщения, анализ материалов средств массовой информации – СМИ, и другие, ставшие достаточно редкими мероприятия);

в) культурно-просветительные мероприятия (конференции, вечера, кружки по интересам, экскурсии, встречи) – они не только расширяют кругозор, но и формируют положительные отношения и общественное поведение;

г) спортивная работа (тренировки, соревнования, спортивные секции) – это не только развитие физических кондиций и укрепление здоровья – это закалка воли, выработка коллективистской психологии, взаимопомощи и ответственности за успех общего дела.

Таким образом, воспитательный процесс требует четкой организации, глубоких знаний и правильного применения форм и методов воспитания.

В практике воспитательной деятельности, как уже отмечалось, применяются разнообразные методы воспитания, главным из которых являются: убеждение, пример, критика и самокритика, упражнение, поощрение, принуждение.

Основным, ведущим методом воспитания является убеждение. Убеждение – это воздействие словом и делом на сознание, чувства и волю людей с целью помочь им усвоить идеи и требования, которые к ним предъявляются, и руководствоваться ими на практике. .

В процессе убеждения воспитатель не только воздействует на воспитуемых, но и опирается на их знания и опыт с тем, чтобы они добровольно восприняли идеи и рекомендации воспитателя и руководствовались ими в практической деятельности.

1. Убеждение невозможно без систематической и полной информации, разъяснения требований к качествам и поведению.

2. Эффективность и результаты убеждения находятся в прямой зависимости от степени убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает других.

3. Качество убеждения во многом зависит от подготовки, опыта работы и педагогического мастерства воспитателя.

Метод примера – это воздействие на сознание и чувства различными видами положительных примеров, которые могут являться образцом для подражания. .

Положительный пример многопланов, это:

Образцовые действия и поступки;

Личные качества и черты характера;

Степень соответствия общественному идеалу;

Политическая, экономическая и общественная деятельность;

Жизнь и деятельность литературных, кино-героев.

С другой стороны, наиболее близок и привлекателен личный пример воспитателя или примеры родственников, соседей, коллег.

Метод критики и самокритики основан на сопоставлении реальной картины с общепризнанными нормами, эталонами. При этом цель критики в плане воспитания – позитивные последствия.

Еще В. Г. Белинский писал: «У нас, на Руси, особенно, критика получила в глазах превратное понятие: критиковать – для многих значит ругать, а критика одно и то же с ругательною статьею… Понимать таким образом критику все равно, что правосудие смешивать только с обвинением или карою, забывая об оправдании… критика происходит от греческого слова, означающего «судить». Следовательно, в обширном значении критика есть то же, что и суждение». [Цит. по: 24, с. 100].

Отсюда вытекает ряд требований по практическому применению этого метода.

1. Используя критику в воспитательных целях, необходимо всесторонне анализировать не только недостатки, но и достоинства воспитуемых, всемирно создавать и поддерживать в них уверенность в возможности устранения недостатков.

2. Выступающие с критикой не только вскрывают недостатки, но и участвуют в поиске путей улучшения дел. Это, в свою очередь, укрепляет такие качества, как коллективизм, общественная зрелость, честность, принципиальность, чувство принадлежности к коллективу.

3. Воспитательная сила критики и самокритики в гласности, систематичности, конкретности и деловитости.

4. Педагогическая значимость критики и самокритики заключается в создании и поддержании здорового специально-психологического климата в коллективе.

5. Ценность и значимость самокритики определяется не остротой самобичевания, а искренностью, реальной готовностью и способностью исправлять личные ошибки и недостатки.

6. Даже самая острая критика не должна иметь ничего общего с грубостью, окриком, демагогией, унижением и оскорблением достоинства личности.

7. Критика только тогда полностью выполнит свою воспитательную миссию, когда она будет принципиальной, но доброжелательной и станет стимулом для инициативы и творчества как отдельной личности, так и коллектива в целом.

Метод упражнения – организация жизни, позволяющая формировать волевые качества, положительные привычки, претворять убеждения в нормы поведения.

Упражнение как метод воспитания осуществляется путем постановки определенных задач:

а) профессиональных (учебных) – соблюдение расписания занятий, выполнение домашних заданий, своевременная текущая, семестровая и итоговая отчетность и т. д.;

б) нравственных (моральных) – воспитание честности и правдивости, вежливости, бережного отношения к имуществу, уважения к старшим и чужом труду;

в) гигиенических – соблюдение правил личной гигиены, забота о здоровье, бытовая культура, поддержание чистоты в аудиториях.

Метод упражнения дает свои положительные результаты только в том случае, если задачи будут ставиться целеустремленно, последовательно, систематически, а воспитуемые поймут и примут актуально и необходимость выдвигаемых воспитателями задач.

Метод поощрения представляет собой систему приемов и средств морального и материального стимулирования положительных достижений в деятельности и поведении.

Каковы цели этого метода?

1. Закрепить то положительное, что проявилось у воспитуемых (незамеченное вовремя хорошее может постепенно угаснуть).

2. Сформировать веру в возможность дальнейших успехов и свои силы, помочь мобилизовать волю воспитуемых на достижение еще больших успехов.

3. Определить и четко обосновать пример в данном коллективе (для данного коллектива).

4. Воспитать стремление к подражанию лучшим без зависти и нездорового соперничества.

Результативность и эффективность метода поощрения зависит от педагогической грамотности, мастерства и опыта воспитателя, а также соблюдения ряда педагогических требований.

1. И поощряемый, и весь коллектив должны ясно понять, за что конкретно он отмечается в лучшую сторону.

2. Поощрение – не плата за личную преданность, повседневное согласие с руководством и т. д., а общественная оценка (от имени общества, а не себя лично) достигнутого.

3. Поощрение должно быть своевременным, а не «приправой к праздничному пирогу».

4. Едва ли не самым важным требованием к методу поощрения является гласность – не на ушко, не в тиши кабинета, а открыто при всех необходимо говорить добрые слова, хвалить человека или коллектив за дела.

5. Очень важно использовать весь арсенал поощрения: от доброго слова и дружеского рукопожатия до материальных средств. К сожалению, в наше меркантильное время начисто потеряли значение и забыты моральные средства, которые играли очень заметную роль в недалеком прошлом.

В этом плане заслуживает всяческого одобрения решение руководства АРК о возрождении Крымской Республиканской Доски Почета и занесение на нее лучших коллективов и тружеников полуострова.

Только при соблюдении всех этих условий и требований поощрение действительно станет важным методом воспитания, который позволит существенно и эффективно стимулировать успешную деятельность и положительное поведение людей.

Метод принуждения – негативная оценка, осуждение действий, нарушающих требования морали, нравственности, принятых эталонов поведения с целью. Вызвать чувство вины у отклоняющегося и стремление исправиться.

Существенными признаками этого метода являются:

а) этот метод далеко не основной; он носит лишь вспомогательный, вынужденный, крайний характер;

б) он применяется лишь к незначительному меньшинству воспитуемых;

в) он опирается на моральное осуждение отступлений большинством;

г) он используется тогда, когда остальные не дали результата.

«Разумная система взысканий, - писал А. С. Макаренко, - не только законна, но и необходима. Оно помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю…». [Цит. по: 19, с. 31].

Взыскание – это крайнее средство принуждения, ему должно предшествовать все многообразие других средств: предупреждение, беседа, неодобрение, изменение отношения, запрещение на что-то, приказ.

Основными педагогическими требованиями (условиями) применения метода принуждения для большей эффективности являются :

1) не просто выяснять причины отступления от норм, но и добиваться, чтобы сам виновник осознал свое отклонение;

2) принуждение должно быть справедливым, т. е. соответствовать тяжести и степени вины;

3) индивидуальность подхода к оценке проступка и определению меры воздействия;

4) неотвратимость, своевременность и обязательность исполнения принуждения;

5) принуждение не может проявляться как издевательство и унижение;

6) принуждение не только не ослабляет, но наоборот усиливает внимание к наказываемому.

Не трудно убедиться, что между всеми методами воспитания существует взаимная связь и взаимная зависимость. Педагогика учит подходить к воспитанию творчески, не трафаретно, осуществляя диалектический подход к применению принципов, методов и средств воспитания.

Таким образом, несмотря на то, что воспитание как разновидность деятельности требует опоры на серьезные научно-теоретические концепции, познание педагогических основ воздействия на человека, оно вполне доступно и для лиц без специального образования – необходимы лишь желание и приобретаемое на практике умение воспитывать других.

Индивидуальное задание № 15 « ?»

Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй - убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение - главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять. Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать:
1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения на производстве и в быту.
2. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных. Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника.
3. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу. Отсюда - рутсоводитель (менеджер) обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызывать к себе интерес своих подопечных.
4. При убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого нужно:
а) показывать человеку, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поведения;
б) ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, не имея условий для совершения ошибочных действий или искушений;
в) подмечать у человека положительные стороны поведения и поощрять их;
г) вызывать у членов коллектива, с которыми находится в общении объект воздействия, положительное о нем мнение;
д) не выставлять напоказ свою заботу, доброту, к другим людям.

Метод побуждения . С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение
- важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения. Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.

Метод поощрения . В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания. Педагогически правильно
примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение - неотъемлемый элемент системы воспитания. Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда - необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических
требований:
а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;
б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
г) поощрение должно быть гласным.

Метод порицания . Порицание - это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует . Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, а где бы работник мог проявить себя. При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:
а) порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
б) при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;
в) нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
г) порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
д) за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Сущность воспитательного процесса

— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука , есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация , т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Методы организации воспитательного процесса

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания , мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности , накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для ре-шения педагогических задач, а с другой стороны, способы педаго-гического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализа-ция и развитие личности.

Методы воспитания условно можно разделить на три основные группы:

1. Методы убеждений, которые позволяют формировать миро-воззрение воспитанников (внушение, повествование, инструктаж, обращение-призыв и т.д.).

2. Методы упражнений (приучения), с помощью которых орга-низуется деятельность воспитанников и стимулируются позитив-ные ее мотивы (поручения, требования, показ образцов и приме-ров, создание ситуаций успеха и т.д.).

3. Методы поощрения и наказания, которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков (поощрение, похвала, замечание, наказание, создание ситуаций контроля и са-
моконтроля, критики и самокритики).

Методы убеждений

Эти методы являются ведущими в воспитательной работе. Вла-дея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагоги-ческие задачи и достигать конкретных целей воспитания. Методы убеждений позволяют оказывать воздействие на знания воспитан-никами социальных норм и правил, формировать их мировоззре-ние.

1. Методы убеждений являются эффективными лишь при их систематическом применении.

2. Целесообразно использовать разнообразные формы убежде-ний (внушение, рассказ, диалог, инструктаж и др.).

3. Воспитательные воздействия надо направлять не только на понимание воспитанниками предъявляемого содержания, но и на эмоциональное переживание ими этого материала.

4. Эффективность применения методов убеждений во многом определяется личной убежденностью педагога в правильности про-износимых им норм и ценностей, т.е. убедить других легче в том, в чем убежден сам.

5. Важно использовать методы убеждений своевременно, ори-ентируясь при этом на готовность (в первую очередь — физиологи-ческую и мотивационную) воспитанника воспринимать информа-цию, причем это психофизиологическое состояние готовности
воспитанника должно служить педагогу ориентиром для выбора времени начала и окончания применения конкретного метода убеждения.


6. Воспитанников следует учить доказывать и отстаивать свою позицию, т.е. желать и уметь использовать свою убежденность в об-щении с другими.

В воспитательной работе необходимо сочетать их с другими мето-дами (методами упражнений, поощрений и наказаний).

Методы упражнений (приучения)

Это методы управления деятельностью воспитанников, направ-ленные на формирование единства сознания и поведения, а поско-льку процесс такого формирования длительный, то результат при-менения данных воспитательных методов отсрочен во времени.

Воспитание как процесс интсрнорпзпшш социокультурньж ценностей

Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений.

Педагогическая наука и практика выработали ряд рекоменда-ций для воспитателей по применению поручений в образователь-ном процессе.

1. Педагогу следует хорошо знать мотивы участия воспитанни-ков в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям.

2. Методы упражнений эффективны только при использова-нии их с методами убеждений, важно чтобы воспитанники знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно.

3. Положительное влияние на качественное выполнение пору-чений оказывают предъявляемые воспитанникам образцы поведе-ния и примеры для подражания (в качестве примеров могут высту-пать поступки исторических личностей, литературных персона-жей, самого педагога).

4. От несложных по содержанию дел-упражнений, выполне-ние которых не представляет больших трудностей, следует пере-ходить к предъявлению таких поручений, которые требуют все более и более значительных волевых усилий, при этом важно, чтобы определенный уровень морально-волевого напряжения все-гда сохранялся.

5. При формулировке поручения необходимо определять вос-питаннику степень его личной ответственности за выполнение или невыполнение поручения.

6. Личная ответственность и стремление хорошо выполнить порученное возрастают, если поручение исходит от значимого, ав-торитетного человека (педагога, родителя, сверстника).

7. Нельзя недооценивать роли коллектива при формулировке индивидуальных и групповых поручений, так как коллектив, с од-ной стороны, берет на себя часть контроля и оценки выполняемо-го поручения, а с другой стороны, создает условия для возникнове-
ния и проявления соревновательных мотивов достижения у воспи-танников.

8. Говорить об эффективности методов упражнений можно только после систематического и длительного их применения.

9. Важно, чтобы при выполнении принятых обязательств вос-питанники испытывали положительные эмоции от сознания вы-полненного долга и личного успеха.

Методы поощрения и наказания

Эти методы педагогического воздействия используются для того, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулировать или сдерживать определенное поведе-ние, развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Поощрение — метод воспитания, целью которого является обуче-ние ребенка следованию общепринятым нормам поведения без ис-пользования физического воздействия, лишения ребенка чего-ли-бо, а с помощью положительного подкрепления одобряемого пове-дения. Формами поощрения являются одобрение, похвала и награда.

Одобрение заключается в действиях и словах, а также в поло-жительном отношении взрослых к детям. Оно служит для создания благоприятной атмосферы в процессе обучения, снимает тревож-ность, помогает ребенку не чувствовать дискомфорт даже в ситуа-ции ошибки, способствует проявлению упорства и целеустремлен-ности. Одобрение применяется независимо от успешности дея-тельности ребенка, тем самым доказывая ему, что его ценность для взрослых неизменна.

Похвала сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Похвала — это устное поощрение. При чрезмерном ее использовании ребенок может ориентировать-ся не на поступки, а на получение похвалы.

Награда — это поощрение за успех, вещественный подарок. На-граду рекомендуется использовать в сочетании с одобрением. В случае чрезмерного увлечения наградами со стороны взрослых, особенно если в качестве таковых выступают деньги, ребенок мо-жет начать проявлять манипулятивные тенденции.

Наиболее эффективно в процессе воспитания комплексное ис-пользование похвалы, одобрения и награды.

Наказание — метод воспитания, цель которого научить ребенка следовать общепринятым нормам поведения. Метод основан на ли-шении ребенка чего-либо, ограничении его свободы, физическом воздействии на него и т.п. До 2.6 — 3 лет ребенок еще не может осоз-нать цель наказания, поэтому к нему не стоит прибегать. Ребенок должен воспринимать наказание как результат своих неверных по-ступков.

Отрицателъные последствия наказания

1. Наказание часто не исправляет, а преображает поведение ребенка.

2. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родитель-скую любовь, он чувствует себя отвергнутым, что непосредственно сказывается на его психическом развитии.

3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувст-во к родителям и педагогам, что приведет к конфликту.

4. Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оста-ваться инфантильным, эмоционально незрелым.

5. Наказание может служить ребенку средством привлечения внимания родителей и педагога к себе, и он тогда будет специально совершать проступки, чтобы получить (в данном случае хотя бы не-гативное) внимание.

6. Наказание неэффективно при обучении, поскольку повыша-ет боязнь ошибок, тревожность, что сказывается на результатах обучения.

Учитывая негативные стороны применения наказания, его мож-но избежать с помощью следующих действий: проявлять терпение; объяснять ребенку, почему его поведение считается неправильным; отвлекать внимание ребенка, не доводить до самого проступка.

Если наказание неизбежно, то оно должно быть кратковремен-ным и следовать непосредственно за проступком. Выбор вида нака-зания определяется возрастом ребенка, типом личности ребенка и родителя или педагога. В целом наказание относится к малоэффек-тивным методам воспитания.

Содержание и направления воспитательного процесса

Формирование основ научного мировоззрения

Научное мировоззрение включает в себя систему философ-ских, экономических и социально-политических взглядов. Совокуп-ность мировоззренческих идей, объясняющих сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляется в сознании учащихся в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, ак-сиом и основных понятий изучаемых наук.

Ядро мировоззрения составляют взгляды (принятые в качестве достоверных идей, знания, концепции, которые служат ориентирами вдеятельности и поведении) убеждения (качественно более вы-сокое состояние взглядов, которые человек считает необходимы-ми, готов их отстаивать и предпринимает волевые усилия для их осуществления).

Взгляды и убеждения тесно связаны с развитым мышлением (теоретическим, диалектическим, творческим), проявлением ин-теллектуальных чувств (радости познания, веры в истину, любозна-тельности и др.) и волевой целеустремленностью.

Поэтому воспитание мировоззрения — это сложный процесс одновременного развития научного сознания, культуры мышле-ния, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и навыков волевых действий.

Формирование мировоззрения в образовательном процессе происходит посредством изучения научных дисциплин и организа-ции практической деятельности учащихся по познанию окружаю-щего мира и себя.

Все учебные предметы имеют две педагогические задачи: пря-мую (изучение фактов и закономерностей конкретной науки) и косвенную (включение ее положений и законов в целостную систе-му мировоззрения).

Предметы естественно-математического цикла дают возмож-ность учителю, с учетом возрастных особенностей детей, раскрыть перед ними идею материальности мира природы как диалектиче-ски развивающейся, целостной системы.

В процессе изучения предметов общественно-гуманитарного цикла учащиеся овладевают способностью проводить конкрет-но-исторический анализ при изучении общественных явлений и событий (как исторических, так и современных), учатся обнаружи-вать противоречия социальных ситуаций, рассматривать противо-речия как движущую силу развития.

Знакомство с литературой и искусством позволяет учащимся овладеть специфическим анализом художественного образа, воспи-тывает способность эстетического отношения к продуктам творче-ства, развивает эмоционалыю-эмпатичсскос восприятие изучаемо-го произведения.

Огромную роль в формировании мировоззрения учащихся иг-рает их собственная практическая деятельность по познанию и преобразованию действительности. В первую очередь, это такие виды деятельности, как творческая, трудовая и исследовательская.

Творческая деятельность дает возможность более полно выра-зить себя, свое отношение к миру. Специфический язык искусства выступает в качестве дополнительного средства не только самовы-ражения, но и самосознания и самовоспитания.

Трудовая деятельность, участие в производственных отношени-ях дают возможность воспитаннику убедиться в правильности сво-их взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соот-ветствии со своими убеждениями.

Исследовательская деятельность позволяет развивать диалекти-ческое мышление, творческий потенциал, целеустремленность и настойчивость в познании мира, способность переживать радость познания, стремление к самостоятельному продолжению этого процесса.

В качестве сторон педагогического процесса формирования основ научного мировоззрения выступают экологическое и эконо-мическое воспитание школьников. Цель экологического воспитания — воспитание ответственного и бережного отношения к природе. Формирование экологической культуры осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучеб-ной деятельности.

В педагогических исследованиях по проблемам экологического воспитания обычно определяют следующие основные принципы формирования экологической культуры у учащихся: междисципли-нарный подход в экологическом образовании; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство ин-теллектуального, эмоционального или волевого компонентов в дея-тельности учащихся; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном про-цессе и др.

Важно в процессе экологической культуры раскрывать перед школьниками положительные и отрицательные последствия воз-действия человека на природу в масштабе конкретного района, ре-гиона, страны, мира в целом.

Экономическое воспитание — это организованная педагогиче-ская деятельность, направленная на формирование экономическо-го сознания учащихся. В качестве содержания этого процесса вы-ступает комплекс представлений и понятий об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил и про-изводственных отношений, о механизмах хозяйственной деятель-ности.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование таких нравственных и дело-вых качеств, как общественная активность, предприимчивость, инициативность, бережное отношение к общественному досто-янию, ответственность, рационализаторство и др.

Экономическое воспитание в школе осуществляется в процессе изучения основных предметов, специального изучения основ эко-номики, производственных экскурсий и участия школьников в про-изводственном и общественно полезном труде. Задачи формирования мировоззрения решаются в процессе гражданского, нравственного, трудового, правового и других (сто-рон) воспитательного процесса.

Наиболее общими критериями сформированности мировоззре-ния являются (по Б.Т. Лихачеву):

Глубина научных знаний, их цело-стность, способность объяснить ими сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;

Развитая способность диа-лектического осмысления действительности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе школьника-ми новых для них явлений, общественных событий, произведений искусства;

Проявление социальной активности, эмоционально-во-левой общественной целеустремленности, направленности деяте-льности на воплощение идеалов в жизнь, их пропаганду и защиту.

Гражданское воспитание

Основная цель гражданского воспитания — формирование гражданственности как интегративного качества личности, вклю-чающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного досто-инства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гар-моническое проявление патриотических чувств и культуры межна-ционального общения. На формирование этих качеств влияют объективные условия: особенности государственного устройства, уровень правовой, политической и нравственной культуры в нем, а также субъективные факторы — особенности семейного и обще-ственного воспитания.

Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, од-нако для того, чтобы эти нормы стали регуляторами поведения, не-обходима целенаправленная воспитательная работа. Тогда идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформи-рованное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

На протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. В античной педагогике Платон и Аристотель связывали проблемы гражданского воспитания с формированием уважения к государству, законам послушания. Руссо считал, что основу гражданского воспитания составляют свободное развитие личности, создание условий для самовыражения. Наиболее интересной зарубежной теорией гражданского воспитания является теория немецкого педагога Г. Кершентейнера.

Он отмечал необходи-мость целенаправленного формирования гражданского сознания, знаний истории государства, политической образованности масс. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания рассматривались А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышев-ским, НА Добролюбовым, АИ. Герценым и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским , основывалась на уче-те особенностей русского менталитета, развитии национального са-мосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассмат-ривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной дея-тельности. В книге ВА Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности. Содержание патриотического и интернационального воспита-ния в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью разнообразных форм и методов.

Важную роль в патриотическом воспитании играет:

Организация работы по изучению государствен-ных символов Российской Федерации и других стран (герба, флага, гимна);

Формирование у учащихся знаний и представлений о до-стижениях нашей страны в области науки, техники, культуры;

Фор-мирование бережного отношения к истории Отечества, к его куль-турному наследию, к обычаям и традициям народа;

Формирование любви к малой родине;

Воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства;

Стремление к установлению дружественных отношений с представителями других стран и на-родов, изучению культуры разных этносов.

Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и иностран-ного языков, в географии, природоведении, во внеклассной воспи-тательной деятельности. При этом важно, чтобы изучение нацио-нальной и мировой культуры сопровождалось эмоциональной включенностью учащихся.

Нравственное воспитание

Для раскрытия содержания нравственного воспитания важно вспомнить такие понятия, как мораль, этика, нравственность. Мо-раль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правила. Часто в качестве синонима этого слова используют поня-тие этика, обозначающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как философская наука, изуча-ющая мораль.

В зависимости от того, как освоена и принята челове-ком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведения с действующими моральными нормами и принципами, можно су-дить об уровне его нравственности. То есть нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свой-ства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справед-ливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти качества регулируют индивидуальное поведение человека.

В процессе социализации ребенок учится регулировать свое по-ведение на основе нравственных норм — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной кон-кретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Важнейшим средством нравственного воспитания является ис-пользование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного пове-дения, к которому стремится человек.

Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гума-нистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружаю-щей его природной и социальной среде и центрируется вокруг чело-века. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окру-жающей действительности, связей с другими людьми. Гуманность — это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Гуман-ность представляет собой совокупность нравственно-психологиче-ских свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество лично-сти гуманность формируется в процессе взаимоотношений с други-ми людьми: внимательности и доброжелательности; умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; тер-пимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного от-ношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманно-сти — морально-этическое просвещение (изучение биографий ве-ликих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков).

Важным условием воспитания гуманности является организа-ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации не-посредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непо-средственно возникать в процессе совместной деятельности, а мо-гут быть специально предусмотрены педагогом.

Кроме воспитания гуманности важнейшей задачей нравствен-ного воспитания является воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество лично-сти характеризует ее поведение в различных сферах жизни и дея-тельности и проявляется в выдержанности, внутренней организо-ванности, ответственности, готовности подчиняться личным и об-щественным целям, установкам, нормам, принципам. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на лич-ной ответственности и сознательности, она готовит ребенка к со-циальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответствен-ности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения.

Оно включает в себя:

Культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, исполь-зовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

Культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки — дома или в общественных местах, от цели общения —деловое, личное и др.);

Культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими же-стами, мимикой, походкой);

Бытовую культуру (воспитание эстетического отношения к пред-метам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).

Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также тра-диций, сложившихся в школе и семье.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Труд был и остается необходимым и важным средством разви-тия личности. Трудовое воспитание ребенка начинается с форми-рования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

В общеобразовательной школе решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

Формирование у учащихся положительного отношения к тру-ду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов тру-довой деятельности;

Развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребностей в творческом труде;

Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости;

Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физиче-ского труда.

Учебный труд может быть умственным или физическим. Умст-венный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчиво-сти. Большое значение имеет формирование привычки к повседнев-ному умственному труду. Физический труд осуществляется на уроках школьного обучения в учебных мастерских и на пришкольных участ-ках, где создаются условия для проявления детьми нравственных ка-честв, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, домашний труд), работу во время школьных каникул в школьных строительных отрядах, лесничествах и т.п.

Производственный труд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда учащие-ся вступают в производственные отношения, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде.

Можно выделить следующие основные педагогические условия трудового воспитания:

1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учеб-ного, общественно полезного и производительного труда. В обще-ственно полезном и производительном труде учащихся должны на- ходить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнитель-ного образования решаются задачи трудового обучения и воспита- ния детей.

2. Сочетание общественной значимости труда с личными инте-ресами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразно-сти и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их
возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

3. Доступность и посильность трудовой деятельности. Непо-сильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подры-вает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого неследует, однако, что труд детей не должен требовать от них никако-го напряжения сил — трудовые задания подбираются в соответст-вии с силами и способностями учащихся.

4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся задело, но быст-ро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать системати-чески и равномерно.

5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в группах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответствен-ность за качество и своевременность его исполнения.

Поделиться: