Одинокий родитель = неблагополучная семья? Мнение психологов.

Особенности воспитания ребёнка в неполной семье.

Задачи исследования: установить, как отражается воспитание в неполной семье на становлении и развитии личности дошкольника. Выявить причины возникновения скрытых и явных воспитательных проблем в неполной семье и путей их решения.

По статистике среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста - каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена "материнская" семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами.

Причины возникновения неполных семей:

Смерть одного из родителей

Развод родителей

Внебрачное рождение ребёнка

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя "без пары", выработка новых форм семейной жизни - сложная психологическая задача. Для дошкольника жизнь после развода родителей - это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, Дошкольники с трудом адаптируются ко всему новому, поэтому такие глобальные перемены как развод особенно болезненно воспринимаются в дошкольном возрасте.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, обладают большим уровнем тревожности в отношении своих семейных обязанностей, чем замужние женщины. У одинокой матери чаще возникают страхи и опасения такого рода: "как бы не избаловать", "не отбился бы от рук", "вдруг проявится плохая наследственность".

Тогда матери, особенно в отношении с сыновьями, начинают строго дозировать проявления ласки, становятся критичными и начинают играть роль «строгих отцов».

Основная ошибка такого поведения матери заключается в том что дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская – это «справедливая» критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви.

Исходя, из этого ребёнок может выработать 2е модели поведения:

А) начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы.

Б) дается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с социумом.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к "сиротинушке", которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

Также отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели "культа самопожертвования", когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально "покидает" своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и - отчасти - матери.

Ребенок до полугода, он практически не замечает перемен и забывает отсутствующего родителя за несколько дней при условии внимания со стороны остальных родственников.

В возрасте от полугода до двух с половиной лет у него может часто и резко меняться настроение в связи с отсутствием одного из родителей.
Ребенок двух с половиной - шести лет испытывает тяжелое эмоциональное потрясение. Он не понимает причин развода, может считать себя виновным в случившемся, обещает исправиться, если родители помирятся.

Можно сделать вывод, что детям разведенных родителей, в каком возрасте бы они небыли, необходимо как следует переварить тот факт, что семья распалась. Глубоко в душе каждый ребенок хочет, чтобы мама и папа были вместе и любили друг друга. Детям необходимо пережить боль разлуки точно так же, как их родителям. Ребенок нередко не испытывает этой боли до тех пор, пока мама или папа не начнет встречаться с новым мужчиной или женщиной.

Дети могут злиться на обоих родителей за то, что они не сохранили семью. Они могут злиться на самих себя за то, что их непослушание привело к разрыву между папой и мамой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не расстались. Ребенку бывает трудно преодолеть или выразить эту злость. Он может опасаться, что если проявит эту злость в отношении родителя, покинувшего семью, то может быть окончательно отвергнут и лишен возможности посещать этого родителя. Он также может думать, что если будет слишком усердствовать в выражении своей злости по отношению к родителю, с которым он остался, то также может быть отвергнут этим родителем. Он может опасаться интенсивности, накала своей злости, бояться, что если даже частица этой злости выплеснется наружу, это чувство может стать неуправляемым.

Злость, испытываемая по отношению к одному из родителей, может быть переключена на другого, на которого злиться не так опасно. Иногда детская злость может выплеснуться на сверстников и воспитателей, или проявиться в деструктивном, вызывающем поведении.

Печаль, подавленное состояние - практически постоянно проявляется после развода как у детей так и у взрослых.

Печаль может сочетаться с ощущением своей незначительности и низкой самооценкой, может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может хандрить, утратить всякий интерес к деятельности, которая прежде доставляла ему радость.

Ребенок может стать плаксивым, начать испытывать старые страхи, которые он, казалось бы уже преодолел. Могут появиться различные физические симптомы, такие, как головные боли и боли в животе, или возникнуть проблемы, связанные с усидчивостью.

Нередко он испытывает смешанные, противоречивые чувства. Он может надеяться, что уход родителя из дома положит конец внутрисемейной неурядице, и в то же время отчаянно желать, чтобы этот родитель остался

Дети беспокоятся не только за свое собственное благополучие, но и за благополучие своих родителей, и почти всегда упорно цепляются за фантастическую надежду, что их мама и папа в конце концов снова воссоединятся после окончательного развода.

В «послеразводный» период се дети испытывают особую потребность чувствовать себя зависимыми и опекаемыми, нуждаться в большей ласке и успокоении. Исследователи утверждают, что девочки легче удовлетворяют эту потребность чем мальчики. Родители обычно более скупы в ласках по отношению к сыновьям. Поэтому родителям, прежде всего, нужно понимать, что невозможно испортить ребёнка, проявляя по отношению к нему заботу и любовь, в которых он нуждается.


Одинокий родитель, увы, явление, все чаще встречающееся в нашем обществе. Гораздо чаще мамам приходится брать на себя всю тяжесть самостоятельного воспитания ребенка. Но и одиноких отцов тоже немало. Как живется таким семьям, с какими трудностями и проблемами они сталкиваются и как в одиночку полноценно воспитывать своих детей? Ответы найдете в этой статье.

Одинокий родитель = неблагополучная семья?

Условия жизни в семье, где одинокий родитель растит своих детей, конечно, отличаются. Взять на себя сразу две роли — и отцовскую, и материнскую — не просто сложно, но и практически нереально.

Но не стоит сразу клеить ярлык неблагополучности на такие семьи — в них вырастают вполне достойные люди. В то же время, при наличии мамы и папы дети могут испытывать эмоциональный дискомфорт, ежедневно наблюдая ссоры родителей .

Почему родитель один воспитывает детей? Причины разные:

  • изначально мать решает родить ребенка, не имея мужа, тогда она получает статус «мать-одиночка»;
  • один из супругов умер, и воспитанием ребятишек занимается другой родитель;
  • человек усыновляет (удочеряет) ребенка и становится приемным родителем;
  • отец или мать ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, уходят из семьи;
  • наконец, самая частая причина — развод родителей . И зачастую расставание становится единственным способом уберечь ребенка от скандалов, выяснения отношений и даже физического насилия.


Так что пусть лучше уж одинокий родитель воспитывает наследников, чем отец-деспот или выпивающая мать.

Одинокий родитель: проблемы и пути их решения

Трудности семей, где детей воспитывает одинокий родитель, можно условно разделить на две большие группы: бытовые и психологические.

Проблемы бытового плана

1. Нехватка времени. Одинокий родитель буквально разрывается между работой, домашними делами и обязанностями по отношению к ребенку — обуть, одеть, накормить, научить, проконтролировать, позаниматься, пообщаться.

Придется научиться рационально использовать свое время, планировать свой день, чтобы все успеть. Нужно распределить обязанности, чтобы дети вам помогали, поручать им конкретные дела: сходить в магазин, помыть посуду, полить цветы, выгулять собаку.


Привлекать детвору к домашним делам следует обязательно, но не переусердствуйте — иначе любые поручения будут вызывать протест. Нельзя перегружать детей, поручать им ту работу, которую и вы не любите выполнять.

Будьте примером во всем, даже в бытовых мелочах — как приучить ребенка к порядку, если вы сами привыкли разбрасывать свои вещи? А если домашними делами заниматься вместе с ребенком, заодно это время можно посвятить и общению. Двойная польза.

2. Финансовый вопрос. Одному родителю «тянуть» семью сложно, особенно маме. Работать приходится много, а ведь нужно успевать заниматься домом, детьми, собой.

Оптимальным вариантом было бы найти работу удаленную, чтобы больше времени проводить дома. Плюс какие-то дополнительные источники доходов.


Вам придется всерьез задуматься о планировании и экономии семейного бюджета . Кстати, детей нужно привлекать к обсуждению финансовых проблем семьи, это полезно в воспитательных целях — ребята учатся понимать, что сколько стоит и как зарабатывается.

Одинокий родитель редко может обеспечить своим детям уровень достатка полной семьи, и когда ребенку не хватает элементарных вещей, которые доступны ровесникам, у него может развиться чувство зависти, озлобленности, комплекс неполноценности. Надрываться на трех работах — не выход, вы нужны своим детям здоровыми.

Вам придется убедить ребенка в том, что наличие дорогой одежды и модных гаджетов еще не доказывает превосходства над другими. Учите детей быть уверенными в себе, основываясь на иных достоинствах — отличных знаниях, спортивных достижениях, чувстве юмора, лидерских качествах.

Проблемы психологического плана

1. Чувство вины. Виноватыми себя могут чувствовать и дети, и родители. Отец или мать винит себя в уходе супруга из семьи, из-за чего ребенок лишается внимания второго родителя.

Но раз уж вы расстались, значит, на то были веские причины. Не пытайтесь заменить собой отца (мать), просто продолжайте обычную жизнь — вы же не перестали любить своих детей после развода? Напротив, будьте горды тем, что отдаете все силы семье, и наследники ощущают вашу любовь и заботу.


Сложнее, когда ребенок чувствует себя виноватым после развода. Он думает: я такой плохой, что папа ушел, бросив всех. Потребуется весь ваш такт и терпение, чтобы убедить его в непричастности к уходу родителя.

2. Смещение акцентов. Когда из семьи уходит отец, мама может наделять сына не присущими ему взрослыми качествами — слишком многого требовать, советоваться, как со взрослым в вопросах работы, быта, отношений с родней. Мама забывает — сын просто ребенок, а никак не муж, наделять его полномочиями главы семейства рановато.

Девочкам тоже достается. Они стараются не расстраивать маму, пытаются ей угодить, взваливают на себя большую часть домашних дел. В будущем это может вызвать проблемы в их семейной жизни.


Не «грузите» детей взрослыми проблемами. Не лишайте их прелестей детства, они и так будут взрослеть раньше других, ведь на их плечи ложится большая нагрузка, чем у их сверстников.

3. Отсутствие примера для подражания. Роли женщин и мужчин в семье разные, это традиции и устоявшиеся веками правила. Мальчику, растущему без отца, не с кого брать пример для поведения.

Диктат мамы (часто вынужденный) будет подавлять его формирующиеся мужские качества. Ребенок может испытывать проблемы в общении с мальчиками-ровесниками, с девочками, со взрослыми.

Отсутствие папы чревато последствиями и для девочки — ей трудно научиться общению с мужчинами, она будет испытывать недоверие к сильному полу вообще. А это уже чревато проблемами в будущей личной жизни.

Есть и другая крайность — девочка будет испытывать повышенный интерес к мужчинам, рано взрослеть. Основным решением проблемы будет обеспечение общения детей с мужчинами из вашего окружения.

Дедушка, дядя, старший брат, хороший знакомый отца не заменят, но помогут ребенку научиться общаться с сильным полом, в чем-то наследуя их манеры и поведение.

4. Из крайности в крайность. Одинокий родитель часто просто теряется и не понимает, как ему правильно выстраивать отношения с детьми. Это может быть чрезмерный контроль, когда ребенок вынужден жить под диктовку мамы (папы), не имея возможности высказать свое мнение. Вследствие этого ребенок может проявлять агрессию , несогласие с требованиями родителя. Или, напротив, замкнуться в себе, стать не просто послушным, а безвольным.

Вторая крайность в поведении родителя — когда в качестве компенсации за несчастную судьбу ребенку разрешают практически все. Аргумент — дитя и так обижено, разве можно его в чем-то ограничивать? В результате вы получите избалованного ребенка , но одновременно инфантильного и зависимого от вас.

5. Микроклимат семьи. Ребенок в неполной семье более чувствителен к настроению родителя и острее воспринимает негатив по отношению к себе. С детьми нужно доверительно обсуждать все происходящее (в меру их возраста, конечно), интересуясь их мнением и относясь к нему уважительно.


Атмосфера в семье должна быть стабильной и доброжелательной. Недопустимо сегодня срываться на ребенке (неприятности на работе, недовольство личной жизнью, вечная нехватка денег), а завтра пытаться компенсировать вспышку гнева, задабривая его подарками.

Не нужно запрещать детям контакты со вторым родителем и его родней. Ваши обиды и претензии в их адрес — не повод лишать ребенка общения.

6. Социальные связи семьи. Одинокий родитель часто оказывается изолированным от общества, вращаясь по замкнутому кругу: работа — дом, дом — работа. Вам нужно постараться познакомиться с семьями, подобными вашей, делиться опытом решения проблем, да просто общаться, возможно, подружиться и помогать друг другу.

Обращайтесь в социальные службы, узнавайте, какую помощь там можно получить (бесплатные мероприятия для детей, льготные путевки в детские лагеря , устройство в детские учреждения).

7. Работа не волк… Одинокому родителю гораздо труднее выделить время на совместный отдых с детьми, но делать это нужно обязательно, иногда в ущерб домашним делам. Чистота в доме и вкусные пирожки (на которые вы потратили полдня) не заменят похода с мамой (папой) на природу, в парк, в цирк, кино или зоопарк.


Ну, а если вы чувствуете — отдых крайне необходим вам самому, потому как больше нет сил, вы окончательно измотаны — без всякого чувства вины найдите возможность отдохнуть. Пусть с детьми побудут родственники или друзья, а вы посвятите несколько часов (может быть, целый день) себе.

Полноценно воспитать ребенка вполне может и одинокий родитель. Да, ему сложнее, но и в семьях, где есть только мама или папа, вырастают счастливые дети. Пусть ребенок будет лишен каких-то материальных благ, но отдать ему всю свою любовь и заботу, относиться с уважением и вниманием может и должен каждый родитель.

Как избавиться от чувства вины перед ребенком в неполной семье? Смотрите видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Неполной называют семью, в которой рядом с ребенком находится только один родитель – мать или отец. Мамы и папы, в одиночку воспитывающие ребенка, часто задаются непростыми вопросами. Не скажется ли отсутствие второго родителя на развитии малыша? Как помочь своему чаду стать гармоничной личностью при таких обстоятельствах? «Я родитель» уверяет, что неполная семья тоже может дать ребенку полноценное воспитание, главное – учитывать некоторые особенности.

Полоролевое воспитание

Как только дети впервые осознают свою , они начинают осваивать важные особенности поведения: мальчики – мужские, девочки – женские. Естественно, стать настоящим джентльменом или леди им помогают примеры самых близких людей. В обычной семье дела так и обстоят: мальчики учатся мужскому поведению, смотря на своих отцов, а девочки воспитывают в себе женственность, наблюдая за своими матерями. Но что делать, если родитель у ребенка всего один, и он при этом противоположного пола?

Естественно, ни один человек не сможет полноценно выполнять в семье сразу две роли: и отца, и матери. Поэтому одиноким отцам очень трудно объяснить подрастающей дочери, каково это – быть женщиной. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда у матери-одиночки подрастает сын: женщина просто не может показать на личном примере, каким должно быть настоящее мужское поведение. Где же выход?

На самом деле недостающего члена семьи вполне может заменить родственник или друг семьи, с которым у ребенка сложились доверительные отношения. Для мальчика таким человеком может стать дедушка, дядя, старший брат, для девочки – бабушка, тетя, старшая или двоюродная сестра.

Главное, чтобы у человека, который заменяет недостающего родителя, хватало времени и желания на общение с ребенком.

Если у вас неполная семья, но при этом других родственников нет вообще или вы не поддерживаете с ними связь, попробуйте найти среди своего окружения такого человека, которому будет интересен ваш ребенок, и который с удовольствием будет посвящать ему часть своего времени. Это может быть лучший друг, подруга или коллега по работе. Если ваш ребенок будет проводить с этим человеком много времени, и по-настоящему подружится, то проблем с полоролевым воспитанием у него не возникнет.

Общение между родителем и ребенком

Немаловажную роль в правильном воспитании ребенка имеет удовлетворение его потребности в общении с матерью или отцом. Очень часто случается, что в неполных семьях единственный родитель взваливает на себя тяжкий груз забот на всех существующих фронтах, и, в итоге, на общение с ребенком у него совсем не остается времени. В такой ситуации ребенок чувствует себя заброшенным, ему не хватает общения с близким для него человеком, а его развитие начинает идти неправильно: появляются трудности с самооценкой, депрессии, замкнутость или демонстративное вызывающее поведение, которое как бы говорит родителю: «Ну, обрати же на меня внимание!».

Часто распространена и обратная ситуация, когда единственный родитель считает, что он обязан дать своему ребенку вдвое больше заботы, раз он оказался в положении «один за двоих» и буквально начинает душить чадо своей любовью. Переизбыток заботы не менее вреден для развития ребенка, чем ее недостаток, поэтому переходить эти грани не стоит.

Эмоциональные потребности

Эмоциональная составляющая играет важную роль для правильного развития ребенка. Именно через эмоции он познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. При этом получать полноценное эмоциональное общение ребенок вполне успешно может и в неполной семье. На самом деле ребенку не так уж много нужно для счастья: ему хочется чувствовать себя любимым, важным и значимым для своей семьи. Ему хочется, чтобы мама или папа им искренне гордились, интересовались его жизнью и всегда были готовы выслушать.

Поэтому не берите на себя непосильную ношу и не старайтесь жить так, как будто вы являетесь одновременно двумя людьми, ведь ребенку нужно всего лишь видеть своего родителя, пусть и единственного, счастливым, гармоничным и уверенным в себе.

Ребенку будет больно видеть перед собой замученную, постоянно раздраженную и усталую мать, которая работает на трех работах, чтобы обеспечить его самой лучшей едой, одеждой и игрушками. Гораздо важнее и приятнее для сына или дочки, если мама каждый день будет гулять по парку, читать на ночь сказки и с удовольствием слушать, что произошло сегодня с её любимым ребенком.

Социальное общение

В полной семье ребенок с самых первых дней жизни оказывается вовлеченным в общество. Он с момента своего рождения оказывается в маленьком социуме, в котором, помимо него самого, есть мать и отец. Это позволяет ребенку учиться общению между людьми, понимать различие во взглядах окружающих (особенно, когда принципы воспитания мамы и папы в чем-то расходятся), наблюдать за разной реакцией людей противоположного пола, за их взаимоотношениями, выстраивая тем самым определенную модель поведения в обществе.

В неполной семье ситуация принципиально другая. У ребенка есть только один родитель, и малыш не видит, как происходит его общение с другими людьми. Он не может наблюдать за семейными отношениями со стороны, и, соответственно, его модель поведения в обществе должна формироваться не на примере собственной семьи, а на каком-то другом. Поэтому главной задачей родителя-одиночки должна стать подготовка ребенка к социальному взаимодействию.

Ищите вокруг примеры, на которых вы можете продемонстрировать ребенку различные положительные варианты взаимодействия одних людей с другими. Пусть ребенок наблюдает, как общаются бабушка с дедушкой, как искренне любят друг друга ваша подруга и ее муж. Отличным подспорьем в этом непростом деле могут стать книги и мультфильмы, герои которых создают правильную модель поведения - показывают, что такое настоящая дружба, привязанность, любовь, уважение. Все это поможет вашему ребенку вырасти полноценной личностью.

Ошибки матерей-одиночек

Очень часто в неполной семье, где ребенка воспитывает одна мать, возникает непреодолимая сложность в том, как научить ребенка правильно общаться с противоположным полом. Ситуация особенно усугубляется, когда отец ребенка оставил маму из-за другой женщины. Обида, крепко затаившаяся в женском сердце на всю жизнь, порой не дает возможности построить новые отношения. И в глубине души женщина начинает ненавидеть всех мужчин поголовно. Идущая на поводу у своих эмоций (злости, обиды, желания отомстить), такая мать может неосознанно вселить в сознание своей подрастающей дочери мысль о том, что абсолютно всем, без исключения, мужчинам нельзя верить.

Если женщина постоянно рассказывает ребенку гадости о его отце, а в подростковом возрасте убеждает дочь, что ни к чему хорошему отношения с мужчинами не приведут, велик шанс того, что повзрослевшая девочка так и не построит своего личного счастья. Она подсознательно будет избегать мужчин, бояться их, не доверять им, испытывать страх перед отношениями и копировать поведение своей матери.

Если вас бросил муж, не убеждайте себя в том, что и вашей дочери непременно встретится недостойный ее человек. Все ситуации разные, и то, что ваш брак закончился , вовсе не означает, что и выбор вашей дочери будет неправильным. Дайте ей шанс самостоятельно пройти через период первой любви, построить отношения без постороннего вмешательства и научиться чему-то на собственных ошибках.

Принципиально другая ситуация возникает, когда в положении брошенной жены оказывается женщина, воспитывающая мальчика. Ее негативный настрой по отношению к ушедшему отцу может сформировать у ребенка ошибочный стереотип мужского поведения. Если мама постоянно рассказывает сыну, что его отец был плохим человеком, то ребенок начинает чувствовать себя ущербным – ведь в его жилах течет кровь «плохого» отца. Самооценка ребенка в таком случае падает, что приводит к психологическим проблемам, сложностям в общении с ровесниками и противоположным полом, затяжным депрессиям, к агрессивному и вызывающему поведению, которое особенно сильно обостряется в подростковом возрасте.

Если от вас ушел отец вашего ребенка – старайтесь держать себя в руках и помнить, что ваша ненависть к нему ни в коем случае не должна передаваться ребенку. Постарайтесь сформировать у него, если не положительный, то хотя бы нейтральный образ отца.

Ошибки отцов-одиночек

Самой главной трудностью, с которой сталкиваются одинокие отцы, является отсутствие физической связи между ними и ребенком. Когда женщина вынашивает ребенка в своем чреве и дарит ему возможность появиться на свет, между ними возникает крепкая подсознательная связь, которая особенно сильна в первые годы жизни. Именно к матери ребенок привязывается больше всего. Мужчина же чаще всего просто не чувствует этого особенного контакта.

Труднее всего отцам-одиночкам воспитывать дочерей. Очень часто у них вырастают девочки, которых можно назвать «своим парнем», поскольку папы-одиночки не знают, как научить дочь женственности. Вместо этого дочка получает багаж знаний о том, как быть сильной, выносливой и самостоятельной.

Если вы в одиночку воспитываете дочь, не отказывайтесь от помощи и советов родственников и знакомых женского пола, особенно тех, у кого есть дети. Не стесняйтесь задавать им волнующие вас вопросы, ведь от того, как именно вы воспитаете своего ребенка, будет зависеть его дальнейшая жизнь и личное счастье.

Виктория Котлярова

Изначально природой заложено так, что ребенок воспитывается папой и мамой. Плод любви двух людей растет, развивается и познает мир вместе с самыми родными людьми. Такая семья является полноценной. Однако в наше время неполноценные семьи стали почти нормой, ведь много женщин рожает детей вне брака, для себя, воспитывая дитя за двоих.

Часто семьи распадаются - и чадо остается на воспитании у матери. Как же одному родителю справляться с воспитанием? В чем особенности воспитания детей в неполных семьях?

Как воспитать ребенка в неполной семье

По данным демографов, каждый десятый ребенок дошкольного возраста воспитывается одним родителем. В школьном возрасте это уже каждый седьмой. Среди неполных семей сохраняется тенденция "материнской" семьи, то есть воспитания чада одной мамой. Однако есть семьи, где детишек воспитывают отцы. Как же отражается неполнота семьи на ребенке?

Неполные семьи возникают по самым разнообразным причинам: в связи с гибелью одного из родителей, разводом, внебрачным рождением малыша.

Воспитательная атмосфера семьи, где мама овдовела, является более благоприятной, нежели в семье, где случился развод. Сохраненные родственные связи обеспечивают детям психологическую поддержку, компенсируют недостаток общения. Если в такой семье несколько детишек, то это тоже может быть частичной компенсацией неполноты семьи. Обычно старший становится младшему "ведущим", стимулирует его в социальной сфере, выступает защитником.

Психологи констатируют, что в неполных семьях дети меньше конкурируют и больше привязаны друг к другу. В случае развода родителей они просто «сдают» экзамен на раннее взросление. Развод для них является ломкой привычных отношений, традиций, устоев. Наибольшее влияние развод оказывает на малышей дошкольного возраста. В такой неполной семье отношения между родителем и ребенком иногда развиваются по типу культа самопожертвования. Это означает, что мама и дитя связаны любовью, страданием, болью, печалью. Такой тип взаимоотношений рождает в ребенке пессимизм, неуверенность в своих силах, беспокойство, мрачные настроения. А иногда отношения между родителем и ребенком в семье после развода развиваются по типу равнодушия. Дитя не замечают, мама страдает и вся отдается печали и обидам. Нередко эта обида может выливаться и на ребенка. Тогда он еще больше слабеет душой и телом, ощущая потерю отца и матери одновременно.

Поэтому после развода или в случае рождения крохи без отца мама должна все делать так, чтобы малыш по минимуму чувствовал отсутствие второго родителя. Нелишними будут консультации детского психолога, общение с педагогами. Очень часто роль отца в таких семьях начинает играть дедушка или другой родственник семьи мужского пола. Ребенок, особенно мальчик, интуитивно тянется к мужчине, похожему на отца, потому что он хочет компенсировать дефицит мужского внимания и заботы. Хорошо, если такой мужчина есть рядом.

Воспитание детей без отца

Сегодня отцы гораздо активнее принимают участие в воспитании детишек даже после развода. Как правило, мамы демократичны и позволяют общаться ребенку с отцом. Ведь после развода отсутствие отца очень ощущается детьми. Без него ребенку не хватает авторитета и дисциплины.

После развода огромную роль играет отношение мамы к бывшему мужу, который в любом случае остается папой. Одни женщины не упоминают мужа и живут, как будто его никогда не было. Другие сознательно вытесняют из детской памяти все хорошее об отце, пользуясь случаем упомянуть о нем с негативной стороны. Мудрые женщины стараются не менять в представлении детей образ отца. Они вспоминают и хорошее, и плохое, давая возможность детям самим делать выводы. Психологи говорят, что создавать образ плохого отца после развода - удел слабых и не дальнозорких женщин. Ведь мальчик в таком случае будет развиваться с комплексами, а девочка будет подсознательно думать, что все мужчины плохие.

Отсутствие отца, по наблюдениям ученых, негативно сказывается на математических способностях мальчиков и девочек.

Эти способности гаснут из-за отсутствия интеллектуальной среды, которую создает мужчина. Девушки, которые выросли без отца, всегда испытывают страх перед математикой. Даже простые математические расчеты приводят их в панику, замешательство.

Присутствие отца в семье влияет и на умственное развитие детей, и на их интерес к образованию. Согласно исследованиям, время общения мальчика с отцом сказывается на его учебе. Чем больше они общаются, тем лучше сын учится. Активный и деловой отец, нацеленный на успех, вызывает у мальчика желание подражать ему. Для него он - авторитет и образец во всем.

Первые 5 лет жизни играют определяющую роль в развитии мужского характера у мальчика. Чем дольше в это время ребенку приходится жить без отца, тем больше будет трудностей в его половой идентификации.

Если мальчика воспитывает одна мать, то можно наблюдать у него проявление женских черт характера, предпочтение занятий, свойственных девочкам.

В развитии девочки отец является главным мужчиной, образцом, на который впоследствии она будет ориентировать свои отношения с мужчинами. Исследования психологов констатируют, что взаимоотношения девочки с отцом в раннем детстве влияют на ее будущую личную жизнь. Женщины, которых воспитывали дружелюбные и ласковые отцы, как правило, удачны в браке, в сексуальном и духовном отношении. А те, у которых отец был безликим или его вовсе не было, чаще в браке несчастливы. Такие девочки зажаты и скованы, у них часто присутствуют комплексы неполноценности, они считают себя некрасивыми и недостойными счастья. Даже в маленькой и знакомой компании они отмалчиваются и краснеют, чувствуют себя неуютно, предпочитают одиночество. Поэтому они и не могут устроить свою личную жизнь. Отношения с мужчинами вызывают у них страх. То есть недостаток отцовского влияния при взрослении девочки затрудняет ее развитие как женщины и осложняет формирование навыков межполовой коммуникабельности. Такие женщины очень часто разводятся, как и их матери.

Особенности воспитания детей в неполных семьях

Распад семьи - это почти всегда травма для детской психики. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих горьких метаниях и обидах женщины нередко забывают о детях. Они же, в свою очередь, считают себя покинутыми обоими родителями.

Другие же мамы после разрыва пробуют взять на себя двойную миссию. Они пытаются заменить собой и папу, и маму одновременно. Эта миссия очень редко бывает выполнимой, поскольку в полной семье отец и мать занимают свои ниши. На стыке воспитательных позиций находится золотая середина, которая дает возможность грамотно воспитывать детей.

Одинокая мама хочет заменить мальчику отца. Она становится строже, чем обычно. Мама начинает предъявлять к нему повышенные требования и порой даже бывает жестокой.

Но психологи считают, что воспитание в неполной семье может быть нормальным процессом, только оно осуществляется в более трудных для мамы условиях. Качества родителя, который воспитывает ребенка, вполне могут компенсировать ему недостаток другого родителя после распада семьи. Ребенок прекрасно дифференциирует мать от отца, поэтому не стоит брать на себя невыполнимые миссии.

Главным воспитательным оружием мамы должна стать двойная ответственность. Малыш должен чувствовать, что он по-прежнему защищен, любим, что его готовы выслушать, помочь и поддержать.

Очень часто после развода родителей ребята в школе слушают рассказы сверстников об отцах, совместном семейном времяпровождении. Это у них вызывает скрытую зависть и чувство обиды. Хорошо, если после развода дитя общается с отцом. Если же этого не происходит, то такие обиды со временем могут выливаться даже в ненависть к матери, психические отклонения и развитие фобий.

  1. Чаще общайтесь с ребенком и выслушивайте его. Задавайте вопросы, интересуйтесь его жизнью в детском саду и школе, отношениями с друзьями, сверстниками.
  2. Чаще хвалите сына или дочку. Не наказывайте их. Стабильная в эмоциональном плане атмосфера сохранит у ребенка доверие к матери и чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
  3. Не запрещайте вспоминать прошлое, в частности отца. Это детское право.
  4. Помогайте сыну и дочке учиться навыкам поведения, которые соответствуют их полу.
  5. Расширяйте и развивайте социальные связи семьи. Ребенок должен иметь возможность активно общаться и выстраивать отношения со знакомыми вам мужчинами.
  6. Новый брак - это шанс возвращения ребенка к жизни в полноценной семье. И тут важно, чтобы между новым избранником матери и ее ребенком сложились отношения взаимопонимания и любви.

Специально для - Диана Руденко

Статистика неумолима и она свидетельствует о том, что количество разводов неуклонно растет. Люди встречаются-влюбляются, женятся, рожают детей, и... расходятся. Это реальность нашей современной жизни. Является ли развод выходом, наверное, каждый решает сам, в своем конкретном случае. Но вот вопросы, которые ставит перед собой любая любящая мама в основном типичны: как воспитывать ребенка в неполной семье? как скажется на ребенке, если он будет расти без отца? как отразится на психологии мальчика жизнь без примера отца? важно ли для дочки и ее полноценной будущей семейной жизни, чтобы папа жил в семье? Эти вопросы, зачастую, терзают нас, матерей-одиночек многие годы и каждая проблема в жизни ребенка больно отзывается в душе "был бы отец, может и не случилось бы этого". Так какова же роль отца в воспитании детей на самом деле. Без преувеличений и без преуменьшений. Давайте разбираться через системно-векторное мышление.

  • Воспитание ребенка без отца: что это - тяжелый крест или возможность вырастить здорового ребенка?
  • В каких случаях, лучше, чтобы ребенок рос без отца, чем с оным?
  • Воспитание ребенка без отца - есть ли разница в воспитании мальчиков и девочек без отца?

Женщина, почувствовав под сердцем биение новой жизни, в один момент понимает, что теперь она не одна и на свете скоро появится новый человечек, жизнь которого во много сложится так, как она задаст своим воспитанием. Огромная ответственность, которая ложится на ее плечи, теперь будет бессменно нестись ею лет 18, а может и всю жизнь. Что делать если придется жить без отца, как скажется это на ребенке? Конечно, никто не хочет такого сценария для себя и малыша, ну а если вдруг сама жизнь распоряжается именно таким образом?

У одних жизнь складывается счастливо, а у других - не очень. Бывает так, что мужчина бросает женщину одну еще беременной, бывает и так, что развод оформляется по обоюдному согласию, когда ребенок уже взрослый. Иногда случается, что женщина сама первой начинает подумывать о разрыве, потому, что очень многое ее не устраивает. Случаются и несчастья - и ребенок в один миг остается сиротой без отца.

Стереотип, что ребенок без отца, особенно мальчик, не сможет вырасти полноценным, существует давно. С детства нам, девочкам внушали, что ребенок должен жить в полной семье, а иначе - может недоразвиться, не получить те навыки, которые позволят ему создать свою полноценную семью в будущем. Ведь в жизни много таких примеров: сколько у матерей-одиночек дочки тоже в будущем становятся матерями-одиночками? Много.

Раздумывая на тему воспитания ребенка без отца, нам то и дело прямо под руку попадаются рассказы, которые словно бы свидетельствуют о том, что это плохо отразится на психологии ребенка. Что же делать?

Не стоит поддаваться панике. Раз на раз не приходится, как говорится. На самом деле предвидеть, как будет развиваться ребенок без отца, можно и сделать это довольно просто. Обладая системными знаниями мы проще сможем разобраться с этой проблемой.

Как дети воспринимают развод?

Современные дети живут в других реалиях, нежели жили мы или наши родители. Если еще 20-30 лет назад в классе на 30 человек было всего 1-2 ученика, воспитывающихся в неполной семье, то сегодня все наоборот. Количество детей, которые живут в семьях без отца или с "воскресным папой", увеличивается, как снежный ком. И в целом они уже по-другому воспринимают известие о разводе родителей. Однако всегда надо делать поправку на вектора ребенка, его психотип.

Большим ударом развод родителей может стать для ребенка с анальным вектором . Для анальных людей семья, где все чинно и благородно, где мама - красивая и светлая, а папа - строгий и уважаемый человек - это идеальная жизнь. Это тот стереотип, который всегда будет им поддерживаться. И родители, собственные мама и папа задают ему жизнь в собственной взрослой жизни. Он так же тяжело переносит перемены, именно ему в детстве больше других требуется чувство защищенности. Иногда, анальный малыш чувствует, что с разводом родителей эту защищенность он частично потеряет. Поэтому именно ребенка с анальным вектором вводить в информацию о том, что планируется разрыв семьи необходимо очень аккуратно и обстоятельно, постепенно.

Остальные дети к разводу относятся проще. Конечно, когда рушится семья любым ребенком это воспринимается, как угроза его безопасности, но все же нельзя говорить, что жизнь и воспитание ребенка без отца станет для них калечащей проблемой на всю жизнь. Ребенок с кожным вектором легко воспринимает любые перемены и поэтому быстро приспособится к новым обстоятельствам. Ребенок со зрительным вектором страдает от эмоционального разрыва с папой, может тосковать и печалиться, скучать по родному человеку.

Но все эти негативные последствия развода на самом деле можно легко искоренить и для этого есть много возможностей: одно из них - не препятствовать общению детей и отца, хотя бы изредка, а лучше - чаще, буквально наравне с мамой. Другое правило, при всех обидах и неприязни на своего бывшего мужа, нельзя "опускать" его в глазах детей, настраивать их против него, рассказывать им свои обиды, вызывая негативные чувства.
Лучше уж без отца, чем с таким

Важно понимать, что бывают случаи, когда при внешнем благополучии в семье, некоторым детям в каком-то смысле даже лучше воспитываться в неполной семье, только с мамой. Потому что, вырастая в семье полной, но с негативом, им задается плохой сценарий жизни.

Нормальный отец действительно важный и нужный пример для ребенка, но плохой отец - это ведь тоже пример для ребенка. И часто, стараясь, во что бы то ни стало воспитывать ребенка именно в полной семье, мы забываем, что на самом деле наносим ему непоправимый вред. Семья, где постоянно слышны ругань и ссоры, - не то, что должен видеть ребенок каждый день.

Так, отец с анальным вектором может психически искалечить кожно-зрительного сына , постоянно пережимая ценность мужественности: "будь, как мужик, а не как баба", он пугает мальчика, останавливает его в развитии.

Побои, которые переносят кожные дети от слишком рьяного анального отца, например, за мелкое детское воровство, тоже ни к чему хорошему не приведут. Кожа, такая нежная и отзывчивая у кожных детей, быстро воспринимает побои и гибко прогибается под них. Мазохизм, сценарий на неудачу, патологическое воровство - все это может ожидать детей с кожным вектором, которых избивали в детстве.

Есть и другой негативный сценарий, задается он ребенку со звуковым вектором . Когда родители кричат друг на друга, обзывают плохими словами, маленький звуковичок живет в невыносимом для себя мире и начинает постепенно, как бы отключатся от него, все больше и больше уходя в себя, вплоть до аутизма .

В зрительном ребенке важно формировать ощущение доброты, милосердия с самого раннего возраста. Если отец запугивает ребенка, относится к нему с черствостью, это ранит зрительный вектор.

Надо понимать, что любое насилие в семье, которое видит ребенок - это всегда психологическая травма. Нет ничего хуже для ребенка, чем видеть избиение, физическую расправу с собственной матерью. Дети, с рождения, ощущают мать, как гаранта своей безопасности и защищенности. И если этого гаранта у них на глазах кто-то бьет, то рушится основа его жизни.

Развод не смертельно, а воспитание в неполной семье - тяжело, но нормально

Вообще же, при нормальном подходе, все дети способны понять, что развод - это не смертельно и не плохо. Это просто жизнь и так она сложилась в их семье. А кожно-зрительные дети с радостью могут поддержать развод родителей. Очень открытые, эмоциональные, при правильном подходе и разъяснениях, они даже во дворе могут с гордостью заявлять "мама нашла любовь всей своей жизни, и теперь мы будем жить в другой семье".

Поделиться: