Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка.

Как правильно организовать режим дня? Многие мамы знают о том, что режим дня благотворно сказывается на самочувствии и поведении ребенка. Однако, каким должен быть режим и как правильно его организовать, знают не все.

Режим дня - это целая система, которая подразумевает распределение сна и бодрствования, приемов пищи, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности. Режим дня задает наш ритм жизни, и чем более он постоянен и последовательно соблюдается, тем более гармонично наша деятельность согласована с происходящими в организме физиологическими процессами.

Гармонизация ритмов внешних и внутренних обеспечивает правильную работу всех систем организма, своевременную регенерацию и восстановление клеток, их очищение, размножение и развитие, что в свою очередь гарантирует наше хорошее самочувствие и высокую производительность. Соблюдение режима дня естественно для любого живого организма.

Хорошее самочувствие и высокий уровень производительности - главные критерии формирования режима. Отсюда мы можем сделать вывод, что режим дня каждого человека индивидуален. Он отвечает нашему возрасту, состоянию здоровья, условиям и образу жизни, а также социальным условиям. Поэтому режим также подвержен изменениям.

Я слышу от многих врачей и мам, что малыш сам может сформировать свой режим. Детки сами знают когда им и сколько спать и есть. Это действительно так, однако, важно не забывать, что человек - создание социальное, поэтому, в продолжение вышесказанного, на формирование режима малыша оказывают влияние не только его биоритмы, но и окружающая обстановка, формируемая родителями.

Формирование режима малыша находится в рамках ответственности родителей.

Рассмотрим основные принципы формирования режима.

Определение готовности малыша функционировать по режиму.

Для начала определим возраст, в котором мы можем приступить к выстраиванию режима. Когда малыши рождаются, все системы их организма несовершенны. Требуется время на их созревание и адаптацию к внешним условиям. В утробе матери функционирование ритмов малыша обеспечивалось организмом мамы. Теперь им необходимо поддерживать свою жизнь самостоятельно, под чутким присмотром мамы. Проходит около 4-х месяцев, прежде чем малыш становится физиологически готовым функционировать по более менее угадываемому режиму. В период с 4-х до 6-ти месяцев биоритмы малыша начинают настраиваться на 24х-часовой формат.

Какова задача родителей в этот период? Не мешать!))

Будьте внимательными к сигналам, которые подает Ваш малыш, старайтесь их правильно распознавать, чтобы отвечать его настоящим потребностям. Вы уже знаете как различить голоден малыш или устал, Вы распознаете причины его недовольства и беспокойства. Продолжайте наблюдать за малышом, чтобы распознать как работают его естественные биоритмы. Вы можете вести дневник всех событий, которые происходят в течение дня, либо вести дневник снов. На данном этапе дневник поможет Вам правильно анализировать Ваш день и наблюдать формирование его структуры. Обращайте внимание на время, в которое чаще всего начинается Ваш день, происходит сон изо дня в день. Когда малыш спит дольше, а когда его сон короткий? Фиксируйте время, которое малыш бодрствует. Отличается ли оно от периода к периоду? Как различается в течение дня? Влияет ли изменение времени бодрствования на качество и продолжительность снов?

Как только у Вас будет собрана вся указанная информация, Вы сможете понять, насколько Ваш малыш физиологически готов к функционированию по заданной структуре дня.

Определение времени начала дня и его контроль.

Когда Вы увидите, что малыш готов, первое, на что мы обратим внимание, это время начала дня.

Когда я рассказываю о правилах формирования режима, я всегда обращаю внимание родителей на то, что не существует четких графиков и распорядка дня, которым безоговорочно нужно следовать. Каждый малыш индивидуален, поэтому Ваш режим дня будет особенным, отвечающим потребностям только Вашего малыша. Однако, поскольку все мы создания биологические, некоторое сходство в режиме деток одного возраста все же будет присутствовать. Поэтому, рекомендации специалистов касательно организации режима дня основываются на статистической информации, полученной путем наблюдения за группами людей разного возраста и предлагают учитывать временные промежутки для организации питания, сна и бодрствования.

Наши биологические часы настроены на 24х-часовой формат (немногим более 24 ч, если быть точной) и следуют за солнышком. Особенно чувствительны к ним наши детки. Поэтому, для малышей после 4-х месяцев естественное время пробуждения будет попадать в промежуток 5:30-7:00 ч. Найти время начала дня Вашего малыша Вам поможет все тот же дневник. Как только Вы найдете примерное время пробуждения в указанном промежутке, повторяющееся изо дня в день на протяжении 1-2 недель, мы будем понимать, что начало режиму положено.

Далее, чтобы режим формировался правильно, мы хотим контролировать время начала дня, т.е. сохранять его в рекомендованном промежутке. От этого зависит как дальше будет выстроен день, и как распределятся дневные сны в течение дня. У деток первого года жизни режим дня находится постоянно в движении: только определили подходящее время снов, как через 2 недели оно уже не работает и требует корректировки. Поэтому, контроль времени пробуждения будет являться основой Вашего режима дня.

Правильное распределение дневных снов и корректировка их продолжительности.

Количество дневных снов будет меняться, как и их качество. С 4-х месяцев малыш будет спать 3 дневных сна и 10-11 ч ночью (12-15 ч в сутки), примерно с 6-9 месяцев - 2 сна и 11-12 ч ночью (12-15 ч в сутки), с 15-18 месяцев - 1 сон и 10-12 ч ночью (11-14 ч в сутки) и полностью дневной сон уйдет примерно в 3-4 года (но иногда он сохраняется до 6 лет), а ночной сон составит около 10-11 ч (10-13 ч в сутки). (Данные по количеству сна в сутки приведены согласно информации Национального Фонда Сна, США)

Существуют различные подходы в организации времени дневных снов. Здесь важно понять, что подходит малышу, ориентир на время бодрствования или на определенное и практически неизменяемое время наступления снов. Но помнить нужно главное: после 4-х месяцев дневной сон малыша должен быть продолжительностью более 1 ч. Это обеспечит качественное восстановление сил, что позволит малышу эффективно бодрствовать до следующего периода сна. Если сон короткий, т.е. меньше 1 ч, значит время наступления снов подобрано неверно, либо существуют другие раздражители, влияющие на продолжительность сна (условия сна, ассоциации на сон, др.).

Сохранение времени начала ночного сна гибким.

Еще один важный момент, на который мы обращаем внимание при формировании режима дня наших деток - это время отхода на ночной сон. И здесь мы придерживаемся главного правила: нет никакого правила!)

Рекомендованное время начала ночного сна для деток в возрасте 6 мес.-6 лет (а иногда и старше) попадает в промежуток 18:00-20:00 ч. Соблюдение такого времени позволяет гарантировать полноценный отдых ребенка ночью. Однако, время начала ночи может изменяться в зависимости от потребностей малыша в отдыхе. И важным индикатором того, когда стоит начать ночь, является поведение Вашего малыша после 16:00-17:00 ч. Сравните его с поведением малыша после утреннего пробуждения. Если Ваш малыш капризен, беспокоен, несговорчив, значит его день был достаточно интенсивен, и он уже успел утомиться. Уложите малыша спать пораньше. Как Вы помните, детки более чувствительны к своим биоритмам, чем взрослые. Часто Вы могли наблюдать, что когда Вы укладываете ребенка спать попозже, он встает ни свет, ни заря. Это объясняет работу их биоритмов, настроенных на раннее начало дня. Поэтому, лучшим способом обеспечить дополнительный отдых малышу, если Ваш день был интенсивным, или дневные сны были недостаточного качества - уложить ребенка спать раньше. Так его усталость не будет накапливаться, а жизненные силы будут восстановлены.

В заключение можно отметить следующее: Не существует строгих правил касательно того, как должен быть организован режим Вашего ребенка. Существующая информация касательно периодов времени бодрствования, норм сна носит рекомендательный характер. Главным критерием режима дня является хорошее самочувствие малыша и Вашей семьи, что определяется спокойствием во время бодрствования и качеством отдыха. Следуйте рекомендуемым принципам формирования режима, будьте внимательными к сигналам, которые подает Вам ребенок, отвечайте его индивидуальным потребностям, а, главное, наслаждайтесь общением с ребенком всей Вашей семьей!

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устает, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

Ложиться спать в одно и то же время;

Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

  • в 7-10 лет – 10-11 часов;
  • в 11-14 лет -9-10 часов;
  • в 15-17 лет – 9-8 часов
  • Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника - условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок - левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель - один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:

  • Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
  • Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
  • Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.

Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
  • Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.

О том, как приучить младенца к режиму дня, рано или поздно задумываются даже те родители, которые пропагандируют кормление по требованию. Вне зависимости от того, сколько раз малыша прикладывают к груди, засыпать он все равно должен приблизительно в одни и те же часы, чтобы не перепутать день с ночью. О том, как выработать режим дня у грудничка и наладить правильный распорядок, пойдет речь в этом материале.

Распорядок дня детей раннего возраста: как наладить режим грудничка

С рождением ребенка перед большинством родителей встает вопрос: следует ли приучать грудничка к определенному режиму дня или, наоборот, самим подстраиваться под него.

На самом деле правильный режим дня новорожденного очень важен, так как он способствует выработке условных рефлексов, на которых и построена жизнь маленького человека.

Организм, приученный к определенному распорядку, при помощи имеющихся у каждого человека внутренних биологических часов заранее подготавливается к тому или иному событию (кормлению, сну) и выполняет нужные действия более полно и быстро. Дети раннего возраста, приученные к режиму дня, растут более здоровыми и смышлеными.

Самый сложный период в установлении и соблюдении режима дня новорожденного ребенка – это период с появления на свет до наступления 6-месячного возраста.

В первые недели после рождения о том, как организовать режим дня грудничка, вообще не может быть и речи. Ведь он может требовать кормления в любое время суток и любое количество раз, не особенно задумываясь о соблюдении промежутков между кормлениями. Дело в том, что ребенок очень устает совершать сосательные движения, чтобы добыть себе пищу, и засыпает из-за этого не совсем сытым. Когда полученная порция молока переварится в желудке (а в этот период его жизни пища, особенно легко усваиваемое материнское молоко, переваривается очень быстро), малыш снова просыпается и требует очередной порции. Выходит, что в первые несколько недель жизни ребенок может, есть до 10-12 раз в сутки, и из них 3-4 раза приходятся на ночное время. Конечно, это очень тяжело для матери, которая еще не совсем оправилась после родов, но этот период нужно просто пережить, ведь скоро все изменится к лучшему. Так, уже к концу первого месяца жизни большинство малышей все же вырабатывают определенный режим и довольно хорошо выдерживают перерыв
между кормлениями в 2-3 часа. Если получается, что время дневного кормления уже подошло, а малыш крепко спит, то будить его не следует. Лучше покормить, когда он проснется самостоятельно. Если с течением времени ребенок не захочет принимать пищу через привычные 2-3 часа и ему уже понадобится больший разовый объем, то интервал между кормлениями увеличивают на 0,5-1 час. Хорошо, если к 5-ти месяцам жизни перерыв между кормлениями составит 4 часа.

Если малыш с рождения полностью питается искусственными молочными смесями, даже самыми высококачественными и максимально приближенными к материнскому молоку, или же получает докорм искусственными смесями, то четкий режим нужно стремиться соблюдать с первых дней жизни ребенка. Дело в том, что любая искусственная смесь переваривается тяжелее и, соответственно, дольше. Поэтому для организации правильно режим дня таких младенцев лучше кормить 7-8 раз в сутки с интервалами в 3-3,5 часа и стараться выдерживать четырехчасовой ночной перерыв в кормлении.

Как выработать режим дня у грудничка после введения прикорма

К 5-6-ти месяцам в питание малыша начинают вводить первый прикорм, хотя основой рациона остается материнское молоко. Основное правило этого периода жизни состоит в том, что чем разнообразнее прикорм, тем строже должен соблюдаться режим дня грудного ребенка, особенно распорядок в приеме пищи, иначе у малыша могут появиться колики, запоры, повышенное газообразование. Частота кормлений грудным молоком уменьшается в это время до 5-7 раз в сутки с интервалами между кормлениями примерно в 4 часа.

Не менее важным, чем режим кормления, в распорядке дня ребенка является режим сна и бодрствования. В первые несколько недель малыш спит почти постоянно, просыпаясь только для того, чтобы поесть.

Устанавливается режим дня в зависимости от особенностей каждого ребенка, его возраста, состояния здоровья, индивидуальных предпочтений. В идеале для его правильного составления лучше всего посоветоваться с врачом-педиатром.

К концу первого месяца жизни он уже 15-20 минут бодрствует после каждого кормления. К двум месяцам малыш не спит уже около 1 часа после каждого приема пищи.

С 3-х до 6-ти месяцев он спит 4 раза днем в промежутках между кормлениями и ночью около 7-8 часов. С течением времени малыш все меньше спит днем, тогда как ночной сон становится более крепким и продолжительным, до 11-12 часов. В режиме дня ребенка грудного возраста в этот период все большее место начинают занимать активные игры, прогулки, занятия.

Примерный режим дня 3-4-месячного ребенка по часам

Режим дня 3-4-месячного ребенка по часам должен выглядеть следующим образом:

  • 6.00-6.30. Кормление.
  • 6.30-7.30. Бодрствование.
  • 7.30-9.30. Сон.
  • 9.30-10.00. Кормление.
  • 10.00-11.00. Бодрствование.
  • 11.00-13.00. Сон.
  • 13.00-13.30. Кормление.
  • 13.30-14.30. Бодрствование.
  • 14.30-16.30. Сон.
  • 16.30-17.00. Кормление.
  • 17.00-18.00. Бодрствование.
  • 18.00-20.00. Сон.
  • 20.00-20.15. Купание.
  • 20.30-21.00. Кормление.
  • 21.00-6.00. Ночной сон.
  • 24.00 и (или) 3.00. Ночное кормление.

Примерный режим дня грудного ребенка 5-7 месяцев

Примерный режим дня грудного ребенка в возрасте 5-7 месяцев должен быть приблизительно таким:

  • 6.00-6.30. Кормление.
  • 6.30-8.00. Бодрствование.
  • 8.00-10.00. Сон.
  • 10.00-10.30. Кормление.
  • 10.30-12.00. Бодрствование.
  • 12.00-14.00. Сон.
  • 14.00-14.30. Кормление.
  • 14.30-16.00. Бодрствование.
  • 16.00-18.00. Сон.
  • 18.00-18.30. Кормление.
  • 18.30-20.00. Бодрствование.
  • 20.00-21.30. Сон.
  • 21.30-22.00. Купание.
  • 22.00-22.30. Кормление.
  • 22.30-6.00. Ночной сон.
  • 3.00. Ночное кормление (при необходимости).

Примерный режим дня ребенка первого года жизни в 8-12 месяцев

Приблизительный режим дня ребенка первого года жизни в возрасте 8-12 месяцев выглядит так:

  • 7.00-7.30. Подъем, умывание.
  • 7-30-8.00. Завтрак.
  • 8.00-9.30. Игры.
  • 9-30-12.00. Сон.
  • 12.00-12.30. Обед.
  • 12.30-15.00. Игры, прогулка, занятия.
  • 15.00-15.30. Полдник.
  • 15.30-17.00. Сон.
  • 17.00-18.30. Игры.
  • 18.30-19.00. Купание.
  • 19.00-19.30. Ужин.
  • 19.30-20.00. Игры.
  • 20.00-7.00. Ночной сон.

На этих фото показан режим дня ребенка грудного возраста:

Как организовать правильный режим дня грудничка

Сон ребенка первого года жизни значительно отличается от сна взрослого человека и даже детей более старшего возраста. В первые недели жизни младенец спит около 18-20 часов в сутки, поэтому создается впечатление, что он только и делает, что спит, просыпаясь только затем, чтобы поесть.

К концу первого месяца жизни продолжительность сна ребенка составляет уже 16-18 часов. В 1,5 месяца общая продолжительность сна снижается еще на 2-3 часа. В 4 месяца ребенок уже вырабатывает свой режим дня, в котором сну отводится примерно 12 часов, включая два тихих часа по 2-3 часа. К полугоду ребенок спит в среднем 11 часов в сутки, сохраняя те же два тихих часа.

Важный вопрос для всех без исключения родителей – как наладить режим дня грудничка, организовав правильный распорядок сна и бодрствования. Для того чтобы ночной сон малыша был крепким, нужно постараться дать ему необходимую физическую нагрузку днем, чтобы он слегка подустал, а затем с аппетитом покушал и заснул до утра. Ближе к вечеру активные игры и вообще манипуляции с малышом не требуются. Важно не пропустить момент, когда ребенок сам захочет спать: он может стать более вялым, начать без причины плакать и капризничать, зевать и тереть глазки, или наоборот, станет более активным. Чтобы помочь ему быстро заснуть, можно спеть ему колыбельную или рассказать сказку, но тихим убаюкивающим голосом.

Уже к 9-10-ти месяцам уложить малыша спать вечером становится сложно. Ведь он активно познает окружающий мир и воспринимает сон не как отдых, а как досадную задержку в этом процессе, расставание с близкими людьми и любимыми игрушками. Как приучить ребенка к режиму дня в этом возрасте? Уже с 6 месяцев родителям полезно будет начинать вырабатывать так называемые ритуалы засыпания - любые действия, которые вызовут формирование у ребенка условного рефлекса - после этого действия нужно ложиться спать. Основным моментом является регулярное повторение одних и тех же процедур за 20-30 минут до сна. Ритуалы засыпания могут быть самыми разнообразными.

Иногда дети придумывают их самостоятельно. Классическими ритуалами являются купание, сказка или колыбельная, задергивание занавесок на окне, сопровождаемое фразой «А теперь пора спать». Важно повторять эти действия регулярно, в одной и той же последовательности, и тогда организм малыша запрограммируется на то, что после них непременно происходит засыпание. Если ребенка все равно не удается уложить вовремя, спать, а его сон поверхностный и очень беспокойный, следует обратить внимание на некоторые вещи. Во-первых, дети гораздо крепче спят при неярком свете в помещении. Если ребенок плохо спит днем, то лучше задернуть шторы.

Ночью, наоборот, малышу лучше спится при неярком свете ночника. Еще одной причиной плохого сна у детей может являться чересчур сухой и горячий воздух в комнате. Поэтому комнату перед сном необходимо проветривать и стараться сохранять температуру воздуха 18-20 °С. При излишней сухости рекомендуется установить в комнате аквариум или открытые сосуды с водой.

Для нормального развития малышу необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, так как они являются хорошей закаливающей процедурой. При сборах на прогулку важно учитывать температуру воздуха и одевать ребенка по погоде.

Статья прочитана 34 809 раз(a).

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу ).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на , особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев


6.00-7.00 - Бодрствование
7.00-9.00 - Сон
9.00 - Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать , т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 - Бодрствование
7.30-9.30 - Сон
9.30 - Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 - Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 - 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а ; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Фото - фотобанк Лори

Режим дня – это целая система, которая обеспечивает правильное функционирование всего организма. Для каждого ребенка распорядок дня индивидуален. Некоторые врачи утверждают, что малыш сам может выбирать себе режим, что его организм сам знает, сколько и когда ему нужно спать, есть и бодрствовать. Это действительно так, однако каждый человек живет в социуме, а значит на режим ребенка влияет не только работа его биоритмов, но и внешние факторы, в частности, условия, формируемые родителями.

Каждая мама знает о том, как важно соблюдение правильного режима дня для детей. Малыш, чей распорядок дня сохраняется ежедневно, лучше себя ведет и чувствует. Узнаем же о том, как правильно организовать режим дня для детей.

Определите готовность малыша жить по заданному распорядку дня

Когда Ваше чадо только появляется на свет, все системы и процессы его организма еще недостаточно зрелые. Необходимо время на их созревание, на адаптацию к ритмам окружающего мира прежде, чем малыш будет готов к формированию определенного распорядка дня. Такой этап занимает около 4-х месяцев. Главная задача мамы в этот момент – не мешать, а внимательно прислушиваться к сигналам, которые подает ребенок. Наверняка вы уже понимаете, когда малыш голоден, когда ему холодно или жарко, когда он хочет на ручки или спать. Наблюдайте за ним, чтобы распознать, как работают биоритмы и понять, как спланировать его сон и бодрствование.

Полезно завести дневник, в который можно записывать по часам информацию о поведении ребенка, его активности и продолжительности отдыха. Такой подход поможет Вам правильно проанализировать события и понять зависимость поведения малыша и качества снов от его структуры дня.

Обращайте внимание, в какое время происходят сны. Когда Ваш ребенок спит дольше, а когда его сон короче? В какое время он засыпает более охотно, а когда сопротивляется? Повторяется ли это время изо дня в день? Сохраняется ли время бодрствования постоянным? Отмечайте те события, которые повторяются ежедневно примерно в одно и то же время.

Через несколько дней ведения такого дневника Вы поймете, насколько ваш ребенок готов жить по режиму.

Определите время пробуждения с утра и сохраняйте его постоянным

Если Вы решите, что малыш готов следовать распорядку дня, то первое, что необходимо определить — это время начала бодрствования утром. Конечно, мы помним, что каждый ребенок индивидуален. Однако существует некоторое сходство в режиме дня у деток одного возраста.

Биологические часы малыша настроены на восход солнца. А значит, режим дня 6-месячного ребенка, к примеру, предполагает, что он просыпается между 5:30 и 7 часами утра. И в год, и в два, и в три эта закономерность останется такой же. И лишь когда проявление психологических особенностей ребенка и воздействие внешних, социальных стимулов начнут перевешивать природные, ребенок может начать вставать позже.

Не позволяйте деткам спать дольше 7:00. Контроль времени начала дня поможет сохранять ваш день постоянным и предсказуемым.

Правильно распределите время дневных снов

В течение первых 2 лет жизни ребенка количество дневных снов постоянно меняется. С 4 месяцев малыш спит примерно 3 раза в день, с 6-9 месяцев — 2 раза, а режим дня годовалого ребенка может стать непредсказуемым для каждой мамы: примерно в 15-18 месяцев малыш будет готов к переходу на 1 сон. Однако такой переход может начаться раньше, в 13 месяцев или задержаться до 24 месяцев.

При организации дневных снов маме важно понять, что подходит малышу: ориентир на длительность времени бодрствования или на точно заданное время начала сна. А критерием качества отдыха станет его продолжительность: после 4-х месяцев мы хотим, чтобы продолжительность дневного сна составляла не менее 1 часа. При более коротком дневном сне ребенок не успевает восстановить свои силы, а значит, его возможности бодрствования уменьшаются. Короткий сон указывает, что время наступления сна подобрано неверно, либо существуют негативные ассоциации на сон, которые мешают малышу его продолжить.

Сохраняйте время ночного сна гибким

Помните, что еще один важный момент при формировании режима дня у детей – это время начала ночного сна. И здесь главным правилом станет отсутствие правил.

Рекомендованное время начала ночного сна для деток в возрасте от 6 месяцев и до 6 лет попадает в промежуток 18:00-20:00. Это гарантирует им достаточное количество полноценного отдыха. Кроме того, режим дня для ребенка в 2 года, так же как и режим дня ребенка 6 месяцев, предполагает отход ко сну в одно и то же время. Кстати, это очень удобно для родителей деток разного возраста.

Однако это время очень условно — главным сигналом для мамы должно стать поведение малыша после 16:00-17:00. Если ребенок капризный, несговорчивый, плачет или чрезмерно активен – это признак того, что он уже успел переутомиться и укладывать его нужно пораньше. Если же ребенок спокойно играет и пребывает в хорошем расположении духа –это значит, что выбранное вами время снов отвечает его потребностям в отдыхе.

Помните, что главным ориентиром в формировании режима дня вашего ребенка является его самочувствие в течение дня, а также качество его отдыха. Прислушивайтесь к сигналам, которые подает Вам малыш, и наслаждайтесь своим временем с ребенком каждый день!

Поделиться: