Педагогический совет «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования». Педсовет на тему «Художественно эстетическое развитее дошкольников» Педсоветы в доу развитие творческих способностей детей

Дошкольный возраст-один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. Самая главная наша задача-воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.

Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театральной деятельности. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста велика. Дети с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Детский театр-вот ответ на все вопросы. Театр-это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Театральное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по-своему «хотению» и потом жить и действовать в этом мире. Важно не только научить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а дать детям возможность выразить свои способности.

Воспитание театром-очень действенное и активное воспитание и необязательно впоследствии выбирать работу актера, режиссера, драматурга, художника, музыканта, пусть просто наши дети по жизни понесут чувство прекрасного, которое они испытали в стенах детского сада. Если ребенка не научить мечтать, чувстовать, любить, не пробудить в нем все красивое и доброе, вряд ли он сможет выбрать себе настоящую дорогу в жизни.

Детство проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх полюбившихся персонажей из сказок, из знакомых произведений, взрослых. В игре ребенок примеряет на себя разные роли.

Особое значение в дошкольных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, которая помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, знакомит его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и воспитателями в необычном волшебном мире.

Театральные выступления, сказки, спектакли, миниатюры требуют участия не только детей, воспитателей в подготовке, но и родителей. Родители чаще выполняют роли костюмеров, декораторов. Костюмы, выполненные умелыми руками мам, бабушек, делают представление ярким, зрительно насыщенным. Какое удовлетворение от выступлений получают наши маленькие актеры. Море эмоций и радость испытывают наши зрители.

Занятия театральной деятельностью не только развивают детей, их художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию,творчеству в любой области. Для ребенка театрализованное представление-это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3.

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

ДАТА

Тема: «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования».

Цель:

Форма проведения: деловая игра

ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ

Просмотр НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    НОД «Домик-теремок для зверей» I мл.группа № 2;

    НОД «Превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя» (по сказке Андерсена)»старшая группа №11;

    Лего-турнир-старшая группа №12

    В гости к друзьям-подгот группа №14

Подготовка к смотру-конкурсу

Подготовка игр и упражнений по развитию конструктивных умений.

ХОД ПЕДСОВЕТА

I часть – организационная (количество присутствующих и отсутствующих, выполнение решения предыдущего педсовета, повестка дня, регламент).

II часть

1 страница – аналитическая

    Справка тематической проверки

    Отчет по диагностическому обследованию дошкольников.

    Сообщение из опыта работы кружковой деятельности «Оригами»

    Сообщение «Геометрический конструктор »

2 страница – практическая

Деловая игра «Виды,методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду»

  • Музыкальная пауза

    Кроссворд

    Литературный

    Творческий

III часть – заключительная

    Выставка дидактических игр

    Итоги смотра-конкурса

    Обсуждение проекта решения педсовета

Бочкарева И.В.

Сурова В.А.

Воспитатели

Ход проведения педсовета№3:

1. Организационный момент.

Председатель педагогического совета приветствует всех присутствующих, передает слово секретарю, который доводит до сведения количество присутствующих и отсутствующих.

Колесникова Е.В.:_______________________________________

Заведующий Бочкарёва И В: Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема : «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цель: систематизация знаний педагогов о развитии ребенка в конструктивной деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Игра проводится в виде соревнования двух ко­манд.

I часть – заседание педагогического совета

1 страница Информационно-аналитическая часть.

Выполнение решений предыдущего педсовета.

Бочкарёва И В: — Вступительное слово

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает всестороннее, гармоническое развитие дошкольников в активной детской деятельности – в игре, посильном труде, в процессе ознакомления с окружающим, в рисовании, в конструировании и др.

Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх) , одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.п.)

Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Сурова В.А.: Конструктивная деятельность входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».

Давайте вспомним, что мы понимаем под конструктивной деятельностью?

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»:

«Конструировать - создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».

Справка тематической проверки (прилагается)

Диагностика по разделу «Конструктивная деятельность» проводилась по более усложненным диагностическим методикам программы «Развития» (средний, старший, подготовительный к школе возраст)

Хочу отметить, что показатели конкретной диагностики являются частью диагностики познавательного развития ребёнка в целом.

Какие выводы были вами сделаны?

    Отчет воспитателей по диагностики

    Геде Л.В.: Сообщение из опыта кружковой работы. «Конструирование из бумаги по типу оригами»

II часть

Сейчас мы разделимся на две творческие группы и каждая команда придумывает свое на­звание и девиз.

Правила игры:

    Уметь слушать других.

    Вырабатывать общее решение вопроса.

    Принимать активное участие в игре.

    Не оспаривать оценку жюри.

    Соблюдать культуру речи и тактичность

Задание 1. «Наше имя»

Команда «Самоделкины»:
Наш девиз:
Вот кирпичик, вот пластинка,
Будет дом ваш как картинка.

Команда «Фиксики»:

Наш девиз:
Руки ловкие у нас,

Мы покажем Лего – класс!

Задание 2. Ромашка

У вас на столах лежат, сделанные из картона ромашки. К обратной стороне лепестка приклеены вопросы. Ваша задача: каждой команде по очереди отрывать лепесток «ромашки» и отвечать на вопросы.

Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы .
(Пластины, кирпичики, полукубы, призмы трехгранные, цилиндры, брусочки, арки.)

Что можно отнести к плоскостному конструиро­ванию?
(Танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы, «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др.).

Как развивать творческие способности детей в конструктивной деятельности?
(Выбор материалов для конструирования, поощре­ние при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевых играх.)

Какие воспитательные задачи реализуются в конс­труктивной деятельности?
(Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца.)

Назовите виды конструктора?
(Деревянные, Пластмассовые, Металлические, Керамические).

Какие бывают виды конструирования?
(ТЕХНИЧЕСКОЕ (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала).

Какие формы организации обучения конструированию вы знаете? :
по образцу (во всех возрастных группах).
по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия)
по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой).
по простейшим чертежам и наглядным схемам.
по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно).
по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку).
Каркасное конструирование.

С какой возрастной группы начинают использовать природный материал в качестве строительного

(начиная с первой младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся с их свойствами: песок-сыпучий, но из сырого песка можно лепить и т. д.)

С какой возрастной группы начинается коллективное конструирование?
(старшая группа)

Конструирование-это какой вид деятельности?

(продуктивный вид деятельности)

В чём заключается суть конструирования по образцу?

Детям предлагают образцы построек из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и показывают способы их воспроизведения.

Опишите методику осуществления конструирования по модели

предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов.

Конкурс «Отгадай-ка»

В чем заключается суть конструирования (по командам):
По образцу? Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, — важный обучающий этап.

По модели? Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводят из имеющегося у детей строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Это усложнённая разновидность конструирования по образцу.

Задание 3. Музыкальная пауза

Вспомните детские песни, в которых упоминается о постройках («Песня высотника», «Строим дом, дом большой» и др).

Задание 4 Кроссворд «Виды конструкторов»
Вопросы по горизонтали:

1. Вид конструктора, способствующий познавательному развитию дошкольников через ознакомление с деталями: планки, скобы, колеса, и принадлежностями ключ, винт, гайка, (металлический)

2. Вид конструктора, представляющий собой пластмассовые детали с выдавленными в верхней части каждой из них объемными пазами. (Лего)

    Объемные части конструктора, позволяющие создавать крупномасштабные конструкции (модули)

    Вид конструктора, знакомящий детей с деталями — арка, полукуб, пластина, брусочки, цилиндр, (деревянный)

Вопросы по вертикали: 5. Плоскостной вид конструктора, способствующий путем аналитико-синтетического метода собирать разделенный на несколько мелких частей образ в единое целое. (Пазлы)

6. Деталь строительного конструктора (кирпич).

7 плоскостное конструиро­вание (Танграм)

Задание 5 -«Литературный»

Кто больше назовет художественных произведений или литературных героев, способствующих развитию и сохранению интереса детей к созданию построек (Винтик и Шпунтик из «Приключение Незнайки», заяц из мультфильма «Итак сойдет», сказки «Летучий корабль», «Три поросенка», «Теремок», «Приключение Чипполино», «Маша и медведь», «Приключение Электроника», «Сказка о Царе Салтане», «Маленькое колесо», «Волшебное кольцо», «Телефон Носова и др.).

Задание 6 «Творческий: архитекторы»

Каждая команда берет набор строительного материала, дополнительный бросовый материал — пластиковые бутылки, бумагу разной фактуры, коробочки разного размера и предлагается тема «Замок». Каждая команда строит свой замок согласно задачам своей возрастной группы и обыгрывает ее.

Подведение итога деловой игры.

Сурова В.А.: — Какие виды игр и упражнений вы используете? Представьте свои игры.

Выставка дидактических игр

Итоги смотра-конкурса

Уважаемые коллеги!

состоится Педагогический совет




Реализация образовательных путей модернизации осуществляется в школе по гуманитарным технологиям: личностно-ориентированный подход (методы: дифференциация; индивидуализация обучения); Проектное и модульное обучение; здоровьесберегающий подход (саморегуляция, самооценка, самоконтроль в деятельности учащихся, снятие перегрузки, утомляемости, изучение психолого-физиологических особенностей); Развивающее обучение Проблемное обучение Игровые технологии расширения информационного пространства (экскурсии, театры, походы, усиление роли дополнительного образования, исследовательская деятельность).


Творческие способности Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире. Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.


Основными показателями творческих способностей являются: Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую. Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому. Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту. Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.


Проявлению творческих способностей учащихся мешают определенные барьеры: К внутренним барьерам относятся: стереотипы излишняя ориентация на одобрение заниженная самооценка недостаточный уровень саморегуляции К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся: критика стресс дефицит времени


Педагогическое общение Оно должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим.. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.




Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями, к которым можно отнести следующие: поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своему уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего- либо, поддержанию этого процесса, а не результатам поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса




Правила для педагога, работающего над развитием творческих способностей учащихся: Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы. Разрешать делать ошибки. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. Включать приемы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности. Предлагать ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки: - представьте, что…; - изобретите…; - предложите гипотезу…; - придумайте… Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.




Как же организовать работу так, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели не тоскливо пустые глаза твоих учеников, а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Вопрос, который задаёт себе каждый настоящий УЧИТЕЛЬ, учитель, ставящий перед собой на современном этапе задачу формирования интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.



Цель:

  • Систематизировать знания педагогов и повысить их профессиональную компетентность в области развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Создание мотивации к активной творческой деятельности.

План проведения педсовета:

  1. Итоги тематического контроля“Состояние работы педагогического коллектива по развитию креативного потенциала дошкольников”.
  2. Диспут “Творчество – удел избранных или необходимость существования.
  3. Брейнсторминг “Детский сад – территория креативности”
  4. Делимся педагогическим мастерством:
    1. Игра – средство развития творческой личности дошкольника
    2. Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.
    3. Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника.
    4. Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников.
  5. Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”.
  6. Подведение итогов педсовета.

Проект решения педсовета:

  1. В целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса систематически проводить творческие игры по развитию креативности дошкольников во всех видах деятельности детей с учетом их личностных интересов.
  2. Способствовать обогащению предметно-развивающей среды групп через создание коллекций и уголков “Изобретателя” как формы развития у детей познавательного интереса.
  3. Включить в практику работы с детьми проблемное обучение как средство развития творческих способностей дошкольников.
  4. Оформить выставку “Советы родителям по развитию творческих способностей дошкольников в семье” (литература, наглядные пособия, рекомендации, буклеты, памятки).
  5. Систематизировать опыт работы педагогов дошкольного отделения по развитию творческих способностей дошкольников.

План тематического контроля

Тема: “Состояние работы педагогического коллектива по развитию креативного потенциала дошкольников”.

Цель: исследование и определение эффективности организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном отделении по развитию креативного потенциала дошкольников и внесение необходимой коррективы для повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников.

№ п/п Направление работы Содержание Методика организации контроля
1 Обследование уровня развития творческих способностей дошкольников. Выявить уровень развития творческих способностей дошкольников разных возрастных групп. Анализ диагностических карт.

Анализ деятельности детей на занятиях и в самостоятельной деятельности.

2 Оценка профессионального мастерства педагогов. Знание педагогами парциальных программ и технологий, задач по развитию творческих способностей дошкольников.

Разнообразие приемов и методов, используемых педагогами в работе с детьми.

Наблюдение и анализ методики проведения занятий.

Анкетирование педагогов

Анализ самообразования педагогов.

Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность педагогов при ее создании)

3 Создание условий. Создание условий для работы с детьми в группах, кабинетах специалистов.

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

Посещение групп.

Изучение и анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания) (уголок творчества, уголок экспериментирования, книжный уголок, театрализованный уголок, развивающие игры)

4 Планирование работы. Планирование работы с детьми по развитию творческих способностей.

Взаимосвязь работы педагогов и специалистов.

Анализ планирования (система работы по развитию творческих способностей детей: планирование занятий, индивидуальной, подгрупповой работы с детьми, работы в групповых уголках, творческие игры).
5 Работа с родителями Оценка наглядной информации и консультационной помощи родителям.

Анализ проведенных мероприятий

Анализ планов (организация и проведение мероприятий с участием родителей).

Анализ наглядной информации для родителей в группе

Анкетирование родителей

Брейнсторминг “Детский сад – территория креативности”

1. Определите, какие компоненты относятся к основным компонентам креативности:

а) внимание

б) дивергентное мышление

в) активность

г) воображение

д) инициативность

е) эмоциональность

2. Как вы думаете, из какого документа взята следующая фраза “Государственные образовательные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей...”?

а) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования

б) Закон об образовании;

в) Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) Развитие образования города Москвы “Столичное образование”.

г) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

д) Декларация прав ребенка.

3. Дивергентное мышление это...

а) способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части

б) способность видеть проблему там, где ее не видят другие

в) поиск множества решений одной и той же проблемы.

г) способность легко ассоциировать отдаленные понятия

а) Алекс Осборн

б) Джой Пол Гилфорд

в) Маршалл Маклюэн

г) Лев Семенович Выготский

5. Определите факторы, препятствующие развитию креативности.

а) ориентация педагога на абсолютный успех ребенка

б) возможность манипуляций с предметами и мыслями

в) разграничение детей друг от друга в игровой деятельности

г) желание найти ответ незамедлительно

д) активная игровая деятельность

е) личный пример творческого подхода к решению проблем

6. Основатель теории решения изобретательных задач

а) Уильям Гордон

б) Алекс Осборн

в) Генрих Альтшуллер

г) Джой Пол Гилфорд

7. Суть метода фокальных объектов (ТРИЗ) состоит...

а) в моделировании процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами

б) в перенесении свойств, качеств одного или нескольких предметов на другой

в) в изменении свойств и назначений объекта на противоположные, превращении их в анти-объекты

г) в определении роли и места функций объектов и их взаимодействия по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

а) Милн Алан Александер

б) Редьярд Киплинг

в) ДжанниРодари

г) Кэролл Льюис

д) Линдгрен Астрид

Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”

Педагоги делятся на 3 команды

Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, экспертные листы для жюри

1 задание “Визитная карточка команды”

Команды представляют название и девиз своей команды.

Максимальное количество баллов за задание - 3 балла

2 задание “Образно-ассоциативное мышление” (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами).

Каждой команде предлагается карточка с картинками. Необходимо составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения. За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл.


Возможные варианты ответов:

  1. группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока)
  2. группа: транспорт (машина, лодка)
  3. группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара)
  4. группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро)
  5. группа: предметы металлические (машина, ведро)
  6. группа: могут плавать (рыба, лодка)
  7. группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка)
  8. группа: предметы природы (рыба, ель)

Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.

Предлагаемые предметы:

  • пустая консервная банка;
  • перегоревшая лампочка
  • лопнувший воздушный шарик;
  • катушка от скотча;
  • сломанный зонт

4 задание “Неизвестное животное”.

Ведущий называет каждой команде слова, обозначающие неизвестные науке животных и просит нарисовать и описать их. На выполнение задания дается 2 минуты.

  • Бируанг (малайский медведь),
  • Альпака животное семейства верблюжьих.
  • Кинкажу - хищное млекопитающее из семейства енотовых. “Кинкажу” переводится как медовый медведь , поскольку эти зверьки любят мёд.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

5 задание “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” (развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений)

Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны. Можно предложить педагогам оценить также фразу “быть педагогом это хорошо или плохо”.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

6 задание “Придумай рассказ”

Каждой команде дается 4 слова как можно меньше связанные между собой. В течение 5 минут необходимо придумать рассказ, объединяющий данные слова в логически связное действие (слова не склонять).

Примеры слов:

  • грязь, театр, хлеб, ручка;
  • фонарь, лодка, соль, кирпич;
  • молоко, компьютер, зонт, утюг

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

Формирование и развитие творческих способностей обучающихся во внеклассной работе по математике. (Учитель: Дульцева Л.П.) Мое выступление на педсовете. 28марта 2012г

Задача учителя – организовать процесс таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки; уметь делать обобщения, творчески применять знания в новых ситуациях. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться её творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний. Творческая деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления: 1) высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии; 2) высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей; 3) высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления. Ученик, имеющий названные качества мышления, может преодолеть трудности овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях. Следовательно, задача учителя сводится к формированию указанных составляющих мышления, формированию и развитию творческих способностей учащихся. Выполнению этой задачи помогает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изученным материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников, а ее инструментами должны стать: Ø математические игры; Ø кружки; Ø олимпиады; Ø математические вечера; Ø неделя математики; Ø различные занимательные задачи: задачи-головоломки, на соображение и догадку, нестандартные задачи и др. Остановлюсь подробнее на каждом из них. Игры. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за товарища по команде и т.д. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое и это новое входит в них естественно, играючи. Лучше ориентируются в необычной ситуации, проявляют творчество, фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок, на дидактические игры. Приобщение к творческой деятельности может проходить через математические бои, КВН, математическое лото, аукцион, брейн-ринги и т. д. Игра дает учителю возможность увидеть творческий потенциал ученика, раскрыть и развивать его творческие способности, игра создает условия для развития этих способностей. В своей педагогической деятельности я практикую проведение внеклассных мероприятий в форме игр, таких как брейн-ринг, «Слабое звено», « О, счастливчик!», «Звёздный час по математике» и др. Очень богатый материал по проведению таких игр можно подобрать в газете «Математика» (приложение к газете «1 СЕНТЯБРЯ»). ПОКАЗАТЬ - Книга «Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах».

Кружок. На занятиях кружка учащиеся учатся решать задачи (задачи-головоломки, на сообразительность и догадку, олимпиадные, практические, нестандартные задачи и др.). Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности. Предлагая учащимся занимательные задачи, учитель формирует у них способность выполнять анализ сравнений, обобщений, установление связей, умозаключений и одновременно развивают особый вид творчества - смекалку. На занятиях кружка дети более раскованы, лучше фантазируют.

Олимпиада. Ежегодное проведение олимпиад позволяет проявить свои творческие математические способности у ребят, увлеченных математикой. Учителю при подготовке к олимпиаде приходится много работать: разнообразие методов решения, изучение дополнительного материала и т.д. Иногда учащиеся разрабатывают методы сами и знакомят остальных. Материал для подготовки учащихся к олимпиадам беру из журнала « Математика в школе», газете «Математика» (приложение к газете «1 СЕНТЯБРЯ»), книг. В связи с информатизацией учебного процесса при подготовке к олимпиадам предлагаю ребятам имеющим дома компьютер компьютерные диски. Сказать о компьютерных логических играх, они позволяют выявить учащихся, с математическим складом мышления.

Математическая неделя. В последние годы во многих школах традиционно проходит Неделя математики. О начале Недели математики возвещает выпуск газеты, в котором указывается план проведения Недели. В последующие дни в классах проходят различные конкурсы, КВН, математические игры, турниры смекалистых и т.д. Завершается Неделя математики школьной математической олимпиадой, в которой могут принять участие все желающие. ПРИВЕСТИ ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ В НАШЕЙ ШКОЛЕ. (Помимо того, что в классе у меня оформлен сменный стенд « Прояви смекалку», во время проведения Недели я ежедневно на магнитной доске вывешиваю занимательные, логические задачи, ребусы. Иногда использую шуточные приемы: вы войдете или выйдете из класса ответив на мои вопросы (вопросы на мышление). В этом году ребятам было дано творческое задание – выпуск математической газеты, позволившей ребятам узнать для себя новые факты, потому что для подборки материала необходимо было перелистать немало математической литературы, выступить в роли редакторов, показать свои способности. В ходе проведения недели учащиеся сами приносят интересные занимательные задачи найденные ими самостоятельно в различных книгах. Выполняют творческие задания по различным темам геометрии: координатная плоскость, осевая и центральная симметрия, поворот; сочиняют «научные сказки» (О четырехугольниках). В рамках проведения недели учащиеся готовят доклады об истории математики, великих ученых. С введением в школах профильного обучения у учащихся появилась возможность расширить и углубить свои знания через посещение элективных курсов. В заключении хочу сказать: если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.

Поделиться: