Песочная арт-терапия в детском саду. Использование песочной терапии в доу

Музыкальная терапия в детском саду

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.

В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

В нашем ДОУ помимо воспитывающего фактора музыки в воспитательно-образовательном процессе используется целительное воздействие музыки на дошкольников.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья.» (В.М.Бехтерев)

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.

Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

Анастасия Козлова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия - вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".

Слово предоставляется педагогу дополнительного образования по ИЗО Тема сообщения «Изотерапия в работе с дошкольниками»:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии (лечение искусством); психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Не случайно выражение - «Рисуют головой, а не руками». Художественное самовыражение связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

«Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. В результате чего у детей формируются различные эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т. д. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.

«Маленькие дети спонтанно выражают свою личность, свои индивидуальные мысли и переживания различными средствами выражения – рисованием, моделированием, игрой и т. д.».

Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.

Практическая часть: педагог-психолог:

1. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

Отгадать загадку,

Рассказать стишок,

Сказать комплимент соседу справа,

Произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

Спеть куплет из любой песни,

Пройти по залу, как модель.

2. Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия, приложение 1)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

Педагог дополнительного образования по ИЗО:

3. Задание «Комбинаторные игры»

Заполнить пространство листа низкими и высокими дугами

Закрасить пространство между дугами (цвет по выбору)

Увидеть образ, дорисовать детали, украсить узором.

4. Задание «Синхронное рисование обеими руками»

1. Установить оба карандаша в одну точку

2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.

5. Задание «Непроизвольное рисование под музыку» (Григ. Сюита «Пер Гюнт»)

1. Свободно пересекающиеся линии образуют узор.

2. Раскрасить пространство между линиями

3. Дополнить композицию деталями.

Рефлексия: педагог-психолог:

Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Заключение:

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Спасибо за участие! До новых встреч!

Приложение 1. Текст к упражнению «Дождь в лесу»

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.

(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди).

Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:


Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка детский сад «Радуга»

Д. Николаевка МР Уфимский район

Республика Башкортостан

Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ".

(для Районного методического объединения воспитателей Уфимского района)

Педагог-психолог Капельман О.Ю.

Декабрь 2016 год.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

    познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

    создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию) как одну из форм организации мастер-класса;

    способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Существует такое направление в психотерапии, которое носит название Арт-терапия . Терапия, использующая творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики.

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Арт-терапия – э то метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. Она способствует самовыражению:

Застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха;

Гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности.

Современная арт-терапия включает множество направлений:

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия, тестопластика.

Музыкотерапия -контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Песочная терапия один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Тестопластика.

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть. Работая с тестом, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию.

Методика Драконовы ключи.

Снизить тревожность или успокоить гиперактивность раскраской? Родители в домашних условиях могут предложить ребенку раскраски драконовы ключи и получить хороший результат гармонизации эмоционального состояния ребенка. Активизируются межполушарные связи в головном мозге. Растет чувство ритма. Развивается мелкая моторика. Развивается образное мышление. Активизируется процесс развития.

В самом простом «родительском» варианте инструкция к работе будет следующей:

1.Предложить детям варианты раскрасок.
2.Дать время для осуществления выбора конкретной одной раскраски.
3. Предложить широкий выбор карандашей, мелков, гелиевых ручек, фломастеров.
4. Время для работы не ограничивается.
5. Рисунок не обсуждать, стараться меньше разговаривать.
6. Можно поставить спокойную музыку.
7. Предложить вырезать картинку и прикрепить на своем теле.

Когда раскраска Драконовы ключи будет завершена, нужно предложить ребенку рассказать о ней, придерживаясь следующего плана

Почему ты выбрал именно эту картинку? Бабочка Драконовых ключей
-что привлекло в этой картинке?
-почему ты использовал именно эти цвета?
-нравится ли работа?
-какие чувства и эмоции возникали во время работы?
-назови свою работу.

Драконовы ключи для детей и родителей.
Когда ребенок вам расскажет о своей работе по намеченному плану, можно попросить сочинить историю о персонаже. А в ответ вы также расскажите ребенку, что вы видите на рисунке, постарайтесь проникнуться рисунком и найти в нем ресурсность. Также рекомендую и мама заняться такой работой и раскрасить свои драконовы ключи, тогда ребенок будет вести беседу на равных.

Чем полезна раскраска Драконовы ключи для мамы?

Это раскраска не простая, она придумана в методике схемы-матрицы, резонирующей с ритмом психических процессов человека. Работая над такой схемой, мы активизируем внимание, интуицию, повышаем активность головного мозга, улучшаются межполушарные связи. Происходит гармонизация психического состояния, улучшаются взаимоотношения через развитие коммуникативных навыков.

Попробуйте! Вам очень понравится работа с драконовыми ключами!

Мандала-терапия.

Мандала-терапия – это, прежде всего, терапия (с греческого θεραπεία – лечение, оздоровление).

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.
Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.
Чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а в свободное время можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает детям, родителям, педагогам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Спасибо за внимание!

При работе с детьми важно использование мягких и действенных методов. Таким методом является арт-терапия – лечение с помощью творчества.

Кому полезна арт-терапия?

Арт-терапия используется в работе с детьми, по большому счету не имея противопоказаний. Особенно остро необходимость в лечении арттерапией может наблюдаться в раннем возрасте, когда тяжело найти контакт с детьми при помощи только вербального общения. Маленьких детей тяжело заставить делать то, чего им не хочется, что делает некоторые методы коррекции личности практически невозможными к применению. А вот арт-терапия в детском саду нравится детям, и им всегда можно подобрать то, чего они хотят – будь то рисование, лепка или музыка.

Арт-терапия также важна для детей с задержкой психического развития. В таких случаях возможно использование разных методик, как общеукрепляющих, так и направленных на решение конкретных проблем. Например, при нарушениях двигательных функций организма используют музыкотерапию – дети учатся контролю над движениями под музыку. Использование песка с таких случая тоже оказывается полезным – это снимает стресс, улучшает мелкую моторику и может использоваться для социализации. Пока малыш играет с песком и водой, психотерапевт задает вопросы, лучше понимая состояние своего маленького пациента, налаживая с ним контакт. Психотерапевт учит детей контролю над своими действиями, развивает понимание связей между действиями и чувствами.

Нельзя недооценивать арт-терапию и при реабилитации детей после заболеваний, а также социализации детей с ОВЗ. Детям с ограниченными возможностями необходимо помочь адаптироваться, научить налаживать социальные контакты с помощью различных игровых и творческих методик.

Общие правила проведения арт-терапии

Занятия арт терапией имеют некоторые правила, которых нужно придерживаться. Во-первых, малыш должен проявить желание заниматься творчеством, принуждать его к этому будет грубой ошибкой – он просто не станет вам доверять. При наличии у ребенка желания по мере проведения работы важно хвалить его за проделанные труды и всячески поощрять. Он должен чувствовать, что его действия важны. Во-вторых, необходимо помогать детям отвечать на предложенные вопросы, если они затрудняются, предлагая возможные варианты ответов. Для того, чтобы установить тесный контакт с ребенком, нужно участвовать в выбранной деятельности вместе с ним, точно также выполнять задания, что-то рассказывать или объяснять. Важно, чтобы общение с малышом было интересным, для этого можно использовать изменение интонации, красивые или забавные описания и метафоры. Для лучшего эффекта рекомендуется иногда повторять некоторые фразы, размещая акценты. В-третьих, стоит использовать качественные и красивые материалы, с которыми детям будет приятно работать. Аккуратно оформленное рабочее место и симпатичные наборы для творчества сделают занятия намного приятнее.

Также стоит внимательно относиться к основе терапии – выбору техники выполнения творчества. В приоритете для детской арт терапии являются такие методики и техники, которые будут наиболее просты и эффективны. Задания не должны быть трудновыполнимыми, так как ребенок должен получать от процесса максимальное удовольствие, а не зацикливаться на выполнении сложной техники. Важно, чтобы удовольствие приносило и само творчество, и его результат. Стоит использовать разнообразные нетрадиционные методы творчества, чтобы заинтересовать малыша, сконцентрировать его внимание и мотивировать.

Методы арт-терапии для детей. Изотерапия

Арт терапия может применяться как для дошкольников, так и для более взрослых детей. Всего существует около 9 видов арт терапии:

  • изотерапия;
  • терапия лепкой;
  • песочная терапия;
  • игротерапия;
  • куклотерапия;
  • сказкотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия;
  • танцевальная терапия.

Огромное количество методик изотерапии – терапии с помощью рисования, применяется в работе с дошкольниками уже достаточно давно. Такие методы используют и в ДОУ, и в школе. Изотерапия очень важна и для детей инвалидов, помогая им бороться с трудностями, расслабляться, социализироваться.

Методов изотерапии существует великое множество, например, рисунки пятнами – марания, штриховые рисунки, изображения на стекле, рисование пальцами, оттиски рисунков, а также рисование с помощью окружающих предметов – нитками, губками, смятыми бумажками. Очень интересным является метод мандалы – рисование внутри круга. С помощью мандалы малыш может передать свое настроение и состояние в данные момент. Несмотря на то, что классические мандалы являются строго симметричными и имеют четко выраженный центр, можно рисовать и другие – все зависит от желания и возможностей детей. Подростку можно предложить самостоятельно нарисовать более сложную классическую мандалу, а для детей дошкольного возраста выбрать более простую мандалу. Иногда используются готовые заготовки, которые нужно раскрашивать, однако такую мандалу ребенку нужно выбирать самостоятельно.

Лепка и работа с песком

Лепка является важным средством для улучшения мелкой моторики, внимательности и усидчивости. Видов лепки достаточно много – это и привычная лепка из пластилина, использование глины, пластики, теста. Арт-терапия лепкой может применяться для детей с ДЦП. Детям, имеющим диагноз церебральный паралич, важно помогать развивать мелкую моторику, тренировать руки, а также социализироваться. Лепка помогает расширить воображение, прививает художественный вкус.

Необычной методикой терапии лепкой является маскотерапия – создание маски, направленной на снятие стресса и тревоги. Малыш лепит маску, создавая черты, которые ассоциируются у него со страхами или отрицательными эмоциями. Психотерапевт рассказывает, что все плохие эмоции остаются в маске, которую нужно забыть, оставив с ней все страхи.

Для детей интересно работать с таким материалом, как песок. Существует несколько методов работы с песком. Для малышей используют игру с песком и водой, а для более старших детей – рисование песком. Этот метод арт терапии часто применяется для детей с зпр.

Лечение книгами и музыкой

Для детей используют и другие методы, например, основанные на книгах, театре или музыке. Метод психологии, использующий книги, называется библиотерапия. Библиотерапию используют в больницах, для восстановления проходящих лечение детей, а также для отвлечения от мыслей о болезни. С помощью библиотерапии корректируют и лечат некоторые психические состояния, помогают справиться со страхами и неврозами. Помогает детскому здоровью сказкотерапия – методика, основанная на сказках. Варианты ее использования разные и зависят от желания детей. Можно читать сказки, а можно делать из них спектакль. В случае со спектаклем используется и другой тип арт терапии – куклотерапия, при котором дети самостоятельно изготавливают куклы к выбранному сценарию.

Музыкотерапия также важна для детей, а ее применение достаточно широко. Она может помочь не только с маленькими детьми, но и с подростками. Методике лечения музыкой уже много лет, и она является очень популярной для восстановления после болезней, для лечения психических болезней и укрепления состояния организма.

Поделиться: