Правовая культура и воспитание. «Правовая культура и правовое воспитание Правовая культура и ее воспитание

Лекция по Теории Государства и Права
Радаев Стас

План:

1. Понятия, структура и виды правовой культуры.

2. Понятие правового воспитания личности.

3. Механизм правового воспитания.

4. Роль правового воспитания в становлении правового государства и гражданского общества.

Правовая культура.

Долгое время культура понималась как совокупность материальных и духовных богатств, ценностей накопленных человеком в процессе общественно-исторического развития.

В научной литературе отсутствует единый подход к пониманию культура. Одни ученые дают либо общие, носящие обязательный характер определения, а другие авторы останавливаются на отдельных сторонах культуры. Например: Соколов определяет культуру как совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм служащих обществу, а так же духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности. Другой ученый Артамонов под культурой понимает совокупность форм в которых находит отражение общественно-историческая практика. Все имеющиеся научно литературные подходы к пониманию культуры можно подразделить на 3 большие группы: антропологические, социологический, философский.

При антропологическом подходе культура понимается как культура всех благ созданных человеком. С точки зрения социологического подхода культура трактуется в виде совокупности духовных ценностей. Культура выступает компонентом общественной жизни. При философском подходе к пониманию культуры она рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а так же творческих сил и способностей человека.

Правовая культура – это разновидность общественный культуры. Выделяют другие виды культуры: политическую… Некоторые авторы полагают, что правовая культура это высокая степень знания, понимания права, а так же способность полного и правильного осуществления правовых норм. Данный подход не верно отражает культуру, это противоречит действительности. Наиболее адекватно природа правовой культуры получила определение в работах Сальникова В.П. Автор указывает на то, что правовая культура общества представляет собой разновидность общественной культуры, отражающею определенный уровень правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. Правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности воплотивших достижения правовой мысли, техники и правовой практики.

Структура правовой культуры .

В качестве элементов правовой культуры общества выступают компоненты юридической надстройки. В юридической литературе нет единства в определении элементов структуры: выделяют по количеству и качеству. Например: Семитко А.П. полагает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, то есть степени правового развития таких компонентов правовой жизни общества как правовые тексты; правовая деятельность; правосознание; носители правовой культуры. По мнению Каменской В.И. и Ратинова А.Р. в состав правовой культуры входят: 1) право как система норм 2) правоотношения 3) Правовые учреждения как система государственных органов 4) правосознание 5) правовое поведение. Судя по приведенным позициям все авторы с теми или иными оговорками понимают структуру правовой культуры как совокупность фундаментальных правовых явлений общества, а именно права, правосознания, правовых отношений, правовых учреждений взятых в определенном уровневом состоянии.

Виды правовой культуры общества.

Правовую культуру, так же как и правосознание, можно подразделить на правовую культуру общества и правовую культуру личности. Правовая культура личности воспроизводит материал и духовную сферу права. Ценности, накопленные правовой истории народа, а так же юридическую практику. Уровень правовой культуры общества характеризуется следующими показателями:

1) Это состояние правосознания граждан и должностных лиц государства.

2) Уровень совершенства действующего законодательства.

3) Уровень законности и правопорядка.

4) Уровень развития юридической техники.

5) Уровень культуры правотворческих и правоприменительных органов.

Правовая культура личности – это знание, понимание и осознание выполнения требований права в повседневной деятельности человека. Индивидуальная правовая культура, так же как и правовая культура общества, явление внутренне сложное, не однородное. Она характеризуется следующим показателями: индивидуальная правовая культура предполагает правовую образованность человека, знание действующего законодательства. Наличие минимальных практических навыков и умения пользоваться этими знаниями в конкретной жизненной ситуации; это осознанное соблюдение и исполнение требований юридических норм; правовая активность личности.

В зависимости от уровня выделяют следующие виды индивидуальных правовых культур:

Обыденный

- профессиональный

Доктринальный

Обыденная правовая культура останавливается на поверхности правовых явлений, результатом этого вида правовых культур является не глубокие обращения правовых культур. С помощью этого вида нельзя правильно оценить все стороны юридической практики. Специфика обыденной культуры состоит в том, что она не поднималась до уровня теоретических обособлении, использовалась людьми в их повседневной жизни. Профессиональный уровень правовой культуры складывается у лиц специально занимающихся правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Этому виду свойственно более высокая степень понимания права, но в соответствии со своей деятельностью.

Доктринальная правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, а не каких-то отдельных проявлений. Этот вид правовой культуры вырабатывается коллективными усилиями ученых юристов, политических деятелей, опытом практических работников осуществляющих деятельность в сфере правоприменения.

Понятия правового воспитания.

Правосознание и правовая культура людей различных социальных общностей складывается под воздействием различного сочетания факторов. Этот процесс охватывается понятием правовоспитательной деятельности. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: это правовое воспитание личности и правовое формирование личности.

Правовое воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры и под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Правовое воспитание выполняет 2 основные функции: передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности специфика правового воспитания состоит в следующем: 1) его исходной базой выступает система правовых норм. 2)До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания.3) Оно основывается на возможности государственного принуждения.4) Это воздействие осуществляется на всех субъектах права.5) Оно осуществляется в специальных правовых формах и с использованием специальных средств и методов.6) правовое воспитание осуществляется лицами имеющими юридическое образование.

Правовое воспитание – это сложная система; в системе правового воспитания выделяют специфические элементы и субъекты, это те кто осуществляют правовоспитательное воздействие, к ним относятся государственные общественные организации.

Культура – истор опред-ый уровень развития общ, творческих сил и способностей ч-ка, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Влияние культуры на право, их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура».Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом , на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере , отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном общест­ве. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества », уровня правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми право­выми образцами, идеалами и ценностями. Правовая культура в таком понимании есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества. Правовая культура – часть духовной культуры, которая характеризует степень совершенства законодательства, его знания и понимания гражданами и должностными лицами, правильной реализации правовых требований и соблюдения законности в обществе. Правовая культура – это качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и собственно правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством прав и свобод человека. Она опирается на правосознание и, в некотором смысле, определяется им и выражается в юридически значимом поведении. Человеком, обладающим правовой культурой является тот, кто в своей деятельности следует внутренне осознанным правовым предписаниям. Структура правовой культуры .1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность пра­вовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным право­охранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры . 2. элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности . Она состоит из 1) теоретической – деятельность ученых-юристов, 2) образовательной – деятель­ность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и 3) практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельнос­ти. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан , деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права. 3. элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражаются и закрепляются нормы права данного общества. Наиболее важ­ное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой явля­ется конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполни­тельных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. При определении качества правовой культуры обще­ства должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (ре­шения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управ­ленческой сфере и т.д.) и правореализационных (дого­воры в хозяйственном обороте и т. д.).Правовая культура также имеет профессиональный и традиционно-бытовой пласты . Выделение структурных элементов правовой культу­ры достаточно условно. В состав правовой культуры (ещё один вариант выделения структурных элементов ) входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.Функции правовой культуры Правовая культура выполняет несколько функций : по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, ком­муникативную и прогностическую.1). Познавательная функция правовой культуры заключает­ся в освоении правового наследия прошлых эпох и достиже­ний отечественного и зарубежного права. 2). Функция правовой социализации состоит в способности право­вой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, опреде­ленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жиз­ни от одного поколения к другому – «по вертикали» и между субъектами – «по горизонтали». ­3). Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Достигается это через формирование и за­крепление в сознании людей присущих правовой культуре идеа­лов, ценностей, принципов, традиций и образцов общественно по­лезного, юридически значимого поведения. 4). Нормативно-ценностная (оценочная) функция правовой культуры со­стоит в «изменении» индивидуального поведения, законнос­ти, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате культурно-право­вой оценки одни элементы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критическому ос­мыслению.5). Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Ком­муникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусст­ва. 6). Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет возможность проследить тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Виды правовой культуры. Сущ-ют различные виды правовой культуры, которые мож­но классифицировать на основе следующих критериев :1. По степени познания правовых явлений или использования их в правовой деятельности выделяют три уровня : Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.Профессиональный уровень правовой культуры склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права.. 2. По типам куль­туры (цивилизации ) можно различать правовую культуру : традици­онную;европейскую. К этой классификации можно отнести правовую культуру российского общества, которая отличается специфической правовой ментальностью населения и предста­вителей власти; предпочтениями к не правовым средствам дости­жения фактических результатов. Можно сказать, что эта своего рода маргинальный, или промежуточный, тип правовой культуры.3. В зависимости от носителя правовой культуры выделяют пра­вовую культуру: личности, группы и общества.. Своеобразием отличается правовая культура личности . Она отражает степень и характер правового развития личности, куль­туру её правового поведения, образ жизнедеятельности в право­вой сфере. Правовая культура есть такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информи­рованности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях Правовая культура – результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них – ко всей правовой жизни общества. Соответственно правовая культура личности включает: правовую информированность личности; ее отношения и убеждения в сфере действия права; уровень и характер правовой дея­тельности и правового поведения.. Выделяют также групповую правовую культуру . Это правовая культура различных социальных общностей. Важно выделять профессиональную правовую культуру . Это одна из форм (разновидностей) правовой культуры. Её носителем яв­ляется группа людей, профессионально вовлеченных в юриди­ческую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убежденность в полезности (ценности) юридического инструментария, способность эффек­тивно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности. Каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры, напри­мер, судей, прокурорских работников, сотрудников милиции, адвокатов и юрисконсультов и др. При этом уровень право вой культуры различен и среди представителей одной и той же про­фессии. Правовая культура общ зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индиви­дов. Это правовая культура населения в целом. Правовая культура общества выражается в гарантиях объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и испол­нять законы, в уровне совершенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц, их убежденности следо­вать предписаниям норм права, в эффективности работы правоохранительных органов, наконец в уровне законности и правопорядка в целом. Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффек­тивное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод граж­данина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы насе­ления, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и право вое развитие государства. Различают внутреннюю и внешнюю правовую культуру, теоретическую и практическую правовую культуру.Правовое воспитание способствует правовой социализации личности. В оспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. Правовое воспитание – это основанная на принципах правовой педагогики целенаправленная деятельность органов и учреж­дений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения высокого уровня правосоз­нания и правовой культуры. Правовое воспитание - это целенаправленная дея­тельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано фор­мировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. Правовое воспитание осуществляется через опре­деленную систему форм, с помощью определенных средств и методов.К формам правового воспитания относятся: правовое обуче­ние (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.), правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступле­ния в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей и др.), самовоспитание (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоя­тельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими), организованная и контролируемая социально-правовая практика населения, повседневный опыт (участие в судеб­ных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-право­вых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная дея­тельность). В основе применения всех указанных форм лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права. Наконец следует обратить внимание на такую форму, как самовоспитание , которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов – способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма. Общими целями правового воспитания являются :достижение прочных знаний людей о законодательстве, законнос­ти, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, кото­рые непосредственно касаются человека; повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное по­ведение, формирование установок и привычек законопослушания.

Правовое воспитание

как условие формирования правовой культуры

и законопослушного поведения человека в обществе

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.

Правовое воспитание направлено на достижение следующих целей:

    формирование правосознания и правовой культуры,

    социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,

    осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

    изучение основного закона государства – Конституции;

    знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;

    ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);

    п роведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Не меньшей важностью является психологический климат в семье, а также правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что не достаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

Некоторые мероприятия необходимые в работе с детьми:

    Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

    Беседа «Главные ценности нашей жизни»

    Беседа «Правила личной безопасности»

    в/ч «Твоя уличная компания. Как не попасть в преступную группу»

    Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных движений»

    Беседа «Человек в мире правил»

    Беседа «Правила поведения в школе»

    в/ч «Я гражданин России»

    беседа «Твоя воинская обязанность»

    устный журнал «Конвенция о правах ребенка»

    Беседа «Права детей – заслуга государства»

    Деловая игра «Главные вопросы»

    Беседа «Подростку о трудовом праве»

    Беседа «Преступления и правонарушения»

    Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним»

    Беседа «Об ответственности подростка за преступление»

    Беседа «Алкоголь и правопорядок»

    Конкурс сочинений «Умей сказать НЕТ».

Тематика лекций для родителей:

Задача правового воспитания в школах состоит не только в том, чтобы формировать у учащихся правильное представление о принципах правового регулирования общественных отношений, но и дать знание наиболее важных и доступных пониманию подростков правовых норм, а также убедить в неотвратимости наказания за правонарушения. Это будет удерживать подростков от нарушения правил поведения, способствовать выработке гражданского самосознания, обязанности держать себя в строго определенных рамках. В большей мере сказанное относится к несовершеннолетним правонарушителям, которых необходимо удерживать от повторных нарушений закона и совершения преступлений.

Преподавание правовых предметов в школе проводится в старших классах. Но правовое воспитание начинается много раньше. В этой связи нам хотелось бы остановиться на одном весьма конкретном методическом вопросе, а именно, на связи правового воспитания с историей, литературой и другими учебными предметами школьной программы. Разве не может школьник найти в них крупицы знаний о праве? Конечно, может. Между правом, литературой, искусством существует более тесная связь, чем это представляется на первый взгляд.

В стенах школы большим правовоспитательным потенциалом обладают уроки литературы, истории, обществоведения, родного языка, даже иностранного языка. В старших классах сюда прибавляется экономика – школьники уясняют раз и навсегда, что экономика и право связаны очень тесно. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещение театров, кинотеатров, музеев, встречи с представителями органов местного самоуправления, диспуты, дискуссии, ролевые игры и пр. – все это влияет на правосознание человека.

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.

Тема № 28

«Правовая культура и правовое воспитание»

Вопросы темы:

1. Правовая культура

2. Правовое воспитание

1. Правовая культура

Понятие правовой культуры

Правовая культура есть важная составляющая куль-туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото-рых в контексте данной темы предпочтительным пред-ставляется понимание культуры как способа организа-ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со-знании человека.

Правовая культура "в целом" есть способ организа-ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас-ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при-меняется на практике, как его избегают или как им зло-употребляют".

Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

» доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

» нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

» институционный - совокупность правотвор-ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор-мы;

» социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу-ра - это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали-зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

~ степень развитости правосознания населения;

~ уровень развития правовой деятельности;

~ степень совершенства всей системы правовых актов.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

Являясь частью общей культу-ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

♦ реальной потребностью в праве;

♦ состоянием законности и правопорядка в стране;

♦ степенью развитости в обществе юридической науки и юри-дического образования.

Структура, виды и функции правовой культуры

Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

≈ психологический элемент (правовая психология);

≈ идеологический элемент (правовая идеология);

≈ поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

Уровень правосознания и правовой активности общества;

Уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

Культура правотворческой, правоприменительной и правоох-ранительной деятельности.

Правовая культура на "микроуровне" отражает со-стояние правосознания индивида, то есть степень зна-ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения.

Правовая культура "в целом", понимаемая как сло-жившаяся практика в правовой сфере жизни обще-ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис-темы позволяет получить "многомерное" представле-ние о праве той или иной страны или эпохи. Право-вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш-ней" средой. Если "внутриправовые" системные об-разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко-торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин-формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую-щих правового закрепления. Отражая эти потребнос-ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото-рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща-ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по-стоянное превращение социального в правовое, а пра-вового - в социальное.

Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как:

» обыденный,

» профессиональный (специальный),

» теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.

На теоретическом уровне правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

Правовая культура выполняет специфические функции :

познавательно-преобразовательную,

праворегулятивную,

ценностно-нормативную,

правосоциализаторскую,

к оммуникативную,

прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва-ется в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и пра-во могут утрачивать качество системности, что прояв-ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому - современная Россия, пережива-ющая именно такую полосу своей истории. С преодо-лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз-вития правовой культуры на новых социальных осно-вах.

Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы-денным или научным.

Так что же такое "правовая культура"?

В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль-ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо-яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме-нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю-щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с други-ми областями или сферами культуры: политической, нравствен-ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству-ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас-тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж-ду всеми элементами правовой культуры - главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.

Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодатель-ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек-сеев "... главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т. д.)".

Применительно к личности каждого гражданина в рассмат-риваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем-ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от-ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон-ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак-тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово- го нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано-вить его авторитет трудно и мучительно.

Естественно, определенный уровень правовой куль-туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи-тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита-ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

Правовая культура - это состояние правовой жиз-ни общества, выраженное в высоком уровне право-вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран-тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони-мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра-зованность человека, умение пользоваться правом, подчи-нять свое поведение требованиям юридических норм.

Высокий уровень правовой культуры населения явля-ется важнейшим признаком правового государства, обя-зательным условием его построения.

Как и правосознание, правовая культура подразделя-ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив-ность. Она проявляется:

В готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

В убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

Социально-правовую активность следует отличать от право-мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра-ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест-венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу-жить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив-ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден-ного способа действия, его интеллектуальная активность отно-сится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти-мула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер-ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова-телей и представителей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (спосо-бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро-ванная извне, самостоятельная постановка проблемы - качест-венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин-теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи-кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием пра-восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно-стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи-высшими среди них являются ориентация на общечело-веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

Правовая культура личности тесно связана с право-сознанием. В то же время она шире правосознания, по-скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове- дение.

Не все, что относится к области права и правовой действитель-ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен-ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага-ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

2. Правовое воспитание

Понятие, формы и методы правового воспитания

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность го-сударственных органов и общественности по формированию у граж-дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

» формирование правосознания и правовой культуры в семье;

» обучение основам права и воспитания правовой куль-туры в школе;

» профессиональная правовая подготовка в высших учеб-ных заведениях юридического (и родственного) профиля;

» самовоспитание;

» распространение правовых знаний средствами массо-вой информации;

» выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

» осуществление правовой пропаганды государственны-ми органами и их должностными лицами;

» создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Право-вое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следую-щие составные части:

a) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие);

b) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.);

c) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.);

d) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение);

e) формы воспитания:

≈ профессиональное юридическое образование;

≈ правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.);

≈ правовое воспитание правонарушителей правоприменительны-ми (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятель-ность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвока-туры и т.д.).

Данный процесс осуществляется государственными ор-ганами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание граждан - это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

♦ Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения.

♦ Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

♦ Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями.

♦ Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

♦ Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Основные способы правового воспитания:

убежде-ние;

предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

Правовой нигилизм - на-правление общественно-политической мысли, отрицающей со-циальную и личностную ценность права и считающей его наиме-нее совершенным способом регулирования общественных от-ношений.

Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм име-ет различные формы проявления: от равнодушного, безразлич-ного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилиз-ма относят:

» исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

» теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

» правовую систему, в которой господствовали админист-ративно-командные методы, секретные и полусекретные под- законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного- численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

» количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принима-емых законов, длительность процесса осуществления всех ре-форм, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с дру-гой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. воз-ведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем:

~ ряд положений марксистско-ленинского учения, куль-тивируемого в советском обществе, отрицающих и иска-жающих роль и значение права;

~ отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

~ новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

~ ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма:

Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций.

Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе.

Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие.

Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия.

Правовой фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии. Правовая демагогия - это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, предствления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного предствления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом "пользы народа" и "благосостояния государства"

В современном обществе формы правового нигилизма находят выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения:

» Прямое сознательное нарушение законов и подзакон-ных актов:

» Массовое неисполнение и нарушение правовых норм

» Распространение антиправовой психологии

» Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "це-лесообразности"

» Массовое нарушение прав и свобод человека

Специальные средства сведения к минимуму право-вого нигилизма:

≈ обеспечение должного качест-ва принимаемых законов,

≈ упрочение законности,

≈ повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом,

≈ приведе-ние в соответствие с потребностями времени правового воспита-ния населения,

≈ профессиональное обучение и воспитание юри-стов, других должностных лиц.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня право-вой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Признаками современного российского право-вого нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (а быту, среди различных классов и социальных групп - чиновни-ков, сотрудников правоохранительных органов и др.);

многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социаль-ного и иного протеста (особо жестокие антиправительст-венные выступления, перекрытие железных дорог);

усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления.

Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов:

Юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия - один шаг до отрицания ценности права);

Правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.);=

Перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена).

Основные направления борьбы с правовым нигилизмом относятся:

» укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица-ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

» реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

» гарантированность прав и свобод человека;

» совершенствование правовой системы;

» обеспечение в стране правопорядка;

» правовое воспитание.

Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеа-лизма являются:

~ нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван-ной от жизни (в том числе противопоставление "писано-го" и "неписаного" права);

~ слепая вера граждан в "хорошие законы", которые спо-собны быстро изменить жизнь;

~ буквальное восприятие права как средства регулирова-ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше-ния регулируются не только правом;

~ идеалистическое отношение к праву со стороны зако-нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непо-нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

~ неадекватное понимание должностными лицами и го-сударственными органами возможностей закона (их силь-ное преувеличение), а также пределов правового воздей-ствия (не все общественные отношения можно отрегули-ровать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отно-шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав-каза и т. д.);

~ увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

Причины распространения правового идеа-лизма в российском обществе относятся:

особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де-мократических традиций;

историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозгла-шение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуще-ствление многих государственных замыслов - строитель-ство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и от-мена социализма сверху;

культивируемый десятилетиями и столетиями "право-вой голод";

идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

неразвитое и деформированное правосознание;

юридическое невежество;

дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеа- лизмом являются:

Укрепление режима законности в стране;

Гарантированность прав и свобод граждан;

Уменьшение частоты принятия и количества норматив-но-правовых актов, улучшение их качества;

Уделение законодателем внимания реальности, близо-сти к жизни принимаемых, им актов;

Усиление реалистичности юридический науки;

Создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

Правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра-вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра-вовой идеализм.

Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы.

Понятие "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

Правовая культура как система духовно-нравственных и правовых ценностей выражается в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется законопослушный образ жизни и осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Правовая культура представляет собой сложное, многогранное явление, предполагающее:

  • -- определенный уровень правосознания, т. е. осмысление восприятия правовой действительности;
  • -- общие культурные предпосылки, уровень цивилизованности, национальные корни и истоки, обычаи и традиции;
  • -- надлежащую степень знания населением законов, высокий уровень уважения к нормам права, их авторитет;
  • -- высокое качество процессов правотворчества и реализации права;
  • -- эффективные способы правовой деятельности, работы правотворческих, правоохранительных, управленческих и других органов;
  • -- законопослушность граждан и должностных лиц. Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер развития общества, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как самой личности, так и общества в целом.

Правовое воспитание -- это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию -- положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Потребность такого рода должна характеризоваться своей насыщенностью, прежде всего для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутствует концепция формирования нетерпимого отношения к подобным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Поделиться: