Проблема чтения у подростков. Исследовательская работа «Проблема чтения в современном обществе

Подростки, не читающие книг – повод для волнения родителей. Как же так, кем он вырастет, если не будет читать? Эти переживания не дают покоя. Так же, как и «качество» современных книг, проблема выбора книг детьми и родительского контроля.

Раньше я уже писала о том, как пробудить интерес к книгам в детстве. Сегодня я хочу написать о подростках. В нашей семье есть положительный опыт приобщения к книгам подростков и даже взрослых. Чтение классики – это два компонента: сам процесс чтения и факт выбора для чтения классической литературы. Чтение первично. Чем больше ребёнок вовлечён в процесс чтения, тем больше вероятность, что он выберет серьёзную классику. Поэтому начнём с чтения.

В чём же секрет читающих подростков? Через чтение мы получаем большую часть информации, так нужной нам для жизни, образования и развития. И это огромное удовольствие! Советы в стиле «заставлять читать» вводят меня в недоумение. На мой взгляд, это уверенный шаг в сторону ненависти к предмету принуждения. Есть другие варианты привлечь ребёнка к книгам без давления. Самостоятельное чтение отличается от чтения с родителями или чтения по школьной программе. Когда человек читает сам – он остаётся наедине с собой и создаёт в своём воображении собственный мир из той книги, которую читает. Для того чтобы любой процесс состоялся, необходимо:

  1. Собственное желание, которое побуждает к действию.
  2. Возможность это действие осуществить.
  3. Удовольствие.

Книги должны приносить удовольствие! Через книгу автор общается с читателем и читателю это общение должно нравится. Чтобы прочитав одну книгу, ребёнок захотел прочитать следующую, а потом ещё одну и так далее. Чтение классики не исключение. Оно также должно быть связано с удовольствием!

Подросток хочет быть самостоятельным. Основная задача родителя – проанализировать возможные препятствия к чтению и попытаться их мягко ненавязчиво устранить. У здорового ребёнка к ним относятся: отсутствие интереса к имеющимся книгам или отсутствие возможности осуществить желание читать.

Все дети любознательны. Если подросток не интересуется книгами, значит, он либо удовлетворяет свой интерес к жизни другим способом, либо что-то не так в целом и он не знает, что ему интересно. Это может быть перегрузка информацией в школе, излишнее давление, зависимость от гаджетов.

Печально, что к подростковому возрасту уже часто укореняется стереотип: чтение – это скучно. Причина этому банальна: человек не встретил интересной лично ему книги.

Соответственно, напрашивается вывод: он должен её встретить – ту, что захватит его с первых страниц, ради которой он захочет отложить гаджеты и сможет преодолеть барьеры, если такие есть.

Наша первая задача – обеспечить доступ к книгам, которые могут быть ему интересны. Это важно на протяжении всего процесса приобщения к чтению. Чаще всего дома мы держим лучшие книги, могут казаться скучными подросткам. Выходом может быть библиотека, где ребёнок выберет книги по своему вкусу.

Катализатором процесса может стать человек, влиянию которого подвержен подросток. Чем раньше он осваивает чтение как инструмент, тем раньше он перейдёт к чтению более серьёзных книг. Но свободного доступа к книгам может быть недостаточно для того, чтобы это случилось.

Препятствиями на пути к понравившейся книге могут быть:

  1. Способность читать
  2. Недостаточный отдых
  3. Отсутствие свободного времени
  4. Окружение

Чтобы желание превратилось в действие и книга была прочитана, нужна физическая способность сделать это:

  1. Техника. Невозможно читать не зная букв, слов, не понимая смысла точек и запятых.
  2. Понимание прочитанного.
  3. Воображение и фантазия.

Развитая техника – первый шаг. В большинстве случаев в прекрасном окружении у здорового отдохнувшего ребёнка с наличием свободного времени именно отсутствие техники является тормозом. Большой вклад сюда вносит школа, которая не ждёт «отстающих» от норм детей: с увеличением «заданий», объёмов и требований интерес к чтению сходить на нет.

Чем быстрее ребёнок «собирает» печатные символы, тем меньше приходится ждать до понимания. Дети нетерпеливы, их время течёт очень быстро и так же быстро угасает интерес. Есть множество способов преодолеть этот барьер у детей возраста до 10 лет. Но подросткам это всё уже не подходит.

Курсы скорочтения – прекрасный вариант решения проблемы. Они улучшают не только скорость восприятия текста, то ещё понимание и память. Актуальны для детей от 9 лет и старше, а также для взрослых любого возраста. Качественные курсы длятся около 10 недель – столько времени необходимо для минимального усвоения и применения на практике новой информации.

Способность видеть смысл в словах – следующий шаг. Многие, чьи дети уже умеют читать, помнят, как первое время дети несколько раз прочитывали слово, чтобы понять смысл. Мысли бегут быстро, а слова складываются медленно. Чем более наполнена и разнообразна жизнь ребёнка, его окружение, тем легче возникает образ – развитие образного мышления значительно помогает в процессе чтения и этим можно заниматься независимо от чтения.

Воображение и фантазия раскрасят книгу так, как этого захочется самому ребёнку, делают отпечаток от книги ярким. И этим тоже можно заниматься независимо от чтения.

Развитая техника чтения – это база. Понимание текста и воображение – это дело практики. Чем больше читать, тем лучше будет понимание прочитанного и тем больше развивается воображение и фантазия.

Сон и отдых – первичные потребности человека в отличие от чтения. Значит, чтобы процесс состоялся, ребёнок должен быть сытый, отдохнувший и бодрый. Особенно это важно на начальном этапе. Когда втянулся, запросто может жертвовать сном и отдыхом в пользу интересной книги.

Для чтения нужно время , свободное от любых занятий. Если хватает сна, то чем занято время бодрствования? Расписано по часам или «в свободном полёте»?

Следующий этап – окружение . Чем занимаются друзья? Если это гаджеты, игры, соцсети, ребёнок может делать то же самое, чтобы быть частью коллектива.

Тут возможны следующие варианты:

  1. Целенаправленно дома сглаживать негативное влияние окружения, поддерживать свой родительский авторитет и быть примером.
  2. Завести альтернативный круг общения.
  3. Сменить окружение.

Обратите внимание на эти моменты. Возможно, один из них – причина проблем с чтением вашего подростка.

1.1 Проблемы чтения современных детей и подростков

О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, - педагоги, воспитатели, библиотекари, - знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития? На этот вопрос могут ответить библиотекари, работающие в детских и школьных библиотеках. Дети - одна из самых больших групп посетителей библиотек.

Но в целом, сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть многие дети и подростки, которые любят читать и, как правило, регулярно посещают библиотеки.

Сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: без системного анализа детского чтения, мониторинга и оценки происходящих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям и учителям крайне сложно выстроить новую стратегию взаимодействия с юными гражданами.

Детские библиотеки в стране проводят много различных исследований, посвященных разным аспектам взаимодействия детей с информацией. Они изучают детское чтение и литературу для детей, чтение в семье, информационные потребности детей, их отношение к библиотекам, роль «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, а также библиотекарей и многое другое.

Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека», которое было проведено Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными региональными детскими библиотеками в 2002-2005 гг. в 17 регионах России (в областях: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой Московской, Мурманской, Нижегородской, Рязанской, Псковской, Пермской, Самарской, Саратовской, Томской, Тюменской, а также на Ставрополье и Краснодарском крае). В исследовании было опрошено 2448 подростков 11-15 лет. Опрос проводился осенью 2002 г. и весной 2003 г. в школах и библиотеках.

Полученные результаты позволяют увидеть проблемы и состояние детского чтения сельских детей и подростков, которые сегодня являются группами «читательского риска», - больших социальных групп будущих граждан страны, особенно нуждающихся в помощи государства на фоне процессов развития в России информационного общества.

Сегодня состояние чтения детей и взрослых вызывает тревогу: по данным социологов Аналитического центра Юрия Левады сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают - 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна . Мир детства изменился и продолжает испытывать личные трансформации; детское сообщество, так же как и взрослое, стало крайне дифференцированным. Стало очевидным, что «детей вообще» нет; существуют различные группы детей, испытывающие на себе влияние разнообразных социально-культурных факторов. Назовем основные из них.

1. Социально-экономические факторы: степень стратификации и социального расслоения общества; уровень доходов и уровень бедности населения.

2. Социокультурные факторы: развитость системы всеобщего среднего образования (в том числе - обучение «читательской грамотности»);

доступность образования; уровень образования и культуры населения (в том числе - наличие грамотных «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, библиотекарей; наличие традиции чтения в семье);

развитость социокультурной и образовательной среды (в том числе - «книжной» - книжных магазинов, киосков, домашних библиотек, оснащенных обновленными книжными фондами и компьютерной техникой общедоступных, детских и школьных библиотек). 3. Информационно-коммуникационные факторы: развитость и доступность различных систем связи и каналов коммуникации (телевидения, телефонии и др.); доступность и развитость художественной визуальной культуры (видеотехника, кинотеатры); развитость и доступность Интернета.

Состояние чтения детей и подростков зависит от сложного взаимодействия всех этих факторов, причем в различных ситуациях и условиях проживания какой-либо из них оказывает наиболее сильное влияние. Так, в столице и крупных городах на детское чтение особенно сильно влияет фактор развитости социокультурной среды (других возможностей проведения досуга), а также степень развития визуальной - «электронной культуры». Для малых городов и сел особенно значимы факторы развитости книжной среды и существования образованных и грамотных «руководителей детского чтения» (прежде всего, учителей и библиотекарей).

Произошло ухудшение состояния книжной среды во многих регионах России (в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек - организаций, традиционно поддерживающих детское чтение). Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. Следствием разрушения системы продажи и распространения книг стало закрытие книжных магазинов во многих городах и селах.

Очевидна также деформация репертуара книгоиздания, что привело к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков (в том числе почти не издаются новые отечественные авторы, выходит крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы). На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской и подростковой книжной культуры. Какие же книги хотят читать подростки? В ходе исследования респонденты назвали: приключения 43,7%), о природе (41,5%), фантастика и фэнтези (39,7%), юмор и «веселые» книги (37,7% и 27,4%), ужастики (35%), книги о путешествиях (34,7%), романы о любви (32,1%, читают девочки), книги о спорте (31,2%, читают мальчики), комиксы (30,6%), а также книги о компьютерах, детские детективы, книги о сверстниках, сказки. Кроме того, подростки читают литературу о профессиях, технике, истории, войне, космосе и мн. др. Но поэзию и русскую классику предпочитает лишь один человек из десяти (преимущественно девочки).

Диспропорции в издании литературы для детей и юношества привели к тому, что в литературный процесс мало попадают современные отечественные писатели, в связи с чем репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы - таких жанров, как триллеры (ужасы), детские детективы и фэнтези. Актуальная художественная литература для подростков и юношества, где бы говорилось о современных проблемах, замещается, таким образом, частично - журналами, частично - детективами и любовными романами для взрослых, частично - фэнтези.

Детская библиотека - организатор читательской деятельности школьника ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей (Оренбург/Россия)

Детское чтение, как педагогическая проблема

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных...

Досуг как социализация личности детей и подростков

Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально...

Досуг как социализация личности детей и подростков

С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь - детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации...

Досуг как социализация личности детей и подростков

Досуг как социализация личности детей и подростков

По данным Управления статистики г. Тюмени на 01.01.2006. доля подростков и молодёжи от 14 до 30 лет составила 22% от всего постоянного населения города. В настоящее время начался прирост молодёжной категории населения в связи с тем...

Поддержка и развитие чтения детей в библиотеке средствами библиографии

Падение интереса к чтению - общемировая тенденция. Сегодня, изучая чтения детей и подростков как социальное явление, специалисты разных стран приходят к тревожным выводам...

Фестивали - одна из самых популярных в мире форм культурно - массовых мероприятий. Фестиваль - (франц. Festival, от лат. Festivus праздничный) массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, циркового или киноискусства...

Разработка и проведение фестиваля творчества детей и подростков (на материалах областного фестиваля творчества детей и подростков "Возьмемся за руки друзья!")

Большинство из ныне известных и популярных фестивалей творчества детей и подростков появилось в конце 90-х годов XX века. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связан с глобальными политическими...

В данной главе рассказывается о становлении и развитии сети учреждений культуры для детей в России...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

В данном параграфе представлено становление сети учреждений культуры для детей и подростков, основные факты и события, повлиявшие на ее развитие. Так же рассказывается о досуге детей и подростков. Большое внимание уделено клубам Шацкого...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

Опыт работы детских клубов до революции был использован при создании советских детских клубов...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

В первом параграфе данной главы описывается влияние тех изменений в обществе, которые произошли во время "перестройки" на работу учреждений внешкольного образования...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально - экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров...

Какие книги читают подростки? Отличается ли круг подросткового чтения в Москве, Петербурге и в Челябинске?

Можно ли сказать об одном писателе, что он покорил сердца подростков из мегаполисов, а о другом — что им зачитываются девушки из малых городов? Тысячи раз школьники и студенты отвечали на вопросы социологических исследований.

Однако Любовь Борусяк , кандидат экономических наук, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, решила подслушать мнение самих подростков. Да еще в тот момент, когда они были убеждены, что взрослые их не слышат.

Они отобрала 630 тысяч личных карточек подростков и молодых людей сети «В контакте». Авторам этих высказываний не больше 23 лет, они учатся в школах, техникумах и вузах 34 городов России.

Главным было то, чтобы в карточках упоминалось о чтении, книгах и писателях.

Результаты оказались настолько необычными, что пришлось еще раз сверить их с теми ответами, которые школьники дают во время обычных социологических опросов.

Барышни и их кумир

— Все жалуются на то, что подростки сидят в интернете и ничего не читают. Возможно, не все знают, что «В Контакте» существуют более 50 тысяч сообществ, посвященных литературе и чтению, — объясняет Любовь Борусяк. – По результатам анализа 630 тысяч карточек и исследованию 400 таких сообществ, мы выяснили, что круг читаемых подростками писателей невелик: всего 1400 авторов. При этом треть упоминаний укладывается в 50 общеизвестных имен.

Вряд ли кто-то сможет угадать два самых популярных произведения, которые чаще всего называют подростки.

Это — «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева (1969) и «Два капитана» Вениамина Каверина (1944).

Ни то, ни другое не входит в школьную программу, хотя оба могут разбираться на школьных уроках литературы. «Зори», к тому же, приходят к подросткам через кино (фильмы Станислава Ростоцкого 1982 года и Рената Давлетьярова 2015 года).

Неужели школьники – зачастую тайком от учителей и родителей- начинают увлекаться советской литературой?

«Я тщетно проверяла карточки «В контакте» и 400 литературных сообществ, пытаясь выяснить, что еще из произведений советской литературы они читают, — говорит Любовь Борусяк. — Но больше ничего не обнаружила. Возможно, потому, что не существует общественных институтов, которые поддерживали бы читательский интерес к советской литературе».

Одним словом, если из зарубежной классики, созданной до 20 века, кое-кто из подростков, зависший «В Контакте», припоминает Шекспира, то литература советского периода для них – черная галактическая дыра.

Из нее иногда выглядывают головы Вениамина Каверина и Бориса Васильева, да еще профиль Булгакова.

Но рождается на наших глазах новая (или новая старая) звезда. В сетях с каждый годом растет интерес к одному поэту. Не подумайте, что это – Пушкин или Булат Окуджава. Кумир девочек-подростков – советский поэт Эдуард Асадов (1923-2004).

Самое удивительное, что молодежная аудитория к поэтам в целом более чем равнодушна. Во всех городах России о поэзии упоминали не более 3% подростков. «Литература» для них в жанровом отношении понятие монолитное. Это — проза.

Читают Асадова обычно девочки (если кто-то из 630 тысяч мальчиков и упоминает поэтов, то – только Маяковского и Бродского).

Лидирует количество интернет-сообществ, посвященных Асадову.

«- В сообществах, посвященных Асадову, можно прочесть признания такого рода: мне было 12 лет, я увидела на полке у мамы эту книжку, а теперь рассказываю о ней подружкам. Затем стихи начинают циркулировать по сетям, и формируются сообщества Эдуарда Асадова. Кстати, это единственные интернет-сообщества, в которых можно прочесть, что книги стихов любимого поэта передаются от мамы к дочке».

Что привлекает современных барышень в этой поэзии?

Девушки отвечают, что из стихов Асадова узнают правду о жизни: что такое настоящая любовь, верность, дружба, честность в отношениях.

Любите ли вы Ремарка?

Для девочек в провинции Эдуард Асадов — такой же моральный образец, как для девочек в Москве – Ремарк.

Начиная свое исследование, Любовь Борусяк тщательно разделила все города России на четыре группы: с населением «миллион плюс…» «пятьсот тысяч плюс…» , «двести пятьдесят тысяч плюс», «менее двухсот тысяч…».

Но воспользоваться этим делением ей не пришлось: существенных различий (например, в именах писателей или в любимых подростками жанрах) между городами России не обнаружилось.

Только — между Москвой и всей Россией.

У девочек: Ремарк, Чехов, Булгаков, Пушкин, Брэдбери, Достоевский, Есенин, Лев Толстой, Стивен Кинг, Оскар Уайльд, Джоан Роулинг, Джон Грин, Николай Гоголь. У мальчиков: Пушкин, Булгаков, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Джек Лондон, Стивен Кинг, Ремарк, Джоан Роулинг, Лермонтов, Рэй Брэдбери, Дж. Толкин.

Сегодня у столичных девушек самый читаемый зарубежный автор – Ремарк.

Интересно, что в читающих городах России с населением до миллиона человек Эрих Мария Ремарк в топ авторов не входит. Так же, как в столице не входит в топ Эдуард Асадов.

«- В свое время я удивилась возрождением интереса к Ремарку, утраченному в 70-80 годы, даже провела специальный опрос: «За что вы любите Ремарка?», — говорит исследовательница. – И поняла, что это – автор, который пишет на понятном для подростков языке. Всю проблематику, которая их волнует, старшеклассницы до сих пор находят у него.

Второй культовый автор девочек в провинции – Антуан де Сент- Экзюпери. Мальчики практически никогда не отмечают его в карточках «В Контакте», а у девочек даже сложились свои сообщества, посвященные «Маленькому Принцу». В них девочки выращивают свои розы!»

В подростковой среде становятся все более популярными литературные произведения, любимыми и считавшиеся культовыми среди их прабабушек и прадедушек. Это – Ремарк, Хемингуэй и Сэлинджер.

Новая волна поднимает пятьдесят лет спустя всех троих, доказывая, что они – вечные спутники юности.И внучка снимает с книжной полки ту книгу, которой увлекалась бабушка и даже прабабушка.

Может быть, потому что мама девочки никогда эту книгу не читала?

Что нравится

Больше всего им нравится зарубежная переводная литература.

Так ответили 85% участников опроса.

Набор современных зарубежных авторов, входящих в круг подросткового чтения, скучнейшим образом одинаков для любого города и региона России. И топ этого списка полностью совпадает с топом в интернациональном рейтинге Фейсбука. По всему миру циркулирует традиционный набор культовых авторов.

На вершине рейтинга Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Дж. Р.Р. Толкин. Все города России насыщены их книгами. Подростки (если им приходит в голову что-то почитать) покупают или скачивают те же самые книги, что их сверстники в США, Европе, Австралии и даже Индии.

У мальчиков на четвертой позиции Джон Мартин, на шестой – Анджей Сапковский, на седьмой – Сьюзен Коллинз, на девятой – Дэн Браун, на десятой – Януш Вишневский. У девочек на второй позиции – Рэй Брэдбери, на третьей — Джон Грин, на девятой Стефании Майер, на десятой – Дэшнер Джеймс.

На шестой позиции у девочек и на восьмой у мальчиков – Сэлинджер.

Среди определений, которые подростки прикладывают к переводной литературе: «яркая, красочная, неожиданная, новая, классная, новая, свежая, веселая, жизнерадостная, свободная, правдивая, великая, гениальная…». Современную русскую литературу они такими эпитетами не наградили.

«Слабая, глупая и продажная»

На небосклоне современной российской литературы подростки различают всего несколько звезд. Для девушек это Стругацкие, Мириам Петросян, Пелевин, для юношей – Глуховский, Пелевин, Белянин, Стругацкие.

В последние годы в подростковых интернет-сообществах восходит звезда Захара Прилепина.

Обнаружилась закономерность: чем меньше город, тем больше мальчиков-подростков читают русские фэнтэзи. В этом сегменте лидирует Дмитрий Глуховский, вошедший в десятку самых популярных авторов по упоминаниям «В контакте». Девочки, впрочем, русские фэнтэзи (особенно антиутопии) не любят и считают единственным уважаемым автором этого жанра Дж. Р.Р. Толкина.

Из 630 тысяч посетителей « В Контакте» всего 3% упомянули о современной русской литературе. «Она не нужна», — заявили юные читатели. Две трети опрошенных не смогли назвать ни одного современного русского писателя.
Лауреатов престижных литературных премий для подростков не существует. Как и самих этих премий.

Ведь каждый из этих писателей раздает интервью, появляется в СМИ и присутствует в сетях. Чтобы увидеть ситуацию глазами школьников, исследовательница попросила их подобрать 3-5 эпитетов для современной русской литературы.

И прилагательные хлынули, как из ведра. Из минусов современной литературы глазами подростка: «Скучная, слабая, жалкая, тупая, глупая, шаблонная, вторичная и…

— И продажная, — завершает фразу Любовь Борусяк. – В ходе исследования я проводила фокус-группы с библиотекарями. Они высказали мнение, что современная русская литература никому не нужна. Причины? Первая: такая заумная, что это — «вынос мозга», вторая: «продажная и коммерческая».

Так что современные подростки ничего не придумывают. Они только повторяют за взрослыми».

Что толкает взрослых на эти высказывания? Исследовательница считает, что такая картина мира сформирована страхом.

Читатель не решается сам определить уровень литературного произведения. Он не чувствует себя достаточно подготовленным, чтобы судить, хорошо это или плохо. И ему стыдно за то, что он может ошибиться. Взрослые (так же, как и школьники) хотят дождаться мнения авторитетных людей, которые скажут им: «Это – вечная книга». Или хотя бы: «Это – классная книга!»

Забавно, что жюри литературных премий, в представлении большинства россиян, к таким авторитетным людям не относятся.

Когда речь заходит о молодежных антиутопиях или литературе вымышленных миров, никому не приходит в голову потребовать печати «современная классика»: каждый покупает или скачивает книгу, потому что она ему нравится. А не нравится – пусть автор идет себе лесом.

Зато упоминание о каком-нибудь злободневном романе заставляет молодых читателей отвести глаза. « Сейчас, — уклончиво говорят они, — мы не можем определить, хорошая это или плохая литература, но… скорее всего, она плохая». Все ответили отрицательно на вопрос, хотели бы они читать в школьной программе современных российских авторов. Зато многие предложили ввести в курс школьной литературы «Гарри Поттера».

Можно знать, что харчо – острый суп, но есть его не обязательно

Кого же теперь удивит, что современные подростки с таким энтузиазмом превозносят русскую классическую литературу?

Они уверены, что наши классики несут читателям нравственные ценности высочайшей пробы. Отсутствие ценностей c большой буквы– одна из причин, по которой современная литература кажется школьникам безнравственной, аморальной и, в общем, неприемлемой.

Какие произведение школьной программы им понравилось?

Топ списка — «Преступление и наказание» и «Отцы и дети».

Если бы опрос проводился весной, в лидерах оказался бы «Мастер и Маргарита», но осенью роман Булгакова еще многие не прошли в школе.

Что понравилось участникам опроса из списка школьной классики (в порядке убывания)?

Девушки: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита», «Гранатовый браслет», «Война и мир». Юноши: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Война и мир», «Обломов», «Мертвые души».

А что не понравилось?

«Война и мир», пьесы Островского, «Обломов», рассказы Бунина, «На дне» — у девушек

«Все не понравилось», «Война и мир», Лесков, пьесы Островского, «Обломов» — у юношей.

Исследовательница отметила, что доверять этим мнениям не стоит: подростки говорят с чужих слов. Лишь 18,3% девочек и 14, 3% мальчиков ответили, что читают «практически все» из курса школьной литературы. 75,6% девочек и 76,1% мальчиков признались, что познакомились «только с некоторыми произведениями», а 6% девочек и 9,6% мальчиков ответили: «практически не читаю».

Почти половина участников исследования заявили о том, что русская классика не только современна, но останется такой навсегда. Треть девочек и 40% мальчиков предположили, что она «частично устарела». Лишь немногие сделали диссидентское заявление, что школьная программа по литературе устарела в принципе. Так высказались 1,6% девочек и…16% мальчиков из 700 школьников.

Возможно, мальчики более склонны привлекать к себе внимание.

Девочки обнаружили у русской классики множество плюсов.

Начнем. Во-первых, она — « красивая, изысканная, изящная, эстетически совершенная». Во-вторых, «обучающая, поучающая и познавательная, высокая, духовная, нравственная, глубокая, вечная, бессмертная…». Далее – везде.

«- Мальчики ответили, что «русская классическая литература — глубокая и бездонная». Но для них она еще и «широкая»…вот такой ширины! — смеется Любовь Борусяк.- В общем. такая огромная глыба, несущая детям высокие идеи…»

Когда же подросткам предложили написать, что лично им НЕ понравилось в школьной программе по литературе, 40% мальчиков дали два радикальных ответа.

Во-первых, в школьной программе по литературе им не понравилось все. Во-вторых, в курсе литературы им ничего не понравилось.

«- Налицо противоречие. С одной стороны, на уровне ценностей они признают, что русская литература — великая и могучая. А с другой – ее просто не читают, — говорит исследовательница. — Для того, чтобы знать, что харчо – это острый суп, не обязательно его есть. Да, у молодежи успешно формируется представление о важности чтения. Они убеждены, что надо читать правильную, образцовую литературу, отобранную для них взрослыми. Но как это часто бывает в жизни, ценности и практики между собой почти не связаны.

Более четверти подростков, которые считают русскую классику великой, ответили, что не читают ничего. Каждый шестой парень сказал: а ну ее на фиг, эту школьную классику, она уже никому не нужна. Каждый десятый мальчик, заполнявший анкету, не читает ничего даже дома».

Меняю «Грозу» на «Бесприданницу»

Когда самим подросткам задали вопрос, сложно ли им читать русскую классическую литературу, они заверили, что нет. Так ответили 58,3% девушек и 60,7% юношей.

Однако девочки признались: главный минус русской классики – она слишком трудная. Мальчики уточнили: слишком скучная.

Мальчики не любят признаваться, когда им что-то непонятно.

Для современных подростков чтение – процесс до прихотливости многослойный. Читать роман – это значит (среди прочего) прочесть его краткое изложение.

Что больше всего поразило исследователя?

— Я получила несколько анкет, в которых ребята выразили свое представление о том, что история движется по кругу. Они уверены, что ничего нового в человеческих отношениях и представлениях не появилось, а великие русские писатели уже все сказали, — говорит Любовь Борусяк. – Эти подростки ясно выразили мнение, которое меня пугает. Больше половины из них убеждены в том, что русская классика вечна. Школа и общество внушают им это вместе с тезисом, что человек меняется мало, и что в русской классике сказано «обо всем, что было и что будет». 40% из них считает, что ничего нового в мире не происходит!

Одно из следствий этого: им не приходит в голову, что современность можно осмыслять с помощью современной литературы.

Недавно я попросила сына открыть карточки своих друзей и проанализировала круг чтения молодых интеллектуалов (не филологов). У них – самое лучшее образование. Каждый второй пишет о ценности чтения: эту установку они получили в семье.

Но интереса к новому у этих образованных молодых читателей нет. Я посчитала лидеров их чтения и посмотрела, когда эти книги вышли. Выяснилось, что они не упомянули ни одной книги, вышедшей позже 1980 года! Вот портрет нашего идеального читателя: внимательный, понимающий текст, воспроизводящий ценности русской и советской интеллигенции и… останавливающийся там, где остановилась она!

Мой вывод: школа не стимулирует подростков к движению вперед. Она приучает их ориентироваться на проверенное и кем-то отобранное. Ориентация на традиции как на главную и едва ли не единственную ценность, формирует нас такими, какие мы есть: не стремящимся к изменениям. Это — то, о чем я еще буду думать и писать».

О результатах своего исследования Любовь Фридриховна Борусяк рассказала на семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования».

Что они читают без нас?

Трибуна

Наталья БОРИСЕНКО

Наталья Анатольевна Борисенко (1961) - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, учитель гимназии № 18 г. Королёва.

Что они читают без нас?

Детское чтение в зеркале современных социологических исследований

“Что читают нынешние дети?” Задаю этот вопрос учителям, родителям, методистам - и слышу в ответ безоговорочное: “Да ничего они не читают!” В голосе одних - раздражение, других - привычная скука, третьих - надежда “зацепить” и продолжить разговор на волнующую тему.

Детское чтение - тема, которая, как мне кажется, не может не волновать учителей-словесников. Кому, как не им, лучше других знать, что происходит в этой сфере, какова картина чтения детей в сегодняшней России? Однако на самом деле мало кто из моих коллег может ответить на вопрос о том, что читают его ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Нет ни времени, ни возможностей изучить проблему.

А между тем проблемы детского чтения (и “нечтения”) не менее важны, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, выпускного сочинения и прочих, несомненно, важных вещей. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости учителя в этом вопросе, без знания им круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя . Возьмём за аксиому, что держать ребёнка только на классике, заставлять его читать только классику - значит погубить наш предмет, отучить детей читать вообще.

В этой статье речь пойдёт о так называемом свободном чтении детей и подростков , о том, что они читают не по школьной программе, без указующего перста учителя литературы, без нас, для себя . Потому что с тем, что они читают под нашим неустанным контролем, всё более или менее ясно. И какие-то особые исследования здесь вряд ли нужны.

Совсем иное дело - “свободное чтение”. Категория достаточно условная, невидимая, не поддающаяся прямому контролю, измерению, проверке. Поэтому стоит уточнить, что понимается под этим термином. Свободное , или досуговое чтение (в отличие от делового ), специалисты определяют как чтение в связи с личным интересом, для отдыха, развлечения . Другое дело, что каждый понимает время, проведённое с книгой, по-своему. Для одних это возможность вместе с автором поразмышлять над вечными проблемами, для других - поваляться на диване с детективом, ну а для третьих - полистать небрежно последний номер глянцевого журнала. В общем, каждому своё. Но ведь именно свободное чтение - наиболее естественный вид чтения для любого человека - будь то взрослый или ребёнок.

Итак, что читают нынешние дети? И как читают?

Но сначала о том,

Что пишут об этом специалисты

Статистика знает всё.

Сегодня в области изучения детского чтения сделано немало. Хотя в наших профессионально-методических изданиях публикаций на эту тему почти не найдёшь. Попытаюсь восполнить образовавшуюся лакуну и, заручившись поддержкой авторитетных людей, внести ясность в проблему под названием «Чтение детей и подростков в начале нового тысячелетия» .

Сошлюсь прежде всего на исследования Российской государственной детской библиотеки (РГДБ). Здесь находится единственный в России центр изучения детского чтения, проводящий массовые социологические опросы, последний из которых относится к 2002 году.

Сотрудники РГДБ Е.И. Голубева и В.П. Чудинова обобщили и проанализировали материалы, собранные столичными и региональными коллегами. Их основной вывод заключается в том, что “в начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают ... но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и особенно их дедушек и бабушек” .

Собственно, отсюда исходят все страхи и опасения о “нечтении” детей: взрослым хочется, чтобы дети читали Дефо и Свифта, на худой конец Дюма и Майн Рида, а современных деток подобное “старьё” читать ни за какие деньги не заставишь.

Детское чтение меняется. Это очевидно для всех. Катастрофы нет, считает Е.И. Голубева, главный библиотекарь РГДБ, но “хотелось бы всё-таки знать: «А что же на самом деле? Какие изменения происходят в детском чтении? Какие из них мы готовы подержать? И можем ли мы противостоять тем, которые нам не симпатичны?»”

Смена моделей чтения

Россия - самая читающая страна в мире.
(
Из лозунгов советской эпохи)

В 2000 году Россия впервые приняла участие в международном исследовании знаний учащихся: по навыкам чтения наши школьники оказались на 28 месте среди 32 индустриально развитых стран.
(
Данные PISA )

Социологи говорят: идёт процесс смены моделей чтения .

Прежняя модель детского чтения (её ещё называют “литературноцентристской ”) просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживаются многие взрослые, в том числе и учителя. Она ещё не совсем ушла, поэтому ей нельзя присвоить титул “ушедшей”, а только “уходящей”.

Что характерно для этой старой модели? Если говорить коротко, то это, конечно же, “любовь к чтению ”. Ничего уничижительного в кавычках нет, просто под этим подразумевается высокий статус чтения, престиж в обществе “человека читающего”, сравнительно небольшая доля “чтива” в общем репертуаре чтения, наличие домашней библиотеки, частое посещение общественной. Если говорить конкретно о детях, то к этому добавим ориентированность круга чтения на “золотое ядро” детской литературы, общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие “литературных героев”. В общем, всё это хорошо известно нам по личному, к счастью, ещё не совсем забытому опыту.

А что же новая модель чтения ? Можно ли безоговорочно сказать, что дети и подростки стали меньше читать? Ответить на эти вопросы помогут данные социологических исследований детского чтения.

Два вида чтения: свободное и деловое

Я научилась отделять литературу как школьный предмет и литературу, читаемую для души, которые практически не пересекаются.
(
Читательница 14 лет; с сайта «БиблиоГид»)

Две книги прочёл. Одну - не помню названия. А вторая - про Гулю Королёву. По программе много задавали, но мы ничего школьного не читаем, мы не читаем программное (резкий нажим в голосе).
(Сергей Г., 6-й класс. Из личного архива автора)

Начнём со статуса чтения . Специалисты утверждают: он отнюдь не стал менее высоким. Наоборот, с возрастанием престижа образования в обществе роль читательских навыков, умения работать с печатными источниками возрастает и среди школьников.

Отношение к чтению - важная характеристика, и она свидетельствует, что в целом позитивное отношение к чтению у школьников сохраняется . Спасибо социологам за то, что своими исследованиями они развеяли ещё один устойчивый миф.

Вот некоторые цифры и факты.

Одна пятая опрошенных (исследование 2001 г.) тратила на чтение до получаса в день, треть - от получаса до часа, около 40% - больше часа (но эти любители - в основном младшие школьники; в десятом классе книгочеев остаётся только 17%).

На вопрос об отношении к чтению лишь 10% ответили: “Не люблю читать, ничего не читаю”, 27,6% выбрали ответ: “Нравится читать, много читаю”, чуть больше трети: “Люблю читать, но нет времени” и почти каждый третий: “Когда читаю, люблю почитать что-нибудь лёгкое, развлекательное” .

Существует прямая зависимость между такими категориями, как “любовь к чтению” и “возраст ребёнка”. Как правило, те, кто любит читать, - это дети младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок, тем меньше времени занимает у него свободное чтение и тем меньше он любит читать . К десятому классу доля тех, кому “нравится читать”, кто “много читает”, сокращается более чем в два раза (с 43 до 17 процентов).

О том, что в старших классах происходит отторжение от чтения, учителя литературы знают не понаслышке. А теперь послушаем, что об этой тревожной тенденции говорят социологи. Разделяя чтение на деловое и досуговое , они констатируют: обращение к классике в подавляющем большинстве случаев является деловым . (Выскажу крамольную мысль: дети в этом отношении не одиноки, “обращение к классике” является деловым и у большинства моих коллег.) В 85 случаях из 100 причиной прихода учащихся в библиотеку становится учебное задание .

Знакомая картина. Подросток приходит в библиотеку... Не за Дюма и не за Конан Дойлом, как двадцать-тридцать лет назад, а за специальной литературой: чтобы написать доклад на тему «Строение кольчатых червей» (учебное задание по биологии) или «Фонические эффекты в стихах Цветаевой» (реферат по литературе). “Причём им всё равно - что кольчатые черви, что цветаевские эффекты, - сокрушённо вздыхает сотрудница библиотеки, поделившаяся со мной своими тревогами, - ни для чего больше мы им не нужны”.

Нередко приходят дедушки и бабушки, которые создают рефераты для своих внуков. Нагрузки-то непосильные. Но дело ещё и в том, что дети не знают простейшего, а их нагружают поиском сложнейшей информации . Сотрудники отдела РГДБ для младшего возраста рассказывают, как к ним пришёл плачущий первоклассник с мамой: ему задали проанализировать «Сильмарион» Толкиена, а это “похлеще” «Властелина колец» .

Сами дети в ответ на вопрос “Зачем вы приходите в библиотеку?” честно признаются: “Нужно по школьной программе”, “Чтобы не получить «два» по литературе”, “Мариванна зачем-то задала”. Возможно, если бы заданий по разным школьным предметам (в том числе по фоническим эффектам у Цветаевой) было меньше, подросток бы и приходил за Дюма. Так что виноваты во многом мы сами, наш “предметный” педагогический эгоизм.

Итак, практический подход, утилитарное отношение к чтению проявляется сегодня гораздо откровеннее . Как одно из следствий этой тенденции можно рассматривать возрастающую популярность журналов среди юной аудитории. И, увы, популярны не «Вокруг света», не «Юный техник» или «Юный натуралист», а «Лиза», «Даша», «Маруся», «Штучка», «COOL», «Молоток», «СПИД-Инфо» и тому подобное.

Читательский прагматизм выражается, в частности, и в отчуждении юных от поэзии . Сошлюсь на типичные ответы в анкетах школьников: “Стихи я вообще не читаю”, “Я читаю стихи, только если задают выучить в школе”, “Кто это сам захочет читать подобную муру?”

Что же тогда читают наши дети, если не стихи, не прозу, не классику и не лучших современных авторов? Иначе говоря, каков их круг чтения ?

Круг чтения

Сначала о жанрово-тематических предпочтениях . Ответ на вопрос, какие жанры больше всего любят современные дети, мы найдём в материалах Всероссийского исследования 2001–2002 годов - самая свежая на сегодняшний день статистика .

Методика анкетирования проста, и её с успехом может повторить любой учитель. Детям (в возрасте от 6 до 15 лет, выборка - 1509 респондентов из 21 города и 38 посёлков, сёл, деревень) было предложено выбрать любое количество из “готовых” вариантов ответа на вопрос: “Какие книги ты любишь читать?” Например: сказки, стихи, фантастика, о путешествиях, комиксы и тому подобное (всего было предложено 23 варианта выбора).

Результаты данного опроса представлены в следующей таблице 10 .

Цифры дают возможность увидеть не только жанрово-тематические предпочтения, но и изменения , произошедшие в детском чтении в самые последние годы. В анкетах 2001–2002 годов значительно реже по сравнению с 1998 годом упоминаются такие темы и жанры, как “о природе и животных”, “фантастика” (более чем вдвое!), “детективы” (втрое!), “о сверстниках”, “весёлые книги”. Классика, как водится, заняла одну из последних строк таблицы, за ней идут только “книги о войне”.

Теперь о собственно круге чтения . В ответах на вопрос “Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?” было названо около тысячи имён авторов либо названий книг (автора помним не всегда). Казалось бы, можно только радоваться такому широкому выбору. Однако подавляющее большинство (69% позиций) упомянуто лишь один-два раза, а более 10 раз - всего 7,7% упоминаний. То есть читательские предпочтения пересекаются лишь в восьми случаях из ста. Не трудно догадаться, что в эти восемь процентов входят в основном книги из раздела “школьная программа”, которые читают (обязаны читать) все дети определённого возраста.

Что же представляет собой сам “заветный” список 11 ? Какие авторы ходят в фаворитах у детей?

На первом месте, конечно же, раздел «Русская классика» - Пушкин (409), Лермонтов (89), Гоголь (62), Лев Толстой (54), Есенин (53) - имена идут в порядке убывания, в скобках приводится количество упоминаний. На втором месте - «Классика советской литературы» : Носов (92), Гайдар (49), Паустовский (29), Каверин (25), Булгаков (25), Полевой (19), Катаев (18), Драгунский (17), Астафьев (14), Фраерман (12), Алексин (11). Затем - «Зарубежная литература» : Марк Твен (31), Линдгрен (19), Шекспир (18), Жюль Верн (17), Дефо (12). Завершает список раздел «Книги современных авторов» с несравненным Э.Успенским (78 упоминаний) и К.Булычёвым (38 упоминаний) во главе. Правда, есть здесь и Железников (15), и Алексин (11), и детские детективы (14), но в гораздо меньшей степени.

Судя по опросу, Пушкин по-прежнему “наше всё” . Свидетельствует ли это о том, что Пушкин - действительно любимый поэт и прозаик у наших детей, или просто ничего другого им в голову не приходило, сказать трудно. Настораживает, правда, тот факт, что все перечисленные произведения («Сказки», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка», некоторые стихи) строго соответствуют школьной программе. Почему бы не прочитать что-то другое у того же Пушкина?

Но вернёмся к кругу чтения . В целом можно констатировать, что он достаточно традиционен . Дети читают то, что мы им рекомендуем. Так что и этот опрос, несмотря на всю его масштабность, ещё не говорит о том, что названные авторы входят в круг реального чтения детей. Скорее, как считают эксперты, список свидетельствует о широкой литературной осведомлённости современных школьников. А сам выбор - это сочетание целого ряда факторов: книга недавно прочитана, учительница о ней говорила, на день рождения подарили, на красивой выставке в библиотеке стояла и др. В общем, выбирают по принципу “что вижу и слышу, то и читаю”.

И тогда был введён дополнительный вопрос: “Какую книгу ты читаешь сейчас?” - именно он даёт нам картину реального чтения детей и подростков. Оказалось, что упомянутые авторы и произведения почти не повторяются. Только «Русские народные сказки» (не забудем, что нижний возраст опрашиваемых - 6 лет) названы были более десяти раз. Такая вот статистика.

Вообще же, считают некоторые исследователи, определить круг детского чтения представляется невозможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книжки, которые ему кто-то дал. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители . Эта ситуация несовпадения какому-либо подсчёту практически не поддаётся 12 .

Зато довольно неплохо исследована ещё одна характеристика чтения. О ней и пойдёт речь.

Есть ли различия в чтении мальчиков и девочек?

Посоветуйте, что можно почитать мальчику 10–12 лет о любви. «Детство» Л.Толстого я в своё время не смог прочитать, так приторно мне всё там показалось. Может, про дикую собаку Динго, или рано ещё для этого возраста?
(С сайта “БиблиоГид”)

На особенности читательских предпочтений мальчиков и девочек долгие годы внимания почти не обращали. Об этом говорили исследователи (в основном психологи). Но их мнение практически не учитывалось при составлении программ и списков для чтения. И уж, конечно, мало кто из педагогов принимал в расчёт какие-то там гендерные различия .

А между тем учёт фактора социального пола (гендера ) в последнее десятилетие становится одной из важных характеристик во всех социологических исследованиях, в том числе детского чтения.

Пока дети малы, различия в их чтении не особенно значительны. По словам родителей и библиотекарей, читают больше девочки (в этом легко убедиться, сравнив данные о жанрово-тематических предпочтениях девочек и мальчиков в таблице 1). Однако трудно не заметить и другого: все младшие подростки, безотносительно к полу, с одинаковым увлечением читают сказочные повести А.Волкова, Н.Носова, А.Линдгрен (может быть, девочки чуть больше, чем мальчики), “весёлые книжки” В.Драгунского, В.Голявкина, Э.Успенского, а также “ужастики” (здесь возможен крен в другую сторону), но в целом разница не так уж велика.

Однако чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек 13 . Особенно это касается подросткового возраста.

Мальчикам нравятся приключения, книги про компьютеры и электронику, “в цене” фантастика, фэнтези (Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов) и “ужастики”.

Девочки читают “романы”. Только не подумайте, что речь идёт о «Евгении Онегине», «Анне Карениной» или «Дворянском гнезде». Под словом “романы” девочки имеют в виду книги “из взрослой жизни”, в которых главная героиня - девушка или женщина. Правда, сам конкретный список авторов и произведений может меняться. В 80–90-е годы это были романы Ш.Бронте, Ж.Санд, М.Митчелл, А. и С.Голон, Ж.Бенцони, К.Маккалоу и другие. Сегодня это книги серий «Романы для девочек» (главным образом сестёр Воробей), «Любимые книги девочек», «Школа в Ласковой Долине» Ф.Паскаль (о близнецах-подростках из американского городка).

Интересно, что подобной серии для мальчиков не создано почему-то ни одной. Что это - просчёты издательской политики или невнимание к гендерным исследованиям? Где достать информацию о нужных книгах, в том числе “про любовь” и “про сверстников”? Этот недостаток попытались преодолеть сами подростки, оставляя записи на сайте «БиблиоФорум». Вот что они пишут:

“Где-то в 15 лет я открыла для себя «Анжелику», и она на год стала для меня наркотиком. Перечитала все тома как минимум раз по 5. Та жизнь, которую я прожила вместе с ней, кажется мне самой лучшей”.

“Попробую назвать ещё несколько книг, которые смотрят как бы с мальчишечьей стороны - только не все они, наверно, для такого нежного возраста, как 10–12 лет. Ну, прежде всего трилогия Б.Таркинтона о Пенроде, там смешно и трогательно описывается его первое увлечение. Для постарше - «Апельсиновая девушка» Гордера, очень необычная книга о том, как отец рассказывает 15-летнему сыну о своей первой любви - его маме. Берли Догерти «Здравствуй, Никто» - книжка писем совсем юной девчонки, у которой должен родиться ребёнок - этому самому, кто пока ещё - Никто. Там и про отношения с папой ребёнка - таким же юным. Вот вроде пока всё, что вспомнилось”.

“Прочёл «Смерть и немного любви» (один из старых детективов А.Марининой. - Н.Б. ). Мура, но почему-то затягивает”.

“Детектив, о котором раньше говорили, что это - «mauvaiston», или чтение, извращающее вкус юного читателя, книга не для интеллигентных детей, - этот самый детектив прочно вошёл в нашу жизнь, в круг чтения детей и подростков” 14 . Их читают абсолютно все, безотносительно к полу. Это один из самых популярных у тинейджеров жанров. Среди любимых писателей подростки 11–13 лет называют Хичкока, У.Диксона, Э.Блайтон, К.Ким. Особой популярностью пользуются книги серии «Чёрный котёнок» Антона Иванова и Анны Устиновой.

И зарубежные, и отечественные детективы читаются “снежным комом” - один за другим, а ещё “цепной реакцией” - от одного подростка к другому. При этом счёт идёт не на единицы, а на десятки, а может быть, уже и сотни. У меня в пятом классе был мальчик (отличник, между прочим), который старательно подсчитывал, сколько он прочёл детских детективов. И только когда он дошёл до числа 56, мама сказала: “Всё, хватит, их уже некуда ставить, да и есть нам скоро будет нечего”.

Я никогда не могла запомнить ни одного названия детского детектива, хотя некоторые пробовала читать, а дети с упорством, достойным лучшего применения, так и сыпали названиями: «Тайна подзорной трубы», «Тайна пустого дома», «Тайна пропавшей кошки», «Загадка американского родственника» и т.д. и т.п. В общем, авторы детских детективов не очень-то оригинальны в выборе названий для своих произведений.

Итак, гендерные различия в чтении подростков довольно значительны. Однако в старших классах разница вновь стирается по одной-единственной причине: резко возрастает доля тех, кто читает литературу в основном по школьной программе (а это более половины старшеклассников). Уходит мотив “интересно”, присущий детям младшего школьного возраста, ему на смену идёт стимул “школьное задание”. А оно, как мы знаем, у нас одно и для юношей, и для девушек. Независимо от выдумок учёных конца ХХ века (бог весть кем придуманный гендер ) старшеклассники должны читать то, что им предписано программой (для обозначения такого рода чтения у социологов даже появился термин командное чтение ). На всё остальное у них уже просто не остаётся времени. А если и остаётся, то спрогнозировать личные читательские интересы девушек и юношей не составляет труда: они читают то, что читает вся страна .

Девушки - “женские и любовные романы” (неважно, будь то заграничная Бертрис Смолл или наша Ек. Вильмонт), “женские детективы” (Д.Донцова, Т.Устинова, А.Маринина, Т.Полякова) и женские - опять же - журналы. Юноши предпочитают фантастику В.Головачёва, Н.Перумова, Р.Желязны, А.Белянина, “мужские” детективы и журналы “компьютерно-автомобильной” тематики.

Социологические исследования хороши, когда кто-то пытается извлечь из них хоть какие-то уроки. Кажется, пришла пора использовать результаты массовых опросов (в том числе тех, что касаются гендерных различий ) в школьной практике и понять наконец, что преподавание литературы не может быть “бесполым” , как не может быть “бесполого” общества, “бесполой” культуры и “бесполого” образования. Именно для обозначения социального пола (в отличие от биологического) и был придуман гендер .

“Нам бы хотелось, чтобы они читали то же, что и мы...”

Сегодня я сижу да читаю Пушкина... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребёнка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся и ушёл, и Пушкина унёс.
(
Тургенев. «Отцы и дети»)

Поколенческий конфликт , или, отдавая дань классике, конфликт “отцов и детей”, не миновал и детское чтение.

Если говорить коротко, то родители и учителя (которые в массе своей принадлежат к поколению родителей), хотели бы, чтобы дети читали то, что в своё время читали они сами. Отсюда - призывы мам-бабушек читать «Васька Трубачёва» (вкупе с его товарищами) и «Витю Малеева в школе и дома» - “хорошие книжки!”, отсюда - реализация всякого рода издательских проектов типа «Любимые книги нашего детства» и некоторых других.

Для того чтобы говорить конкретно, нужно вначале провести анкетирование - отдельно с детьми, отдельно с родителями - и в каждой группе выявить круг любимых авторов. В масштабах страны таких исследований, насколько мне известно, никто не проводил. Поэтому я буду ссылаться на результаты одного регионального опроса, проведённого не так давно в Майкопе 15 . Блиц-опрос родителей включал два вопроса: “Любимые книги вашего детства” и “Любимые книги ваших детей”. Выяснилось, что если много читают родители, достаточно читают и их дети. Дальше, естественно, выяснилось, что родители в детстве читали больше, чем нынешнее поколение. Однако эта особенность не является какой-то отличительной чертой одних только жителей Майкопа.

Приведу мнение главного библиотекаря ЦГДБ Москвы Татьяны Рудишиной: “Известно, что каждое следующее поколение читает меньше, хуже (выделено мною. - Н.Б. ). Моя коллега, чьё детство выпало на послевоенные годы, вспоминает, как она прочитала в 11–12 лет всего Льва Толстого из-за маминого плеча (спали вместе, кроватей не хватало, книг, кроме Льва Николаевича, не было). У каждого поколения свои взаимоотношения с чтением. И дети в нашей стране ничем не отличаются от иностранных, которые тоже стали меньше читать” 16 . Примем эту мысль за аксиому и не будем сожалеть об утраченных иллюзиях.

И всё же в какой-то части списка (31%, по данным библиотекарей г. Майкопа) читательские предпочтения родителей и детей оказываются общими . Радует, что и те и другие единодушны в отборе лучших произведений отечественной и мировой литературы. Но есть и отличия. Среди любимых детьми книг нет произведений Бажова, Короленко, Тургенева, Гайдара, Осеевой. Зато появляются книги Успенского, Булычёва, Толкиена, Роулинг и других популярных авторов.

Ещё одно отличие. Родителей невозможно было оторвать от собрания сочинений Жюля Верна, а детей не заставишь прочесть «Детей капитана Гранта» даже в адаптированном виде. Тот факт, что из массового чтения уходит классическая приключенческая объёмная литература (Дюма, Майн Рид, Купер, Жюль Верн), психологи, социологи, педагоги объясняют следующими причинами: современный ребёнок представляет собой носителя какой-то совершенно новой - визуальной, “мозаично-клиповой” - культуры, требующей постоянной смены движения, в которой нет времени для замедленного чтения , требуемого литературой классической, в том числе и детской. Для этой культуры важны не описания, порой растянутые на несколько десятков страниц (к примеру, история открытия Австралии в уже упомянутых «Детях капитана Гранта» занимает несколько десятков страниц), а важна быстрая смена декораций, приближённая к мультфильмам и компьютерным играм. Отсюда - любовь к комиксам у младших подростков, тяга к чисто развлекательной и остросюжетной литературе, бумажным “кинороманам” - у средних и старших.

Иногда, впрочем, происходит “химическое соединение” особенностей, присущих чтению разных поколений. Случаи, когда ребёнок читает то, что хотят его родители, или когда в доме есть старые книги, отражающие прежние реалии жизни и прежние модели поведения, не так уж и редки. Позволю себе процитировать фрагмент из своей статьи, посвящённой проблемам летнего чтения 17 .

Однажды мне в руки попал уникальный документ под названием «Читательский дневник ученицы 5-го класса…». В тоненькой ученической тетрадке три графы: “Автор - название - впечатления”. Всего 33 записи. Воспроизведу часть из них:

А.Голубева - «Мальчик из Уржума» - средние.

Л.Толстой - «Детство» - скромные.

А.Бикченстаев - «Сколько лет тебе, комиссар?» - сильные.

Д.Крюс - «Тим Талер, или Проданный смех» - огромные.

А.Алексин - «Звоните и приезжайте» - скромные.

Е.Кошевая - «Повесть о сыне» - средние.

Н.Носов - «Незнайка в Солнечном городе» - сильные.

Л.Кэрролл - «Алиса в Зазеркалье» - совсем скромные.

Страница 1

О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, – педагоги, воспитатели, библиотекари, – знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития? На этот вопрос могут ответить библиотекари, работающие в детских и школьных библиотеках. Дети – одна из самых больших групп посетителей библиотек.

Но в целом, сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть многие дети и подростки, которые любят читать и, как правило, регулярно посещают библиотеки.

Сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: без системного анализа детского чтения, мониторинга и оценки происходящих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям и учителям крайне сложно выстроить новую стратегию взаимодействия с юными гражданами.

Детские библиотеки в стране проводят много различных исследований, посвященных разным аспектам взаимодействия детей с информацией. Они изучают детское чтение и литературу для детей, чтение в семье, информационные потребности детей, их отношение к библиотекам, роль «руководителей детским чтением» – учителей, воспитателей, а также библиотекарей и многое другое.

Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека», которое было проведено Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными региональными детскими библиотеками в 2002–2005 гг. в 17 регионах России (в областях: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой Московской, Мурманской, Нижегородской, Рязанской, Псковской, Пермской, Самарской, Саратовской, Томской, Тюменской, а также на Ставрополье и Краснодарском крае). В исследовании было опрошено 2448 подростков 11–15 лет. Опрос проводился осенью 2002 г. и весной 2003 г. в школах и библиотеках.

Полученные результаты позволяют увидеть проблемы и состояние детского чтения сельских детей и подростков, которые сегодня являются группами «читательского риска», – больших социальных групп будущих граждан страны, особенно нуждающихся в помощи государства на фоне процессов развития в России информационного общества.

Сегодня состояние чтения детей и взрослых вызывает тревогу: по данным социологов Аналитического центра Юрия Левады сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают – 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна . Мир детства изменился и продолжает испытывать личные трансформации; детское сообщество, так же как и взрослое, стало крайне дифференцированным. Стало очевидным, что «детей вообще» нет; существуют различные группы детей, испытывающие на себе влияние разнообразных социально-культурных факторов. Назовем основные из них.

1. Социально-экономические факторы: степень стратификации и социального расслоения общества; уровень доходов и уровень бедности населения.

Взгляды культурологов на гармонию в творчестве
Видный французский культуролог Мишель Монтень (1533-1592) первым из гуманистов начал говорить о несовершенстве человеческого разума, видя доказательство этого тезиса в несовершенстве того мира, который создан творческими усилиями людей. « ...

Ленинградский конструктивизм
Основными представителями ленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон, Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн. Считается, что в ленинградский конструктивизм был не столь радикален, ка...

Идеалистическая культура
Третий тип – идеалистический культурный менталитет (смешанный). Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающим...

Поделиться: