Проект «Мой дом, моя семья и я. Внеклассное мероприятие «Моя семья, мой дом Я моя семья и мой дом
Ирина Чередова
Проект «Мой дом, моя семья и я»
Проект
«Мой дом, моя семья и я »
Пояснительная записка
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья .
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Образовательная область : познавательное, речевое, социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель проекта : формирование у детей понятие «семья » и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье , воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей .
Задачи проекта :
Развивать у детей углубленные представления о семье , родственных отношениях;
Закреплять знания детей об адресе места жительства; имени, отчеств родителей; их профессиях;
Формировать основы нравственности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, желанию помогать им;
Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.
Ожидаемые результаты по данному проекту :
Обогащение знаний детей о семье , о родственных отношениях, о профессии родителей;
Сохранение семейных традиций и обычаев;
Формирование активности и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей;
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.
Методы и средства реализации проекта :
- словесный : беседы, вопросы к детям, художественная литература;
- наглядный : рассматривание иллюстраций, семейных альбомов, просмотр мультфильмов;
- практический : досуги, развлечения, экскурсии, театрализация, рисование, аппликация, сюжетно – ролевые игры, дидактические и словесные игры, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью ; творческая речевая деятельность; создание альбома «Семейные традиции» ;
Формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Информационно – аналитические
Анкетирование;
Наглядно – информационные
Сайт ДОУ;
День открытых дверей;
Фотовыставки;
Презентации;
Познавательные
Нетрадиционные родительские собрания;
Консультации;
Экскурсии;
Совместная работа по тематическому плану проекта ;
Досуговые
Совместные праздники, досуги, развлечения;
Участие родителей в конкурсах и выставках.
Продукт проектной деятельности : выставка семейных гербов, презентация альбома «Семейные традиции» , обогащение книжного уголка по теме «Семья » .
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный
Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье ;
Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» ;
Определение цели и задач проекта ;
Создание условий для реализации проекта .
II этап. Практический
Подбор и разработка методического материала для работы с детьми по теме проекта ;
Подбор художественной литературы;
Разработка консультаций для родителей воспитанников , «История моей семьи » , «Трудовое воспитание в семье » , , ;
Продуктивная деятельность, дидактические и ролевые игры, беседы на тему проекта ;
Создание фотоальбома «Семейные традиции» ;
Организация выставки творческих работ детей совместно с родителями «Дары осени» , «Золотые руки наших мам» , «Поделки к Новому году» .
План мероприятий по реализации проекта «Мой дом, моя семья и я »
Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей
Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей
Сентябрь 1. Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье «Расскажи о своей семье » ;
2. Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» .
Октябрь Беседа «Моя семья » ;
«Расскажу вам о своей семье » (рассказ по схеме) ;
Решение проблемных ситуаций : «Один дома» Познавательный рассказ воспитателя «Семейные связи» ;
Рисование «Моя дружная семья » ;
Чтение художественной литературы : В. А. Сухомлинский «Мама пришла» , «Дедушкина ложка» , русская народная сказка «Три медведя» ;
Пальчиковая гимнастика : «Дружная семейка»
Сюжетно-ролевые игры : «Семья » , «Встречаем гостей» Просмотр семейных альбомов, составление рассказа о семье ;
День открытых дверей; Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей» ;
Памятка «Права ребенка и права родителей» ;
Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей» ;
Папка-передвижка «Возрождение семейных традиций» ,
Ноябрь Беседа «Семья и родной дом » ; «Что я знаю о себе» ;
Видео-интервью детей о своих мамах в рассказах «Мама- мое солнышко» ;
Ручной труд : Подарок маме ко Дню Матери;
Чтение художественной литературы : З. Воскресенская «Мама»
Н. Саксонская «Разговор о маме» ;
Словесная игра «Огорчится ли мама, если…» Помощь родителей в организации праздника «Осенняя ярмарка» . Выставка поделок из природного материала;
Сбор информации по теме «Путешествие в прошлое семьи »
«О создании благоприятной атмосферы в семье » ;
Консультация
«История моей семьи »
Декабрь Беседа
«Как зовут членов семьи » ;
«С кем я живу?» ;
Рисование «Бабушка любимая» Беседа на тему : «Самые дорогие люди» ;
Чтение произведений :
Я. Акима «Моя родня» ;
Игровая ситуация :
«Мои братья и сёстры» ;
Игра-драматизация :
«Три поросенка» ;
Дидактическая игра : «Моя семья . Составь цепочку» ;
Игровая ситуация : «Помоги бабушке перейти дорогу» Поделки к Новому году;
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды;
Привлечение родителей к созданию коллективного коллажа на тему «Нарядные куклы» Папка-передвижка : «Как создать семейный герб»
Январь Беседа «Мой дом, моя крепость» ;
«Мой день дома»
Рассказ – соревнование «Чья улица лучше?» ;
Обсуждение ситуаций : «Моя комната» ;
Дидактическая игра : «Как избежать неприятностей дома» ;
Просмотр мультипликационного фильма «Морозко» Мини - проект : «Герб нашей семьи » ;
«Дом нашей мечты» (труд с крупным строительным материалом) ;
Презентация «Наша семья за здоровый образ жизни» ;
Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной» Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» ;
«Азбука для родителей учим ребенка правилам безопасности»
Февраль Беседа «Мой папа – защитник Отечества» ;
«Мой папа самый…» ;
Аппликация : «Подарок папе. Кораблик» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой;
Дидактическая игра : «Если папу зовут, то мое отчество…» ;
Заучивание стихотворений ко Дню защитника Отечества;
Сюжетно-ролевая игра «Морской бой» Выставка поделок, выполненных совместно с папами «Наша армия родная» ;
Выставка семейных фотографий «Наши любимые папы и дедушки» ; Развлечение с папами, посвящённое 23 февраля Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей»
Март Беседа : «Мама - слово дорогое!» ;
Рисование «Портрет мамы» ;
«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.» ;
«Кем работают твои родители» Игра соревнование : «Мамины помощники» ;
Игровая беседа : «Маму с бабушкой я люблю их в обиду не дам не кому» ;
Чтение :
А. Костецкий «Бабушкин портрет» ,
Е. Трутнева «Наша бабушка» .
Прослушивание на диске сказки : «Гуси лебеди» ;
Сюжетно – ролевые игры : «Парикмахерская : Моя мама парикмахер» , «Больница : Мой папа врач» ;
Дидактические игры : «Кому, что нужно?» Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта;
Акция «Подари книгу детям» ;
Фотовыставка «Вот какие наши мамы» ;
Выставка рисунков о профессиях, выполненных совместно с родителями. Папка – передвижка «В царстве вежливых наук» ;
Круглый стул «Роль семьи в воспитании детей »
Апрель Беседа «Как я помогаю по дому» Просмотр мультипликационного фильма : «Марья – искусница» ;
Игровая ситуация : «Маме дома помогаем, свои игрушки убираем» Акция «Письмо любви» (признание в любви детям) ;
Чаепитие с родителями «Мамины пироги» ;
День добрых дел (по благоустройству территории детского сада) ;
Фото – выставка «Достопримечательности нашего города» Консультация «Трудовое воспитание в семье » ;
Буклет : «Распределение обязанностей в семье »
Май Беседа «Семейные традиции» ;
Лепка «Символы семьи и семейного счастья » «Чем мы занимаемся в выходной день» ;
Заучивание пословиц о семье ;
Беседа «Традиции и праздники нашей семьи » ;
Ситуативный разговор : «Если хочешь быть здоров, закаляйся» ;
Составление рассказа «Семейные увлечения» ;
Выставка «Бабушкин сундучок» , игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек Выставка рисунков «Пусть всегда будет солнце» ;
Изготовление табличек с фотографиями прадедушек-ветеранов для выступления на конкурсе патриотической песни;
Создание альбома «Семейные традиции» Памятка родителям «Волшебные слова» ;
Азбука для родителей «Учим ребёнка правилам безопасности»
III этап. Заключительный
Подведение итогов реализации проекта ;
Презентация альбома «Семейные традиции» ;
Выставка семейных гербов.
Внедрение проекта позволило нам создать условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье , ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье , гордость за свою семью .
Работа способствовала :
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников , создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
От семей воспитанников поступают предложения организовывать совместные встречи, прогулки, экскурсии, посещать театрализованные постановки и выставки.
доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия
раскрыть понятие «семья», выявить её особенности, познакомить с правом ребенка на семью, гарантированного ему Конвенцией ООН, познакомить с обязанностями членов семьи.
развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.
Оборудование:
Мультимедийный проектор и доска, компьютер, планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, обязанностями членов семьи, вырезанные фигурки домиков, вырезанные картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки, дяди, тети, карандаши, фломастеры, карамельки для награждения лучших работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олина Ирина Борисовна
ГБОУ СОШ №123 г. Санкт – Петербург
Воспитатель ГПД
“Мой дом- моя семья”
Цель:
доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия
Задачи:
раскрыть понятие «семья», выявить её особенности, познакомить с правом ребенка на семью, гарантированного ему Конвенцией ООН, познакомить с обязанностями членов семьи.
развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.
Оборудование:
Мультимедийный проектор и доска, компьютер, планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, обязанностями членов семьи, вырезанные фигурки домиков, вырезанные картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки, дяди, тети, карандаши, фломастеры, карамельки для награждения лучших работ.
Ход занятия.
- 1 Включаем и смотрим отрывок из мультика ”Белка-Стрелка – озорная семейка”.
2 Наводящие вопросы: о ком мультик, кто его герои, что их объединяет-они вместе живут, они родные т.е. они- семья.
3 А вот еще один герой-вы его узнали-Лунтик, смотрим отрывок из мультфильма, где он затрудняется-что такое семья, а вы можете объяснить? Помогите Лунтику.
4 Ребята пытаются объяснить что же такое семья.
5 Вы наверное догадались о чем мы сегодня будем говорить.
2. Сообщение темы урока.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
Сегодня мы поговорим о семье. (На доску вывешивается планшет с надписью СЕМЬЯ.)
3.Беседа с детьми.
В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
1.Как вы понимаете слово семья?
Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).
В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества
2 О семье придумано много пословиц и поговорок, вы наверное их слышали:
“Вся семья вместе, так и душа на месте”, “На что и клад, коли в семье не лад”, “Мир и лад – доброй семьи уклад”.
Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?
3 У каждого члена семьи есть свои права и обязанности. это очень нужные и важные правила, без которых не может существовать ни одна семья. А всегда ли все выполняют свои обязанности в семье?
Давайте сыграем в игру “ разрешается-запрещается”, я буду читать стишки, а вы подбирайте подходящее слово
С мамой дети должны жить, ей цветы всегда дарить, это(разрешается)
Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно мне для жизни, то я буду выбирать, это(разрешается)
Подарить ребенку жизнь маме(разрешается)
Вот стоит в углу мальчишка, плачет, надрывается, бить, наказывать ребенка строго(запрещается)
Петь, рисовать, танцевать, уроки в школе посещать,свои таланты развивать, это(разрешается)
Итак, мы справились с заданием, и какие мы можем назвать права, на которые имеет право ребенок? Права ребенка в семье: право на жизнь; право бесплатно посещать школу; право жить с родителями в любви, заботе и защите; право на защиту от жестокости; право воспитываться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях; право на имя, фамилию, отчество, принадлежность к стране; право на хорошее питание, жилище и мед. обслуживание.
А знаете где записаны эти правила? Эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются “Конституция”, ”Декларация прав ребенка”, ”Конвенция ООН о правах ребенка”. Этих прав много, их нужно знать, соблюдать и выполнять взрослым и детям. Наравне с правами мы всегда должны помнить об обязанностях.
Обязанности ребенка в семье: хорошо учиться; помогать по дому; заботиться о старших; стараться самому обслуживать себя; заботиться о младших; не кричать на взрослых; слушаться родителей.
А теперь еще раз поработаем в группах: на доске вывешены карточки,на которых написаны обязанности, задача каждой группы-распределить эти обязанности среди в членов семьи,
1 группа-обязанности мамы,2-папы,3-детей.(см. приложение)
Семья может быть большая и маленькая(только мама и ребенок), многодетная(более 3-х детей) и немногодетная, главное чтобы семья была дружной.
4.Скажите, дети, какая семья называется дружной?
На доске: Дружная семья.
(Дети называют признаки дружной семьи).
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске
Понимание
Любовь
Уважение
Доверие
Доброта
Забота
Помощь
Дружба
Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
Например, у вас в семье происходит какое-то событие (рождается младший братик, приезжают издалека родственники и т.д.)вы стремитесь сфотографиривать,чтобы надолго оставить память о дорогих людях, к стати, составлять и хранить семейные альбомы – это традиция, которая прочно вошла в нашу жизнь.
Отмечать семейные праздники – это тоже традиция. одной из русских традиций – было застолье, за столом собирались гости, хозяева их угощали разными вкусностями. А какие у вас в семье любимые праздники? Какие кушания появляются на ваших праздниках, став традиционными? Дети отвечают.
5. Физкультминутка.
Игра “Веселая змейка”. Дети становятся друг за другом. Под музыку ведущий выполняет свое движение в один виток змейки, а остальные за ним повторяют, затем водящий уходит в конец змейки, ведущим становится следующий, он выполняет свое движение и потом также уходит в конец змейки и т.д. движения не должны повторяться.
6.Как вы понимаете пословицу
“В гостях хорошо, а дома лучше”,
“И стены в доме помогают”
А эту?
Родной дом-это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой. Звучит отрывок из песни “Родительский дом”
Когда строят дом? Когда надо где-то жить, когда создается семья.
У нас тоже есть большой домик(вырезана фигурка домика из листа А4),но в нем еще никто не живет, давайте, ребята, заселим этот домик(также вырезаны картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки).Дети отгадывают загадки и заселяют домик.
Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит и заботится о вас, не смыкая ночью глаз.(мама)
Ему взберусь на плечи, и площадь вся видна, и лучше нет на свете лошадки для меня.(папа)
Кто любит и меня, и братца, но больше любит наряжаться? очень модная девченка, моя старшая(сестренка)
Я у мамы не один, у нее еще есть сын, рядом с ним я маловат, для меня он старший(брат)
Кто веселый карапузик? шустро ползает на пузе, удивительный мальчишка, это младший мой (братишка)
Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной любимый (дед)
Кто ж носки нам свяжет, сказку старую расскажет, с медом даст оладушки, это наша (бабушка)
Мамы старшая сестра- с виду вовсе не стара, с улыбкой спросит “как живете”? кто в гости к нам приехал?(тетя)
Кто же с маминой сестрой приезжает к нам порой, на меня с улыбкой глядя, “здравствуй”, говорит мне (дядя)
7 Молодцы, ребята, а теперь возьмите такие же домики и по селите туда свою семью, нарисуйте в этом домике членов вашей семьи, потом устроим выставку ваших семейных домиков, выберем лучшие.
4. 1 Оценка других и самого себя
Устраиваем выставку работ, каждый подходит и ставит по одному баллу двум любым понравившимся работам(можно своей), подсчитываем баллы, награждаем лучших.
5 Рефлексия
Какие чувства, эмоции вы испытывали на сегодняшнем занятии? Какое открытие вы сделали для себя сегодня? Что вам запомнилось больше всего? Что очень понравилось, а что не очень?
Классный час «Мой дом»
Оборудование: Дом, фундамент, окна, крыша. Конструктор, листы бумаги, ручки, конверт.
Нашу встречу хочется начать с притчи.
«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу»
Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у нас?
Радость, что тебя ждут?
Слезы облегчения : «Ну, вот я и дома»
Раздражение: «Ну что им не спится?»
Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»
Очень хочется узнать ваше мнение о семье, о родителях, так как в скором времени вы сами станете зажигать свет в своих окнах.
1. Мои родители – это…
2. Свет в окнах моего дома – это…
3. Радость в моей семье – это
4. Горе моей семьи – это
5. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
6. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…
7. Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье …
8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…
9. Если бы я был волшебником, то в своей семье я бы изменил(а)….
Создание семьи подобно строительству дома: если фундамент плохой, дом рухнет рано или поздно. В любой момент в доме вы можете поменять цвет стен, купить новую мебель, положить новое покрытие для пола, но фундамент вы не перестроите никогда. Так же и с семьей: если нет прочной основы – она рухнет.
Глаза в глаза увидевшие чудо,
Душа, души вернувшая покой,
Свой вещий свет (она) разбудит всюду,
Она во всём и всех завёт с собой.
Она одна божественно целебна,
Она одна все души утолит
Своим прикосновением волшебным
Она мгновенно землю озарит.
И серый мир с ней станет совершенным,
Осмысленным, таинственно иным,
Она своим дыханием волшебным
Наполнит души, суть откроет им.
Она ворвётся в звуки старых песен,
Она слова сияньем растворит.
Мир лишь тогда божественно чудесен.
Когда (она) глазами говорит.
Как вы думаете, о какое могущественном чувстве идет речь, которое может говорить глазами и при этом мир становится божественно чудесным?
Конечно это чувство любовь. Я думаю, вы не будете спорить со мной, если в фундамент нашего дома я помещу ЛЮБОВЬ .
Вывод: Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Любить, значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана Сент – Экзюпери: « Не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении – вот что значит любить»
Динамическая пауза:
Любовь во мне (сердечко руками и к себе)
Любовь в тебе (сердце и руками к соседу)
Любовь вокруг (сердце ладони к себе)
Любовь везде (сердце ладони от себя)
Притча: В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь кто - то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, пустите нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете – сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое, пойду, посоветуюсь с родными, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Как вы думаете, кого они впустили в свой дом? Дочь предложила впустить Любовь, жена – Богатство, а больная мать попросила впустить Здоровье. И это неудивительно, поскольку для каждого поколения существуют свои ценности, и человек начинает ценить своё здоровье только при явной угрозе ему. «Человек может жить до 100 лет, - говорил академик Павлов И.П. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Важно не забывать, что только в здоровой семье могут рождаться здоровые дети.
Просмотр видео «Здоровые дети в здоровой семье» http://infourok.ru
Вывод: Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты определяется преимущественно его образом жизни, т.е. повседневным поведением. «Все в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому члену семьи. Следующий кирпичик в фундаменте дома счастья это ЗДОРОВЬЕ .
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, “Я” - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь “Я”!
Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, в фундамент нашего дома мы заложим кирпичик ТРАДИЦИИ.
Какие традиции существуют в ваших семьях? Какое любимое блюдо в вашей семье? Какой праздник в вашей семье любят и ждут? Какие увлечения есть у вашей семьи?
Вывод: Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких.
В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье – это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, а родители должны понимать своих детей.
Игра построй дом. (Две пары уходят за дверь, когда они вернутся, то должны построить дом за 2 минуты. Классу дается задание пронаблюдать, как будут выполнять они задание. Обратить внимание на взаимоотношения между людьми. Кто был организатором, кто идейным вдохновителем, как принимали решения, слаженность в работе.)
Притча: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
Кирпичик ПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ.
Тренинг
Напишите три составляющих счастливой семьи. (Дети зачитывают свое мнение)
Уберите один из листочков с тем, чего нет в вашей семье сейчас.
Из двух оставшихся отложите тот, где вы сомневаетесь, что сможете воплотить это в своей семье. (Дети зачитывают свое мнение, листочки-кирпичики крепятся к стенам дома)
Я предлагаю помечтать и написать письмо в будущее. Опишите, какая у вас будет семья, когда вы планируете создать семью, каким будет ваш дом, сколько будет детей, какие традиции будут в вашей семье. Музыка.
Пришло время водрузить у нашего дома крышу-крышу ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ . (Музыкальная композиция)
Посмотрите на наш дом, хотелось бы вам жить в таком доме?
Закончить нашу встречу я хочу восточной притчей :
« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумал такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:
Какая у меня бабочка - живая или мертвая?
А мудрец ответил: Все в твоих руках…»
Действительно, все в наших руках. И дом, который мы сегодня построили, можем развалить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нем жили и любили друг друга. Любите и почитайте своих родителей, дарите им радость и заботу.
Внеклассное мероприятие « Моя семья, мой дом » Цель : Углубить представления учащихся о ценности семьи. Задачи:- Расширить знания учащихся о семье, семейном счастье.
Привлекать родителей к участию в воспитательной работе.
Развивать стремления проявлять ответственность в семейных отношениях.
Воспитывать ответственное отношение к родным и близким людям.
Ход внеклассного мероприятия.
- Вступительное слово.
- Введение в тему.
(звучит фрагмент песни «Родительский дом»)
Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом. Что же такое дом? Составление кластера со словом «Дом» (дом – квартира, семья, родители, уют, внимание, любовь, забота) У каждого народа, у каждой национальности есть название своему дому. Попробуйте отгадать это название. - Крестьянский дом в украинской или белоруской деревне. (хата) - Переносное жилище у казахского народа и некоторых народов Азии. (Юрта) - Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки. (вигвам) - Кочевой переносной шалаш крытый шкурами, корой, войлоком у народов жителей Крайнего Севера. (чум) - Жилище кавказских горцев. (Сакля) - Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири. (яранга) - Отдельная комната монаха в монастыре. (келья) - Дворец или крепость феодала. (замок) - Комфортабельный загородный дом с парком или садом. (вилла) - Изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича. (мазанка) - Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (шалаш) - Крытое углубление в земле. Вырытое для жилья, укрытия. (землянка) - Временное помещение из натянутой на основу ткани. (палатка)3. Беседа «Мой дом. Моя семья». Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Когда-то великий писатель Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут. Где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, дом. К сегодняшнему мероприятию мы подготовили картинную галерею, которая рассказывает о вашей семье. У нас большая фотовыставка, на которой можно увидеть ещё фотографии ваших бабушек и дедушек, вашу родословную. Мы написали небольшие рассказы о своей семье. И вот выдержи из них. (учащимися зачитываются выдержки из отдельных сочинений)
4. Стихотворный блок . Семья – это то, что мы делим на всех. Всем понемножку: и слёзы и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нём1
Какой наш дом без папы? Правда же, ребята? Кто починит табуретку, На машине подвезёт. В дневнике моём отметки Знает все наперечёт!
Мы с папой решили уборкой заняться. «Друзья мои! – папа сказал. – Пора приучаться» «Идея прекрасная,» - мама сказала И тотчас из дома она убежала.
Пять часов мама в парке сидит. Со страхом она на мобильный глядит. «Когда же уборке будет конец. Смогу ль я вернуться домой наконец!?»
Наша мама так добра, Наша бабушка – мудра. Дедушка – столяр и плотник. Папа - банковский работник. Брат мой старший – хоккеист. Я – мальчишка-футболист. А ещё у нас есть Катя – Замечательный малыш. Мы живём в большой квартире, Нет семьи дружнее в мире!
5. Беседа «Обязанности в семье» «7 Я – моя радость» Расшифруйте эту запись. В слов «семья» мы слышим семь я. Что это за семь Я? Настоящая семья – это семья не из трёх человек, как принято сейчас. Настоящая семья – это семья из 7 человек – мама, папа, бабушка, дедушка и трое детей. Поднимите руку у кого такая семья.
А сейчас закройте пожалуйста глаза и попытайтесь представить . Перед вами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведёт к дому. Мы идём не спеша, любуемся многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот поднимаясь по ступенькам крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежеприготовленного обеда… откройте глаза. Вам понравился этот дом?
Теперь разведём огонь и согреем наш дом. У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь. Читаем надпись на «дровах» и отвечают на вопрос «Кто эту обязанность выполняет дома?» Надписи на «поленьях»: - стирать - приготовить обед - помочь сделать уроки - вынести мусор - зарабатывать деньги - пылесосить дома - вымыть посуду - готовить ужин (когда в «камин» положены все «дрова» прикрепляется «пламя»)
И вот уже весело потрескивают дрова в амине, теплом и светом наполняется наш дом. Обратим чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет … (мама) Руки мамы. Руки мамы… Люблю их с детства. Где б дорога моя не шла,- Никуда мне от них не деться, От душистого их тепла. Руки мамы… В морщинках, в родинках, Сколько вынесли вы, любя… С этих рук я увидел Родину, Так похожую на тебя, Мама… Там, где все заботы по дому лежат на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздрожение, непонимание, разрыв в общении. Если каждый член семьи имеет свой участок работы. Тогда в доме есть уют, тепло и гармония.
6. Пословицы и поговорки о доме. В народных пословица и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Соберите пословицы полностью.
(пословицы разобраны на две части необходимо сложить их полностью. Работу выполняют вместе с мамами)
- В гостях хорошо, а дома лучше. - Дом вести не бородой трясти. - Без хозяина дом сирота. - Дом невелик, да лежать не велит. - Домой придёшь – хлеб-соль найдёшь. - Не красна изба углами, красна пирогами. - В семье разлад, так и дому не рад. - Семья без детей, что цветок без запаха. - Не нужен клад, когда в семье лад7. Беседа «Благополучие в доме»
(Звучит песня «Погода в доме» Над домом «появляются тучи») Не всегда всё благополучно в доме. Порой набегают тучи. Что является причиной непогоды в доме? Назовите ваши черты характера, которые могут вызвать «непогоду» в доме. - лень -грубость - упрямство - несдержанность - вспыльчивость Вот уже засияло солнышко над нашим домом Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит…. Она во многом зависит от нас от нашего поведения Часто слышишь: «Я люблю маму, я люблю папу» А что такое любовь к родным и близким людям?
/ просмотр презентации/
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
8. Вручение памяток родителям и детям.
Памятка для детей.
- Любите и цените своих родителей – их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы – старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас.
Дарите маме, бабушке, сестре цветы, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
И помните слова Марии Цветаевой: « Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
Памятка родителям.
- Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относится в старости ваши дети.
Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего одного дома.
Когда наши родные улыбаются, Тучи сразу разбегаются. Дождик лить перестаёт, Солнце лучиком играет И привет свой щедрый шлёт. Оставайтесь сердцем молодыми И живите много-много лет, И улыбкой вашею отныне Озарён пусть будет белый свет!
Моя семья. Мой дом и мое место в нем.
Цель: Раскрыть понятие семья. Сформировать представление детей о доме и о месте, которое они занимают в нем. Развивать у детей чувство ответственности за старших и младших членов семьи.
Работа с таблицей «Расскажи о себе».
Работа с кругами Луллия.
Беседа по вопросу «Что такое семья» (Дети рассказывают о своей семье, кто есть в семье, как зовут)
Беседа – рассуждение:
Воспит.: Самыми близкими являются мамы, папы. Братишки и сестренки, бабушки и дедушки. Младшие нуждаются в любви и поддержки старших. Родителям тоже необходимо внимание, но особой заботы требуют бабушки и дедушки, старшее поколение семьи. Они очень любят внуков, берегите бабушку и дедушку. Подумаем вместе. Какие добрые и ласковые слова можно им сказать.
Из поколения в поколение передается такое правило:
Уважай родителей, береги их, не обижай.
Где бы ты не был, спеши к ним по первому зову.
Работа по таблице «Расскажи о себе»
Воспит.: У каждого человека есть дом, в котором живет семья. У одних он деревянный. У других кирпичный с садом и огородом. В таком доме может быть несколько комнат и кухня. Другие живут в многоэтажных домах.
Работа с кругами Луллия «Найди свой дом»
Воспит.: У каждой семьи есть своя квартира. В квартирах могут быть одна или несколько комнат и кухня. Посмотри на свою квартиру. Какая она? Чистая. Светлая. Просторная? От кого зависит чистота и «свет» вашего дома? Помогаешь ли ты старшим в уборке? В чем заключается твоя помощь? Рассказы детей.
Беседа по экологии. Здоровье, настроение в семье, зависят не только от чистоты и уюта в доме, но и от экологического состояния окружающей среды. Посаженные возле дома деревья, цветы обогащают кислородом воздух и поднимают настроение человека.
Если ты хочешь вырасти крепким, здоровым соблюдай правила:
Уважай родителей, бабушку, дедушку, береги их не обижай;
Помогай взрослым содержать в чистоте дом и двор;
Свою комнату содержи в чистоте. Помни, что грязь, беспорядок отрицательно влияют на здоровье человека;
У каждой личной вещи и игрушки в комнате должно быть свое место.
Обобщение:
Помни, что соблюдение личной гигиены, чистоты и порядка помогут тебе вырасти здоровым и счастливым.
Хороший дом помогает человеку быть уверенным в себе и счастливым.