Программа развития эмоциональной сферы. Рабочая программа "развитие эмоций дошкольников План работы кружка мир чувств и эмоций
Задачи:
Познавательное и эмоциональное развитие. Уточнить знания детей об эмоциях радости, злости, страха.
Учить узнавать их и передавать с помощью жестов, мимики. Дать представление о том, как и когда эти эмоции проявляются. Развивать воображение.
Речевое развитие . Научить понимать лексическое значение слова «радуга», говорить стихотворные тексты с передачей эмоционального настроения, выразительности движений и тому подобное.
Художественно-эстетическое развитие. Передавать с помощью жестов характер изображаемого героя (медведь, лиса).
Креативное развитие. В театрализованной деятельности уметь разыгрывать сюжет в соответствии с содержанием сказки, передавать характер героя, в зависимости от ситуации и собственного видения. В рисунке передавать эмоциональный настрой с помощью выражения лица.
Социально-нравственное развитие. Дать понятие о том, что внешние черты и слова не всегда соответствуют намерениям определенного лица и быть осторожным в обращении с незнакомыми людьми.
Физическое развитие. Побуждать детей к активному выражению мыслей в различных упражнениях и этюдах. Развивать мелкую моторику руки во время рисования пальчиками.
Материал: ширма, в соответствии с ростом детей; куклы на ложках; игрушка-Медведь; контурные изображения лиц животных (Волк, Лисичка, Белочка, Зайчик, Петушок), гуашевые краски, мокрые салфетки.
Ход занятия во 2 младшей группе детского сада
Воспитатель. - Дети, посмотрите в окно, что это к нам заглядывает? (Солнышко)
Дети, а солнышко какое? (теплое, ласковое, нежное, желтое, ослепительно, яркое, блестящее, приятное, жарко...)
Мы рады солнышку?
А когда еще мы радуемся, кому или чему мы рады?
(подаркам, цветам, хорошим друзьям, теплому ветру, маме, папе и т.д. разным приятным неожиданностям, чудесам)
Сейчас я прочитаю вам стихотворение о различных чудесах, которое так и называется «Радость» (по К. Чуковскому)
(при чтении стихотворения воспитатель выставляет на фланелеграф иллюстрации)
Рады, рады, рады
Белые березы.
И на них от радости
Вырастают косы.
Рады, рады, рады
Темные осинки.
И на них от радости
Вырастают апельсинки.
Это не дождь идет из облака
И не град,
Так посыпался из облака
Виноград.
Так пошли со мной быстро
На зеленые луга,
Там радуга через реку
Соединила берега.
Мы вскарабкаемся на радугу
И поиграем в облаках.
По радуге вниз поедем
Мы на лыжах и санях!
Почему радуются малыши? (им весело, потому что вокруг происходят чудеса, и они катаются по радуге)
А как вы думаете, слово «радуга», веселое, или печальное?
Дети, радуга в небе цветная, красивая, когда мы ее видим, мы радуемся, нам весело. Видимо поэтому она и называется РАДУГА, потому что всем от нее весело, радостно.
Ой, а кто это здесь сидит и рычит? (медведь)
Упражнение на развитие эмоций
Разозлился так Медведь, (сердитый взгляд)
Начал громко реветь: (нахмуренные брови)
Поломалась у меня кровать, (выступает нижняя губа)
И книга порвалась у меня, (качает головой)
Что же мне делать? (трясет ее руками)
Не реви, не злись, медведь, («гладим» медведя)
Склеим твою книгу, (мышцы лица расслаблены)
Отремонтируем твою кровать. (добрый взгляд, ласковая улыбка)
Ты же на постели не прыгай,
Спокойно книгу листай.
А теперь угадай, Медвежонок, кто это к нам идет?
Психологический этюд на выразительность движений
Шла Лисичка по тропинке,
И несла грибы в корзинке:
5 опят, 5 лисичек,
Для лисичек, для сестричек. Хух!
(медленная походка, туловище наклонено вправо - в сторону «тяжелой» корзины, правая рука «сжимает» корзину. На последние слова «ставят» корзину на пол, вытирают лоб обратной стороной ладони).
Дети, в каких сказках встречается Лисичка? («Колобок», «Теремок», «Коза-Дереза», «Соломенный бычок», «Котик и Петушок» и т.д.)
Воспитатель. - Дети, а вы любите играть в театр?
Давайте посмотрим сказочку с участием Лисички.
Театрализованное представление с детьми (кукловоды - дети)
Ведущий (воспитатель): Зрители собираются, сказка начинается. Слушайте и смотрите сказку «О Петушке, Курочке и о Хитрой Лисе»
Ведущий: Жили-были себе Петушок и Курочка. Надоело им то дома сидеть, и пошли путешествовать они по миру.
Вот идут они зеленой рощей, вокруг ветерок кусты качает, а на кустах зеленеет свежие листочки, а между ними ягодки
Вот Курочка и говорит:
Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик,
Где листья гуще, где ягодок побольше!
Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Зайчик из своего дома:
Ребенок-Зайчик: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?
Ведущий: Испугался Петушок:
Ребенок-Курочка: -Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где орешков побольше!
Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Белочка из своего дома:
Ребенок-Белочка: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?
Ведущий: Испугался Петушок:
Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где яблочек побольше!
Ведущий: Осмелился Петушок, начал ломать, а здесь Лисичка со своего дома:
Ребенок-Лисичка: - Заходите, дорогие, ко мне в гости. Вот отдохните в моей избушке - у меня для вас подарки!
Ведущий: Петушок и Курочка очень обрадовались:
Курочка и Петушок (вместе): - Ой какие здесь звери хорошие и милые!
Ведущий: А хитрая лисичка рассуждает себе: «Это же будет мне хороший обед!»
И побежала скорее к Волк e -сосед e , чтобы пригласить его к обеду.
А Петушок и Курочка хорошо поели и отдохнули и так повеселел b , что Петушок даже начал петь.
Здесь именно Зайчик бежал мимо дома. А Зайчик на самом деле был очень хороший, и говорит:
Ребенок-Зайчик: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!
Ведущий: А Петушок и Курочка ему не верят.
Курочка и Петушок (вместе): - Здесь же такие хорошие звери!
Ведущий: Тогда Белочка в окошко увидела их:
Ребенок-Белочка: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!
Ведущий: Здесь выглянул Петушок во двор, а во дворе - куриные перья.
Ребенок-Петушок: - Ой, ой, надо действительно нам быстро бежать!
Ведущий: А уже Лиса идет в дом, и Волк за ней, страшный и хищный, идет и радуется, что будет обед у них.
Только стали они на порог, а Курочка с петушком в окошко прыг. И скорее домой! Но едва успели!
А Волк с Лисой бежали-бежали - и не нашли под кустами и следа. И остались без обеда!
Обсуждение.
Воспитатель. - Понравилась вам сказка?
Кого первого встретили Петушок и Курочка? (Зайчика)
А кого последнего? (Лису)
Назовите всех героев, участвовавших в спектакле.
Как вы думаете, кто из них был хороший?
А кто был хитрый и хищный/злой?
А какие были Петушок и Курочка? (пугливые)
Покажите, как боялись Петушок и Курочка?
Изобразительная деятельность детей
Воспитатель. - Давайте мы с вами нарисуем различные лица: добрые, злые и испуганные, кто какое хочет. (дети становятся у столов)
Пальчиковая гимнастика.
Сделаем зарядку для пальчиков: (имитация движений согласно текста)
Петушок с Курочкой шли,
Пригоршню зернышек несли,
В клюв зернышек набрали,
Затем немного поклевали.
Остальные на мельницу отнесли,
Затем пирожки испекли.
Всех детей угощали,
Крошки птицы поклевали.
Рисование пальчиком : (детям даются контуры мордочек животных, а они должны изобразить их характеры - веселый, злой, испуганный)
Итог. Рефлексия.
Как называлось представление, которое мы посмотрели?
Можно ли заходить к незнакомым людям в дом?
Благодарю вас, дети, вы сегодня хорошо потрудились.
Непосредственно-образовательная деятельность в младшей группе "Радость"
Папанова Галина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад № 150" г. Новокузнецк, Кемеровская область.Описание материала: Данная непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование и обогащение речи детей, развитие воображения, фантазии и наблюдательности. Приводится описание занятий с детьми дошкольного возраста с применением методик развития речи и мышления. Используется иллюстративный материал. Кроме того, подобная форма работы с детьми позволяет понять настроение и эмоции людей и чутко относиться к окружающим.
Цель : Знакомство детей с эмоцией "Радость".
Задачи:
- активизировать эмоциональный опыт детей, расширить круг понимания ими эмоции;
- учить понимать свои чувства и чувства других;
- учить фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях и словесно описывать их;
- развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства;
- воспроизводить эмоции "радость" и передавать свое эмоциональное состояние, используя мимику, интонацию;
- формировать положительные эмоции через улыбку умение выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающим.
Оборудование: картонный домик с пиктограммой "радости" на двери; форма в виде сердца; мяч; зеркало; прозрачные стаканчики с водой; блестящие звездочки; макет дома с окном; палочки для коктейля по количеству детей.Воспитатель: - Доброе утро, ребята! Давайте и мы поприветствуем друг друга, поиграем в игру "Поздороваемся". Я хлопаю в ладоши один раз- здороваемся за руки, два раза - здороваемся плечиками.
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о настроении, которое бывает у вас, у ваших родных, и любых других людей. Все мы, иногда, сердимся, радуемся, грустим. Но сегодня мы отправляемся в гости только к одному настроению. К кому? попробуйте догадаться. Я включу песенку, послушайте внимательно, а потом скажите какая она: спокойная, радостная, грустная.
(слушание веселой песенки)
Воспитатель :- Итак, ребята, какая же музыка прозвучала?
Дети: - Радостная.
Воспитатель : - Да,это радостная мелодия, значит, мы отправляемся в гости к радости. Живет она в доме (макет дома с окном, из окна выглядывает радостное лицо мальчика). - Посмотрите внимательно на его лицо,какое настроение у мальчика?
Дети: - Веселое.
Воспитатель: - А как вы догадались?
Дети: - Он широко улыбается, глаза блестят.
Воспитатель : - А что такое радость для вас? Как вы понимаете это слово? Я буду каждому бросать в руки мячик, а вы называете свою радость.
Дети: - Радость - это:
-когда праздник,
-когда никто не плачет,
-когда сюрприз,
-когда день рождение,
-когда дарят подарки,
-когда мама говорит "Ты моя радость".
Воспитатель: - Молодцы! А теперь давайте улыбнемся, и кончиками своих пальчиков осторожно найдете прищуренные глазки и ротик.
-Ребята, мы с вами превращаемся в волшебников и подойдем к столу. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли, но когда мы веселимся, улыбаемся наше настроение радостное, и наши мысли похожи на салют. Они блестят и переливаются (воспитатель бросает в стакан блестки и размешивает) . Как красиво!
Дети: - Да!
Воспитатель: - Теперь вы возьмите немного звездочек и бросьте в свои стаканчики, при помощи волшебных палочек, устройте салют! Посмотрите, как весело сверкают звездочки. Понюхайте, может водичка пахнет радостью? Волшебники, предлагаю вам пройти к следующему столу. Закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь. Найдите в своем теле, то теплое место, где живет ваша радость. Где живет у вас радость?
Дети: - В сердце!
Воспитатель: - Да и у меня тоже радость живет в сердце. Давайте нарисуем в этом сердце свои улыбки (дети рисуют пальчиками улыбку) . Встаньте в круг, ребята. Сегодня мы говорили о чем?
Дети: - О радости.
Воспитатель: - Правильно, мы сегодня говорили о радости, о радостном настроении, но радовать можно не только себя, но своих близких. Сейчас мы с вами будем передавать фонарик- светлячок, и называть способы, как мы можем порадовать близких?
Дети: - Нарисовать рисунок. Если кого-то обидел, попросить прощения и т.д..
Воспитатель: - Молодцы!!!
Департамент социальной политики г.Кургана
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 118 «Мишутка»
Рабочая программа кружка
«Мир эмоций»
(старшая группа)
г. Курган
Пояснительная записка
Занятия кружка проводятся с октября по май с детьми старшей группы 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
Данный цикл занятий представляет собой комплексную разработку, направленную преимущественно на развитие эмоционально-коммуникативной сферы старшего дошкольника. В ней используется много разнообразных приемов, игр, упражнений. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Комплекс целей и задач представлен в таблице.
Цели, задачи:
Данная программа реализует коррекционно-развивающие и психопрофилактические задачи и актуальна в работе с детьми, имеющими проблемы с эмоциональной стабильностью, и с обычными детьми. Результативность работы отслеживается через наблюдение и проективные рисуночные тесты, фиксируется в специально разработанной карте развития.
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
Тема занятия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь |
1. «Я единственный на планете» 2. «Я расту, я изменяюсь» 3. «Страна Котов» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь |
4. «Карта волшебной страны чувств» 5. «Я хозяин своих чувств» 1 6. «Я хозяин своих чувств» 2 7. «Я учусь не обижаться» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь |
8. «Злость, гнев» 9. «Не боимся, или приключения смельчаков» 10. «Обыкновенное чудо» 11 «Деревья характеры» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь |
12. «Давайте жить дружно. Я и мои друзья» 13. «Мальчик, который не умел играть» 14. «Новогодний карнавал масок» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь |
15. «Ссоримся-миримся». 16. «Какие качества помогают дружбе» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль |
17. «Этикет» 18. «Этикет» 2 19. «Моя семья» 20 «Слоненок с шариками» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март |
21. «Мамины помощники» 22. «Страна вообразилия» 23. «Калейдоскоп эмоций» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель |
24. «Весенние радости» 25. «Космическое путешествие» 26. «Играй-городок» 27. «В гостях у сказки» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. Диагностика 1. Государственное бюджетное образовательное учреждение «Брянская областная школа-интернат имени Героя России А.А.Титова» Рассмотрена на заседании м/о Согласовано Утверждена приказом Заседание № 1 Заместитель директора директора школы по УВР № 298 от 1.09 2015 г. ____________________ Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» Разработана: педагогом-психологом Рафалович Г.И Жуковка – 2015 Пояснительная записка Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» составлена на основе п.6 ст. 28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3. Нормативной базой разработки рабочих программ основного и среднего общего образования являются Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных «учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»; Письмо Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». Единые требования к рабочим программам устанавливаются локальным актом образовательной организации. Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» составлена на основе двух программ «Развитие эмоций дошкольников.»; Минаева В.П. и «Социализация детей-сирот»: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста; Никушкина Н.В. Рабочая программа «Развитие эмоций дошкольников» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности. Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергенизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутсвие чувств), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувсвованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса). Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его. Известно, что у каждого ребенка имеются свои проблемы и трудности, и если на какой-либо возрастной ступени нарушаются нормальные условия развития, то необходима специальная коррекционная работа. Лишения и потери, которые переживают дети-сироты, являются причиной появления различного рода психологических проблем. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения. Классик мировой психологии А.Адлер отмечал, что, если эмоциональный контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории, обстоятельства подавляют его, он чувствует себя слабым, нелюбимым. В результате у него развивается очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Наличие обостренной потребности во внимании и доброжелательности лежит в основе общения ребенка с окружающими. Наблюдения показывают, что контакты детей с взрослыми сводятся к поиску его внимания и расположенности, а личностное общение со сверстниками очень часто сопровождается агрессивными симптомами. Эти дети нередко лишены возможности радоваться собственному успеху, а значит, у них будет возникать соперничество и зависть по отношению к другому ребенку, стремление выделиться любыми способами. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях. Таким образом, формируется положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать других людей и самого себя. Цели и задачи изучения предмета Цель программы: развитие эмоциональной сферы дошкольников, нормализация взаимоотношений между детьми в общении; обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, снятие психического и эмоционального напряжения. Основными задачами программы являются: Ознакомление детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением. Развитие и коррекция психоэмоциональной сферы; Развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других детей. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий; Расширение и обогащение коммуникативных навыков для бесконфликтного общения и взаимодействия; Формирование у детей представлений о мире и о самих себе в нем; Воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру; Формирование навыков рефлексивного мышления. Общая характеристика Программа «Развитие эмоций дошкольников» рассчитана на работу в течение учебного года. Учебная программа рассчитана на 30 часов в соответствии с учебно-календарным графиком и учетом праздничных дней в 2015-2016 учебном году. Программные требования к уровню подготовленности учащихся выполняются за счет уплотнения учебного материала. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20- 25 минут Количество участников группы: 1 - 5 человек. Программа занятий для дошкольников обеспечивает с одной стороны, формирование психологического здоровья, а с другой – выполнение возрастных задач развития. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания. Знакомятся с опытом сверстников, а также культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). У дошкольников расширяется круг понимаемых эмоций; Дети начинают глубже понимать себя и других; Основные направления развивающей работы : Аксиологическое; Инструментальное; Потребностно-мотивационное; Развивающее Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление предполагает прежде всего развитие умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование личностного самоопределения, внутренней позиции. Возрастные особенности учащихся Известно, что в дошкольном возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Игровая деятельность является ведущей. В этот возрастной период происходит познание окружающего мира. У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения. Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Для этого возраста характерна повышенная тревожность, неуверенность, страхи, агрессивность. Общение в жизни детей дошкольного возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. У ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешить конфликты. Программа занятий «Развитие эмоций дошкольников» разбита на три раздела: I . раздел (7 занятий) - входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями; II . раздел (8 занятий) - углубляются знания по ознакомлению с эмоциями; III . раздел (19 занятий) - закрепляются знания, полученные на предыдущих занятиях. На занятиях используются известные большинству психологов игры и психогимнастические упражнения, активные двигательные разминки, энергизаторы, активаторы. Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении психолог может либо просто сообщать тему занятий, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуации по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию. В первоначальный замысел занятия могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения или накануне в связи с возникшем запросом (со стороны учащихся или педагогов). Занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, рисование, элементы тренинга(упражнения) и т.д. Каждое занятие содержит следующие этапы: Создание эмоционального настроя в группе; Информация, дискуссионные методы, задания с использованием терапевтических метафор. Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей, направленные на развитие воображения. Игры, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы; Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. При определенной нежесткой структурированности занятий каждый ребенок имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а взрослый или сверстник похвалить его за маленькие успехи. «Развитие эмоций дошкольников »
Учебно-тематический план занятий
Важнейшие умения учащихся Для развития эмоциональной сферы у дошкольников желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями. На занятиях учащиеся не только получают знания об эмоциях и чувствах, но и упражнения в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению. С помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (Литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в следующем: У воспитанников расширяется круг понимания эмоций; Они начинают глубже понимать себя и других; У них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим. Ожидаемая положительная динамика: Адекватная самооценка; Проявление индивидуальности Умение представить себя; Выстраивать бесконфликтное общение; Умение выбирать способы эффективного поведения; Преодолевать различные барьеры взаимопонимания. Положительные изменения в эмоционально-личностной сфере дают детям возможность участвовать в совместных делах. Результативность. Специальная диагностика, позволяющая зафиксировать позитивные сдвиги в эмоционально-личностном развитии каждого воспитанника (исходная диагностика в начале года и контрольная диагностика в конце года). Перечень учебно-методического обеспечения: Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. / Минаева В.М. – М. АРКТИ, 2001. Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста / Никушкина Н. – М.: Чистые пруды, 2007.- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»). Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей %-7 лет/Семенака С.И. – М. АРКТИ, 2004. Игровая терапия с тревожными детьми / Костина Л.М. – СПб.: Речь, 2003. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Шипициной Л.М., Казаковой Е.И., СПб., 2000. Психогимнастика / Чистякова М.И. – М.: Просвещение, 1990. Мы все разные. Учебное наглядное пособие / Князева О.Л., Стеркина Р.Б. – М.: Дрофа; ДиК, 1998. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы/ Павлова М.А. –Волгоград: Учитель, 2011. Календарно-тематическое планирование коррекционных групповых занятий
Поделиться:
|