Рассказ для детей «Телевизор мой друг — телевизор мой враг. Дети и телевизор: любой ли «развивающий мультфильм» развивает ребенка

Телевидение – одно из величайших достижений человека. Многие люди после работы, во время отдыха с удовольствием смотрят различные телепрограммы и фильмы. Однако, к сожалению, маленькие дети также часто на пару с родителями не прочь провести время перед «ящиком», что, по мнению многих ученых, неблагоприятно влияет на развитие разных способностей малыша, а также негативно сказывается на его здоровье. Отсюда и возникает очень часты вопрос: «можно ли ребенку смотреть телевизор» и, если можно, то сколько?

Ребенок и телевизор

Многие родители замечали, насколько быстро дети привыкают к телевизору – он им интересен, и увидев что-то интересное в загадочном ящике лишь однажды, кроха будет требовать включить телевизор достаточно часто. Но, в лучшем случае, ребенок будет смотреть познавательные мультфильмы, с полноценными диалогами и монологами, но в худшем – перед ним будет проноситься сплошной поток самой разнообразной информации в виде фильмов, новостей, аналитический передач, большого количества бессвязных рекламных блоков. Вся эта информация смешивается в кучу для ребенка и перестает быть хоть на толику полезной. Отучить же ребенка от телевизора и просмотра мультиков очень сложно, но, все-таки, возможно. Давайте рассмотрим основные правила взаимоотношений телевизора и ребенка, а также изучим возможный вред телевизора для детей.

Согласно мнению специалистов и ученых, наблюдавших долгое время за детками смотрящих телепередачи, и огражденных от телевидения, просмотр телепередач детьми должен строго контролироваться родителями.

К примеру, телевизор и грудной ребенок – понятия несовместимые. Большиснтво ученых сходятся во мнении, что детям до года смотреть телевизор нельзя, а если и смотреть – исключительно спокойные мультфильмы, не более 15 минут в день. В противном случае, частый просмотр телевизора детками, не достигшими года, чреват ухудшением здоровья, нервной системы, а также задержками в развитии речи и внимания.

Детям от 1 года до 3 лет телевизор также не рекомендуется, однако допустимо проводить перед цветным «ящиком» не более получаса в день. При этом, родителям важно знать, – в них обязательно наличие положительных персонажей, диалогов и монологов, объяснения поступков и причинно-следственных связей сюжета.

Кроме того, маленьким детям не стоит смотреть мультфильмы с молчаливыми или вовсе беззвучными персонажами – горячо любимые Том и Джерри, Ну погоди!, Телепузики. Если уж ваш ребенок обожает какой-то подобный мультфильм, родители обязательно должны присутствовать при просмотре и комментировать малышу происходящее на экране, иначе, задержки в развитии речи и походов к логопеду не избежать!

На вопрос «когда можно ребенку смотреть телевизор» точного ответа не существует. Оптимальным является жесткое ограничение количества проведенного перед телеэкраном времени до 6-8 лет, однако это не означает, что детей старше этого возрасте нет нужды контролировать. Родителям всегда стоит уделять особое внимание телепередачам, которые смотрят их чада – это должны быть познавательные программы, которые способны научить ребенка чему-то полезному, расширить его кругозор. В это же время не стоит позволять смотреть фильмы и сюжеты, пропагандирующие насилие, жестокость, наркотики или алкоголь. В это же время, нужно обращать внимание на юмористические телешоу – часто сарказм и ирония в них может трактоваться маленьким ребенком неверно.

В возрасте старше 5 лет, ребенок и телевизор – уже отнюдь не «несовместимые» слова, ведь правильные телепередачи могут принести пользу. Важно искать золотую середину и всегда следить за своими детьми.

Ученые отмечают, что вред телевизора, наносимый маленьким детям, может иметь как соматический характер, то есть, сказываться, непосредственно, на здоровье ребенка, так и психологический – делать ребенка нервным, легко возбудимым, вспыльчивым, навязывать неверные стереотипы.

Еда и телевизор

Нередко родители подают дурной пример своим детям – принимают пищу перед телевизором. Действительно, так удобно сев в кресло покушать после работы. Но подобное поведение, часто перенимаемое маленькими детьми, по мнению гастроэнтерологов, сильно вредит желудочно-кишечному тракту и может привести к возникновению весьма неприятных заболеваний – гастриту, язве. Все дело в том, что при просмотре телевизора во время еды, желудочная секреция вырабатывается в малом объеме, что и становится причиной многих заболеваний.

Мультипликационный мир и опытный путь малыша

Просмотр мультиков для малыша – погружение в целый мир цветных ярких персонажей, увлекательных историй и самых необычных поступков. Если взрослый видит лишь красивую картинку, ребенок может с головой погружаться в мультипликационный мир, со временем начиная подражать своим героям, а они могут часто совершать весьма необдуманные и даже опасные поступки. Во многих популярных мультиках персонажи могут совершенно спокойно падать с крыши дома, ронять на голову кирпичи, проваливаться в люки, при этом улыбаться и чувствовать себя вполне хорошо. Важно объяснить ребенку, что мир мультфильма- это выдумка его создателя, и вещи, демонстрируемые в нем могут быть опасны в реальной жизни.

Мы уже рассказывали читателям о том, – обязательно ознакомьтесь с этим материалом!

Информационная лавина для ребенка

Ребенок и телевизор не могут существовать в отдельности, наличие родителей строго обязательно – об этом без устали твердят ученые и педиатры всего мира. Современный телеэфир, состоящий из сомнительных телешоу, фильмов, и обилия рекламных родиков самого разного содержания представляет опасность для ребенка. Выделить и фильтровать нужную информацию малышу еще очень и очень сложно, поэтому часто дети запоминают весьма неприятные фразы из рекламы или сериалов.

Повышенная нагрузка на организм

Если взрослые перед телевизором, лежа на диване или сидя в любимом кресле отдыхают после трудовых будней, то детский организим, напротив, испытывает существенные нагрузки. При просмотре мультиков ребенок быстро переутомляется и становится нервным, часто замедляется реакция и ухудшается самочувствие. По мнению психологов, частый просмотр телевизора в раннем возрасте может стать причиной возникновения неконтролируемых страхов и тревожного поведения у детей.

Задержки развития речи, иные нарушения речи

Многие родители, чьи чада долго и бесконтрольно смотрели мультфильмы по телевизору, уже хорошо знакомы с тем, как влияет телевизор на детей – их дети в 3-4 года очень плохо разговаривают, чаще издают какие-то звуки и нуждаются в помощи логопеда. Происходит это из-за нехватки общения – часто в мультфильмах персонажи очень мало разговаривают, а значит, ребенку не достаточно речевой базы, на основе которой и будет происходить его обучение речи.

Кроме того, может ухудшаться внимательность и устное восприятие, ведь телевизор настраивает малыша на визуальное восприятие информации.

Как отучить ребенка от телевизора?

Включайте телевизор лишь с определенной целью – посмотреть любимый фильм, мультик или передачу. Сразу после просмотра выключайте прибор – такое же поведение прививайте малышу, даже если разрешаете ему смотреть мультики – сразу по их окончанию телевизор должен быть выключен.

Чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе, общайтесь с ним и играйте в игры, устраивайте театральные постановки, которые помогут превратить реальную жизнь в мульт-постановку. Это не только полезно, но и приятно самому малышу практически любого возраста.

Ирина Кривич
Рассказ для детей «Телевизор мой друг - телевизор мой враг»

Рассказ для детей

«Телевизор - мой друг , телевизор - мой враг »

Меня зовут Кирилл. Вообще – то, если честно, так называют меня только дома. Друзья и знакомые, обычно говорят : «Киря, привет!» . Даже в школе, я Киря! Я привык и мне нравится! Мне 10лет. Я учусь в 3 классе. У меня много друзей. Мы занимаемся спортом, любим ходить в кино, читать книги, играть на улице!

Но так было не всегда… Когда-то, всё было вот так….

«Кирилл, ты уже, как час назад пришел из школы, а не поел еще!» -кричала мама из кухни.

«Чем ты занят?» - спросила мама.

«Смотрю телевизор - отвечал я ей.

«А почему, лежа на диване?» - продолжала мама.

«Так удобно смотреть!» - говорил я. «Нельзя! У тебя будут болеть глаза. Смотри сидя!» - просила мама. Но я её не слышал. Я внимательно смотрел мультфильм. Затем, детский сериал. Как увлекательно играли актеры! Сюжет был очень захватывающий! Я забыл про ужин, про то, что завтра в школу, а я не сделал уроки…Ведь я был один дома. Мама ушла на работу, а я не заметил её отсутствия. Папа придет утром. Он шахтер. Так, что я был один дома.

«Ещё только 7 вечера» - думал я. Успею сделать уроки! А пока посмотрю про водный мир! Потом, смотрел любимый мультфильм, концерт. Заснул на диване. Утром было тяжело просыпаться в школу. Папа пришел с работы и будил меня. Как обычно он говорил, что так нельзя делать, что надо гулять на улице, играть с другими детьми , общаться….

Но я отвечал : «Теливизор - мой лучший друг

«Ты станешь слепым!» - говорил мне папа. Но я был уверен, что всё в порядке. Что сегодня,я обязательно, сделаю уроки, помогу маме по хозяйству, погуляю на улице.

Вот так было целый год. Сколько интересного показывают по телевизору ! Где

самая большая гора находится, почему дует ветер, течет река и многое, многое другое… . А главное, я был твердо уверен, что «Телевизор – мой лучший друг

Но однажды, утром, я проснулся и не смог открыть глаза. Мне было очень больно. Слезы текли из них. Они стали красные. Я не знал, что делать. Как сильно я испугался! Мама и папа тоже!

Тот день я запомнил, как самый ужасный день в моей жизни!

Мы долго были в больнице. Мне закапывали капли, смотрели глазное дно. А по

том врач – офтальмолог сказал :

«Малыш, мне очень жаль, но твоё зрение требует лечения. Ты его не берег».

«Я теперь буду слепой?» - тихо спросил я.

«Если ты не поймешь, что телевизор не только твой друг , но и твой враг , то последствия могут быть самыми плохими для тебя» - отвечал врач.

«Кирилл, ты, когда гулял на свежем воздухе, в последний раз?» - спрашивал врач.

«Давно…»

«А часто ты играешь с детьми на улице?»

«Нет…»

«А, чем ты любишь заниматься, кроме, как смотреть телевизор

«Не знаю»

«Вокруг полно интересного. Попробуй, если хочешь сохранить зрение, заняться спортом, посещать различные кружки, найти друзей!» - советовал врач.

«Но, если ты по-прежнему, будешь продолжать смотреть телевизор целыми днями , то потеряешь зрение полностью. И я не смогу тебе его вернуть» - очень строго говорил врач.

«Я обещаю, что больше, никогда не буду много и долго смотреть телевизор .

Я никогда не буду, близко садится к нему! Я никогда не буду лежа смотреть его!» - шептал я.

«Ты дал слово не мне, ты дал слово своему зрению, Кирилл» - с теплотой в голосе

говорил врач.

Прошел год. У меня много друзей. Мы часто ходим в парк, катаемся на роликах. Играем в футбол! Вместе посещаем различные секции, кружки! Я с удовольствием прихожу на занятия в школу! У меня хорошие оценки. А самое главное, моё зрение стало вновь хорошим. Я его сберег!

Ребята, я хочу, чтобы вы прочли мой рассказ и запомнили : «Телевизор не

только друг , но и враг ! Помните об этом и соблюдайте правила здорового образа

жизни! Я это понял навсегда!»

Публикации по теме:

На прошлой неделе у нас была тематическая неделя "Бытовые приборы". Тема непростая, но знакомство с данным обобщающим понятием прошло довольно.

Беседа по ОБЖ для детей старшей группы Тема: «Огонь друг-огонь враг». Беседа по ОБЖ для детей старшей группы Составлена воспитателем Мантула Т. В. Тема: «Огонь друг- огонь враг». Программные задачи: 1. Разширить.

Консультация для родителей «Телевизор и его влияние на речь ребенка» В каждом доме есть телевизор, и без сомнения можно сказать, что телевидение прочно вошло в наши жизни. Многие из нас, приходя домой, после.

Консультация для родителей «Ребенок и телевизор» Зависимость дошкольника от телевидения и как этого избежать. Дети и телевизор - как много сказано и написано на эту тему. Неизменным остается.

Консультация для родителей «Малыш и телевизор» Диван-пульт-экран. В этом "бермудском треугольнике" пропадают не только взрослые, но и дети. Не допустите, чтобы это произошло и с вашим.

ООД по ОБЖ «Огонь нам друг или враг?» ООД по ОБЖ «Огонь нам друг или враг?» (старшая группа) Цель: - закрепить и уточнить знание детей о том, что с огнём играть опасно; - закрепить.

С тех пор, как телевизор появился в каждом доме, вокруг голубого экрана разгораются споры – стоит ли смотреть его ребенку, с какого возраста, какие программы? Дарья Васильева обсудила самые популярные вопросы родителей с психологом Алиной Шур и экспертом МГТС Татьяной Мартьяновой .

В каком возрасте можно начинать смотреть ТВ?

«До года лучше вообще исключить телевизор из жизни ребенка, — говорит Алина Шур . — У малыша только начинает формироваться зрение, поэтому резкая смена картинок и яркие цвета могут навредить ему. Тем более он просто не понимает, что происходит на экране и больше ориентируется на звук. Телевизор в качестве досуга для ребенка можно выбирать в возрасте 2–3 лет. Только обязательно наблюдайте, как ребенок реагирует на происходящее на экране. Если при просмотре мультиков он ведет себя неадекватно или становится гиперактивным, лучше заменить такое времяпрепровождение на что-то другое».

Как долго можно смотреть телевизор?

Для детей от 2 до 3 лет - не больше 15–20 минут в день.
Для детей от 3 до 7 - 30 минут в день.
Дети старше - не больше 40–50 минут в день.

Насколько близко ребенок может сидеть к телевизору?

Расстояние до телевизора должно составлять от 2,5 до 3 метров. Чем больше размер экрана, тем дальше должен сидеть ребенок. При этом следите, чтобы малыш был прямо напротив экрана, а не под углом.

Как понять, что канал можно смотреть ребенку?

«Перед тем, как включать ребенку какой-то канал, самостоятельно изучите контент, — отвечает эксперт МГТС Татьяна Мартьянова . — На всех программах и мультфильмах должны быть возрастные маркеры: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+. Они созданы для того, чтобы оградить ребенка от негативного влияния информации. Также обращайте внимание, чтобы на канале были не только мультфильмы, но и обучающие передачи, где малышам объясняют, какие бывают цвета, объемы и размеры, а детям постарше - темы из школьных предметов и особенности природных явлений, рассказывают про музыку и искусство».

Недетский контент всегда можно ограничить с помощью функции «Родительский контроль», которая либо встроена в телевизор, либо предоставлена вашим оператором цифрового ТВ. Если ребенок попытается переключиться на канал с запрещенной возрастной маркировкой, система потребует ввести пин-код.

Maxpixel.net

Можно ли за хорошее поведение наградить ребенка просмотром ТВ?

Можно, только делайте это правильно. Как надо: «Спасибо, что помог мне помыть полы в квартире. Давай с тобой вместе посмотрим мультик». Как не надо: «Съешь суп, и я разрешу тебе посмотреть телевизор» - такая неправильная мотивация может стать причиной нарушения пищевого поведения.

Как подобрать правильный мультик для ребенка?

При выборе мультфильма руководствуйтесь следующими правилами:

  • Мультик соответствует возрасту малыша.
  • Транслирует правильные и понятные ценности, а не поощряет жестокость и агрессию.
  • Развивает, учит новому и вдохновляет на полезные действия.
  • В мультфильме нет резкой смены кадров и контрастных цветов.
  • Есть положительные герои, которые учат помогать и уважать.

У просмотра ТВ существуют плюсы?

  • На телевидении много образовательных программ, которые в увлекательной форме рассказывают о сложных вещах. Такие программы развивают кругозор ребенка и дополняют знания, полученные в школе или детском саду.
  • Правильно подобранный любимый герой может вдохновить ребенка стать лучше, сильнее и умнее.
  • Просмотр ТВ с родителями и обсуждение увиденного развивает в ребенке способность четко формулировать свои мысли и анализировать.
  • Красиво нарисованные мультфильмы развивают у ребенка чувство прекрасного.

Телевизор может негативно повлиять на ребенка?

  • Долгий просмотр ТВ вредит зрению и приводит к снижению двигательной активности, которое может вызвать риск ожирения.
  • Если ребенок смотрит много мультфильмов с жестокими сценами и негативными персонажами, которых никто не наказывает, он начинает думать, что такая модель поведения приемлема.
  • Неправильно подобранный контент на ТВ может привести к заторможенному развитию ребенка. Например, если ребенок в 10 лет постоянно смотрит «Свинку Пеппу», которая больше подходит для детей 3-летнего возраста.
  • Из-за плохо переведенных фильмов в речи ребенка могут появиться неправильные слова, ударения и обороты.

Можно ли оставить ребенка наедине с телевизором?

Лучше смотреть телевизор вместе с малышом. Во-первых, вы будете знать, что он смотрит, и сможете контролировать контент. Во-вторых, вместе с вами просмотр мультфильма или развивающей передачи станет в разы полезнее. Если ребенок чего-то не понимает, он может обратиться к вам. После просмотра обязательно задайте малышу вопрос, понравился ему фильм или нет. Как он считает, правильно ли поступил тот или иной герой. Обсудите ситуации и персонажей, попробуйте провести параллель с героями других мультфильмов или реально существующими людьми. Мотивируйте ребенка высказывать свое мнение.

Если хотите регулярно получать наши статьи - присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

В этой статье мы попробуем разобраться с целой серией вопросов.

  • Каждый ли «развивающий мультфильм» действительно развивает?
  • Что такое «развитие» по отношению к дошкольникам?
  • Что нужно знать, чтобы развивать малыша?
  • Каковы признаки переутомления ребенка от просмотра телевизора? Почему дети с удовольствием смотрят рекламу и мультики?
  • Как отучить ребенка от телевизора , если малыш просто «прилипает» к нему и постоянно требует новых серий мультфильмов?

О всех гигиенических, физиологических и психологических моментах просмотра детьми телевизора и видеофильмов мы говорили в первой статье А сегодня мы обсудим уже те вопросы, которые помогут Вам выбрать передачу или видеофильм для детей и использовать ее для развития ребенка. ЧТО смотреть детям по телевизору и видео и что действительно развивает?

Дети и телевизор: любой ли «развивающий мультфильм» развивает ребенка?

Очень часто мультики и развивающее видео показывают ребенку с целью его развить, дать знания, научить. Но на самом деле такого развивающего влияния мультфильмы не имеют, что бы ни было написано на их упаковке! Мультик – это просто отдых для малыша, в котором ребенок пассивен! Почему? Давайте послушаем детских психологов и педагогов.

Что главное в развитии малыша и что будет определять его успех в жизни? Запоминание и знание множества фактов – названия геометрических тел и фигур, планет и т.д.? Или умение находить сходство и отличие, анализировать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, умение найти оригинальный выход из проблемной ситуации, договориться с партнерами по игре или общению, организовать себе среду, спланировать свои действия, увидеть свои ошибки, понять их причины и внести коррективы?

К сожалению, сейчас многие считают, что самое главное – это запоминание самыми маленькими букв, цифр и иностранных слов, разных фактов и названий объектов окружающего мира. Именно поэтому в сети есть куча так называемых «развивающих» видеороликов, где просто показывается картинка, например, планета, минерал или животное, и этот объект называется диктором. И на этом заканчивается всё содержание ролика. Например, в развивающем видео, которое обещает научить малышей различать и правильно называть цвета, на экране показывается картинка и сухой или, наоборот, фальшиво-слишком-радостный голос диктора говорит: «Красный цвет. Это красное яблоко». Затем показывается новый цвет и диктор снова, радуясь неизвестно чему, произносит: «А это оранжевый цвет. Оранжевый апельсин» и т.д., пока перечень цветов не закончится.

Развивают ли подобные ролики детей? Нет. Чаще всего малыш называет вслед за диктором привычный ему рисунок — «кривая линия» или «равнобедренный треугольник» или «Сатурн». Но попробуйте нарисовать другую кривую линию, на другой бумажке и другим маркером, или выложить кривую веревочкой на земле, и малыш уже не может определить, что это такое нарисовано – кривая, прямая или ломаная линия. Он просто механически запомнил название конкретной картинки! Он не научился выделять главное от второстепенного, находить общие и различные признаки и обобщать, переносить усвоенные знания в новые ситуации в своей жизни! Это мертвая информация, никак не влияющая на развитие малыша. Просто называние и механическое запоминание ничего не дает развитию дошкольника! Для того, чтобы знания развивали, их надо использовать в жизни. А это возможно только в реальном общении со взрослыми в семье, а не в пассивном восприятии слов с экрана!

Разберем пример с цветом. Гораздо полезнее для здоровья и развития ребенка не смотреть на экране такое ложно-развивающее видео с простым перечислением картинок разного цвета, а поиграть с мамой с цветами . При этом мы начинаем искать предметы заданного цвета в комнате и мама говорит: «Я нашла оранжевую папку. А ты что оранжевое нашел?» Ребенок бежит к полке, показывает пальчиком на книжку: «Оранжевая». И дальше ищем всё оранжевое, что есть дома. А собираясь на прогулку, назовем цвета одежды: «Какого цвета курточка? Брюки? Шарф?» и т.д. и закрепим названия цветов, которые уже знает малыш. А может быть, поиграем в другую игру — возьмем 4 карандаша разных цветов и попросим ребенка угадать, какого цвета карандаш у Вас в правой руке? После трех попыток проверим, угадал ли ребенок. Есть еще один вариант — выложим пять цветных карандашей, попросим ребенка закрыть глаза и уберем один и спросим малыша: «Какой карандаш исчез?». При этом мама играючи, мягко и последовательно будет развивать малыша и вести его от называния 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый) к всё более и более широкому спектру оттенков (серый, бордовый, розовый, малиновый, алый, фиолетовый, салатовый и т.д.)

Но все эти ролики с простым перечислением и называнием разных объектов гордо носят имя «развивающие». Почему?

  • Первая причина.Если назвать ролик «Картинки для детей. Космос» — это непривлекательно. А если назвать «Развивающее видео для умников и умниц по теме «космос» — это уже очень привлекательно и заманчиво (это название я придумала сама для примера, так что если вдруг такой ролик реально существует, то я не имела его ввиду в этой моей реплике).
  • Вторая причина — отсутствие в России экспертизы на развивающую видеопродукцию для малышей.

Поэтому выбирая развивающий ролик для своего малыша , нужно ориентироваться прежде всего на его содержание, а не его название. Есть прекраснейшие видеоролики для детей, не называющие себя развивающими, но в то же время действительно вносящие весомый вклад в развитие малыша! Но их на сегодняшний день не так много.

«Развивающий» мультфильм или видеопрограмма обязательно должн ы не давать готовые ответы или требовать запоминания картинок, а как раз наоборот — побуждать ребенка задавать вопросы, сравнивать, анализировать, показывать знакомые объекты с новой точки зрения, пробуждать творчество малыша, развивать его умение видеть один предмет с разных сторон! А не перечислять нарисованные картинки.

Выбирая развивающий мультик для ребенка, также надо учесть требования к его сюжету и оформлению:

  • Картинки не должны мелькать, они должны сменяться медленно.
  • Речь героев должна быть внятной и грамотной! Причем грамотной и в словах, и в построении фраз, и в правильной интонации. Здесь не место грубостям, ведь ребенок впитывает всё как губка, и в отличие от взрослого, малыш не может «отфильтровать», что здесь «хорошо», а что «плохо».
  • В мультфильме не должно быть отрицательных моделей поведения, агрессии (нужно учитывать подражательность дошкольников, ведь они подсознательно начинают в жизни применять те модели поведения, которые увидели в мультике)
  • Сюжет и характеры героев должны быть понятны малышу, вызывать желание в них поиграть, придумать новые приключения и диалоги персонажей и т.д.

Что надо знать, чтобы развивать малыша?

Мир малыш познает руками в интересной деятельности со взрослым! И именно это определит его достижения и успешность в жизни в дальнейшем! Почему? Потому что так устроен ребенок по своей природе – у него наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в отличие от нас, взрослых, у которых преобладает словесно-логическое мышление. Поэтому малыш может познать предмет и построить его образ только в своей практической деятельности. И эта особенность мышления детей известна уже много веков и должна учитываться всеми взрослыми в обучении малышей!

Реально определяют развитие ребенка в дошкольном возрасте:

2) сенсорный опыт (т.е. опыт, полученные через осязание, обоняние, слух, зрение в реальной жизни).

Малышу – дошкольнику надо самому играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать чтение хороших книжек, инсценировать их с мамой, проводить опыты с воздухом и водой, строить свои гипотезы и их проверять, делать выводы. То есть для развития малыша нужно чтобы он сам делел опыты, а не смотрел мультики, где эти опыты показаны. Ему нужно самому делать поделки из желудей, а не смотреть ролик о том, как это делают другие! И самому придумывать и делать поделки из шишек, а не играть в компьютерную игру, в которой требуется только мышкой ткнуть в нужное место и по образцу собрать виртуальную поделку из шишек. Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев, но пальцев, держащих реальную шишку и придумывающих поделку из нее! А не пальчиков, «тыкающих» мышкой в место, указанное на экране компьютера стрелкой!

Просмотр видео и мультиков не является практической деятельностью ребенка. В них ребенок пассивен. А значит, что видео и телевизор могут использоваться как отдых, как дополнение к истинно детским видам деятельности, но не как основное содержание жизни, воспитания и обучения малыша и познания им мира. И вводить развивающий фильм нужно тогда, когда ребенок в своем реальном практическом опыте жизни это освоил.

Всегда более развиты те дети, которые имели и имеют опыт интересного творческого общения со взрослыми в семье, а не те дети, которые получили и просто запомнили информацию с экрана!

Почему дети так любят мультики и рекламу?

Мы знаем – даже младенцы с удовольствием смотрят рекламу и мультики! Почему?

1. Реклама и видео для малышей построены на «трансовых» эпизодах, смонтированных в режиме клипового восприятия. Мелькание сюжетов завораживает, ребенок не отрываясь может смотреть на экран. Но это не означает, что развивается усидчивость и внимание. Эффект будет как раз наоборот! Дети привыкают к такой гиперстимуляции и начинают ее требовать. Они уже не могут обходиться без нее. Ребенку нужно чтобы всё двигалось, мелькало, и он уже не может просто послушать книжку, ему неинтересны беседы и наблюдения, он требует настоятельно этих гиперстимуляций и перед сном, и во время еды, посвящает экрану свободное время и т.д. Малышу скучно рисовать, лепить, играть, конструировать. Ему нужны новые яркие гиперстимуляции. В дальнейшем становится очень трудно договориться с таким малышом, и его начинают называть «неуправляемым». Если в доме постоянно работает телевизор как фон семейной жизни, если ребенок привык что основная форма его досуга – это просмотр телевизора или видео, то чаще всего для малыша в дальнейшем происходят такие последствия.

2. Картинки современных мультиков и рекламы очень яркие, со спецэффектами. Реальные жизненные краски намного более естественны и потому менее ярки. Такая сочная яркость красок очень привлекает детей. Кстати, яркие цвета дети используют в своих рисунках и предпочитают в игрушках и одежде, т.к. именно этот волновой спектр нужен им для развития. Яркие цвета оказывают интенсивнейшее влияние на глаза ребенка, приковывают к себе внимание. Привыкнув к мельканию ярких красок, ребенок перестает обращать внимание на более мягкие оттенки, они становятся для него непривлекательными.

3. Исследователи заметили, что детей младшего возраста очень привлекает мелькание , причем любое от наблюдения за вращением барабана стиральной машины до мелькания даже пустого экрана телевизора. Они предпочитают этот мелькающий раздражитель наблюдению за неподвижным предметом. Именно поэтому экран телевизора так притягателен для них. Но вот как раз мелькание экрана и создает повышенную нагрузку на детский организм и крайне неблагоприятно действует на малышей.

4. Современные дети дошкольного возраста нередко посещают много кружков и занятий дополнительно к детскому саду. У них нет времени на свободную игру. Устав от перегрузки (что не всегда сразу же видно внешне по поведению малыша), ребенок просто не может активно действовать от переутомления и потому просто пассивно потребляет то, что ему предлагает экран.

Вывод здесь напрашивается простой – не всё, что нравится детям, им полезно! И это обстоятельство нам, взрослым, нужно учитывать!

Почему сейчас так распространены разные ложные «видеоразвивалки» для младенцев и детей до трех лет?

Подробнее о том, нужен ли телевизор и развивающее видео младенцам и детям до трех лет мы говорили в статье . А сейчас несколько уточнений и дополнений. Я поговорила на эту тему с одним очень хорошим детским психологом-консультантом. И вот какой ответ получила.Почему же во многих семьях готовы купить за большие деньги развивающие игры, которые реально не развивают ребенка и даже тормозят его развитие?

Давайте посмотрим на себя со стороны глазами детского психолога с огромный опытом работы.

Первая причина. Во многих семьях есть желание воспитать не счастливого здорового малыша, а «гения с пеленок». Чаще всего это бывает тогда, когда родители чувствуют себя нереализовавшимися в жизни и стремятся «поднять свой статус» за счет успехов малыша. Вот и пытаются сделать всё «быстрее, выше, сильнее, лучше чем у других», похвастать перед подружками или в форуме тем, что уже считает, пишет, читает и т.д. Разочарование в дальнейшем часто приводит к претензиям к ребенку за то, что надежды не оправдались. А ребенку почти всегда требуется через несколько лет такой интенсивной «учебы с пеленок» помощь и коррекция детского психолога.

Вторая причина. Самая частая причина – это реклама подобных роликов для самых маленьких, которая утверждает «Вы занимаетесь своими делами, а малыш, смотря наши программы, в это время развивается» И это действительно, просто мечта любой женщины – чтобы всё делалось само собой! Не все понимают и готовы понять, что ребенок развивается в общении с мамой, а не в просмотре кадров на экране! Все исследования показывают, что просто просмотр таких роликов малышами до трех лет не развивает ребенка! А даже наоборот! И если даже ребенок постарше лет 5-6 посмотрел самый лучший на свете развивающий мультик, но нужно его обязательно обсудить с малышом.

Например, если ребенок 5 лет посмотрел фильм о деревьях жарких стран, то нужно обсудить: могли бы эти деревья вырасти в нашем дворе? Почему? А если бы мы их на зиму утеплили? Что им нужно для жизни? Чем они отличаются от тех деревьев, которые растут в нашем дворе? Провести с малышом те опыты, о которых говорилось в видео. Можно нарисовать эти деревья, сделать про них самодельную книжку и подарить ее друзьям ребенка.

Просмотр развивающего видео или телепередачи не должны быть просмотром ради просмотра! Знания должны жить и использоваться в жизни! Причем использоваться не только в стандартных ситуациях, но и в новых, творческих, проблемных ситуациях. Только тогда они развивают! Это один из базовых законов развивающего обучения малышей! И именно от выполнения этого закона будет зависеть успешность малыша в будущем не только в школе, но и в жизни.

Третья причина. Интересная причина популярности видеоразвивалок для младенцев, которая позволяет нам – взрослым – по-другому посмотреть на нашу жизнь. Оказывается, что если мы в жизни постоянно спешим и не успеваем, то привыкаем к состоянию спешки так, что она становится нашей «внутренней природой». И совершенно неосознанно мы начинаем переносить это привычное нам состояние на воспитание и обучение наших малышей. Мы подсознательно боимся опоздать и не успеть! Поэтому мы учим буквы в год (вместо того, чтобы развивать устную речь ребенка), даем ему смотреть «умный фильм» (вместо того, чтобы научить его строить из конструктора дома, гаражи, города, мосты и т.д.), водим его пальчиком по цифрам (вместо того чтобы рисовать с ним окружающий мир), показываем ему картинки в компьютере с нудным голосом диктора «Это кошка. Кошка мяукает» (вместо того, чтобы понаблюдать за настоящей кошкой во время прогулки, отметить ее повадки, придумать вместе с малышом загадку про нее и загадать ее папе).

И в результате мы действительно опаздываем! Так как время реального развития ребенка в детских видах деятельности оказывается упущенным! А если не успели заложить фундамент, который закладывается только в детских видах деятельности (игре, рисовании, лепке, конструировании, сочинении историй, инсценировании и т.д.), то всё здание раньше или позже просто «рухнет» или «даст трещину»!

В чем проявляется у детей утомление от просмотра телевизора или видео?

Эмоциональное утомление может проявляться в двух прямо противоположных вариантах:

  • Усталость, вялость, невнимательность, заторможенность, рассеянность.
  • Перевозбуждение, агрессивность, капризы, неадекватное поведение, бессонница, нарушение аппетита.

Утомление не всегда ярко проявляется у малыша!

Дети и телевизор: как отучить ребенка от телевизора?

Если малыш постоянно требует телевизор или видео, устраивает истерики, то нужно принимать меры. И чем раньше мы начнем это делать, тем легче пройдет процесс отвыкания от привычных раздражителей и гиперстимуляции. Что можно сделать:

  1. Выделить в режиме четкое время для просмотра и убрать пульт вне доступа ребенка.
  2. Перейти на более короткие мультики и фильмы.
  3. Смотреть видео и мультфильмы вместе с малышом, обсуждать характеры персонажей, их поступки, помогать понять происходящее на экране, разыгрывать диалоги из фильмов с игрушками, делать спектакли по их мотивам. Всегда сначала спрашивайте мнение ребенка о фильме и его персонажах, выслушайте его (так Вы глубже поймете мир своего малыша и его потребности и интересы). Только потом помогите ребенку разобраться в фильме. Это должен быть доверительный, а не назидательный разговор! Интересная деятельность по мотивам мультиков и телепередач (например, домашний театр) помогает переключить внимание ребенка на более полезные для него виды деятельности и избавиться от зависимости от телевизора.
  4. Не используйте телевизор и видео во время еды.
  5. Никогда не говорите малышу «Ты еще маленький», запрещая смотреть телевизор. Он поймет, что когда он будет взрослым — он сможет смотреть телевизор сколько хочет.
  6. Найдите интересное увлечение для малыша вместо телевизора. Клейте открытки, стройте города, пеките с ребенком печенье. Выбирайте любое дело, которое нравится и Вам, и малышу и приносит вам обоим удовольствие и радость! Это главное! Ведь если малыш увлечен, то ему телевизор становится просто не нужен!

Это программа отвыкания не на один месяц. Помните, чем младше ребенок, тем легче его отучить от телевизора! И давайте помнить русскую пословицу «Посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!»

Желаю всем семьям счастья и интересного увлекательного семейного общения! Тогда никакой телевизор не сможет вам навредить, а принесет только новые интересные и познавательные впечатления и идеи!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Поделиться: