Развитие речи детей через общение с природой. Развитие речи детей при ознакомлении с природой родного края

Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов. При беседах с детьми можно отметить, как бедны познания детей о природе, явлениях, событиях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно детям выразить словами то, что видят, слышат, чувствуют. Порой им не хватает слов для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что ребенок нарушает порядок слов в предложении, что существительные заменяет местоимениями , и т. п. Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить. Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. В процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребенка развивается любознательность, расширяется кругозор, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, объясняя свои высказывания, что положительно влияет на развитие связной речи. Наблюдательность учит ребенка делать выводы, четкость и красоту речи, развивает логику мысли. В процессе ознакомления с родной природой ребенок учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из важных факторов успешного обучения в школе.


В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Можно отметить, что лучше всего развивать и обогащать речь детей при ознакомлении с природой происходит не в группе при рассматривании картин, а на прогулках и экскурсиях. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения , согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи. Формирование организации деятельности детей при ознакомлении с природой родного края, являются - непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, работа на земельном участке . Все это проводится в нашем детском саду. Особенно интересны детям экскурсии, которые проводим на озеро, в лес, в парк, на луг, на реку, в березовую рощу в разное время года. Обращаем внимание на особенности местности, его климата, красоту реки, озера, парка, леса, луга, разнообразие растительного и животного мира. Ведь экскурсия – одна из форм общения детей с природой. Сколько задора, радости и блеска в глазах можно увидеть у детей во время наших экскурсий. А это дорогого стоит. На экскурсии большое значение придаем самостоятельности детей, они выбирают наиболее интересные места для наблюдений. Наблюдение – это основная часть, где решаются основные программные задачи экскурсии.


В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяем кругозор, развиваем любознательность, зрительную, слуховую и вербальную память, совершенствуем мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свое высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложно - подчиненным предложением. Просим детей найти прилагательные для более точной и красочной характеристики увиденного. В процессе наблюдений за природой используем произведения детской литературы , стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Например, если экскурсия в лес, можно прочитать стихотворение «Что такое лес» В. Степанова и т. д

Что такое лес?

Сосны до небес,

Березы и дубы, ягоды грибы.

Звериные тропинки

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый

Воздух чистый–чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

Проводим подвижные игры, в которые дети очень любят играть, такие как: «Раз, два, три к дереву беги»; «Мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали» ; «Лови - назови» ; «Дождик, дождик» Так же включаем в экскурсию дидактические, словесные игры и упражнения: «Детки с ветки»; «Узнай дерево по описанию», « Громко – тихо»; «Когда это бывает» и т. д. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказах, обогащают словарный запас. На территории нашего детского сада растет много видов деревьев, кустарников, разнообразие трав и цветов как садовых, так и луговых, есть представители царства грибов, на деревьях гнездятся птицы, в траве – насекомые. Это настоящий клад при ознакомлении с природой и для обогащения словарного запаса и развития речи детей. Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаем для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяем приемы активизации речи детей. Обращаем внимание на отбор необходимого словарного материала; правильность собственной речи; создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение. Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательное время, и способ развитие речи детей. Сопоставляя, сравнивая увиденное и услышанное, ребенок совершает первые наблюдения и открытия, учится мыслить и делать выводы. Конечно, прогулка планируется заранее по намеченному плану, придерживаясь программного содержания. Первый наглядный метод – это наблюдение – это сложная познавательная деятельность , в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание детей. Учитываем, что во время прогулок на детей действуют разнообразные раздражители, поэтому наблюдения проводим кратковременно и многократно повторяем. Однако нужно учитывать и то, что если занятия были с умственной нагрузкой, то прогулку начинаем не с наблюдения, а с подвижной игры. Во время прогулки ведем и индивидуальное наблюдение с детьми, т. е. привлекаем отдельных детей к активным мыслительным операциям. Организуя наблюдения в природе, мы решаем ряд задач: формируем знания о природе, развиваем наблюдательность, воспитываем эстетически, обогащаем словарный запас, закрепляем речь детей. При наблюдении используем дидактические игры и упражнения экологического характера – они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Например «С какого дерева листик?»; «Собери корзину»; «Детки с ветки»; «Чей хвостик, чей носик» и т. д. Предметные игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки». Словесные игры: « Съедобное – несъедобное»; «Кто кричит?»; «Кто летает, бегает, прыгает?» Используем лексико – грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи , которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят с животными и растениями нашего края. Игровые упражнения: «Накорми птиц»; «Чьи детеныши?»; «Чьей это голос?»; «Протяжно – отрывисто»; «Громко – тихо» ; «Быстро – медленно». Ребенок произносит голосом звучание звуков природы (крик кукушки), голосом животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса с движением. Для развития слухового восприятия и понимания речи, формировать связь между словом и образом помогают игры: «Доскажи слово»; «Найди ошибку»: у зайчихи – зайчонок, у бельчихи – бельчонок, у волчихи – медвежонок.

В дошкольном возрасте дети не всегда умеют управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем произнести чистоговорку (тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, слова, меняя интонацию). Также используем на прогулке стихи, загадки, пословицы, поговорки для развития выразительности речи. Структурными компонентами прогулки являются: разнообразные наблюдения, дидактические задания, трудовые действия детей, подвижные игры и игровые упражнения, эксперементирование - все эти компоненты позволяют нам сделать прогулку очень интересной, насыщенной и увлекательной. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроения детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в холодную погоду прогулку можно сразу начинать с подвижной игры.


В результате систематических экскурсий, прогулок в природу речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интересней становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас. Так, например, сначала при описании сезонных изменений в природе дети применяют простые нераспространенные предложения, затем простые распространенные и, наконец, в подготовительной группе – сложноподчиненные предложения. В этот период на основе приобретенных знаний и опыта дети могут самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять о них связный рассказ, используя опорные слова или план. В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных и т. д. Хотелось бы еще отметить, как мы традиционно на территории детского сада посещаем огород и выращиваем на нем разные овощи. Ведь труд - как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человеком. Надеемся и в дальнейшем вести детей в мир природы удивительный и прекрасный, щедро делиться своими знаниями.

Литература:

1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования т. И.Бабаева, и др. – СПб.: – Пресс», Издательство РГПУ им. , 214-321с.

2.Развитие речи при ознакомлении с природой Ростов-на-Дону «Феникс» 2002.

3. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Авторы-составители, .

Родительское собрание

Тема:

«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

через игровую деятельность»

Программное содержание:

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающие природы.

Оформление:

Вернисаж «Времена года».

Выставка детских работ “Наши любимцы”.

Новинки методической, детской литературы, по теме родительского собрания.

Ход собрания (звучит музыка):

“И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.”

Л.Н. Толстой

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Основная задача речевого развития детей – это:

1. Выражать свои мысли, чувства, впечатления – определенные для своего возраста.

2. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Проведя анализ анкет, напрашивается вывод – ребенку необходимо общаться с домашними любимцами. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей

итог: спасибо всем.

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).

Результаты высказываний.

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:

    Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

    У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.

    У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

    В речи появляются сложные формы предложений.

    Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.

    Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.

    Затрудняются назвать части предмета, части тела.

Вы прочитали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Речь наших детей

(краткий анализ речи детей педагогам группы):

1. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут? )

2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)

Отсутствие необходимых знаний.

Нет устойчивого интереса к чему-либо.

Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру “Домашние животные”.

Тема: “Кто как кричит?”

Представьте себе, что Вы – это Ваши дети.

Ребята посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь) (Протяжно произносит звук и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.

Как лошадь зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы)

А кто детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок)

Посмотрите, мама – лошадь (большая), а её детеныш – жеребенок какой? (Маленький). И кричит он тоненько.

Как кричит жеребенок? (Ответы детей)

А это кто к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья)

А как кричит свинья? (Ответы детей)

Это она кого зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша)

Кто её детеныш? (Поросенок)

Мама – свинья какая? (Большая)

А поросенок какой? (Маленький)

Как кричит мама? (Громко)

Как кричит сынок? (Тихо)

А чем детеныш кричит “му-му-му”? (Словосочетание произносится на высоких тонах). (Ответы детей)

Кто его мама? (Корова)

А как зовут сыночка коровы? (Теленок)

Корова Какая? (Большая)

А теленок какой? (Маленький)

Корова как кричит? (Громко)

А теленок как кричит? (Тихо)

А теперь давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детеныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых и детенышей) Молодцы. (Игра закончилась)

Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить.

А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу.

Отравляясь с ребенком на прогулку:

поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

какое сейчас время года?

покормить птиц

загадать загадку

познакомить с народными пословицами и приметами

поиграть в игру

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например: здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки (золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое). Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.

Родители объединиться в небольшие подгруппы.

Скажите, а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.)

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в жизни нашей группы и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.


Развитие речи детей с ОНР при ознакомлении с природой
Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений является речевое развитие детей.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и как отмечают многие ученые и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Одним из эффективных средств речевого развития детей является ознакомление с природой. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «и ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы... Единственно подлинный фундамент человеческого познания - созерцание природы».
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы и «... составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит личность, то есть истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов» Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, что есть в речи логического... проистекает из наблюдений человека над природой...», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме» связи явлений и предметов природы.
Стержневой идеей содержания образования является ведущая роль культурной языковой среды, отношение к родному языку как к достоянию нации, как к воздуху, которым дышат и живут люди. Действительно, язык непрерывно вбирает в себя и бережно хранит несметные сокровища исторического опыта целых поколений, следы жизни каждого из них и голос родной природы.
П.А. Вяземский подчеркивал, что язык есть исповедь народа, в нем слышится природа, его душа и быт. Д.С. Лихачев слова с корнем «род» (природа, родник, родинка, народ, родной, родина, родители, город) называл родниками родимой природы. К.Г.Паустовский мечтал о словаре «природных» слов с разделами: «слова лесные», «полевые», «луговые», о временах года, метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных. Писатель считал, что в русском языке для всего существующего в природе есть множество хороших слов и названий, и чтобы убедиться в этом, необходимо изучать емкий и меткий язык народа – неиссякаемый источник его мудрости.
Мы должны сегодня защитить и сохранить естественные связи ребенка с традициями культуры слова как способами взаимодействия с природой, чтобы дети, как отмечал К.И. Чуковский, не чувствовали себя иностранцами в области родного языка, бездушно говорящими речевые штампы. Универсальность художественного языка помогает ребенку глубже почувствовать и понять традиции взаимодействия общества с Природой.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи.
Многие педагоги обращают внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, «чтобы каждый день приносил что-то новое, и чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Своей необъятностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в логичности и самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе ознакомлению с природой с целью развития речи детей должно уделяться отдельное внимание.
В логопедической группе проблема развития речи стоит наиболееостро, является для работающего в ней педагога предметом пристальноговнимания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всехкомпонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Крометого, у детей с ОНР не достаточно сформированы познавательные процессы,тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление,воображение), а также моторика.
Детей дошкольного возраста часто называют «Почемучками», у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир, людей, природу.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития, и в первую очередь речевого.
Используя лексику природоведческой тематики, можно подобрать лексико-грамматические игры и упражнения, а также упражнения на звукопроизношение, в которых у детей развивается речь, формируются познавательные процессы, нравственные нормы поведения, расширяется кругозор, появляются дополнительные возможности для развития творчества, происходит развитие эмоциональной сферы.
Сделав такие выводы, я стала более углубленно заниматься этой проблемой: подобрала содержание работы, составила перспективный план на весь учебный год. Принципы планирования следующие:
Реализация задач всестороннего развития детей.
Проведение работы во всех видах деятельности - учебной, бытовой,трудовой, игровой.
Работа начинается с ближнего окружения, постепенно горизонтырасширяются.
Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
Работа по развитию речи детей при ознакомлении с природой проводится мной круглогодично, не прекращаясь даже летом.
Важнейшим условием в работе по развитию речи является использование игры и игровых приемов. Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Только через игру ребенок качественно и эффективно усвоит сложный дидактический и речевой материал. В процессе игры формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях, воспитывается активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащается духовный мир детей. А это все в свою очередь содействует умственному и речевому развитию.
В занятиях природоведческой тематики я использую разнообразные виды игр: дидактические игры и упражнения, игры и этюды на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков, подвижные игры.
Психолог А.В. Запорожец, описывая роль дидактической игры, указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Этим требованиям отвечают дидактические игры природоведческой тематики: «Когда это бывает?», «Что знаешь - расскажи», «Угадай, что где растет» и др.
Дети, посещающие речевые группы, зачастую имеют не только дефекты речи, но и специфические характерные особенности. Они быстро утомляются, не могут сосредоточиться на длительный период, отвлекаются, а некоторые сидят спокойно, но не могут ответить на вопрос, или отвечают невпопад. Часто дети бывают агрессивны, у многих отмечается повышенная возбудимость, у некоторых, наоборот, вялость. Мы хотим развить в детях эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, воспитывать интерес к родной природе, любовь и бережное отношение к растениям и животным. Поэтому и возникают такие задачи, как развитие у детей коммуникативных навыков, развитие и коррекция эмоциональной сферы, выработка положительных черт характера. Для этого я использую игры, этюды, психогимнастику, описанные в литературе (например, в работах Л.Н. Кряжевой, М.И. Чистяковой, Л.М. Шипициной), а также собственные разработки.
Наблюдения - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.)
С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали растения на участке. В каждом явлении природы, в каждом листочке или травинке, в каждом жучке или бабочке дети учились видеть прекрасное, замечали, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, к водоему обогащали детей новыми впечатлениями, учили их видеть и замечать то, мимо чего они ранее проходили.
Во время экскурсий мы с детьми заготавливали разнообразный природный материал: плоды, семена, камушки, ракушки, перья птиц, шишки, желуди. Детям очень нравится выполнять поделки из природного материала. Изготовление поделок не только сближает ребенка с природой, но и дает радость созидания творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают, исследуют его. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребенка, мелкую моторику, что особенно важно для детей речевой группы.
Формирование навыков устного речевого высказывания тесно связано с развитием психических процессов, таких как восприятие, воображение, мышление, поэтому на занятиях больше внимания уделяется развитию этих процессов. Развивающее занятие – это своеобразный «сплав» беседы, игры и художественно-выразительных средств. Здесь ребенок является не пассивным слушателем, а активным участников, умеющим не только слушать, но и задать вопрос, дополнить взрослого. Ребятам предлагаются игры «Что изменилось?», «Узнай по описанию», «Забывчивый покупатель».
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, не нарушать логические связи между фрагментами рассказа. Они учатся планировать развернутое высказывание и выделять главные смысловые звенья рассказа.
На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы обучения. Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно - логического мышления, памяти и фантазии позволяют воспитывать самостоятельно мыслящую творческую личность. На занятиях дети знакомятся с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережном отношении к ней.
В своей работе использую методику «расскажи стихи руками». Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, воображения и образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Стихи изначально предполагают осуществление действий, доступных детям. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова. Стихи о природе полезны для закрепления знаний о ней. Они используются в процессе наблюдений, в качестве физкультминуток, проводимых на занятиях, в виде игры, в свободное время. В стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей с речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Стихи не только развивают память, речь, мелкую и крупную моторику, чувство ритма, мимическую выразительность, но и закрепляют интерес к природе, формируют интерес к поэзии, совместной с взрослыми и сверстниками деятельности.
Очень эффективны в работе с детьми речевых групп занятия, включающие приемы мнемотехники. Мнемотехника помогает решать задачи по развитию у детей различных психических функций, умений, навыков, таких как:
Память.
Мышление.
Способность анализировать, вычленять части, объединять объекты в пары, группы, целое.
Умение систематизировать.
Умение логически мыслить.
Образное мышление.
Умение составлять связный рассказ.
Умение решать дидактические, общеобразовательные задачи.
Смекалка.
Навык правильного воспроизведения графических элементов.
Приемы мнемотехники часто используются на занятиях по развитию речи природоведческой тематики. Мнемокарты-подсказки помогают детям составить, вспомнить и воспроизвести связный рассказу о том или ином времени года, описать зверя или птицу, с помощью коллажей они легче запоминают стихи.
В работе по развитию речи детей при ознакомлении с природой необходимы помощь и понимание важности этой работы со стороны родителей. После изучения с детьми некоторых тем я советую родителям для закрепления приобретенных детьми знаний совершить с ними экскурсии, при этом даю родителям необходимые краткие рекомендации (что и как наблюдать). Предлагаю сходить с детьми в парк, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.
Известный педагог К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики, Научить детей воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, видеть красоту и великолепие природы, пробуждать благородные чувства, развивать воображение, речь, формировать любовное, заботливое отношение к живой природе - важнейшие задачи и воспитателей и родителей. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен. И описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного творчества.

На формирующем этапе эксперимента нами была разработана методика развития связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой (таблица 2.6).

Цель методики: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

На формирующем этапе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, развивали следующие знания, умения и навыки:

1 Обогащали знания детей об окружающем мире и родной природе Крыма;

2 Развивали умения детей говорить свободно и правильно, вызывали позитивное отношение к речи;

3 Развивали эмоции и чувство прекрасного;

4 Совершенствовали навыки развёрнуто высказываться, составлять рассказы по картинкам, самостоятельно пересказывать содержание сказок и других произведений.

5 Совершенствовали навыки развёрнуто высказываться, составлять рассказы по картинкам, самостоятельно пересказывать содержание сказок и других произведений.

6 Развивали умения составлять рассказы об окружающей природе, руководствуясь эмоциями и чувствами.

При подборе упражнений, дидактических игр, занятий, бесед, экскурсий мы основывались на психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, а именно, преобладание наглядно – образного мышления, конкретности мышления, эмоциональности.

Анализируя полученные данные констатирующего эксперимента, мы выявили преобладание среднего и низкого уровней развития связной речи. Это вызвало необходимость разработки и внедрения методики развития связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой. Нами была выбрана именно природа, потому что содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития связной речи дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников, в том числе и речевого

Методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой включает в себя три этапа: подготовительный, практический и продуктивный.

Цель подготовительного этапа предполагает формирование интереса ребёнка к слову и говорению в процессе ознакомления с природой.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Развивать любовь к природе и бережное отношение к ней.

2. Формировать интерес к слову и говорению в процессе ознакомления с природой.

Для реализации цели и задач подготовительного этапа нами использовались различные формы работы. Детям были предложены различные дидактические игры: «Посмотри и расскажи»; «Составь рассказ»; «Опиши берёзу», «Послушай и перескажи» , которые способствовали развитию связной речи. Целью дидактических игр являлось следующее: формирование позитивного отношения детей к связной речи, и интереса к говорению, рассказыванию и пересказыванию в процессе ознакомления с окружающей природой. Во время дидактических игр использовался наглядный материал, а точнее, сюжетные картинки и изображения, которые помогали детям при выполнении задания «Посмотри и расскажи». Предложенные детям игры проводились на игровой площадке, на прогулке. Во время этих игр дети научились обращать внимание на окружающую природу, вычленять яркие и характерные признаки для определённого времени года, или частей суток. Дети не просто замечали деревья, кустарники, листья на игровой площадке, а наблюдали за движением веток во время ветра, за полётом птиц. При выполнении задания «Опиши берёзу» дети не просто называли её составные части и подбирали различные определения, а исследовали кору, ствол, листочки.

После проведения таких дидактических игр дети намного чаще желали высказать своё мнение, рассказать об изменениях в природе, описать места, в которых они были с родителями. Ребята не боялись говорить, высказывать своё мнение, хотя ими и допускались ошибки. Дети стали более открытыми в общении и старались говорить развёрнутыми предложениями. Таким образом, на подготовительном этапе у детей старшей группы сформировалось мотивационно - ценностное отношение и интерес к говорению в процессе ознакомления с природой.

На подготовительном этапе также использовалась ещё одна форма развития связной речи – это проведение занятия на тему «Страна прекрасных слов» . Задачами данного занятия было следующее: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов; упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов к существительным; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх; продолжать упражнять детей в делении слов на слоги, в определении начального звука в словах; раскрыть значение слова «фантазия»; развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность; развивать речь детей путем тренировки движений пальцев и кистей рук; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде. На занятии для достижения поставленных задач использовались различные методы и приёмы: беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, решение проблемных ситуаций, сюрпризный момент, наглядность. На протяжении занятия дети активно участвовали в играх и выполняли предложенные занятия, ребята не боялись высказывать своё мнение и отвечать на вопросы. Представим фрагмент занятия «Страна прекрасных слов», который проводился с детьми в старшей группе.

Ход занятия:

Фея: Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на мое приглашение и пришли ко мне в гости. Проходите, рассаживайтесь удобно, спину держите прямо (дети рассаживаются на стульчики).
Я – Фея из Страны прекрасных слов! Попадая в мою Страну, люди становятся добрее и внимательнее друг к другу, к окружающему их миру. А знаете почему? Потому что в моей Стране живут самые добрые, самые прекрасные, самые нежные слова. Их можно найти везде. А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие по моей Стране. Но в нашем путешествии нам понадобятся ваши знания. Вы умеете составлять предложения? Делить слова на слоги? Определять начальный звук в словах?
Дети: Да!
Фея: Если «да», то я уверена, что путешествие будет интересным. Вы готовы? Так как моя страна не обычная, то и в путешествие мы отправимся необычным способом, мы полетим на воздушном шаре. А поможет нам в этом ФАНТАЗИЯ. – Вы знаете, что такое ФАНТАЗИЯ? (ответы детей)
Фея: (Обобщает): ФАНТАЗИЯ – это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляем то, чего на самом деле нет. – Давайте все вместе произнесем это чудесное слово – ФАНТАЗИЯ. А теперь чуть тише – ФАНТАЗИЯ, а теперь шёпотом – ФАНТАЗИЯ.
Фея: И так, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Сядьте прямо, закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»)
– Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. С высоты птичьего полета мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя. А теперь наш воздушный шар медленно опускается на землю (музыка стихает). Вот мы и прибыли. Открываем глаза.
(За время «полета» перед детьми выставляется панно с изображением солнца, облаков, реки).
Фея: Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это….(солнце).
(Показать волшебной палочкой солнце).
Фея: А теперь произнесите это слово ласково.
Дети: Солнышко.
Фея: Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (подбор определений к слову солнышко)
Дети: Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…
Фея: Видите как много красивых и добрых слов вы смогли найти в моей стране. А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова» (полный конспект занятия представлен в приложении Б).

Поэтому можно сделать вывод, что дидактические игры «Составь рассказ», «Посмотри и расскажи», «Опиши берёзу», «Послушай и перескажи», а также занятие «Страна прекрасных слов» оказали положительное влияние на развитие связной речи, способствовали повышению речевого развития.

Вторым этапом методики развития связной речи является практический. Целью этого этапа является следующее: овладение детьми навыками рассказывания, составления различных описательных рассказов в процессе ознакомления с природой. В соответствии с целью были поставлены такие задачи:

1. Закрепить умения детей говорить развёрнутыми и правильными предложениями.

2. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы о природе, опираясь на собственные чувства и эмоции.

На практическом этапе я использовала различные формы развития связной речи в процессе ознакомления с природой, а именно: интегрированные занятия, экскурсии, беседы на экологическую тематику, дидактические игры.

В старшей группе была организована и проведена экскурсия на тему «Весна» . Также были поставлены следующие задачи: 1) развивать связную речь детей через ознакомление детей с природой; формировать позитивное отношение к природе и чувство прекрасного; 2) обучать детей высказывать свои эмоции об увиденном; 3) учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья, учить сравнивать их, находя общие признаки; 4) воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; 5) развивать речь детей, умение подбирать определение к слову; 6) уточнить знания детей о состоянии растений весной; дать понятие об экосистеме «лес».

Экскурсия проводилась в лесопарк недалеко от дошкольного учреждения. Для проведения экскурсии экспериментатором были изучены особенности наблюдаемых объектов, осмотрена и подготовлена территория, был составлен чёткий план экскурсии и определена её основная цель. Для того, чтобы экскурсия имела развивающий характер, была спланирована собственная деятельность и продумана применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий. Готовясь к проведению экскурсии, был намечен план работы по обогащению и активизации словаря детей. Заранее были намечены вопросы беседы, определено, как провести обобщение того, что дети узнали в ходе наблюдений.

На практическом этапе также использовались дидактические игры «Назови как можно больше предметов», «Зоопарк» , которые способствовали обогащению словаря и развитию монологической речи. Так, цель игры «Назови как можно больше предметов» заключается в упражнении детей в чётком произношении слов и обогащение активного словаря. Во время этой игры воспитатель на прогулке предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова и не повторялись.

Целью игры «Зоопарк» является развитие монологической речи. Во время игры дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая, их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное. В момент проведения этой игры был использован наглядный материал – картинки с разными животными. В эти дидактические игры дети играют с удовольствием и большим интересом.

На втором этапе методики большая роль отводилась беседе. В старшей группе мною была проведена беседа на экологическую тематику «Маленькие друзья человека» .

Цель беседы: уточнить представление детей о внешнем виде, образе жизни, значении в природе муравьев, бабочек, жуков, дождевых червей, жаб, лягушек, пауков; о сложных взаимосвязях растительного и животного мира: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях. Воспитывать желание охранять маленьких полезных животных. Учиться высказывать своё мнение. Перед проведением беседы была проведена предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и сказок: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», А.Онегов «Откуда прилетела бабочка», Ю.Аракчеев «Сидел в траве кузнечик», С.Воловник «Наши знакомые незнакомцы».

Материалом к беседе служили: картинки с изображением животных, конверт, письмо, плакат «Муравей - санитар леса».

Теперь приведём фрагмент беседы с детьми на тему «Маленькие друзья человека».

Ход беседы:

«Экспериментатор читает письмо от Незнайки, у него случилась беда.

Экспериментатор: Ребята, а давайте с вами поможем Незнайке. (Вывешивает полотно с картинками: муравей, стрекоза, бабочка, паук, божья коровка, лягушка, жаба, дождевой червь).

Почему лес опустел? (Животные обиделись на Незнайку и ушли).

На что же животные обиделись? Незнайка сказал, что эти животные бесполезные и даже вредные? Расскажите, в чем их польза.

Я загадаю две загадки. О каком животном быстрее отгадаете, с того и начнем рассказ:

Удивительно силен, не смотри, что мал:

Ведь в лесу с друзьями он гору натаскал.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел!

Как называется гора, которую натаскали муравьи?

Из чего муравьи строят муравейники? Чем питаются муравьи? Почему их называют «санитарами леса?» (Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника хвойные иголки, мелкие веточки, кусочки коры, остатки растений; муравьи поедают гусениц, различных жуков, которые точат деревья; муравьи разносят семена лесных растений, рыхлят почву).

Почему лесу стало плохо без муравьев? Как могут люди позаботиться о муравьях? Что вы посоветуете Незнайке?

Поговорим о бабочках. Почему лесу стало плохо без бабочек? (Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов). Чем питаются бабочки? Как они переносят пыльцу с цветка на цветок? В чем еще польза бабочек? Как можно о них позаботиться?». Полный конспект беседы в старшей группе «Маленькие друзья человека» представлен в приложении.

Во время беседы обращала внимание детей на правильность речи, побуждала их к полным ответам. Также в процессе беседы вводила новые слова, активизировала словарный запас детей и способствовала речевой активности с помощью вопросов. Главная цель этой беседы – стимулирование и направление внимания детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача экспериментатора – это, прежде всего, обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Содержание беседы определялось процессом наблюдения. Ведь что и в каком порядке заметят дети и что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывали свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Таким образом, происходил обмен мнениями .

Для решения задач практического этапа также использовалось занятие. В старшей группе было проведено интегрированное занятие (по развитию речи и ознакомлению с природой) на тему «Защитите ель и сосну».

Цель данного занятия: 1.Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
2.Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
3.Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».
4.Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.
5.Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.
6.Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты.
7.Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.
8.Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

На занятии использовалось различное оборудование: картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки, аромалампа, масло сосны, пластилин, простые карандаши, листы белого картона, искусственная елочка. Такое разнообразие дидактического и наглядного материала позволяет не только дать детям теоретические знания, но и через чувства и различные анализаторы вызывать положительные эмоции. Вот представлен фрагмент занятия «Защитите ель и сосну».

Ход занятия:

«Рассказ о пользе деревьев».

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы сейчас зажжем аромалампу с сосновым маслом и воздух в нашей группе наполнится ароматом сосновой хвои и станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Творческая игра «Сказка про елку» .

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения. «Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек. Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?) Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа)… (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?).

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга. Мы дадим ее почитать родителям и детям других групп нашего детского сада». Полный конспект этого занятия представлен в приложении (Приложение Г).

Во время занятия проводились различные виды работ – игры, беседы, составление рассказа, рисование, ощущение запаха сосны. Детям очень понравилось это занятие, так как они были очень активными, высказывали своё мнение и были внимательными. Аромалампа вызвала у детей большое количество положительных эмоций, ведь они не только увидели сосновые шишки, но и смогли ощутить сам запах хвои; дети словно побывали в лесу. После этого ребята старались все высказать своё мнение, рассказать о каких – то своих воспоминаниях. Во время творческой игры «Сказка про ёлку» дети активно принимали участие и каждый использовал свой личный опыт. Сказки получились совсем разные, каждый придумывал что – то новое и необычное.

Для закрепления знаний, умений и навыков на практическом этапе была проведена с детьми дидактическая игра «Придумай загадку» , целью которой являлось развитие умения детей составлять загадки о явлениях природы и окружающем мире на основе главных признаков и свойств. Отгадывание и составление загадок оказывает большое влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Загадка – одна из наиболее распространённых средств, которые используются в воспитательной работе .

Загадка не только вызывает интерес у детей, но и способствует развитию мышления, внимания и памяти.

Составление загадок считается творческой работой, поэтому дидактическая игра «Придумай загадку» является сложной работой для дошкольника , но и интересной. Ведь здесь ребёнок проявляет черты своего характера, подбирает соответствующие признаки к определённым объектам и приводит их к совокупности. При составлении загадок ребёнок использовал все знания об окружающей среде и объектах, поэтому признаки их реальные, то есть невыдуманные. Ведь загадка должна быть составлена правильно, чтобы другие могли по основным признакам узнать загаданный объект или явление.

Таким образом, на практическом этапе были использованы различные формы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой – дидактические игры, интегрированные занятия, беседы, экскурсии, составление загадок. После проделанной работы виден положительный результат - дети могут развёрнуто высказывать своё мнение, составлять рассказы о природе на основе собственных чувств, делиться своими переживаниями.

Заключительным периодом развития связной речи является контрольный этап. Цель его являлось: активно использовать приобретённые знания, навыки и умения, свободо говорить в процессе ознакомления с природой, сочинять самостоятельно рассказы. Задачей было развить готовность детей самостоятельно составлять рассказы, развёрнуто говорить в процессе ознакомления с природой.

Для реализации целей и задач на контрольном этапе мною использовались такие формы работы с детьми: составление описательных рассказов по картине на тему «Признаки весны» , по сюжетной картинке «По грибы» проведение опытов, труд в природе.

Большое значение в развитии связной речи играет составление описательных рассказов по картине на различные темы. Дело в том, что в процессе составления ребёнок опирается на наглядность, вычленяет главные и второстепенные признаки, стремится передать нарисованное своим сверстникам через собственное чувство и восприятие. Дети в старшей группе с удовольствием рассматривают картины и выражают своё мнение и эмоции по поводу произведения искусства. В старшей группе мною была предложена картина «Признаки весны». Дети сразу обратили на неё внимание, но некоторые опирались не на само произведение, а на имеющиеся знания и личный опыт. Поэтому обращала внимание детей на саму картину, и на элементы, которые на ней представлены. Дети практически все говорили полными и развёрнутыми предложениями, некоторые ребята были неактивные, поэтому для активизации внимания им были заданы встречные вопросы.

Особое место в развитии речи занимают опыты в природе, ведь опыт несёт в себе большую значимость. Ведь выполнение практических заданий и исследование чего – то нового способствует развитию познавательной и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. С помощью опытов дети обогащают свои знания и добывают ответы на интересующие их темы. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создавались ситуации, которые ребенок разрешал посредством проведения опыта и, анализируя, делал вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении . Экспериментатор организовывал работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Так в старшей группе было проведено несколько опытов, которые способствовали развитию мышления, внимания, речи и активизации познавательной деятельности:

«Подводная лодка из винограда»

Цель: показать свойства газированной воды с помощью виноградинок; продемонстрировать принцип работы подводной лодки; развивать мышление, речь и внимание; Развивать интерес к исследовательской деятельности старших дошкольников и способствовать познавательной активности.

Ход работы:

Необходимо взять стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Как добыть воду для питья?»

Цель: показать, как можно добыть воду из листьев и травы на земле; развивать любознательность, мышление, речь и внимание.

Ход работы:

Для этого опыта нужно выкопать яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставить в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положить свежей зеленой травы и листьев. Накрыть ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпать ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камешек и слегка придавить пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово. Затем необходимо оставить свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхнуть землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотреть: в миске находится чистая вода.
Откуда же она взялась? Нужно объяснить ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в нашу емкость.

«Делаем облако»

Цель: показать детям, как образуется облако и дождь. Развивать мышление и внимание.

Ход работы:

Для проведения этого опыта необходимо налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Немаловажное значение имеет труд в природе, который развивает познавательную деятельность и формирует умения и навыки в различных сферах. Труд с детьми необходимо проводить в форме игры, чтобы дети вели себя естественно и не боялись трудностей.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Труд в природе способствует к развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней, бережно относиться к живому, к результатам труда. Также важно, чтобы труд в природе сопровождался речью и комментариями выполнения данной работы .

Так, в старшей группе, можно с ребятами смастерить кормушку для зимующих птиц или создать на территории детского сада огород, на котором дети могли бы ухаживать за растениями. Это будет способствовать не только развитию познавательной и практической деятельности, но и развитию речевой деятельности через чувства и эмоции от участия в работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами методика развития связной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с природой состоит из трёх этапов: подготовительного, практического и продуктивного. На подготовительном этапе решалась задача формирования у ребёнка интереса и позитивного отношения к говорению и рассказывания в процессе ознакомления с природой. На практическом этапе использовались различные формы развития связной речи в процессе ознакомления с природой, а именно: интегрированные занятия, экскурсии, беседы на экологическую тематику, дидактические игры. На этом этапе решались следующие задачи: закрепить умения детей говорить развёрнутыми и правильными предложениями; совершенствовать умения составлять описательные рассказы о природе, опираясь на собственные чувства и эмоции. Для реализации целей и задач на контрольном этапе нами использовались разные формы работы с детьми: составление описательных рассказов по картине на тему «Признаки весны», «По грибы», проведение опытов «Подводная лодка из винограда», «Делаем облако», «Как добыть воду для питья?», труд в природе. В целом цели и задачи методики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста были достигнуты.

Елена Лушникова
Развитие речи детей через ознакомление дошкольников с природой

«Природа -единственная книга , каждая страница которой полна глубокого содержания»-сказал В. И. Гёте. Дошкольное детство -это начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе , к «рукотворному миру» , к окружающим людям».

Природа является наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребёнка, врачует, утончает органы восприятия, обогащает представления и знания, благоприятствует обогащению развитию речи детей . Могучим средством развития мышления и речи детей является окружающая природа . Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют приёмами сравнения. При помощи сравнения можно выделить черты сходства и отличия в предметах, явлениях : их существенные признаки, выявить некоторые общие черты в исследуемых объектах. Развитию мышления и речи детей способствует также прием противопоставления, при помощи которого сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность. Ещё способствует и применение на занятиях приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо предмет или явление, предлагается детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Активную мыслительную деятельность и развитие речи детей вызывает установление связей между явлениями и предметами природы . Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса знаний, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе , помогает ребёнку объяснить наблюдаемое явление,а значит, понять его. Формированию логического мышления и речи детей способствует упражнения по классификации и систематизации известных им факторов, т. е. объединение предметов и явлений по сходныи признакам в группы. Так, уже в дошкольном возрасте , детям доступно выделить в природе следующие группы или класификации : растения, цветы, овощи, фрукты. И, наконец, большое влияние на развитие умственных способностей и речи ребёнка оказывают выводы. С их помощью выделяется главное, существенное. Часто с помощью этого приемавыводятся правила по уходу за комнатными растенеями, за животными, обитающими в «Живом уголке» . Выводы формируются в виде суждений и умозаключений. Работая с детьми в старших группах, я на практике убедилась, что природа -это неиссякаемый источник знаний и обогащения речи детей . Я глубоко убеждена в том, что детство всегда должно быть связано с природой . Чем теснее контакт ребенка с миром животных и растений, тем он счастливее. Своей работой я стараюсь приблизить детей к природе , научить понимать и любить её, потому, богаче и прекраснее детства тех, кому открыта красота окружающего мира. Близкое общение с животными, сердечная привязанность, оставляет глубокий след в душе ребёнка. И мы не должны обеднять жизнь детей , лишая их незабываемых впечатлений. Научить детей воспринимать окружающий мир природы , её красоту, обогатить речь детей , научить мыслить, анализировать, сопоставлять стало целью моей работы, в результате которой я составила перспективный план, в который включила следующие разделы : «Где мы живем.» , «Дикорастущие культурные растения.» , «Красная книга» , «Будь природе другом » , «Снег и лёд» , «Что где растет, кто где живет» . Формы работы с детьми по обогащению словаря на основе художественных образов природы-это занятия , беседы, наблюдения на прогулке, труд в природе , дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, экскурсии, целевые прогулки. Входе проводимой мною работы с детьми использую различные методы : наглядный, словестный, практический, игровой. Часто использую их в сочетании друг с другом. Вопросы : как, зачем, почему, каквы думаете, почему вы так думаете, кто думает по-другому,- заставляют ребёнка размышлять, сравнивать, делать выводы. Можно выделять несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками : загадывание загадок, отгадывание загадок, доказательство правильности отгадок, сравнение отгадок об одном и том же, сравнение загадок о разном. В результате обогащается словарный запас, грамматический строй речи , развивается память и мышление . Значительно вырастает роль непосредственных наблюдений за сезонными изменениями в природе , а также развитие речи непосредственно на прогулках, с использованием художественных образов природы , художественной литературы. Большую роль в развитии детей и привитии им чувства заботы и сострадания «Уголок живой природы » в группе, где собранны растения соответственно возрасту. На каждое растение есть паспорт, дети хорошо знают их названия, умеют ухаживать за ними. Совсем недавно родители подарили в группу морскую свинку. Дети с любовью и желанием наблюдают за их повадками. В результате систематических целевых прогулок, экскурсий, рассматривания художественных произведений, бесед, наблюдений, игр на природе , чтения стихов, отгадывание загадок, дети стали любознательнее , внимательнее и бережливее. Часто в их речи можно услышать образные, красивые слова- сравнения, определения. В нашем детском саду стали традиционными творческие дни, которые обогащают знания детей . Одним из творческих дней -День общения с природой . В ходе него детям предлагается окунуться в мир природы . В этот день проводятся занятия-путешествия, дидактические игры, игры-драмматизации. Можно наблюдать знания детей , сопоставлять их со знаниями детей другой группы (старших) . Важной формой обогащения словаря детей с использованием природы , предметов или явлений, являются занятия. Они проводятся в определенные часы по заранее разработанному плану. На занятиях я стараюсь не только закрепить знания детей , а также сообщить детям новые сведения. Цель работы с детьми в ходе занятий-это развитие познавательных процессов (наблюдательности, мышления и речи детей , обогащения их словаря, воспитание интереса и любви к природе . Для этого использую различные методы : наблюдение натуральных объектов, труда взрослых; дидактические игры, работа с картинками, чтение художественной литературы, беседы и т. д. Провела такие занятия по познавательному развитию , как «Живой мир» , «Царство природы » , «Птицы» , «Комнатные растения» . Интересно проходять занятия-эксперименты в специально созданных условиях. Привлекаю детей к проведению на занятиях, прогулках или в уголке природы , а так же на участках детского сада, несложных опытов, которые помогают развитию наблюдательности , воспитанию активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы :замерзанию воды, превращению льда в воду, образованию радуги и т. д. При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений, делают выводы и умозаключения. Воспитывать успойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост. Для фиксации того, что дети наблюдают, служат зарисовки об увиденном. Это обогащает речь детей . Дети, как бы ещё раз, запоминают все, что видели и отражают в своих рисунках. Все выше перечисленное я стараюсь донести до родителей. В беседах с ними учу обращать внимание их детей на красоту окружающей природы , на бережное отношение к ней. Объясняю, что во время наблюдений расширяется кругозор детей , развивается речь и времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное : как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях и т. д. Известно, что любовь к природе должна развиваться с раннего детства . С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы , думать о красоте. И чем раньшне маленький человек познакомится с удивительным миром природы , тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного.

Поделиться: