Сценарии фольклорных сибирских праздников в доу. Фольклорный праздник в детском саду методическая разработка (средняя группа) на тему
Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!
В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.
У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!
Содержится в разделах:Включает в себя разделы:
- Сороки, Жаворонки, Грачиная каша. Народные праздники птиц
- Спас. Яблочный, медовый, ореховый спасы. Материалы к праздникам
- Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды
Показаны публикации 1-10
из 2167
.
Все разделы
| Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
Цель : приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством народного фольклора , формирование любви к русским народным праздникам . Предварительная работа : Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций и картинок. Разучивание стихов о весне,...
МДОУ «Детский сад № 10 «Буратино»
Села Александровского Александровского района Ставропольского края Праздник урожая
«Арбузник»
для детей и родителей 20 сентября 2019года Музыкальный руководитель Костьянцева Анна Михайловна Цель
: Приобщение детей к русским народным традициям
,...
Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А....
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Сценарий фольклорного праздника «Веселись, честной народ!» Цель: Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры. Задачи: 1. Знакомить с традициями русских посиделок. 2. Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы,...
Фольклорный праздник «Пришла коляда-отваряй ворота» (подготовительная группа) Программное содержание: - воспитывать в детях чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее. - Учить передавать в движениях характер музыки: плавным изящным движением рук, притопывать ногами, плавные выполнять лодочки; - Учить выразительно...
Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство Много лет я работаю музыкальным руководителем в детском саду, и все эти годы мы...
Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Фольклорный праздник к 8 Марта и Масленице «Весенние посиделки» для детей старших групп
есенние Посиделки Фольклорный праздник 8 марта-масленица для детей старших групп Автор: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Виктория Викторовна Медикова Действующие лица: Змея Горыновна (трое взрослых, Авдотья и Федотья (воспитатели группы, Алеша. Зал...
Русские ПОСИДЕЛКИ
С детьми и РОДИТЕЛЯМИ
Цель: 1.Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере посиделок.
2.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям
. Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр,
Действующие лица: ведущие – воспитатели; дети и родители 2 младшей группы.
Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада. Оборудование: народная посуда, предметы быта, русские народные костюмы, вышитые салфетки, выставка книг по фольклору, народные музыкальные инструменты, созданы декорации русской избы
Хозяюшка. Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!
Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному - посиделками называется.
Хозяюшка. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!
Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому песенку.
Хозяюшка. Мы гостей встречаем вкусным, румяным караваем.
Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям.
(вручаем хлеб-соль)
Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать! Будем петь, шутить, играть!
Хозяюшка. Русь – так наша страна в старину называлась. В России живём мы теперь.
Познакомимся ближе с русской культурой. И сердца наши станут добрей и родней.
Хозяйка. Эй, подружки – хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Длинный день скоротать.
Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:
Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся)
Встали, (встаем)
Себя показали. (повертелись)
Попрыгали, (прыгаем)
Потопали (топаем)
В ладошки мы похлопали.
(хлопаем)
Общий хоровод.
Хозяйка. У нас говорят: «Мой дом – моя крепость» У каждого человека есть дом, а как назывался дом на Руси?
Хозяюшка. Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя избушка. А в ней жильцы. Давайте все вместе на них посмотрим .(2-3 слайд)
Приглашаем вас в путешествие по русской избе
(презентация «Путешествие по русской избе» . ( СЛАЙД 4)
Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.
Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит
СЛАЙД 5
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.)
Женщину в старину называли..? (Баба.)
Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий (женский) кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.
В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.
После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».
Хозяюшка. Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси?
Дети: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.
Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька-коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.
Хозяюшка.
Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите!
Игра «Переберём крупу» (фасоль, кукуруза, гречка).
Хозяйка: Хорошо потрудились наши гости. Спасибо вам.
Хозяюшка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.
Игра с погремушками
Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите? Аль плясать вы не хотите? В круг скорее становитесь, Крепче за руки беритесь!
Танец
Хозяйка: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?
Хозяюшка. Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
Утки
Дети: В дудки!
Хозяюшка. Кошки
Дети: В ложки!
Хозяюшка. Тараканы
Дети: В барабаны!
Хозяюшка. Чайки
Дети: В балалайки!
Хозяюшка. Кукушки
дети: В колотушки!
Хозяюшка. А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы! Играют, играют, Всех потешают!
Ребенок: Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем вам ладком
И про мамочку споём.
Ребята выходят из-за столов, усаживаются на свои места на лавках и получают в руки музыкальные инструменты..
Хозяйка: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете, а поете так, что можно заслушаться.
Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами!
Видите Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Хозяйка: Любите чай с пирогами,
С баранками да кренделями?
Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!
Рогачева Т.Н., воспитатель МДОУ Д/с №17 с.Пушкарное Белгородская обл.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
- Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
- Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
- Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, в танце, развивать память, внимание, воображение, творчество.
- Дать возможность детям почувствовать радость на празднике, возможность видеть красоту русской народной одежды.
- Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Оборудование:
Кукла, завернутая в пеленку; кукла в рубашке, топор, два ведра, веревочка, палка-конь, гармошка, четыре плоскостные фигуры балалайки, трещетка, деревянные ложки, колокольчики.
Предварительная работа:
Выполнена воспитателем:
Посещение музея «Русская изба».
Чтение потешек, песенок, стихов, закличек и сказок.
Заучивание скороговорок, пословиц.
Слушание народной музыки.
Разучивание танцев, хоровода «Черный ворон».
Выполнена музыкальным руководителем:
Разучивание русской народной песни «Со вьюном я хожу» и русской народной песни
Белгородской области «Ой, ниточка тоненькая».
Разучивание танца «Хоровод».
Работа с фольклорным оркестром.
Выполнена родителями: Всем детям сшили русские народные костюмы.
(Роли матери и отца играют взрослые)
На фоне остановки русской избы «плачет» (фонограмма) маленький ребенок в люльке.
Мать: поет и берет ребенка на руки.
Баю, баюшки-баю,
Баю деточку мою.
Гули, гули, прилетайте,
Мою Настю покачайте!
Уносит куклу.
Мать: (возвращается) А время идет.
Отец: (выходит с большой куклой, мать берет куклу, ставит на пол.) (фонограмма детского лепета) .
Мать:
Дыбочек, дыбок
Скоро Настеньке годок.
Дыбок, дыбок, целый годок.
Иди к папе (уносит куклу папа) .
Настенка: выходит маленькая девочка с игрушкой.
Мать: А время идет.
Отец: А наша Настенька растет.
Мать: Поскорее подрастай, да к работе поспевай.
Отец уводит Настеньку.
Настя: выход «взрослой» Насти. Хлопочет по дому.
Мать: Посмотри-ка, а наша доченька Настенька совсем взрослая стала, красавица, коса ниже пояса, рукодельница, работница.
Отец: А бойкая, бедовая вся в тебя! (звучит фонограмма - крики петуха, мычание коров, коз …)
Отец: Берет топор и уходит.
Мать: Пора уже скотину кормить, коров доить.
Две девушки идут с ведрами коров доить.
Тит: (выходит и ложится на пол) Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!
Девушка: Тит, иди молотить.
Тит: Не могу, живой болит.
Девушка: Тит, иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка?
Мать: Люди добрые, какие вы пословицы знаете о труде и лени, скажите ленивому Титу?
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Мала пчела, да и та работает.
Всякое дело мастера боится.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.
Труд человека кормит, а лень портит.
(Звучит фонограмма топота копыт.) Выезжает на коне Миша.
Девушка: Куда Миша едешь? Куда погоняешь?
Миша: Сено косить.
Девушка: На что тебе сено?
Миша: Коров кормить.
Девушка: На что тебе коровы?
Миша: Молоко доить.
Девушка: На что тебе молоко?
Миша: Малых детушек поить.
Девушка: Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что на дело гож! (Миша уезжает.)
Мать: Солнышко поднялось, и нам пора на крестьянскую работу, сено косить, огород полоть.
Дети встают. Под фонограмму исполняют танцевальную сцену «Крестьянская работа».
Мать: Так уже повелось на Руси, работали и песни пели. (Дети поют на два голоса русскую народную песню «Со вьюном я хожу»)
Мать: Ну, что, девицы-работницы и молодцы-работники, домой пора, наработались, устали. Ой, смотрите божья коровушка. Дети говорят закличку:
Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница!
Дети уходят за колонну и берут гармонь и балалайки.
Мать: На улице темнеет. Сейчас молодые на гулянье пойдут. Где-то там и наша Настенька гуляет!
Под фонограмму дети исполняют танцевальную сцену «деревенское гулянье», состоящую из одного общего танца и двух парных танцев.
Настя: Сейчас в избе приберу, (быстро убирает) да и гостей позову (высовывается в окно) , кричит: «Эй, подруженьки подружки, веселушки хохотушки, эй, ребята молодцы, озорные удальцы, приходите поплясать, да и вечер скоротать!»
(В избу заходят девушки.)
Мать: Милости просим, гости дорогие, проходите да садитесь на лавки. (Девочки занимаются рукоделием) .
Мальчики с гармошкой, балалайками перед окном.
Паренек: Дома ль, Настя-Душенька, дама ль девицы красавицы?
Девушки: (Прихорашиваются, улыбаются) Часть девушек бежит к окну и кричат: «Мы туточки! Заходите к нам на посиделки.»
Мальчики: Кланяются: «Здравствуйте».
Мать: Проходите, да на лавки садитесь, посмотрите на наших рукодельниц, да на красоту девичью. Все вы молодцы, работники хорошие, да и наши девицы красавицы в работе славятся. Весь день трудились, а вечером можно и повеселиться. Делу время - потехе час. А ну, споем нашу белгородскую народную «Ой, ниточка тоненькая». (Дети поют на два голоса) .
Паренек:
Сядьте рядышком на лавке,
Вместе с нами посидите,
Загадайте нам загадки,
Кто смышленей, поглядите.
Мать:
Цветное коромысло
Над рекою повисло. (радуга)
Сверкает, мигает
Стрелы посылает. (молния)
Белая вата
Поплыла куда-то. (облако)
Его просят, его ждут
А как придет, прятаться начнут.
Мать: А скажите-ка:
Кого боится мышка,
Кто за ней бежит вприпрыжку? (кошка)
А еще чего боится мышка? (мышеловки)
Поиграем в мышеловки.
Паренек:
Здравствуй, Митенька, дружок,
Здравствуй, Васенька, дружок,
Расскажите, где вы бывали,
Расскажите, что вы видали?
Митенка:
Где я только не бывал,
Что я только не слыхал,
Побывал я во всей небывальщине,
Повидал я всю неслыхальщину.
Что лошади в галошах,
Коровы в сапогах,
Что петух в печи,
Пироги печет,
А кошка на окошке
Рубашку шьет.
Васенка: :
Я увидел и услышал
В деревеньке одной,
Что курица бычка родила,
А поросенок яичко снес,
Что на дубу свинья пасется,
И в бане парится медведь.
Мать: Пока мы с вами беседовали, а к нам черный ворон прилетел, просится в калитку. (Выходит мальчик в костюме ворона. Хоровод под фонограмму «Черный ворон») .
Мать: Забегайте-ка быстрее в горницу, да усаживайтесь, да послушаем, кто на язык у нас остер, какие скороговорки вы знаете и как быстро проговариваете.
Дети:
Ри-ри на ветках снегири.
Синичка, синичка воробью сестричка.
Сеня в лесу встретил лису.
Три сороки тараторки, тараторили на горке.
У нас в печурочке золотые чурочки.
Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки.
Колпак под колпаком.
Паренек:
Эй, берите ложки,
Эй, берите дудки,
Эй, берите колотушки,
Эй, берите бубенцы,
Будем, будем играть
И всех потешать!
Исполняют на «народных» инструментах «Калинку».
Паренек: Много игр на посиделках наших. Играем, шутим, поем, пляшем!
2 паренек: В играх не зевай. Смелость, ловкость проявляй!
Мать:
Делу время, потехе час
Поиграем мы сейчас,
Кто веревочку найдет,
Тот к этой девушке подойдет
Игра «Фанты»
Мать: Эй, веселые молодцы и красные девицы, а ну частушки запевайте.
Девочки: : Станем девицы рядком. Да частушки пропоем.
Мальчики: Да и мы, пожалуй, встанем. От подружек не отстанем.
Мальчики:
Эй, девчонки хохотушки,
Запевайте-ка частушки
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей.
Девочки: :
Мы частушек много знаем,
Все частушки разные
Вы хорошие ребята,
А ладошки грязные.
Мальчики:
Мы Пушкарские ребята
Мы нигде не пропадем,
Если надо мы попляшем,
Если надо мы споем.
Девочки: :
Ваши ноги косолапы
В такт они не топают,
Посмотрите-ка на наши,
Как задорно шлепают.
Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Девочки: :
Мы девчата боевые,
Мы девчата хоть куда,
И работаем на славу
И веселые всегда.
Мальчики:
Просим вас не зазнаваться
Женихи мы хоть куда,
Наши щеки розоваты,
И улыбка весела!
Девочки: :
Все ребята зазнаются
Я жених и я жених
Трали вали и так дале,
И чихали мы на них.
Купил Милке перстенек,
Милка доброй стала,
Позабыл купить платок,
Милка нос задрала.
Уж я топну ногой, да притопну другой,
Выходи ко мне, Ванюша!
Попляши-ка ты со мной!
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку,
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!
Меня мама родила
Думала хорошая,
Развернула, посмотрела
Кнопочка курносая.
На окошке два цветочка,
Голубой, да аленький,
Я парнишка боевой,
Не смотри, что маленький!
По деревне мы пошли,
Коленьку увидели,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела!
Извини меня, подружка,
Что к тебе я не пришел,
Штаны папины большие,
А свои я не нашел.
На гулянье собирался,
Мамка супу налила,
А с гулянья возвратился,
Подзатыльников дала.
Мальчики:
Девочки, беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки: :
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
Мать: Небось, устали частушки петь. Садитесь со мной, и будет вам сказочка: Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся - вот и сказка вся. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Настенка: Надо бы каждому молодцу, дать с огорода по огурцу.
Мать: Да пока, вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.
Настенка: Значит, нам ничего не осталось?
Мать: Коль не вышло с огурцами, угощу я вас блинами (выносит блины) .
Песня «Ой, блины»
Вот хозяюшка идет, идет, идет
Самовар с собой несет.
Не красна изба углами,
А красна, пирогами.
Мать: Приглашаю вас отведать наше угощенье! Ведь чай пить, не дрова рубить.
Самоварптица жар
Кран открывается
Чай наливается.
Ах, какой самовар!
Из него валит пар!
Чай попьем, посидим,
И про чай поговорим!
Мать: Поговорим, поговорим, я буду начинать поговорку о чае, а вы заканчивать.
Чай пить - приятно жить.
Чай пить - не дрова рубить.
Чай пьешь - здоровье бережешь.
Чай усталость всю снимает - настроенье поднимает.
Выпьешь чайку - позабудешь тоску.
Холодно - пей чай.
Жарко - пей чай.
Устал - пей чай.
Мать:
Ах ты, русская душа,
До чего ты хороша!
В хороводе отличись!
И весельем зарядись!
«Хоровод» - танец
Мать: Ну, вот и домой вам пора. А завтра рано утром просыпайтесь. И на работу собирайтесь. «Делу время, потехе час!»
Цель:
- сделать зону психологического удобства;
- развивать творческие способности детей;
- удовлетворить физические, интеллектуальные потребности;
- приобщить к народным традициям.
«Долог день до вечера, коли делать нечего»
Зал украшен предметами русского быта, народного творчества. В центре зала – русская изба: в углу бутафорская русская печь, на окнах резные занавески, на столах самовар, глиняная посуда.
Детей встречает Хозяйка (ведущая), одетая в русский костюм. Прихорашивается, в окно выглядывает.
Хозяйка : Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу…
Позову-ка я ребят на посиделки.
Будут пляски, будут песни.
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные молодцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать.
(из-за дверей раздается звук бубенцов, смех и пение).
Входят девочки в русских сарафанах .
Хозяйка : Проходите, проходите!
Давно вас поджидаю.
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше голову-головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цвет водицу встряхивает.
Хоровод «Со вьюном я хожу» рус. нар. мел.
(раздается стук)
Хозяйка: Проходи, честной народ,
Не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут
Поплясать немножко.
Входят мальчики в русских костюмах, здороваются, кланяются. Встают напротив девочек.
Мальчик: Что-то пляска не видна?
Девочка : Нет, неверно, вот она!
Мальчик : Плясуны не хороши!
Девочка: Сам пойди, да попляши!
Мальчик : Мы присядем, ногу в бок!
Девочка: А мы ногу на носок!
Мальчик: Топотушками пойдем!
Девочка : А мы сядем отдохнем!
Мальчик: С вами мы плясать пойдем!
Девочка: Лучше после отдохнем!
Общая пляска (рус нар мел.)
(дети рассаживаются по местам, все занимаются каким либо делом: вышивают, сматывают нитки, мальчики «плетут сети, вырезают деревянные фигурки» и т. д.)
Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.
Девочка: Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Девочка: Она тонка, да длинна,
Одноуха, остра,
Одноуха, остра
Всему миру красна!
Девочка: Хвостик нитяной
Тяну-тяну за собой.
Сквозь холст он проходит
Конец себе находит.
Хозяйка: Какова пряха,
Таково на ней рубаха.
Хозяйка: Федул, что губы надул?
Мальчик: Кафтан прожег (показывает рубаху с дырой)
Хозяйка: Починить можно?
Мальчик: Да иглы нет.
Хозяйка : А велика ли дыра?
Мальчик: Остались ворот, да рукава.
Хозяйка: Ты пирог ел?
Мальчик: Нет, не ел.
Хозяйка: А вкусный был?
Мальчик: Очень! (поглаживает живот)
Хозяйка: Где песня льется,
Там легче живется.
Запевай песню шуточную,
Шуточную, прибауточную.
Песня «Во кузнице» рус. нар. мел.
(мальчики поют, девочки – шумовой оркестр )
Под веселую музыку входит Коробейник с подносом, на подносе подарки: ленты, расчески, зеркальце…
Коробейник : Здравствуйте, лебедки! Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
А тари, тари, тари.
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги -
Куплю Маше серьги
Останутся пятаки -
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошики -
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки -
Куплю Маше подушки.
Хозяйка: Ой, ой, проходи, да на нас посмотри, что принес, покажи.
Коробейник: Да принес я много чего, хочу одарить вас своими подарками.
Но сначала покажите, какие вы ловкие.
На игру вы выходите,
Свою ловкость покажите.
Удальцов я одарю,
Что принес им, подарю.
Русская народная игра «Гори ясно»
(Коробейник одаривает детей ленточками, свистульками и т. д. )
Девочка: Как у наших у ворот собирается народ.
Девочка : Где веселый народ, тут и наш хоровод.
Инсценирование песни «Как у наших у ворот» рус нар. мел.
(молодец на «коне», девица у ворот стоит)
Хозяйка: Круглолицы, белолицы
Славно танцевали,
А теперь я хочу,
Чтоб все вы поиграли.
Русская народная игра «Горшки»
Хозяйка: Сядем рядком,
Да поговорим ладком!
Ну-ка, кто пословицы да скороговорки
Мастак рассказывать:
«Долог день до вечера, коли делать нечего.»
Дети: (по очереди )
- Кто труд любит, спать не будет.
- Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Всяк годится, да не на всякое дело.
- Кто мало говорит, тот больше делает.
- Плохи дела, где сила без ума.
Хозяйка: Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!
Танец с платочками рус. нар. мел.
Хозяйка: Молодцы, я за это подарю вам песню русскую, раздольную.
Помню, как певали в избах. Красота! Женщины, сидя у кудели
пели или девушки за селом, или же пока не засветлело
мужчины – за праздничным столом.
Взрослые, которые тоже сидят тут же в русских сарафанах поют песню.
Песня «Ой, со вечора, с полуночи» рус. нар мел.
(раздается стук)
Входит цыганка.
Цыганка: Здравствуйте, дорогие мои. Увидела огонек, да и зашла.
Да вы, милые, не бойтесь меня.
С добром пришла, вам правду скажу,
О будущем расскажу.
Хозяйка: Заходи, заходи, коль с добром пришла,
Мы гостям все рады!
Цыганка подходит к детям и гадает по руке, например: («Вижу, вырастешь ты большим, будешь хорошим врачом. Все тебя уважать будут» и т. д.)
Цыганка: А за ласку вашу, я спляшу для вас.
Цыганский танец.
Цыганка: Хорошо у вас, тепло и весело, да надо мне идти..
До свидания. (уходит)
Хозяйка: Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,-
Маму, дочка, слушайся.
Инсценировани е песни «Пошла млада за водой» рус. нар. мел.
(Солисты - Ваня и Таня, дети - с музыкальными инструментами )
Мальчик: Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Частушки.
(девочки с платочками, мальчики – руки на поясе)
Девочка: Говорят, они придут,
Говорят, появятся.
Двери отворяются
С улыбочкой являются.
Мальчик: Разрешите в этом доме
Разрешите поплясать.
Я не буду сильно топать
Только буду припевать.
Девочка: Говорят, я боевая
В девках не остануся.
Ох, и горюшко тому,
Которому достануся.
Мальчик : Разрешите мне сплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
Девочка: Я частушку на частушку
Как на ниточку вяжу.
Ты подсказывай, подружка,
Если я не докажу.
Мальчик: Плясать пошел
Сапоги дерутся.
Шаровары коротки
Девки засмеются.
Девочка: Что ты, Ваня, плохо пляшешь,
Как ворона на колах.
Все равно не перепляшешь,
Разорвись хоть пополам.
Мальчик: Ах, пятка-носок,
Выковыривай песок.
Ах, бей-топочи,
Что бывало – то молчи.
Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа-
Косолапы женихи.
Мальчик: Ах, топни нога,
Топни, правенькая.
Я не вырасту большая-
Буду маленькая.
Девочка: Ох, частушки хороши,
Их поем от всей души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте.
Мальчик: На окошке два цветочка:
Голубой, да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Хозяйка: Кто с платочками пляшет,
Да на балалаечке играет,
Тому скучно не бывает.
Общий веселый танец.
Хозяйка приглашает всех гостей и детей пить чай с пирогами.
Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002233 ШПИ 62502666132250 дата отправки 16.11.2013г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»
Цель: Пробуждать интерес к народной культуре. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.
Задачи:
- Знакомить с традициями русских посиделок.
- Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки).
- Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, используемых в русском фольклоре.
- Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения русского фольклора.
Оформление зала напоминает деревенскую избу: русская печка, стол с самоваром, лавки, на боковой стене полки с глиняной посудой.
Оборудование: Русские народные костюмы для детей и взрослых,), корзинка для Маши с платком, сапогами, рукавицами, карусель, сундучок с дымковскими игрушками: курочка с цыплятами, петушок, конь, козлик, подушки, серьги, бусы, павлопосадские платки, шкатулка со скороговорками, угощение для детей: пряники, конфеты, печенье, баранки.
Предварительная работа: разучивание потешек, пословиц, поговорок, загадок, песен, танцев, инсценировок, игр, работа с шумовым оркестром, изготовление народных костюмов, карусели.
Ход праздника
Дети в русских народных костюмах - гости из трёх деревень. В одежде каждой деревни есть своё отличие. Хозяйка встречает гостей на пороге. Звучит русская народная мелодия.
Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада видеть вас у себя в гостях, в светлой горнице. Здесь для всех гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному Посиделками называется. Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам да радости!
(Под р.н.м. в зал входят дети 1-ой группы)
Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте, как дома!
Один из гостей: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Хозяйка: Проходите, горница у меня большая, светлая, всем места хватит. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.
Один из гостей: Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.
(Хозяйка усаживает гостей на лавку. Входит следующая группа детей)
Хозяйка. Проходите, гости, дорогие! Гостю почёт, хозяйке - честь!
Один из гостей: Туда голуби летают, где их привечают.
(Хозяйка усаживает гостей)
Хозяйка: Собралось у меня гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем лм слышно? Всем ли места хватило?
Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком. Откуда вы пришли, долог ли был ваш путь?
Гости из Веселухина:
Мы пришли из деревни Веселухино.
Где никогда не смолкает веселье.
Где песни и пляски круглый год.
А стоит наша деревня на перекрёстке двух дорог.
Кто не пройдёт - всяк рассмеётся,
Кто не проедет - всяк спляшет.
Гости из Загадкино:
А мы живём в деревне Загадкино.
У нас все избы полны загадками.
А отгадки так и скачут по улицам.
А живём мы и на горке, и под горкой,
И у речки, и у моря,
Чтобы не было никакого горя!
Гости из Потешкина:
А мы из Потешкина!
У нас всё задом наперёд!
Пойдёшь налево, придёшь направо.
Бросишь высоко, летит далеко.
А живём под горой, на берёзе на большой!
Хозяйка: Вот какие вы весёлые! А с чем вы пришли ко мне? Ведь Веселухино - весёлая деревня.
1 гость: А пришли мы с шуточной песней.
Скоморошина «Во зелёном, во бору»
2 гость: Во саду ли, в огороде,
Да при всём честном народе
Веселуху спляшем вам,
А вы хлопайте все нам!
Танец с ложками.
3 гость: Эй, весёлый народ, становись-ка в хоровод!
Будем в селезня играть, самых лучших выбирать!
Хороводная игра «Селезень и утица».
5 гость: Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели!
Игра «Карусель».
Хозяйка: Спасибо вам, весёлая ваша деревня. А теперь послушаем гостей из Загадкино. С чем вы пришли?
Гости из Загадкино: С загадками!
1. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)
2. Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)
3. Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)
Хозяйка: Сразу видна деревня Загадкино. Что ни слово, то загадка. Молодцы! А чем нас порадуют гости из Потешкина?
Гости из Потешкина:
1. Пошла Маша на базар, принесла домой товар:
Маша: (Достаёт из корзины покупки)
Родной матушке - платок, посерёдочке цветок,
Братьям-соколам - по козловым сапогам.
Сестрицам-лебедицам - по тёплым рукавицам
2. Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи!
Хозяйка: Для дорогих гостей приготовила я чудесный сундук.
Сундучок мой непростой,
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.
Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.
(Хозяйка достаёт из сундучка игрушки, дети читают про них стихи-потешки).
Хозяйка: А песни потешные вы знаете?
Р.н.п. «Петушок».
Хозяйка: Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте-ка песню шуточную-прибауточную.
Р.н.п. «Комара женить мы будем»
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
(Дети по очереди соревнуются. Хозяйка хвалит их)
Хозяйка (Родителям): И для этих гостей, званых да почётных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Мою шкатулку открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.
(Желающие достают из шкатулки листки со скороговорками, по очереди проговаривают их)
- Летят три пичужки через три пустых избушки.
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
- Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
Хозяйка: Ай да молодцы! Славно у вас получается!
Мальчики (собираются в кружок, шепчутся, потом подходят к девочкам и говорят): Приглашаем танцевать!
Девочки (отворачиваются): Не хотим!
Мальчики (руки в боки): Почему?
Девочки (встают и протягивают руки): Подарки давайте!
Мальчики (смущённо отходят от девочек): Какие подарки?
1 мальчик: Ай, Тари, Тари, Тари!
Куплю Маше янтари! (показывает бусы)
2 мальчик: А останутся деньги?
1 мальчик: Куплю Маше серьги! (показывает серьги)
2 мальчик: А останутся пятаки?
1 мальчик: Куплю Маше башмаки! (показывает)
1 мальчик: А останутся грошики?
2 мальчик: Куплю Маше ложки! (Показывает ложки)
1 мальчик: А останутся полушки?
2 мальчик: Куплю Маше подушки! (Показывает подушки)
3 мальчик: А я сквое купил платок, посерёдочке цветок.
(Достаёт из-за спины платок)
Мальчики берут полушалки и приглашают девочек танцевать. Исполняется «Парный танец с платками» р.н.м.
Хозяйка: Всем известно, что подружки - мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.
Частушки под аккомпанемент шумовых инструментов.
Хозяйка: Ай да бубны, ай да ложки!
Поиграйте-ка ещё немножко.
В исполнении шумового оркестра звучат р.н.п. «Травушка-муравушка», «Подгорка»
Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что повеселили, потешили. Да играми и плясками сыт не будешь. Приготовила я для вас угощенье - пряники да печенье, баранки да конфетки. Угощайтесь, детки!
Хозяйка угощает детей.
1 гость: Посидели, повеселились, пода и честь знать.
2 гость: Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье.
Хозяйка: Хороша песня ладом,
А сказка складом.
Посиделкам нашим - конец,
А кто слушал - молодец!
Пришло время расставанья. До свиданья!
Дети: До свиданья!
Под р.н.м. дети выходят из зала.