Сценарий праздника Рождество Христово: «Рождественские колядки. Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Сценарий праздника «Рождественские колядки»

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

Ирина Черноиванова
Сценарий праздника «Рождественские колядки» с Козой и Медведем

Сценарий праздника «Рождественские колядки »

Цель :

Продолжать знакомить дошкольников с русскими-народными традициями (колядование , гадание, народные игры.)

Воспитывать патриотические чувства.

Ведущая :

Вот и закончилась новогодняя суета.

Пришло время светлого, радостного праздника

Святые дни – святки. На Руси во время святок

Дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели

Песни - колядки . Детей называли колядовщиками . Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение,

То случится беда.

Вот и мы с детками пойдём колядовать .

Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

Веселиться всем пора!

Выходят дети под музыку

1 реб. Праздник этот - самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили-ели,

Веселились две недели!

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили .

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

"Песня «На лошадке в санках»

Ведущая :

Здравствуйте, люди добрые!

Гости дорогие, гости званые!

С новым годом! С новым счастьем!

Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!

Колядовщики пришли счастье в дом принесли

Ну коль пришли так колядуйте .

Дети идут к зрителям с колядками

1 -й колядовщик . Серенков

Коляда-маляда , уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

2-й колядовщик .

Я - маленький юнчик,

Сел на стульчик,

Снял колпачок :

Пожалуйте пятачок!

3-й колядовщик . Ломакина

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.

Чем богаты в доме, то и нам подайте.

Пирога да каши, а наверх - козульку,

А под низ - копейку, денежку-монетку.

4-й колядовщик . Солнышкин

Кто подарит пирога,

Тому - полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

У доброго мужика родись рожь хороша :

Колоском густа, соломкой пуста.

5-й колядовщик . Корхова

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,

Пест да лопата, корова горбата!

У скупого мужика родись рожь плоха :

Колоском пуста, соломкой густа.

6-й колядовщик . Вахрушева

«Уж я сяду на порог - дай лепёшку и пирог!

Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились!»

Все Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,

Появляется колядовщик , он выводит «козу» . На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах - валеночки, на руках - яркие варежки. Сценарий колядок продолжается тем , что колядовщики поют с козой .

Колядовщик с Козой (поет) . Арсений

Мы не сами идем - мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом,

идет в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ведущая :

Где ты, козочка , ходила,

Где ты, белая, бродила?

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Коза падает,

Что же вашей козочке надо ? Что же она любит?

8-й колядовщик . Сорокин

А нашей козе немного и надо :

Ведерочко гречки на перепечки

поверх него - колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод.

«Пошла коза по лесу» .

Дане одеть шапку

Ведущая :

И коза не с пустыми руками пришла а загадки принесла.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима)

Вот идет какой-то дед,

В шубу теплую одет.

На плече его - мешок,

В бороде его - снежок.

(Дед Мороз)

К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придет,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью… (елка)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет… (от елки)

Ну и елка, просто диво!

Как нарядна, как… (красива)

Встанет елочка в углу

У окошка на полу.

А на елке до макушки

Разноцветные… (игрушки)

Ведущая :

Ребята! А ведь к нам на праздник гость должен прийти ,

Но видно заблудился. Давайте мы с вами песенку споём, Он услышит нас и придёт.

Песня «Рождество »

Ребёнок. Как пришли к нам Святки

Запевай колядки !

Из лесу пришёл медведь ,

Хочет танцевать и петь!

Выходит медведь , здоровается, танцуют все

Ведущая :

А не хочешь ли ты, Мишенька, гостей с козой повеселить , спеть частушки

Частушки

Коза : Выходи плясать, Медведь ,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь : Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза : А ты, Мишенька-медведь ,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь : Ах, Коза, ты Козочка ,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза : Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Вместе : Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Ведущая :

Ой, ребята, кто-то где-то сопит, что-то где-то шуршит!

Песня «Домовёнок Кузя» (танцует, щекочет детей, здоровается с ними)

Домовенок : Здравствуйте, ребята!

Ведущая : Здравствуй, а ты кто?

Домовенок : Я – Домовенок Кузя!

Ведущая : А как ты здесь очутился, Кузя?

Домовенок : Я здесь живу!

Давайте играть, веселиться

Игра «Заря зареница»

Красная девица

По полю ходила

Ключи обронила

Ведущая :

А ещё на Руси был такой обычай гадать под

Рождество . Вот и мы погадаем всем детям и гостям.

Узнаем, что нас ждёт в новом году.

Дети по очереди вытаскивают предметы.

1. Ножницы - парикмахер

2. Сантиметр - портной

3. Книжка - писатель, учёный

4. Муз. инструмент - музыкант

5. Краски - художник

6. Градусник - врач

7. Машина - водитель

8. купюра бумажная - банкир, предприниматель

9. Ложка –повар.

10 Кукла- воспитатель

11 Блокнот- директор

12 Ключ- строитель

13 Монетка -продавец

14 Молоток столяр

15 билет – артист

16 самолетик- стюардесса

17 животное- дрессировщик в цирке

18 пульт от телевизора – работник телекомпании, диктор

19 матрешка –певец из хора

20 лопатка – дворник.

Гадания для взрослых. «Что подарит год грядущий»

Ведущая :

Мы немножко отдохнём и плясать потом пойдём.

Хоровод бубенцы

Ведущая : Ребята! Мне кажется, что каждый из вас хотел бы стать свидетелем той чудесной Рождественской ночи ! Хотите?

Дети : Да!

Ведущая : Ну, тогда слушайте и смотрите!

(Звучит спокойная музыка.)

Ведущая : Ночью по пыльной палестинской дороге шла семья - молодая женщина Мария и ее пожилой муж Иосиф. (Входят персонажи : Мария и Иосиф- дети) . Долгий путь они проделали под мерцанием звезд, пока не увидели огни города Вифлеема. (Мария и Иосиф подходят к «постоялому двору» ). Путники очень устали и хотели здесь отдохнуть, постучались в дверь постоялого двора. (Мария и Иосиф стучатся.

Но в гостинице не было мест для ночлега и хозяин предложил переночевать в хлеву.

(Уходят к пещере. Мария берет куклу, заворачивает в белое блестящее полотно. В это время зажигаются гирлянды на «вертепе» . Звучит плач ребенка.)

Ведущая : И вот свершилось чудо - родился Господь! Мария его спеленала, положила в ясли и дала ему имя Иисус Христос.

(Выходят пастухи) .

Ведущая : В Святую ночь на тучном поле,

Не зная отдыха и снов,

Стада, гулявшие на воле,

Пасло семейство пастухов.

(Пастухи проходят по залу и усаживаются у костра)

Ведущий : И в эту ночь с высот чудесных

Спустились ангелы с небес…

Появляются ангелы

Спустилась ночь на Вифлеем,-

Красив её наряд!

Звезда с небес сияет всем,

Но люди крепко спят…

Несем вам весть из Вифлеема -

Оставьте свои дела!

В том граде Пресвятая Дева

Младенца ночью родила!

3-й ангел :

В хлеву, за городом большим,

Родился в мир Христос.

Склонились ангелы над ним

И хороводы звёзд.

В яслях спал на свежем сене

Тихий, крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил золото волос.

5 ангел :

Родился ныне, в Вифлееме,

Спаситель мира и людей!

Его увидите вы сами,

Коль поспешите поскорей!

Ангелы становятся рядом с младенцем. Пастушки перешептываются с радостью и оживлением, поднимаются и идут к хлеву.

Ведущая : Отправились пастушки немедля

В пещеру чудную войти

Чтоб колыбель Царя-Младенца

Для мира божьего найти.

Пастушки подходят к колыбельке.)

Ведущая : Все идут, спешат с волненьем,

С радостью на сердце :

И несут свои подарки

Дивному Младенцу!

1-й Пастушок :

Я принес тебе, Дитя,

Живую овечку.

Можешь с нею Ты играть,

Сидя на крылечке. (Кладет возле колыбельки «овцу» ).

2-й Пастушок :

Ну, а я принес Тебе

Молочка парного,

Чтобы с Матушкой Твоей

Были вы здоровы! (Ставит молоко) .

3-й Пастушок :

Ну а я несу в суме

Теплые носочки,

Чтоб они Тебе согрели

Маленькие ножки. (Кладет носочки) .

(Пастушки подносят дары. Ангелы поднимают Звезду на палочке) .

Зажечь огоньки

Ведущая :. И в миг рождения Христа

На небе вспыхнула звезда

Чтоб указать всему народу

К младенцу божьему дорогу.

«танец ангелы»

Ведущая :

В этот светлый праздник Праздник Рождества .

Мы друг другу скажем

Тёплые слова.

Тихо снег ложится

За окном зима

Чудо здесь свершится

И зажжёт сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра

Озаряя мысли светом Рождества !

Ведущая приглашает всех пить чай в группу.

Колядки матушки-зимы.Рождественский сценарий. По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей

Хозяева, хозяйки, кошка, собака

Уходят в свои "избы". Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках

Солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами

Символ коляды.

Ведущая.

Вот и матушка-зима пришла.

Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда, да из Новгорода.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ведущая.

Пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Выходила свет Сергевна,

Собирала жемчуг себе на серьги,

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога

Возьмем корову за рога!

Подашь пирога

Будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша

Девочка с большой кошелкой в руках

Принимает дары. Колядующие славят хозяев.

1-й ребенок.

Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

2-й ребенок.

Вам и плюшек с творогом.

И детишек полный дом.

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая.

Пойдем колядовать к дяде Николаю.

Дети идут цепочкой за ведущим и поют.

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу.

Мы нашли коляду у Николина двора.

Николин двор

Железный тын,

Посреди двора три терема стоят.

Во первом терему

Красно солнышко,

Во втором терему

Светел месяц,

Во третьем терему

Часты звездочки.

Красно солнышко

То хозяюшка,

Светел месяц

То хозяин тут,

Часты звездочки

Малы детушки.

Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.

Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом!

Открывайте сундучок

Доставайте пятачок!

Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.

Ведущий.

Может, крепко спит дядя Николай?

Давайте ему еще колядку споем.

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем

Тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай.

Кто тут орет,

Спать не дает?

Колядовщики!

Николай.

И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).

Колядующие (хулят говорком).

Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова

И та не здорова,

один был петух

И тот хлопотух,

одна была кобыла

И та бога забыла.

Ребенок.

У скупого мужика

(показывает на дом Николая),

Родись рожь хороша

Колосом пуста,

Соломой густа.

Все идут к другому двору с песней "Овсень, овсень". У Иванова двора останавливаются.

1-й ребенок.

У Ивана на дворе да три терема.

2-й ребенок.

Сам Иван

Господин светлый месяц.

3-й ребенок.

Красно солнышко

Его Варварушка.

4-й ребенок.

Часты звездочки

Его детушки.

На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках.

Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощение

Сыр да печенье.

Хозяйка.

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики берут все, укладывают в мешок.

Колядовщики.

Спасибо, хозяин с хозяюшкой,

С праздником вас, с рублем и полтинничком.

Вам на потешки, нам на орешки.

1-й ребенок.

Иван Ивановичу житья сто лет!

2-й ребенок.

Его женушке

Всегда здравьице!

3-й ребенок.

И всем деточкам :

Сыновьям, дочерям-барышням!

Жить всем вместе лет до двести!

Чтоб у вас поле зеленело,

И скотина не болела!

Ведущая.

Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться.

Дети подходят к дому тетушки Арины.

Тетушка Арина, пусти погреться!

Милости прошу, люди добрые, проходите!

Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме.

Хлопья белые летят

Холоднее стало,

Только, зимушка, ребят

Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Дети читают стихотворение А. Прокофьева.

Кто на горке, на горе,

На широком на дворе?

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу,

На горку

Бух! Захватывает дух!

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: "Частушки".

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка

Три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела!

Я маленькая девочка,

Я в школу не хожу,

Купите мне сандалики,

Я замуж выхожу.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Мы всегда везде такие

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

На столе стоит стакан,

А в стакане

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем

Молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Девочка.

Что с ногами, не пойму!

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут на зрителей.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.

Пояснение.

Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые участники, в содержание

Знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения данного сценария может быть следующим.

Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.

Колядовщики.

Коляда, коляда, святое Рождество.

Разрешите, хозяева, коляду.

Девушки.

Разрешаем, будем рады спеть.

Колядовщики.

Мороз велик, стоять не велит!

Девушки.

Мороз, мороз! Не морозь наш овес.

Проходите в дом, гости дорогие.

Колядовщики.

Как Христово Рождество

Подкатилось под окно.

Наша-то колядка

Не мала, не велика.

Под окошком шьет,

Пирожки подает.

Тут в хозяйском домку

Дадут оладью в медку.

1-й колядовщик (говорком).

Кто даст пирога

Тому рожь густа,

С зернышка пирог,

С полузернышка

Блинок.

2-й колядовщик (выкрикивает).

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

3-й колядовщик.

Кто не даст пирога

Тому куричья нога,

Да лопата, корова горбата.

Чем вы нас, девушки, одарите?

(Спрашивают по очереди).

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки

Или гривенники на пряники?

Девушки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

(Девушки наперебой загадывают загадки).

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке

Щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

Колядующие.

А теперь от нас загадка,

Вы скажите нам отгадку.

Не отгадаешь

По прянику дашь.

Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

Девушки ответить затрудняются.

В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

Топ-топ.

(Девушки отвечают: "Балалайка").

Колядовщики.

Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

  • Рождество Христово - сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников
  • Рождественские посиделки - сценарий для детей старшей и подготовительной группы
  • Рождественские гулянья - сценарий на Рождество
  • Пришла Коляда - отворяй ворота - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Новогодние святки - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Под Рождественской звездой - сценарий праздника
  • Никола Зимний - занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп
  • Колядки матушки-зимы - сценарий
  • Коляда в детском саду - рождественский сценарий
  • Рождественское путешествие - для учащихся 4-6-х классов. Рождественский сценарий
  • Happy Christmas - сценарий на английском языке. Рождественский сценарий
  • В гости коляда пришла - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Вифлеемская ночь - пьеса для школьного театра
  • Цели и задачи:

    1. Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
    2. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
    3. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;
    4. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

    Ход праздника

    Заходим с песней «Рождество христово».

    Ведущий:

    Кругом Рождественская мгла
    Во мгле звучат колокола
    А сними в лад слова звучат
    Мир на земле и счастье всем.
    Мы рады нашей встрече
    Зажжем сегодня свечи
    Пусть горят меж нами
    Волшебными огнями.

    Песня «Свечи зажжем».

    Петрушка: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка»

    Ведущий: На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест за нами. Попробуем.

    • Как живешь?
    • Как идешь?
    • А бежишь?
    • Ночью спишь?
    • Как берешь?
    • Как даешь?
    • Как шалишь?
    • А грозишь?
    • Ну, а дразнишь как?

    Петрушка: Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь по всем дворам бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, все на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет.

    Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза. Взрослые разыгрывают сценку.

    Входит Цыган и ведет Медведя.
    Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.

    Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

    А ну-ка, Мишенька Иваныч,
    Родом боярыч,
    Ходи-похаживай,
    Говори-поговаривай,
    Да не гнись дугой,
    Словно мешок тугой,
    А ну, поворотись, развернись,
    Добрым людям покажись!
    Потешь народ честной,
    Попляши-ка, дорогой!

    Медведь отрицательно качает головой и рычит.

    Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

    Ну-ка, Миша, попляши,
    У тя ножки хороши!
    Тили-тили-тили-бом,
    Загорелся козий дом.
    Коза выскочила,
    Глаза выпучила,
    Таракан дрова рубил,
    В грязи ноги завозил!

    Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь пляшет.

    Цыган:

    Медведь с Козою забавлялись,
    Друг на друга удивлялись.
    С того раза подружились,
    Музыке и пляске вместе научились.
    Пошли в услуженье к хозяину жить,
    Играть, плясать да народ веселить.

    Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».

    Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!

    Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?

    Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

    Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!

    Ведущий:

    Ребята, в круг вставайте
    Вместе с Мишуткой поиграйте.

    Хороводная игра «Опаньки».

    Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают.)

    Ок-ок-ок – покатился... (колобок)!
    Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
    Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
    Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
    А"на-а"на-а"на – несут лебеди... (Ивана)!
    Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

    Петрушка:

    В магазин я заходил, шарики для вас купил.
    В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
    Кто секрет отгадает, тот подарок получает!

    (Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает, кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)

    • «Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit». (Старуха.)
    • «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.)
    • «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.)
    • «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.)
    • «Отмою всё!». (Мойдодыр.)
    • «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)

    Ведущий:

    Раз в Крещенский вечерок.
    Девушки гадали.
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали.

    Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

    Ведущий: Ныне Бог родился Людям во спасенье Радуются люди Великому рожденью.

    Петрушка:

    Коляда, коляда,
    Накануне Рождества
    Коляда пришла,
    Рождество принесла.

    Песня-хоровод с детьми «Счастливого Рождества Вам».

    “Муниципальное общеобразовательное учреждение”

    Средняя общеобразовательная школа № 92

    с углубленным изучением отдельных предметов

    Сценарий школьного мероприятия

    “Колядки. Рождественские посиделки”.

    Составили:

    Харсенюк Татьяна

    Валерьевна, учитель

    музыки

    Сычёва Марина

    Николаевна

    учитель музыки

    Кемерово 2013

    1. Введение Художественное оформление
    2. Историческая справка
    3. Литературный монтаж
    4. театрализованное представление
    5. Игра, примета, загадки
    6. Заключение праздника р.н.п. “Я на горку шла” (под аккомпанемент шумового оркестра)

    Тип – народно – христианский

    Иначе – сочельник, Поворотник, Рождество, Таусень

    Значение – Поворот солнца с зимы на лето

    Установлен – древние дохристианские корни

    Отмечается – славянами

    Празднование – Колядование, ряженье, семейная трапеза.

    Цель: познакомить учащихся со старинными народными праздниками, традициями, с народными песнями, приметами, играми. Укрепить более тесное сотрудничество учащихся с учителями и родителями. Воспитывать глубокое уважение к народной музыке, обрядами, тем самым обогащать духовный мир учащихся.

    Ведущий 1: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые учителя и гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России.

    Мы обязательно должны знать прошлое страны, в которой живём.

    Эпиграфом к нашему празднику подойдут слова Вадима Шафрана:

    Тем больше прошлым дорожим.

    И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

    Ведущий 2: Коляда – традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов. Связан он с зимним солнце стоянием, а позднее был приурочен к Рождеству.

    Слово “Коляда” латинское, от “Саlо” – “взывать”.

    Неотъемлемые атрибуты праздника – переодевание.

    И взрослые и дети рядились в шкуры, животных, надевали маски, рога, пели колядные песни и, конечно, гадали.

    Ведущий 1: Начинался праздник чинно ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи – Большуха, пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста, а потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом.

    Ведущий 2: Стол застилался скатертью, под которую клали солому и сено. (“Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена”.)

    На столе рождественская кутья да каша.

    Обязательно на блюде пирог и кренделя. А ещё к празднику пекли из пшеничного теста фигурки животных – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков – пастушков. Ими украшали столы, окна избы, их посылали родным, соседям, знакомым, детям, одаривали колядовщиков.

    Ведущий 1: Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год: Что в нем было хорошего, а что плохого, а младшие слушают, молчат, хотя им не терпится поскорее на улицу – колядовать!

    По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли от праздновать Рождество.

    Ведущий 2: Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

    Монтаж: К нам пришло Рождество,

    Ученик : Знать всем будет весело

    Всем добро и счастье

    Никакой напасти.

    Ученик Нас мороз не напугает,

    Не напугают холода.

    Нас колядка согревает

    Пляски будут до утра!

    Ученик Колядки, колядки,

    Собрались, ребятки.

    По деревне пошли,

    Вместе Коляду нашли.

    Ученик Праздник начинается!

    Гости мои дорогие,

    Пожилые и молодые!

    Собрались мы с Вами для беседушки,

    Собрались мы с Вами для забавушки.

    Ученик Как когда – то наши прадедушки,

    Ну а с ними прабабушки.

    Приходили на весёлые святки,

    На песни всем миром да загадки.

    Ученик А что такое святки?

    Ученик Праздник этот самый длинный .

    Он весёлый и старинный

    Наши предки пили, ели

    Веселились две недели.

    Ученик От Рождества и до Крещения,

    Приготовив угощение,

    Пели разные колядки

    По дворам ходили в святки.

    Ученик Наряжались и шутили,

    Праздник ждали и любили.

    Так давайте же сейчас

    Встретим мы его у нас.

    Песня – речитатив. (поют ученики)

    Овсень, овсень

    Ходил по всем

    По заулочкам

    По проулочкам

    Кишку, ножку

    Сунь кочережкой

    В верхнее окошко.

    Художественное оформление.

    Русская горница, окно, русская печь, стол. На столе скатерть, пироги, баранки, конфеты. Полукругом стоят скамейки. Позади стенды на которых изделия прикладного искусства – вышивки, рисунки, рушники, предметы русского быта – деревянные ложки, елка с игрушками, маски и т.д.

    Звучит Вальс снежных хлопьев из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского.

    За столом сидят Дед и Баба. Баба штопает носок. Дед мастерит.

    Баба: Хорошо зимой. Праздников много, да каких веселых: с забавами, песнями, плясками. Да уж больно зимние вечера долгие длинные….. Кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавляться начал! Хочется уже тепла и солнышка.

    Дед: Да! А времечко – то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а вот погляди уж и Святки.

    Баба: Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости – то по эту пору коледовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь, а?

    Дед: Да! Помню. Была – потеха!

    Баба: Интересно, а нынче – то детвора колядует на Рождество?

    Дед: Да где уж нынче-то! Вот мы, бывало, помнишь, перво - наперво собирались где – нибудь на окраине деревни в избе, маски себе мастерили, песни пели, танцы сочиняли.

    Баба: Да, да (смёётся) Кто во что горазд!

    Дед: Потом брали мешки побольше звезду на шест, и давай ходить от избы к избе, от двора к двору, славили хозяев песнями…..

    Баба: Да так звонко пели, что хозяева нас в дом – то и пригласили…

    Дед: Вот тут-то мы и давай выпрашивать у них кто пирожок, кто конфетку, а кто и денежку…

    Баба: И все, все подавали, готовили для нас разное угощение!

    Дед: А как же! Ведь коли нам колядовщикам, понравиться угощенье, мы этому дому нажелаем всего самого, что ни на есть хорошего: здоровья, благополучия да достатка…

    Баба: А если жадные попадались, - помнишь дед, - желали мы им, чтоб у них крыша обвалилась, корова пала…Да что там, грех вспоминать (креститься)…

    Дед: Да и ни, жадничали хозяева никогда! Верил народ: все что колядовщики нажелают, всегда сбывается! Вот и готовили угощенье заранее да поджидали нас на святых вечерах!... Эх, хорошее времечко было!

    Баба: А знаешь, дед, я ведь нынче угощенье-то для колядовщиков приготовила.

    Дед: Да ты что, баба, зря старалась. Не ходит уж нынче детвора колядовать.

    Баба: (вздыхает) А вдруг все-таки придут. Слышится смех, стук в дверь. Заходят с шумом колядовщики. Кланяются хозяевам со словами: «Доброго Вам здоровьишка».

    Колядовщики: Ярче звездочки светите,

    Укажите нам пути,

    Разрешите, разрешите,

    Разрешите нам войти.

    Мы пришли к Вам с хороводом

    Прямо к свежим пирогам.

    Дома ли хозяева?

    Баба: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите.

    Красному гостю – красное место.

    Колядовщики:

    (поют) Овсень идет, овсень идет

    Открывайте сундуки,

    Доставайте пятаки!

    Овсень идет, овсень идет

    И житье и бытье

    И богатство несет.

    (сыпят овес на пол).

    Песня – речитатив:

    Уродилась Коляда

    Накануне Рождества

    Везде поспевай

    С Новым Годом поздравляй

    Коляда, коляда 2 раза

    Коляда, моляда

    Говорят хором: Ходим мы по всем дворам

    Колядуем тут и там,

    С Новым Годом поздравляем

    Себе цену набиваем

    В Вашу честь споем и спляшем.

    Величание:

    Месяц – батюшка:

    Сам хозяюшка!

    (кланяются Деду)

    Красно – Солнышко:

    Его женушка!

    (кланяются Бабе)

    Часты звездочки-

    Малые детушки.

    (кланяются детям)

    Пожелания:

    Наделил бы Вас господь

    И житьем, и богатством, и бытьем.

    А детишкам – шалунишкам

    Не болеть, а петь, плясать.

    Да и ум не потерять!

    (обращаются к детям).

    Колядовщики: Чья это хата?

    Белый дым над трубой

    А в светелке пир горой

    Баба: Бабки Еланьи

    Ряженые: Ходила Коляда

    Накануне Рождества

    Искала Коляда

    Боярского двора

    На семи столбах,

    На семи дворах

    И хозяюшка в дому

    Что оладушки в меду.

    Песня – речитатив:

    Сеем, сеем, посыпаем,

    Сеем, сеем, посыпаем.

    Сеем просом и овсом 2 раза

    Чтоб порядок был во всем

    (сыплят просо под ноги)

    Колядовщики: Когда поздравляем

    То и на путь истинный наставляем

    Сеем, сеем, посеваем,

    С Новым Годом поздравляем.

    Чтоб здоровы, были

    Много лет прожили.

    На Новый Год, на ново счастье,

    Уродись пшеничка,

    Горох да чечевичка.

    На поле копнами,

    На столе пирогами.

    Все вместе: Чем Вы нас, хозяюшка, одарите.

    Баба: А что Вы, красны девицы, хотите?

    Денег мешок или каши горшок?

    Кувшин молока или кусок пирога?

    Копеечки на конфеточки,

    Да гривеннички на прянички.

    Ряженные: Открывайте сундучки,

    Подавайте пятачки,

    Блин да лепешку, да свиную ножку,

    Яблочко моченое на пару печеное.

    А капустка рублена, за полтинник куплена,

    Хрусть, хрусть – красота,

    Подморозь, Коляда!

    Баба: Ай, Вы хитрые ребятки.

    Отгадайте вначале загадку.

    На весь славный городок,

    На калинку – речку

    Солнышку навстречу.

    (удивляются)

    Не всадник, а со шпорами

    Не сторож, а всех будит!

    Ряженые: Повеселились мы на удивление. Заслужили мы, бабушка, угощение?

    Баба: Заслужили, заслужили! А про детишек Вы забыли? Они приметы знают и загадки отгадают.

    Ряженые: Ребята, какие приметы к празднику Вы знаете?

    Ученики: - Пришла Коляда накануне Рождества

    Солнце поворачивает на лето, а зама на мороз.

    На Рождество Христово метель – пчелы хорошо роится будут.

    Хочешь жить богато ты годок, приготовь свинины жареный шматок.

    На Рождество (опока) иней – урожай на хлеб.

    Небо звездисто – урожай на горох.

    Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись.

    Колядовщики загадывают загадки.

    Зачем люди рядятся на Рождество?

    (под маской прячутся от нечистой силы)

    В кого рядятся на праздник?

    (в животных, и птиц: зайцы, волки, медведи).

    Почему к Рождеству Дед Мороз дарит подарки.

    (в память о подарках, младенцу Иисусу Христу).

    Молодцы, ребята!

    Баба: Хватит уже гостей томить, пора пряники дарить.

    (раздает пряники)

    Ряженые: Летал, летал воробей,

    поют Летал, летал молодой.

    По за синю морю,

    По за синю морю.

    По за синю морю 2 раза

    По за чисту полю

    Видел, видел воробей,

    Видел, видел молодой.

    Как молодцы ходят – 2 раза

    А молодцы ходят так, 2 раза

    Да вот эдак, да вот так

    Видел, видел воробей,

    Видел, видел молодой.

    Как девицы ходят – 2 раза

    А девицы ходят так 2 раза

    Да вот эдак, да вот так

    Ряженые Коляда – моляда

    говорят: Зашла в новы ворота!

    А за ней и мороз

    Через тын перерос.

    Не велит мороз стоять,

    Нам пора колядовать.

    (все топают ногами)

    Кто даст пирога.

    Тому двор живота.

    Кто не дает пирога,

    Тому двор чертей,

    Огород червей!

    Звучит р.н.п. «Барыня».

    Колядовщики пошли колядовать. Остальные участники пляшут, играют на ложках.

    Все вместе исполняют песню «Я на горку шла».

    1. Я на горку шла

    Тяжело несла

    Уморилась – 3 раза

    1. Тяжело несла

    В решете овса

    Уморилась – 3 раза

    1. Я домой пришла

    Овес высыпала

    Уморилась – 3 раза

    1. Уже я три –то дня сушила

    И четыре дня толкла.

    Уморилась – 3 раза

    1. На девятый ли день

    Я блинов напекла

    Уморилась – 3 раза

    1. Я блинов напекла

    И к соседушке пошла

    Поздравлялись, поздравлялись 2 раза

    Уморилися

    Заключение: Все участники и гости садятся к столу и угощаются.


    Поделиться: