Стоунхендж интересные факты для детей. Где находится Стоунхендж? История и тайна древних камней

В окрестностях Стоунхенджа 18 декабря открывается новый музейный комплекс с электронной панорамой и ранее не выставлявшимися артефактами. К этому событию мы собрали интересные факты об этом загадочном сооружении.

Предназначение

Стоунхендж - это группа гигантских 5-метровых камней, установленных кругом на Солсберийской равнине (графство Уилтшир, Юго-Западная Англия) в период между 3000 и 2000 годами до нашей эры. По своей главной оси Стоунхендж ориентирован строго на точку зимнего солнцестояния. Лучи появившегося солнца падают в просвет между вертикальными опорами одного из больших камней, образующих часть круга. Данный факт дал исследователям повод полагать, что Стоунхендж является древней обсерваторией, но споры о его предназначении не утихают уже больше восьми столетий.

Так, ученые еще в 17 веке подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Также выдвигалась теория, согласно которой Стоунхендж изначально служил для предсказания космических катастроф, связанных с последствиями прохождения Земли через хвост кометы. Помимо этого, часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были позже постройки Стоунхенджа.

Еще одна версия описывает Стоунхендж как первобытный храм – место ритуалов, похорон и празднеств.

Строители Стоунхенджа

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами, однако раскопки показали, что сооружение строилось гораздо раньше: в новокаменном и бронзовом веках.

При этом отмечается, что до завоевания Британии римлянами в первом веке нашей эры остров был населен малочисленными примитивными пленами и общинами, которые просто не могли построить столь сложное сооружение. Легенды связывают постройку Стоунхенджа с именем волшебника Мерлина. В разное время ученые называли строителями сооружения древних римлян, швейцарцев и немцев.

Радиоуглеродным методом было выяснено, что строительство Стоунхенджа длилось в три этапа почти две тысячи лет, с 3020-2910 гг. до н. э. до 2440-2100 гг. до н. э.

Доставка камней

Остается загадкой, как были доставлены в Стоунхендж огромные каменные глыбы. Часть камней, сосредоточенных в центре Стоунхенджа, была ввезена издалека. Считается, что эти так называемые «синие камни» были привезены с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, где располагается ближайший каменный карьер. При этом каждый камень имел около 2 метров в высоту, примерно 1,5 метра в ширину, 0,8 метра в толщину и весил 4-5 тонн.

По мнению исследователей, Стоунхендж состоял из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков по 25 тонн каждый, и 5 гигантских трилитов весом до 50 тонн.

Реставрация

В 1901-1965 годах памятник претерпел многочисленные реставрации, которые стали предметом резкой критики и даже журналистских расследований. Многие исследователи указывают на то, что Стоунхендж был полностью реконструирован, и, скорее всего, даже перенесен на другое место. Так, хранитель музея Археологии и Антропологии при Кембриджском университете Кристофер Чайппиндэйл признал, что «почти все камни были тем или иным образом перемещены и теперь стоят в бетоне».

Другие «стоунхенджи»

Стоунхендж - лишь наиболее известное и самое внушительное каменное кольцо на британских островах, но далеко не единственное. Всего обнаружено около 900 подобных сооружений.

Туристическая достопримечательность

Каждый год в день зимнего солнцестояния (в этом году - 21 декабря) в Стоунхендже наблюдается наплыв туристов. Тысячи человек со всего мира, в том числе адепты языческих культов, стремятся встретить этот день именно в Стоунхендже. По словам министра культуры Великобритании Марии Миллер, Стоунхендж ежегодно притягивает по миллиону туристов в год.

Музейный комплекс

Новый музейный комплекс открывается 18 декабря в 2,5 км к западу от Стоунхенджа. Он включает в себя современную электронную панораму с круговым обзором. Также здесь выставлены артефакты, многие из которых туристам ранее не показывали. Так, весной посетителям музея покажут реконструированные жилища древних строителей Стоунхенджа.

Обустройство туристической инфраструктуры в окрестностях Стоунхенджа заметно упростит жизнь посетителям достопримечательности. Например, если раньше от входа в комплекс до самого памятника нужно было идти пешком, то теперь гостей будут подвозить на электромобилях (поездка займет примерно 10 минут). Кроме того, здесь будет значительно расширена парковка, откроется несколько ресторанов и кафе.

На фоне бесконечного неба четко вырисовываются эти исполины. Что-то таинственное, совершенно непонятное и притягивающее есть в этих гигантах. По сей день до конца неизвестно, зачем в 3 тысячелетии до нашей эры были возведены эти мегалиты. Их предназначение до сих пор остается темой многочисленных споров в ученом мире. На первый взгляд, каменные изваяния кажутся совершенно примитивными. Но это только на первый взгляд.

На фоне бесконечного неба четко вырисовываются эти исполины. Что-то таинственное, совершенно непонятное и притягивающее есть в этих гигантах. По сей день до конца неизвестно, зачем в 3 тысячелетии до нашей эры были возведены эти мегалиты. Их предназначение до сих пор остается темой многочисленных споров в ученом мире. На первый взгляд, каменные изваяния кажутся совершенно примитивными. Но это только на первый взгляд.

Принципы, по которым возводился Стоунхендж, нельзя назвать ни примитивными, ни случайными. Они все основываются на законах перспективы. Неизвестно ни то, зачем возводился этот комплекс, ни, тем более, как осуществляли эту постройку. Зато нетрудно догадаться о том, каких усилий это стоило. Датируется постройка 4 - 2 тысячелетиями до нашей эры (за несколько столетий до падения Трои), само собой ни о каких технических помощниках речь идти не может. Каждая глыба, из которых состоит Стоунхендж, весит не менее 50 тонн, а ближайшая скала находится в 350 км от того места, на котором он стоит.

Очевидно также то, что место, на котором Стоунхендж стоит сейчас, выбрано абсолютно не случайно. Каждый мегалит находится прямо над подземным потоком воды , причем ровно в тех точках, где реки пересекаются друг с другом. Под самим Стоунхенджем обнаружено огромное количество подземных рек и ручьев. Мистики говорят, что вода помогает накоплению и сохранению энергии и информации.

При изучении Стоунхенджа, ясно было установлено, что постройка отдельных частей мегалита производилась в разные исторические периоды. Причем эти этапы отдалены друг от друга тысячелетиями. Самые древние части (они датируются 3100 годом до нашей эры) - центральный ров и вал сделаны в форме окружности. Внутри этого круга были обнаружены лунки, в которых совершались жертвоприношения (были найдены следы от сожженных трупов). Эти лунки располагаются по всей окружности, на равном удалении друг от друга. Вне этого круга находится камень, получивший название «пятка бегущего монаха». Внутри рва поставлены так называемые голубые камни, причем они датированы уже другим периодом. Это тесненные глыбы голубоватого оттенка. Причем, все они неодинаковы по своим геологическим характеристикам: из разных месторождений и разного возраста. При этом даже самый ближний от Стоунхенджа каменный карьер находится аж в 380 км от восточной части Уэльса. Сегодня, чтобы довезти несколько подобных глыб, понадобится специальная техника , мощные тягачи, платформы и подъемные краны.

Ученые, изучив следы, установили, что эти камни примерно в 1800 году до нашей эры переставляли, причем не один раз.

Тайны:

Предназначение Стоунхенджа - до сих пор тема для многочисленных споров. Есть бесчисленное количество версий.

Например, Иниго Джонс, английский архитектор XVII века, изучавший исполинов по заказу короля Якова I, нашел много общего с образцами античной архитектуры . Он высказал предположение, что Стоунхендж не что иное, как руины римского храма.

В более поздние времена, рассматривая точные расчеты построения исполинских камней, делалось предположение, что Стоунхендж использовался как обсерватория, служил для предсказания лунных затмений. Это предположение связано, прежде всего, с тем, что во время летнего солнцестояния, главная ось Стоунхенджа указывает туда, где восходит Солнце. На восходе мегалит рассекается лучом ровно посередине.

Предположение о том, что Стоунхендж все-таки строился для того, чтобы определять затмения и дни зимнего и летнего солнцестояния, между тем, вызывает некоторые сомнения. Неужели нужно было вкладывать столько сил для сооружения постройки, которая, по сути, будет представлять собой только календарь?

Есть и еще версия, которую в ученом мире считают совершенно невероятной. Предполагается, что Стоунхендж - это взлетная полоса для инопланетных кораблей. Якобы, в 14 км от Аддис-Абебы, были найдены наскальные рисунки, датированные возрастом в 5 тысяч лет, на которых был изображен рисунок построения, очень похожего на Стоунхендж, из центра которого взлетает нечто напоминающее космический корабль.

С мегалитом связано множество легенд, однако, неизвестно, насколько они правдивы. Так, сообщается, что в 1953 году мальчик, прикоснувшись к одному из камней, упал, как подкошенный. С тех пор он полностью парализован. В 1956 году фотограф, делавший фотографии Стоунхенджа, обнаружил странный дефект на снимке - от каждого камня исходило к небу необычное свечение.

Со многими загадки сталкивались и сами ученые. Например, периодически возле камней раздаются непонятные щелкающие звуки. Говорят, что это из-за сильного магнитного поля, которое распространяется вокруг Стоунхенджа. Известно также о феноменальном явлении, когда красная стрелка компаса всегда показывает в центр мегалита, даже если обходить его со всех сторон. Оказалось также, что если постукивать по Стоунхенджу определенным способом, то звук распространяется с камня на камень, хотя между собой они не соприкасаются.

Версий о том, что же такое Стоунхендж, бесконечное множество. Изучением мегалита занимаются историки, археологи , геологи, антропологи, химики и даже инженеры-строители. Известно наверняка только то, что до конца разгадать эту загадку невозможно, а все версии так и останутся лишь предположениями: Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его история была забыта. На камнях нет ни единой надписи, ни рисунка, ни хоть какой-нибудь пометки.

Огромный интерес вызывают эти мегалиты не только у ученых, но и у обывателей. Ежегодно к легендарному Стоунхенджу съезжаются тысячи туристов со всех уголков нашей земли. Кто-то приезжает просто посмотреть на исполинское изваяние, а кто-то мечтает прикоснуться к камням, веря, что так им передастся жизненная энергия.

Примерно в 130 километрах от Лондона есть очень странное место - куча огромных камней, аккуратно расставленных по кругу посреди чистого поля — Стоунхендж.

Их возраст не поддается точной оценке даже средствами современной науки - то ли три тысячи лет, то ли все пять.

Зачем наши предки, буквально только что слезшие с деревьев, вдруг стали вырубать из скал огромные глыбы и тащить их за сотни километров? Древняя обсерватория, культовое сооружение друидов, посадочная площадка для инопланетян и даже портал в другое измерение - все это Стоунхендж!

Стоунхендж - одна из самых известных построек в мире. В нем насчитывается 82 пятитонных мегалита, 30 каменных блоков по 25 тонн каждый, и 5 гигантских трилитов, вес которых достигает 50 тонн.

Само слово «Стоунхендж» очень древнее. Относительно его происхождения есть несколько версий. Оно могло образоваться от староанглийских «stan» (stone, то есть камень) и «hencg» (стержень - поскольку верхние камни фиксировались на стержнях) или «hencen» (виселица, пыточный инструмент). Последнее можно объяснить тем, что средневековые виселицы строились в форме буквы «П» и напоминали трилитоны Стоунхенджа.

Мегалит (от греческого «megas» - большой, и «litos» - камень) - крупный обтесанный кусок скальной породы, используемый при строительстве древних культовых сооружений. Как правило, такие конструкции воздвигались без применения строительного раствора - каменные блоки держались под собственным весом или на вытесанных каменных «замках».

Трилит (или «трилитон», от греческого «tri» - три и «litos» - камень) - строительная структура из двух вертикальных блоков, поддерживающих третий, горизонтальный.

Стоунхендж. Как это было.

Самое раннее из сохранившихся культовых сооружений на территории Стоунхенджа выглядит очень примитивно и ничем не напоминает более поздние каменные постройки. Стоунхендж №1 построен не ранее 3100 года до нашей эры и представлял собой два круглых земляных вала, между которыми располагался ров. Диаметр всего объекта - около 115 метров. С северо-восточной стороны был устроен большой вход, а с южной - малый.

Предположительно, ров между валами выкопали при помощи инструментов из оленьих рогов. Работа велась не в один прием, а по секциям. Исследования показали, что дно рва было покрыто костями животных (олени, быки). Судя по их состоянию, за этими костями тщательно следили - вероятно, они имели немалое культовое значение для людей, посещавших храм.

Прямо за внутренним валом внутри комплекса было выкопано 56 углублений, расположенных по кругу. Их назвали «лунки Обри» - по имени антиквара, обнаружившего их в 1666 году. Предназначение лунок неясно. Если верить химическому анализу почвы, деревянные опоры в них не ставились. Самая распространенная версия - по лункам рассчитывали лунные затмения, правда, точность оставляет желать лучшего.

Для чего был нужен Стоунхендж?

Как только люди не ломали головы - зачем древним был нужен Стоунхендж? Самые первые из дошедших до нас упоминаний связывают его с легендой о короле Артуре - якобы этот монумент построил сам волшебник Мерлин (по другой версии, он перенес его своими чарами с горы Киллараус в Ирландии).

Другие истории «обвиняли» в строительстве Стоунхенджа самого дьявола. В 1615 году архитектор Иниго Джонс заявил, что каменные монолиты построили римляне - якобы это был храм языческого божества по имени Кнелус. В 18 веке исследователи обнаружили «астрономическую» функцию Стоунхенджа (его ориентация на солнцестояние) - так появилась версия, согласно которой эта постройка принадлежала друидам. В наше время некоторые специалисты утверждают, что по Стоунхенджу можно предсказывать солнечные затмения либо даже проводить сложные математические вычисления. Теории «планетария» и «калькулятора» очень спорные - доказательства, как правило, опровергаются либо простейшими астрономическими фактами, либо самой историей (Стоунхендж неоднократно перестраивался, менял структуру и наверняка служил разным целям).

Занимательные факты о Стоунхендже

Самые распространенные находки археологов в земле под Стоунхенджем - римские монеты и останки саксов. Они датируются 7 веком до нашей эры.
Существуют и более экзотические теории насчет лунок Обри. Например, древние могли использовать их для планирования беременности (исходя из 28-дневного менструального цикла у женщин).
«Синие камни» - долерит, ближайший родственник крупнозернистого базальта. Свое «цветное» прозвище долерит получил потому, что синеет, будучи намоченным водой. Свежий скол камня также имеет синий оттенок.
«Пяточный камень» - назван так из-за легенды, по которой Сатана кинул его в монаха и попал тому в пятку.
Происхождение слова «сарсен» неясно. Возможно, оно пошло от более позднего термина «сарацин» (сарацинские, то есть языческие камни). Сарсены использовались для строительства не только Стоунхенджа, но и других мегалитических монументов Англии.
Внутренняя сторона сарсенов была обработана гораздо лучше внешней. Это говорит о том, что, возможно, помещение было закрытым, а внутри него справлялись некие важные обряды, участники которых не покидали каменного «круга».
Расчеты показывают, что для строительства Стоунхенджа (доступными в то время инструментами) требовалось порядка 2 миллионов человеко-часов работы, а обработка камней заняла бы в 10 раз больше. Причина, по которой люди трудились над этим монументом почти 20 веков, наверняка была очень веской.
Теория о посадочной площадке для НЛО возникла отчасти из-за того, что неподалеку от Стоунхенджа располагается военный аэродром (около города Ворминстер).

Расположенное в графстве Уилшир сооружение под названием Стоунхендж относят к доисторической эпохе. Оно представляет собой круг из огромных камней, установленных вертикально. Стоунхендж впечатляет как археологов, так и обычных туристов. Точное предназначение его до сих пор неизвестно. Узнайте несколько интересных фактов, которые помогут вам лучше понять суть этой достопримечательности.

Стоунхендж строили в несколько этапов

Около трех тысяч лет до нашей эры на площадке начались работы. Была вырыта круглая канава с пятьюдесятью шестью ямами по краям. Археологи предполагают, что Стоунхендж был местом для погребения праха после кремации. Каменный мегалит тогда еще не существовал. По оценкам специалистов, это было крупнейшее кладбище в Британии тех времен. Через пять сотен лет здесь появился монумент из более крупных камней во внешнем круге и небольших - во внутреннем. Изначально они были расположены более хаотично, а потом им придали форму и расположили все кругами.
Заключительной стадией строительства стало создание кольца из канав, вырытое еще через тысячу лет. Исследователи не могут определить назначение этих ям, а также неизвестно, сколько лет Стоунхендж использовался по назначению.

Неизвестно, как камни были доставлены на площадку

Среди всех прочих загадок о Стоунхендже выделяется эта - как его создатели, у которых были лишь самые примитивные инструменты, смогли доставить сюда все эти огромные камни? Камни во внешнем кольце весят по двадцать пять тонн, предполагается, что их добывали в сорока километрах к северу отсюда. Камни во внутреннем кольце весят от двух до пяти тонн и были доставлены из Западного Уэльса, а это уже более трехсот километров.
Многие археологи уверены, что их тянули по воде и по земле, но некоторые думают, что их передвинуло движение ледника. В 2000 исследовательская группа попробовала тащить камень в несколько тонн с помощью инструментов Каменного века, но задача оказалась невозможной. Вся Великобритания продолжает удивляться - как же появилась эта достопримечательность?

Стоунхендж был выставлен на аукцион

Начиная со средневековья, Стоунхендж находился в частных владениях. В конце девятнадцатого века он принадлежал сэру Эдмунду Антробусу, который категорически отказывался продавать имущество Британскому правительству. В начале двадцатого века его сын и вовсе возвел вокруг Стоунхенджа забор и начал брать с посетителей плату за вход. Во время Первой Мировой войны он погиб и территорию выставили на аукцион. Новый владелец, Сесил Чабб, пожертвовал монумент правительству.

Теории о предназначении Стоунхенджа

Строители не оставили после себя никаких записей, поэтому люди постоянно выдвигали разнообразные догадки о предназначении сооружения. В начале двенадцатого века Джеффри из Монмута стал первым, кто написал об этом месте - он предположил, что камни были мемориалом для тысяч британцев, погибших в сражениях с саксонцами. По его мнению, созданием занимался волшебник Мерлин.
Более научная теория была предложена Джоном Обри и Уильямом Стакли в восемнадцатом веке - они решили, что это храм друидов. Современные же ученые считают, что конструкция появилась еще до друидов. Есть и еще одна теория - считается, что Стоунхендж мог быть средством для предсказания затмений.

Собрания в день летнего солнцестояния здесь запрещены

Впервые фестиваль летнего солнцестояния здесь провели в 1974-м. Со временем количество посетителей стало расти, и уже в 1984 году у Стоунхенджа собирались тысячи людей. Правительство было обеспокоено вопросом безопасности - многие посетители принимали наркотики. Мероприятие было запрещено. Тем не менее в 1985 году на дорогах снова появились автомобили гостей фестиваля. Произошла стычка с полицией и после этого всяческие собрания были строго запрещены до 2000 года. Впрочем, сейчас движение хиппи, которые и организовывали фестиваль, уже не носит столь масштабного характера и крупных мероприятий здесь больше не бывает.

Дарвин изучал в Стоунхендже червей

В 1877 году Чарльз Дарвин отправился к Стоунхенджу для изучения вопроса, который давно его интересовал - о том, как черви влияют на почву. Он изучал, как упавшие фрагменты камня погружаются в землю глубже в результате активности простейших существ, которые рыхлят почву. Его исследования вошли в книгу о плесени на растениях.

Стоунхендж - не единственный доисторический круг камней

Стоунхендж считается наиболее совершенным в архитектурном плане, но на самом деле самым крупным из доисторических каменных кругов является тот, что расположен под Эйвбери, в пятидесяти километрах к северу от Стоунхенджа. Построенный примерно в тот же период, этот монумент включает крупный каменный круг, канаву и два небольших каменных круга внутри. В средневековье часть камней была разрушена христианами, которые считали, что это языческое сооружение. Кроме того, часть была использована для строительства. В 1930 году площадка была приобретена археологом Александром Кейлером. Он восстановил прежний вид монумента. Но, как и в случае со Стоунхенджем, точное предназначение монумента в Эйвбери остается неизвестным. Совершенно непонятно, как именно его использовали древние люди. В силу того, что никаких свидетельств и следов каких-либо действий на территории кругов не сохранилось, можно предположить, что человечеству никогда не узнать их назначения - отсутствие любых доказательств каждую теорию позволяет использовать лишь в качестве догадки.

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Поделиться: