Тайны генетики: что наследуют дети от родителей.

В предыдущих параграфах принималось, что каждый ген действует только на один признак. Фактически многие гены действуют одновременно на несколько признаков организма. В этом проявляется множественное (плейотропное) действие гена. Так, например, ген арахнодактилии вызывает значитель­ное удлинение конечностей и фаланг пальцев на руках и но­гах (паучьи пальцы), нарушение положения хрусталика гла­за и порок сердца (синдром Марфана). В некоторых случаях одни проявления действия гена наследуются доминантно, а другие проявления того же гена рецессивно.

Разберем задачу 22 а). У каракульских овец ген Wдетерминирует серую окраску шерсти и аномалию желудка (отсутствие рубца). При этом серая окраска проявляется как доминантный признак, а аномалия желудка - как рецессив­ный. Ягнята, не имеющие рубца, погибают после перехода с молочного питания на грубый корм. Генwобуславливает черную окраску шерсти и нормальное развитие рубца. В за­даче ставится вопрос, как будет происходить расщепление по цвету шерсти и строению желудка при скрещивании двух се­рых овец. При решении этой задачи необходимо учесть, что взрослые серые овцы не могут быть гомозиготны, так как при генотипеWWпроявляется действие гена W на желудок и яг­нята гибнут вскоре после рождения. Отсюда следует, что скрещиваться могут только гетерозиготные особиWw. Реше­ние задачи приведено на схеме 10.

Схема показывает, что в первом поколении происходит расщепление в отношении: I серая с аномалией желудка к 2 серым с нормальным желудком и к 1 черной с нормаль­ным желудком (расщепление 1:2:1).

Схема 10. Решение задачи 22-а.

Задачи

22. У каракульских овец ген W обладает плейотропным действием. Он вызывает доминантную серую окраску шерсти - ширази и в гомозиготном состоянии обусловливает ано­малию развития желудка, при которой рубец (один из 4-х от­делов сложного желудка жвачных) не развивается. Анома­лия приводит к гибели ягнят, после прекращения питания молоком матери. Ген - w обусловливает рецессивную черную пигментацию шерсти и доминирует над геном W в отношении развития рубца.

а) Скрещены две особи ширази между собой. Как будет происходить расщепление, учитывая сочетание цвета шер­сти и строения желудка?

б) Какая часть ягнят F 1 погибает после отъема от мате­ри при скрещивании ширази между собой?

в) Скрещена серая особь с черной. Как будет происхо­дить расщепление по цвету шерсти и строению желудка?

г) Будет ли происходить генетически обусловленная ги­бель ягнят при скрещивании серой овцы с черным бараном?

23. У мышей ген доминантной желтой пипментации шерсти - Yобладает рецессивным летальным действием (гено­типYYприводит к гибели эмбриона). Его аллель - у вызы­вает рецессивную черную пигментацию и обусловливает жизнеспособность мышей.

а) Скрещены две желтые особи. Какое расщепление не окраске шерсти ожидается в первом поколении?

б) Желтая мышь скрещена с черной. Какой цвет шерсти ожидается в F 1 ?

§ 6. Определение генотипа родителей по фенотипу детей

При решении задач этого рода нужно иметь в виду, что генотип родителей в ряде случаев устанавливается по их фенотипу. Это относится к следующим случаям:

1) Если родитель имеет, рецессивный признак (а), он всегда гомозиготен (аа).

2) При промежуточном наследовании и неполном доминировании родители с генотипами АА, Аа и аа имеют фенотипические различия и их генотип устанавливается по фенотипу.

3) При наличии у родителя двух кодоминантных аллелей (например I A I B) он отличается по фенотипу от особей, имеющих лишь один из двух кодоминантных аллелей (например от I A I A и от I B I B) и его генотип устанавливается по фенотипу.

Следовательно, в задачах на определение генотипа родителей по потомству преследуется цель, указать генотип доми­нантного родителя, установив, гомозиготен он или гетерози­готен. Если такая задача встает по отношению к растениям или животным, то ставится анализирующее скрещивание. Для этого организм с доминирующим признаком, генотип которо­го нужно установить, скрещивается с рецессивным. При этом возможны два случая, разобранные на схеме 11. Схема пока­зывает, что если при анализирующем скрещивании 100% де­тей имеет доминирующий признак, то доминантный родитель гомозиготен. Если же в потомстве происходит расщепление в отношении 1: 1, то доминантный родитель гетерозиготен.

С помощью анализирующего скрещивания генотип можно установить во всех без исключения случаях. В практике, ча­сто приходится устанавливать генотип родителей без постановки анализирующего скрещивания по потомству, которое имеется в наличии.

Схема 11. Анализирующее моногибридное скрещивание.

Если задача относится к определению генотипа растении или животных, от которых получено многочисленное потомство, то генотип родителей обычно (но не всегда) можно ус­тановить по расщеплению в F 1 . При этом возможны следующие случаи:

1) Расщепление в F 1 в отношении 1:1. Это возможно толь­ко при скрещивании типа Аа х аа, и доказывает, что доми­нантный родитель гетерозиготен (Аа) (см. схему 11).

2) Расщепление в F 1 в отношении 3:1. Это возможно только при скрещивании типа Аа х Аа и доказывает, что оба родителя доминантны и гетерозиготны.

3) Расщепления в F 1 нет, и все дети имеют рецессивный признак. Это возможно лишь в том случае, если оба родите­ля рецессивны (аа х аа).

4) Расщепления в F 1 нет и все дети имеют доминантный признак. В этом случае один, или оба родителя гомозиготны по доминантному признаку. При этом, если один из родителей имеет доминантный, а другой рецессивный признак, то установить генотип доминантного родителя можно; он гомозиготен. Если же оба родителя имеют доминантный признак, то установить их генотип по потомству (без расщепления вF 1) нельзя, так как или оба или только один из них гомози­готен.

Разберем задачу 24 а). У гороха гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой. При скрещивании двух гладких растений, генотип которых неизвестен, в первом поколении, получено (расщепление в отношении 3 гладких к 1 морщинистому. Определить генотип родителей.

Запишем данные о доминировании в таблицу «признак-ген» и выпишем в генетическую схему все известные из усло­вий задачи сведения о родителях и детях (см. схему 12).

Схема 12. Запись условий задачи 24-а.

При записи генотипа родителей выписываем, известное из условий задачи, наличие у них гена В, детерминирующего гладкую поверхность семян. Вместо второго гена, который нам неизвестен, ставим знак вопроса. Во второй строке (гаме­ты) мы можем написать, что оба родителя дают гаметы с ге­ном В. Имеется ли второй тип гамет, из условий задачи неиз­вестно. В третьей строке выписываем потомство. В отношении рецессивных потомков нужно написать их генотип, помня что рецессивные организмы всегда гомозиготны. Доминантные потомки F 1 имеют ген В, а второй ген в условиях задачи не указан. Задача может быть решена двумя способами.

1-й способ. Известно, что расщепление в F 1 в отношении 3: 1 происходит только в том случае, если скрещиваются два доминантных гетерозиготных родителя. Так как в нашем опы­те имеет место расщепление 3:1, то оба родителя гетерозиготны. Поэтому мы можем дать ответ:

Р..... ВЬ х ВЬ

Решая задачу этим способом, мы пользуемся готовым правилом, не разбирая задачу по существу. Поэтому целесообразно решить задачу и вторым способом, который в дальней­шем поможет нам решать и более сложные задачи.

2-ой способ. При втором способе мы исходим из генотипа детей. Генотип потомков с доминантным признаком нам неизвестен, но рецессивные потомки всегда гомозиготны. Их гено­тип -bb. Из этих двух генов, один получен через яйцеклетку от матери, а другой через спермий от отца. Следовательно, и мать и отец, кроме гамет с аллелем В продуцируют гаметы с аллелем b, что мы и вписываем в таблицу. И наконец, у ро­дителей продуцирующих гаметы с геном - b, этот ген дол­жен быть в их генотипе. Следовательно генотип родителей:

Р....... Bb х Bb

Ход решения задачи показан на схеме 13.

Схема 13. Решение задачи 24-а вторым способом.

В практике медицинской генетики (и в некоторых других областях) встречаются задачи, когда потомство малочислен­но. Например, у пары супругов родился только один ребенок. Можно ли в этих случаях установить генотип доминантного родителя. Решение таких задач возможно не всегда, но в ря­де случаев может быть получен вполне достоверный ответ. При этом первый из рассмотренных выше способов решения задачи неприменим. В малых семьях возможны значительные отклонения от классических соотношений 3:1 и 1:1. Поэто­му задачи нужно решать вторым способом.

Рассмотрим задачу 28 б). У человека ген, вызывающий наследственную глухонемоту (s), рецессивен по отношению к гену нормального слуха (S). От брака наследственно глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы родителей.

Заполним таблицу «признак-ген» и напишем известные из условий задачи данные о родителях и детях в виде генетиче­ской схемы. Решение задачи вторым способом приведено на схеме 14.

Схема 14. Решение задачи 28-б.

Генотип отца по условиям задачи был неизвестен и мы обозначили его двумя символами - Sи? Было неизвестно также продуцирует ли отец один или два типа гамет. На схе­ме 14 этот вопрос решен исходя из фенотипа его ребенка.

Задачи

24. У гороха гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой.

а) При скрещивании двух растений с гладкими семенами в F 1 получено расщепление в отношении 3 гладких к 1 мор­щинистому. Определить генотип родителей?

б) При скрещивании двух растений с гладкими семена­ми, все потомство имеет гладкие семена. Можно ли устано­вить генотип родителей?

в) При опылении растения с гладкими семенами, пыль­цой растения с морщинистыми семенами, все потомство име­ет гладкие семена. Можно ли установить генотип родителей?

г) При опылении растения с морщинистыми семенами, пыльцой растения с гладкими семенами, половина потомства имеет морщинистые, а половина гладкие семена. Определить генотип родителей.

25. Рецессивный ген blackдетерминирует черную окраску тела дрозофилы. Мухи дикой расы имеют серое (полосатое) тело.

а) Среди потомства, полученного от скрещивания чер­ной мухи с серой, половина потомков имеют черное тело, а по­ловина - серое. Определить генотип родителей.

б) При скрещивании серой мухи с черной, оказалось что все потомство имеет серую пигментацию тела. Опреде­лить генотип родителей.

в) При скрещивании двух серых мух установлено, что все их потомство имеет серую пигментацию тела. Можно ли

установить генотип родителей?

26. У крупнрго рогатого скота ген комолости (Р) доминирует над геном рогатости (р).

а) От скрещивания рогатой коровы с комолым быком

родился рогатый теленок. Определить генотип коровы, быка и теленка.

б) Комолая корова при скрещивании с рогатым быком принесла двойню. При этом один теленок был комолым, а другой рогатым. Определить генотипы родителей и детей.

27. У человека доминантный ген - Dвызывает аномалию развития скелета - черепно-ключичный дизостоз (измене­ние костей черепа и редукция ключиц).

а) Женщина с нормальным строением скелета вышла замуж за мужчину с черепно-ключичным дизостозом. Ребенок от этого брака имел нормальное строение скелета. Можно ли по фенотипу ребенка определить генотип его отца?

б) Женщина, страдающая черепно-ключичным дизосто­зом вышла замуж за мужчину с нормальным строением скеле­та. Ребенок от этого брака унаследовал от матери дефект ске­лета. Можно ли определить генотип матери?

в) Оба родителя страдают черепно-ключичным дизостозом. Ребенок от этого брака имеет нормальное строение скелета. Определить генотипы обоих родителей и ребенка.

28. У человека рецессивный ген sдетерминирует врожденную глухонемоту.

а) Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине с нормальным слухом. Их ребенок имеет нормаль­ный слух. Можно ли определить генотип матери?

б) Наследственно глухонемая женщина вышла замуж за мужчину с нормальным слухом. У них родился глухонемой ребенок. Можно ли определить генотип родителей?

29. У человека I группа крови обусловлена рецессивным геном I°, II группа геном I А,IIIгруппа геном I В. Аллели I А и I В кодоминантны и их сочетание детерминирует IV группу крови.

а) При определении групп крови у ребенка и его роди­телей установлено следующее: группа крови ребенка - I; матери - I; отца - II. Определить генотип отца ребенка.

б) Ребенок имеет I группу, его мать - II, отец - III группу. Определить генотипы родителей.

в) Группы крови у матери II, у отца III. Можно ли установить их генотип, если у их ребенка IV группа крови?

Многие мамы в ожидании малыша часто думают, каким он родится, какого цвета глазки и волосы у него будут, какой носик, губки и рост. Будет ли он похож на родителей или унаследует черты кого-то из родственников? Генетика может дать ответы на эти вопросы еще до рождения крохи.

Опираясь на законы генетики, давайте рассмотрим алгоритмы, по которым чаще всего формируется внешность ребенка.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Цвет глаз

Если у папы глаза темно-карие, а у мамы голубые, то у ребенка с большой вероятностью будут именно карие глазки. Ген карих глаз является доминантным (сильным), а голубой — рецессивным (слабым). Если у обоих родителей карие глаза, то у них вряд ли родиться ребенок с зелеными, серыми или голубыми глазками. Пройдет время — и они начнут темнеть, постепенно превращаясь в карие.

А вот если оба родителя голубоглазые, то и малыш с большой долей вероятности будет иметь голубой оттенок глаз.

Доминантные признаки

Если хотя бы у одного родителя есть ямочки на щеках, нос с горбинкой (или большой/кривой) или оттопыренные уши, то очень велика вероятность, что и у ребеночка будет эта особенность внешности. Дело в том, что эти, как нами принято считать, недостатки, являются доминантными признаками и «проклевываются» во внешности малыша.

Но, как правило, проявляется только одна такая особенность, реже — две сразу.

Цвет волос

Ген темных волос перевешивает ген светлых, поскольку его пигмент является сильным. Если оба родителя — светлые, то ребеночек тоже родиться блондином или светло-русым. А если папа — яркий брюнет, а мама — блондинка, то волосы у малыша будут темными или русыми.

Интересный факт: у ребенка, который родился темным от такой комбинации в будущем свои дети могут быть светленькими. Дело в том, что дети смешанных генов получают и сильный ген отца, и слабый матери. Позже, слабый ген может «объединиться» со слабым геном партнера — и внешность ребенка будет светлой.

Также ребенок может быть совсем не похож на вас, если унаследует блуждающие гены дальних родственников. Так в семье шатенов может вдруг появиться на свет рыженький малыш, а также бывают случаи, когда у белокожих родителей рождался темнокожий ребенок, если в роду даже несколько поколений назад были мулаты.

instagram @sarahdriscollphoto

Кудри или гладкий волос

Волнистость и кудрявость волос — также доминантный признак, который, скорее всего, проявится у ребенка, если хотя бы у одного из родителей он есть.

Рост ребенка

Если верить генетикам, то рост ребенка — среднее арифметическое роста родителей. В основном так и получается: у высоких мам и пап вырастают рослые детки, а у невысоких — низенькие или среднего роста. Также ребенок может значительно перерасти своих родителей, если занимается видами спорта, которые помогают вытянуться, например, баскетболом.

Секреты генетики

Еще давно люди стали замечать, что мальчики в основном похожи на мам, а девочки — на пап. На этот счет даже пословица есть, которая гласит, что если девушка похожа на папу — счастливой будет.

Действительно, мальчики чаще всего похожи на своих мам, поскольку наследуют от них только одну Х-хромосому, которая отвечает за внешние данные.

А вот с внешностью девочки — не все так однозначно, поскольку ребенок берет одну Х-хромосому от мамы, а одну — от отца, поэтому может быть похожим на обоих родителей.

Установленные Менделем закономерности дают возможность предсказать генотипы и фенотипы потомства, если известны генотипы родителей.

Для наглядности рассмотрим способы их решения на примере задач 1 и 2.

Задача 1. Желтый цвет семян гороха доминирует над зеленым. Цветки гомозиготного желтого гороха опылены пыльцой зеленого гороха. Определить фенотип и генотип потомства, полученного от этого крещивания.

Приступая к решению задачи, нужно, прежде всего, научиться кратко записывать её условия. Они включают: а) сведения о признаках и детерминирующих их аллельных генах; б) сведения о генотипе родителей.

Сведения о признаках и генах удобно записывать в виде таблицы, состоящей из двух строк и двух столбцов (схема 2). В первом столбце выписываем признаки (желтый и зеленый цвет горошин). В условиях задачи не сказано, какими буквами обозначают гены, детерминирующие эти признаки, но нам известно, что две вариации одного и того же признака (цвет горошин) определяются парой аллельных генов, которые нужно обозначить одной и той же буквой (доминирующий ген большой, а его рецессивный аллель - малой). Буквы можно выбирать произвольно, например,
А и а.


F1 Аа - гетерозигота

Фенотип – желтые

Схема 2. Запись условия задачи 1.

После этого можно приступить к записи второй группы условий. В задаче дано, что цветки гомозиготного желтого гороха опылены пыльцой зеленого гороха. Это условие, согласно принятому нами обозначению генов, мы должны записать следующим образом: буквой Р- обозначаются родители, формулой АА - генотип гомозиготного желтого гороха, а формулой аа - генотип зеленого гороха (рецессивный организм всегда гомозиготен, поэтому в условиях задачи это не оговаривается).

Записав условие задачи, приступаем к её решению - определению генотипа и фенотипа потомства. Исходя из генотипов родителей устанавливаем, сколько и какие типы гамет образует каждый из них.

Нетрудно видеть, что при мейозе первый из родителей (гомозиготный желтый горох), цветы которого мы опыляем, производит один тип яйцеклеток - с геном А, а второй родитель, от которого мы берем пыльцу, производит тоже один тип спермиев - с геном а. Типы гамет нужно выписать в отдельной строке, под строкой Р (родители). Ниже, в третьей строке, выписываем генотипы детей (F1), образующихся в результате слияния гамет родителей, отвечая тем самым на вопрос задачи о генотипе потомства.

Фенотип потомства записываем под его генотипом. Таким образом полная запись условий и решения задачи должна иметь следующий вид (схема 2).

Как показывает схема 2, все потомство, полученное от скрещивания гомозиготного желтого гороха с зеленым, генотипически единообразно (генотип Аа ) и имеет желтую окраску семян.

Если при моногибридном скрещивании родители гетерозиготны, решение задачи несколько усложняется. Рассмотрим это на примере задачи 2.

Согласно условию, гетерозиготный желтый горох скрещивается с таким же по генотипу и фенотипу растением. Требуется определить генотип и фенотип потомства. Записав согласно условию задачи генотипы родителей, определим, сколько и какие типы гамет они образуют (схема 3). Так как каждый из родителей образует два типа гамет, то при оплодотворении возможны различные комбинации половых клеток, которые могут быть определены с помощью решетки Пеннета из 4-х клеток. Сверху, над столбцами, выписываем типы сперматозоидов, а слева, напротив строк, типы яйцеклеток. После этого в каждую клетку решетки, соответственно пересечениям строк и столбцов, вписываем гены гамет, получая генотипы потомков.



F 1
АА
Аа
Аа аа

Схема 3. Анализ скрещивания двух гетерозигот.

Задачи.

7. У человека карий цвет глаз (В) доминируют над голубым (b).

а) Гомозиготный кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Какой цвет глаз будет у их детей?

б) Гетерозиготный кареглазый мужчина женился на гетерозиготной кареглазой женщине. Можно ли от этого брака ожидать рождение голубоглазого ребенка?

8. У кролика черная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза).

а) Какой цвет шерсти будет у гибридов F 1 и F2 при скрещивании гомозиготного черного кролика с альбиносом?

б) Какой цвет шерсти будет в F1 при скрещивании гетерозиготного черного кролика с белым?

9. У человека полидактилия (шестипалость) детерминирована доминантным геном -Р.

а) От брака гетерозиготного шестипалого мужчины и женщины с нормальным строением кисти, родились два ребенка: пятипалый и шестипалый. Каковы генотипы этих детей?

б) Гомозиготный шестипалый мужчина женился на пятипалой женщине. От этого брака родился один ребенок. Каков его фенотип и генотип?

10. Муж и жена гетерозиготны по гену брахидактилии (короткопалость), который наследуется как доминантный признак. Определить расщепление по генотипу и фенотипу у их детей.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОТИПА И ГЕНОТИПА ДЕТЕЙ ПО ГЕНОТИПУ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ НЕПОЛНОМ ДОМИНИРОВАНИИ И ДОМИНИРОВАНИИ, ЗАВИСЯЩЕМ ОТ ВНЕШНИХ
И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ.

Задачи этого раздела отличаются от предыдущих тем, что обычные отношения полного подавления доминантным геном рецессивного отсутствуют. Различают несколько видов нарушения полного доминирования.

1. Неполное доминирование. В этом случае гетерозиготные организмы (Аа) хотя и имеют признак, обусловленный доминантным геном (А), но отличаются от гомозигот (АА) меньшей степенью развития признака. Например, у человека редкий ген а, обусловливает полное отсутствие глаз – анофтальмию. Его аллель ген - А детерминирует у гомозигот (АА) нормальное развитие глазного яблока. Однако у гетерозигот (Аа) глазные яблоки уменьшены. Следовательно, при неполном доминировании имеют место три фенотипа: полное развитие доминантного признака (при генотипе АА), менее выраженное развитие доминантного признака (при генотипе Аа) и полное отсутствие доминантного признака (при генотипе аа).

Анализ :

Отец имеет рецессивный признак и его генотип - аа. Так как у всех детей темные волосы, то мать является гомозиготной по доминантному признаку - АА (закон единообразия F1

Вывод:

Если в потомстве отношение по фенотипу 1:1, значит генотип наследуемой особи – гетерозиготный (Аа).

Если все особи в потомстве имеют одинаковый генотип, то исследуемая особь гомозиготна (АА, аа).

Ответ: ♀ АА; ♂ аа

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине генетика человека с основами

Среднего профессионального образования.. красноярский медицинский техникум.. электронное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция №2.
Тема: «Закономерности наследования признаков» План: 1.Г.Мендель- родоначальник генетики. 2.Законы Менд

F1. АаВв – 100% одинаковые

F1 Аа – 100% волнистые


Закономерности наследования признаков.
Мотивация: Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. В школьной программе по общей биологии отводится очен

Краткий словарь генетических понятий
Аллель Различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом. Альтернативные признаки Взаи

Алгоритмы решения генетических задач
1.Прочитать условие задачи и заготовить схему решения задачи, записать с помощью обще6принятых символов исходные данные 2. Определить и выбрать обозначения доминантных и рецессивных генов.


Скрещивание, при котором родительские особи анализируются по одной паре альтернативных признаков. Закон единообразия (1 закон Менделя): при скрещивании двух гомозиготных о

Взаимодействие аллельных генов
Полное доминирование – при котором доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного. (примеры – законы Менделя). Условие задачи:Синдактилия насле


При дигибридномскрещивании родительские особи анализируются по двум парам альтернативных признаков. При скрещивании ди- и полигибридов в потомстве появляются различные комбинации признаков, которых

Задачи на наследование групп крови
Группы крови определяются геном – J. 0 А В Ген – J - имеет три аллельных состояния: J; J ; J В различных сочетаниях генов образуются 4 группы крови:

Задачи на наследование– резус-фактора
Известны три пары неаллельных генов, расположенных близко друг к другу на первой хромосоме, контролирующие фенотипическое проявление резус-фактора. Человек с отрицательной (rh-) группой

Задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.
Сцепленными с полом называются признаки, гены которых расположены не в аутосомах, а в гетеросомах (половых хромосомах). Если ген сцеплен с У - хромосомой, он может передаваться от отца только сынов

Условие задачи
:В семье молодых здоровых родителей, не подверженных частым инфекционным заболеваниям, рождаются три девочки-погодки. Можно ли считать, что и они, и все последующие дочери, если они будут рождаться

Типы генетических задач
Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к

Известны генотипы и фенотипы родительских форм, определите генотипы и фенотипы потомства.
Условие задачи: Заболевание фенилкетонурия наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какими будут дети в семье, где родители гетерозиготы по этому признаку? Какова вероятность


Некоторые признаки формируются при участии нескольких генов, взаимодействие между которыми отражается на проявлении фенотипа. 1.Комплементарное взаимодействие: Вз

Закономерности наследования признаков
1.Скрещивание особей, отличающимся по двум парам признаков называется …. 2.Вариант признака, не проявивщийся в первом поколении называется …

Красноярск 2011г
Содержание: 1.Алгоритм работы с пособием стр.2 2.Тема и ее мотивация стр.3 3.Пролжительность занятия стр.3 4.Место проведения занятия стр.3

Тема и ее мотивация.
Тема: «Закономерности наследования признаков» Наследственность и изменчивость зависят от наличия перераспределения и изменения наследственной информации, которую вид накоп

F1. АаВв – 100% одинаковые
Третий закон - «Закон независимого комбинирования генов родителей в потомках.» При дигибридном скрещивании признаки во втором поколении комбинируются незав

F1 Аа – 100% волнистые
В)Кодоминирование -проявление в признаке сразу 2-х ал-лельных доминантных генов, но в новом варианте признака. Группы крови зависят от 2-х доминантных гено

Взаимодействие неаллельных генов.
Комплементарное наследование –когда один неаллельный ген дополняет другой, проявляясь в новом качестве. Например: нас-ледование гребней у петухов: Геноти -

Претест
1.Гибды второго поколения по фенотипу имеют соотношения доминантных и рецессивных признаков: А) 1:1 Б) 3:1 В) 1:2 Г) 2:1 2. Количество ф

Посттест
1.. Гамета это клетка: А) половая Б) соматическая В) прокариотическая Г) зачаточная 2. Организм, образованный слиянием двух различных по данному признак

Красноярск 2011г
ББК 28. 04.R 72 3 П 16 П 16 Панова Н. А. Медицинская генетика. Сборник задач по генетике / Н.А.Панова. – Красноярск, Кра

Генетические задачи на моногибридное скрещивание
1.У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной, у них родился глухонемой р

Задачи на неполное доминирование
1. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос. Гетерозиготы имеют волнистые волосы. Определить вероятность рождения курчавого ребенка, если оба родителя имеют волнистые волосы. 2

Генетические задачи на дигибридное скрещивание
1.Известно, что ген шестипалости (одной из разновидностей полидактилии) и ген, контролирующий наличие веснушек, - доминантные гены, расположенные в разных парах аутосом. Женщина с нормальным количе

Наследование групп крови и резус-фактора
1.Молодые родители удивлены, что у них, имеющих одинаковую (II) группу крови, появился непохожий на них ребенок с I группой крови. Какова была вероятность рождения такого ребенка в этой семье?

Наследование признаков, сцепленных с полом
1.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятност

Взаимодействие неаллельных генов
1.Одна из форм цистинурии (нарушение обмена четырех аминокислот) наследуется как аутосомный рециссивный признак. Но у гетерозигот наблюдается лишь повышенное содержание цистина в моче, у гомозигот

Задачи на составление родословной
1.Определите характер наследования при­знака и расставьте генотипы всех членов родословной. 2).Пробанд – мужчина, страдающий гемофилией. Две его старшие сестры, его младший брат и его роди

Основная
1.БочковН.П.МедицинскаягенетикаМ.:Мастерство, 2001г. 2. Бочков Н.П., Захаров А.Ф.,Иванов В.И. Медицинская генетика М., Медицина, 1984. 3.Жимулев И.Ф. «Общая и молекулярная генетик

Дополнительная
1. Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика: Учеб. для студ. биол. спец. ун-тов, М.: Высш. шк.,1985. 2. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К, Уотсон Дж. Молек

При решении задач этого типа нужно иметь в виду, что генотип родителей в ряде случаев устанавливается по их фенотипу. Это относится к следующим случаям:

1) Если родитель имеет рецессивный признак, он всегда гомозиготен (аа).

2) При промежуточном наследовании и неполном доминировании родители с генотипами АА, Аа и аа имеют фенотипические различия и их генотип устанавливается по фенотипу.

3) При наличии у родителя двух кодоминантных аллелей (например, I A I B) он отличается по фенотипу от особей, имеющих лишь один из двух кодоминантных аллелей (например, I A I A или I B I B) и его генотип устанавливается по фенотипу.

В экспериментальных исследованиях генотип родителя с доминантным признаком можно установить, проведя анализирующее скрещивание (схема 7). Из приведенного на схеме примера видно, что если при анализирующем скрещивании 100% потомков имеют доминантный признак, т.е. все они единообразны, то родитель имеющий доминантный признак гомозиготен. Если же в потомстве происходит расщепление в отношении 1: 1 , то родитель с доминантным признаком гетерозиготен.

Если задача относится к определению генотипа растений или животных, от которых получено многочисленное потомство, то генотип родителей обычно (но не всегда) можно установить по расщеплению в F1. При этом возможны следующие случаи:

Р АА Х аа Аа Х аа


Fа Аа Fа Аа аа

100% доминанты 50% домин. : 50% рецесс.

Схема 7. Анализирующее моногибридное скрещивание.

1) Расщепление в F1 в отношении 1: 1. Аа х аа , и доказывает, что доминантный родитель uе-терозиготен Аа (см. схему II).

2) Расщепление в F1 по фенотипу в отношении З: 1. Это возможно только при скрещивании типа Аа х Аа и доказывает, что оба родителя доминантны и гетерозиготны.

3) Расщепления в F1 нет, и все дети имеют рецессивный признак. Это возможно лишь в том случае, если оба родителя рецессивны (аа х аа).

4) Расщепления в F1 нет, и все дети имеют доминантный признак. В этом случае один или оба родителя гомозиготны по доминантному приз-

Гладкие гладкие

F1 3/4 гладкие ¼ морщин

Схема 8. Определение генотипа родителей.

наку. При этом, если один из родителей имеет доминантный, а другой – рецессивный признак, установить генотип доминантного родителя можно: он гомозиготен. Если же оба родителя имеют доминантный признак, то установить их генотип по потомству (без расщепления в F1) нельзя, так как или оба они или только один из них гомозиготен.3:1, то оба родителя гетерозиготны. Следовательно, мы можем записать, что их генотип Bb. Тогда запись решения задачи будет выглядеть так, как показано на схеме 9.

Поделиться: