Трудовая деятельность в 2 первой младшей группе. Примерный перечень трудовых поручений

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Цель трудового воспитания : формирования положительного отношения к труду.

Задачи:

  1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (формирование трудовых навыков, формирование компонентов деятельности, формирование общественных мотивов труда).
  2. Воспитать положительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых, воспитания уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь).
  3. Воспитать личность ребёнка (воспитание личностных черт самостоятельности, ответственности, инициативности; воспитание трудолюбия привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд; воспитание положительных взаимоотношений между детьми дружбы, взаимопомощи, заботы о товарищах).

На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.

Как организовать трудовую деятельность в этом возрасте? Ответ на этот вопрос я предлагаю найти в данной разработке.

Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте

В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончанию работы получают оценку педагога.

Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой зависимости от них.

В средней группе педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. Во второй половине учебного года в том содержании труда, которым дети овладели в достаточной мере, организация поручений принимает характер коллективной деятельности. Усложнением здесь по сравнению с трудом рядом является предъявление нескольким участникам одновременно общего задания и подведение единого итога результатов труда. При этой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности. Ребёнок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил своё задание каждый.

В средней группе вводится форма труда дежурства: с начала года – по столовой, со второй половины учебного года – по подготовке к занятиям (если, у детей второй младшей группы сформированы определённые умения дежурства по столовой, то можно их ввести во второй половине учебного года). Дежурный должен выполнять порученное дело самостоятельно, в определённый срок, заботиться обо всех, действовать без напоминания взрослого. Дежурство – это обязанность ребёнка.

Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой свои действия, поэтому организация дежурства принимает вид труда рядом, т.е. за каждым столом один дежурный (аналогично организованы дежурства и при подготовке к занятиям).

Методы и приёмы организации труда в младшем дошкольном возрасте

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, а решаем – используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.

Например: перед мытьём рук говорю, «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка , поощрение его успехов. В четыре года уже начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами. Это желательно отмечать; говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать строитель» и т.д.

Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае надо говорить: «Сейчас Егор уберёт машины на полку и мы поиграем в интересную игру».

Действующий приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Алиной и Галей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Марина» и т.д. Ко всему к этому надо стараться дать детям больше самостоятельности. Но в то же время помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.

Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.

Хозяйственно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и в младшей группе основной формой организации этого вида труда являются поручения. Которые дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.

Так как дети четырёх-пяти лет слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строителем («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убираются их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»

Так же приобщаем детей к выполнению и таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Н апример: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.

При руководстве поручениями действующие приёмы: игровые, совместная деятельность, показ, напоминание и поощрение.

В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигают отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают одежду и т.д.). Этот вид труда советую организовывать в утреннее, но чаще в вечернее время. Проводя работу постоянно доводиться до сознания детей, что сделанная ими работа нужна не только для него, но и для его сверстников, взрослых, всех окружающих.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек. Так же расчистка участка зимой - от снега, осенью и весной – от листьев и т.д. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.

Непрерывная трудовая деятельность ребёнка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т.д.

Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнуться охотнее. В своей группе стараемся чаще использовать приёмы – поощрения, говоря: «Посмотрите, как Серёжа хорошо убрал игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с игрушками.

Начиная со второй младшей группы начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по подготовке к занятиям. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. Всё время стараемся довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например: «Если плохо продежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно».

С детьми четырёх-пяти лет уже можно организовать и ручной труд. Так же они могут выполнять поручения, направленные на участие детей в уходе за растениями и животными в уголке природы. При этом объясняется последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически вмести с детьми осматривается уголок природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Важно помнить что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы неповредить корни; сколько корма посыпать рыбам или птице. В процессе труда привлекается внимание детей на внешний вид растений, поведение животных, учим наблюдать за ними.

Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным.

Для получения хороших результатов при организации детского труда и облегчения работы при планировании труда, мной был составлен примерный тематический план трудовой деятельности на месяц, работая по нему можно добиться хороших результатов у детей.

Заключение

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого, то, что его труд необходим.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.

Разработанный мною тематический план трудовой деятельности показал свою эффективность. Я заметила, что подобранная деятельность повышает результативность и помогает систематически планировать образовательную область «Труд».

Литература

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983. -54 с.
  2. Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1983. -73с.
  3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., 1985. -95с.
  4. Куцакова Л.В., Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М., 2003. -140с.
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991. -132с.

Получение диплома государственного образца

Без выезов на сессии

Доступная стоимость обучения

Вы сами распределяете свое время

ИЛИ

Специальности колледжа

Банковское дело

Слово «банкир» пришло к нам из итальянского языка, в котором слово «banco» переводится как «стол». Следовательно, банкир – человек, работающий за столом. Но в современном мире данная профессия не ограничивается простым «сидением». Современные банкиры должны уметь анализировать информацию, прогнозировать ситуацию в экономике, принимать решения. Именно поэтому выпускники данной специальности востребованы в самых различных финансовых учреждениях.

Банковское дело сегодня можно по праву назвать престижной и модной профессией. Специалисты данной специальности широко востребованы финансовыми и кредитными организациями, инвестиционными и страховыми компаниями, трудно себе представить современную биржу без профессионала в банковском деле. А это значит, что с трудоустройством никаких проблем не возникнет – современная экономика не может существовать без профессионалов, которые занимаются денежными операциями. Банковский работник консультирует клиентов, ведет аналитическую работу и занимается прогнозированием развития компаний и отраслей в целом.

Специалисту банковского дела необходимо обладать такими человеческими качествами как ответственность, высокая концентрация, постоянное внимание, умение систематизировать данные, аналитический склад ума. А также – интерес к экономике, амбициозность, хорошую память и умение доводить начатое дело до логического конца.

Получив профессию «Банковское дело» можно быть уверенным в своей востребованности, стабильности, возможности быстрого карьерного роста, высокой оплате труда.

Коммерция

Одна из самых востребованых специальностей 2019 года. Связано это в первую очередь с тем, что срок обучения по этой специальности минимален. В рамках курса обучения рассматриваются все аспекты ведения успешной предпринимательской деятельности, например, логистика, продажи, найм персонала, складской учет.

Право и организация социального обеспечения

В рейтинге профессий эта специальность занимает одно из высоких мест. Общественные отношения и их регулирование являются важнейшей проблемой современного общества, решать которую призваны представители данной специальности. Специалисты, занимающиеся трудовым правом, гражданским правом, а также страховым делом также должны обладать знаниями данной специальности. Поэтому можно сказать, что эта профессия предполагает широкий выбор деятельности в смежных отраслях.

Очень часто профессионалов с образованием по этому профилю приглашают в качестве сотрудников не только в органы соцзащиты, но и помощниками в нотариальные и адвокатские конторы, юрисконсультами, они часто трудятся в отделах кадров и паспортных столах. Данная профессия отлично подойдет амбициозным и целеустремленным людям, осознающим что основную ценность государства представляют его граждане и соблюдение их гражданских и социальных прав. Успешный специалист в данной области должен иметь качества, присущие психологам, финансистам и философам.

Получая данную профессию, вы получаете возможность сделать успешную карьеру в этой благородной и необходимой обществу сфере деятельности.

Дошкольное образование

Воспитатель – это первый взрослый человек, который принимает участие в воспитании и развитии малыша после родителей и бабушек и дедушек. Он дает детям первые представления об окружающей среде и человеческих ценностях, о взаимоотношениях людей и основы начального образования. При этом воспитатель должен с одинаковым вниманием относиться как ко всему коллективу малышей, так и к индивидуальности каждого ребенка.

Преподавание в начальных классах

Первый учитель. В эти слова люди вкладывают отнюдь не профстандарты или дипломы. А личность, человека, который способен поддержать, разогреть интерес ребенка к получению новых знаний. От него зависит, доверится, раскроется ли ребенок. Как будет относиться к учебному процессу. Учитель начальных классов - это навсегда.

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Специальное дошкольное образование

Педагог организует процесс обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием. Взаимодействует с коллегами и социальными организациями образования, культуры, родителями по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.

Кому подойдет дистанционное образование

кольникам

Подростки закончившие школу после 9 или 11 класса. Не прошедшие конкурс аттестатов. Или же вступительные испытания.

У нас при зачислении конкурса аттестатов нет. Принимаем с любым средним баллом. Вступительные испытания чаще всего не предусмотрены.

Для повышения по службе или смены профессии

Часто, уже опытным работающим специалистам для повышения по службе требуется наличие образования подходящего тому функционалу, который предусматривает новое место. Но бывает и так, что и опыт и знания есть, более того, сотрудник уже выполняет новые обязанности, а нужно подтверждение этих навыков документом.

Для устройства на работу

Вы нашли новое место работы? Там Вас готовы принять, но отдел кадров требует наличие образования? После зачисления мы предоставим документы, которые Вам позволят начать работать в этой организации.

Учитесь из любой точки мира

Наши студенты самые разные люди - это и взрослые, работающие люди с разными графиками занятости, и школьники. Наш профориентолог подберет Вам программу обучения, а в сложных жизненных ситуациях поможет выстроить индивидуальную траекторию обучения. Вы можете учиться не покидая своего города или уезжая в командировки.

Диплом государственного образца

Наш колледж имеет актуальную лицензию и государственную аккредитацию. Мы подписываем договор об образовательных услугах составленный в соответствии с ФЗ-273 "Об образовании". Ускорение срока обучения студентов возможно в рамках действующего законодательства.

В данном материале представлен результат анализа Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Методическая модель трудового воспитания значительно облегчит педагогам осуществление перспективного и календарного планирования работы с детьми, позволит последовательно и системно организовать всю работу по трудовому воспитанию на основе созданной предметной среды для каждого вида труда. Воспитатели могут менять планирование работы с учетом алгоритма усвоения детьми конкретных трудовых навыков, умений, действий в каждой возрастной группе по всем четырем видам труда.

В сводных таблицах задач и содержания работы по каждому виду труда шрифтом выделены те, которые являются новыми для каждой возрастной группы в сравнении с предыдущей, что поможет педагогу своевременно приступить к работе по реализации новых задач трудового воспитания и продолжать работу над уже знакомыми, до полного формирования устойчивости трудовых навыков у детей.

В таблицах алгоритмов ознакомления детей с доступными им трудовыми операциями и действиями также выделены те трудовые навыки, которыми дети должны овладеть в данной группе. Воспитатели смогут осуществлять самоанализ своей педагогической деятельности по организации трудового воспитания детей и педагогическую диагностику усвоения детьми программы по разделу Трудовое воспитание .

Причем в основу диагностики детей вместо традиционно-привычного диагностирования по уровням (высокий, средний, низкий) положен принцип, позволяющий определить степень активности и успешности по отношению ребенка к данному виду труда (активен или неактивен) и результату овладения им (успешен) или неовладения трудовыми операциями, действиями, навыками (неуспешен).

Такое оценивание результатов трудовой деятельности детей является более корректным.

Цель

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи

  • Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
  • Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
  • Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников

  • Самообслуживание.
  • Хозяйственно-бытовой труд.
  • Труд в природе.
  • Ручной труд.

Формы организации труда

  • Поручения.
  • Дежурства.
  • Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд - в старшей и подготовительной группах. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности.

Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах .

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:

  • приучать детей договариваться о предстоящей работе;
  • работать в нужном темпе;
  • выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог. В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание). В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей.

Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться. Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ

1-я младшая группа

1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчеркивать значимость результатов их труда.

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

4. Приобщать детей к самообслуживанию

2-я младшая группа

Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

Средняя группа

1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).

4. Разъяснять детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.

3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).

4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

7. Учить доводить начатое дело до конца.

8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Подготовительная группа

1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

4. Формировать потребность трудиться.

5. Воспитывать любовь к труду.

6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.

В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе

НА ЗАМЕТКУ. Игрушки ролевые для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

2-я младшая группа

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Средняя группа

1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок - чистить, просушивать

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом

4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.

5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком

6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом).

7. Учить полоскать рот после еды

Старшая группа

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места

8. Учить опрятно убирать постель

Подготовительная группа

1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию

4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном

К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

НА ЗАМЕТКУ. Игрушки развивающие для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

АЛГОРИТМЫ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРУППАМ

Формирование навыков самообслуживающего труда тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование. Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы.

НА ЗАМЕТКУ. Дидактические игры для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД: Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

2-я младшая группа

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений - готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал

2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).

Средняя группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.

2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Старшая группа

1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки

2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице

3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды

4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы

Подготовительная группа

1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить самостоятельно убирать постель после сна

4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол

5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.

К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.

НА ЗАМЕТКУ. Сюжетно-ролевые костюмы для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru

АЛГОРИТМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ ПО ГРУППАМ

Литература

  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  • Голицина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. - М.: Скрипторий, 2004.
  • Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Скрипторий, 2008.
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002.
  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
  • Приходько Е. Г., Малышевич Т. В. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. - Краснодар: Мир Кубани, 2006.

Материал предоставлен журналом , ноябрь 2010

1-я младшая группа

    Воспитывать уважение к людям любой профессии.

    Подчеркивать значимость резуль­татов их труда.

    Поддерживать желание детей по­могать взрослым.

    Приобщать детей к самообслу­живанию

2-я младшая группа

1. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой дея­тельности.

Средняя группа

    Воспитывать положительное от­ношение к труду, желание трудиться.

    Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помо­щью воспитателя о распределении ра­боты, заботиться о своевременном за­вершении совместного задания.

    Формировать начала ответствен­ного отношения к порученному зада­нию (умение и желание доводить на­чатое дело до конца, стремление сде­лать его хорошо).

    Разъяснять детям значимость их труда.

    Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

    Продолжать расширять представ­ления детей о труде взрослых. Пока­зывать результаты труда, его обще­ственную значимость. Систематизиро­вать знания о труде людей в разное время года.

    Рассказывать о профессиях пе­дагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швей­ной промышленности, торговли и др.

    Объяснять, что для облегче­ния труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый ап­парат, электрическая швейная машина и т. п.).

    Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров на­ родного декоративно- прикладного ис­кусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы деко­ративного искусства.

    Объяснять детям, что труд взрос­лых оплачивается, а заработанные день­ги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

    Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

    Учить доводить начатое дело до конца.

    Развивать творчество и инициа­тиву при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

    Учить наиболее экономным прие­мам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отно­шение к материалам и инструментам.

    Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

    Стимулировать желание прини­мать участие в трудовой деятельности

Подготовительная группа

    Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

    Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

    Расширять представления о тру­де взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

    Формировать потребность тру­диться.

    Воспитывать любовь к труду.

    Приучать старательно, аккуратно выпол­нять поручения, беречь материалы и пред­меты, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участво­вать в совместной трудовой деятель­ности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий

    Приобщение детей к трудовой де­ятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

    Во 2-й младшей группе продол­жается формирование у детей желания к посильному труду.

    Объем задач по трудовому вос­питанию нарастает со средней груп­пы, достигая максимума в старшей.

Именно в средней группе дети актив­но овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в приро­де, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда. В старшей груп­пе добавляется ручной труд.

    В старшей группе делается боль­ший акцент на формирование всех до­ступных детям умений, навыков в различ­ных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

    В подготовительной группе сформи­рованные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

При каждом удобном случае рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный ру­ководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать их представления о трудовых операциях, результатах тру­да. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в тру­довой деятельности взрослых.

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Учить замечать изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.).

Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнат­ные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.

В возрасте 3-4 лет у ребенка начинает складываться сознательное управление своим поведением. В отличие от предыдущего года, у него значительно повышается активность, а стремление к самостоятельно­сти становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду!..») Ребенок начинает верить в свои возможнос­ти. Малыш уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остается неустойчивым, он все так же быстро отвлекается, утомляется, его деятельность продолжает носить ситуативный характер. Общение имеет эмоционально-практический характер. Особый интерес ребенок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

Во второй младшей группе продолжается работа по формированию у детей положительного отношения к природе; закреплению названий животных, находящихся в живом уголке, знаний об их внешнем виде, повадках; первичные умения обращения с инвентарем, навыки поведе­ния в уголке природы.

Для детей 3-4 лет образ мира наполнен эмоциями и тесно связан с оценками взрослого. В этом возрасте малыши доверчивы и непосред­ственны. Они довольно легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность; эмоционально реагируют на добрую ин­тонацию речи педагога, стараются подражать ему. На этом этапе важ­но не только продолжить работу по формированию доброжелательно­го отношения к окружающему, но и постараться дать первичные представления о разнообразии представителей растительного и жи­вотного мира.

Необходимо учить детей заботиться о природе, осознавать важ­ность своего труда. Обязательным видом деятельности в этом про­цессе являются неоднократное обследование объектов природы и уход за ними.

Трехлетним детям присуще стремление сделать что-то самостоя­тельно, несмотря на невозможность выполнения некоторых действий. Труд в природе, который организует педагог, должен быть посильным и интересным для детей. Ребенка по-прежнему интересует сам процесс деятельности, но его внимание неустойчиво, поэтому выполняемая им работа не может быть длительной и однообразной. Иначе ребенок ус­танет и будет мешать другим детям.

Детей второй младшей группы привлекают к следующим видам де­ятельности:

  • наблюдению за природой, деятельностью педагога в уголке при­роды, за трудом старших ребят и взрослых на территории детского сада (на огороде, в цветнике, фруктовом саду);

Посильной работе на территории детского сада и в уголке приро­ды (посадка семян в бороздку на огороде, посадка семян, рассады в торфяные горшочки, уход за обитателями уголка природы и т. д.).

Дети второй младшей группы не только наблюдают за работой старших детей и взрослых на огороде и в цветнике, но и могут участ­вовать в сборе сухих листьев осенью. Старшие дети убирают сухие листья граблями, а младшие нагружают в маленькие ведерки, игру­шечные грузовики и отвозят в специально отведенное на участке дет­ского сада место.

Малыши под руководством педагога наблюдают за тем, как стар­шие дети и взрослые перекапывают огород, рассаживают многолетни­ки на клумбах, обрезают ветви кустарников и т. д. В процессе наблюде­ний и бесед дети получают представления о значении труда, о том, как нужно работать, какой при этом необходим инвентарь.

В зимний период во время прогулок педагог, предварительно по­казав, как лучше держать лопату, привлекает детей к расчистке доро­жек на участке. Он объясняет, что деревьям и кустарникам будет хо­рошо спать под снегом, а на расчищенной площадке удобно играть.

Весной можно приобщить детей к рыхлению земли маленькими граблями. Педагог показывает, как следует держать грабли, как ими работать, объясняет, зачем рыхлят землю.

Когда старшие дети разобьют грядки, они выделяют одну из них ма­лышам. Дети привлекаются к посадке крупных семян овощных- культур в бороздки на грядке. Педагог сам делает бороздку и объясняет детям, что сажать семена нужно на некотором расстоянии друг от друга, потому что развиваться растение будет не только вверх, но и вширь. В процессе по­садки можно использовать мерную палочку для того, чтобы семена в бо­роздке лежали на определенном расстоянии. Педагог показывает, как нужно присыпать семена землей и тщательно полить грядку водой из лейки. Он объясняет, как лучше держать большую лейку, каким образом перемещать ее. (Шлангом для полива сразу же после посадки пользо­ваться не рекомендуется, так как сильный напор воды вымоет неукоренившиеся семена и испортит всю работу.) После посадки педагог ставит на грядке табличку, на которой нарисовано посаженное растение. Изоб­ражение должно быть защищено от дождя. В течение всего сезона дети наблюдают за ростом и развитием рассады и т. д.

Работа в уголке природы

В уголке природы педагог знакомит детей с комнатными растения­ми, которые имеют ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные листья). Это могут быть бегония коралловая, различ­ного вида фикусы, бальзамин, колеус и др. Педагог привлекает малы­шей к протиранию крупных листьев. Не рекомендуется предлагать для протирания растения с острыми листьями (например, юкку), так как дети могут обрезаться.

Перед работой педагог раздает детям влажные тряпочки, показыва­ет, как правильно сложить их, как подойти к растению, поддержать ле­вой рукой лист, который нужно протереть; объясняет, какие сказать добрые слова («Не бойся, я буду работать осторожно».). Педагог ста­рается помочь каждому ребенку; обращает внимание на то, что у расте­ния много листьев и каждый из них ждет помощи.

Дети этого возраста способны выращивать зеленый корм для птиц, зеленый лук из луковиц (в декабре-январе). Педагог объясняет и пока­зывает, как следует посадить лук в землю и полить его. Далее проводит с детьми наблюдения за ростом растений.

Детей продолжают знакомить с животными, обитающими в уголке природы: рыбками (золотые рыбки, караси), черепахой, канарейкой, кроликом (приносят на время наблюдения). Дети усваивают их назва­ния, знакомятся с внешним видом; наблюдают, как взрослые ухажива­ют за ними.

Можно привлекать детей к уходу за птицами (насыпать зерна в кор­мушку, налить свежую воду в поилку и т.д.). При этом не следует за­бывать, что у малышей еще нет чувства меры, поэтому определенное количество корма нужно приготовить заранее, свежую воду - налить в мерный стаканчик. Эта несложная деятельность, подкрепленная наблю­дениями, вызывает у детей интерес к животным, понимание важности ухода за ними. Необходимо обратить внимание детей на то, как птицы клюют корм, пьют воду, купаются.

Уход за рыбками в аквариуме несложен. Педагог объясняет де­тям, что едят рыбки, в какое время суток и сколько раз в день их нужно кормить. Он показывает, сколько нужно взять корма из ба­ночки и как насыпать его в кормушку. Затем предлагает кому-ни­будь из детей покормить рыбок. В следующий раз рыбок будут кор­мить 2-3 ребенка (корм делится на 2-3 порции), а остальные будут наблюдать. В конце года можно разрешить некоторым детям само­стоятельно кормить рыб.

Дети наблюдают за тем, как педагог сажает водные растения, меня­ет воду в аквариуме, чистит фильтр и т. д. (Для того чтобы детям все хорошо было видно, их рассаживают перед аквариумом полукругом.) Педагог объясняет, что аквариум - это дом для рыб и в нем должен быть порядок.

Малыши с удовольствием кормят водяных и сухопутных черепах. В начале работы воспитатель обращает внимание детей на особеннос­ти их внешнего вида, объясняет, чем следует кормить их, как лучше положить корм, чтобы животные видели его. Затем педагог предлага­ет одним детям покормить водяных черепах, а другим - сухопутных.

При знакомстве с обитателями живого уголка можно прочитать де­тям отрывки из сказок и произведений детских писателей.

Особое внимание необходимо уделять культуре поведения детей в ходе совместной деятельности («Саша, ты покормил рыбок? Молодец! Дай возможность подойти Мише, чтобы и его корм попробовали рыб­ки»), Педагог своим поведением и положительными примерами детей привлекает внимание дошкольников к правилам взаимоотношений между людьми. Он следит за тем, чтобы тон общения между детьми был доброжелательный, чтобы они использовали добрые, ласковые слова не только в процессе общения друг с другом, но и при обращении к животным, растениям.

Библиографический список:

Буре Р.С. Дошкольник и труд: Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика – синтез,2011

Комарова Т.С. и др. Трудовое воспитание в детском саду – М.:2009

Мазурина А.Ф. Труд и наблюдение в природе – М.: Учпедгиз, 1960

Николаева Н.С. Как приобщить ребенка к природе.- М.: Новая школа, 1993

Воспитание дошкольника в труде- 3-е изд./ Под ред. В.Г.Нечаевой.- М.: Просвещение, 1983

Приложение:

Поделиться: