Улучшение почерка у ребенка. Можно ли исправить почерк? или Чудеса в нашей жизни

Полезная статья. Очень жаль, что таких не было 30 лет назад, когда я учился в школе. Почти все недостатки почерка в статье были и у меня. В результате почерк - хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, плюс замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, усаживали за прописи, по совету классной руководительницы стали часто давать ремня за оценки, корявый почерк, грязь, особенно если в домашних заданиях, хотя до этого почти не били. В пятом классе двоек стало больше, почерк хуже и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк ремнем и прописями, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники. После очередного вызова в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка каждую неделю меня пороли до синяков, пока он не исчезал, иногда по три и более раз. Больше всего доставалось за "слова и предложения «уезжают» вверх или вниз" и наклон букв в разные стороны. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя не верили сначала, что это пишу я, особенно классная руководительница, которая потом не раз говорила мне об исключительно благотворном действии ремня на меня. А на самом деле спасибо огромное тете и двоюродной сестре особенно, которые, увидев мои мучения, забрали меня в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала, а ремнем била всего два раза за все лето и так легко, что ни одного синяка не оставалось. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Дома же перед этим в неделю раз, а то и два раза ремнем до синяков влетало, бывало и пряжкой получал, но все равно писал неважно и учился плохо. Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла нам пройденный и непонятый материал, а родителям - о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, а потому регулярно пороли то ремнем, то пряжкой, пытаясь заставить учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль после каждого удара. Каждый раз было ужасно больно и стыдно перед соседями, а в школе - ходить в синяках и полосах на физкультуру. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения за прошлые порки. Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы!

Ваш юный школьник вот-вот перейдет в следующий класс, а каракули в его тетрадях до сих пор сложно разобрать ? Возможно, сложности с красивым написанием букв были и у вас в детстве, ведь многие из нас корпели над тетрадками по письму, переписывая упражнения так, чтобы было красиво.

Конечно, сейчас мы редко пишем что-то «от руки», разве что список продуктов, которые нужно купить в магазине, или записку ребенку, с напоминанием, что ему нужно взять с собой в школу - основная часть эпистолярного общения перешла в область компьютерного набора текста. Но это у взрослых, а что же делать ребенку, если учитель, проверяя его тетради, не понимает, что там написано, и снижает оценки за почерк?

В чем причина плохого почерка у ребенка и как с этим можно бороться, давайте попробуем понять в нашем сегодняшнем материале.

Обозначаем цель и средства

Откройте тетради своего любимого ученика. Что именно в написанном вас тревожит больше всего? Это может быть «грязь» в виде многочисленных помарок, наведений и перечеркиваний, наклон букв «вразнобой», перепутанные или пропущенные буквы. Выделите «цель» и начинаем работу!

Сразу оговоримся, что если слова нормально читаются и в тексте, написанном ребенком, нет серьезных грамматических ошибок , то вряд ли стоит переживать, возможно, почерк ребенка просто не дотягивает до определенных канонов перфекционистов-родителей. Конечно, приятно держать в руках тетрадку, страницы которой заполнены ровными и красивыми буквами, однако, разве мы любим своих детей за то, что они красиво пишут?

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Если ребенок при письме сильно давит на ручку, отвлекается, хочет побыстрее написать лишь бы как и заняться своими делами - все это является признаком повышенной тревожности, которая, безусловно, не делает детский почерк лучше. Однако школьные каракули вряд ли станут образцом для подражания, если над ребенком, как «дамоклов меч», будет стоять грозный родитель, отчитывающий за каждое неправильное соединение. И это вполне объяснимо, под воздействием подобного прессинга тревожность ребенка только увеличится, а вот вера в собственные силы - серьезно пострадает. Вспомните себя, иногда ответственное задание никак не получается, а подготовленное выступление стремится к провалу, потому что вы тушуетесь под грозным оценивающим взглядом руководителя, будучи даже абсолютно уверенным в своих знаниях и умениях. Что же можно говорить о ребенке, у которого взрослые таким «церберским» поведением формируют зажатость, комплекс неполноценности и абсолютную нелюбовь к письму как таковому. Помните, необходимым фактором для того, чтобы ребенок смог выработать красивый почерк является родительское терпение и понимание».

Итак, вооружаемся терпением и пониманием и начинаем тренировочные занятия.

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка достаточно много, давайте остановимся на некоторых их них подробнее.

Укрепляем руку

Красивый почерк во многом зависит от твердости детской руки . Проблема плохого почерка, например, у первоклассника состоит именно в том, что у ребенка нет достаточной практики в работе руками и пальчиками.

Сделать руку твердой, пальчики более умелыми и выносливыми, а также выработать хороший и правильный нажим помогут:

  • различные техники ,
  • штриховка,
  • рисование фигуры по точкам,
  • игра с мелкими деталями (конструктор, мозаика).

При подготовке к школе советуем уделять больше внимания именно рисованию цветными карандашами, лепке платилина и штриховке, а не самостоятельному освоению чистописания. Эти занятия помогут укрепить детскую ручку и быстрее освоить красивое письмо.

Расслабляем руку

Малыш слишком сильно давит на ручку ? Необходим расслабляющий . И иногда не только рук или плечевого пояса, а и всего тела. В комплекс терапии могут входить расслабляющие ванны, аромотерапия, больше «обнимашек» в течение дня.

А еще постарайтесь вселять в ребенка как можно больше уверенности в безусловной родительской любви, сильный нажим говорит о внутренней тревожности. Чтобы расслабить тревожного малыша попробуйте тренироваться дома не в стандартных рабочих тетрадях, а в красивых удобных больших блокнотах с героями любимых мультфильмов. В такой компании ребенку будет легче расслабиться и проблемы с нажимом постепенно сойдут на нет.

Учим красоте

Еще один прием - прививаем школьнику восприятие красоты букв . Ведь в нашем компьютерном мире маленькому человеку с логическим складом ума достаточно сложно понять, зачем нужно красиво писать , эпистолярный жанр нынче не в моде.

Для этого возьмите лист формата А4 и пусть ребенок рисует во всю ширь сложные для него буквы, буквосочетания и по-разному раскрашивает их. Попробуйте собрать из таких красиво написанных букв какую-то фразу, например «С Днем рождения» или «Доброе утро». Несколько подобных сюжетов помогут ребенку утвердиться в мысли, что стараться ради красивого почерка стоит.

Время и количество

Время , которое вы выделяете для работы по улучшению почерка и количество тренировочных упражнений должно быть дозированным. Не стоит ожидать от ребенка позитивных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты.

15-20 минут занятий в день вполне достаточно, к тому же ученик 1-3 класса вряд ли будет способен более длительное время концентрировать на занятии свое внимание, чтобы качетсвенно выполнить посталвенную задачу.

Пишите тексты объемом не более 4-6 строк и обращайте внимание на суть того, что переписывает ребенок. Если содержание будет интересным , красиво написать такой текст ребенку поможет эмоциональная составляющая процесса.

Увлекаться количеством переписанного текста не стоит, из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки у ребенка может возникнуть боль в кисти, плече и шее. Вспомните, как во время лекций в институте вам, не смотря на усталость, приходилось больше часа писать за преподавателем, так что по окончании лекции усталость чувствовалась во всем теле, а среднем пальце красовалась вмятина от ручки. Ужасное ощущение, правда? Не стоит подвергать подобным страданиям своего школьника, вы ведь не хотите, чтобы спазмы в руке начинались у него при одном только взгляде на тетрадку.

Поза и рабочее место

Безусловно, важно следить за тем, в какой позе сидит ребенок во время письма . И если увидеть, как этот процесс происходит в школе достаточно сложно, проследить за тем, насколько правильно он сидит дома - возможно. Обратите внимание ребенка, что при письме нельзя подгибать одну ногу под себя, также ровной должна быть спина, голова слегка наклонена, локти не отрываются от стола, необходим правильный наклон тетради, при этом ее середина должна быть все время направлена к середине груди.

Также не забывайте следить за тем, чтобы ребенок правильно держал пальцами ручку . Поговорите с учителем, если вам не удается уговорить маленького упрямца взять свой школьный инструмент так, как будет легче, возможно пересмотреть свое отношение к замечаниям и взять ручку правильно ребенку поможет авторитетный совет учителя.

Многие родители покупают ребенку для домашнего рабочего места крутящий стул, который, за счет свое подвижности, также может создавать сложности с почерком. Если ребенок достаточно живой и подвижный, ему сложно усидеть на стуле без движения. Каждое движение маленькой попы или дергание ногами приводит в движение крутящий стул, колеблется все тело, вследствие чего рука дрожит и дергается. Красиво писать в такой ситуации постоянного движения достаточно сложно, поэтому лучше приобрести обычный стул на ножках, без колесиков и возможности крутиться. Не забывайте о том, что и стол должен быть достаточным по ширине и длине, чтобы ребенок мог поместить на нем тетрадь и учебник.

Экспериментируйте с ручкой

Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но то, насколько легко пишет ручка , особенно в еще не очень умелых детских пальчиках, серьезно влияет на качество почерка.

Взрослому человеку сложно понять суть процесса, ведь у нас рука уже поставлена, нажим выработан, да и сил больше, а вот для ребенка этот нюанс становится иногда очень важным фактором. Ведь письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение.

Поэтому возьмите за правило: покупать школьные ручки стоит обязательно с маленьким школьником . В отделе канцтоваров не стесняйтесь, давайте ребенку пробовать писать всеми ручками, которые ему понравились, пусть выберет ту, с которой, как ему кажется, буквы пишутся легче.

Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу, если учитель не против, купите гелевую, если ребенку ей удобнее писать. Ученика 4-5 класса уже вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро как перьевая ручка. Стильный атрибут подарит ребенку ощущение собственной уникальности, статусности, ведь если пишешь такой ручкой, уже не хочется торопиться, меняется само отношение к процессу написания букв, делая почерк красивее и ровнее.

Работаем над элементами

Если ребенок неправильно соединяет и пишет определенные элементы , стоит обратить внимание именно на их отработку.

Подбирайте слова и тексты с использованием «неукротимых» букв и сочетаний, чтобы процесс разработки был наиболее точечным.

Приобретите прописи и начните писать крючочки и палочки, а затем тренируйтесь «сплавлять» их в буквы. В прописях прочерчены косые линии, а также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Обращайте внимание ребенка на соблюдение строчки, тренируйтесь, чтобы буквы не вылезали за ее пределы, были более-менее одинаковыми по размеру.

Обмозгуем решение

Конечно, не всегда - проблема невнимательности, чаще всего, у маленького школьника еще недостаточно развита взаимосвязь мышления и мелкой моторики , ему еще очень сложно перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в определенную систему знаков. Эта проблема может исчезнуть с взрослением и налаживанием нейронных связей.

За обучение чтению и письму отвечает левое полушарие мозга - абстрактно-логическое, задача правого - развитие интуиции и образного мышления. Сказываться на обучении письму могут взаимодействий между полушариями.

Трудности с красивым почерком могут наблюдаться у , особенно переученных, а также людей, одинаково хорошо владеющих как правой, так и левой рукой. Однако при определенной коррекционной работе и такие проблемы можно преодолеть. В работе с такими детьми главное постараться обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот, как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

Наша мама- Натали рассказывает : «Когда сын пошел в первый класс и учился писать, то, что у него получалось, сложно было назвать почерком. Каракули какие-то... Мы тренировались, потихоньку выписывались, а еще мне понравилось, что у них в школе учительница, не подчеркивала красным то, что не получилось, а помечала зеленым те сочетания, которые были, так сказать, наиболее близки к идеалу. Мы в этом же стиле продолжили и дома работать. Сын писал, а я обводила те сочетания, которые мне понравились. И пусть их изначально было 1-2 на всю строчку, но он видел, что есть к чему стремиться и очень радовался, когда с каждым разом у него получалось все лучше и лучше».


Проблемы с почерком могут быть сигналом различных расстройств как неврологического так и психологического характера, и, конечно, на это стоит обращать внимание, особенно если страдает успеваемость ребенка, есть сложности с обучением и развитием.

Но если у вашего школьника не очень красивый почерк, однако, он хорошо запоминает, правильно логически мыслит, пишет без ошибок и приносит хорошие оценки, возможно, к такому положению дел стоит относиться спокойнее.

Ведь, согласитесь, не всегда важно, насколько красиво написаны буквы или цифры, главное, чтобы в них были смысл и логика.

Плохой почерк у ребенка – что делать родителям?

Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.


Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.

Что принято считать плохим почерком?

Когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять - какую из них имел в виду пишущий;

Когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы;

Когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней;

Когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное;

Когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради. Когда

Вы видите приведенные выше примеры в тетради своего малыша или ученика, важно понять главное: почерк – видимая часть проблемы, куда правильнее отыскать более глубокую причину, которая чаще всего от родителей скрыта. Нередко бывает так, что заботливые мамы, а то и педагоги, заставляют ребенка переписывать текст несколько раз. Но результат – потерянные нервы у родителя, педагога и у ребенка!

Почему ни одному из нас не придет в голову посоветовать пробежать стометровку человеку со сломанной ногой? Ведь согласно установленным медицинским процедурам сломанную ногу в специальном учреждении – травмпункте сначала гипсуют, а потом набираются терпения и ждут, когда травмированные на ноге ткани срастутся, пострадавшие ходят с опорой, массажисты им разминают ногу. И только по прошествии определенного времени с учетом индивидуальных особенностей травмированного, начинают нагружать его теперь уже здоровую ногу. Тоже самое происходит с обучением правильному почерку. Важно определить причину, назначить и провести грамотное лечение, а затем заниматься чистописанием и всем вместе радоваться его появлению в тетради у ребенка!

Каковы причины проблем с почерком у ребенка?

Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел.

Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ - нарушение пространственного восприятия. В данном случае можно увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» - ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д».

У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке. Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько отгадает. Потом приз победителю! Самое интересное, что обучение проходит весело и без раздражения. Без криков и надрыва!

Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок! Современные родители из лучших побуждений перегружают малыша различными дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Часты в практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались отношения с родителями.

Таким образом, почерк является очевидным индикатором эмоционального состояния и его психологического благополучия или неблагополучия! Кстати, в переходном возрасте почерк обычно «ломается», особенно у мальчиков. Поэтому очень важно, чтобы процесс формирования безупречного почерка у ребенка сопровождался краткосрочным или долгосрочным консультированием у нейропсихолога или семейного психолога – всей семье на пользу!

Дорогие родители, в наших с Вами силах обеспечить ребенку максимально полный психоэмоциональный комфорт и тогда почерк ребенка очень быстро стабилизируется!

Как исправить плохой почерк у ребенка: советы родителям

Прежде чем вы приступите к занятиям по исправлению почерка, убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните ему, что плохой почерк может стать причиной многих проблем и недоразумений в школьной и взрослой жизни, можете рассказать несколько жизненных историй об этом.

1. Начать занятия по исправлению почерка лучше с отработки написания определенных букв, с которыми возникают сложности. Следите, чтобы во время занятий ребенок правильно сидел, не налегал на стол, чтобы он правильно держал ручку, не сильно давил на нее, ведь часто проблемы с почерком возникают именно из-за того, что ребенок неправильно сидит или держит ручку.

2. Выделяйте для уроков по исправлению почерка каждый день по полчаса. Эти занятия должны проходить в отдельное от подготовки уроков время.

Купите специальную тетрадь с упражнениями для занятий. Ни в коем случае не заставляйте ребенка писать много. Разработайте определенную схему занятий, чтобы ребенок знал, какой объем работы он должен будет выполнить.

3. Задания должны быть веселые, интересные для малыша, они должны быть направлены на развитие моторики рук и зрительной памяти.

Например, подойдут такие упражнения для исправления почерка:

- обвести узор с внутренней стороны или с внешней;

- прочертить путь карандашом точно посередине между двумя линиями;

- нарисовать рисунок по клеткам;

- нарисуйте ребенку произвольный рисунок и попросите его дорисовать картинку.

4. Если такие занятия проводить с ребенком регулярно, то скоро его почерк начнет исправляться, ведь руки ребенка станут более тренированными благодаря письменным упражнениям.

5. Также нужно тренировать руки малыша не только с помощью письменных упражнений, еще хорошо помогут тренировки пальцев.

Предложите ребенку собрать конструктор с мелкими деталями, сложить пазлы, сделать поделку из спичек, пуговиц и других мелких деталей, .

Девочку можно записать в кружок по бисероплетению, вязанию, вышиванию. Мальчика могу заинтересовать занятия по выпиливанию, выжиганию по дереву, ремонту.

Успехов вам в исправлении почерка!

"Пишет как курица лапой" - говорят про тех, кто не отличается каллиграфическим почерком. Но так ли это важно уметь писать красиво? Чем чреваты выходящие из-под пера кривые и неаккуратные буквы?


Многие полагают, что почерк не имеет ничего общего с успеваемостью, ведь за него не снижают оценки. Однако как в младших, так и в старших классах дети сталкиваются с тем, что не успевают записывать за учителем и потом не могут сами разобрать слова в своей тетради.


Больше всего страдают ученики, сдающие ОГЭ и ЕГЭ, ведь неверная интерпретация буквы может стоить нескольких баллов. Кроме того, преподаватели охотнее ставят "отлично" тем, чья тетрадь выглядит чисто и опрятно, а не тем, чьи закорючки им приходится рассматривать под лупой.


Как и все базовые навыки, почерк формируется в детстве, а точнее в начальной школе. Но не стоит переживать, если ваш ребенок давно миновал этот период - никогда не поздно исправить или как минимум улучшить почерк.

В чем проблема?

Первым делом определите, действительно ли проблема в привычке неаккуратно писать, или какие-то посторонние факторы влияют на почерк вашего ребенка? Обратите внимание на следующие вещи:


1. Рабочее место


В первую очередь, на рабочем месте нужно обеспечить достаточно свободного пространства. Ничто не должно препятствовать движению руки и мешать выполнять упражнения. Стул выбирайте обязательно со спинкой, устойчивый и со слегка жестким сидением. Плечи и руки ребенка должны быть расслаблены, спина ровной, стопы параллельно полу. Только при такой посадке будет обеспечен максимальный комфорт.


2. Письменные принадлежности


От ручки, которой пишет ребенок, тоже зависит очень многое. Важно, чтобы она легко скользила по листку; предпочтение лучше отдавать масляным чернилам. Обратите внимание и на габариты ручки: она должна быть не толще пальца ребенка и не слишком длинной. Хорошо, если модель прорезинена: пластик не натирает, и рука меньше устает во время письма.


3. Способ держать ручку


Если взять ручку ближе к верхней части, то вы не сможете красиво написать ни единого символа. Правильный захват – это три пальца у основания: указательный, средний и большой. Для облегчения задачи и введения новой привычки можно приобрести специальную резиновую насадку, в которой уже созданы выемки для подушечек пальцев в нужных местах.


4. Скорость письма


Бывает так, что ребенок никуда не спешит, а все равно строчит, пишет букву на букве. Потренируйтесь с ним выводить строчку за строчкой спокойно, медленно, будто растягиваете удовольствие и рисуете слова, а не просто пишете. Чем меньше будет скорость письма, тем выше будет качество почерка.


5. Положение бумаги


Не секрет, что для правильного наклона букв следует расположить тетрадь/листок под углом, но мало кто знает, что при помощи того же угла можно скорректировать почерк. Просто повертите тетрадь, попробуйте написать пару слов и вы почувствуете, в каком положении вам комфортнее всего.


Если вы учли все эти нюансы, а почерк все равно не изменился к лучшему – пора прибегнуть к более серьезным методам.

Исправляем самостоятельно

Для того чтобы в домашних условиях исправить почерк, вам потребуется немало терпения и еще больше похвальных речей в адрес ребенка. Поддержите его словом! В среднем результат становится виден уже через пару месяцев регулярных занятий.


1. Копирование


Вне зависимости от возраста ребенка самым действенным способом является копирование. Помните, как в детстве заполняли прописи? Повторяя начертание букв мы неосознанно запоминаем их и зрительно, и на уровне мышечной памяти.


Поэтому, когда в следующий раз вам попадется "И", вы уже не напишите ее коряво, а завиток за завитком повторите пример из прописей. Начинайте с простых символов (линий, кружков, петелек), а уже затем переходите к целым буквам.


Регулируйте время занятий: в день достаточно 20-30 мин. При большей нагрузке рука быстро устает, а процесс наскучивает.


2. Тренировка мышц


Как для хорошего прыжка нам требуется тренировать мышцы ног, так и для письма необходимо постоянно держать пальцы в тонусе.

  • Например, используйте пластилин в качестве «спортивного снаряда»: тремя пальцами скатайте сначала шар, затем «колбаску», соедините её в кольцо и снова скатайте шарик.
  • Поупражняйтесь в хватании разных мелких предметов: заколок, пуговиц, ключей. Сгодится всё, что у вас под рукой. Скомкайте листок бумаги, сильно сожмите его, а затем ослабьте хватку. Повторите раз 10. Для тех, у кого сильные руки, подойдет также кистевой эспандер.
  • Разомните руки перед тем, как начать писать: станцуйте при помощи пальцев. Вообразите, что они – танцоры диско, а может страстные поклонники танго. Позвольте им пуститься в пляс и разогреться.

3. Упражнения

  • «Волна». Заполните целую страницу волнистыми линиями разной высоты и частоты. Используйте то ручку, то карандаш.
  • Выберете с каллиграфического сайта любой стиль письма, который вам понравится, и постарайтесь повторить его как можно ближе к оригиналу. Затем выберете другой и напишите ту же строчку в новом стиле.
  • Используйте панграммы – короткие фразы, где присутствуют все буквы алфавита, чтобы не упустить ни одну из виду.
  • Приобретите перьевую ручку, вообразите себя великим поэтом или писателем, обмакните перо в чернила и начните работу над собственным шедевром. Если вдохновение вас покинуло – обратитесь к сборникам стихотворений.
  • Снова пишите другу электронное сообщение? Отложите девайс в сторону и приготовьтесь к погружению в прошлое: пора написать письмо от руки. Наберитесь терпения, сосредоточьтесь на символах и не забудьте красиво подписать конверт!

Исправляем со специалистом

Случается так, что вы не справляетесь или просто не можете помочь ребенку, так как сами давно уже не писали от руки. В этом случае вам в помощь профессиональные педагоги.


1. Курсы каллиграфии


Существует огромное количество каллиграфических школ, занимающихся как исправлением, так и постановкой красивого, разборчивого почерка. На занятиях дети и взрослые изучают историю письма, тонкости изображения символов на бумаге, корректируют собственную манеру написания, например, при помощи методики «матричного письма». Часто уроки проводятся в игровой форме, что очень нравится детям.


2. Репетитор


В качестве частных преподавателей обычно выступают профессиональные каллиграфы, по совместительству владеющие также навыками иллюстратора или художника-стилиста. Нередко встречаются среди репетиторов и графологи – специалисты, которые по почерку могут составить психологический портрет личности. Кого выбирать – это уже вопрос личных предпочтений, но всегда обращайте внимание на стаж преподавателя и наличие у него педагогического образования.


И напоследок, несколько советов по профилактике проблем с почерком:

  • Развивайте мелкую моторику ребенка: играйте в конструкторы, лепите, собирайте пазлы, рисуйте, раскрашивайте, складывайте оригами, вышивайте, мастерите, играйте в театр теней.
  • Не заставляйте писать сразу много!
  • Начинайте с печатных букв.
  • Давайте ребенку отдых, делайте массаж рук, разминайте пальцы.
  • Следите за соблюдением строк, интервалов и размером букв.
  • Усложняйте постепенно! Сначала используйте прописи, затем подкладывайте лист с линиями под чистый листок, а только потом переходите на нелинованную тетрадь.
  • Начните вести с ребенком дневник или альбом, чтобы у него появилась дополнительная мотивация к чистописанию и лишний повод попрактиковаться.


Поделиться: