Всё о Рождестве. История Рождества

Рождественская ель с горящей звездой и подарками, вертеп возле храма, сочиво на столе, колядки и песни – это уже давно стало традицией празднования Рождества.
Но откуда они взялись? И вообще, как давно христиане празднуют Рождество Христово?
Как ни странно, но первые столетия христиане Рождество не праздновали. И поэтому даже не сохранили в памяти день, когда родился Христос. Это было связано с тем, что традиция праздновать день рождения пришла к нам из язычества, а первые христиане ничего не хотели иметь общего с языческой культурой. Но это вовсе не значит, что пришествие в мир Спасителя никак не отмечалось в Древней Церкви. Каждый год, 6 января, христиане праздновали Богоявление – праздник явления в мир Бога-Сына. В этот праздник вспоминались Рождение Христа, Его выход на проповедь, и его первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской. В 4-м веке праздник перенесли на 25 декабря. Это связано с тем, что в этот день вся языческая Римская империя праздновала праздник бога Митры – День Непобедимого Солнца. И христиане противопоставили этому идолу свое Непобедимое Солнце – Спасителя мира Иисуса Христа. С тех пор мы и празднуем Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю).
Теперь немного расскажем, откуда пошли рождественские традиции.
Всем известно, что день накануне Рождества называется сочельник. Это название он получил от одного постного блюда – сочива. Сочиво – это обваренные зерна пшеницы, иногда риса, смешанные с мёдом и с орехами. Это блюдо едят в день накануне Рождества так как, в этот день хоть и продолжается строгий пост, но уже наступает праздник Рождества. Поэтому и церковный устав назначает в этот день это невероятно вкусное, но все же еще постное блюдо.
С сочельником связана еще одна древняя народная традиция – не есть до первой звезды. Корни этой традиции восходят к древним христианам, для которых время поста заключалось не только в воздержании о мясного и молочного, но и в уменьшении количества приемом пищи в день. В дни строгого поста предписывалось есть один раз в день, и чем строже пост, тем позднее. Поэтому в сочельник, в день строгого поста пред великим праздником, осталась благочестивая традиция есть сочиво уже вечером, а весь день проводить в молитве и подготовке себя к празднику.
Еще один незаменимый атрибут Рождества – празднично украшенная ель. Эта традиция пришла к нам очень давно из Германии. Святой Вонифатий, просветитель всех немцев, проповедуя Слово Божие и желая показать язычникам бессилие их богов, срубил священный дуб – дерево посвященное языческому богу Одину. И из пня этого дерева вскоре выросла красивая пихта. На что святой Вонифатий указал, что «пихта христианства выросла на корнях срубленного дуба язычества». С тех пор германцы вспоминая это чудо, каждое Рождество украшали пихту или ель. И именно оттуда, при царе-реформаторе Петре Петровом, рождественская ель пришла в Россию.
Замечательную традицию дарить подарки подарил миру великий святой – святитель Николай Чудотворец. Священное Предание гласит, что именно под Рождество святитель Николай совершил одно из своих дел: узнав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается продать своих дочерей в рабство, ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всю семью от голода, позора и духовной гибели. И христиане, помня этот эпизод их жития святого, старались накануне Рождества оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Оттуда-то и пошел обычай дарить подарки на Рождество
Существуют еще две красивые Рождественские традиции – возле храмов устанавливать вертепы и петь колядки. Вертеп – это символическая «пещера», в которую помещается или скульптурное или иконографическое изображение Рождества Христова. А колядки – это специальные песнопения, прославляющие Рождение Спасителя. Эти две традиции берут свое начало от славянского развлечения – вертепного театра.
Вертепный театр – это кукольная постановка. Сцена в этой постановке была разделена на два этажа. На верхнем этаже была установлена та самая рождественская пещера с изображением событий Рождества. А на нижнем этаже с помощью кукол показывались сцены прихода пастухов к пещере, волхвов к царю Ироду, повеление Ирода перебить младенцев и т. д. Все эти постановки перемежались песнопениями прославляющими Рождение Христа. Вот оттуда и пошли наши традиции установки вертепов и пения колядок.
На самом деле рождественских традиций гораздо больше, мы коснулись только самых известных. Но все мы должны знать, что эти традиции всего лишь только дополнения, хоть интересные и веселые к самому главному – к дивной Рождественской службе, через которую мы прославляем Непобедимое Солнце Правды – Христа Бога, который ради нас и нашего спасения стал человеком.

Рождество ─ один из главных праздников христиан. Католики и протестанты отмечают его 25 декабря, православные ─ 7 января. Такой разрыв в датах образовался после введения григорианского календаря. К новой системе летоисчисления многие страны начали переходить ещё в XVI веке.

До России и будущих союзных республик реформа докатилась лишь в 1918 году. Правда, православная церковь ни в одном из государств изменений не приняла и до сих пор, все свои знаменательные вехи она по-прежнему соотносит с юлианским календарём. Что же касается истории праздника, то в этом разночтений у христианских конфессий нет.

Как это было: откуда пришел праздник?

Согласно святому писанию, началась эта история с грехопадения прародителей наших Адама и Евы, и обещания Творца послать изгнанным из рая людям Спасителя. Родился он только через пять тысяч лет в бедной еврейской семье, имеющей, впрочем, царские корни.

Дева Мария

Стать матерью Иисуса выпало Деве Марии из рода легендарного израильского правителя Давида. После принятого ею решения полностью посвятить себя служению Богу и произошло её непорочное зачатие от Святого Духа. Дабы не прослыть падшей женщиной, кои рожают детей незамужними, Мария обручилась со своим кровным родственником Иосифом, достигшим уже преклонного возраста. Его плотницкое ремесло большого дохода не приносило, семье приходилось бедствовать. Жили они на севере Палестины в городе Назарет.

Когда Мария была уже на девятом месяце, глава Римской империи Октавиан Август затеял мировую перепись населения. Для этого всем жителям было велено вернуться в те места, откуда происходил их род. Далёкие предки Иосифа и Марии были выходцами из города Вифлеем. Туда, на юг провинции, за 100 километров от дома, они и отправились.

Вифлеем — город в Израиле

Тяжкий путь через горы был преодолён почти за месяц. К этому времени, выполняя распоряжение императора, в город уже стеклось немало народу. Найти пристанище в стенах жилых домов не получилось. Супругам пришлось довольствоваться малым ─ пещерой для скота в пригороде Вифлеема. Там и начались роды.

Первой колыбелью богосына стали ясли. Радостной вестью о его рождении ангелы поделились с пастухами, находящимися неподалёку. А уже позже взошедшая над Вифлеемом звезда указала путь волхвам.

Традиции празднования

Празднику предшествует большой рождественский пост, он длится 40 дней. В это время принято воздерживаться от любой пищи животного происхождения, а ещё от дурных мыслей и тем паче поступков. Считается, что именно такого дара ждёт от верующих в него Спаситель, посланный на землю дарить любовь и благоденствие.

Особым является последний перед Рождеством день ─ Сочельник или Сочевник. Второе название идёт от традиционного блюда ─ сочива. Оно готовится из пшеницы с добавлением сухофруктов и мёда. Такое сочетание знаменует собой возрождение к новой жизни непременно добродетельной и от того сладостной.

К праздничному ужину, который начинается только после восхода первой звезды, готовятся 12 блюд, обязательно постных. Одно место за столом, как правило, остаётся свободным на тот случай, если в доме вдруг появится нежданный гость. Это очень хорошая примета, ведь не исключено, что его послал сам Иисус Христос. Некоторые даже верят, что под видом неожиданного визитёра на огонёк может заглянуть и сам Божий Сын.

Как украсить дом

Рождество Христово давно уже перешло из разряда строго религиозного праздника в одно из самых любимых семейных торжеств. Оно непременно рождает в душе радостное ожидание чуда. Начинается оно с нарядной ели.

Это дерево впервые было связано с именем Иисуса ещё в VIII веке в Германии. Тогда, во время одной из своих проповедей, монах Бонифаций решил доказать друидам, что вовсе не дуб, которому они поклонялись, заслуживает этого. От напора срубленного гиганта переломились все деревья, попавшие под ствол, устояла только ель. С тех пор она и возведена в ранг дарительницы светлого праздника.

А вот венок из еловых веток, тоже неотъемлемый атрибут Рождества, имеет уже совсем другую историю. Вернёмся на 20 веков назад. Тогда Деве Марии с новорождённым Иисусом на руках пришлось бежать из родных мест в Египет. Царствовавший в те времена Ирод хотел убить младенца, в котором видел своего будущего соперника, претендующего на престол. Спасаясь от преследователей, богоматерь укрылась в пещере, завалив её вход еловыми ветками. Это помогли избежать неминуемой гибели.

Сегодня традиционный венок из пахучей хвои украшают колокольчиками и яркими лентами, как напоминание о том, что в небесах вот-вот зазвучит радостный перезвон в честь рождения Спасителя.

Что подарить на Рождество

Рождество ─ это время исполнения желаний и время подарков. Одаривать принято всех, начиная от самых близких людей, заканчивая коллегами и соседями. Последним дар может быть чисто символическим, шоколадный ангел , например, или букет из карамелек .

шоколадный ангел

Другу хорошо бы преподнести какой-нибудь атрибут его мужской принадлежности, как-то: оригинальный , камуфлированную фляжку или необычную по форме пепельницу . Лучшим подарком подруге станет новомодное косметическое средство.

Супругам чаще всего выбирают изделия из драгоценных металлов , родителям тёплые и уютные вещи . Дети, в зависимости от возраста, ждут в этот день или давно обещанную игрушку , или что-нибудь относящееся к усовершенствованным гаджетам .

Впрочем, выбор не ограничивается только материальными ценностями. Ведь можно провести праздничные дни всей семьёй где-нибудь в экзотической стране либо в городском парке, кому как позволяют средства. Главное, вложить в это душу и тогда зимний праздник действительно превратиться в настоящую Рождественскую сказку.

Праздник Рождества занимает важное место в нашем обществе. Богослужебный устав и церковный календарь подчеркивают особое значение этого праздника тем, что его предваряет продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим. Так, по церковному уставу, со 2 января (по новому стилю) постящимся не разрешается есть рыбу. Наконец, день самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Рождественским сочельником. Есть обычай, в знак ожидания духовного торжества рождественской ночи, не есть в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Иисуса.

ОТКУДА ПОШЛО РОЖДЕСТВО?
Интересно, однако, что при всем значении и исключительности праздника Рождества отмечать его в Христианской Церкви начали не сразу. Само событие Рождества Христова почиталось христианами всегда, но праздником, как и его дата, стало постепенно. Первоначально рождество не праздновалось отдельно вообще, а затем празднование стало совершаться в один день с Крещением Господним (ныне отмечаемым в Православной Церкви 6 января по старому и 19 января по новому стилю).
Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, под 25 декабря уже показано. Можно и догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме.

Языческий римский культ с особенною торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутительным, именно в конце декабря. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Рим с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца". Примеру Римской Церкви последовали и Церкви христианского Востока. Уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) определенно говорит о 25 декабря (по старому стилю) как о всем известной дате празднования Рождества Христова.

На Руси этот праздник начали отмечать в Х веке. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. И, конечно же, отдавали дань "зеленому змию". Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами.

В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.

ВСТРЕЧА РОЖДЕСТВА
Что подавать на стол? Поскольку 7 января заканчивается пост, то и разговеться следует с размахом. На рождественском столе непременно в изобилии должны быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику - холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом. Перед торжественным обедом раньше подавали "жирную кутью" - рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом.

Что дарить? В первую очередь внимание. Особенно пожилым родственникам. А вообще традиционно на Рождество подносили съедобные подарки: годятся и самодельные конфеты, и баночки с вареньями-соленьями, и торты. Из несъедобного подойдут любые игрушки и сувениры, зимние аксессуары вроде варежек или шарфов и другие мелочи.

Как наряжаться? Говорят, что в рождественскую ночь надо обязательно надеть что-то новенькое, а если такового нет, то хотя бы один предмет белого цвета. Кроме того, известно, что сразу после Рождества наступают Святки, когда можно наряжаться во всякие карнавальные костюмы.

Чем заниматься? До первой звезды - сидеть в тишине и думать. Потом надо сесть за стол, выпить-закусить и по-хорошему идти на улицу - петь песни, играть в снежки и кататься на санках. Приветствуются огненные забавы типа салютов и фейерверков и обход соседей с целью позвать повеселиться вместе.

Рождество Христово – великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет – это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалась в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших – смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные – 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь “упустил” 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную – великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события – Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют “Зимней Пасхой”, Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота – Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель”. Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее “Слава в вышних Богу!”. Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего – любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни – Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну (пряное благовоние) – им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти – это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об “усыновлении” Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: “Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами”.

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это – место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник – первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день – Сочельник. Сочельник – это “дверь”, открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост – это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов – почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва – для души, а пост для тела – важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда – сочиво и кутья. Слово “сочельник” как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого
Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особо место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары – золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества – Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это – та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери “Неопалимая купина”. Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды – это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил “новую звезду от Иакова”, поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп – это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп “приехал” в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить “наполовину язычников” или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным» .

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось “Вертепным действом”, а в Западной Украине просто “Вертеп”.

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент – это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово – 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества – по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры – за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь – это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли “мракобесным”, все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в на Рождество. В этот день читается молитва “Царю Небесный”. Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн “С нами Бог”. Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос – заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) – это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно “всенощное бдение”. Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году – на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это – благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие – краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество – это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта – гимнографы. Тропарь и кондак – не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

Кондак на Рождество

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары – плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила – ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это – светская традиция. Для православных христиан ель – прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево – отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа – красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель “привез” Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге “Щелкун орехов” (“Щелкунчик”) Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к “пережиткам прошлого”…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего – символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Своих близких старинными рождественскими открытками.

Даты Рождества Христова:

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Епископ Александр (Милеант)
  • Протодиакон Андрей Кураев
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)
  • Прот. Александр Шмеман

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: и

Рождественские колядки и песни

Видео

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот)

Проповеди

  • Свт. Василия Великий
  • свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Лев Великий ,

У католиков оно отмечается 25 декабря, у православных - 7 января (по новому стилю). Согласно библейской легенде, именно в ночь с 6 на 7 января в Вифлееме у непорочно зачавшей Девы Марии родился сын Иисус. Рождество Христово - праздник не светский, международный, межнациональный. Христианская религия - одна из самых распространенных на Земле. Сегодня чуть больше четверти населения всего является христианами, потому смело можно сказать, что Рождество отмечается повсеместно, на всех континентах.

Согласно небиблейским источникам, история Рождества начинается в 4 веке н.э. и никак не связана с истинным рождением человека-бога. В древности точная дата являлась предметом спора многих церковных авторов. До сегодняшних дней дошли тексты греческого теолога Климента Александрийского (150-215 г. г.), в которых указана настоящая дата рождения Христа, и это отнюдь не 25 декабря. Согласно произведению богослова, Иисус Христос появился на свет 20 мая. Появление связано с Римской католической церковью. Выбор даты его празднования, как считают многие историки, не случаен. Во времена язычества 25 декабря отмечался праздник Рождения Солнца Непобедимого, связанный с увеличением после зимнего солнцестояния. Католическая церковь привнесла в празднование дня Рождения Солнца новый смысл. Отныне рождение Солнца и рождение Христа стали практически синонимами. С течением времени и с распространением христианства о первом вообще забыли.

В городе трех религий - Иерусалиме, на Кипре и в Александрии вплоть до 6 века Рождество Христово праздновалось одновременно с еще одним важным христианским праздником - Крещения Господня (6 января). Сегодня эта традиция сохранилась лишь на территории Армении.

На протяжении последних ста лет историками и учеными найдено множество артефактов, свидетельствующих о том, что праздник Рождества был одинаково высокопочитаем на территории разных стран, в которых преобладало христианство. Это и храм, возведенный в честь рождения Христа на месте Вифлеемской пещеры по приказу царицы Елены, это и поучения богословов 4 века, написанные именно в Святой день, это и заметки о повсеместном праздновании Рождества в

Древняя Церковь почитала Рождество Христово наряду с Пасхой. В храмах всех христианских стран мира в этот день совершалось великое празднество, которому предшествовал сорокадневный Рождественский пост. Канун Рождества (день перед праздником) носил название Сочельника и предполагал строжайший пост. В этот день года всем христианам разрешалось питаться лишь размоченными в воде хлебными зернами. В рождественскую ночь в церквях и храмах совершались песнопения и служения трех месс (ночью, утром и днем). Последние получили название Ангельской, Пастырской и Царской.

Современные рождественские праздники отмечаются несколько иначе. Сегодня Рождество - это, прежде всего, семейный праздник, предшествующий началу нового года (либо как в нашей стране, завершающий его празднование), связанный с получением подарков и поздравлений от близких. В России святая рождественская ночь наступает с 6 на 7 января. В это время во всех православных храмах страны идут праздничные богослужения. Во многих странах мира Рождество является синонимом благотворительности. В европейских городах в дни рождественских каникул открываются столовые для малоимущих граждан, в крупных торговых центрах проводятся дни праздничных распродаж. В последние десятилетия особо популярными стали рождественские пожертвования в различные благотворительные фонды.

Рождество - праздник добра, мира и всепрощения. Именно в этот день мы все становимся немного детьми, независимо от того, верим в Бога или нет, и ждем какого-нибудь чуда. А чудеса, как известно, случаются только с теми, кто в них действительно верит.

Поделиться: