Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе « Уроки Доброты
Цель занятия: познакомить детей со сказкой В. Сухомлинского «Одно – единственное в мире маковое зернышко», учить детей замечать красоту природы. Объяснить детям, что в природе большенство растений прорастает из семян, сорванный цветок семян не оставляет. Закрепить правила бережного отношения ко всему живому. Стабилизировать эмоциональное состояние детей, научить их прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа), развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти, закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации.
Ход занятия
Дети входят в зал.
— Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся. Мы очень рады гостям. Какое у нас хорошее настроение. А когда хорошее настроение хочется петь, танцевать. Мы знаем веселый танец «Колобок»
— А теперь мы расскажем какие мы хорошие:
«Яочень хороший, послушный, пригожий.
Я всеми любимый.
Я Богом хранимый.
Ты очень хороший, послушный, пригожий.
Ты всеми любимый.
Ты Богом хранимый»
Теперь все знают, какие мы хорошие! А всем ребятам рассказывают сказки, вот и я вам расскажу сказку. Проходите друг за другом на стульчики.
Сказка начинается:
Жила- была бабушка. Несла как то бабушка с огорода в лукошке семена.
Куда это нас несут?- Перепуганно зашептало испуганное зернышко.
Оно высуноло свою крохотную головку, чтобы посмотреть во двор так, что не смогло удержаться и упало на землю. Лежит оно в земле, и ему стало страшно.
Ой ой ой, осталось я одно, а ве другие зернышки в лукошке остались!- горько заплакало зернышко (вздох) и заснуло.
Спит зернышко в земле, а солнышко светит, землю нагревает, ласкает своими лучиками. Проснулось зернышко от тепла и говорит:
Как я хочу попить водички.
И вдруг на небе появилось облачко.
Воспитатель показывает упражнение.
-«Облако, облако! Белое, пушистое!»
Подари нам, облако, капельку дождя.(дети протягивают руки в верх).
Маленькое зернышко нами в землю брошено. (дети изображают сеятелей).
Маленькому зернышку без воды нельзя.
Ребята давайте вместе попросим у облачка водички (просим)
Ребята посмотрите, из облачка пошел дождик. А пока зернышко будет пить, мы поиграем в игру «Солнышко и дождик»
Когда светит солнышко можно поиграть, прыгать, веселиться, петь и танцевать.(пока танцуем на фланелеграфе убрать бабушку. Зернышки и дождик и поставить цветы).
Ребята, пока мы с вами танцевали, какой цветочек вырос из зернышка.
Солныко пригрело, дождик землю напоил, и расцвели цветы. Какие они красивые, разноцветные, как их много, какая земля стала красивая.
Ребята вы помните, как зернышко испугалось, когда упало в землю? Зернышко осталось одно? Ему стало страшно? А почему? А вам жалко зернышко? Значит вы добрые ребятки, пожалели зернышко. Зернышко обрадовалось, что оно не одно! Что вокруг расцвело много красивых цветов, ведь они тоже выросли из семян. Посиотрите сколько в корзине цветочков, они хотят с вами потанцевать, с хорошими, добрыми ребятками, которые жалели зернышко.
(Раздаю цветы, «Танец с цветами»)
(пока ведущий собирает цветы, поставить хохломской стол с круглым аквариумом-вазой и коробку с разноцветными шарами).
Видите, на столе у меня пустая прзрачная ваза. Она похоже на нашу Землю, такая же круглая, больщая. Мы живем с вами в прекрасном мире, где сияет солнышко, цветут красивые цветы, зеленеет травка, порхают бабочки. Наш мир наполнен добротой, лаской и живут такие хорошие, добрые ребятки, как вы. Еще у меня есть шарики, смотрите какие они разноцветные: синие, красные, желтые, зеленые, как их много. Но эти щарики волшебные. Давйте громко, все вместе, скажем каждый своему шарику добрые слова «Я очень хороший, послушный, пригожий. Я всеми любимый. Я Богом хранимый!»
Теперь наполним нашу вазу волшебными шариками. Ребята посмотрите какая стала наша ваза! Она была пустая, а теперь разноцветная, красивая. А от ваших слов она наполнилась любовью и добротой. Любите всех и будьте любимы Богом! Я вас всех поздравляю с праздником Светлой Пасхи и дарю пасхальные яички. На этом наше занятие окончено. Скажите нашим гостям до свидания и проходите в группу.
Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Волшебные слова"
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.Задачи:
1. Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследии своего народа
2. Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, скромности, любовь к ближнему; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость, воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году
3. Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное, способствовать развитию чувства радостного ожидания от сюрприза
4. Активизировать словарь: Ангел, молиться, креститься.
Предварительная работа:
- Беседы о православии, о православных традициях,
- Просмотр мультимедийных презентаций,
- Разучивание стихотворений.
Оборудование:
презентация-картинки «Правила для детей», Ангел в стеклянном шаре для игры «Круг вежливых слов» .
1. Введение в тему.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Случилась беда!
Дети на улице
Забыли волшебные слова!
Они заблудились,
Они намочились.
Они стали злыми, голодными!
А в чём тут беда?
Да просто дети забыли
Волшебные слова!
Простите, извините,
Вы не подскажите им,
Как быстро добраться
К мамам своим?
Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
Какие «вежливые слова» вы знаете?
Какого человека можно назвать вежливым?
В каких ситуациях используются «вежливые слова»?
2. Чтение и обсуждение стихотворений
Ребёнок:
Добрые слова.
«Доброй ночи» спать уложит,
«Утро доброе» разбудит,
«Добрый день» во всем поможет,
Но тому, кто добрым будет.
На что похожи «вежливые слова» и почему? (Примерный ответ: на солнышко, потому что каждое утро оно ласково со всеми здоровается; на дождик и т.д.)
Как вы думаете, какого цвета «вежливые слова»?
Ребёнок:
Что за слово?
«Здравствуйте», «привет всем вам», «как вы поживаете?»,
Я надеюсь, вы меня часто вспоминаете?!
Без меня прожить нельзя, просто невозможно!
Что за слово я, друзья, угадать несложно.
Угадали, что это за слово?
Посчитайте, сколько раз в день вы слышите слово «здравствуйте».
Что это слово дарит людям?
Как вы думаете, что произойдет, если люди забудут слово «здравствуйте»?
Ребёнок:
До свидания
Если другу на прощанье скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра новое свидание!
Это слово, как магнитик, всех соединяет
И прощаться навсегда нам не разрешает.
С кем вас соединяет слово «до свидания»? Почему люди говорят друг другу «до свидания»? Какие еще слова люди говорят друг другу при прощании?
Ребёнок:
Пожалуйста
Слово это будто ключик, Золотой и сказочный,
Будто самый светлый лучик,
Звать его «пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится.
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
Как трудится слово «пожалуйста» во дворе, в семье и в садике?
Вспомните и расскажите случай из своей жизни, когда вам помогло слово «пожалуйста».
Произнесите слово «пожалуйста» так, чтобы й оно согрело даже самого хмурого человека.
Ребёнок:
Спасибо
Мы спасибо говорим,
За добро благодарим:
За подарок, за заботу,
За вниманье, за работу.
Слово это слух ласкает,
Теплотою согревает.
Тот, кто всех благодарит,
Это слово говорит.
В каких ситуациях вы говорите «спасибо»? Какое слово «дружит» с этим словом? Произнесите слово «спасибо» так, чтобы человек почувствовал вашу благодарность.
3. Динамическая пауза «Вежливая просьба»
Все встают в круг.
Педагог произносит различные команды, например, поднять руки, похлопать в ладоши и т.п., но выполнять нужно только те из них, которые начинаются со слова «Пожалуйста».
4. Просмотр игры-презентации «Правила для детей»
По окончании просмотра все обсуждают значение вежливости.
5. Упражнение «Круг вежливых слов»
Дети встают в круг и, передавая друг другу Ангела, говорят вежливые слова.
6. Итог
По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:
Вежливость украшает человека.
Вежливые слова делают людей добрее.
Вежливость важна в отношениях с другими людьми.
Вежливому человеку проще найти помощь
Ежова Юлия Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8 "Земляничка"
Населённый пункт:
посёлок Центральной усадьбы совхоза "Озёры" Озёрского района Московской области
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Неделя по духовно–нравственному воспитанию в старшей группе"
Дата публикации:
27.05.2018
Раздел:
дошкольное образование
Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию детей
подготовительной к школе группы «Вишенка»
в рамках региональной инновационной площадки
«Маленькими шагами в большой мир добра»
1 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «Я И ДРУГИЕ».
Постижение истины: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы отно-
сились к тебе».
Познавательный компонент: познакомить воспитанников с основами соблю-
дения этикета, с нормами поведения с взрослыми и сверстниками; расширить пред-
ставления о многообразии социальных ролей, о собственных правах и обязанностях.
Объяснить детям, что дружеское отношение зависит от того, как ребята обращаются
с другими, умеют ли быть дружными, приветливыми, интересными собеседниками и
партнёрами в игре. Расширить представления о дружбе, о гражданственности, госте-
приимстве, о гендерной принадлежности. Закреплять этические представления, под-
водить к понятию интеллигентность, порядочность.
Развивающий компонент:
ников, развивать коммуникативные навыки: вести конструктивный диалог – догова-
риваться, планировать действия, распределять роли, проявлять формы вежливого об-
ращения и т.д. Способствовать развитию у детей чувства ответственности за другого
человека, общее дело, данное слово. Развивать у детей способность рассуждать, вы-
ражать себя в разных социальных ролях.
Воспитательный компонент: формировать положительный образ группы
как носителя моральных норм. Воспитывать терпимость и уважение к взрослым и
детям, независимо от их физических особенностей. Воспитывать дружеские взаимо-
отношения между мальчиками и девочками, прививая положительные черты харак-
тера. Воспитывать умение общаться с взрослыми
сверстниками закрепляя формулы
словесной вежливости.
«Наша группа».
Беседы: «Общение мальчиков с девочками», «Мои друзья», «Кто придумал
Цели: обратить внимание детей на особенности характера и поведения сверст-
ников в группе. Формировать способность детей понимать необходимость учитывать
настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость,
выразить восхищение). Воспитывать дружеские взаимоотношения между мальчика-
ми и девочками, прививать положительные черты характера.
Игры – беседы: «Кто мы?», «Где ты живёшь?», «Что чувствует твой друг?»,
«Добрые поступки».
Цели: дать представления о детях разного возраста; мальчиках и девочках.
Формировать способность у детей различать по мимике, жестам разные эмоциональ-
ные состояния. Познакомить с элементарными правилам культурного поведения в
среде детей. Развивать коммуникативные навыки у воспитанников. Формировать
умения детей выделять добрые поступки по отношению друг к другу (в жизни, на
картинках, в литературе), выражать к ним своё положительное отношение. Выделять
плохие поступки.
Чтение «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковский
Цели: дать детям представления о возможных негативных последствиях для
других детей своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем,
Музыкально-литературная композиция «Венок дружбы».
Цели: иметь представления о жизни детей в других странах, об играх, люби-
мых занятиях. Формировать у детей понимание, что нельзя дразнить других детей,
давать прозвища.
Подвижные игры: «Мы – хорошие ребята», «Вспомни имена своих друзей».
Цели: формировать у детей способность сохранять жизнерадостное настрое-
ние, быстро преодолевать негативное состояние, стремиться к положительной оцен-
ке окружающих, проявлять доверие к миру. Формировать умения у детей играть
дружно, сообща, способствовать активизации речи детей.
«Люди вокруг нас».
Беседы: «Как быть послушным», «Будь внимательным к старшим», «Все начи-
нается со слова «здравствуй»», «Всегда будь вежлив».
Цели: объяснить детям, что поведение по отношению к старшим должно зави-
сеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предло-
жить помощь, заботу). Воспитывать умение общаться с взрослыми, закрепить фор-
мулы словесной вежливости.
Познавательная минутка «Труд взрослых работающих в детском саду».
Цели: объяснить детям, что трудом взрослых людей создано богатство окру-
жающего мира: города, транспорт, искусство, здравоохранение, образование; благо-
даря усилиям людей осуществляется охрана природы. Развивать у детей способ-
ность рассуждать, выражать себя в разных социальных ролях.
Дидактические игры и игровые ситуации: «Вежливый ручеек», «Кто кому
уступит место», «У меня зазвонил телефон», «Как сказать, чтоб не обидеть».
Цели : способствовать формированию разнообразных форм словесной вежли-
вости, закреплять навыки поведения в общественном транспорте, закреплять навыки
телефонного этикета.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад встречает гостей».
Цели: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развора-
чивать сюжет; развивать интерес и уважение к работникам детского сада, а так же
закрепить навыки приветствия.
Решение проблемных ситуаций: «Как помирить поссорившихся членов семьи
(друзей)?», «Как порадовать друга?».
Цели: развивать у детей чувство эмпатии, формировать у детей знания о
способах проявления заботы о других людях.
«Разговор о дружбе»
Беседы: « Умеешь ли ты дружить», «Если с другом вышел в путь», «Если забо-
лел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги».
Цели:
продолжать
формировать
дружеские
взаимоотношения,
закреплять
представления о дружбе, товариществе.
2 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ: «Я И МОЯ СЕМЬЯ».
Постижение истины : «Золото и серебро не стареют, отец, и мать цены не
Познавательный компонент: познакомить детей с понятием «семья»; закре-
пить знания полных имен членов семьи; закрепить умение определять наименование
родственных отношений между близкими членами семьи. Формировать у детей
представления о важности мира семьи для человека, о ценности внутрисемейных от-
ношений («Как хорошо иметь семью!»). Формировать у детей представления о праве
каждого человека на имя, о значении своего имени и происхождении фамилии.
Расширить представления у детей о человеческом качестве «забота».
Развивающий компонент: развивать познавательную активность у воспитан-
ников, развивать коммуникативные навыки: вести конструктивный диалог, развивать
навыки творческого рассказывания, навыки связной речи. Развивать стремление де-
тей проявлять внимание, любовь к членам своей семьи, заботу о них. Развивать
стремление устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи в ро-
дословной
Развивать
поисковую
деятельность.
Развивать
способности к созданию выразительного образа посредствами изобразительной дея-
тельности.
Воспитательный компонент: формировать уважительное, заботливое отно-
шение к своим близким – маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам. Заложить
в сердца детей чувство благодарности членам своей семьи за жизнь на этом свете.
Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать по-
сильную помощь близким. Раскрыть яркое чувство любви к ним. Дать эмоциональ-
ные впечатления о том, что все люди в мире – одна большая семья. Совершенство-
вать поведенческий духовный опыт детей: проявлять чуткость, любовь к матери, за-
боту о ней.
«Моя дружная семья».
Беседы: «Что такое семья», «Выходной день в нашей семье».
Цели: Объяснить детям, что семья – это любовь, забота друг о друге, самое
любимое и надёжное место на земле. Воспитывать любовь и уважение к старшим:
бабушке, дедушке, маме, папе.
Рассматривание картин из серии «Моя семья».
Цель: закрепить знания о членах своей семьи, а так же умения воспитанников
эмоционально и активно участвовать в диалоге в соответствии с предложенной те-
Познавательная минутка «Я горжусь трудом своих родителей».
Цели : дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать уважи-
тельное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близ-
Викторина «Что ты знаешь о родителях?» (о бабушках и дедушках?)
Цели: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут
вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Развивать чувство гордости за
свою семью.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Семья на отдыхе», «День рождения».
Цели: формировать у детей обобщенное представление о семье. Побуждать
детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение детей взаимо-
действовать и ладить друг с другом в совместной игре. Воспитывать любовь, добро-
желательное, заботливое отношение к членам семьи.
Настольно-печатные игры: «Моя семья», «Мамины помощники», «Кто есть
кто?», «Кто старше?», «Моя родословная».
Цель: развивать стремление детей проявлять внимание, любовь к членам сво-
ей семьи, заботу о них, стремление устанавливать причинно-следственные связи
между членами семьи.
Игровая ситуация «У нас в гостях бабушка и дедушка».
Цели: развивать способность у детей сравнивать людей разного возраста и
пола, выделяя при этом некоторые их особенности. Воспитывать чувство семейной
сплочённости.
Беседы: «Моя любимая мама», «Чем можно порадовать маму».
Цели: воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим
поступкам. Развивать способность у детей понимать связи между поведением детей
и соответствующими чувствами взрослых. Формировать умение у детей поддержи-
вать диалог.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья», «Праздник для мамы» и
т.д. Цели: формировать у детей обобщенное представление о семье. Побуждать де-
тей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение детей взаимодей-
ствовать и ладить друг с другом в совместной игре. Воспитывать любовь, доброже-
л а т е л ь н о е,
з а б о т л и в о е
о т н о ш е н и е
ч л е н а м
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цели: согласовывать имена прилагательные с именами существительными в
роде, числе и падеже. Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме.
Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство
благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами.
Дидактическая игра «Что умеет наша мама!».
Цели : правильно употреблять в речи имена существительные в творительном
падеже; называть действия, схожие по ситуации. Развивать у детей доброе отноше-
ние и любовь к своей маме.
Чтение Барто А. «Разлука», Саконская Н. «Разговор о маме», Емельянов Б.
«Мамины руки».
Цели:
воспитывать
произведениям,
пересказывать
рассказы, высказывать свое отношение к прочитанному.
Познавательная минутка «Материнская любовь – бесконечное самоотвержен-
ное и бескорыстное служение своим детям».
Цели: объяснить детям, что мать всегда готова понять и простить своих детей,
отдать все что имеет, не ожидая взамен вознаграждений за свою самоотверженную
любовь. Люди знают, что сила материнской любви очень велика.
Пословицы: «Матери
нская молитва со дна моря вынимает», «Нет роднее дружка, чем
родная матушка».
3 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «ДОБРОТА ИСТИННАЯ»
Постижение истины: «За добром пойдешь - добро и найдешь».
Познавательный компонент : познакомить детей с понятием «доброжелатель-
ность»; расширить представления о том, что доброжелательность бывает настоящая
и избирательная. Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и
плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом.
Развивающий
компонент:
диалогическую,
способность на основе произведений давать оценку поступкам литературным геро-
ям. Развить внимание, усидчивость; воображение, изобразительные навыки.
Воспитательный компонент : воспитывать стремление к доброделанию и до-
бролюбию. Вызвать тяготение души ребенка к творению добра в естественной жиз-
ни. Воспитывать доброту, честность, скромность, вежливость.
Беседы: «Как и чем можно порадовать близких», «Что такое хорошо и что та-
кое плохо», «Доброта ложная, доброта истинная».
Цели: научить детей быть внимательными к окружающим взрослым и сверст-
никам, родным; обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут по-
радовать близких; развить диалогическую речь детей.
Ситуативный разговор о хороших и плохих поступках в течение дня.
Цель: расширение словаря за счет слов – понятий «хороший - плохой», «до-
брый - злой», «смелый - трусливый», «честный - лживый».
Словесная игра «Превращение «злых слов в добрые».
Цели: формировать основы речевой культуры. Совершенствовать практику
взаимного общения детей, используя «язык добра».
Дидактическая игра «Оцени поступок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-
следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать доброту,
честность, скромность, вежливость. Развивать у детей способность поддерживать
Чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте.
Цели: расширить представления детей о доброте, добрых поступках. Разви-
вать способность самостоятельно проявлять свое стремление к высказываниям.
Чтение: А. Барто «Вовка – добрая душа».
Цели: развивать способность на основе произведений давать оценку поступ-
кам литературных героев.
Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
Цель: поупражнять детей в употреблении вежливых, добрых слов, используя
выражения, мимику, позу.
Сюжетно-ролевая игра «Службы помощи».
Цели: развить игровой диалог, игровое взаимодействие; научить отображать в
играх добрые поступки окружающих людей, формировать способность играть детей
сообща, активизировать активный словарь детей.
Игра «Я не должен - я должен».
Цели: формировать умение оценивать свои поступки и поступки других лю-
дей. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстни-
кам, окружающим людям. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Хорошо - плохо».
Цели: развить внимание, усидчивость; научить ясно выражать свою мысль,
оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.
Рисование «Какого цвета доброта?» (смешивание красок), готовим подарки для
именинников (аппликация, коллаж, рисование пожеланию детей).
Цель: развить воображение детей, изобразительные навыки. При анализе акти-
визировать речевые способности детей.
Разрешение проблемных ситуаций: «Награда за добро», «Что надо Бабе Яге,
чтобы стать доброй?».
Цели: создавать настроение радости и удовольствия от собственных добрых
поступков, вкладывать в детей чувство любви и доброты и заботы об окружающих
людях, своих сверстников.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цели: формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих
поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать
щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим
людям, чувство взаимопомощи.
Развлечение «Дарите людям доброту».
Цели: уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжела-
тельность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки
окружающих; стимулировать развитие образного мышления и творческого вообра-
жения дошкольников; воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отно-
шение к окружающим. Создать бодрое, эмоциональное настроение, активизировать
речевую сферу воспитанников.
4 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «РАДОСТЬ ПОСЛУШАНИЯ».
Постижение истины: «Родителей нужно слушаться не только потому, что
они умнее, опытнее, и лучше знают жизнь, а просто, потому что они дети своих ро-
дителей».
умение слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не принимает сове-
тов старших, делает все по-своему. Непослушание – как с ним бороться. Значение
пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».
Познавательный компонент: формировать представление о послушании и
непослушании,
показать
необходимость
послушания
возможности
избежать
многих неприятностей, скорбей, несчастий. Продолжать знакомить с русским народ-
ным песенным творчеством.
Усвоить общий урок: герой попадают в беду из-за непослушания.
Развивающий
компонент:
способствовать
развитию
нравственно-волевой
сферы детей, понимания необходимости управлять своими желаниями и поведени-
ем: помочь детям понять, что непослушание - причина бед. Способствовать разви-
тию нравственно-волевых качеств, выдержки и взаимовыручки. Развивать у детей
мотивацию к послушанию взрослым. Развивать у детей умение думать, сравнивать,
анализировать поступки литературных героев.
Воспитательный компонент: воспитывать послушание на основе любви и
уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать,
помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Создавать условия для
формирования нравственных моделей поведения, таких как: дружба, взаимовыручка,
послушание.
Беседы: «Послушание - умение слышать», «Непослушание - как с ним бороть-
Цель: формировать представления о послушании. Воспитывать послушание
на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия,
умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Чтение: «Кот и петух», «Гуси лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Ива-
нушка» (на выбор).
Цели : на примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание -
причина бед. Учить детей быть послушными, приветливыми.
Литературный ряд: В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралий-
чев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. По-
ляков «О послушании».
Цель: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение.
Познавательная минутка «Как мы понимаем слова «слышать» и «слушать».
Цель: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение. Закрепить уме-
ние детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать по-
Игровой досуг «Послушным каждый может быть».
Цели: формировать представление о послушании и непослушании, показать
необходимость послушания как возможности избежать многих неприятностей, скор-
бей, несчастий. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки ли-
т е р а т у р н ы х
г е р о е в.
Осмысление заповеди о послушании:
Послушанье – дело Божье.
Стать послушным каждый может.
Слушай старших, отца и мать – Бог даст тебе благодать!
5 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «О МИЛОСЕРДИИ И СОСТРАДАНИИ».
Постижение истины : «Сердце может быть милым, умеющим любить и по-
нимать страдания других людей». «Истинное милосердие – это желание приносить
пользу другим людям, не думая о вознаграждении».
ную для кого-то минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то не-
счастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и пережи-
вает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.
Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов
прийти ему на помощь. Милосердный человек может многое простить другому. Он
старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.
Сострадание – главный аспект любви.
Любим некоторых, но сострадаем ко многим. Без сострадания мир погрузился
бы во тьму и зло.
Сострадание – вектор любви направленный к несовершенству.
Любить можно нечто совершенное, а к тому, что далеко от совершенства и не
вызывает восхищения нужно иметь сострадание или чувство сопричастности к стра-
дающим в окружающем мире.
Познавательный компонент : осмысление детьми понятия «милосердие» как
основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улуч-
шающего жизнь человека и общества.
Развивающий компонент: развивать социальную сферу у дошкольников, фор-
мировать способности к сопереживанию, милосердию, состраданию и адекватному
проявлению этих чувств.
Воспитательный компонент : воспитывать у детей милосердие и сострада-
ние, человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие, оказывать
внимание к близким людям и уважение к взрослым.
Беседа «Милосердие и сострадание».
Цели: дать представление о милосердии и сострадании. Раскрыть понятия
«милосердие и сострадание». Создать ситуацию для осознания личностного опыта.
Размышляем вместе с детьми «Что для меня означает слово милосердие».
Цель: подвести детей к пониманию, что истинное милосердие – это желание
приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
Познавательная минутка «Проявим милосердие к другим, и совесть, душу веч-
но сохраним…».
Цели: формировать у дошкольников представление о содержании данной эти-
сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искрен-
Игра «Солнышко милосердия».
Цель: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему
того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
«Сердце на ладошке»
Постижение истины: «Внутренняя красота делает человека добрым, любящим,
заботливым, дружелюбным, такой человек приятен, с ним хочется дружить, даже
если его лицо некрасиво». «Любовь – это единственная сила, способная превратить
любого врага в друга».
Познавательный компонент : дать детям представление о красоте внутренней
и внешней, любви.
Развивающий компонент: развить чувство композиции, эстетический вкус у
дошкольников, чувственное восприятие у воспитанников. Развивать понятийный
аппарат детей в области человеческих отношений.
Воспитательный компонент : воспитывать культуру сердца, умение видеть
мир «глазами сердца», «слышать мир «ушами сердца». Воспитывать в детях любовь,
ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, чувство семейной сплочён-
ности, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отноше-
нием к ним.
«Красота человека и его души».
лей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются слова и поступ-
ки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже станут красивыми. А
если мысли и желания безобразны, то и слова, и поступки перестают быть красивы-
Беседы: «Красота мира вещей и предметов», «Красота человека: внутренняя и
внешняя», «Красота природы», «Красота произведений мира искусств».
Цели : формировать основы этической культуры, Прийти к пониманию, что от
красоты всем становится радостно на душе (появляется радость внутри), человек
становится добрее и тоже хочет сделать что-нибудь красивое в жизни.
Рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружаю-
щего мира, произведений народного, декоративно-прикладного искусства, журналов
с моделями женской, мужской, детской одежды и рассказывание.
Цели: упражнять детей видеть красоту вокруг себя, восхищаться ею, способ-
ствовать обогащению представлений у детей об окружающем мире. Познакомить де-
тей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настрое-
ния в произведениях литературы, живописи, музыки.
Познавательная минутка «Что мы видим вокруг себя».
Цели: помочь испытывать чувство радости от того, что живем на красивой
земле. Показать удивительную красоту мира, яркость и разноцветие человеческой
жизни. Возбудить чувство любви к близким и другим людям.
Наблюдения на прогулке: «Как прекрасен этот мир», «В поисках красоты»,
природный мир бывает разным» и т.д.
Цели: упражнять детей в умении замечать красоту вокруг себя, в природных
явлениях, наблюдать за объектами живой и неживой природы; развивать чувствен-
ное восприятие у воспитанников.
Игровой–досуг «Как прекрасен этот мир – посмотри!»
Цели: учить детей видеть слышать и понимать красоту мира через сердце,
свою маленькую душу.
Чтение: «Сказка о Четырех Царствах» (царство растений, царство животных,
царство птиц, царство людей).
Цели: осознать гармонию и целостность жизни на Земле. Воспитывать культу-
ру сердца, умение видеть мир «глазами сердца», «слышать мир «ушами сердца».
Свободный разговор «Что такое душа человека?»
Цели : формировать интеллектуальную культуру через расширение понятийно-
го аппарата детей в области человеческих отношений. Совершенствовать практиче-
ский опыт проявления сердечной доброты и любви к окружающим людям, природе,
Размышляем вместе с детьми: «Как должна быть устроена жизнь человека,
чтобы ее можно было назвать красивой?», «Если у человека красивая душа, как это
отражается на его жизни и его поступках?»
Цели: прийти к пониманию, что внутренняя красота человека начинается с
красивых мыслей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются
слова и поступки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже станут
красивыми. А если мысли и желания безобразны, то и слова, и поступки перестают
Татьяна Скороходова
Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе
Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе .
Сентябрь.
ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о выполнении
1. ООД Тема : «Золотая осень»
(форма проведения - целевая прогулка) . Задачи : формировать у детей интерес и любовь к родной природе, бережное отношение к ней, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умение наблюдать явление природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей прилагательными : кленовый, берёзовый, рябиновый, липовый.
Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 28
Игра - упражнение
«Не промочи ноги»
Цель : дать детям возможность проявить взаимопомощь Познакомить с пословицами о дружбе : «Там где дружат - живут не тужат» .
Друг за дружку держаться – ничего не бояться». Индивидуальная работа с детьми : «Составление рассказов «Мой лучший друг» . Проведено
Моментов. Тема : «Панорама добрых дел» . Задачи : закрепить умение отличать добрые, хорошие поступки от плохих; воспитывать умение сочувствовать и сопереживать всему живому, познакомить с плакатом, как жанром изобразительного искусства.
Д/ и «Волшебные картинки» . Цель учить детей оценивать картинки и находить среди них изображение с добрыми поступками, уточнить понятия «чуткий» , «отзывчивый» . Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» . Беседа по вопросам.
Индивидуальная беседа с детьми в вечерние часы о добрых делах, которые они могут делать в детском саду Проведено
3. ООД «Экскурсия к остановке транспорта» . Задачи : закрепить знания правил дорожного движения, умение вести себя в дорожно-транспортной ситуации на остановке; воспитывать честность , достоинство. (Интернет ресурсы)
Предложить ситуацию для обсуждения» Что бы ты сделал, если бы увидел, что старенькая бабушка не может перейти дорогу». Игра «лучший пешеход» Чтение рассказа И. Серякова «Ученый дружок» .
Закрепить с детьми правила поведения в общественных местах : «Бывая в кино, музее, помни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим». Проведено
выполнении.
1. ООД Тема :
«Родной город» . Задачи : расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Просмотр видеофильма «Жердевка любимая» .
Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 53 Наблюдение на тему : «Слушаем звуки улицы» . Задачи. Развивать у детей умение видеть окружающую красоту - голоса птиц, людей, шум машин и т. д. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Чтение стихотворений об осени местных поэтов. (Краснов В. А., Волчихин М. В)
Задачи. Знакомство с народными приметами об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Проведение дидактических игр : «Когда это бывает» , «С какого дерева листок» , «Что нам осень принесла» . Проведено
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «История о том, что такое хорошо и что такое плохо» .
Задачи : способствовать развитию нравственных чувств , высших душевных качеств, нравственно -ценностного миропонимания. Предложить ситуацию :
«Представьте себе, что вы идете по улице и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Как поступить? Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» . Вопрос для обсуждения : «Почему автор говорит «С ним случилось самое страшное?» Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило
«Уважай взрослых в детском саду и дома» . Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уважении детей к взрослым. Проведено
3. ООД Тема : КВН по ОБЖ «Лучший пешеход» Задачи : закрепить некоторые правила дорожного движения; уточнить представления о дороге, тротуаре, пешеходном переходе, дорожных знаках. Воспитывать дружеские взаимоотношения. (Интернет ресурсы) Д/ и «Дорожные знаки» .
Закрепить обозначение некоторых дорожных знаков. Чтение стихотворения В. Семернина»Запрещается – разрешается». Составление загадок о знаках и правилах дорожного движения. Проведено
ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о
выполнении.
1. Развлечение «Осеннее кафе» Задачи : развивать навыки межличностного общения между детьми и взрослыми, педагогики сотрудничества через восприятие красоты русской природы. Игра - шутка : «В лес мы осенью пойдем» Чтение сказки Ш. Перро
«Красная шапочка» . Инсценировка «Полезные советы» . Проведено
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «Собака - верный друг человека» . Задачи : расширять представления детей о роли собаки в жизни человека; развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных; побуждать проявление сочувствия к животным, попавшим в беду. Игровое упражнение : «Собака поводырь» . Цель : расширять знания детей о том, какую роль играют животные для слепых людей, воспитывать умение заботиться о своем друге. Чтение рассказа
В. Сухомлинского
«Старый пес » .
Беседа по сказкам :
«Зайкина избушка» ,
«Краденое солнце» .
Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с ним?
Проведено
3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Тема : «Птица счастья» . Задачи : формировать у детей представление о правах человека; познакомить с нравственными нормами и правилами ; учить детей соотносить права и обязанности. Познакомить с собственными правами на отдых, на образование, на имя, на любовь. Игра «Все будет хорошо»
Цель : закрепить знания о своих правах, уважать других. Рассказывание сказки в обработке Л. Н. Толстого «Хаврошечка» . Беседа о том, имела ли права Хаврошечка? Как с ней поступили? Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе. Проведено
ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о
выполнении.
1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : «Моя семья» . Задачи : воспитывать уважение к членам семьи; рассказывать, что члены семьи имеют разные вкусы и увлечения. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» . Чтения С. Маршака
«Старушка » .
Вопросы по произведению. Рисование «Моя семья» . Проведено
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : «Почему грустит котенок» .
Задачи : продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных; поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животны; развивать потребность в общении с представителями животного мира. Сопереживать им. Проявлять доброту. Чуткость. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок» .
Упражнение – релаксация «Чудесный сон котенка» . Чтение Л. Толстого «Котенок» . Загадывание загадок о животных. Рисование «Кошкин дом, предлагается нарисовать для котика такой дом, в котором ему было бы уютно и радостно жить. Проведено
«Рожденные звезды» . Задачи : испытать радость общения со сверстниками, взрослыми, чувство единства и доверия друг к другу. (Интернет ресурсы) Пальчиковая гимнастика «Семья» . Рассказы Н. Носова «Мишкина каша» , «Фантазеры» . Игра «Отдам тебе то. Что есть у меня» . Цель : создание положительного эмоционального настроения. Проведено
выполнении.
1. ООД Тема : «Учимся вежливости» . Задачи : продолжать учит детей быть внимательными друг к другу, по разному выражать добрые чувства. Закрепить некоторые важные правила поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их. (Интернет ресурсы) Д/ и «Дошколята- вежливые ребята» . Цель : закрепить правила вежливости. Вспомнить с детьми произведения, их авторов, в которых говориться о вежливости. Индивидуальная работа по развитию речи : составление рассказов из личного опыта на тему : «Как дети выручали из беды товарища» . Проведено
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа об отношении к младшим. Задачи : выработать совместно с детьми правила, которые будут способствовать тому, чтобы общение протекало без ссор и конфликтов. Предложить сюжетные картинки для обсуждения. Чтение произведения З. Александровой
«Мальчик потерялся» . Изготовление атрибутов к игре «Магазин» для детей младшей группы . Закрепить правило : «Заботиться о малышах дома и в детском саду» Проведено
Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о
выполнении.
1. ООД Тема : «В плену у королевы Грубости» . Задачи : формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закрепить правила поведения в общественных местах. (Интернет ресурсы) Д/и «Оцени поступок» .
Цель : учить детей давать оценку поступку, изображенному на картинке. Пословицы и поговорки для заучивания с детьми :
«Ласковое слово и кошке приятно» , «Доброе слово лечит, а злое колечит» , «Плохое слово, что грязная вода» , «Вежливости открываются все двери» , «Ласковым словом и мед растопишь» . Индивидуальные беседы с детьми : «Тебя пригласили в гости» Проведено
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа о храбрости и трусости. Задачи : дать представление о данных понятиях; воспитывать желание быть храбрым. П/ и «Пожарные на ученье» . Чтение произведений :
И. Бутлина «Трус» ,
Э. Шима «Не смей» .
Про кого говорят : «Мал да удал» , «Мал золотник, да дорог» . Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» . Проведено
3. ООД «День защитника Отечества» . Задачи : формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65 С/ р игра «Верные друзья – пограничники» .. Чтение З. Александрова «Дозор» Разучивание стихов, посвященных защитникам Отечества. Конструирование из бумаги «Подарков для пап и дедушек» . Проведено
Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о
выполнении.
1. ООД «Мама-первое слово» . Задачи : формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека, побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно- нравственные чувства .
Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65
Д/игры «Назови маму ласково» , «Доскажи словечко» . Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» . Оформление рисунков детей «Моя милая мамочка» . Проведено
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа «Отношение к старшим » .
Задачи : расширять знания детей по отношению к старшим людям воспитывать уважительное отношение и побуждать к проявлению сочувствия. Игра «Хорошо-плохо»
(хорошо, что у вас есть больная бабушка?
А чем плохо) Чтение рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек » . Выяснить, как понимают дети слова :»Как аукнется, так и откликнется» (если затрудняются – объяснить) Заучивание стихотворения Г. Виеру» Мамин день» Проведено
3. ООД Тема : «День рождения Мальвины» .
Задачи : закрепить с детьми правила этикета; продолжать культурно вести себя за столом, сервировать стол; быть добрыми и приветливыми. (Интернет ресурсы) Сюжетно – ролевая игра «Семья.
Цель : продолжать учить детей договариваться между собой; закреплять умение правильно сервировать стол. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Инсценировка с музыкальным сопровождением «К нам гости пришли» , муз. А. Александрова. Во время завтрака закрепить правила культуры еды «Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно ». «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок – это не красиво» . Проведено
Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о
выполнении.
1. ООД «Жаворонки» Задачи : средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой родной природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества : песнями, танцами, народными традициями встречи весны (Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова) «Мы живём в России» ст. 74 Игра – загадка
«Найди ошибку» . Цель : закрепить умение находить ошибки в поведении детей. Чтение отрывка А. Плешакова «Знать и беречь» . Разучивание хоровода «Добрый жук» .
Песня «Если добрый ты» (муз. Савельева) . Рисование «В окно повеяло весною» . Проведено
2. ООД Тема : «Не мучайте животных» .
Задачи : учить различать понятия – «играть» и «мучить» , развивать чувство сострадания. Сопереживания представителям животного мира; формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу. (Интернет ресурсы) Ролевая гимнастика (детям предлагается показать как больно жуку, у которого отрывают крылья;
как весело летает жук; греется на солнышке и т. п).
П/и «Жук – жучище» Чтение рассказа Э. Ширма «Жук на ниточке» Аппликация
«Праздничный наряд для божьей коровки» . Проведено
3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «Наша дружная семья» . Задачи : продолжать воспитывать доброе , заботливое отношение к своей семье самым близким людям. (Интернет ресурсы) Упражнение «Закончи предложение : папа рассердился, потому что я.» ,
«Когда я вижу, что мама огорчилась, то.» Чтение рассказа Т. Горской «Колин папа» . Беседа «Чему нас учат герои этого рассказа?» Познакомить с пословицей : «Скромность красит человека» . Рассматривание с детьми семейных альбомов, с целью воспитания любви к своим близким. Проведено
Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о
выполнении.
1. ООД Занятие - ««Жердевка наша – колыбель героев» . Задачи : воспитывать патриотические чувства, побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших Игра соотечественников во время Великой Отечественной войны.
Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 84 Экскурсия к Вечному огню и возложение цветов к мемориалу воинов, погибших в годы ВОВ. Разучивание и чтение стихов «Ночной таран» Алексеева, «Советский солдат» Твардовского, «День Победы» Михалкова. Экскурсия в ДДТ, посещение мини – музея (выставка, посвященная пионерам – героям) .
Рассматривание иллюстраций – «Воин – освободитель» . Проведено
2. ООД Тема : «Поищем и найдем волшебные слова» . Задачи : развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и с окружающими; познакомить с тем. Как можно воздействовать на чувства поведение людей. (Интернет ресурсы) Игра «Давайте говорить друг другу комплементы» . Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» . Обсуждение. Музыкальное развлечение «Добро и зло в русских народных сказках» . Проведено