«День Доброты». Внеклассное мероприятие по духовно – нравственному воспитанию для учащихся начальной школы
Цель: формирование представлений у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.
Задачи:
- обучение умению составлять небольшой рассказ;
- развитие умения анализировать собственные поступки и поступки других;
- воспитание стремления к совершению хороших поступков.
Подготовка: детям заранее даётся задание вспомнить случаи из жизни, нарисовать добро и зло.
Оборудование: презентация песни «Если добрый ты…», выставка рисунков учащихся (презентация), 4 комплекта солнышек с лучами, Библия.
Ход внеклассного мероприятия
Дети сидят полукругом в 2 ряда.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Я не называю его тему. Вы об этом догадаетесь сами, посмотрев и послушав то, что я вам покажу.
1. Вводная беседа .
Обратили ли вы внимание, как называется эта песня?
О чём поется в этой песне?
Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами поговорим?
2. Рассказы детей о самом добром или злом событии в их жизни
– Дома вы подготовили рассказы, раскрывая свои представления о добре и зле, на примере случаев из собственной жизни.
Расскажите их.
(В ходе рассказа задавать учащимся вопросы о том, почему он считает этот случай из жизни хорошим или плохим, от кого зависит наличие в жизни добра или зла.)
3. Знакомство с рисунками детей
Рисунки рассматриваются поочерёдно и выслушиваются комментарии учащихся.
Ребята, а каких рисунков и рассказов оказалось больше?
А какой предмет присутствовал почти на всех рисунках? (солнце)
А как вы думаете, почему?
4. Учитель: Сейчас я вам расскажу притчу про двух волков.
Старый индеец рассказал своему внуку:
- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как вы поняли эту причту?
Как вы думаете, какой поступок легче совершить?
Легко ли забыть обиду? Простить?
6. Изготовление солнышек.
- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.
А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. В священном писании (показать Библию) бога называют солнцем правды. Как вы думаете, почему? Именно бог абсолютно добр, и там поясняется, что бог есть любовь. Мы с вами лучи божьего солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе, зажигать их в себе.
(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида.)
Выйдите к доске. Давайте сравним, какие лучи выбрала каждая группа.
8. Вывод. Итог
Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого?
Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.
А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?
- Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.
Вы молодцы!
Мероприятие заканчивается песней кота Леопольда «Если добрый ты», дети подпевают.
Песенка кота Леопольда
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Литература
- Детская Библия.
- “Начальная школа” (журнал) № 6 – 2002 г. Статья “К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании”.
- Материалы сайта http://viki.rdf.ru/
Воспитательная программа в начальной школе
Срок реализации - 4 года
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка, всё большее значение приобретает духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику возраста учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год можно корректировать. Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Вместе с учениками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.
Цель : создание условий для развития личности ученика
- - свободной, то есть способной к самореализации;
- - гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
- - духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
- - творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;
- - практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи и др).
- · создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- · способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- · развивать познавательную активность.
Следуя вышесказанному в воспитательной работе, определяется несколько направлений.
Цель: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, свобода личная и национальная.
Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы
- · содействовать формированию гражданственной позиции школьников;
- · воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
- · воспитывать любовь и уважение к родной семье;
- · воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
- · умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
- · воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
- · приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.
Практическая деятельность.
- · организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
- · организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям;
- · участие в акциях милосердия. В течение учебного года ребята принимают участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей, оказывают посильную помощь престарелым людям), посещение больных.
- · классные часы
Цель: нравственный выбор; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- · воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
- · воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
- · воспитание чувства любви к родной Российской земле;
- · участие в патриотических праздниках.
Практическая деятельность.
- · подготовка и проведение классных часов, этических бесед;
- · проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
- · встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
- · празднование «Дня Защитника Отечества», Дня Победы», «Дня космонавтики».
- · изучение государственной символики;
- · беседы об истории Страны, показ видеофильмов;
- · изучение биографии великих людей.
Цель: развитие творческих способностей и художественного вкуса детей, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.
Практическая деятельность
- · конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
- · экскурсии в Дом детского творчества, Школу искусств, цирк, музеи и выставочные комплексы
- · организация и проведение утренников и праздников «Новогодняя сказка», «В гостях у сказки», «Осенины», «Лето. Приглашение на День рождения», «Прощание с начальной школой» и т.д., с изготовлением открыток, сувениров;
- · участие в школьных, окружных, региональных выставках декоративно-прикладного творчества учащихся и конкурсах рисунков;
- · участие в конкурсах чтецов;
- · помощь в оформлении классного кабинета, школы к праздникам.
Цель: воспитание навыков здорового образа жизни, интереса к спорту.
Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении.
Мероприятия:
- · цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);
- · Дни здоровья;
- · участие в легкоатлетических кроссах, спортивных играх, «Веселых стартах»; занятия в спортивных кружках;
- · ежедневная утренняя зарядка, динамическая пауза и физкультминутки;
- · игры на свежем воздухе;
- · весенние и осенние экскурсии в лес;
- · часы общения: «Мой режим дня», «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях», «Ребенок и улица», «Осторожно - гололед»;
- · классные часы: «Пожарная безопасность», «Азбука дорожных знаков» (с приглашением работников МЧС и работников ГИБДД);
- · спортивные праздники с участием родителей «Папа, мама, я - спортивная семья».
Цель: уважение к труду; творчество и созидание; трудолюбие
Задачи: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
Виды деятельности:
- · дежурство по классу:
- · уборка школьной территории;
- · озеленение школьного двора;
- · помощь в озеленении двора по месту жительства;
- · экскурсии на предприятия;
- · часы общения «Кем быть», «Профессия моих родителей».
Большое значение имеет трудовое воспитание. Дежурство в классе - не простая формальность, а очень ответственное и не простое дело, так как дежурные в течение всего дня должны следить за поддержанием чистоты и порядка в классе. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - является главным при построении работы в этом направлении.
Практическая деятельность.
- · тематические родительские собрания;
- · анкетирование;
- · организация и проведение совместных с детьми мероприятий;
- · индивидуальные консультации, беседы.
- · Помощь на пришкольном участке
Цель: помочь ребёнку познать природу мира, родная земля; экологическое сознание
- 1. Воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
- 2. открыть себя в этом мире и найти своё место в нём.
- 3. развитие логического мышления в процессе ознакомления с природой.
Мероприятия:
- · участие в акции «Кормушки», «Скворечник»
- · День птиц
- · День земли
- · Экскурсии на природу
- · Участие во всероссийских акциях «Под небом единым»
Практическая деятельность:
- · Уход за комнатными растениями
- · Озеленение двора
- · Экологический десант
Ожидаемые результаты.
Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. В связи с этим, должны решиться такие вопросы, как сплочение классного коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.
Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества :
У выпускника будут сформированы:
- · внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- · широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- · ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- · способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- · основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- · ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- · знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
- · развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- · установка на здоровый образ жизни;
- · основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
- · чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
- · принимать и сохранять учебную задачу;
- · учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- · учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- · оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- · адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- · различать способ и результат действия;
- · вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
- · Выпускник научится:
- · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- · сообщения в устной и письменной форме;
- · ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- · осуществлять синтез как составление целого из частей;
- · проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- · строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- · осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
- · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- · формулировать собственное мнение и позицию;
- · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- · строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- · задавать вопросы.
Направление |
Мероприятие |
Сентябрь |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
«Птицам нужна помощь» |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
1. «Путешествие в Мульти-Пультию» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Подготовка к празднику «День народного единства». |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. Трудовые десанты «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Операция «Чистюлька» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образа жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Кл.час «Встречают по одёжке, провожают по уму». |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. Игра «Тропинка безопасности» |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?» |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
2 класс «Учись дружить»
Сентябрь |
|
Направление |
Мероприятие |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Беседа «Я - гражданин России» Беседа «Знай свои права». |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
«Кто работы не боится, у того она и спорится» 1. Образ лицеистаи «Мои поручения в классе и дома» |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Участие в ярмарке «Дары осени 2014» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Беседа «Россия - родина моя». |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. Чтение и обсуждение произведений В. Осеевой и Л. Толстого о поступках детей. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. «Как лучше поступить?» (творческие игры) |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Экологические тропинки, мы усвоим без запинки» |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл. час «Символика родного края». |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Викторина «Путешествие в мир животных». |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. «О бабушках и дедушках» (устный журнал) |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл. час «Весенние обряды и обычаи». |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Беседа «Спешите делать добро». |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Ветеран живёт рядом. Изготовление открыток для ветеранов. |
Тематическое планирование воспитательной работы
3 класс «Азбука коллективной жизни»
Сентябрь |
||
Направление |
Мероприятие |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл.час «История символов государства, края, района». |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Кл.час-представление «Я и мои таланты». |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл.час «Я чувствую себя счастливым, когда…» |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Всероссийский урок в рамках Международного года света и светской технологии. |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл.час «День Конституции РФ». |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. «Мои поручения в классе и дома» |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Беседа «Рождественские встречи» |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. «Кто работы не боится, у того она и спорится» |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
1. Путешествие в страну неразгаданных тайн. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Беседа - диспут «За что уважают человека в семье и обществе». |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
|
Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, формировать нравственные качества личности младшего школьника
Задачи:
Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
Умение видеть красоту в простом и обыденном;
Умение дарить тепло и доброту;
Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
Развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;
Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:
а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы;
б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Использование данных технологий требует реализации педагогической модели:
"Знаю, но не все – хотел бы узнать – узнал"
Методы проведения:
Поисковые;
Дискуссионные;
Игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Ход работы:
Учитель:
Добрый день, ребята!
Добрый день, наши дорогие родители, гости!
Сегодня мы с вами поговорим об очень важном и вечном…
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Теплота и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)
Это все хорошее, доброе, красивое.
- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)
Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
Добрый человек любит природу и бережёт её.
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми
Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
Учитель: Ребята, а пословицы о доброте вы знаете?
Пословицы о доброте
В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение.
Добрый человек несет мир.
Сделаешь добро, добро найдешь.
Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем.
Добро и собака не забывает.
Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи
Доброта рождает доброту.
Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела
Худо жить без ласкового слова.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрые дела красят человека.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Молодцы! Как вы много знаете пословиц о доброте.
Учитель: Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нём человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Игра « Комплимент».
Сейчас мы с вами сыграем в простую игру. У меня в руках игрушка. Я передаю ее стоящему рядом. При этом я называю того по имени и говорю ему что – то приятное комплимент), следующий должен сделать тоже самое.
Учитель: Вот видите, как приятно, когда к вам обращаются по имени и говорят что - то приятное. Нужно всегда так поступать в жизни.
По дорогам сказок…
А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из « Цветик- семицветик» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
Чем же отличаются эти сказочные хорошему делу, мешают злому.
А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
Песня «Если добрый ты…»
Дети читают стихи .
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
Доброе утро! Солнце и птицы!
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский.
Ребята, а ведь и мы с вами были участниками многих полезных и интересных дел
Ведущий. Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.
Ты улыбкой, как солнышко брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
И ответную искру зажечь.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты?
Приживаются цветы
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама, мама, мама!
Учитель: Как хорошо, когда в доме, в школе на ваших лицах много доброты, но если существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Мне хочется предложить послушать
стихотворение Федора Абрамова «Щенок» .
Брошенный, он шел туда, где люди.
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему не кто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
И сейчас, за ломтик хлеба
Он отдал пол жизни
Жизнь - за руку, давшую его!
Вдруг вскочил….
И счастьем и морозом
Задохнулся, взвихривая с ног
То ему, ему призывно кто - то свистнул
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пёс бежит по снегу прямиком
И … летит, отброшенный тяжёлым,
Кованным кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли
(футболист, как видно, был мастак…)
Ты привыкни, маленький калека.
Первое знакомство с человеком
Часто совершается и так…
В разговоре этот самый парень
Как - то о знакомом он сказал:
«Разве человек он?
Пёс, собака! Я б его иначе не назвал…»
Как можно назвать поступок этого человека? (высказывания детей)
Какой это мальчик? (высказывание детей)
А что есть зло? (высказывание детей)
Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания, не одному животному существу на нашей земле, не людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод. Тех людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших.
Кто любит собак или прочих животных
Серьёзных котят
И щенков беззаботных.
Кто может любить козла и осла –
Тот людям вовеки
Не сделает зла
Учитель: Ребята, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым.
Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание детей)
А вежливые слова вы знаете?
Игра «Вежливые слова».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить….(спасибо)
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко…(здравствуйте) скажите.
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь,
Разомкнуть свои уста
И сказать…(пожалуйста)
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно.
Только не молчите,
Долго не тяните, а скажите…(извините)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
-И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Игра “Вежливо - невежливо”.
Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.
Поздороваться при встречи?
Толкнуть и не извиниться?
Помочь поднять упавшую вещь?
Не снять шапку, когда заходишь в школу?
Говорить “Спасибо” за подарок?
Громко разговаривать?
Поздороваться при встрече?
Перебивать во время разговора?
Обозвать обидным словом соседа?
Извиниться за вынужденное опоздание?
Уйти и не попрощаться?
Помогать родителям?
Не уступить место старшим в автобусе?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
На сцене появляются два ученика, читают как диалог
стихотворение Б.Заходера «Мы - друзья».
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Учитель: Вот какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами?
. Учитель: Но не всегда только слова должны быть добрыми.
Поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни мне, ни вашим родителям, ни друзьям. Неприятно смотреть, когда друзья ссорятся, когда человек хвалит себя, зазнается.
Стихотворение «Два друга» (читают заранее подготовленные дети)
Побил меня Гуляев Коля:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери.
Ничком свалился на кровать.
А я когда-то в дружбу верил!
Но больше дружбы не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом - ты, матросом - я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек…
Ах, Колька. Колька, что ж ты это?
Такую дружбу не сберег?
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька - так не смело
Вошел с поникшей головой:
Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: - Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!
Ребята, а что такое дружба? (высказывание детей)
Что такое дружба?
Это совесть чистая
И душа открытая
Так считают исстари.
Что такое дружба?
Дружба – это равенство
А дружить без равенства
Никому не нравится.
Что такое дружба?
Если станет туго
То во всём, как на себя,
Положись на друга.
Что такое дружба?
Крепкая опора
Вместе верные друзья
Могут сдвинуть горы.
Что такое дружба?
Это счастье дети
Это небо чистое
Мир на всей планете!
Учитель: Ребята, посмотрите ведь добро и зло они всегда рядом. Но добро всегда побеждает зло, а сейчас мы послушаем
стихотворение «Давайте будем дружить»
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться
Чтоб нас любили
И зверь и птица
И доверяли, повсюду нам
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем, беречь планету,
Во всей вселенной
Похожей нету.
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Если учишься на «5»
Дисциплина – тоже.
То могу тебе сказать:
Лучше быть не может!
Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха,
То сказать тебе могу:
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил, -
Каждый скажет это!
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет.
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты как дикий зверь.
Сразу лезешь драться.
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в 40 раз
Ты собаки хуже!
Уважай людей вокруг:
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим!
Если ты среди ребят,
Одинок, как в море,
Только ты и виноват
В этом горьком горе.
А мы сейчас с вами послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят.
Частушки:
Про дела свои ребячьи
Пропоём мы вам в стихах
Все расскажем без утайки,
Все воскликните вы: « Ах!»
За меня ребята бьются,
Как драчливы петухи.
Написали бы мне лучше
Задушевные стихи.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
Извините тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут.
Я девчонка боевая
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить
Только «Здравствуй» и «Спасибо»
Не умеет говорить.
Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать!
Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
Ох, частушки хороши,
Их поём от всей души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте.
От души мы вам пропели
Школьные частушки.
Мы нисколько не устали –
Жалко ваши ушки
Ну, так что есть среди вас такие ребята?
«Спешите делать добро!»
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека…
Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.
Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:
«ТВОРИ ДОБРО».
А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Евгения Горбатенко
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальной школы на тему «Добро и зло»
Цель: формирование у обучающихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».
Задачи:
– воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
– формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
– совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Форма проведения внеклассного мероприятия: игровая.
Методы работы: словесный, беседа, дискуссия, устные упражнения, метод иллюстраций, эвристический метод.
Формируемые УУД:
личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других; осознание «добра» как одной из главных ценностей в жизни человека.
Метапредметные :
познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи;
регулятивные: удерживание задачи; умение адекватно оценивать себя и других;
коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.
Оборудование: проектор, карточки с половицами, карточки – смайлы для рефлексии; таблица «Добро и зло».
Материал для практической части: цветная бумага, гофрированная бумага, диски, линейка, простой карандаш, фломастеры, клей «Титан», ПВА.
Ход мероприя
1. Организационный мом ент
Приветствие учащихся. Проверка готовности материала для практической части урока.
2. Актуализация знаний (информационно-коммуникативные технол оги и)
Учитель: на слайде находятся загадки. Давайте вместе их прочитаем и попробуем отгадать.
Какое слово согревает в самый лютый мороз? (доброе).
Не нужно хвалиться серебром, а чем нужно хвалиться… (добром).
Когда жалеешь добра, что нужно делать? (добро).
Какие слова дороже богатств? (добрые).
Какое дело скрытности не любит? (доброе).
Жизнь дана на какие дела? (добрые).
Учитель: как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить? (о добре). А как называют противоположность добра? (зло). Верно, сегодня мы будем беседовать о добре и зле.
3. Подготовка к изучению нового материала (информационно-коммуникативные технологии)
Учитель: добро и зло! Это важные слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди думают очень давно. Всегда считалось, что надо различать добро и зло. Зло всегда мешать добру. Понятны ли вам слова добро и зло?
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)
Добрые – это люди, которые всем помогают. Видите, как мы все по-разному думаем.
Так что же такое добро? Добро – это положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
А что такое зло? (ответы детей). Зло это– плохое, вредное, противоположное добру.
Почему же добро всегда побеждает над злом?
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать. У зла мало друзей! Добро всегда побеждает зло.
4. Работа в микрогруппах (технология использования игровых методов, обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии)
Учитель: у разных народов существует много пословиц, поговорок и афоризмов о вечном противостоянии добра и зла. Вы все разделены на микрогруппы. Каждой микрогруппе достанется своя пословица, смысл которой вам нужно будет обсудить друг с другом и рассказать его другим ребятам. Но для начала я вам зачитаю небольшую памятку, как работать в микрогруппе:
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Девиз сегодняшнего урока:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Учитель: как только ваша группа будет готова ответить, вы должны поднять руки, взявшись друг за друга. Итак, приступаем к работе (раздаются карточки с пословицами). (Прием установление причин и выяснение взаимосвязей)
Кто за худым пойдет, тот добра не найдет.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Час в добре побудешь - все горе позабудешь.
Добро помни, а зло забывай.
Доброго держись, а от худого удались.
Никакое худо до добра не доводит.
5. Игра «Добрый, злой» (информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология использования игровых методов)
Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно встаёте и хлопаете в ладоши, если злой - садитесь и закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики.
Учитель: А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей).
6. Работа в микрогруппах (обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии)
Распределите слова в таблицу. В первый столбик поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую - к понятию «зло"». (Прием установления причин и выяснение взаимосвязей; прием классификации)
Слова: обман, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие, хвастливость, жестокость, скромность, трусость, зависть, жадность, честность, болтливость, правдивость, хитрость. Также приведите свои примеры. По готовности поднимите руки.
Практическая раб ота
Учитель: представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Ведь доброта очень нужна вам и близким вам людям, друзьям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Поэтому мы сейчас будем создавать именно такое солнышко. Для этого нам понадобится: цветная бумага, гофрированная бумага, диски, линейка, простой карандаш, фломастеры, клей «Титан», ПВА.
Правила безопасности:
1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками.
2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.
3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.
4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.
5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.
6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.
Пошаговое выполнение:
– с помощью линейки делаем разметку на цветной бумаге. Нужно 20 полосок, по 5 разных цветов. Кладем её горизонтально. Ширина полоски 1см;
– разрезаем по линии разметки на полоски;
– смазываем край диска клеем и приклеиваем полоски по кругу;
– складываем полоски пополам и снова приклеиваем к диску. Сверху на полоски клеим второй диск;
– на жёлтой бумаге рисуем круг, используя диск; вырезаем его;
– рисуем лицо нашему солнышку и приклеиваем на диск.
Учитель: посмотрите, какие великолепные солнышки добра у нас получились. Каждый из вас может подарить его своему другу, родным, близким. Таким образом, вы поделитесь частичкой добра. А можете оставить солнце себе и хранить эту поделку, как напоминание о доброте.
5. Итог урока. Рефлексия (Прием обобщения)
Давайте вспомним, что же такое добро? Что вы узнали нового на нашем мероприятии? У каждого из вас на столах лежат карточки – смайлы. Вы должны поднять один из них. Каждый цвет обозначает ваше состояние: желтый, как наше солнце – все понравилось; зеленый – было интересно, но что тоне понравилось; красный – час общения совсем не понравился.
Вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро - это здорово!
Спасибо за активную работу.
План мероприятий
по духовно - нравственному развитию и воспитанию для учащихся
4 класса «В» учителя МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Шатиловой Т.М.
Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. (Доктор педагогических наук В.М. Меньшиков).
Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности такие как:
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Мероприятие | Дата |
|
сентябрь | ||
Беседа с учащимися о культуре поведения. Беседа о правилах дорожного движения «Правила пешеходов». Проведение мероприятия «ГТО». | ||
Игра «Здоровый образ жизни» Беседы с родителями о воспитании детей. Участие в Дне садовода. Беседа «Режим дня». | ||
Родительское собрание на тему «Цели и задачи на новый учебный год». | ||
Выборы актива класса и старосты. Распределение по звёздочкам. Утверждение поручений. Кл. час «Что такое доброта? Мои одноклассники». | ||
Подготовка материалов для уголка безопасности (о соблюдении ПДД, действия в ЧС, о правилах поведения в общественных местах). | ||
Участие в городском конкурсе «Правила дорожного движения - наши лучшие друзья». Кл. час «Берегите природу». Занятия по мичуринсковедению. | ||
октябрь | ||
Кл. час «Режим дня - основа здоровья школьников». Занятия по мичуринсковедению. Сбор природного материала. Экскурсия в парк. Беседа «Удивительный мир природы». Игры на свежем воздухе. | ||
Организация спортивных мероприятий на свежем воздухе. Участие в конкурсе букетов ко Дню пожилого человека. | ||
Кл. час «Мичуринск - мой родной и любимый город» Беседа «Мои друзья». | ||
Запись в кружки «Юные дизайнеры», по информатике, в спортивную секцию. Подготовка материалов для классного уголка «Солнечный городок 4 класса «В». Игра «Солнечная республика». Распределение в группы по интересам. | ||
Подготовка материалов для мероприятия, посвящённого Дню матери «Осенние сюрпризы». Участие в конкурсе рисунков «Правила пожарной безопасности». | ||
Беседа с учащимися по профилактике правонарушений. Беседы о правилах гигиены. Участие в конкурсе аппликаций «Закружилась листва золотая». Праздник «Рыжая осень». | ||
ноябрь | ||
Кл. час «Имя, которое дорого каждому из нас. «И.В.Мичурин - великий учёный». | ||
Конкурс рисунков «Маршрут от дома до школы». | ||
Подготовка материалов для уголка «Мичуринск - наукоград - мой любимый город» Участие в Дне самоуправления. | ||
Организация детской дискотеки. Проведение мероприятия «Экологический калейдоскоп». | ||
Родительское собрание №2 «Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению. Ведем детей по ступенькам нравственности». | ||
декабрь | ||
Беседы: «Деловой этикет»; «Условия успешной коммуникации»; «Мир, в котором я живу». | ||
Кл. час «Готовимся к мероприятию «Звёздный час по русскому языку». | ||
Кл. час «Чему учат мультгерои?» Информационный час «Возможности интернета». Детские порталы. Занятия по мичуринсковедению. | ||
Кл. час «Об обидах и причинах обид». Анкетирование учащихся. | ||
Путешествие в страну английского языка. Работа в электронном дневнике. Выставка рисунков детей в группе «Юные дизайнеры». | ||
январь | ||
Игры: "Все мы родом из детства"; "Нравственность как основа воспитания"; Кл. час «Поговорим о том, как мы выглядим». | ||
Родительское собрание №3 «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». | ||
Внеклассное мероприятие «В гостях у доктора Здоровье». | ||
Беседы: Давайте жить дружно"; "Воспитание самого себя"; Кл. час «Друзья птиц» (изготовление кормушек). | ||
Поездка в театр. Беседа «Интересные знакомства в дни каникул». | ||
февраль | ||
Уроки мужества (Экскурсии по школьному залу боевой славы). Кл. час «Наши защитники Отечества». Конкурс рисунков «Мой папа, дедушка, дядя». | ||
Беседы: «Путь к успеху»; «Умение жить среди людей». | ||
Участие в конкурсе чтецов. Информационный час «Что можно прочитать в детских журналах?» | ||
Математический КВН. Викторина «Интеллектуальный лабиринт». | ||
Разведка по охране природы «Помощь братьям меньшим». | ||
март | ||
Беседа «Быть уверенным - это здорово!» Выставка рисунков («Папины увлечения»). | ||
Брейн - ринг «Наши любимые сказки». Внеклассное мероприятие во время каникул «Там, на неведомых дорожках». | ||
Участие во Всероссийских конкурсах «КИТ», «Инфознайка». | ||
Тематический час «Страна, в которой я живу (традиции, обряды, обычаи). | ||
Беседа «Что значит быть ответственным?» Кл. час «Наши мамы». Конкурс рисунков, посвящённый 8 марта. | ||
апрель | ||
Лекторий «Из жизни замечательных людей». Интеллектуальная игра «Космические просторы». | ||
Родительское собрание № 4 «О родных и близких любовью. Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей. Как уберечь ребёнка от насилия». | ||
Подготовка и участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок». | ||
Кл. час «Первая помощь при несчастных случаях». | ||
Мероприятие «Город правовых знаний». | ||
май | ||
Проведение анкетирования. Методика "Что такое хорошо, что такое плохо" Роль родителей и семейного воспитания для становления нравственно-полового поведения. | ||
Акция «Творишь добро и милосердие». Заочные встречи с интересными людьми. Рассказ о людях, работающих на железной дороге и других предприятиях (подарки малоимущим и пожилым людям). | ||
Кл. час «Санитарно - гигиеническая культура» (совместно с медработником). | ||
Беседа «Ядовитые растения и грибы». Беседа о правилах поведения во время летних каникул. | ||
Игра «Давайте дружить». Участие в неделе талантов. |
Источники информации:
Лихачев Б.Т. «Философия воспитания»
Меньшиков В.М. «Проблемы православной педагогики» (VII международные Рождественские чтения)