Консультация (старшая группа) на тему: Что такое ЗОЖ. Формирование здорового образа жизни в детском саду

1. Дать дошкольникам полный объём знаний по данной теме, определённый образовательной программой.

2. Регулярно проводить в детском саду:

  • Дни здоровья - 1 раз в квартал;
  • физкультурные развлечения - 1-2 раза в месяц;
  • физкультурные праздники - 1-2 раза в год;
  • физкультурно-оздоровительную работу ежедневно.

3. Серии занятий по следующей тематике:

  • «Каков ты, человек?»
  • «Здоровым быть - себя любить».
  • «Мы со спортом крепко дружим».
  • «С огнём не шути!»
  • «Внимание, дорога!»
  • «Вода и беда».
  • «Как не потеряться».
  • «Чужие люди».
  • «Травмы и отравления».
  • «Гроза и стихийные бедствия» и т.д.

4. Чтение произведений художественной литературы.

5. Проведение развлечений:

  • «Путешествие в страну Неболейка».
  • «К друзьям в Простоквашино».
  • «Приключения в шоколадной стране».

6. Просмотр игр-инсценировок:

  • «Спор овощей».
  • «Про девочку, которая плохо ела».
  • «В здоровом теле - здоровый дух».
  • «Про мальчика, который любил есть много сладкого».
  • «Как медведь трубку нашёл» и др.

7. Познакомить детей с азбукой здоровья.

8. Проводить:

  • занятия-путешествия;
  • занятия-праздники;
  • занятия-сказки.

9. Изучить с детьми пословицы и поговорки о здоровье.

10. Провести совместное развлечение старшей группы и I класса с целью выявления знаний по данной теме.

11. Игры, беседы на закрепление знаний о поведении ребёнка в конкретной ситуации:

  • «Ну, простуда, берегись!»
  • «Дождь на благо и во вред».
  • «Я и чужие люди».
  • «Техника безопасности при пользовании ножом».
  • «Роль витаминов».
  • «Когда я один дома» и др.

Мероприятия с родителями воспитанников

1. Довести до сведения родителей требования образовательной программы по формированию привычек здорового образа жизни у детей.

2. Ознакомить родителей с содержанием плана мероприятий по ЗОЖ.

3. Провести родительское собрание в форме дискуссии «Что такое здоровый образ жизни?» и дать более точное определение данному понятию.

4. Организовать и оформить тематическую выставку «Физкультурное оборудование в квартире», используя рисунки, чертежи, эскизы, фотографии.

5. Организовать мини-вернисаж совместных работ родителей и детей «А без папы и без мамы - это что за выходной?», «Моя семья, спорт и я».

6. Провести беседу с родителями, дети которых имеют лишний вес.

7. Провести консультации:

«Как научить ребёнка аккуратно и спокойно кушать».

  • «Профилактика гриппа».
  • «Проведение физкультминутки дома».
  • «Как правильно учить ребёнка чистить зубы».
  • «Что такое активный отдых» и др.
  • «Организация питания вечером и в выходные дни».
  • «Упражнения для профилактики заболеваний глаз».
  • «Упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей».
  • «Что делать, чтобы у ребёнка были здоровые зубы?»
  • «Упражнения для развития мелкой моторики рук».
  • «Упражнения для профилактики плоскостопия».
  • «Как предупредить развитие хронического тонзиллита».
  • «Просмотр детьми телевизионных передач».

9. Подготовить материалы:

  • «Ребёнок просто так не плачет».
  • «Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении».
  • «Никогда не бейте ребёнка».
  • «Человек и его здоровье».
  • «Этот всесильный лимон».
  • «Чеснок делает нас стройнее».
  • «Пища и здоровье».
  • «Любопытные факты об овощах и фруктах».
  • «О чём надо помнить, отправляясь в лес».
  • «Закаливание организма ребёнка».

10. Предложить родителям:

  • тесты «Растения в жизни человека», «Твоё здоровье»;
  • анкету «Часто ли болеет ваш ребёнок?».

11. Приглашать родителей к участию в организации и проведении мероприятий с детьми (экскурсий, походов, развлечений, Дней здоровья, Дней открытых дверей).

13. Провести родительские собрания:

  • «Ленивый не станет умным, сильным и богатым».
  • «Дети и родители в зеркале отношений».
  • «Один дома».

Мероприятия с воспитателями

1. Тест для воспитателей «Моё отношение к физическому воспитанию».

2. Дискуссия «Новые подходы к формированию навыков здорового образа жизни».

3. Тематический контроль:

  • «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей».
  • «Двигательная активность в распорядке дня».
  • «Проведение разных видов закаливания, их рациональное применение и сочетание с другими видами деятельности».

4. Анализ календарного плана с целью совершенствования работы по данной теме.

5. Оперативный контроль:

  • Организация питания.
  • Выполнение режима дня.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.

6. Вопросы для обсуждения на педагогическом совете:

  • «Как достичь успехов в укреплении здоровья ребёнка?»
  • «Какого ребёнка можно считать здоровым?».

Общие мероприятия

1. Ознакомить всех работников яслей-сада с требованиями образовательных программ по формированию здорового образа жизни.

2. Воспитателям и помощникам воспитателей досконально изучить задачи по формированию здорового образа жизни в своей возрастной группе.

3. В методическом кабинете сделать подборку литературы по теме «Здоровье и здоровый образ жизни».

4. Провести общее собрание коллектива работников яслей-сада и родителей «Комплексный подход к формированию здорового образа жизни».

5. Оформить стенд с фотографиями детей «Здоровым быть - себя любить».

6. Оформить санитарно-просветительный бюллетень «Береги своё здоровье».

7. Организовать совместные походы «Лес полон чудес» (по сезонам).

8. Пригласить для выступления перед родителями и работниками дошкольного учреждения врача-педиатра.

Можно загрузить ребёнка большим объёмом информации, но не получить желаемого результата. Наша задача - приучать дошкольника соблюдать правила личной гигиены, следить за собой, своими поступками, эмоциями, создавать устойчивый стереотип правильного поведения. Поэтому обязанность взрослых как в дошкольных учреждениях, так и дома - подкреплять предъявляемые к детям требования личным поведением, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребёнку.

Если раньше трудно было организовать на что-то наших родителей, то сейчас они охотно принимают участие во всех мероприятиях. Многие понимают, что вместе мы принесём ребёнку большую пользу, дадим уверенность в том, что его любят и о нём заботятся, его поддерживают и с ним считаются.

И пусть не каждая семья создаст желаемую атмосферу в доме, пусть лишь некоторые задумаются о значимости проводимой нами работы - это успех. Главное, чтобы в душу ребёнка проникли лучики доброты, отзывчивости, сострадания, умения ценить своё здоровье и здоровье окружающих.

В дошкольном возрасте является одним из главных компонентов нормального функционирования детского организма. Соблюдение правил и предписаний по сохранению здоровья также оказывает свое влияние на психическое состояние и развитие ребенка.

Внедрение ЗОЖ - основная задача всех членов образовательного процесса. Однако, мало кто знает, как правильно привить детям положительное отношение к процедурам по сохранению и укреплению здоровья. Давайте разберемся вместе.

Оздоровительная среда в ДОУ

Условия жизни в современном обществе предъявляют к состоянию здоровья детей дошкольного возраста повышенные требования, которые, к сожалению, не все дети могут соблюдать. Повышенная рождаемость детей с психофизическими отклонениями является еще одной причиной внедрения ЗОЖ среди масс населения.

Детский сад - это то место, где ребенок, начиная с 3-х лет, проводит большую часть своего времени. Именно поэтому нужно уделять крайне повышенное внимание приобщению детей к ЗОЖ в детском саду. Для этого здесь должна быть создана, в первую очередь, соответствующая оздоровительная среда. В нее входят:

  • хорошо оборудованный спортивный зал;
  • музыкальный зал;
  • душевые для закаливания;
  • физиотерапевтический кабинет;
  • наличие в групповых комнатах спортивной зоны;
  • приспособленный для подвижных игр садовый участок;
  • пищевой блок, отвечающий всем санитарно-гигиеническим нормам.

Приемы по развитию ЗОЖ в детском саду

  • Воздушные ванны. Основной режимный момент в ДОУ - это прогулка на свежем воздухе. Это самый распространенный способ укрепления здоровья детей. Прогулку можно совмещать с подвижными играми, гимнастикой и даже закаливанием.
  • Рациональное питание. Пища детей должна содержать витамины и минералы, необходимые для нормального роста и развития детей. Питание также должно быть сбалансированным, т.е. содержать в себе и белки, и жиры, и углеводы. Также немаловажную роль играет время приема пищи, которое должно быть равномерным и одинаковым каждый день.
  • Личная гигиена. Детей необходимо приучать выполнять все гигиенические приемы даже без напоминаний родителей.
  • Закаливание. Необходимо правильно и плавно начинать закаливать детей не только водными процедурами, но и воздушными.
  • Режим дня. Этот способ хорошо дисциплинирует детей, и их жизнь приобретает определенный ритм. В правильно организованном режиме оптимально сочетаются все виды деятельности детей.

Планы-проекты по реализации ЗОЖ

Для организованной систематической работы по привитию детям ЗОЖ воспитателями разработаны всевозможные занятия. Эти занятия предусмотрены календарно-тематическими и перспективными планами, которые утверждает заведующий учреждением. Все эти конспекты занятий собираются в объемные проекты по ЗОЖ в детском саду, которые могут реализовываться от недели до месяца. Названия у этих проектов могут быть самыми разнообразными. Например: "Скажем здоровью - ДА!", "Неделька здоровья", "Мы со спортом дружим", "Целебная водица", "Где прячется здоровье", "Спортландия", "Будь здоров!" и прочие. Несмотря на разнообразие названий все проекты по ЗОЖ в детском саду направлены на формирование у детей всех возрастов правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждение появления вредных и привитие полезных привычек, расширение знаний о здоровом образе жизни.

Формы реализации программы по ЗОЖ

Наиболее распространенной формой реализации образовательной программы по ЗОЖ в детском саду являются занятия. С их помощью детям доносят информацию о здоровом образе жизни и способах его ведения. Несомненно, прививать правила личной гигиены и формировать правильное представление о здоровье нужно начиная с самых ранних лет. Однако, наиболее информативны занятия по ЗОЖ в средней группе детского сада. Это именно тот возраст, когда дети еще очень много не знают, но базовые навыки сохранения здоровья у них есть. Далее эти знания необходимо актуализировать и дополнять по мере развития и взросления детей.

В детском саду занятия по ЗОЖ имеют четкую структуру и последовательность этапов. Кроме того, в процессе занятия должны реализовываться определенные цели и задачи, в данном случае по развитию ЗОЖ у детей.

Оздоровительные кружки в детском саду

Для родителей, которые считают что в процессе образовательной программы их дети получают недостаточное оздоровление в детских садах, создаются дополнительные физкультурные, гимнастические или оздоровительные кружки. Основным направлением спортивных кружков является формирование у детей положительного отношения к спорту, физическим нагрузкам. Занятия в таких кружках способствуют развитию физических способностей, настойчивости и уверенности в своих силах. Оздоровительные же кружки направлены на восстановление сил или же устранение каких-либо физических недугов, т.е. имеют своего рода коррекционную направленность.

ЗОЖ в игре

Игра - это наиболее приемлемый способ обучения детей в дошкольном возрасте, поскольку она является их ведущей деятельностью. Каждая ЗОЖ-игра в детском саду имеет определенную направленность. Невозможно с помощью одного занятия развить у ребенка все компоненты физического здоровья. Поэтому, зачастую, используют минимум 2-3 игры, которые должны быть направлены на формирование разных составляющих здорового образа жизни. Например:

  1. Игра "Опасно-безопасно"

Цель игры: научить детей различать опасные и безопасные действия и зоны.

Ход игры: игровое поле делится на две зоны - красная и желтая, что соответствует опасной и безопасной зоне. Дети свободно гуляют по игровому полю, пока воспитатель не назовет какое-либо действие, которое детям необходимо мысленно отнести к опасному или безопасному, и перейти в определенную по цвету зону на поле. Примеры действий:

  • мальчик играет на проезжей части;
  • девочка перебегает дорогу прямо перед машиной;
  • дети играют в песочнице;
  • мальчик воспользовался чужой расческой;
  • девочка воспользовалась чужим носовым платком;
  • дети ушли с детской площадки без спросу и т.д.

2. Игра "Личная гигиена"

Цель игры: воспитать у детей правильные привычки, закрепить знания о личной гигиене.

Ход игры: дети становятся по кругу, в центре - водящий, который исполняет роль стрелки. Водящий крутится вокруг своей оси пока воспитатель не скажет "Стоп!". Тот, на кого укажет "стрелка" должен ответить без слов, пантомимой на вопрос воспитателя. Примеры вопросов:

  • что ты делаешь после пробуждения утром;
  • как нужно умываться;
  • как правильно чистить зубы;
  • как нужно причесываться;
  • как ты делаешь утреннюю гимнастику и т.п.

Для детей старшего возраста задачу нужно усложнить: дети не отвечают на вопрос воспитателя, а сами показывают эти режимные моменты, а остальные должны угадать какую процедуру показывает ребенок.

3. Игра "Витаминка"

Цель игры: познакомить детей с витаминами и расширить запас знаний о том, где находятся витамины.

Ход игры: дети делятся на две команды. Игрок из первой команды показывает картинку с изображением витамина, дети из другой команды в ответ показывают картинки овощей и фруктов, где содержится витамин. Далее игрок из второй команды показывает овощ или фрукт, а игроки из первой команды показывают, какие витамины содержатся в этом продукте.

Консультирование родителей по проблеме ЗОЖ

Несмотря на то, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду, многие режимные моменты, которые необходимо соблюдать и что являются основой здорового образа жизни, дети выполняют дома. Соответственно, необходимо просвещать родителей дошкольников для создания преемственности семьи и детского сада в решении вопросов привития ЗОЖ детям.

Консультации по ЗОЖ в детском саду в основном проводятся на родительских собраниях, которые могут быть плановыми или внеплановыми, приуроченными к определенной теме. Тематика консультаций должна быть различной и охватывать насущные проблемы. При реализации планов-проектов по ЗОЖ, описанных выше, консультации обычно предусмотрены прямо в плане, не менее 2-3 раз за весь проект.

Информация для родителей

Не все родители имеют возможность посещать родительские собрания, особенно когда они внеплановые. Для таких ситуаций предусмотрены памятки по ЗОЖ в детском саду. Они располагаются в основном в прихожих групп. Памятки подготавливает воспитатель. Их внешний вид может быть абсолютно разным, однако наиболее распространенными являются папки-передвижки. Главное условие таких памяток красочность и информативность, чтобы, во-первых, привлечь внимание родителей, во-вторых, дать наиболее полную информацию по вопросу ЗОЖ, которую родители смогут применить и в домашних условиях.

Также пользуются популярностью памятки-листовки, которые также подготавливает воспитатель и раздает родителям. В данном случае родители имеют возможность прочесть информацию дома, в более уютной обстановке.

  • Родителям необходимо всегда помнить, что их дети - это их отражение. То, как родители относятся к своему здоровью и соблюдают ли они здоровый образ жизни, отражается и на детях. Нельзя требовать соблюдения правил ЗОЖ от детей, если родители не выполняют их сами.
  • Проводите больше времени со своими детьми. Активный отдых всей семьей - это лучший способ проведения досуга.
  • Учитесь бороться со своим стрессом. Психическая уравновешенность - важный компонент ЗОЖ. Не нужно переносить свои проблемы на детей. Нужно, наоборот, показать им как справляться с этим.
  • Не разрешайте детям долго смотреть телевизор. Гигиена зрения также относится к ЗОЖ и ее необходимо соблюдать.
  • Отдайте вашего ребенка в секцию. Это поможет им выплеснуть гнев и излишнюю энергию, укрепить здоровье и развить волевую регуляцию.

Консультация для родителей ДОУ. Здоровый образ жизни в семье

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

**Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

**Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

**Существует правило:

"Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
- Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
- Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
- В-третьих, культура питания.
Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.


- Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
- Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
- Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
- Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

В-четвертых, это гимнастика, физзанятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику


Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
**В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
**Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
**Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
**Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.
**Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.
**Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
**Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов взанятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
**Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
**Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность.
** Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.
** Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет.


** Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.


Такие занятия приносят положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.

Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
** Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
**Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

Статистические данные различных исследований говорят о том, что в последние годы число полностью здоровых дошкольников сократилось практически в 5 раз и составляет около 15% от общего количества детей, поступающих в общеобразовательную школу. Из этого можно сделать однозначный вывод - формированию навыков здорового образа жизни дошкольников следует уделять особенное внимание, внедряя в этот процесс все формы работ по оздоровлению детей как в ДОУ, так и дома.

Cохранение здоровья детей является одной из наиболее важных и весомых стратегических задач развития государства в целом. Государственные мужи прекрасно понимают, что долголетие нации напрямую зависит от того, насколько правильно и ответственно человек будет относиться к здоровью собственного организма, начиная с раннего возраста. При этом упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением программ, направленных на воспитание детей младшего возраста является именно поднятие уровня здоровья дошкольников, а также развитие у них желания вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Статистические данные различных исследований говорят о том, что в последние годы число полностью здоровых дошкольников сократилось практически в 5 раз и составляет около 15% от общего количества детей, поступающих в общеобразовательную школу. Из этого можно сделать однозначный вывод - формированию навыков здорового образа жизни дошкольников следует уделять особенное внимание, внедряя в этот процесс все формы работ по оздоровлению детей как в ДОУ, так и дома.

Какие факторы влияют на здоровье детей?

Здоровый образ жизни определяется сразу несколькими факторами, на каждом из которых хотелось бы заострить ваше пристальное внимание.


1. Рациональное питание

Принято выделять несколько моментов, которые должны учитываться, как родителями, так и работниками дошкольных заведений при формировании здорового образа жизни ребенка . И, прежде всего, это ежедневный рацион ребенка, который должен быть полноценным и разнообразным, а именно - включать в себя в необходимом количестве основные микроэлементы и полезные вещества, поскольку специалисты утверждают, что однообразное питание является вредным для здоровья человека.

Это связано с тем, что при однообразном питании ребенок не получает огромное количество жизненно необходимых ингредиентов, обеспечивающих его полноценное развитие. В результате чего, у дошкольника могут появиться различные расстройства, той или иной степени тяжести. Правильное рациональное питание имеет большое значение именно в детском и подростковом возрасте, когда как организм подрастает и развивается, а недостаток важных веществ может привести к дисбалансам в его развитии.

Помимо этого, следует обратить внимание на количество употребляемой пищи. Регулярное недоедание и переедание в процессе развития ребенка неизбежно приведет к ухудшению его самочувствия, а также к уменьшению продолжительности его жизни. В частности, недоедание приводит к недостатку питательных веществ, а переедание - это прямой путь к ожирению. Это заболевание, в первую очередь, нарушает работу сердечнососудистой системы, функций органов дыхания. Кроме того, достаточно часто при ожирении встречаются поражение печени и нарушение метаболизма, которые, в последствии, могут негативное повлиять на опорно-двигательный аппарат.

Меню детского сада учитывает все эти особенности питания детей, поскольку над его разработкой работали специалисты Института питания РАМН при участии ведущих диетологов страны, а соответствие объемов питания и качество продуктов контролируется сотрудниками СЭС и специальной комиссией, которая время от времени проверяет блюда, подаваемые детям. В домашних условиях родителям также следует придерживаться правил здорового питания и никогда не забывать, что во время еды противопоказано просмотр телевизионных передач, работа за компьютером, чтение и прочие действия, которые могут отвлекать ребенка от употребления пищи.

2. Физическое развитие

Наверняка, каждый знает о том, что даже абсолютно здоровый человек в самом расцвете сил, в жизни которого отсутствуют физические нагрузки (то есть, если он не занимается спортом или не делает зарядку), при самых незначительных физических работах значительно учащается сердцебиение и дыхание. Кроме того, доктора утверждают, что у таких людей чаще встречаются всевозможные заболевания и их самочувствие, в целом, неудовлетворительное. А все потому, что работоспособность сердца напрямую зависит от развития всей мускулатуры человека. Именно поэтому систематические физические нагрузки в детском саду позволяют укрепить опорно-двигательную, дыхательную и сердечнососудистую систему ребенка с раннего возраста. Также, физическая активность оказывает благоприятное влияние на нервную систему дошкольника.

Важно понимать, что ежедневные физкульт-минутки должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека, старающегося поддерживать свое здоровье в порядке. Еще лучше, если это войдет в привычку, как умывание и чистка зубов по утрам. Ну, а регулярные тренировки и посещение всевозможных секций могут стать залогом крепкого здоровья для каждого из нас. Сумев привить ребенку в раннем возрасте понимание того, что физические нагрузки обязательны для его здоровья, Вы можете быть уверены, что эта привычка сохранится и в будущем.


3. Сон и отдых

Для нормального функционирования нервной системы, впрочем, как и всего организма, огромное значение имеет своевременный отдых, а также полноценный сон. Еще академик Павлов указал, что сон защищает нервную систему человека от излишнего напряжения и переутомления. Поэтому стоит заботиться о том, чтобы сон детей дошкольного возраста был регулярным и глубоким. В частности, для детей младшего возраста очень важен тихий час, который в детском саду длится не менее 2-2,5 часов. И родителям необходимо придерживаться этого правила и дома, независимо от того, охотно ребенок ложиться отдыхать или нет.

Основные мероприятия для формирования ЗОЖ в детском саду

По мнению специалистов в дошкольных учреждениях основополагающими направлениями для формирования здорового образа жизни детей являются:

  • определение значения здоровья и здорового образа жизни человека;
  • стандартизация учебных нагрузок;
  • повышение уровня квалификации сотрудников дошкольной образовательной организации;
  • построение и введение инновационных мероприятий, направленных на охрану здоровья и укрепление здорового образа жизни детей ;
  • формирование адаптационной образовательной среды для дошкольников, которые имеют ограниченные физические возможности или затруднения в развитии;
  • формирование системы совокупной деятельности дошкольного учреждения и родителей для создания культуры здорового образа жизни не только дошкольников и их родителей, но и педагогов.

Подведем итоги

Из всего сказанного выше можно понять: формирование здорового образа жизни ребенка следует начинать именно с раннего возраста, а не откладывать это на потом, когда уже начнут проявляться основательные трудности со здоровьем организма из-за игнорирования элементарных правил. Умеренное рациональное питание, систематичные физические нагрузки, соблюдение режима дня и отдыха, позволят вам и вашему ребенку радоваться активной здоровой жизнью до самой старости.

Лукичева Наталия Владимировна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад №43
компенсирующего вида
Выборгского района Санкт-Петербурга

«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,
сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».

В.А. Сухомлинский

Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.
Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:

  • совместные занятия физкультурой, прогулки;

Следует особенно выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества ДОУ с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет не только снять конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о здоровом образе жизни, организовать совместные физкультурные занятия, спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду и в семье, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях «ДОУ - семья, семья - ДОУ».
Таким образом, формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании такого средства, как физическая культура, в которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни. Осуществить преемственность можно путем специальной организации процесса формирования здорового образа жизни. В этом случае целью является обеспечение преемственности формирования здорового образа жизни в системе «ДОУ - семья, семья - ДОУ».
Цель - создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Для решения вопросов сохранения здоровья детей и семьи, а также формирования у них навыков и привычек здорового образа жизни, определились ряд задач.
Задачи:

  • Проанализировать проблему формирования представлений о здоровом образе жизни в ДОУ и в семье. На основе анализа определить сущность представлений о здоровом образе жизни.
  • Формировать основы здоровьесберегающей компетентности у детей в соответствии с требованиями ФГТ.
  • Систематизировать разностороннее педагогическое просвещение родителей о значимости здорового образа жизни и о значении физической деятельности в ДОУ и семьях;
  • Введение новых форм работы с семьёй с целью повышения уровня мотивации детей и родителей на здоровый образ жизни;
  • Повышение правовой и педагогической культуры родителей и педагогов для усиления их ответственного и сознательного отношения к воспитанию здорового образа жизни детей;
  • Разработать диагностическую методику для определения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

  • привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
  • основы культурно-гигиенических навыков;
  • элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
  • понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
  • умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады в нашей стране. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться:

  • определять свое состояние и ощущения;
  • понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
  • выполнять гигиенические требования к телу, одежде;
  • использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.
Система физкультурно-оздоровительной работы.
Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:

  • соблюдение правил санитарии и гигиены;
  • организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);
  • поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).

Физические упражнения:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультура;
  • подвижные игры;
  • гимнастика после сна;
  • спортивные игры.

Выполнение режима дня.
Организация рационального питания.
Закаливающие процедуры:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);
  • босохождение;
  • воздушные ванны;

Активный отдых:

  • праздники, развлечения;
  • дни здоровья;
  • малая олимпиада;
  • игры-забавы.

Организация развивающей среды:

  • физкультурный уголок;
  • дидактические, настольные игры, альбомы;
  • таблицы, модели на валеологическую тему.

Работа с родителями:

  • родительские собрания;
  • беседы, консультации;
  • анкетирование;
  • письменные консультации («Уголок здоровья»).

Нетрадиционные формы оздоровления:

Занятия по валеологии и ОБЖ.
Чтение художественной литературы.
Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.
Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.
В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений(«Принеси», «Убери на место»), который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.
Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.
Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.
Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. Запомнились первые реакции детей на физкультминутки. Это были улыбки и радость от того, что во время серьёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах - все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.
В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже используется на занятиях, как и физкультминутки.
С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса - дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей. Человеческие жертвы - всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок. Основная причина этих несчастных случаев - грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации? Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя? Поэтому занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ детей. Они проводятся в старших группах по следующим темам:

  • «Опасные люди, и кто защищает нас от них»;
  • «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»;
  • «Машины на улицах нашего города»;
  • «Где должны играть дети».

В старшей группе также проводилась беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды», из которой дети узнали о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. А позже занятия «Микробы и бактерии», на котором дети разглядывали в микроскоп грязную воду, они очень ответственно начали подходить к мытью рук, подстриганию ногтей. Занятие «Витамины в нашей пище» способствовало тому, что дети по другому начали относиться к еде: теперь они стараются съедать салаты, фрукты, овощи, пить молоко.
Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность принесла определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.
Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Поделиться: