План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект комплексного занятия по развитию речи. Влияние комплексных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста

С самого начала становления методики обучение родному языку рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь и общее психическое развитие детей в повседневной жизни и на занятиях (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, позднее О.И. Соловьева, А.П. Усова, Л.А. Пеньевская, М.М. Конина). Что касается повседневной жизни, то здесь имеется в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.

Необходимость такой формы обучения определяется рядом обстоятельств.

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. А.П. Усова считала, что процесс обучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычных условиях развиваются слабо. Прежде всего это фонетические и лексико-грамматические обобщения, которые составляют ядро языковых способностей ребенка и играют первостепенную роль в усвоении языка, звуко- и словопроизношении, построении связных высказываний и др. Не у всех детей стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, развиваются языковые обобщения, а это приводит к отставанию в их речевом развитии. Некоторые дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. И, напротив, в процессе обучения они приобретают способность задавать вопросы, рассказывать "Все то, что ранее относилось к качествам "творческой" личности, приписывалось особой одаренности, при обучении становится достоянием всех детей" (А.П. Усова) . Занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности.

Занятия помогают реализовать возможности общего познавательного развития в дошкольном детстве.

На занятиях внимание ребенка целенаправленно фокусируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность - речевая. Речевая деятельность связана с познавательной деятельностью, с интеллектуальной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие познавательных процессов и речевых навыков и умений.

В.И. Яшина предлагает классификацию занятий по родному языку:

В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия: занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра "Угадай, чего не стало" - образование существительных множественного числа родительного падежа); занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению); занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания), занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте), занятия по ознакомлению с художественной литературой.

  • 2. В зависимости от применения наглядного материала:
    • а) занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);
    • б) занятия с применением изобразительной наглядности: е игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
    • в) занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры) .

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах - план рассказа, его обсуждение и др.).

Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А.М. Бородич :

занятия по сообщению нового материала;

занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

занятия по обобщению и систематизации знаний;

итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Имеется в виду не простое сочетание отдельных задач, их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение на едином содержании. Принцип единого содержания является ведущим. "Важность этого принципа состоит том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятия проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным".

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на общее психическое развитие ребенка в период дошкольного детства. Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.

Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия. На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования:

Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего важно определить его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определить восприятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения и реакции.

Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита у маленьких детей путем принуждения. Большое значение имеет их интерес к занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части - вводную, основную и заключительную. Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. В основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.

Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя (в психологии отмечается значимость этих факторов для эффективности речевого общения) .

Учет результатов занятия помогает контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада, обеспечивает установление об ратной связи, позволяет намечать пути дальнейшей работы с детьми как на последующих занятиях, так и в других видах деятельности.

Связь занятия с последующей работой по развитию речи. Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

Выводы по главе 1

  • 1. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
  • 2. Важнейшим принципом изучения активности является принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность.
  • 3. Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являются важным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятия учитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Цели:

  • Закрепить знание детей о народных и авторских сказках.
  • Развивать диалогическую и связную речь.
  • Развивать интонационную выразительность речи, логическое мышление.
  • Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Предварительная работа:

Чтение разных сказок. Работа с загадками про сказочных героев. Работа с иллюстрациями из сказок.

Материалы:

Сундук, дерево, грибочки, колодец, ведро, домик, тапки, мягкие модули, разные предметы из сказок, костюмы для детей, компьютер.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями:

Дети: Придумано кем-то
Просто и мудро-
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро, и солнцу, и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться добром.

Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка?

Дети: (Сказка – это выдумка. Сказка - это чудо! Сказка - это волшебство) .

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о сказках?

Дети: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка - ложь, а песня - правда.
Сказка - ложь, да в ней намек.
Всякой сказке бывает конец.
Сказка-складка: послушать сладко.

Воспитатель: Молодцы ребята. А скажите мне вы любите сказки?

Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам, чтобы мы с вами придумали свою новую сказку и показали нашим гостям.

Дети: да, хотим.

Воспитатель: А для начала я хочу проверить вас, хорошо ли вы знаете сказки.

Ребята посмотрите у меня тут на столе лежат предметы, которые можно встретить в сказках. Скажите мне, пожалуйста, название тех сказок, где есть эти предметы.

(на столе лежат: тарелки, яблоко, стрела, мочалка, пироги, ключ, топор, дудочка, ведро, тыква, палка, кувшин)

Воспитатель показывает предметы, а дети отвечают в каких сказках можно встретить эти предметы. Последним берет кувшин и начинает тереть.

Воспитатель: Смотрите ребята, какой красивый кувшин… (И тут под волшебную музыку появляется Аладдин) .

Аладдин: Здравствуйте ребята! Вы узнали меня?

Дети: Да, Аладдин.

Аладдин: Правильно, Аладдин. Спасибо вам, что освободили меня. Теперь просите, что хотите, любое ваше желание исполню.

Воспитатель: Да есть у нас одно заветное желание. Мы с ребятами очень хотим показать нашим гостям сказку. Но сказку не обычную, а новую, которую еще никто не знает. Но не знаем, как это сделать?

Аладдин: Для того чтобы новую сказку придумать, надо сначала старые сказки вспомнить. Вот вам тапки скороходы. Куда они вас поведут, там вас задания ждут, если выполните, все задания сможете новую сказку сочинить. (Отдает тапки) Ну а я пойду, погуляю, давно я не гулял, может что интересного узнаю. (уходит)

Воспитатель: Ну что ребята попробуем. Я думаю, что мы справимся. Вы готовы?

Дети: готовы.

Воспитатель: Тогда ребята в путь. Кто первым готов проверить наши тапки скороходы?

(Кто- то из детей надевает тапки, а остальные дети под музыку идут за ним)

Воспитатель: Ой, ребята тапки привели нас к колодцу! Значит, нам здесь нужно искать первое задание. (Достает, ведро, а там листик лежит, на листике задание) . Вот и первое задание, слушайте внимательно.

С помощью, каких слов можно было сварить вкусную кашку в горшочке?

(«Раз, два, три горшочек вари!» )

Какие слова велела Емеле произносить щука?

(«По щучьему велению, по моему хотению» )

Какие слова надо было сказать дудочке, чтобы найти землянику?

(«Дудочка, играй!» )

Какие слова нужно было произносить в сказке «Цветик - семицветик» ?

(«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели!» )

О чем предупредила добрая Фея Золушку перед отправлением на бал?

(«Только помни, в полночь карета вновь станет тыквой, лошади мышами, а твое красивое платье превратится в лохмотья» ) .

Воспитатель: Вот мы выполнили первое задание. А вот и костюм нашего первого героя (Из колодца достает костюм Золушки) . Ребята посмотрите, чей же этот костюм?

Дети: Золушки.

Воспитатель: Кто же мне скажет, какая же она Золушка?

Дети: Добрая, веселая, трудолюбивая и т.д.

Воспитатель: А давайте покажем, как Золушка трудится

Артикуляционная гимнастика.

Проснулась Золушка рано утром. Открыла окошко (Открывают рот)

Посмотрела налево, направо. (Движение языка вправо – влево)

Вверх посмотрела: светит ли солнышко? (Движение языка вверх. Закрывают рот) .

Стала белить потолки. (Кончиком языка поглаживают нёбо)

Помыла пол, вытерла пыль (Кончиком языка поочерёдно чистят нижние и верхние зубы)

Помыла окно (Облизывают губы) .

На крыше дома почистила трубу (С напряжением вытягивают губы) .

Замесила тесто (Шлёпают языком между губами, и покусывают кончик языка) .

Воспитатель: Вот мы узнали нашего первого сказочного героя. Ну что девочки кто будет у нас Золушкой? (Выбирают героя и одевают костюм)

Ребята, кто теперь у нас наденет волшебные башмачки, и поведет нас дальше. (Башмаки надевает другой ребенок, дети шагают под музыку)

Воспитатель: Башмаки привели нас к дереву, значит, второе задание надо искать здесь. (Дети ищут и находят под деревом грибочки, а на грибочках задание) Ребята слушайте второе задание.

  1. Героиня какой сказки влезает в коровье ушко - вылезает из другого и становится красавицей, а вся ее работа уже переделана? ("Крошечка-Хаврошечка".)
  2. В какой сказке Иванушка искупавшись в кипящем молоке, делается таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать? ("Конек горбунок")
  3. Какая сказка начинается зимой, а заканчивается летом? («Снегурочка» )
  4. Кому Винни - Пух подарил на день рождения пустой горшок? (Ослику Иа)
  5. В названии, каких сказок есть числа 3 и 7? («Три медведя» , «Три поросенка» , «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» )

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились. А вот и костюм нашего следующего героя. (Поднимает, а там костюмы 7гномов) . Ой, ребята посмотрите, как вы думаете, чьи эти костюмы?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Кто хочет стать гномами? (Детям надевают костюмы гномов) Пойдемте дальше. Кто нас поведет в этот раз?

(Дети подходят к мостику)

А вот и третья подсказка. Я думаю, что третье задание вот в этом сундучке, которое стоит под мостом. (Под мостом стоит сундук) . Ребята, чтобы открыть сундук, тут надо на какие - то циферки нажать. А что бы циферки не перепутать давайте с начало сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

(Воспитатель открывает сундук, достает конверт, читает задание)

Воспитатель: Тут ребята вам такое задания. Давайте вспомним сказку «Аленушка и братец Иванушка»

Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя - станешь козленочком. «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал» . (Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.)

Воспитатель: А в сказке «Бременские музыканты»

Друзья - осел, петух, собака и кот хотят переночевать в доме. Как им прогнать из дома разбойников? (Ответы детей)

Воспитатель: Сказка «Краденное солнце»

Крокодил украл солнце. Как медведю найти своих медвежат в темноте? (Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо вам ребята за такие интересные ответы. Давайте посмотрим, чей костюм у нас тут лежит. (Воспитатель достает из сундучка костюм Короля) Кто же у нас будет королем? (желающему ребенку надеваем костюм) . Ой, какой у нас король красивый. Ребята я вспомнила веселую игру, который, называется «Шел Король по лесу» давайте поиграем (Проводится игра)

Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.
Еще разок попрыгаем, попрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем.

Воспитатель: Ну что, ребята отдохнули немного? Тогда пойдемте дальше. Кто нас теперь поведет, кто наденет волшебные башмачки? (желающий ребенок надевает башмачки) .

Воспитатель: Ребята башмаки привели нас к домику. Давайте поищем задания. (Ребята под метлой находят цветок, а на цветке задания. Воспитатель читает задание) .

Слушайте внимательно, задание не простое. Нам нужно сочинить сказку. Я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать. Посмотрим, что у нас получатся.

Жил-был... Кто?

Какой он был?

Какое добро умел делать?

Пошел гулять …Куда?

Встретил кого злого?

Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг…Кто?

Какой он был?

Как он мог помочь главному герою?

Что стало со злым героем?

Где наши друзья стали жить?

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами и все задания выполнили, и сказки сочинять научились. А вот и костюм. (Под лавкой достает костюмы) Ой их здесь целых два костюма. Ребята, как вы думаете, чьи эти костюмы?

Дети: Баба –Яги и Вороны.

Воспитатель: Кто у нас будет Баба – Ягой и вороной? (Дети по желанию одевают костюмы)

(Заходит Аладдин)

Аладдин: Молодцы ребята, теперь я думаю, сочинить и показать новую сказку для гостей вам будет не трудно. Осталось нам выбрать только сказочницу и несколько помощников. (Выбирают сказочницу и несколько птичек) . Ну что вы готовы? Тогда присаживайтесь и слушайте внимательно.

Аладдин: 1,2, 3 сказка в гости приходи.

Сказочница: Жила – была Золушка. Она целыми днями работала: стирала, подметала, поливала. У Золушки были друзья веселые гномики.

(Гномики приходят к Золушке)

Гномики: Доброе утро Золушка! Как тебе спалось?

Золушка: Мне приснился сказочный сон. Будто я живу в большом, красивом доме. И никто меня не ругает.

Гномики: А давай построим тебе настоящий дом.

Золушка: Я согласна. Я давно хотела большой дом с садом. Чтобы вокруг дома росли красивые цветы.

Гномы: Тогда будет тебе новый дом.

Сказочница: И начали гномы строить дом (из мягкой модули строят дом) .

На следующий день дом уже был готов. И цветы вокруг дома посадили.

Посмотреть на дом Золушки прилетели все птицы.

Птицы: Ах, какой красивый дом! Ах, какой чудесный дом!

Сказочница: А новом доме Золушки услышала Баба – Яга. Ей давно не нравилась дружба Золушки и гномов. Потому, что у нее никогда не было, настоящих друзей только была, одна черная ворона. Она позвала Ворону и сказала.

Баба – Яга: А давай – ка их поссорим!

Ворона: Как, разве это возможно?

Баба – Яга: Ещё как возможно. Мы сегодня ночью пойдем и сорвем все цветы и подбросим их к дому, где живут гномики.

Ворона: Ну, ты молодец.

Сказочница: Ночью они сорвали все цветы, и подбросили их к дому, где живут гномики. Ну, в этот момент в доме один самый маленький гном не спал, и он все видел.

Сказочница: Утром Золушка проснулась и вышла поливать свои любимые цветы. Но там ее ждала страшная картина. Она очень расстроилась. И пошла к гномам.

Золушка: Откуда у вас мои цветы?

Гномы: Мы не знаем. Мы не трогали твои цветы.

Сказочница: И про эту страшную новость на следующий день узнали все. Маленькому гномику было жалко братьев.

Гном: Мне, конечно, ни кто не поверит, надо пойти рассказать королю.

Сказочница: И пошел он к Королю.

Гном: Вы слышали последнюю новость?

Король: Слышал.

Гном: Мои братья ни в чем не виноваты. Это все Баба – Яга и ворона. Я ночью не спал и все видел.

Король: И зачем они это сделали?

Гном: Чтобы поссорить нас с Золушкой.

Сказочница: На следующий день Король позвал всех жителей на совет.

Баба – Яга: Здорово мы их рассорили.

Ворона: Да здорово.

(Гномики стоят в углу грустные, подходит к ним Золушка)

Золушка: Не грустите, я не верю, что вы уничтожали мой сад.

Король: Я узнал о страшном преступлении и знаю, кто это сделал.

Баба – Яга и Ворона: Гномики, гномики.

Король: Нет, это не гномики. Пусть кто это сделал сам выйдет сюда и честно признается.

Ворона: это не я, меня Баба – Яга заставила.

Король: Все тайное рано или поздно становится явным. Просите прощения у Золушки и у гномиков. И убирайтесь отсюда.

Золушка: Пускай остаются, я думаю, что они никогда больше никого обежать не будут. И мы их больше не боимся.

Танец: «Бабка Ёжка»

Баба – Яга: Простите нас, мы больше не будем.

Ворона: Нет, мы больше так не будем.

Золушка: Я испекла пирог, приглашаю всех пить чай с пирогами.

Сказочница: Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Воспитатель: Вот какая у нас интересная сказка получилась. Мы справились с заданием. Я думаю и нашим гостям очень понравилась. Давайте всем скажем

Спасибо за внимания.

Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Города Москвы «Школа№1467»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в сказку» (Старшая группа)

Воспитатель: Залялиева М.Ф. Москва 2016 -2017 уч. год.

Влияние комплексных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста

2.2 Комплексные занятия по развитию речи дошкольников

Для достижения поставленных целей по формированию знаний, умений и навыков к концу дошкольного возраста воспитателями активно используются комплексные занятия по различным темам. Были проанализированы 3 комплексных занятия во второй младшей, средней и старшей группах.

Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе, тема «Забавные мышата».

Программное содержание:

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука П, звукоподражаний и слов с этим звуком; закрепить произношение звука П во фразовой речи. Учить детей отгадывать загадки, выполнять поделку из природного материала и пластилина. Упражнять в количественном счете. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кистей рук. Ввести в словарь детей слово «портфель», речевые формы вежливого общения «приятно познакомиться, «спрашивайте, пожалуйста», «до свидания, приходите еще». Воспитывать вежливость, интонационную выразительность речи. Оборудование:

Три игрушечных мышонка и кошка, заводная игрушка «мышь», муляжи помидора, апельсина, перца, а также печенье, капуста, портфель, ключик, округлые морские или речные камни (окатыши), пластилин, сухие сосновые иголки.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Показывает портфель). Такая сумка называется «портфель». Повторите это слово. Портфель. (Дети повторяют). Но портфель наш не пустой. А вот что же скрывается внутри, нам подскажет загадка:

Загадка о мышке

Серые крошки,

боятся кошки.

Под полом живут,

Все туда несут:

Хлеб, сахар, сало и даже ватку

Деткам на кроватку.

О ком эта загадка? (Ответы детей). Правильно, о мышке. (Открывает портфель и достает игрушечных мышат). Вот они, мышата. Ой, сколько же их здесь! Помогите сосчитать мышат. (Воспитатель расставляет мышат в ряд, а дети считают). Так сколько же мышат пожаловали к нам в гости? (Ответы детей). Верно, три мышонка.

Мышата очень любят играть в разные игры. А вы, ребята, любите играть? (Ответы детей). Тогда давайте поиграем. Артикуляционная гимнастика.

Представьте, что ваш язычок, это мышонок. Спрячьте его в норке-ротике. Вот наш мышонок-язычок чуть-чуть выглянул из норки. Смелее, мышонок, выглядывай! Посмотрел мышонок вверх, нет ли тучек на небе. Посмотрел вниз - нет ли луж на земле.

И от радости забегал туда-сюда. А потом вокруг норки (вокруг губ). Ай да мышонок! А какие песенки он умеет петь! Был у мышонка игрушечный пистолет и стрелял он так:

«п-п-п» (произнесение изолированного звука).

А теперь давайте познакомимся с мышатами. Их имена Пи, Па и По. Вежливые люди при знакомстве говорят: «Приятно познакомиться». Мы с вами вежливые люди? (Ответы детей). Тогда давайте скажем мышатам: «Приятно познакомиться». (Дети говорят).

Послушайте песенку мышат:

Мы веселые мышата - Пи, Па, По!

Никого мы не боимся, Пи, Па, По!

Даже кошки не боимся, Пи, Па, По!

(Появляется игрушка-кошка)

Ой, спасите, помогите! Пи, Па, По!

Вам понравилась песенка мышат? (Ответы детей). Давайте повторим ее еще раз. А вы, ребята, помогайте мне - подсказывайте имена мышат. (Дети выполняют задание).

Что закричали мышата, когда увидели кошку? (Ответы детей).

А как пищат мышки? (Ответы детей). Пи-пи-пи! У нас в группе есть игрушка - заводная мышка. Вы много раз играли с нею. А сейчас поиграем по-другому. Вы будете заводными мышками в магазине игрушек. Каждого из вас я буду «заводить» вот этим ключиком (показ), а вы после этого будете бегать и пищать «пи-пи-пи, мышонка купи».

Подвижная игра «Заводные мышата»

(Воспитатель следит за тем, что бы дети не толкали друг друга).

Наши гости мышата трусливые ребята. У них в портфеле есть много разных предметов. Но мышата не знают их названий, а спросить у вас боятся. Давайте сами вежливо предложим им свою помощь. Для этого достаточно сказать: «Спрашивайте, пожалуйста». (Воспитатель предлагает детям по очереди произнести эту фразу, после чего достает из портфеля по одному предмету). Дидактическая игра «Назови предмет» (Помидор, апельсин, капуста, перец, печенье).

Молодцы, ребята! Вы уже большие, воспитанные дети, и умеете не только играть, но и трудиться. Давайте покажем малышам-мышатам, как мы умеем делать поделки! Вот из этих камешков и пластилина сделаем… мышек! А чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем для них разминку.

Пальчиковая гимнастика «Мышонок»

А мизинцы, как мышата

Тоже вздумали играть.

Что за ловкие ребята!

Как же можно их ругать!

(Дети по образцу воспитателя сцепляют мизинцы и тянут руки в разные стороны влево-вправо, меняя руки местами).

Наш мышонок хочет спать,

Ищет он себе кровать.

Ну и соня, что за соня,

Он улегся на ладони.

(Дети растопыривают пальцы, а затем сгибают большой палец, прижимая его к ладони. Остальные пальцы соединяют и сгибают их, как бы «укрывая» одеялом). Ручной труд «Мышка»

Выполняется из: округлых морских или речных камней (туловище); пластилина, путем налепливания (нос, глаза, уши, хвост); сосновых сухих иголок (усики). Положительная оценка работ.

Ребята, а как вежливо попрощаться с мышатами? (Ответы детей) До свидания! Приходите еще! А наше занятие окончено.

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе по теме урок вежливости «Письмо доброго сказочника»

Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.

2) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.

Использовать мазки, точки, дуги. Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.

1. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма - рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?

Письмо первое:

Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их».

Письмо второе:

Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»

Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один».

Письмо третье: Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой. Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»

Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется».

Воспитатель: «Слово «нельзя» - это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»

2. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок - крестик, кружок-крестик, кружок.

Взрослый объясняет, что кружок - это как будто лодки, а крестики - спортсмены.

Чего больше, лодок или спортсменов?

Всем ли спортсменам хватает лодок?

После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.

На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.

Сначала рассматривается образец.

Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.

Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи «В заколдованном лесу»

Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».

Активизация словаря определений.

Упражнение в употреблении слов - антонимов.

Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов

Развитие логического мышления.

Развития мелкой моторики рук.

Воспитание доброго отношения друг другу.

Приветствие

Ребята! я очень рада вас видеть. Представьте, что вы домашние животные и я хочу с вами поздороваться.

Здравствуйте, котята!

Мяу-мяу-мяу! (Моют лапки)

Здравствуйте, утята!

Кря-кря-кря! (Показывают клювики)

Здравствуйте, гусята!

Га-га-га! (Хлопают крылышками)

Здравствуйте, лягушата!

Ква-ква-ква! (Руки согнуты в локтях, ладони расжать вперед, качают руками вправо-влево)

Здравствуйте, коровки!

Му-му-му! (Выставляют рожки)

Солнце давно встало!

Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)

Здравствуйте, барашки!

Бе-бе-бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими)

А я сварила кашку. Ешьте все!

Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:

большой - маленький;

громко - тихо;

грустный - радостный;

высокий - низкий;

открыть - закрыть;

пустой - полный;

вежливый - грубый;

легко - трудно;

тепло - холодно;

сильный - слабый;

солнечный - пасмурный;

чистый - грязный.

Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите:

«Курьи ножки у избушки,

А в избе живет старушка,

Пол метлою подметает,

В ступе над землей летает».

Кто это? (Баба Яга)

Звучит музыка, появляется Баба -Яга.

Баба Яга: Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)

Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.

Музыка. Дети приседают, свет гаснет. Баба Яга бегает вокруг детей и шепчет заклинания. (Декорации: пень, 2 дерева, куст елки, на деревьях паутина.) Баба Яга убегает, дети открывают глаза.

Ребята! посмотрите, а ведь Баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво. Поворачиваем голову вправо-влево,

И снова вправо-влево.

А теперь подняли голову вверх,

Опустим вниз, посмотрим под ноги,

И опять вверх, вниз.

А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?

Кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)

Тропинка в лесу какая? (Лесная)

Как называется маленький лес? (Лесок)

Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок)

Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? (Лесовичок)

Тогда давайте позовем Лесовичка.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдете из леса. Ну что, ребята, постараемся? (Да)

Влияние комплексных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста

дошкольный речевой образовательный словарь Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах...

2.1 Характеристика выборки и методов исследования Изучение двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было проведено в октябре 2011 года на базе дошкольного учреждения № 201 г. Минска...

Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Пояснительная записка. Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Цель: развитие двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

На первом этапе исследования была проведена диагностика, основной целью которой явилось изучение особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Значение игровой деятельности в развитии речи дошкольников

На протяжении дошкольного детства у ребенка постепенно формируются те фонематические различения, которые необходимы ему для нормального речевого общения и для обучения грамоте. Однако осознание языковой стороны речи - специальная задача...

Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание...

Особенности познавательного развития дошкольников на занятиях по развитию речи

Одним из основных средств общего психического развития является обучение. Это -- целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством педагога дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений...

Особенности произвольного внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в младшем дошкольном возрасте по двум направлениям: Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. Во-вторых...

Развитие лексико-грамматической стороны речи младших дошкольников в процессе взаимодействия детского сада с семьёй

Развитие монологической речи у детей

Тема: Пересказ сказки "Репка". Цель: Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по "цепочке". Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга...

Развитие речи через моторику

Организуя среду и создавая условия для развития речи детей важной составляющей является работа по развитию мелкой моторики. Одним из способов развития мелкой моторики являются "пальчиковые игры", способствующие развитию речи...

Речевые игры на уроках музыки, как средство развития речевого аппарата у дошкольников

Проанализируем результаты первого этапа эксперимента. В ходе исследования обнаружено нарушение тембра голоса у дошкольников, которое характеризуется огрубелостью, охриплостью и придыханием...

Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Комплексное занятие в старшей группе

по развитию речи пересказ рассказа Виталия Бианки «Купание медвежат».

Воспитатель: Чечехина О.В

Цель: формировать навыки речи посредством пересказа.

Задачи: - учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, передавая его последовательно и выразительно.

Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам.

Уточнить и закрепить произношение звуков «з» и «ж», дифференцировать их в словах.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение.

Материалы к занятию: интерактивная доска, карты-схемы эмоции; листы-заготовки для рисования, гуашь, ватные палочки, салфетки, подкладные листы, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Вос-ль: -Ребята, я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Хотите попутешествовать? Тогда в путь.

Воспитатель с детьми отправляется в путь с преодолением препятствий через импровизированный ручей в сопровождении аудио записи с «Журчание лесного ручья», « Звуки леса». Присядьте на стульчики-пенёчки и отгадайте загадку: «Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в берлоге снеговой»

Дети:- Медведь.

Вос-ль: - Правильно, ребята. Медведь – хозяин тайги, леса. Медведь животное - грозное, мощное. Внимательно присмотритесь кто это, у берега реки?

Дети: - Медведица с медвежатами.

Вос-ль: - Интересно, что они там делают?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Вос-ль: - Да, ребята, оказывается, животные тоже умеют принимать водные ванны. Послушайте, как писатель Виталий Бианки в своём рассказе «Купание медвежат» описывает это действие.

Чтение рассказа.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун - её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись, снова на земле оба медвежонка остались, очень довольны купанием; день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Вос-ль: - О ком и чём рассказывает автор в этом рассказе?

Вос-ль: - Кто наблюдал за купанием медвежат?

Дети: - За медвежатами наблюдал охотник.

Вос-ль: - Куда вышла медведица с медвежатами?

Дети: - Медведица с медвежатами вышли к реке.

Вос-ль: - Для чего привела медведица медвежат к реке?

Дети: - Медведица привела медвежат к реке, чтобы искупать.

Вос-ль: - Можно сказать, что медведица заботится о своих малышах?

Дети: - Да, можно.

Вос-ль: - Значит медведица, какая?

Дети: - Она заботливая.

Вос-ль:- Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая?

Дети:- Медведица любящая, внимательная.

Дети: - Медведица большая.

Вос- ль: - А как ещё можно сказать по-другому, что она большая?

Дети: - Медведица огромная, большущая.

Вос-ль:- Ребята, а вы догадались, кого автор в рассказе назвал ПЕСТУНОМ?

Дети: - Старший, годовалый медвежонок. Нянька для младших медвежат.

Вос-ль: - Повторим все вместе ПЕСТУН.

Вос- ль: - Как пестун схватил медвежонка?

Дети: - Пестун схватил одного медвежонка за шиворот.

Вос-ль: - Что это означает? Это значит за воротник. Кто сможет показать?

Дети показывают действие.

Вос-ль:- Что делал пестун с медвежонком? Окунал или просто держал его?

Дети: - Пестун окунал медвежонка в речку.

Вос-ль: - Покажите, как он это делал .

Дети показывают действие.

Вос-ль: - Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке?

Дети: - Да.

Вос-ль: - Что сделал второй медвежонок?

Дети: - Второй медвежонок испугался и убежал?

Вос-ль: - Что сделал пестун медвежонку, когда поймал его?

Дети: - Пестун надавал ему шлепков.

Воспитатель просит показать на себе шлепки.

Вос-ль: - Почему медведица заставляет медвежат купаться?

Дети: - Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась, им было жарко.

Вос-ль: - Остались ли, медвежата довольны купанием?

Дети: - Медвежата остались довольны.

Вос-ль: - А сейчас я ещё раз вам прочитаю рассказ,а потом вы попробуете пересказать его.

Повторное чтение. Пересказ по частям 2-3 детей 2 раза.

Физкультминутка: Вышел из лесу медведь (шагаем в перевалку на месте)

Стал он в стороны смотреть (повороты)

Вправо, влево повернулся (соответствующие движения)

Вверх взглянул

И вниз присел (приседание)

Землянику увидал

Быстро в рот её собрал. (движения рукой)

Вос-ль: - Вот выкупались медвежата,и пошли гулять по лесу, но какие они были разные! Первый медвежонок подвижный, весёлый. Он очень любил играть. Залез на дерево и чует - мёдом запахло. Обрадовался, слез с дерева и к маме побежал.

Какой был медвежонок? (весёлый) Подберите правильные слова о его весёлом настроение.

Дети: - Медвежонок был весёлый, радостный, оживлённый, задорный.

Вос-ль:- Какая карточка отображает настроение и характер первого медвежонка?

Вос-ль: - Если он был весёлый, то он к маме не просто пошёл, а что сделал?

Дети:- Побежал, понёсся, полетел, помчался сломя голову.

Вос-ль: - А другой медвежонок тоже любил играть, но уж очень он был медлительный. И всегда с ним что-нибудь случалось. Только он подошёл к дереву, как его ужалила пчела. Совсем ему плохо стало. И он тоже пошёл к маме.

Вос-ль: - Каким был второй медвежонок?

Дети: - Медвежонок был грустный, печальный, невезучий, скучный.

Демонстрация карточек с эмоциями медвежат. Дети выбирают нужную карточку.

Вос-ль:- А если он был грустный, то он, наверное, к маме не просто пошёл, а что сделал?

Дети: - Побрёл, потащил лапы едва, поплёлся, пополз.

Вос-ль: - Вот какие разные по характеру могут быть медвежата. А сейчас предлагаю поиграть в игру « Хлопни-топни»

Вос-ль: - Я буду называть вам слова, а вы хлопните в ладоши если услышите звук «Ж»,а если услышите в слове звук « З» топните ножками.

Слова --- ЖИМОЛОСТЬ, ЗАЯЦ, ЖЁЛУДЬ, БЕРЁЗА, ЗМЕЯ, ЁЖ, ЗЕМЛЯНИКА, ЕЖЕВИКА.

Вос-ль: - А сейчас, ребята, предлагаю собрать ягоды для медвежат. Очень они любят малину и землянику. Подойдите к большим пенькам и помогите мне вернуть нужную краску ягоде.

Дети раскрашивают готовые шаблоны ягод с прорисовкой деталей с помощью ватных палочек.

Вос-ль: Ягоды мы забирать не будем, оставим на пне для медвежат. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Чем мы с вами занимались на лесной полянке? (Пересказывали рассказ о купание медвежат). Вы старались правильно говорить? Оказывается, не только у людей есть нянька, но и у медведей. И характер у медвежат тоже разный есть, как и у нас с вами. Как вы думаете, медвежата обрадуются вашему подарку из ягод? 1,2,3 -1,2,3 снова в садик возвратись.


Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Обучение на занятиях - основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, памяти, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.

Специфика нарушения речи у детей состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим у нас предусмотрены два типа занятий: индивидуальные и подгрупповые.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на последующих занятиях. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.


Основная цель подгрупповых занятий - воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

Также подгрупповые занятия предусматривают включение заданий на развитие и обогащение словаря,задания направленные на вырабатывание у детей умения правильно изменять слова по родам, числам и падежам и согласовывать их между собой.Усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
На подгрупповыхзанятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи

Поделиться: