Планёрка с сотрудниками: эффективный план проведения. План проведения новогоднего корпоративного праздника

Как же организовать праздник своими силами? Или, может, предоставить это ответственное дело профессионалам? Не торопитесь с ответом.

Как составить план организации праздника

Итак, вам поручили организацию корпоративного праздника (чаще всего организацию поручают секретарю, помощнику руководителя или менеджеру отдела по работе с персоналом). Обычно на подготовку корпоративного праздника уходит 10–14 дней (для Нового года необходимо как минимум три недели). Не забывайте, чем больше заказов, тем труднее подобрать банкетный зал, пригласить артистов и тамаду, приобрести необходимые аксессуары. Кроме того, чем меньше времени остается до планируемого мероприятия (имеются в виду Новый год, 14 февраля, 8 марта и т.д.), тем выше поднимаются цены. Чтобы организовать праздник, надо придерживаться некоторых правил, создать план организации праздника. Разделите всю организацию праздника на два этапа – подготовку праздника и проведение праздника.


Прежде чем начать подготовку к празднику, необходимо оговорить с начальником следующие пункты:

Определение цели проведения мероприятия

Если главная цель проведения мероприятия – просто банкет (или пикник), вам лучше обратить к стационарному или выездному ресторану или, прочитав дальнейшие рекомендации по организации банкета, воспользоваться ими. Если же главной целью проведения праздника (или другого события) является формирование корпоративной культуры организации, то необходимо будет позаботиться и о сценарии праздника, и о ведущем, и о банкете, и о многом другом. Другими словами, стать психологом, педагогом, режиссером и талантливым организатором, чтобы получить максимальную отдачу от финансовых вложений в проведение мероприятия. Настройтесь на то, что для вас это будет не праздник, а тяжелая работа. Однако этот труд поможет вам приобрести необходимый опыт и стать незаменимым сотрудником по организации и проведению корпоративных праздников.

План организации праздника

Определение бюджета, необходимого для организации мероприятия. При составлении бюджета нужно:

Составить список приглашенных (кстати, от того, кого будет больше – мужчин или женщин – зависит крепость и количество спиртных напитков);

Определить место проведения праздника;

Продумать меню банкета;

Спланировать оформление помещения и техническое обеспечение;

Решить, необходим ли транспорт, фото– и видеосъемка;

Позаботиться о подарках и призах;

Решить, нужно ли освещение вашего мероприятия в средствах массовой информации и Интернете.

Определение вида мероприятия

Вид праздника зависит от вашей фантазии и средств. Можно организовать:

Банкет (шведский стол / фуршет) с культурно-развлекательной программой;

Пикник на природе;

Праздник на теплоходе (пароходе);

Спортивный праздник с играми и соревнованиями.

Провести что-то более оригинальное (костюмированный бал-маскарад, экстремальный праздник, праздник с национальными обрядами и т.д.). Вам помогут в агентствах по организации праздников.

Выбор места проведения мероприятия

Это во многом зависит от бюджета. Но не менее важно учитывать характер предстоящего мероприятия, количество гостей и их пристрастия, а также присутствие посторонних гостей, членов семей сотрудников. Важно, будут ли на празднике дети. Выбрать можно – от помещения вашей фирмы (офиса, предприятия и т.д.) до банкетных залов ресторанов всех уровней, различных клубов, загородных пансионатов и баз отдыха, теплоходов и т.д.

Составление плана-сценария мероприятия

План-сценарий делается в виде схемы. В этой схеме должны быть перечислены все составляющие праздника, и все лица, ответственные за отдельные его части. Также должно указываться время работы каждого участника. Решается вопрос о договорах-подряда по некоторым из частей мероприятия, которые закрываются актами о выполнении работ в конце праздника.

Подробные сценарии удобны, но не дают возможности импровизировать. Гораздо лучше набросать сценарный план, который включает основные моменты, временной регламент и общую последовательность событий. Этот план следует тщательно проработать. Если в подготовке можно о чем-то забыть, а затем заметить и исправить ошибку, то во время проведения мероприятия второй попытки не будет. Любая ошибка ведущего программы или музыкантов будет заметна.

С ведущим праздника, лучше познакомиться лично и рассказать ему все о своем празднике и о приглашенных гостях. Ведущий, второй человек, после администратора на празднике, и от того, как он почувствует дух компании, будет зависеть проведение мероприятия и вся организация праздника.

С точки зрения психологов, людям больше всего запоминается начало и конец торжества. В связи с этим, в конце мероприятия необходимо запланировать кульминацию праздничной программы. Это может быть праздничный салют или выброс шаров с предсказанием судьбы или что-то такое, чего никто не ждет.

И самый последний штрих – доставка гостей от места проведения мероприятия до дома. Довольные и немного уставшие от праздничного веселья гости не должны думать, как и на чем они доедут из ресторана или загородного клуба до дома.

Примерная схема плана организации праздника:

Проверка акустических возможностей зала;

Определение способов украшения зала (декор, цветы, шары);

Выбор способа рассадки гостей для питания (банкет, шведский стол, фуршет, кофе-брейк и т.д.);

Определение места для кухни в случае работы с выездным рестораном;

Определение места для переодевания артистов;

Составление регламента – расписания всего сценария культурной программы;

Составление регламента выноса и подачи блюд;

Подготовка схемы проезда и парковки машин, решение вопроса с пропусками;

Проверка наличия удобств общего пользования (их количество и качество);

Определение места размещения гардероба (если нет стационарного);

Составление маршрута разъезда транспорта;

Составление общего регламента праздника;

Уточнение плана размещения и функций охраны (иногда встает вопрос питания охраны);

Проверка сценария программы на наличие приемов, которые служат формированию корпоративной культуры (для максимальной отдачи от средств, вложенных в праздник);

Заранее определить лучшие видовые точки для фото– и видеосъемки праздника и согласовать их со специалистом;

Согласовать письменно с местным пожарным место проведения фейерверка;

Согласовать письменно в договоре с организацией места проведения праздника (если все делается своими силами, без специалиста), количество сотрудников, необходимых от службы места проведения праздника (электрик, сантехник, гардеробщик, инженер и др.) и их время работы (иногда встает вопрос об их питании);

Подобрать призы и подарки таким образом, чтобы со временем, остались приятные воспоминания о мероприятии.

План проведения тренинга

На основании результатов экспертного опроса были проанализированы основные проблемные трудовые операции и подобраны техники НЛП, дающие возможность решить представленные проблемы, а также упражнения, с помощью которых можно за короткий срок освоить эти техники. При подборе упражнений основной части автор использовал книгу Р. Джонсона «40 упражнений тренинга НЛП» , в качестве разминочных и заключительных упражнений были использованы упражнения Клауса В. Фопеля и В. Ю. Большакова . При подготовке тренинга использовались также статьи К. Федотова и Д. Заборня . В итоге был разработан следующий тренинг:

Тренинг повышения эффективности работы PR-специалиста при коммуникации в конфликте, планировании и выполнении креативных заданий

Цель тренинга - в максимально короткие сроки обучить специалистов по связям с общественностью техникам НЛП, позволяющим повысить эффективность работы при коммуникации в конфликте, планировании и выполнении креативных заданий.

Программа тренинга:

День первый (4 часа)

Открытие тренинга. Приветствие тренера. Рассказ о программе тренинга, его целях. Указание на результаты, которых участники должны достичь по окончании тренинга. Рассказ о программе первого занятия, посвященного изучению техник профессиональной коммуникации, направленных, в первую очередь, на разрешение конфликтных ситуаций.

Предварительный этап

Знакомство. Тренер называет себя, затем все по кругу представляются и говорят, что они хотят получить от тренинга, озвучиваются правила работы группы. (10 мин.)

Диагностика начального уровня. Тренер просит участников заполнить тест (см. прил. 2), чтобы проверить уровень их знаний и настроиться на рабочий лад. Раздача бланков. Заполнение. Сбор бланков. (10 мин.)

Упражнение «Приветствие». Участники тренинга садятся в круг, затем один из них просит другого передать третьему какую-либо приветственную фразу. Второй участник передает третьему эту фразу, третий просит второго передать первому несколько слов благодарности, а сам тем временем просит четвертого участника передать пятому свое приветствие. Четвертый передает пятому приветствие, посланное третьим участником, тот посылает обратно благодарность и т. д

Основной этап

Упражнение «Чтение людей» («Развитие восприятия невербального поведения»).

Время выполнения: 50 мин.

Цель: Научить участников замечать элементы невербального поведения людей.

Применение: на переговорах, пресс-конференциях. Участники тренируются делать ясные, несмешанные сообщения и воспринимать скрытую информацию при общении с другими людьми.

Вступление: тренер рассказывает участникам, для чего предназначено данное упражнение и как они могут применить его в профессиональной деятельности. (5 мин.)

Демонстрация упражнения (часть 1): тренер три раза произносит перед участниками одну фразу, варьируя невербальное поведение, затем спрашивает участников, какое сообщение они получили. Получив ответы, он спрашивает, как именно они сделали такие выводы. Цель участников - заметить специфическое поведение - варьирование громкости голоса, напряжение различных мышц и пр. (5 мин.)

Работа в группах (часть 1): участникам раздается раздаточный материал 1.1. (все раздаточные материалы см. в прил. 3), после чего они работают в группах согласно прописанным инструкциям. Тренер помогает, корректирует работу, отвечает на вопросы. (15 мин.)

Демонстрация упражнения (часть 2): тренер просит одного из участников выйти вперед, после чего задает ему несколько вопросов, предварительно попросив его только обдумывать ответ, не произнося его вслух. Группа же должна догадаться, что отвечает участник. (5 мин.)

Работа в группах (часть 2): участникам раздается раздаточный материал 1.2., после чего они работают в группах согласно прописанным инструкциям. Тренер помогает, корректирует работу, отвечает на вопросы. Работа в группе записывается на видеокамеру. (15 мин.)

Подведение итогов: тренер спрашивает, насколько успешно участники читали невербальное поведение людей, какие возникли трудности, какие показатели невербального поведения участники заметили. Просматривается запись, обсуждаются элементы, не замеченные участниками в ходе упражнения. Завершается упражнение утверждением: «Не существует неудачи - есть только обратная связь, на которой можно учиться». (5 мин.)

Упражнение «Установление взаимопонимания» («Достижение раппорта»).

Время выполнения: 50 мин.

Цель: научить участников отражению и ведению невербального поведения людей с целью достижения состояния взаимопонимания (раппорта).

Применение: переговоры, деловые встречи, любые коммуникативные ситуации, когда приходится иметь дело с малознакомыми или незнакомыми людьми, конфликтная коммуникация.

Вступление: тренер говорит, что из прошлого упражнения участники узнали, насколько важную роль в коммуникации играет невербальное поведение. Затем рассказывает участникам о том, что при построении доверительных отношений люди отражают невербальное поведение друг друга и о том, как это можно применить в бизнесе. (5 мин.)

Демонстрация упражнения: тренер спрашивает у группы, какие аспекты невербального поведения, по мнению участников, могут быть отражены. Группа отвечает, тренер записывает ответы. Далее тренер с группой устанавливают, какие аспекты невербального поведения и когда неприятно или неудобно отражать. Тренер спрашивает у участников, как они могут узнать, установлен раппорт или нет. (10 мин)

Работа в группах (часть 1): участникам раздается раздаточный материал 2.1., после чего они работают в группах согласно прописанным инструкциям. Тренер помогает, корректирует работу, отвечает на вопросы. Работа в группах записывается на видеокамеру. (15 мин.)

Работа в группах (часть 2): участникам раздается раздаточный материал 2.2., после чего они работают в группах согласно прописанным инструкциям. Тренер помогает, корректирует работу, отвечает на вопросы. Работа в группах записывается на видеокамеру. (15 мин.)

Подведение итогов: тренер спрашивает, в каких ситуациях участники намерены применять полученный навык и какие выгоды они хотят от этого получить. Просмотр записи, обсуждение ошибок. (5 мин.)

Перерыв 10-15 мин (участникам предлагается кофе, чай, соки).

Упражнение «Применение слов-предикатов».

Время выполнения: 50 мин.

Цель: Научить участников использовать визуальные, аудиальные, кинестетические слова-предикаты чтобы говорить с большей убедительностью, влиять на людей, налаживать более эффективную коммуникацию в конфликтной ситуации.

Применение: Переговоры, презентации, встречи, внутренние и внешние конфликты.

Вступление: Тренер рассказывает участникам об особенностях человеческого восприятия, о репрезентативных системах. Тренер рассказывает также о словах, с помощью которых люди описывают свой внутренний опыт - предикатах и о том, как важно для убедительности речи использовать предикаты той же РС, что и собеседника. (5 мин.)

Демонстрация упражнения: Тренер предлагает группе попробовать назвать сначала слова, относящиеся к визуальной, затем к аудиальной, затем к кинестетической модальности. Группа называет, тренер корректирует. (5 мин.)

Индивидуальная работа: Каждому участнику раздаются раздаточные материалы 3. Участники работают индивидуально, тренер отвечает на вопросы (15 мин.)

Подведение итогов: Участники читают свои работы, группа ищет ошибки, обсуждаются более приемлемые варианты. (15 мин.)

Упражнение «Управление собственным поведением».

Время выполнения: 50 мин.

Цель: научить участников тренинга в любой момент входить в такое ресурсное состояние, которое поможет им полностью использовать свои навыки и характерные черты в разных ситуациях, включая те, которые раньше казались проблемными.

Применение: публичные выступления, презентации, пресс-конференции, ответственные переговоры.

Вступление: тренер говорит, что до перерыва группа познакомилась с техниками межличностной коммуникации, однако в профессиональной деятельности все наверняка сталкивались со случаями, когда приходится говорить на публику. Затем тренер рассказывает группе о системе «стимул - реакция», объясняет принципы якорения ресурсных состояний, позволяющие наиболее эффективно использовать свои ресурсы в трудных ситуациях. (5 мин.)

Демонстрация упражнения: тренер просит одного из участников выйти и проводит с ним демонстрацию упражнения по применению ресурсного состояния в проблемной ситуации согласно раздаточному материалу 4. (10 мин)

Работа в группах: участникам раздается раздаточный материал 4, после чего формируются группы и начинается групповая работа. Тренер помогает, корректирует работу, отвечает на вопросы. (30 мин.)

Подведение итогов: тренер спрашивает участников, что они заметили или почувствовали во время упражнения, как они предполагают использовать полученный навык. (5 мин.)

Заключительный этап

Заключительное упражнение. Тренер объявляет об окончании занятий, просит участников выходить из команды по очереди. Встает первый участник, делает несколько шагов к двери, за ним отправляется второй, стараясь копировать все движения первого и добавив к ним свою деталь. За ним следует третий, копируя все движения второго и добавляя свою деталь и т. д. Последним выходит тренер, повторяя движения всех участников (10 мин).

Подведение итогов дня. Тренер резюмирует все сказанное на занятии, перечисляет техники, которым участники научились за время занятия, кратко рассказывает о том, чему участники смогут научиться на следующий день. Далее тренер советует участникам хорошо отдохнуть, чтобы их мозг сам «переварил» все пройденное, чтобы потом использовать это на бессознательном уровне; группа расходится. (5 мин.)

День второй (4 часа)

Предварительный этап

Разминочное упражнение «Степень включенности в группу». Тренер говорит, что сейчас все вместе проверят, насколько каждый из участников включен в группу. Участники выстраиваются от двери к центру круга. Каждый находит свое место, затем говорит, что именно побудило его встать на это место. Задаются вопросы: Кто чувствует себя слабо включенным? Что ему мешает? Что он и другие могут сделать, чтобы он включился? (10 мин.)

Основной этап

Упражнение «Постановка цели»

Время выполнения: 45 мин.

Цель: научить участников тренинга правильной постановке цели, дать возможность почувствовать разницу в качестве результатов, которые достигаются от фокусировки на позитивном результате в отличие от обвинения других в неудаче.

Применение: планирование.

Вступление: тренер говорит, что участникам, вероятно, часто приходится планировать какие-либо действия и согласовывать их с коллегами. В проблемных ситуациях это часто вызывает взаимные обвинения. Далее тренер рассказывает об отличиях стиля мышления, направленного на обвинение, от фокусировки на позитивном результате. (5 мин.)

Работа в группах: По согласованию с тренером группы выбирают какую-либо проблему, которая может иметь место в их работе. Группе раздается раздаточный материал 5.1. и с помощью него предлагается решить эту проблему. После окончания обсуждений выдается раздаточный материал 5.2. и предлагается решить проблему, пользуясь им. Работа в группах записывается на видеокамеру. (30 мин.)

Подведение итогов: тренер предлагает группе сравнить результаты первого и второго подходов к обсуждению проблемы и высказать свои чувства и замечания. Просмотр видеозаписи упражнения, обсуждение увиденного. В целях закрепления пройденного тренер обращает внимание на подстройку участников. (10 мин.)

Упражнение «Постановка целей подходящего размера».

Время выполнения: 45 мин.

Цель: Дать возможность участникам ставить сложные, но достижимые цели.

Применение: планирование, прогнозирование.

Вступление: Тренер объясняет участникам две причины, по которым люди часто не достигают поставленных целей: цели бывают либо слишком тривиальны, либо кажутся недостижимыми. (5 мин.)

Работа в группах: тренер рассказывает участникам о причинах, по которым люди могут не достигать поставленных целей (цель либо кажется слишком тривиальной, либо ее достижение кажется невозможным). Далее тренер предлагает участникам научиться ставить цели «подходящего размера». Участники делятся на пары, им раздаются раздаточные материалы 6. Идет работа в группах, тренер помогает участникам. (30 мин.)

Подведение итогов: Участники обсуждают проделанное упражнение, делятся тем, какие цели им удалось поставить. (10 мин.)

Перерыв 10-15 мин. (кофе-брейк).

Упражнение «Иерархия ценностей».

Время выполнения: 45 мин.

Цель: Научить участников выяснять ценности других людей и использовать их для управления ими и побуждения их к действию.

Применение: Планирование, расстановка сил и средств при подготовке к мероприятиям.

Вступление: Тренер рассказывает о ценностях, о важности умения распознавать ценности других людей при управлении человеческими ресурсами. (5 мин.)

Работа в группах: Участникам раздается раздаточный материал 7, затем они делятся на группы в соответствии с указанием. Идет работа в группах, тренер помогает, отвечает на вопросы. (30 мин - 3 раунда по 10 мин.)

Подведение итогов: Участники обсуждают проделанное упражнение. Задаются вопросы: Какие ценности удалось установить? Как эти ценности могут влиять на решения людей? Как это можно применить в работе? (10 мин.)

Упражнение «Выявление ценностей»

Время выполнения: 55 мин.

Цель: Научить участников использовать вопросы, которые позволяют выяснить ценности, лежащие в основе поведения людей.

Применение: Планирование, управление человеческими ресурсами.

Вступление: Тренер говорит, что данное упражнение является продолжением предыдущего и сейчас участники смогут с помощью специальных вопросов научиться выяснять ценности собеседников. (5 мин.)

Демонстрация упражнения: Тренер приводит примеры вопросов, которые позволяют выяснить ценности партнера (см. раздаточные материалы 8). Также он приводит примеры уточняющих вопросов, позволяющих однозначно определить, что именно партнеры понимают под тем или иным понятием. (10 мин.)

Работа в группах: Участники делятся на группы, им раздается раздаточный материал 8. Идет работа согласно указаниям. Тренер контролирует ход упражнения, отвечает на вопросы. (30 мин.)

Подведение итогов: Участники обсуждают проделанное упражнение. Тренер задает вопросы типа: Какие ценности были выявлены? Какова разница между значениями, которые разные люди приписываю одной ценности? (10 мин.)

Заключительный этап

Заключительное упражнение. В конце занятия тренер встает, протягивает вперед руку и говорит что-нибудь типа: «Мне очень приятно было работать с вами!» Затем поднимается один из участников и тоже говорит что-нибудь типа: «Спасибо, всем спасибо», и кладет свою руку на руку тренера. Таким же образом поступают и другие участники. Когда правые руки будут все задействованы, в дело вступают левые, таким образом, каждый член тренинговой группы говорит два раза за упражнение. После того как речи сказаны и руки соединены, тренер говорит всем «до свидания», и группа расходится. (10 мин.)

Подведение итогов дня. Тренер резюмирует все сказанное на занятии, перечисляет техники, которым участники научились за время занятия, кратко рассказывает о том, чему участники смогут научиться на следующий день. (10 мин.)

День третий (4 часа)

Предварительный этап

Вступительное слово тренера. Приветствие. Обобщение материала предыдущего дня. Ответы на вопросы участников. (10 мин)

Разминочное упражнение. Всем участникам игры раздаются листки бумаги с написанными по вертикали числами от 1 до 20. Затем тренер в быстром темпе зачитывает отдельные слова, а участники должны после каждого слова очень быстро записать в соответствующей строке имя того участника тренинга, с которым ассоциируется это слово. Затем тренер собирает записки, подсчитывает, кто сколько раз был упомянут. Слова, которые зачитывает тренер, могут быть объединены в несколько подгрупп, содержание которых зависит от того, что же тренер хочет измерить. Логично предположить, что слова типа «айсберг», «доспехи», «сумерки» будут ассоциированы с людьми закрытыми и замкнутыми, а «август», «медвежонок», «подушка» -- с людьми мягкими, добрыми. Для удобства подсчитывания, а также для того, чтобы участники не заметили тенденций в подборе тренером слов, целесообразно, при наличии, скажем, четырех групп слов, слова первой группы ставить на 1, 5, 9, 13, 17 места, слова второй группы на 2, 6, 10, 14, 18 места и т. д. (10 мин)

Основной этап

Упражнение «Построение будущего с помощью метафор».

Время выполнения: 65 мин.

Цель: Дать возможность участникам научиться применять простые метафоры в устной и письменной речи.

Применение: решение творческих задач - создание корпоративной философии компании, создание креативных презентаций и пр.

Вступление: Тренер объясняет участникам что такое метафора, какие есть виды метафор и как они влияют на восприятие информации. Тренер говорит, что метафора может открыть для человека новые возможности и дать новые пути для решения проблем. Тренер приводит примеры простых метафор. (5 мин.)

Демонстрация упражнения: Тренер говорит группе начало какого-либо утверждения, а группа должна закончить его, используя метафору (пример дан в раздаточных материалах). (10 мин.)

Работа в группах: Участникам раздаются раздаточные материалы 9. Идет работа в группах по трое в соответствии с указаниями. (общее время 45 мин.: 1 часть - 3 раунда по 5 мин, вторая - 3 раунда по 10 мин.)

Подведение итогов: Участники обсуждают придуманные метафоры и возможности применения полученного навыка в работе. (5 мин.)

Упражнение «Создание изменений с помощью метафоры»

Время выполнения: 50 мин.

Цель: Дать возможность участникам научиться делать креативные изменения с помощью метафор для того, чтобы эффективнее достигать своих целей.

Применение: Креативные задачи, мотивация сотрудников.

Вступление: Тренер объясняет участникам отличие воздействия метафоры от воздействия прямого совета или инструктажа. Метафора действует на подсознание, поэтому всегда вызывает более живой отклик и не вызывает сопротивления. Тренер объясняет структуру метафоры: нынешняя ситуация - полезные ресурсы - желаемый выход. (5 мин)

Работа в группах: участникам раздаются раздаточные материалы 10, проводится инструктаж. Идет работа в группах согласно указаниям. Тренер помогает группам. (45 мин.)

Подведение итогов: Задаются вопросы: Какие метафоры придумали участники? Что нового они поняли? Какой способ создания метафор оказался наиболее эффективным? (5 мин.)

Перерыв 10 мин. (Кофе-брейк)

Упражнение «Переформирование отношения»

Время выполнения: 40 мин.

Цель: научить участников применять в профессиональной деятельности техники рефрейминга.

Применение: креативное решение проблемы в конфликтной ситуации.

Вступление: Тренер объясняет участникам важность вербальной составляющей коммуникации. Язык имеет свойство задавать оценку любому явлению. Примеры: «Жадность - бережливость», «Занудство - настойчивость», «Лень - экономия энергии». Тренер рассказывает о технике рефрейминга, о различиях рефрейминга содержания и рефрейминга контекста. (5 мин.)

Работа в группах (часть 1): Участники разделяются на пары, на каждую пару раздается по листу бумаги. Отрабатывается техника рефрейминга содержания. Участники придумывают пары слов, обозначающие одно и то же явление, но с разной оценкой. (10 мин.)

Работа в группах (часть 2): Отрабатывается техника рефрейминга контекста. Разыгрывается ситуация: Один PR-менеджер и два журналиста, обвиняющие компанию в том, что она «слишком…». PR-менеджер переформирует значение, подыскивая подходящий контекст. Работа в группах записывается на видеокамеру. (3 чел. по 7 мин. = 21 мин.)

Обсуждение: Просмотр видеозаписи упражнения, обсуждение ошибок. Вопросы: Насколько успешным было выполнение задания? Где это можно применить в профессиональной деятельности? (4 мин.)

Упражнение «Перемещение преград в мышлении».

Время выполнения: 40 мин.

Цель: Дать возможность участникам помочь другим взглянуть на проблемы по-новому.

Применение: поиск креативного решения «нерешаемой» проблемы.

Вступление: Тренер рассказывает участникам о том, как важно видеть проблемы под разными углами зрения и как в этом может помочь рефрейминг. (5 мин.)

Работа в группах: участники разбиваются на группы по трое и работают согласно инструкциям, прописанным в раздаточных материалах 11. (30 мин: 3 раунда по 10 мин)

Подведение итогов: Задаются вопросы: насколько эффективны были способы рефрейминга? Насколько трудным было упражнение? Как это можно применить в работе? (5 мин.)

Заключительный этап

Диагностика обучающей эффективности тренинга. Тренер просит участников заполнить тест, чтобы проверить уровень их знаний после тренинга. Раздача бланков. Заполнение. Сбор бланков. (10 мин.)

Заключительное упражнение «Что я приобрел?».

Все закрывают глаза и каждый формулирует, что он приобрел в ходе занятия. Все рассказывают, что они приобрели. (10 мин.)

Подведение итогов тренинга. Участники обсуждают, чему они смогли научиться, как они смогут применить это в работе и вообще в жизни. Тренер отвечает на вопросы. Прощание. (10 мин.)

Как составить план. Планирование мероприятий, шагов (10+)

Планирование. Составление плана мероприятий

Самое важное:

План должен начинаться с текущего состояния и завершаться тем, что мы хотим получить. Он должен вести нас от нашего сегодняшнего положения к нашей цели .

Шаги должны быть настолько мелкими, чтобы было понятно, как сделать каждый шаг , и чтобы можно было понять, какие шаги уже сделаны, а какие предстоит сделать.

Для каждого шага должно быть определено время , в которое он должен быть сделан. Это позволяет понимать хронологическую последовательность шагов, четко знать, когда и что нужно делать, оценивать степень выполнения плана.

Регулярно контролируйте выполнение плана.

Если план выполняют несколько человек, то для каждого шага должен быть задан исполнитель. Также нужно предусмотреть взаимодействие участников с целью координации и контроля своевременности шагов.

Желательно понимать, какие шаги зависят от каких предыдущих. Это полезно при корректировке плана, если такая понадобится.

При корректировке старайтесь менять шаги, но не сроки.

Продумайте, где в плане может что-то пойти не так. Перечислите риски. Составьте резервные планы на случай реализации этих рисков. Вы должны понимать, что будете делать, если что-то пойдет не так, как запланировано.

Планирование (составление плана) - важнейшая составляющая часть достижения цели. Большая задача сама по себе пугает. Непонятно, с какой стороны к ней подступиться. Это демотивирует, вгоняет в депрессию. Наличие понятного исполнимого плана само по себе убеждает в достижимости цели и мотивирует. Единственный способ съесть слона - есть его по частям.

Удобнее всего составлять план в текстовом редакторе или редакторе таблиц, так как нам придется раздвигать строчки, вставлять комментарии и корректировать план на этапе исполнения. На бумаге это делать невозможно. Специализированные программы для планирования я пробовал использовать, но разочаровался, не нашел в них каких-то дополнительных преимуществ по сравнению с обычным редактором таблиц.

Структура плана мероприятий

План состоит из шагов, сгруппированных в этапы. Мелкие этапы могут группироваться в более крупные. Каждый пункт плана должен содержать срок начала и завершения этапа.

Я планирую таким образом. Ставлю цель. Как правильно ставить цели , можно прочесть по ссылке. Для начала в моем плане всего две строчки (первая и последняя): текущее состояние дел и желаемый результат (цель). Далее я иду к середине плана с двух концов. С одной стороны пишу этапы, которые можно предпринять, начиная с текущего состояния (назовем их реальными этапами). С другой стороны пишу условия достижения конечной цели, которые, по моему мнению, ближе, чем сама цель (желаемые этапы). Вставляю эти строчки между первой и последней. Стараюсь найти такие этапы, чтобы они в конце концов встретились, то есть из последнего реального этапа вытекал первый желаемый. Обычно это удается, хотя и не всегда с первого раза. Возможно, понадобится изучить опыт других людей, которые уже решали похожие задачи, посоветоваться. Если цель такая, которую раньше никто не достигал, то все равно ее достижение состоит из этапов, многие из которых другие люди уже проходили. Так что в планировании этих этапов нужно опираться на чужой опыт, а уникальные шаги придется продумывать самому.

Для примера рассмотрим план освоения иностранного языка. В скобках указана последовательность, в которой я добавлял этапы.

  • Иностранный язык не знаю (1)
  • Выясняю у друзей, знающих язык, как они его выучили (3)
  • Подбираю и покупаю самоучитель языка (7)
  • Осваиваю язык по самоучителю до уровня "читаю со словарем" (8)
  • Записываюсь на курсы с носителем языка, осваиваю произношение и понимание со слуха (9)
  • Учу слова, расширяю словарный запас (10)
  • Читаю литературу на языке (11)
  • Читаю периодику на данном языке через интернет (6)
  • Смотрю спутниковые телевизионные программы на данном языке (5)
  • Посещаю страну, где говорят на этом языке, для практики (4)
  • Иностранный язык знаю на разговорном уровне (2)

Планирование мероприятий по уточнению плана. Контроль и корректировка

Пункты плана после 3-го добавляю по итогам выполнения третьего, то есть выяснения у друзей путей освоения языка. Это нормально. В планах нередко приходится вставлять некоторые исследования, на основе которых потом продолжается планирование. Но важно помнить цель и срок, к которому ее нужно достигнуть. Получив нужные данные, стараемся составить план, приводящий к цели в нужное время.

В сложных планах практически невозможно все запланировать заранее. По итогам одних шагов может появляться информация, влияющая на другие. Я советую запланировать все шаги на основе той информации, которая имеется. По мере выполнения плана, когда будет появляться новая информация, вносить коррективы. Но при этом постоянно удерживать внимание на конечной цели и сроках. Всегда нужно стараться корректировать план так, чтобы сроки не сдвигались. Начать сдвигать сроки легко, остановиться практически невозможно. Корректировка сроков - последний рубеж, когда уже ничего другого предложить нельзя. Мой опыт показывает, что если постоянно контролировать исполнение плана, понимать, что дела идут не так, как планировалось, сразу после возникновения проблем, а не в конце этапа, то удается внести коррективы и выполнить план в срок, несмотря на возникшие сложности.

Так что важнейшим элементом выполнения плана является оценка степени его выполнения. Необходимо регулярно выяснять, идет ли выполнение плана по графику. Это важно и для коллективного, и для индивидуального плана. Как оценить степень выполнения? Для этого нужна достаточная детализация.

Степень детализации плана

Теперь детализирую этапы до такого состояния, чтобы выполнение каждого шага было очевидным и занимало максимум несколько часов. Если детализация выполнена верно, то легко оценить выполнимость каждого шага и можно контролировать, насколько план выполняется.

Например, этап "Выучить 3 000 иностранных слов за год" детализирован недостаточно. Непонятно, реально ли это, как к этому подступиться, невозможно контролировать исполнение. В конце года станет ясно, что план провален, но что-то предпринимать будет поздно.

Такая детализация исправит положение: "Ежедневно изучать десять слов, повторять слова за последние десять дней, повторять слова за день, который был месяц назад, повторять слова за день, который был два месяца назад". Эти шаги понятно как выполнить. Выполнение этих шагов легко контролировать. Вы либо выполнили эти шаги за день, либо нет. Эти шаги приводят к нужном результату - освоению за год 3 000 слов.

Разработка плана мероприятий не представляет затруднений для специалиста по управлению проектами. Однако автору многократно доводилось наблюдать, как авторитетные руководители составляли довольно сумбурные планы, из которых никак нельзя было заключить, каким же образом будет достигаться цель повышения эффективности работы направления, подразделения или предприятия в целом. Вместо конкретных действий в планах фигурировали лишь декларации с неопределенными сроками и результатами.

План мероприятий это документ, который определяет цели, конкретные действия (работы или мероприятия), требования к их результатам, сроки выполнения и исполнителей этих действий.

Совокупность мероприятий (в указанном понимании) представляет собой проект – временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов, услуг или результатов или программу – ряд связанных друг с другом проектов, управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности .

Таким образом, план мероприятий – один из документов проекта или программы, который определяет ожидания относительно времени их выполнения, необходимых ресурсов и получаемых результатов. Обманчиво простая форма плана мероприятий требует (если, конечно заказчик заинтересован в получении реального результата) кропотливой вдумчивой работы. Нет нужды напоминать о том, что «самое главное в производстве – это подготовка производства» и что хорошо продуманный и структурированный план в значительной мере обеспечивает успех проекта.

Рекомендации по организации работы, предшествующей появлению плана мероприятий, содержится в многочисленных руководствах по повышению эффективности бизнеса, среди которых можно отметить , , и, как наиболее близкое к теме нашей статьи, .

В настоящей статье мы расскажем, как разработать целенаправленный и обоснованный план мероприятий, предварительно выполнив необходимую аналитическую работу. Для этого рассматривается один поучительный пример из практики автора, в котором использование ключевых показателей эффективности сочетается с техникой причинно-следственной диаграммы , «5 почему» и с обычным для менеджера проекта умением строить расписания проекта . Этот пример полезен еще и тем, что он типичен для многих предприятий сервисного бизнеса .

Структура плана

Приведенное выше определение плана мероприятий позволяет определить лишь самые общие требования к структуре (разделам) документа:

  • Наименование
  • Цели мероприятий
  • Исполнители мероприятий
  • Плановые сроки мероприятий
  • Обоснование мероприятий
  • План-график
  • Требования к результатам
  • Отчетность и контроль
  • Приложения

Форма плана

Обязательными реквизитами плана мероприятий являются: наименование организации, наименование вида документа об утверждении, его дата и номер, место составления, гриф утверждения. Они помещаются в начале текста документа.

Подписи лиц, согласующих проект плана мероприятий, помещаются либо в конце текста документа, либо на отдельном листе согласования, реквизиты которого должны однозначно определять, какой документ был согласован. В конце текста плана мероприятий или на отдельном листе ознакомления заинтересованные работники проставляют свои подписи об ознакомлении с документом и получении его копии на руки.

Разработка содержания плана мероприятий

Идея метода

Постановка задачи: имеется продукт или направление деятельности организации, показатели качества которого необходимо улучшить.

Решение задачи предлагается осуществить в несколько шагов.

  • Шаг 1. Точно описать продукт (продукты) рассматриваемого направления деятельности.
  • Шаг 2. Определить основные показатели качества продукта (продуктов).
  • Шаг 3. Классифицировать причины нарушения качества.
  • Шаг 4. Оценить степень влияния выявленных причин на нарушение качества.
  • Шаг 5. Предложить мероприятия, направленные на устранение или компенсацию выявленных причин.
  • Шаг 6. Оценить степень влияния предполагаемых мероприятий на повышение показателей качества.
  • Шаг 7. Ранжировать мероприятия по приоритетности, ориентируясь на степень их влияния на результат, срокам и стоимости; отобрать наиболее эффективные мероприятия.
  • Шаг 8. Сформировать сетевой график мероприятий.
  • Шаг 9. Сформировать временной график мероприятий, определить исполнителей.

Первый шаг включен в последовательность действий потому, что описание продукта (требований к нему) является определяющим для всего последующего процесса планирования. Если достаточно точного представления о продукте не сформировано, то дальнейшие действия обречены на неполноту или неэффективность.

Применение описанного метода проиллюстрируем примером.

Исходная ситуация

Сервисная компания (далее – СК) предоставляет в аренду оборудование и инструмент для ремонта нефтяных скважин, который выполняет специализированная компания по ремонту скважин (далее – КРС) (см. рис. 1). Оборудование доставляется в бригады КРС, работающие на месторождениях, в соответствии с заявками КРС в оперативном режиме. Заявка содержит требования к комплектации оборудования. Укомплектованное оборудование должно сопровождаться комплектом документов, подтверждающих его исправность и возможность использования. СК обеспечивает исправность оборудования, выполняя его техническое обслуживание и ремонт после возвращения его из КРС. Доставка выполняется транспортной компанией (далее – ТК), работающей у СК на субподряде. Некоторые виды ремонта и испытаний также выполняются субподрядчиками СК. КРС оплачивает время аренды или количество успешных операций, выполненных с помощью арендованного оборудования. Непроизводительное время бригады КРС, причиной которого стало арендованное оборудование, не оплачивается.

Описанное направление деятельности является для СК относительно новым, поэтому некоторые вопросы придется решать «с нуля».

Рис. 1. НК, КРС, СК и ее субподрядчики

Другие данные об исходной ситуации приводятся по ходу изложения ниже.

Требуется разработать годовой план мероприятий по повышению операционной эффективности компании.

Шаг 1. Описание продукта

Продуктом СК является оборудование, удовлетворяющее требованиям к:

  1. техническим характеристикам (тип, марка, размер, мощность, диаметр и т.п.) – определяются заявкой;
  2. ресурсу или надежности – определяются правилами ведения работ, руководствами по эксплуатации оборудования или договором между КРС и СК;
  3. комплектности – определяются руководствами по эксплуатации оборудования или заявкой;
  4. наличию сопроводительных документов – определяются правилами ведения работ и/или договором между КРС и СК;
  5. месту и времени доставки – определяются заявкой.

Нарушение хотя бы одного из перечисленных требований влечет невозможность использования оборудования в процессе ремонта скважины. Контроль соблюдения требований осуществляет мастер ремонтной бригады или супервайзер нефтяной компании (далее – НК), которая является заказчиком ремонта скважины.

Выполнение перечисленных требований должно быть обеспечено следующим бизнес-процессами СК соответственно:

  1. формирование оборотного фонда оборудования;
  2. обеспечение технической готовности (включает подпроцессы: ревизия, техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт, испытания);
  3. комплектация;
  4. управление документацией;
  5. доставка.

Таким образом, требования к продукту СК декомпозируются в требования к продуктам отдельных бизнес-процессов.

Шаг 2. Основной показатель качества

Напомним, что качеством продукта называется соответствие продукта требованиям клиента. Показатели качества являются количественными измерителями такого соответствия.

Наивный подход к определению показателей качества в нашем случае привел бы к простому набору из нескольких индикаторов несоответствий. Например, для данного вида оборудования необходимо иметь 5 сопроводительных документов, по факту привезли 3, следовательно, по выполнению требований к документам ставим «минус» и т.п.

Правильный взгляд на процесс (с точки зрения не потребителя продукта СК, а с точки зрения НК – потребителя продукта КРС) приводит к одному показателю – потерям производительного времени ремонтной бригады в процессе ремонта скважины . Действительно, НК заинтересована в минимальном времени простоя скважины в связи с ремонтом. Необходимое время ремонта определяется планом работ КРС; время, потраченное сверх нормативного, а тем более простои КРС не оплачиваются. Следовательно, КРС также заинтересована в минимизации потерь производительного времени. Заинтересована в этом, посредством системы тарификации, и СК.

Итак, основой показатель качества продукта СК – количество потерь производительного времени КРС (далее – ППВ), вызванных использованием арендованного оборудования. Измеряется этот показатель в бригадо-часах. Цель состоит в его минимизации.

Шаг 3. Классификация причин нарушения качества

ППВ связаны как с качеством самого продукта (т.е. доставленного в бригаду оборудования), так и с его эксплуатацией бригадой. Поэтому первый шаг классификации ППВ состоит в определении виновной в потерях стороны, которой могут быть:

  • субподрядчики СК,

Следующий шаг классификации показан на рис. 2.


Рис. 2. Классификация причин потерь производственного времени.

Отметим, что в нашей классификации причины потерь соответствуют бизнес-процессам СК, которые, в свою очередь, отвечают видам требований к качеству продукта СК (см. шаг 0).

Итогом шага является причинно-следственная диаграмма нарушений качества, напоминающая диаграмму Исикавы и построенная по методу «5 почему».

Шаг 4. Степень влияния причин нарушения качества на результат

Для того, чтобы оценить степень влияния выделенных нами причин на результат, необходим аналитический учет по видам причин. Как правило, такой учет в СК ведется – хотя бы для того, чтобы корректно выставить претензии субподрядчикам или заказчику (КРС). На рис. 2 приведены соответствующие цифры.

Наибольшая доля потерь (80%) приходится на СК; в свою очередь, наибольшие проблемы (60%) связаны с процессом технического обслуживания и ремонта, призванного обеспечить исправность и достаточный ресурс предоставляемого заказчику оборудования.

Попробуем разобраться с проблемами ремонта глубже. Как и всякий производственный процесс, ремонт обеспечивается следующими ресурсами:

  • технологией,
  • производственными мощностями,
  • запасными частями и материалами,
  • персоналом,
  • общей организаций производства.

По каждому из перечисленных видов ресурсов мы и зададим следующее «почему?» (третье по счету).

Следует признать, что редкие компании ведут корректный аналитический учет потерь качества в привязке к производственным ресурсам. Не была исключением и рассматриваемая СК. Поэтому для оценки степени влияния производственных ресурсов на качество продукта пришлось воспользоваться мнениями экспертов. В соответствии с ними по степени проблемности ресурсы выстроились следующим образом:

  • недостаточная оснащенность производства (20%),
  • отсутствие или несоответствие технологий ремонта (10%),
  • нерациональная организация производства (10%),
  • недостаточная квалификация персонала (10%),
  • недостаточная мотивация персонала (5%),
  • некачественные запчасти (5%).

Итогом шага является расширенная причинно-следственная диаграмма нарушений качества, на которой приведены количественные оценки влияния выделенных причин на нарушение качества.

Шаг 5. Предложение мероприятий

В первую очередь, как явствует из приведенных оценок, надо заняться обновлением производственных мощностей. Однако дело это дорогое и длительное. Поэтому на данном шаге мы, не сдерживая фантазию, попробуем предложить как можно больше разнообразных мероприятий, способствующих решению тех или иных проблем (см. рис. 3).

Для увеличения изображения, кликните по нему мышкой

Рис. 3. Мероприятия.

На практике для изготовления рисунка, подобного рис. 3, полезно пользоваться доской или какой-либо программной средой типа MS Visio, поскольку придется дописывать и переставлять мероприятия и выстраивать из них причинно-следственные «грозди». Каждое мероприятия будет «бить» в одну или в несколько проблем, либо предшествовать по логике одному или нескольким мероприятиям (заодно появляется и прообраз сетевого графика мероприятий).

Отметим, что к категории проблем под названием «прочие» никакие меры принимать не предлагается, так как отнесение определенного процента нарушений к этой категории означает, что проблемы либо не настолько критичны, либо природа их неясна. В итоговой версии плана мероприятий «прочим» категориям могут быть посвящены действия, направленные на прояснение причин таких потерь, если, конечно, такие действия будут экономически оправданны.

Уже на этом шаге вполне можно оценить, насколько «легким» или «тяжелым» будет предлагаемое мероприятие с точки зрения его стоимости, продолжительности или иных факторов (например, степени сопротивления его выполнению). Тем не менее, повторим, что на данном шаге следует освободиться от предрассудков и максимально расширить спектр применяемых средств.

Итогом шага является диаграмма, в которой причинам потерь качества отвечают мероприятия, образующие причинно-следственную сеть.

В финальной версии такой диаграммы остаются, конечно, далеко не все мероприятия, которые были предложены во время «мозгового штурма», а только те, которые планируется выполнить. Общее время на реализацию мероприятий может быть определено либо исходя из необходимости достигнуть поставленную цель, либо как фиксированный период (например, год). Напомним, что в нашем примере для реализации мероприятий отводится один год.

Шаг 6. Оценка степени влияния мероприятий на результат

На этом шаге необходимо понять, насколько выполнение тех или иных мероприятий влияет на результат. В нашем случае – насколько те или иные мероприятия снизят ППВ.

Оценка улучшений рассчитывается исходя из того, что все мероприятия, отображенные на диаграмме, будут выполнены.

К требуемой оценке можно подойти двояко: либо мы определяем, какое улучшение возможно и рассчитываем целевое значение, либо целевое значение устанавливается, а размер улучшения рассчитывается. В ситуации, явившейся прообразом рассматриваемого нами примера, применялись оба подхода. Рассмотрим некоторые детали подробно.

Возьмем ППВ по вине заказчика оборудования – КРС. Основные потери связаны с некорректностью подачи заявки и с неправильной эксплуатацией оборудования в бригадах КРС.

Некорректность заявки означает неправильное указание типоразмера или комплектации оборудования. В свою очередь, неправильное указание типоразмера может быть обусловлено отсутствием (или сознательным неиспользованием) единого справочника оборудования либо ошибкой технолога, подготавливающего заявку.

Первая причина ликвидируется на первых этапах разъяснительной работой с технологами, созданием «бумажного» единого справочника , обязательного к использованию, а на финальных этапах – автоматизацией процесса заказа, когда единый справочник будет использоваться в рамках единой автоматизированной информационной системы.

Вторая причина, скорее всего, не устранима средствами, доступными СК. Ошибки будут, тем более, что часть из них в реальности обусловлена действиями НК, выдающей КРС определенный план работ по скважине.

В итоге, реальной оценкой будет снижение потерь по категории «некорректная заявка» наполовину, то есть в итоге на 1% от общего объема ППВ.

Аналогично, примерно наполовину удастся сократить потери, связанные с неправильной эксплуатацией оборудования. Здесь основными инструментами воздействия является налаженная претензионная работа, опирающаяся на данные контроля эксплуатации оборудования со стороны КРС. Однако, контроль эксплуатации все равно не будет тотальным, так как требует значительного увеличения ресурсов СК.

Прочие потери по вине КРС остаются неизменными.

Рассмотрим теперь потери, связанные с собственной производственной деятельностью СК.

Для оптимизации оборотного фонда оборудования (закупок необходимого оборудования, консервации, продажи или ликвидации ненужного) требуется предварительная аналитическая работа по расчету номенклатуры и объема оптимального оборотного фонда . Для этого необходимы данные о поведении случайных величин спроса на оборудование со стороны КРС и времени оборота, складывающегося из времени эксплуатации оборудования бригадой КРС на скважине, времени ремонта оборудования на базе СК, времени транспортировки оборудования и времени нахождения оборудования в состоянии технической готовности на складе СК . Требуемую статистическую информацию надо собирать не менее полугода. Финансовое ограничение также не позволит решить проблему оптимизации оборотного фонда полностью. Разумной оценкой будет улучшение по данному показателю на 5% от общего объема ППВ.

Целевое значение для улучшения качества ремонта (втрое в относительном измерении и на 40% ППВ в абсолютном) в нашем примере было поставлено «авторитарно». Тем не менее, это значение было подкреплено трезвыми оценками возможностей. А именно:

Суммируя полученные оценки по стрелкам причинно-следственной диаграммы потерь, получаем, что за счет планируемых мероприятий ППВ могут (и должны) быть снижены на 60% в течение года .

Полученный результат представляет собой целевое значение ключевого показателя качества и, соответственно, основную цель мероприятий. Диаграмма показывает, за счет чего достигается целевое значение.

После того, как будет сформирован график мероприятий (см. шаг 8), можно будет говорить о значениях целевого показателя, которые должны быть достигнуты поэтапно. Если предполагается, что целевое значение должно достигаться равномерно, то по известным формулам следует рассчитать целевые значения помесячно или поквартально.

Шаг 7. Ранжирование мероприятий

На этом шаге следует определить приоритетность предложенных мероприятий, принимая во внимание степень их влияния на целевые показатели мероприятий.

Фактически, шаги 4, 5 и 6 происходят одновременно или циклически во время рисования диаграммы проблем и мероприятий. Определяя приоритетность того или иного мероприятия, мы определяем приоритетность всех связанных с ним мероприятий (по логическим связям, которые показываются на диаграмме). Однако для независимых мероприятий необходимо определить приоритет, исходя как из количественных, так и из «политических» соображений.

Итогом шага должен являться упорядоченный по важности перечень независимых групп мероприятий.

В нашем примере важность всех групп мероприятий была признана одинаковой, иными словами, «наступление» на потери решено было вести «по всем фронтам» одновременно.

Шаг 8. Формирование сетевого графика мероприятий

Сетевой график для наших целей представляет собой диаграмму, показывающую логическую зависимость мероприятий. На диаграмме мероприятия изображаются вершинами графа и соединяются стрелками, если результаты одного мероприятия являются входными объектами для другого.

Вершинами графа являются как мероприятия, перечисленные ранее, так и дополнительные мероприятия, необходимость которых диктуется логикой.

Так, добавлены мероприятия, связанные со сбором статистической информации, необходимой для расчета оптимального объема оборотного фонда оборудования и норм расходов ресурсов на ремонт. Работам по автоматизации процессов СК предшествует постановка задачи (разработка технического задания) и выбор поставщика программного решения.

Для увеличения изображения, кликните по нему мышкой

Рис. 4. Сетевой график мероприятий.

Шаг 9. Формирование временного графика

Временной график показывает, как должна разворачиваться реализация мероприятий во времени.

Для построения временного графика необходимо:

  • иметь сетевой график мероприятий,
  • оценить ресурсоемкость каждого мероприятия,
  • оценить продолжительность каждого мероприятия, исходя из ограниченности ресурсов,
  • привязать мероприятия к временной оси,
  • определить исполнителей и иные необходимые ресурсы.

Построение временного графика – сложная задача (задача целочисленной оптимизации), поэтому на практике решается она в несколько итераций. Расположение мероприятий во времени не должно противоречить связям «предшествует – последует», указанным на сетевом графике. Объем мероприятий, в которых задействован некий ресурс, не должен превосходить объем (пропускную способность) этого ресурса. Продолжительность мероприятий, в которых задействованы внешние по отношению к организации исполнители, должна быть определена с учетом риска задержек по вине другой стороны. Максимально широко следует использовать распараллеливание мероприятий.

Необходимо внимательно подойти к временнoму характеру и определению продолжительности мероприятий. Именно, мероприятие может быть:

  • однократным (например: подготовка технического задания или закупка определенного вида оборудования);
  • периодическим (например: обучение);
  • текущим (например: сбор статистической информации).

Продолжительность однократного мероприятия четко ограничена датами начала и окончания. Периодическое мероприятие характеризуется периодичностью и продолжительностью каждой реализации. Текущее мероприятие также ограничивается, как правило, датами начала и окончания, но простирается на весь период от запуска до конца периода планирования мероприятия. Чтобы пояснить различия между этими видами мероприятий, а также сослаться на правила, в соответствии с которыми производятся периодические или текущие мероприятия, в плане мероприятий используют поле «примечания».

Нередки случаи, когда в план мероприятий включаются мероприятия, связанные с разработкой некоторого подпроекта и его реализацией. В таких случаях, как правило, разработка плана подпроекта относится к вполне определенному сроку, продолжительность же реализации подпроекта может быть определена лишь приблизительно или вообще заранее не определена. В таком случае в общем временном графике мероприятий следует указать приблизительный интервал, сопроводив мероприятие примечанием о том, что оно осуществляется в соответствии с планом (заданием), утвержденным на предыдущем этапе (дать ссылку на пункт плана) и что его продолжительность подлежит уточнению в соответствии с указанным планом.

Аналогичную рекомендацию можно дать и для упорядочения периодических и текущих мероприятий. Если порядок их проведения заранее не определен, то в рамках планируемых мероприятий следует предусмотреть мероприятия по установлению такого порядка. Например, для периодических многосторонних технических совещаний вначале принимается регламент таких совещаний: устанавливается периодичность (скажем, один раз в месяц), порядок формирования повестки дня, обсуждения и принятия решений. Далее в план включается периодическое мероприятие «проведение технических совещаний», а в примечании указывается: «в соответствии с регламентом, см. п. … плана мероприятий»; при этом указанный регламент фигурирует в плане мероприятий как результат мероприятия, на который дана ссылка.

Если в план мероприятий внесено однократное мероприятие, по результатам которого запускается иной проект или текущая работа, то это указывается в примечании.

Помесячный график мероприятий для нашего примера приведен в табл. 1.

Табл 1. Временной график мероприятий.

Для увеличения изображения, кликните по нему мышкой

После разработки содержательной части плана мероприятий, построения диаграмм и графиков, выполнения расчетов можно приступить к оформлению документа.

Наименование

Наименование документа обычно выглядит как:

План мероприятий по…
Программа мероприятий по…,

если речь идет о большой систематической работе.

В любом случае наименование должно быть кратким, точно характеризующим основную цель мероприятий, а также, при необходимости, место и период выполнения мероприятий. Например:

Программа развития сервиса нефтепромыслового оборудования по Нижневартовскому региону на 201Х год.

Цели мероприятий

В этом разделе документа кратко формулируются основные цели мероприятий.

Порядок перечисления целей определяется приоритетом целей; целевые количественные показатели предшествуют качественным. Оба типа показателей должны допускать объективное измерение. При формулировке целей возможно краткое пояснение, за счет чего предполагается достижение данной цели. Количество указываемых целей не должно превышать 3 – 5. Обилие целей затрудняет проверку их достижения.

Например:

Целями мероприятий являются:

1. Сокращение потерь производительного времени заказчиков по Нижневартовскому региону не менее, чем на 60% от уровня 201Х-1 г. до конца 201Х года и ежемесячно в течение 201Х г. не менее, чем на 8% по сравнению с предыдущим месяцем.

2. Достижение рентабельности по направлению сервиса нефтепромыслового оборудования за 201Х г. не менее 5% за счет оптимизации организации бизнеса направления.

3. Увеличение выручки направления сервиса нефтепромыслового оборудования за счет принятия на обслуживание новых заказчиков в 201Х г.

Или:
Целью мероприятий является разработка унифицированных положений о структурных подразделениях и должностных инструкций работников ООО «ААА», ООО «БББ», ООО «ВВВ».

Недопустимо отсутствие целей, указание чисто декларативных целей, целей без установления объективно измеримых количественных или качественных показателей.

Исполнители мероприятий

В этом разделе перечисляются исполнители мероприятий в соответствии с временным графиком, построенным на шаге 8.

Исполнители группируются по организациям, если в мероприятиях принимают участие несколько организаций. В таком случае указывается головная организация (стоит в перечне первой), руководитель мероприятий, руководители рабочих групп по организациям, кураторы мероприятий и т.д.

При необходимости следует указать, что:

По указанию руководителя мероприятий к участию в мероприятиях могут привлекаться работники <указываются наименования организаций и/или их подразделений> по согласованию с их непосредственными руководителями.

Если некоторые исполнители должны быть назначены или выбраны по итогам выполнения некоторых этапов мероприятий, то наименование таких исполнителей указывается условно (кратко описывается его роль в реализации мероприятий) и дается пояснение, как и когда определяется конкретный исполнитель. Например:

Подрядчик-поставщик АИС – подрядчик Общества, поставляющий программное обеспечение; определяется по итогам конкурса на этапе 7.

Плановые сроки мероприятий

В этом разделе указываются плановые сроки начала и окончания выполнения мероприятий, исходя из временного графика, полученного на шаге 8.

Обоснование мероприятий

Этот раздел плана мероприятий не является необходимым, но полезен для обоснования поставленных целей и предлагаемых для их достижения средств. Возможно перенесение этого раздела в приложение к плану мероприятий.

В зависимости от предмета мероприятий в данном разделе могут быть помещены описания ситуации «как есть» (до выполнения мероприятий) и «как будет» (после выполнения мероприятий), включая количественные оценки в разрезе целевых показателей, упомянутых в разделе «Цели мероприятий».

План-график

Этот раздел является центральным для плана мероприятий. В нем мероприятия группируются в этапы (по времени) или иные разделы, а для каждого отдельного мероприятия указываются:

  • порядковый номер или условное обозначение;
  • полное наименование мероприятия;
  • требуемый результат;
  • сроки выполнения (начало, окончание или периодичность);
  • место выполнения;
  • исполнители (в том числе, ответственный исполнитель);
  • примечания.

Форма представления информации о мероприятиях в данном разделе может быть разной. При выборе формы следует руководствоваться принципами полноты информации и наглядности.

Весьма удобна следующая комбинированная форма, которой мы уже воспользовались выше (табл. 1).

Если исполнители однотипных мероприятий находятся в разных организациях, то можно воспользоваться двумя таблицами – общим планом работ (табл. 2) и традиционным временным графиком (табл. 3).

Табл. 2. Образец общего плана работ.

Табл. 3. Образец временного графика.

Наименование мероприятия должно быть кратким и точно определять суть мероприятия. Обобщенные формулировки допускаются для наименования блоков мероприятий – разделов плана. Наименование мероприятия начинается, как правило, отглагольным существительным, указывающим на предпринимаемое действие (например: разработка, построение, создание, внедрение, приобретение и т.п.); следующие слова описывают объект действия (например: приобретение лицензий, формирование разделительного баланса, сбор статистической информации и т.п.). Желательно, чтобы наименования мероприятий, при их упоминании вне полного контекста плана работ, позволяли бы идентифицировать выполняемые действия (например: вместо двух мероприятий с наименованием «приобретение лицензии» в двух разных разделах плана лучше написать «приобретение лицензий на бухгалтерское программное обеспечение» и «приобретение лицензий на технологию выполнения сварочных работ»).

Наименование результатов мероприятий также должно быть предельно конкретным. Не беда, если в наименование результата надо будет повторить часть наименования мероприятия (например: мероприятие – «заключение договора на поставку запасных частей», результат – «заключенный договор на поставку запасных частей»; отметим, что краткая формулировка «заключенный договор» не будет идентифицировать результат, если перечень результатов мероприятий будет процитирован в другом документе без указания наименования мероприятий).

Следует различать мероприятия, приводящие к различным результатам. В свою очередь, различия результатов могут проявляться в статусах соответствующих объектов. Например, общее мероприятие «заключение договора» бывает целесообразно разделить на «подготовку проекта договора» с результатом «проект договора», «согласование проекта договора с контрагентом» с результатом «согласованный с контрагентом проект договора» и «подписание договора» с результатом «подписанный договор». Целесообразность этого обусловлена в различии исполнителей (проект договора готовит одна сторона, согласуют и подписывают обе), а также необходимостью разделения сроков выполнения (подготовка проекта договора – процесс, полностью контролируемый одной стороной; согласование – двусторонний процесс с риском затягивания по вине другой стороны).

Требования к результатам

В этом разделе приводятся требования к результатам мероприятий или ссылки на источники таких требований (например, отраслевые стандарты или локальные нормативные акты организации).

Раздел с описанием требований к результатам обязателен, если такие требования не являются общеизвестными или не установлены действующим законодательством или локальными нормативными актами организации. В частности, специфические требования к назначаемым или выбираемым исполнителям могут быть сформулированы в данном разделе документа.

Отчетность и контроль

Этот раздел посвящен формам и методам контроля за выполнением мероприятий.

Если в организации имеется локальный нормативный акт, устанавливающий порядок управления проектами, в котором с надлежащей детальностью описаны формы и методы контроля выполнения проектов, то в данном разделе плана мероприятий достаточно дать ссылку на соответствующие разделы такого нормативного акта с уточнением персоналий.

В противном случае в данный раздел плана мероприятий необходимо включить минимальный набор положений, обеспечивающих контроль за выполнением мероприятий.

Отчеты о выполнении мероприятий подготавливаются, как правило, по всей вертикали управления мероприятиями, начиная с рядовых исполнителей до куратора мероприятий, который отчитывается перед органом, утвердившим план. Частота предоставления отчетов при этом убывает при движении по вертикали управления снизу вверх. Главную контрольную функцию выполняет куратор мероприятий; финальные решения по мероприятиям принимает орган, утвердивший план мероприятий. Например:

Руководитель рабочей группы еженедельно (в понедельник недели, следующей за отчетной, до 10.00 московского времени) отчитывается по установленной форме о ходе проекта куратору мероприятий.

Куратор мероприятий отчитывается о выполнении мероприятий перед генеральным директором не реже одного раза в две недели.

Контроль мероприятий, включающий согласование рабочих планов, проверку соблюдения сроков выполнения мероприятий, проверку (экспертизу) соответствия результатов мероприятий установленным требованиям, осуществляется куратором мероприятий.

Формы отчетности могут содержать информацию о выполнении целевых показателей проекта и административную информацию о соблюдении сроков выполнения мероприятий, назначении исполнителей, планируемых действиях (детализирующих мероприятия плана), проблемах по ходу выполнения мероприятий.

  • Выполняемые этапы.
  • Полученные результаты.
  • Планируемые действия.
  • Проблемы.
  • Предложения.

Приложения

В приложения к плану мероприятий может быть вынесена вся информация, которая необходима для реализации мероприятий, но не была отражена в перечисленных выше основных разделах плана.

К такой информации могут относиться:

  • планы использования ресурсов, в том числе финансовых (иными словами, бюджет мероприятий);
  • план коммуникаций и иных действий, сопровождающих выполнение мероприятий;
  • анализ рисков мероприятий.

Литература

  1. Pyzdek Th. The Six Sigma Project Planner: A Step-by-Step Guide to Leading a Six Sigma Project Through DMAIC – McGraw-Hill. – 2003. – 232 p.
  2. Pyzdek Th., Keller P. The Six Sigma Handbook. – McGraw-Hill. – 2010. – 548 p.
  3. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА «Стандарты и качество». – 2005. – 272 с.
  4. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст).
  5. Демидов Е.Е. Построение системы управления сервисной компанией. – Контроллинг. – 2007. – № 22. – с. 40 – 50.
  6. Демидов Е.Е. Эффективное использование оборотного фонда. / Справочник экономиста. – 2013. – № 1. – с. 80 – 87.
  7. Майкл Дж. Л. Бережливое производство + шесть сигм: комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 2005. – 360 с.
  8. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Четвертое издание. (Русский перевод.) – Project Management Institute. – 2008. – 463 с.

Она же «диаграмма Исикавы» и «диаграмма рыбьей кости».

Они же «временные графики», «ленточные графики» или «графики Ганта».

Define – Определяй, Measure – Измеряй, Analyze – Анализируй, Improve – Улучшай, Control – Проверяй.

К таким потерям относятся: простои (в т.ч. ожидания), аварии, повторные операции (операции, не предусмотренные планом работ, но выполняемые вследствие неуспешности предусмотренных операций), невыполнения норм по скорости работ, прочие аналогичные виды потерь.

О том, как это может быть сделано, рассказано в .

Полученная информация будет основой для борьбы со снижением вариабельности указанных случайных величин в духе «шести сигм», которая во всей полноте должна развернуться на следующий год проекта.

Предприятия-изготовители всячески ограничивают распространение технологий обслуживания и ремонта, чтобы избежать появления конкурентов.

В идеале, конечно, потери должны быть снижены до нуля, однако при имеющихся ограничениях, в том числе и временных, определенные нами 60% представляют реальную цель. Указание нереальных целей девальвирует как план, так и весь проект.

Линейным (арифметическая прогрессия) или нелинейным (геометрическая прогрессия) способом. В нашем примере целью было поставлено ежемесячное сокращение ППВ не менее, чем на 8% от уровня предыдущего месяца – с небольшим опережением, поскольку 100 x (1 – 8/100)12= 36.8.

В реальном плане указываются Ф.И.О. исполнителей.

НПО – нефтепромысловое оборудование.

Полезно сразу ограничить объем такого рапорта, скажем, то одной страницы – тогда руководитель проекта вынужден будет отдать предпочтение наиболее существенным достижениям, планам и проблемам.

Если вы планируете коммерческий event, начните подготовку с составления бизнес-плана.

Бизнес-план поможет вам сосредоточиться на целях мероприятия, раскрыть финансовые возможности и потенциалы, а также спланировать ресурсы и производственную структуру, необходимые для его реализации.

Это незаменимый инструмент для привлечения сторонников, мобилизации денежных ресурсов и оценки успешности проведенного мероприятия.

Бизнес-план можно быть использован и для текущих мероприятий в качестве стратегии их долгосрочной реализации в ближайшие три-пять лет.

В этой статье вы узнаете, какую информацию должен содержать ваш план, и как её лучше организовать.

Титульная страница

Определите основные разделы (присвойте им порядковый номер, а также название для ясности) и подразделы.

Резюме

Резюме должно содержать подробный обзор event`а. Своего рода презентация, доведенная до совершенства, резюме познакомит читателя с вами и вашим событием и объяснит ему, зачем читать документ до конца (если резюме предназначено для внутреннего пользования, оно, разумеется, может быть составлено в более неформальном стиле).

Объем документа должен быть не менее одной страницы, но не более 10% от всего плана. И, несмотря на то, что резюме находится в начале документа, написать его стоит в последнюю очередь, чтобы более точно отразить все содержание. О чем следует помнить при его написании?

  • Начните с основной информации. Что это за мероприятие? Когда и где оно будет происходить?
  • Объясните, почему создано мероприятие и на кого оно ориентировано.
  • Какова миссия вашего мероприятия? Каковы его задачи? Чем оно выгодно заинтересованным сторонам/сектору/сообществу?
  • Предоставьте информацию о себе как о разработчике и о других лицах, вовлеченных в проект. Расскажите, кто составил бизнес-план, какова цель плана.
  • Предоставьте информацию о предполагаемых доходах и расходах. Не вдавайтесь в подробности, достаточно будет столбчатой диаграммы, иллюстрирующей предполагаемый рост в ближайшие три года.
  • И наконец, опишите план мониторинга прогресса.

Раздел 1 — История разработки

Кто мы — предоставьте общие сведения о команде проекта и опишите имеющийся опыт. С какими проектами вы работали в прошлом? Какие у вас достижения?

История мероприятия — если это первый год существования проекта, расскажите, как появилась идея его создания и на какой сектор он ориентирован.

Для существующих event`ов, расскажите, когда и зачем они были запущены, где проводились, кого они привлекают и как развивались, включая важнейшие события.

Раздел 2 — Обзор мероприятия

Миссия — опишите основную цель мероприятия и каких результатов вы надеетесь достичь в ходе реализации проекта (долгосрочный перспективы лучше описать позднее).

Ключевые задачи и результаты — определите задачи и стратегию их осуществления, объясните, как они помогут в осуществлении миссии. Убедитесь, что руководствуетесь принципом максимальной эффективности SMART: цели конкретные, измеримые, достижимые, разумные, укладывающиеся во временные рамки.

Event — опишите мероприятие и его программу подробнее. Для текущих мероприятий опишите новые планы и процессы развития.

Целевой рынок — укажите, на какую аудиторию или покупателей (если такие имеются) вы ориентированы. Для запущенных мероприятий опишите текущую аудиторию и планы роста и развития.

Заинтересованная сторона — расскажите о ключевых участниках, степени их вовлечения и выгоде от проекта. Как работа с вами соотносится с их стратегиями.

Раздел 3 — План развития

Перспективы — опишите долгосрочные перспективы мероприятия и конкретные цели, например международный запуск проекта.

Стратегическое развитие — опишите развитие проекта через год после запуска. Как будут реализованы основные цели и задачи? Каковы сроки и кто несет ответственность за осуществляемую деятельность?

Анализ ССВУ — обозначьте сильные и слабые стороны проекта, а также возможности или угрозы, с которыми он может столкнуться.

Раздел 4 — Требования

Помещения — список объектов, необходимых для реализации мероприятия: место проведения, проживание, питание, техническое обеспечение.

Услуги — список необходимых услуг, таких как кадровое состав, транспорт, здравоохранение, безопасность и прочее. Опишите, кто будет предоставлять эти услуги.

Производство — опишите необходимое оборудование: энергия, ограждение, звук, освещение, визуальные эффекты и прочее.

Юридическая сторона, страхование — опишите документацию и лицензии, необходимые для реализации события.

Раздел 5 — Маркетинг и коммуникация

Ориентация — как вы представите свое предложение публике.

Продукт — опишите, что мероприятие может предложить участникам, а также средства, которые вы будете использовать, чтобы сделать его более привлекательным.

Цена — разъясните свою ценовую стратегию.

Удобство — расскажите, как сделать мероприятие более доступным для публики (распределение билетов, время и место мероприятия).

Поделиться: