Вышивка гладью для начинающих. Виды вышивки гладью

Вышивка гладью - это старинный вид прикладного искусства, требующий огромного внимания, аккуратности и усидчивости!

Вышивание имеет несколько разных техник.Вышивка гладью которая была придумана китайским народом. Этим видом рукоделия можно украсить подушки, полотенца, одежду – в сравнении с вышивкой крестиком глад
Вышивание гладью, эта тонкая и аккуратная работа, напоминает живопись - вышивальщица, подобно художнику, постепенно, мазками, создает настоящее произведение искусства.

Вышивка гладью - это наиболее сложный метод вышивания, но если вы умеете вышивать хотя бы немного, вы можете научиться вышивать и гладью, секрет вышивки - чрезмерная аккуратность и точность исполнения работы. Эта техника вышивания точнее всего передает цвета, тени, свет, благодаря этому, картины получаются словно написанные на холсте маслом, а портреты, пейзажи максимально реалистичными.

Вышивание картин гладью

Для того, чтобы научиться вышивать гладью используйте небольшие эскизы рисунков или картин. Вы можете самостоятельно подобрать рисунок и перенести его на ткань при помощи копировальной бумаги.

Также вы можете приобрести готовый набор для вышивки гладью, там будут подобран материал, нитки, картина. Нити для картин лучше использовать мулине или хлопчатобумажные, а шерстяные больше подходят для вышивки ковра. При выполнении картин вы будете комбинировать стежки разной длины.

Художественная вышивка гладью видео

Вышивка на одежде гладью

Вышивка на одежде - это древний вид искусства. Сегодня украшение одежды вышивкой - это очень модно. Трендом является как большой рисунок на одежде, так и маленький мотив или просто инициалы. Художественная вышивка гладью смотрится намного аккуратней других видов.

Вышивая на одежде, нужно соблюдать крайнюю аккуратность, так как есть опасность порчи вещи.

Шелковая вышивка на одежде видео

Материалы для вышивания гладью

Чтобы приступить к работе нужно хорошо подготовиться. Для этого следует обратить внимание на следующие инструменты:

  1. Нитки. Сперва подберите необходимые нити для вышивания гладью: шерсть, толстые нити, мулине, ирис и хлопчатобумажной нитки.
  2. Игла. Это основной инструмент для вышивки, игла подбирается к нити по ее плотности и толщины.
  3. Наперстки. Наперстки помогут защитить пальцы от проколов во время продевания иглы через ткань.
  4. Ножницы.
  5. Выбор ткани. Гладью вышивают на различных материалах: подойдет хлопок, лен, шелк, шерсть, и смешанные ткани.
  6. Калька для копирования рисунка с бумаги на ткань
  7. Схемы для вышивки гладью или просто распечатанный шаблон рисунка .

Вышивка гладью пошагово

Есть общие правила вышивки гладью:

  1. Перед началом работы хорошо выравните края ткани, с которой вы будете работать. После того, как срежете торчащие ткани, прогладьте ее утюгом.
  2. Нельзя торопиться.
  3. Нельзя обрывать нить руками или делать узлы.
  4. Рабочую нить прячем за стежками после окончания работы.

Перед вышивкой гладью подготовьте рисунок,который вы будете переводить.

На ткань положите копировальную бумагу и рисунок. Все прикрепляем булавками. Рисунок обводим, переводя его на ткань. Далее начинаем работу, по контуру обводим рисунок швом «вперед иголку». И параллельными стежками заполняем пространство.

Виды вышивки гладью

В вышивании гладью есть несколько видов:

  • Русская гладь.Стежки выполняются горизонтально или вертикально с расстояниями между ними где-то в 2 нити. Затем заполняются эти промежутки.
  • Художественная вышивка - это косая гладь без использования настила. Более сложная, так как используются полутона и тени.
  • Атласная гладь заключается в прокладывании тонких ниточек вплотную друг к другу.

Швы для вышивки

Перечислим основные швы, которые используют в вышивке гладью:

Для этой техники характерны несколько стежков:

Основные виды швов в вышивке видео

Техника вышивки гладью

Плоская гладь . Стежки кладутся друг к другу плотно прямо или под углом.

«Вприкреп» . Так вышивают большие элементы. С изнаночной стороны делают маленькие стежки, а с лицевой стороны - длинные.

«С настилом» .

«Теневая» .

«Прорезная».

Если вы собираетесь освоить вышивку гладью, вам не обязательно сразу заучивать и использовать все стежки и техники работы. Начните с основных швов, которые пригодятся для вышивки простых мотивов, например, цветка, бабочки, животного.

Вышивка гладью для начинающих видео

Схемы вышивки гладью для начинающих

Выберите мотив вышивки, значение вышивки посмотрите в этой статье. Распечатайте схему для вышивки, затем перенесите ее на ткань с помощью копировальной бумаги.

Вышивка гладью пошагово

Распечатываем схемы для вышивки, с помощью копирки переносим рисунок на ткань.

сперва обводим контур основного рисунка, затем заполняем его цветом гладью.

Тенями выделяйте темные оттенки и блики.

Более подробный мастер-класс по вышиванию гладью вишенки в видео ниже.

Как вышивать гладью видео

Текст подготовила: Вероника

Один из старинных трудоемких видов рукоделия - это вышивка гладью! Для начинающих мастериц созданы специальные разнообразные наборы для работы в этой технике, написаны целые энциклопедии по ее особенностям. И все равно появляются профессионалы, которые разрабатывают новые стежки и целые технологии вышивки.

Краткая характеристика глади

Начнем знакомство с данным видом рукоделия с самых азов. Вышивать гладью можно все, что попадет под руку: одежду, постельное белье, скатерти, платки, картины, сумки, закладки, магниты. По сравнению с крестом узоры выглядят более нежно и изящно.

Многие считают, что вышивка художественной гладью является самым простым рукоделием. Что сложного? Начертил рисунок на ткани, сделал и обметал по контуру… Но не все так просто.

Как и другие направления рукоделия, имеет несколько разновидностей: двусторонняя, односторонняя, русская, полтавская, владимирская, художественная, атласная, белая. Каждый из направлений имеет свои особенности.

Начинающим мастерицам не нужно запоминать все стежки. Достаточно выучить пару швов, которые пригодятся для вышивки пейзажей, цветочных орнаментов. Но лучше всего начать работу с небольшого узора, так как суть вышивки гладью - это ровные стежки, которые плотно прилегают друг к другу.

Виды вышивки гладью

Есть несколько наиболее популярных направлений данного рукоделия.

  • Атласная гладь. Для нее берутся тонкие ниточки и вышиваются мелкими плотно прилегающими стежками, которые начинаются с середины предыдущего ряда. В результате лицо работы напоминает гладкий цельный узор, а изнанка «испещрена» короткими дорожками.
  • Художественная вышивка гладью. Для начинающих это не простая техника. В этой технологии рисунок вышивается плоской косой гладью без настила. Ее особенность состоит в использовании разных цветов. Именно здесь важен навык мастерицы смешивать тона ниток, чтобы создать плавный переход от одного оттенка к другому.
  • Русская гладь. В данной технике прокладываются стежки в двух направлениях прямыми вертикальными или горизонтальными стежками длиной 5-7 мм. При этом для них характерно расстояние в две нити между «соседями». Когда вышивка идет в обратном направлении, то эти просветы аккуратно зашиваются.
  • Белая вышивка. Данный узор выполняется только белыми нитками в несколько этапов: сначала прокладывается контур вперед иголкой, делается настил, после вышиваются стежки, плотно прилегающие друг к другу.

Вышивка гладью: уроки для начинающих

Для работы нужно подготовить материал, иглы, кальку, карандаш, нитки. Ткань можно взять любую в зависимости от ваших целей. Для вышивки постельного белья выбирайте традиционные бязь, сатин, поплин, шелк. Одежду можно вышивать на любой ткани, от джинсовой до шерстяной. Для картин выбирайте материал с плотным переплетением.

Кроме ткани, особое внимание уделите иглам. Нежный материал вышивайте тонкими иголочками, так как толстые будут деформировать поверхность, оставлять дырочки и туго проходить через вышивку. Толстые иглы закупите под плотную ткань для вышивки верхней одежды, сумок, головных уборов. Ваши «инструменты» должны быть гладкими и с острым концом.

Для вышивки подготовьте пяльцы с таким креплением, чтобы плотно зафиксировать ткань. Не вышивайте светлый материал на металлических креплениях, так как они оставляют серые следы. Наиболее оптимальный вариант - это деревянные рамы для картин и пяльцы для мелких вышивок.

Продолжаем тему материалов

Для глади подходят любые нитки, от тонких шелковых и до толстых шерстяных. Чем тоньше нить, тем нежнее должна быть ткань. Хотя на некоторых дизайнерских моделях это правило нарушается. В любом случае попробуйте отшить небольшой элемент на ткани нитками, различающимися по марке и сложению.

Китайские мастерицы предпочитают шелковые нитки, российские рукодельницы выбирают обычное мулине. Для объемных картин берут шерсть и хлопок. Купите острые ножницы, чтобы при отрезе не оставалось "хвостиков". В любом магазине товаров для рукоделия вам помогут в подборе кальки и маркера, который исчезает на ткани.

Узоры для вышивки гладью можно найти в журналах, купить в магазине или срисовать с любой открытки. По отдельности материал закупать дешевле, но некоторые мастерицы предпочитают сразу купить готовый набор, где подобраны нитки по цвету, дана инструкция по стежкам и основа. С основным материалом закончили. Также можете обратить внимание на органайзер для ниток, распарыватель, шило и наперсток.

Вышивка гладью для начинающих: подготовительный этап

Как только определились с тематикой, закупили весь материал, переходите к подготовительному этапу. Обрабатываете края ткани следующим образом:

  • в случае вышивки картин края можно смазать клеем;
  • платочки, салфетки и другие небольшие работы можно обозначить за счет продергивания нескольких нитей;
  • если есть швейная машинка, то оверлоком обточите все края ткани.

Теперь заготовку простирните, высушите и прогладьте утюгом. Переведите рисунок на кальку и наложите ее на ткань, заколов иголочками. Обычным швом вперед иглой контрастной нитью пройдите по всем линиям рисунка. Кальку удалите.

Материал наложите на пяльцы или раму и приступайте к вышивке гладью. Не забывайте, что закрепление нити в начале и конце работы почти такое же, как и при вышивке крестом. То есть ниточку можно закрепить при помощи петельки, если позволяет сложение. В одно сложение мулине закрепляется на изнанке при помощи маленького крестика, между которым прячется хвостик нити. В конце работы мулине прячется на изнанке под вышитый узор или прокладывается 3-4 стежками на лицевой стороне, чтобы потом закрыть следующим слоем ниток.

Виды швов

Технология вышивки гладью подразумевает использование нескольких швов.

«Двойные» узоры

Следующая техника характеризуется сочетанием двух швов. Это нужно, чтобы получилась объемная вышивка гладью. Цветы, листья и другие узоры выполняются по этой технологии.

«Одинарные» узоры

Это самые распространенные узоры. Сначала вышивка гладью для начинающих может показаться сложной, но на практике все станет понятно.

Основные правила вышивки

  1. Намечаете контур всех линий.
  2. Сложные элементы делите на несколько частей (линиями). Например, плоский узкий лист вышивается в три этапа: левая, затем правая сторона и срединная линия.
  3. Цветы вышиваются от краев к центру.
  4. Листья вышиваются по направлению прожилок от края к центру.
  5. Для объема узора используются несколько приемов: двусторонняя гладь, когда прошивается и изнанка, и лицевая сторона, настил, сочетание горизонтальных и вертикальных плотно прилегающих стежков (при этом верхний шов заходит за контур).
  6. Смешение цветов лучше использовать неровными стежками, когда начало нового ряда начинается с середины предыдущего. Это самое сложное и интересное, чем характеризуется вышивка гладью.
  7. Для начинающих картины небольшого размера будет вышить легче, да и опыт наработается быстрее. Не нужно покупать сложные дорогие работы, достаточно вышивки 10х15 см с небольшим сюжетом (цена около 200 рублей).

На первый взгляд вышивка гладью кажется сложной техникой, но попробуйте с небольших мотивов. Вы и не заметите, как научитесь «рисовать» иглой!

Наиболее известны вышивки цветной гладью из Китая и Японии - мастерицы этих стран издавна достигали баснословных успехов в тонкостях этого вида рукоделия. Однако и в других странах рукодельницы не обошли вниманием этот вид вышивки. Яркие узоры южных европейских стран и нежные переливистые - северных, причем самых разных эпох вплоть до сегодняшнего дня, тоже завоевывают сердца любителей как традиционной культуры, так и оригинальных техник.

Вышивку художественной гладью порой называют живописью на ткани с помощью цветных ниток. Гладьевые стежки являются заполняющими, то есть они целиком заполняют определенный участок мотива. Полностью вышитая разноцветными нитками основа напоминает живописное полотно. А ведь на самом деле это самые простые прямые стежки,которые выполняются в определенном направлении и плотно прилегают, а порой перекрывают друг друга. Красоту этой вышивки зачастую составляет игра света, переливы ниток, стежки которыми выполнены в разных направлениях.

Нитки для вышивания гладью берут самые разные - от люрекса и шелка до мулине и ковровой шерсти. И получают самый разный результат, например, вышивка шерстью дает возможность придать вышивке рельефность и объем. Однако лучшим выбором для глади считаются нитки с шелковистым блеском - именно они создают наиболее впечатляющий эффект. Гладь используют также для заполнения самых разных форм, в том числе монограмм.

Существует много вариантов гладьевых стежков. Здесь мы покажем лишь некоторые из них, но, овладев только ими, вы сможете выполнять сложные узоры.

Главные правила вышивки художественной гладью

  • Для того, чтобы вышивка гладью были выполнена аккуратно, натяните ткань на пяльцы.
  • Стежки должны полностью покрывать ткань.
  • Стежки должны размещаться один за другим.
  • Края мотива должны быть ровными.
  • Начинайте работу с самого узкого места элемента.
  • До начала работы вычертите на ткани контурные линии мотивов.

Техника выполнения стежков


Плоская гладь

Шаг 1

Начните работу в точке А, проведите иглу через точку В к точке С. Осторожно протяните нитку через ткань.

Шаг 2

Размещайте стежки вплотную друг к другу, проведите иглу через точку D к точке Е. Следите за тем, чтобы края мотива оставались ровными.

Шаг 3

Продолжайте заполнять участок мотива стежками, ровно натягивайте нити, чтобы поверхность вышивки была гладкой.

  • При вышивании гладью следите за тем, чтобы стежки ложились параллельно друг другу. Только тогда поверхность вышивки будет гладкой, ровной и шелковистой.
  • Если вы торопитесь, возьмите более толстые нитки или возьмите нитки в 3−4-5−6 сложений.
  • Избегайте длинных стежков. Они делают вышивку рыхлой и неаккуратной. Лучше разделить большой мотив на несколько участков и вышить его по отдельности, либо стежками в разных направлениях, либо нитками близких оттенков. Для заполнения больших участков идеально подходит художественная гладь.
  • Вдоль краев мотивов, чтобы их подчеркнуть, можно проложить контурные линии стебельчатыми или строчными стежками.

Художественная гладь

Эта техника наиболее популярна среди опытных вышивальщиц, и используется ими обычно для передачи тонких оттеночных переходов. Художественная гладь состоит из одного ряда стежков разной длины, которые частично покрываются рядами более длинных стежков.
Художественная гладь наиболее часто используется для заполнения участков неправильной формы.

Первый ряд этого вида глади состоит из длинных и коротких как правило вертикальных, реже горизонтальных стежков. Стежки последующих рядов длинные, тоже вертикальные (или горизонтальные). При художественной глади обычно применяются нитки разных оттенков одного цвета, чтобы добиться мягких оттеночных переходов.

Шаг 1

Начните работу в точке, А и введите иглу в точке В. Затем из точки С проведите иглу к точке D. Продолжайте чередовать длинные и короткие стежки по вертикали слева направо. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Повторяйте, выполняя по вертикали только длинные стежки и заполняя участок мотива. Последний ряд должен состоять из нескольких коротких стежков.


Теневая гладь

Это ряд стежков разной длины, в разной степени перекрывающих друг друга для создания передачи тонких цветовых нюансов. Очень часто теневую гладь считают одним из вариантов художественной глади (см. выше). Однако в теневой глади выполняются горизонтальные ряды стежков одинаковой длины, равномерно, при этом в каждом нижнем ряду для создания тонкого оттеночного перехода стежки чуть захватывают ряд верхних стежков.

Шаг 1

Работайте справа налево. Начните в точке, А и проведите иглу к точке В (край мотива). Затем через точку С проведите иглу к точке D. Продолжайте работать в первом ряду, пока не закончите его.

Шаг 2

Для выполнения следующего ряда стежков введите иголку между и немного выше нижних точек двух совмещенных стежков предыдущего ряда. Постарайтесь делать стежки как можно более ровными.

Гладь с настилом, или выпуклая гладь

Этот вид вышивки гладью применяется, когда нужно подчеркнуть рельефность и объем вышивки. В художественной (теневой) выпуклой глади сначала выполняется настил одним цветом, а поверх него вышиваются перекрывающие друг друга стежки нитками близких или контрастных оттенков.

Шаг 1

Прямыми стежками простой гладью проложите сначала настил. Для этого начните работу в точке А, введите иглу в точке В, проведите ее через точку С к точке D. Продолжайте заполнять мотив простой гладью. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Теперь работайте по настилу, прокладывая стежки в противоположном направлении. Из точки W проведите иглу к точке Х, затем из точки Y к точке Z. Продолжайте до тех пор, пока полностью не будут закрыты стежки настила.


Фото: PR, Свен Хедстром, burdastyle.

Вышивать гладью — значит делать ровные стежки, вплотную прилегающие к друг другу. На первый взгляд нет ничего трудного в вышивке гладью, но на самом деле нужна практика что бы освоить стежки и научится выполнять их качественно. Существует большое разнообразие видов швов применяемых при вышивке гладью. Давайте поподробней ознакомимся с ними.

Владимирский шов (“верхошов”) . Этот шов выполняется на платных тканях — льне, сукне, шерсти. Шов выполняется в 6-8 ниток мулине. В начале нить крепят в нижней части обшиваемого контура (на рисунках А-Г контур узоров изображен пунктиром). После того как нитка закреплена, необходимо сделать первый небольшой стежок поверх контура и затянуть нитку до образования гладьевого стежка. Все остальные стежки необходимо выполнять так, что бы они лежали плотно друг к другу и не было видно просветов. Стежки выполняются на небольшом расстоянии друг от друга.Направление стежков выбирают в зависимости от схемы и формы узора. На лицевой стороне стежки выполнять от центра контура к краю, как показано на рисунках А-Г. С изнаночной стороны это будут ряды мелких стежков в виде пунктира по краю узора. При вышивке цветка таким швом, стежки выполняются от центра к краю (рисунок В), а листики — от края к центру (рисунок Б). Также стежки можно выполнять от центра узора к краю. Если внутри узора остается незаполненная поверхность, она заполняется стежками разных видов, все зависит от схемы узора.

Шов «шнурок» и «Выпуклый» шнурок. Эти швы выполняют в 2 - 3 приёма. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперёд иголку», потом меняют цвет нитки, закрепляют её у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок, не задевая ткань. Если прошить параллельно друг другу швом «вперёд иголку», расположив один стежок над другим, затем поддев иглой и протянув нитку сразу под двумя стежками, то сверху и снизу образуются дуги (рисунок 1). Если иглу с ниткой провести змейкой, поддевая стежок то снизу вверх, то сверху вниз, получается шов с перевивом, а когда иглу двигать спирально и поддерживать стежки, то получается новый шов (рисунок 2). Если этот шов ещё раз уложить ниткой в другом направлении (в обратную сторону), получается выпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.

Следующий шов применяемый в вышивке гладью это Двусторонняя строчка . Этот шов выполняется стежками «вперед иголку» одинаковой длинны. Стежки вышивать наискосок рядами вперед-назад в четыре хода. Пройдя наискосок первый ряд, заполняют стежками оставшиеся при первом ходе промежутки. При выполнении двусторонней строчки у четырех стежков, расходящихся в разные стороны, должно быть одно общее отверстие. Выполняя стежки нужно следить за их последовательностью: нельзя выполнять наклонные и двойные стежки ни с лицевой ни с изнаночной стороны. Ведь этот вид стежков применяется при вышивании изделий, у которых на виду обе стороны. Двусторонняя строчка хорошо сочетается с крестиком и мережками.

Навивной шов («спираль «рококо») . На выходящий на лицевую сторону конец иглы навивают 10-15 витков нитки (чем больше витков, тем эффектнее смотрится спираль). Затем протягивают иглу через спираль и выводят иголку на изнаночную сторону. Причем, чем ближе место ввода иголки на изнанку от места, где была выведена иголка на лицевую сторону, тем больше будет изогнута спираль. При выполнении спирали рококо иголку лучше брать тонкую и длинную, чтобы иголка свободно проходила через накрученные на нее витки нитки. Более подробно узнать об этом виде шва используемого при вышивке, Вы можете в этой статье .

Почтовый шов. Этот шов часто применяется при вышивании цветов и листьев. Выполняется этот шов следующим образом: в точке А (вершина нового листочка) иголку выводят на изнанку, оставляя ушко на лицевой стороне, кончик иголки выводят на лицевую сторону в точке Б. Ушко иголки нужно придерживают большим пальцем левой руки, а правой рукой навивают на кончик иглы нитку. Нужно сделать столько витков нитки на иголку, чтобы в результате получился целый листочек. Далее большим пальцем левой руки придерживают навитую на иголку нить, через которую продевается иголка с ниткой. Кончик иголки проводят к вершине листочка (точка А), и выводят на изнанку. Остальные листочки вышивать аналогично. Выполнение этого шва показано на рисунке.

Следующий шов, предназначенный для вышивки гладью называется Румынский шов. Этот шов получается из длинных стежков (на рисунке стежок 1-2), прикрепленных к ткани посередине с помощью коротких стежков (на рисунке стежки 3-4). Стежки можно вышивать слева направо или поворачивая. Последовательность выполнения стежков показана на рисунке. Используется для вышивания контуров и заполнения поверхностей.

Стебельчатый шов. При выполнении этого шва стежки ложатся слева направо. Выполняя каждый новый стежок иголку с ниткой следует выводить на лицевую сторону, отступов примерно половину длины предыдущего стежка. На изнанке должен получится шов напоминающий «строчку». Таким швом обычно выполняются стебельки и жилки листьев, цветов, так же обшивается контур узора. Так же стебельчатым швом можно заполнить всю поверхность узора, если это предусмотрено схемой вышивки, меняя угол наклона.

Тамбурный шов (цепочка) и с навивкой. Тамбурный шов имеет много разновидностей. Название его происходит от специальных круглых пялец «тамбур», которые использовались при вышивании больших изделий, например ковров и покрывал. В данном разделе мы рассмотрим пример тамбурного шва «цепочка». Этот вид шва применяемого в вышивке гладью можно выполнять как на пяльцах, так и без них. В готовом виде представляет собой непрерывный ряд петель, в котором каждая последующая петля выходит из середины предыдущей. Стежки выполняются движением иглы к себе. Для начала закрепите нить с изнанки. Затем на лицевой стороне сделайте петлю. Не забывайте, что каждую новую петлю необходимо выполнять из середины предыдущей. При выполнении петли иголка с ниткой должна находится над этой петлей. Таким образом образуется ряд. Тамбурный шов с навивкой. Это одна из разновидностей тамбурного шва. В начале выполняется обычный тамбурный шов, как описано выше. Затем выполненный ряд «обвивают» , не захватывая ткань, через каждую петлю нитью такого же или другого цвета. Готовый шов похож на шнур. Стежками тамбурного шва можно вышивать цветы, листья, стебли растений, так же его можно использовать в сочетании с другими швами.

«Французский» узелок. Маленький декоративный стежок, который используется не только в вышивкегладью, но и в вышивке крестом. Выполняется этот стежок как с одним навивом нитки на иголку, так и с несколькими. В начале работы необходимо закрепить нить на изнанке вышивки. Затем вывести иголку на лицевую сторону в точке будущего узелка. Далее на иголку нужно навить несколько витков нити. Навивая нить следите за тем, чтобы острие иголки было направленно к ткани, и навивайте нитку по часовой стрелке. Затем необходимо вывести иголку на изнанку, отступив от точки ввода на 1-2 нити ткани. Сдвинув аккуратно навивы протянуть нить на изнаночную сторону. Получившийся узелок не сможет проскочить на изнаночную сторону.

Шов “вперед иголку”. Этот шов применяется не только в вышивке гладью, но и в шитье для сметывания различных частей изделия. Шов «вперед иголку» необходим в вышивании. С его помощью можно вышить цветы и листья по контуру, украсить одежду зашив всю площадь рисунка. Шов представляет собой ряд стежков и пропусков между стежками одинаковой длинны. Выполнять его очень просто. Иголка должна всегда находится впереди выполненных стежков. Длинна стежка и расстояние между стежками зависят от назначения шва. Чем мельче стежки, тем прочнее шов.Меняя длину стежка, расстояние между стежками, расположение стежков, выполнение стежков нитями разного цвета можно создать множество вариантов шва.

Шов «елочка». Этот вид шва применяемый при вышивке гладью рекомендуется выполнять толстыми нитками. При вышивании швом «елочка» лучше использовать ровно тканное полотно. Применяется этот шов при вышивке отделки одежды и предметов интерьера. На рисунке цифрами обозначен порядок выполнения шва. Более подробно о технике выполнения шва «елочка» , и других свободных швов вы можете прочитать в этой статье .

Шов “назад иголку” выполняется справа налево. Техника выполнения этого шва такая: движением иглы справа налево делают стежок и пропуск одной длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону левее второго стяжка. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводят в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Все стежки шва «назад иголку» должны быть одинаковой длины. Этот шов применяется не только при вышивке гладью, но и в качестве декоративного шва при вышивке крестом и соединительного шва при шитье.

Шов “петля вприкреп”. Этот шов является одной из разновидностью тамбурного шва, применяемого при вышивке гладью. Шов выполняется в два приема. Вначале делается петля как в тамбурном шве, а затем закрепляют ее стежком «вперед иголку». При этом иголку выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Закреплять петли можно двумя и тремя стежками. при закрепке петли двумя стежками, рабочую нить не затягивают сильно, и делают сначала один, а потом второй прекрепительный стежок. петлю свободной нити делают еще свободней, когда делают три прикрепа: сначала средний, а потом крайние. Петли можно располагать по кругу и с наклоном. Группирование отдельных петель в розетки позволяет делать красивые узоры.

Еще одной разновидностью швов, применяемых при вышивке гладью, является шов «петельный» . Этот шов выполняется слева на право, сверху вниз. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иголкой в направлении сверху вниз, при этом нить должна оставаться по иголкой, затягивают рабочую нить до образования петли (рис. а). На рисунке б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга. Стежки «петельного» шва могут так же располагаться и очень плотно друг к другу. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнить его по заранее проложенному настилу (рис. б). Кроме того стежки могут быть разной длинны и лежать в разном направлении (рис в, г).


. Этот шов состоит из двух стежков, из которых один выполняется влево, а другой вправо. Затем выполняют вертикальные короткие стежки, которые образуют почти вертикальную жилку. Этот шов особенно хорошо подходит для заполнения листьев. Похож на шов «елочка».

Шов «строчка». Этот шов используется как декоративный не только в вышивке гладью, но и в вышивке крестиком. Так же он служит соединительным швом при шитье изделий. Шов «строчка» похож на шов «назад иголку» стой лишь разницей, что в этом шве на лицевой стороне нет промежутков между стежками. Готовый ряд представляет собой плотно прилегающие стежки, напоминает машинную строчку. Шов выполняется справа налево маленькими стежками одинаковой длинны.

Шов “узкий гладьевой валик” . Шов выполняется в 2 приема: сначала швом «вперед иголку» справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Таким же методом выполняется широкий гладьевой валик, разница лишь в том, что швом вперед иголку намечается не одна, а несколько параллельных линий, поверх которых укладываются стежки валика. Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.

Видов швом применяемых при вышивке гладью достаточно много и сочетая их между собой можно получать необыкновенно красивые и замысловатые узоры.

К простейшим швам для вышивания относятся контурные — вперед иголку, за иголку, стебельчатый, расщепленный, «козлик», тамбурный, петельный, петельки и полупетельки, узелки. Эти швы выполняются в вышивках как вспомогательные, они не сложные и не требуют усиленных знаний в вышивании. С их помощью в основном обводят контуры и выполняют отдельные детали. Вышивая гладью, стежки располагают в разных направлениях, чтобы уловить верный цвет, создать тонкие оттенки и сложные узоры.

В древности самыми выдающимися мастерами в искусстве вышивания гладью были китайцы, использовавшие эту технику в живописных вышивках. Большинство простейших швов и гладь присутствуют на самых ранних из известных в мире образцов вышивки. Стебельчатым швом, например, вышивали в Египте и в Перу еще в 900 г. до н. э.

Деталь вышивки на чепце, Англия, начало XVII в.

Самый простой из всех швов для вышивания — шов вперед иголку является основным ручным швом. В вышивании используется для создания линий и контуров как основа для других вышивальных швов. Кроме того, он используется для простегивания. Для выполнения иглу вкалывают в ткань и выводят обратно через равные расстояния.

Деталь итальянской вышивки, начало XVII в.

В вышивании используется для обозначения линий и контуров. Выполняется мелкими стежками одной длины. Получается более рельефным, чем шов вперед иголку. При выполнении сначала делают стежок вперед, затем назад.

Деталь вышивки на сумке, Англия, начало XVIII в.

Известен также как «стебелек». Один из главных вышивальных швов. Используется для вышивания контурных узоров, заполнения фона, а также для затенения. При выполнении нить находится с той же стороны иглы. Если нужно заполнить фон или отдельные фрагменты узора, стежки прокладывают как можно ближе друг к другу. Чтобы «стебелек» получался более широким, иглу вкалывают в ткань под небольшим углом.

Важный шов для пейзажной и сюжетной вышивки, также используется для прорисовывания контуров и их заполнения. Как подсказывает название, при выполнении стежков нить расщепляют на 2 части, в результате стежок получается незаметным и напоминает мазок кисти. Поверхность вышивки получается ровной и гладкой. Выполняется аналогично стебельчатому шву, только при выведении иглы из короткого стежка за иголку расщепляют нить.

Деталь вышивки на медальоне, Китай, начало XVIII в.

Основной вышивальный шов. Несмотря на то, что кажется простым, при выполнении трудно добиться того, чтобы стежки ложились, ровно и вплотную друг к другу, а край рисунка получался четким. Используется для заполнения контуров, при выполнении живописных узоров, для затенения.

Фрагмент вышивки на обуви, начало XVIII в.

Выполняется по счету нитей ткани-основы и по рисунку. Стежки делаются в различных направлениях. Используется для оформления краев, контуров, для заполнения фона и фрагментов узора. В 1-м ряду чередуют длинные и короткие стежки. В последующих рядах прокладывают стежки одинаковой длины.

Деталь вышивки на портьере, XVIII в.

Известен также как дамасский шов. Это тот же шов вперед иголку, выполненный длинными стежками по всему узору. Если стежки прокладывать близко друг к другу, шов можно использовать для заполнения фрагментов узора, но чаще с его помощью создают геометрические орнаменты, меняя длину отдельных стежков.

Фрагмент вышивки свадебного покрывала невесты, Турция, XIX в.

Известен также как гобеленовый, или романский, шов. Применяется для вышивания контуров и заполнения фрагментов узора. Для выполнения с обеих сторон ткани делают стежки одинаковой длины и с одинаковыми интервалами между ними.

Этим швом можно обводить контуры и заполнять фрагменты узора. Вышивка, выполненная простыми точками, получается более рельефной, чем вышивка швом вперед иголку. Этим швом создают имитацию крапинок, бисера, узелков. При выполнении делают по 2 стежка за иголку в один и тот же прокол. Между очередной парой стежков оставляют равные интервалы.

Фрагмент вышивки на шкатулке, Япония, XIX в.

Используется для создания разнообразных тональных эффектов. При выполнении нового ряда стежки располагают между основаниями стежков предыдущего ряда.

Узор выполнен швом «рыбка» шелковой нитью по шерстяной ткани

Чаще используется для вышивания листьев и лепестков, хорошо подходит и для обведения контуров (все стежки должны быть одной длины). При выполнении начинают с маленького стежка в верхней точке мотива и затем прокладывают наклонные стежки правее и левее основания предыдущих стежков. Если работать двумя иглами поочередно, можно сделать этот шов как минимум двухцветным.

Узор выполнен стрелочками шелковой нитью по шелковой ткани

Используется для неплотного заполнения фрагментов узора и вышивания прерывистых линий. Иногда стежки прокладывают вдвойне, чтобы создать эффект напыления. Выполняется как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Состоит из прямых стежков, проложенных под прямым углом друг к другу.

Техники вышивания. Часть 3: вышивка гладью (основные виды и швы)

Вышивка гладью (гладь, дамасский стежок) - представляет собой серию плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора. Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов. Вот основные из них:

Виды швов


Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: сначала швом "вперед иголку" справа налево намечается линия гладьевого валика (прямой или криволинейная), а затем в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка или отделывать край изделия.


Плоская гладь является двусторонней и используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б). В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров.
Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва "назад иголку", но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков - или слева, или справа от них. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом "назад иголку".

Петельный шов Выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз.
Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли.
Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил (рис. б). Стежки шва могут быть различной длины (рис. в) и лежать в различных направлениях. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы - например, листики или цветочки.


Гладь вприкреп используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных - прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а прикрепляющий - слева направо так, чтобы он, обвивая длинный стежок, захватывал несколько нитей ткани под ним(рис. б). Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.


Гладь с настилом выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками(а), благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность: контуры рисунка обшивают швом "вперед иголку", затем прокладывают настил (а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (в).
При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.
В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки.


Шов «узелок». Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити (а) на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом (б). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок. Этим швом выполняют тычинки и серединки цветов и т.п.


Владимирский шов («верхошов») Шьется большими стежками, идущими от края к центру контура и обратно. Последовательность: закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части контура. Сделайте небольшой стежок вверху контура (а) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура (б) и т. д. Т.о. стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне, при этом на изнанке образуется пунктир из мелких стежков по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине и т. д.

Шов «цепочка» - это глухой односторонний шов из ряда петель, выходящих одна из другой, напоминающий цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность: нить выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (а) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (б), образуя шов "цепочка" (в). Им можно вышивать любые контуры.

Шов «петля вприкреп» состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору. Чтобы выполнить петлю, нитку закрепляют на изнаночной стороне, выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят вниз, придерживая большим пальцем левой руки.

Затем из точки 2 в точку 3 делают стежок, равный длине петли (а). Полученную петлю закрепляют небольшим стежком в точке 4 (б).

На рисунке показана последовательность выполнения цветка швом "петля вприкреп".

Прорезная гладь - это обшитые гладьевым валиком или петельным швом прорезанные (проколотые) в ткани отверстия разной формы и размера. Последовательность: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами. Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток. На рисунке показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (а), затем в его центре делают разрез крест накрест (б).
Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.
Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (в).

Теневая гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов без четкой границы между ними. Теневой эффект достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Последовательность: перевести на ткань узор, указав изогнутой линией, границу перехода тонов. При этом иголку нужно вкалывать не точно по линии, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно, располагая их в нужном направлении. Если это лепесток цветка - в направлении центра, если листик - в направлении центральной жилки и т. д. Для упрощения работы, можно нанести на ткань линии с направлением стежков. Вышивка лепестка: разделить лепесток на 3-4 части и начать вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, провести иголку с ниткой по лицевой стороне лепестка к левому краю лепестка и вышить левую половинку (а). Закончив вышивку верхней части, обрезают нить. Вышить вторую часть лепестка нитью другого цвета (б), начав работу от середины. Для обеспечения плавности перехода, вышивку выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой. Аналогично выполняют все остальные части. Переход цветов в лепестке идет от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).
На рисунке показана последовательность выполнения листика с жилкой посередине. Каждую половинку листика разделить на 2-4 части (по кол-ву цветов) и вышить косой гладью по направлению к жилке. Начинать следует с крайней самой светлой части в направлении сверху вниз (а). Стежки по краям более короткие, к центру более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (б), только цвет ниток берется темнее. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. При этом вышивать следует в направлении снизу вверх и от центральной темной части к наружной более светлой (в).
В одноцветной теневой глади цветовой эффект достигается за счет разного направления стежков и различного отражения света от гладьевой поверхности. Поэтому для этого вида глади используются блестящие нитки.Выполняется одноцветная теневая гладь косой или прямой гладью с «настилом» или без него.

Шов «вперёд иголку». Состоит из последовательных стежков по линии контура любой конфигурации. Шов выполняется справа налево, иглой вперед. Как стежки, так и промежутки между ними должны быть одинаковы по величине. При размер стежков может быть больше или меньшее размера промежутков.
Шов “вперед иголку” можно разнообразить. Так, если под стежками шва пропустить нить (того же или другого цвета), как показано на рис. А, Б, В, то получится так называемая “волна”. Если другую нить протягивать все время в одном направлении, то получится “шнурочек”. Этот шов также применяется для настила других швов (рельефной или высокой глади).


Шов «назад иголку» - шов удобнее выполнять сверху вниз или справа налево. Стежки шва прокладываются движением иглы назад: иголка с ниткой все время входит в ткань назад от прокола, а выходит впереди. По изнаночной стороне получается шов, который называют стебельчатым.


Накладные сетки. Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками, которые вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку. Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: например, сначала выполняются все стежки в вертикальном, а затем в горизонтальном направлении. При этом каждый новый стежок последовательно закрепляется в местах пересечения. Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении

Виды глади:

Белая гладь с настилом чаще всего выполняется белыми тонкими нитками (мулине, шелк) на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) . Вот самые необходимые приемы этой вышивки: контур узора вышивается швом "вперед иглу" и зашивается плотно прилегающими друг к друг гладьевыми стежками. Узор может быть вышит с настилом (контур прошивается швом "вперед иглу"; внутренняя часть рисунка заполняется настилом из х/б катушечных ниток. Сверху узор зашивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила). Она применяется в основном для создания узоров растительного характера (букетов цветов, гирлянд, листочков, травинок и т.п.) и монограмм. Разновидность белой глади - ирландская белая гладь mountmellick embroidery .

Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов. Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами. Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков. Мстерской гладью вышивают скатерти, покрывала, белье, блузки, и т.д.


Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, швом "плоская гладь". Начинать вышивку лучше с крупных деталей рисунка, например с цветов, если вы вышиваете букет. Это позволит при необходимости, изменив оттенок листьев, откорректировать общее цветовое восприятие готовой работы. Для придания объема рисунку фигура на конце или по краям делается более светлой, а к основанию или к середине - более темной. Если у листьев и лепестков цветка края отогнуты, то их надо вышивать в другом направлении и другими тонами: более светлым тоном (если они освещены), и более темным (если они лежат в тени). Примеры художественной глади.

Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.
Русская гладь . Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Китайская гладь отличается от других видов художественной вышивки техникой исполнения. Вышивка чаще всего имеет декоративный характер. Рисунки, отражающие растительный или животный мир, стилизованы, цветовая гамма может отличаться от естественной окраски изображаемых предметов. Фоном служит однотонная гладкая атласная ткань темных цветов (черный, темно-синий, темно-зеленый, бордовый, коричневый). Для вышивки лучше всего использовать шелковые нитки ярких цветов. Вышивка выполняется прямой или косой гладью с «настилом» или без него цветными нитками, причем на каждый цвет ниток необходимо иметь 3-4 переходных тона. Стежки ниток одного тона не должны входить в нитки другого тона, а укладываются как бы рядами.

Японская гладь - это сочетание в одном орнаменте элементов, выполненных нарочито стилизованно и элементов, выполненных «рисовальным швом» (разновидность теневой глади, требующая живописной точности изображения).

Узелковая гладь чаще всего встречается
в китайских и японских вышивках.
Контуры вышивки обшиваются нитью выбранного цвета (контрастного по отношению к цвету ниток, которыми будет заполнен контур), затем заполните фигуру узелками. Все узелки делаются в одну сторону. Там, где сливаются два оттенка, вышейте попеременно один светлый узелок, другой темный. Вышивка, исполненная в технике узелковой глади, лучше всего смотрится натянутой на жесткую основу (плотный картон, дерево и т.д.).


Александровская гладь - э то гладь без настила, которой вышиваются узоры с растительными мотивами: обобщенные, переработанные в условные формы ветки полевых цветов, малины, рябины, крыжовника и т. д. Условно, как правило, и цветовое решение этих узоров. Например, красные ягоды и коричневые листья, синие цветы и золотисто-желтые листья. Иногда узор выполняются только в одном цвете, но форма растения всегда сохраняется. Могут быть узоры, составленные из веток, на которых и цветы распустились, и ягоды созрели.

Другие техники вышивания

У всех нас есть занятие для души. На сегодняшний день значительная часть представительниц прекрасного пола занимается вышиванием. В этой статье мы поговорим о таком увлечении, как вышивание гладью. Рассмотрим, какие есть схемы, техники и рисунки этого увлекательного занятия.

Такое искусное занятие, как вышивание гладью, возникло еще до нашей эры. Сейчас в музеях сохранились вышивки, которым более двух тысяч лет. Одним из самых распространенных мнений по поводу возникновения этого ремесла, является то, что оно появилось в Древнем Китае. Тогдашние знатные дамы имели невероятные способности вышивки шелковыми нитями по шелковым тканям.

Следом из Китая эта фантастическая вышивка перекочевала к японским мастерам, а в Европу она попала по Великому Шелковому Пути и завоевала Древний Рим и Грецию. Так это невероятное искусство распространилось по всему миру.

Во многих произведениях Гомера упоминается об этом ремесле, а также существуют легенды о богине Афине, которая имела необыкновенные способности в вышивании.

Прорыв в мастерстве вышивания гладью наступил, когда Александр Македонский, покорив Азию, привез оттуда невероятной красоты вещи, украшенные вышивкой.

Русские красавицы умело пользуются этими способами украшения, как одежды, так и предметов обихода, и по сей день вкладывают в свои работы большую энергетическую силу.

Выбор набора, нитей и ткани для вышивания гладью

Останавливая свой выбор на той или иной ткани, необходимо точно знать ее состав и быть уверенным в ее качестве, ведь основа под вышивку не должна иметь в своем уходе специальных или дополнительных процедур. Выбирать ткань, нужно отталкиваясь от того, что вы будете вышивать:

  • сатин, бязь и шелк используют для вышивания постельного белья
  • плотный лен, чистый или с добавками, используют для вышивания скатертей или салфеток
  • тонкий драп или любую другую ткань используют для вышивания гладью на одежде
  • льняную ткань применяют для вышивки картин

Тщательно выбирайте ткань, ведь из-за некачественной основы вышитый рисунок может деформироваться.

При выборе нитей для вышивания гладью соблюдайте простое правило, что толщина нити должна соответствовать толщине ткани. Для вышивки гладью подойдут все виды ниток, все зависит от вашего финансового состояния и фантазии.

На сегодняшний день есть масса магазинов для рукодельниц, в которых можно приобрести стартовый набор для вышивания гладью, если вы — новичок в этом деле. В этом наборе предложено все необходимое для мастериц, которые начинают осваивать данный способ вышивания:

  • нитки
  • ткань
  • иголка
  • схема
  • инструкция

Для полного набора останется купить пяльцы, наперсток, не пораниться и соблюдать технику безопасности при вышивании гладью , ножницы и линейку для измерения изделия.

Техника вышивания гладью

Вышивка гладью представляет собой вышивание стежками, заполняющими полностью всю плоскость узора, что создает поверхность неповторимой, атласной и гладкой. Применяя разнообразную технику (виды) глади, вы сможете придать узору различную форму и цветовую наполненность.

Техника вышивания гладью незамысловата, но требует большого внимания и терпения. Существуют такие техники вышивания гладью, от которых отталкиваются другие разновидности:

  • Простая гладь – обработка стежками ровных параллельных, плотно прилегающих один к другому, это основа данной техники. Она используется для рисунков круглой и островатой формы.

  • Гладь «враскол» — используется эта техника для вышивки больших деталей рисунка стежками ступенчатых рядов, которые находят один на другой, что создает минимальный визуальный эффект перехода рядов от одного к другому.

  • Гладь по настилу – эта техника оформляется используя основу других видов швов.

Вышивание гладью — швы

Существуют такие разновидности швов в выполнении вышивания гладью:

  • «Вперед иголкой» — этот шов выполняется равными стежками по контуру рисунка, длина которых равна длине между двух рабочих отрезков.

  • «Назад иголкой» — этот шов выполняется с обратной (изнаночной) стороны рисунка, отводя иглу назад на расстояние, которое равно двум стежкам на лицевой стороне, а после, делая один шов, концы иголки выводятся на лицевую сторону.

  • «Петельный стежок» — это шов сверху вниз. Вышивая лицевую сторону, игла остается под нитью.

  • «Стебельчатый шов» — этот шов выполняется, выводя иглу в центре предыдущего стежка с лицевой стороны, а вводят на изнаночную сторону под наклоном.

Узоры вышивания гладью

Вышивать гладью можно узорами двух типов:

  1. Двойные:
  • «Длинный стежок вприкреп» — данным узором пользуются для вышивания лепестков и листьев. Для этого узора сразу делают стежки по длине листочка, а потом длинную нить фиксируют короткими стежками. Так полотно не будет просвечиваться.

  • «Узкий валик» — начинается такой узор со стежка «игла вперед», а после делаются маленькие стежки, расположенные вертикально.


  1. Одинарные:
  • «Верхшов» — этот узор начинается с прокладывания стежков сверху вниз. Делается на одном конце стежок вертикальный, иглу вынимаем на лицевой стороне впритык с местом ввода и далее делаем стежок в обратном направлении, повторяя принцип.
  • «Узелок» — выполните начало узора, проткнув с изнаночной стороны ткань; оказавшись на лицевой стороне, выполните несколько навивов нити, плотно располагая их друг к другу, и одновременно придерживая, и протягивая нить назад на изнаночную сторону, затяните образовавшийся рельефный узел.
  • «Цепочка» — этот узор выполняется накидом нити петлей на рабочую иглу.
  • «Петля вприкреп» — зачастую данным видом узора вышивают цветочные лепестки. Узор выполняется по принципу узора «цепочка», только маленькими стежками, расположенными вертикально, за счет этого его можно будет удобно зафиксировать посредине.

Вышивание гладью пошагово для начинающих

Разобравшись в техниках, вариациях швов и узоров, можно приступить к практическому освоению этого труда. Самым главным для начинающих – это не выбирать сложные рисунки и схемы для вышивания гладью . Необходимо начать с простых и не трудоемких узоров, которые помогут вам овладеть всеми нюансами данной работы.

В магазинах для мастериц предлагают массу вариантов схем для начинающих, чтобы осваивать вышивание гладью . Также возможен вариант перенесения рисунка на ткань при помощи копирки, которая также легко приобретается в магазине, или же нарисовать свой выдуманный узор на ткани своими руками при помощи обычной ручки или карандаша.

Давайте попробуем вышить гладью цветок – это самый простой и легко усваиваемый узор с разными вариантами применений техник. Итак, что нам понадобится:

  • нитки шелковые — выбирайте цвета, которые сочетаются между собой, для цветочка
  • ткань шифон, можно лен или батист
  • игла для вышивания
  • пяльцы
  • ножницы
  • копирка или калька

Этапы вышивания пошагово:


Использовав вышивку гладью, можно украсить и сделать неповторимой и эксклюзивной любую вещь: начиная от кухонных принадлежностей, штор, постельного белья, и заканчивая одеждой и аксессуарами. Вкладывая в вышивку свою душу и сердце, вы наполняете изделие хорошей и позитивной энергетикой. Поэтому подарок с элементами вышивки, если вы надумаете такой смастерить, будет непременно приятным и незабываемым. Пробуйте, осваивайте и радуйте себя и близких изделиями с вышивкой гладью.

Видео: «Урок вышивки гладью. Листочек двумя тонами»

Поделиться: